Угнали авто в казани
В Татарстане выросла раскрываемость угонов и автокраж
В республике стало больше краж автомототехники, но угоняют машины и мотоциклы в 2019 году реже, чем в 2018-м
О росте краж автомобилей и мотоциклов, рассеянных автовладельцах и оригинальном способе «собирать» металлолом рассказывал сегодня на пресс-конференции начальник отдела по раскрытию угонов и краж автомототранспорта Управления уголовного розыска МВД по Татарстану Джавид Гасанов. Подробнее — в материале «Реального времени».
Воровать стали чаще
Джавид Гасанов похвастался, что показатели раскрываемости угонов и краж автомототранспорта в Татарстане — одни из самых высоких среди российских регионов. Однако автомобили с мотоциклами в этом году, увы, крадут чаще, чем в прошлом.
По итогам семи месяцев 2019 года в республике зарегистрировано 69 случаев краж транспортной техники (42 автомобиля и 20 мотоциклов), тогда как в январе — июне 2018-го их было 62. Внимание злоумышленников чаще всего привлекали отечественные автомобили — их было похищено 35. Раскрываемость преступлений составила почти 50% — 30 единиц техники возвращено владельцам.
Зато количество угонов в Татарстане незначительно снизилось. За семь месяцев зафиксирован 221 случай угона. Все угнанные транспортные средства возвращены владельцам, а в 89,3% случаев преступления раскрыты, то есть угонщики найдены.
Чаще всего воры посягали на движимое имущество автовладельцев в Казани — на долю столицы приходится около 35% похищенных и угнанных авто. На 16% по сравнению с прошлым годом уменьшилось в 2019-м количество случаев неправомерного завладения автомотосредствами казанцев — с 87 до 75. А вот количество краж выросло с 23 до 28.
По итогам семи месяцев 2019 года в республике зарегистрировано 69 случаев краж транспортной техники (42 автомобиля и 20 мотоциклов), тогда как в январе — июне 2018-го их было 62. Фото pixabay.com
Воры любят иномарки подороже
Начальник отдела по раскрытию угонов и краж автомототранспорта Управления уголовного розыска МВД по Татарстану рассказал о двух серьезных достижениях своего отдела.
В конце января в Казани была задержана криминальная троица, которая украла крутую Land Rover Discovery. Из Кировского района они перегнали внедорожник в пригородный лесок. Полицейские нашли машину, а потом и злоумышленников. Двое угонщиков оказались гражданами Белоруссии, один — местный.
А в конце июня полицейские задержали преступную группу, специализировавшуюся на хищениях Mazda CX-5.
Всего же с начала года в Казани похитили 11 иномарок: две Mazda CX-5, две Mazda CX-7, Lexus LX-570, Toyota Land Cruiser 200, тот самый Land Rover Discovery, Toyota Camry, Honda Civic, Citroen C-Elysee и Chevrolet Cruze.
Среди украденных и, увы, разрезанных и сданных на металлолом оказались также карьерный экскаватор и трактор ДТ-75Н. Фото vechrost.ru
Коня на скаку остановит, а трактор порежет и сдаст
Джавид Гасанов рассказал о нескольких случаях хищений автотранспортных средств, которые были бы смешными, если бы не закончились так грустно. Например, в мае 2019 года на Сибирском тракте в Казани воры похитили с помощью эвакуатора автомобиль Honda Civic, чтобы… сдать в металлолом. И сдали бы, если бы полиция не «работала» с приемщиками — те выдали вора на месте преступления.
— Хотелось бы предупредить владельцев эвакуаторов и просто автовладельцев: если вас кто-нибудь просит эвакуировать или отбуксировать автомобиль, то хотя бы документы на машину у него попросите, убедитесь, что машина принадлежит именно этому человеку! — заметил начальник отдела по раскрытию угонов и краж автомототранспорта.
Среди украденных и, увы, разрезанных и сданных на металлолом оказались также карьерный экскаватор и трактор ДТ-75Н. Что касается экскаватора, то, несмотря на внушительные размеры похищенной техники (кто не знает, карьерные экскаваторы относятся к крупногабаритным), место преступления в памяти начальника отдела УУР не отложилось. А старенький трактор, по его словам, весной прямо на глазах жителей разрезали с помощью манипулятора и автогена в одной из деревень Менделеевского района:
— Мужчина купил его и оставил под присмотром у родственников. Год машина стояла и одной даме надоела. Она и вызвала рабочих, которые распилили и сдали трактор. На 60 тысяч рублей обогатились.
Гасанов сказал, что в 95% случаев записи с камер оказываются полезными в поисках преступников. Фото 16.мвд.рф
Ключ для угонщика
Приз за безалаберность можно было бы вручить автовладельцу из Приволжского района Казани, который на днях, припарковавшись вечером у дома, решил посидеть на скамейке, а ключи положил рядом на скамейку. Посидел и ушел домой, а ключи дождались гражданина, который сам на чужом автомобиле покатался, а потом и друзьям дал поездить. Затем автомобиль бросили в одном из казанских дворов.
— Вначале мы нашли машину и знакомых того человека, который взял ключи, а буквально вчера — и его самого, — рассказал Джавид Гасанов. — Это взрослый человек, не мальчишка; ранее судимый. Теперь отвечать будет за угон. А мог вернуть ключи владельцу и наверняка был бы им вознагражден.
Угоняют, по словам спикера, авто нередко еще и от торговых центров: безалаберные водители оставляют ключи от машин в верхней одежде, сдают ее в гардероб, а угонщики и воры тем и промышляют.
Отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени», насколько помогают обнаруживать угонщиков и раскрывать преступления видеокамеры, устанавливаемые во дворах по программе «Безопасный город», Гасанов сказал, что в 95% случаев записи с камер оказываются полезными в поисках преступников. А по горячим следам, уточнил он, задержать автовора в Казани реально лишь в первый час после совершения преступления. Если не удалось, план «Перехват» включать бессмысленно, начинается рутинная работа с обходами дворов, изучением видеозаписей и прочего.
Автоугоны в Татарстане: что пользуется спросом, то и крадут
В районах Татарстана машины угоняют спонтанно и непродуманно, а 30% всех автоугонов республики происходят в Казани. Здесь же воры чаще всего работают «под заказ» и крадут дорогие авто. В МВД рассказали, какие марки и модели пользуются популярностью у автоугонщиков.
В Татарстане обстановка по линии краж и угонов автомототранспорта ( АМТ) «находится под контролем», заявил в среду на пресс-конференции начальник Управления уголовного розыска МВД по РТ Джавид Гасанов. За январь — сентябрь текущего года количество зарегистрированных краж АМТ в сравнении с показателями прошлого года сократилось с 216 до 183, при этом раскрываемость преступлений этой категории возросла. Количество угонов авто снизилось с 511 до 400.
« Лидером по количеству совершенных преступлений остается Казань. На долю столицы приходится около 30% всех угнанных и похищенных автомобилей республики. За 9 месяцев в городе было зарегистрировано 99 фактов неправомерных завладений — на 45 случаев меньше, чем в прошлом году, и 79 фактов кражи ( 91 в 2015 за АППГ)», — привел статистику Гасанов.
Он пояснил, что чаще всего авто угоняют ночью — до 80%. «В основном вечерние и ночные показатели связаны с „пьяными“ угонами с целью покататься или доехать до дома», — добавил спикер.
Больше всего краж и угонов происходит на улицах города — это 70%, около 10% — во дворах и 8% — из гаражей. Из 183 похищенных АМТ 129 — машины, 54 — мототехника. В число последних, уточнил Гасанов, входят мотоциклы, мотороллеры, скутеры, мопеды, снегоходы, квадроциклы и моторные лодки.
В Татарстане « лидерами» краж за 9 месяцев стали отечественные автомобили. Это ГАЗ, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2115, «Лада Калина». Всего, отметили в МВД, было украдено 73 машины российской сборки.
Причина частых угонов российских авто в том, что из-за небольшой их стоимости, владельцы неохотно предпринимают какие-либо меры для сохранности ТС, считают в ведомстве.
« Отсутствуют противоугонные системы, водители паркуются на неохраняемых парковках во дворах домов. По своим техническим характеристикам такие автомобили наиболее доступны для проникновения и запуска двигателя, и эти обстоятельства создают благоприятную почву для совершения преступных посягательств в отношении автотранспорта», — пояснил Гасанов, добавив, что в большинстве случаев они похищаются с целью разукомплектования или сдачи в пункты приема металла.
Фактов кражи и угона самых дорогостоящих автомобилей меньше — всего 8 единиц, отметил Гасанов. Среди них — «BMW Х5», «BMW 520», Mercedes-Benz, Lexus, Toyota Highlander, Audi Q5, Land Rover Discovery и Toyota Rav 4.
« Кражи дорогостоящих автомашин под „заказ“ совершаются, в основном, в ночное время, либо в небольшой промежуток времени отсутствия владельца в дневное время, как правило, с использованием сканирующих устройств и с предварительной подготовкой места отстоя», — уточнил Гасанов.
Как правило, квалифицированные кражи совершаются организованными преступными группами, с четко распределенными ролями.
Чтобы проникнуть в салон, разблокировать охранную систему автомобилей и запустить двигатель преступники используют алгоритмические кодграбберы ( code grabbe, «захватчик кода» — прим. ред.), которые в настоящее время стали доступны широкому кругу населения. Кроме того, в свободной продаже имеются и глушители GPS- и GSM-сигналов, используемых в системах охраны со спутниковой навигацией. Но преступники не связываются с автомобилями, оборудованными механическими противоугонными средствами.
Гасанов отметил, что самые серьезные преступления совершаются в Казани, в других городах РТ кражи и угоны происходят спонтанно и необдуманно.
Автомафия взялась за лизинг: «Машины перегоняют даже в ИГИЛ*»
В Казани расследуют аферу на 100 млн рублей с хищением дорогих авто. В числе фигурантов ОПГ — потерпевший из дела о прокурорской «взятке»
Казань вслед за Москвой и Питером претендует на статус столицы угнанных за рубеж лизинговых машин. В уголовном деле МВД Татарстана фигурируют 22 таких автомобиля. По версии следствия, перед исчезновением с территории РФ иномарки успевали поучаствовать в имитации ДТП. Ущерб, как выяснило «Реальное время», оценен в 100 млн рублей. Из обвиняемых по делу под стражей лишь экстрадированный из Минска бизнесмен Олег Чукланов: в полиции его называют организатором ОПГ, а его жену — соучастницей. Вот только сами Чуклановы рассказывают, как долго добивались возбуждения этого дела, рисковали жизнями в Эстонии и угоняли назад в Россию те самые авто.
Из эстонской хроники
«В Таллине три машины силой остановили белый спортивный автомобиль Mercedes класса люкс с российскими номерами», — сообщал информационно-развлекательный портал Delfi 3 ноября 2015 года. «Водитель не открыл дверь, которую в итоге выломали. Позже на место приехала и полиция. Вроде бы это был самосуд», — делился с изданием очевидец. Представитель Пыхьяской префектуры подтверждал эстонским журналистам факт «самопроизвольной принудительной остановки автомобиля и столкновение Audi и Mercedes-Benz». Причиной дорожного конфликта назывался спор о праве владения на машину, которую в итоге забрала полиция.
Во время описываемых событий в том «Мерсе» находились Эльвира и Олег Чуклановы из Казани. Машина в итоге вернулась в Казань и стала вещдоком в уголовном деле, а бравшие ее в лизинг Чуклановы получили статус обвиняемых.
Версия следствия и 12 потерпевших компаний
Казахстан, Эстония, Грузия, Швеция… Именно в этих странах оказались 22 иномарки премиум-класса, по версии МВД, похищенные в Казани в 2014—2016 годах. Все они попали в дело о мошенничествах (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в составе организованной группы. Лишь пять машин были возвращены законным владельцам — потерпевшим лизинговым компаниям Carcade, «Вэб-лизинг» и «Евразийская лизинговая компания». Их ущерб в полиции оценили в 96 млн рублей.
Еще 5 млн рублей, по версии следователей, потеряли девять фирм, которые платили аферистам страховки за якобы поврежденные в авариях машины, в том числе те самые исчезнувшие иномарки. Тут, говорят, использовались и схемы имитации ДТП, и нанесение дополнительных повреждений после реальных столкновений, и замена целых фрагментов корпуса битыми. Так в 2015 году владелец одной из таких подставных машин заявил сразу о двух страховых случаях. Всего в материалах этого дела фигурирует 41 афера с возмещением ущерба от ДТП, причем в половине случаев деньги до аферистов не дошли. Иначе ущерб вырос бы еще на 11 млн рублей.
Всего в деле предполагаемой автоОПГ больше 100 томов и 9 обвиняемых. Еще 13 фигурантов не были участниками сообщества, их привлекают по отдельным эпизодам постановочных аварий (ст. 159.5 УК РФ). Вину частично признали несколько человек.
«В Таллине три машины силой остановили белый спортивный автомобиль Mercedes класса люкс с российскими номерами», — сообщал портал Delfi 3 ноября 2015 года. Фото delfi.ee
«В Евросоюзе такое понятие, как ПТС, отсутствует»
В Carcade и «Евразийской лизинговой компании» комментировать уголовный скандал со своими клиентами отказались. В «ВЭБ-лизинге» согласились приоткрыть лишь некоторые детали. «Схема простая — 2—3 месяца платят, потом перестают. Начинаешь искать машину, а ее уже нет в России. Две свои мы вытащили из Эстонии еще до возбуждения дела», — поделился региональный директор управления по обеспечению безопасности АО «ВЭБ-лизинг» Александр Маркин.
По его словам, такие дела «выстреливают» по всей России, поскольку в нашем законодательстве есть серьезный пробел, который не спешат устранять:
— Очень плохо, что нет запрета на пересечение границы автомобилем, находящимся в лизинге. В самом договоре с клиентом этот момент прописан, но ни сотрудники ГАИ, ни пограничники на это не смотрят. Пропускают машины без паспорта технического средства. А в Евросоюзе такое понятие, как ПТС, вообще отсутствует. Там если у иностранца украли машину — страховка все покрывает. И вот дорогие машины из России по цепочке уходят на Запад и перепродаются.
Как выяснило «Реальное время», казанский филиал «ВЭБ-лизинга» лишился трех авто премиум-класса — BMW Х6, Audi A8 и Mercedes-Benz SLK. Последний оценен в 7,7 млн рублей — дороже всех в двадцатке похищенных машин. Две машины прошли через компанию Чуклановых «Северный ветер». Обе возвращены, арестованы и уже третий год ржавеют на стоянке. Местонахождение третьей машины давно установлено, однако вернуть ее из Казахстана сама лизинговая компания не может, нужна поддержка силовиков. В МВД, в свою очередь, поясняют: иностранным коллегам мало заявления потерпевшего, нужно решение суда.
Казанский филиал «ВЭБ-лизинга» лишился трех авто премиум-класса — BMW Х6, Audi A8 и Mercedes-Benz SLK
Версия Чукланова: «Следствие не желает разбираться»
Организаторами орггруппы в полиции считают 34-летнего экс-менеджера лизинговой компании, директора фирмы по торговле компьютерами «Северный ветер» Олега Чукланова и его друга Евгения Власенко, владельца компании по торговле автотранспортом «Мобил Линия». Основной учредитель «Северного ветра» — супруга Чукланова Эльвира, бывшая работница потерпевшей ЛК «Carcade», тоже имеет статус обвиняемой по статье 159 УК РФ.
Уголовное дело было возбуждено в феврале 2016 года в отношении неустановленных лиц. В апреле того же года Чукланова задержали на 72 часа и освободили, а в феврале 2017 года объявили в розыск. Повторно он был задержан уже в Республике Беларусь и через несколько месяцев, в феврале 2018-го, экстрадирован в Россию и водворен в СИЗО-2 Казани. Чукланов обвиняется во всех 22 эпизодах мошенничества, связанных с хищением лизинговых авто и в двух аферах с получением автостраховки.
20 февраля 2019 года арест Чукланова был продлен Верховным судом Татарстана до 23 мая, несмотря на возражения обвиняемого. На последней апелляции он заявлял — ходатайства следствия «рассматриваются рутинно», доводы не проверяются. «За 4 года, что ведется расследование, зафиксированы хоть какие-то случаи противодействия следователю. И как я могу продолжить заниматься преступной деятельностью — я 5 лет уже не работаю в лизинговой компании», — возмущался Чукланов, добавляя, что и его бизнес-репутацию сотрудники МВД «основательно попортили». По версии защиты, оснований объявлять директора «Северного ветра» в международный розыск не было — на родине с него не брали подписку о невыезде.
Как попытку скрыться от следствия в МВД расценили и действия Эльвиры Чуклановой. В марте 2017 года ее задержали на 48 часов, сняв с посадки на авиарейс в аэропорту «Казань». Из свидетеля перевели в разряд обвиняемых и хотели арестовать. Суд отказался заключать под стражу мать двух малолетних детей — младшему на тот момент был месяц.
— Все обвиняемые, кроме меня, 20 человек находятся на свободе, включая тех, что с более тяжкими эпизодами! Я ничем не хуже их, — продолжал на заседании суда арестованный. — Все потерпевшие — юридические лица, вопрос по ущербу ими давно разрешен в Басманном и иных судах в гражданском порядке.
Чукланов обвиняется во всех 22 эпизодах мошенничества, связанных с хищением лизинговых авто и в двух аферах с получением автостраховки
Чукланов также заявил — он уже почти 2 года не видел своих детей, супруге свиданий также не дают — как обвиняемой по тому же делу. По существу претензий в свой адрес бизнесмен дал понять — виновным себя не считает, просто «следствие не желает хоть минимально разобраться в деле».
Суд менять меру пресечения не стал. В перерыве Эльвира Чукланова смогла рассказать мужу — пришли документы из налоговой на ликвидацию фирмы «Северный ветер».
Угон своего авто в чужой стране
Версия защиты Олега и Эльвиры, как выяснило «Реальное время», строится на том, что они первые обратились в полицию с заявлением о пропаже лизинговых авто, сделали все для их возврата и столкнулись с угрозами — окажетесь крайними. Не поверили, но стали обвиняемыми. Теперь в своих жалобах обвиняют полицейских в сокрытии реальных преступников.
В 2014—2015 году семейная фирма Чуклановых «Северный ветер» взяла в лизинг три иномарки представительского класса. А через какое-то время уступила их третьим лицам по договору цессии, те обещали взять на себя лизинговые платежи и в будущем выкупить долю в «Ветре». Чистоту сделки гарантировал знакомый семьи, мотогонщик Александр Иванов, ранее не раз сам бравший лизинговые авто и мотоциклы. Он говорил, что ему нужны представительские авто для встречи VIP-гостей в аэропорту, а денег на их покупку не хватает, — именно так начал рассказ о событиях, что предшествовали уголовному делу, близкий друг Чуклановых. Для подтверждения он продемонстрировал корреспонденту «Реального времени» переписку ныне обвиняемых с правоохранительными органами.
Поскольку Чуклановой и адвокатам защиты запретили комментировать это дело, продолжим рассказ друга семьи.
«Передача ключей от авто в обмен на расписки о выполнении обязательств состоялась в начале мае 2015 года на подземной парковке «Корстона» в Казани. В следующий раз свой лизинговый BMW X6 Чуклановы увидели осенью на окраине Таллина — черный BMW стоял на открытой парковке у автосервиса, но со всех сторон был заблокирован другими машинами. Эльвира и Олег рассказывали — нашли его по данным геолокации, переданным службой «Цезарь Саттеллит» и компанией «ВЭБ-Лизинг». Когда стали разбираться, почему «партнеры» не выполняют взятые на себя обязательства, обнаружили — машины покинули страну. Лишь благодаря спецмаячкам их местонахождение дистанционно отследили сотрудники лизинговой компании. И Чуклановы полетели в Эстонию.
Когда нашли первую пропажу, решили вернуться на место вечером, когда блокирующие машины уедут. Но парковка оказалась полностью пустой, а сигнал маячка пропал. Зато утром черный BMW вновь стоял на том же месте, в окружении других машин, только выезд для него заблокировать не успели. Дальше был детектив. Эльвира взяла свой комплект ключей и набрала для поддержки номер казанского приятеля (Евгения Власенко). Одной идти к машине было страшно, но решили, что женщина привлечет меньше внимания. Эльвира подошла, открыла, завела и поехала, «трясясь от страха» — ждала погони. На заправке в машину подсел муж, и они спокойно доехали до границы и дальше. В Казани передали машину лизинговой компании.
Эльвире Чуклановой комментировать дело запретили
В возвращенной иномарке вместе с полисом ЕвроОСАГО нашлось поддельное свидетельство о регистрации на имя москвича Юрчева с Алтуфьевского шоссе. Его отдали в полицию, попросив приобщить к уже поданному заявлению об афере. Но тогда в полиции возбуждать дело не стали. Решение подавать заявление приняли, когда по дороге из Таллина позвонили Иванову — где второй автомобиль, белый «Мерседес-Бенц СЛК 55»? Тот заявил — машина стоит под Казанью, в Шеланге. А в «ВЭБ-Лизинге» сказали — и она в Таллине. Пришлось лететь повторно.
В зону поиска попала территория радиусом в километр. Занимался им Олег, жил там неделю, общался с сотрудниками Интерпола, но автомобиль не нашел. Пришлось возвращаться. Устойчивый сигнал маячка на пропавшем «Мерсе» активизировался в ноябре, и Чуклановы отправились в Таллин вдвоем и по переданным службой безопасности «ВЭБ-Лизинга» координатам обнаружили свой автомобиль у входа в другой автосервис. Выезд был свободен. Но угон по той же схеме был замечен практически сразу, погоня началась через пару минут — порядка 5-6 машин двинулись следом, сигналя, одна выехала на встречную полосу и заблокировала проезд.
Преследователи выскочили, стали бить кулаками по корпусу, стеклам и панорамной крыше с криками на русском и эстонском: «Это наша машина!». Орали, что убьют, а когда приехала полиция — просили сказать, что, мол, инцидент исчерпан. Чуклановы, запершись в салоне, понимали: полиция — единственный шанс. Проблема оказалась в том, что по-русски офицеры не понимали. Но они поняли главное — у «угонщиков» на руках все документы именно на этот автомобиль, а у преследователей — ничего. Забрали машину в полицию и помогли россиянам добраться до отеля окольными путями. Через неделю сообщили — ждать придется долго, отправлены запросы в Интерпол и Генпрокуратуру РФ. А в декабре предложили забрать машину.
«Преступники сразу сообщили — у них «крыша» в БГП»
Если верить другу Чуклановых, по их возвращении в Россию начались чудеса. Пока полиция думала — возбуждать ли дело, Чуклановым позвонил неизвестный и потребовал «по-хорошему» отдать с таким риском возвращенные автомобили и доверенности на них. Сказали, что бизнес давно отлажен, у кого больше кэша, тот и прав. Незнакомец назначил встречу, о которой Чуклановы известили и полицию, и лизинговую компанию. Позже они представили аудиозапись неконструктивного разговора с тремя представителями криминала, двое представились жителями Санкт-Петербурга, один москвичом. Те хотели уже не только автомобили, но и фирму «Северный ветер» в собственность.
В МВД Татарстана не отрицают: личности тех, кто гонял машины из Казани до границы и через нее, а также продавал их за рубежом, следователями пока не установлены
Встреча проходила в нашпигованном камерами ТРК «Тандем», однако среди фигурантов лизингового дела этих представителей криминала нет. Почему — Чуклановы ранее писали главе Следкома по РТ и прокурору Татарстана:
«Преступники в ходе встречи сразу сообщили, что у них есть «крыша» в отделе по борьбе с групповой преступностью (БГП) по Казанской зоне УУР МВД по РТ. Что дело против них не возбудят, а развернут против пострадавших, что у кого больше «кэша», тот и прав. Что на сегодняшний день и происходит. Данные преступники, а их имена известны следствию, похитили много автомобилей», но следствие «пытается замять скандал с преступной группой, вывозящей автомобили за рубеж, их не интересует и подделка госдокументов, дело пытаются повернуть в другое русло».
В том же обращении указано — за время следствия организаторами преступлений пытались представить разных людей, а другим якобы предлагали «дать на лапу» и остаться свидетелем, дающим только те показания, которые устраивают сотрудников БГП. Представителей Следкома и прокуратуры попросили обратить внимание на мобильник рядового опера — за 70 тысяч рублей и новую «Мазду 6» за 2 млн рублей. Впрочем, дела по этим заявлениям не возбудили.
МВД: международных перекупщиков в деле пока нет
В казанской полиции не опровергают усилия ныне обвиняемых по возврату двух пропавших машин из-за границы. Но придерживаются версии — Чуклановы потерпевшими не являются, просто хотели возместить ущерб по сделкам с их семейной фирмой. Ведь в других эпизодах хищений были задействованы подставные лица и компании-прокладки.
В то же время в МВД Татарстана не отрицают: личности тех, кто гонял машины из Казани до границы и через нее, а также продавал их за рубежом, следователями пока не установлены. В полиции не исключают, что свою роль могли сыграть и международные перекупщики, и коррупционные связи на таможне. В этой части материалы выделены в отдельное производство. Основное дело находится на завершающей стадии — обвиняемые знакомятся с собранными доказательствами в 110 томах.
В то же время установлено, что практически все похищенные в Казани лизинговые авто, прежде чем попасть в Эстонию, Грузию и т. д., пересекали границу РФ в Оренбургской области.
Описываемые Чуклановыми угрозы в их адрес следственным путем не подтверждены. Зато упоминавшийся выше Иванов также имеет статус обвиняемого.
В казанской полиции придерживаются версии — Чуклановы потерпевшими не являются, просто хотели возместить ущерб по сделкам с их семейной фирмой
Строго говоря, по делу МВД РТ привлекают двух Ивановых — однофамильцев Александра и Виталия. Первый является частным предпринимателем, владельцем и руководителем казанского ООО «Авто+» (оптовая торговля легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами), в прошлом — директором стройфирмы «СДС». Следствие считает его хорошим знакомым Чукланова и соучастником лизинговых и страховых афер. Второй Иванов был работником компании-поставщика авто для лизинговых компаний, и, как считают в МВД, содействовал в заключении нужных сделок.
Еще один фигурант дела — полный тезка муслюмовского райпрокурора, казанец Данис Ахметзянов. Является директором и соучредителем компании по оптовой торговле стройматериалами «Вейрон», совладельцем фирм «Монолиттранс» и «Инженерные системы». Ранее занимался бизнесом в сфере недвижимости в Москве. По версии ГСУ МВД Татарстана, по счетам компаний Ахметзянова проходили деньги от афер, которые затем передавались Чукланову, при этом сам Ахметзянов прибыли от этого не получал и о хищении лизинговых авто не знал.
В причастности к подставным авариям обвиняют Руслана Бикбулатова. В сети можно найти решение арбитража о том, как в 2015 году он на «Лэнд Ровере» нарушил правила и столкнулся с «Инфинити», после чего страховщику в суде был выставлен счет, вдвое превышавший размер выплат за повреждения Ровера.
«Гроза силовиков» Айдар Максютов
Самый известный фигурант дела автоОПГ является потерпевшим сразу в двух коррупционных делах полицейских и прокуроров. В апреле прошлого года заместителя гендиректора по экономике ООО «Организация транспортных систем» Айдара Максютова осудили за покушение на мошенническое хищение в крупном размере. Согласно приговору, он добивался незаконного возмещения НДС в размере 340 тысяч рублей — с помощью фиктивной сделки по продаже автомобиля NissanPatrol 5.6 и искажений в бухгалтерской отчетности подконтрольных фирм.
В апреле прошлого года Айдара Максютова осудили за покушение на мошенническое хищение в крупном размере
Примечательно, что тем же составом Вахитовский суд разбирается в деле о «полицейской взятке» 1,2 млн рублей от того же Максютова. На скамье подсудимых — два подполковника. Замначальника отдела БГП управления угрозыска МВД РТ Рустем Гарипов вину в посредничестве взятке не признает, экс-начальник ОП «Вишневский» Рифат Садыков признал частично. По версии следствия, деньги предназначались неустановленным должностным лицам Главного следственного управления МВД по РТ «за содействие» в освобождении Максютова по уголовному делу об аферах с лизинговыми авто. Оперативное сопровождение в рамках этого дела осуществляли сотрудники отдела БГП, в котором служит подполковник Гарипов. Служебная проверка МВД не нашла оснований даже для его отстранения от должности.
Максютову же в рамках лизингового дела предъявлены обвинения в двух страховых мошенничествах и трех аферах с лизинговыми авто — NissanPatrol, Audi A8, Mercedes Benz. Вину он не признает. Тогда как Чуклановы свидетельствовали на следствии — Максютов был знаком с бандитами, которые приезжали на «жесткие переговоры» в «Тандем».
Страховка против мафии
Выход из ситуации прост, считает Михайлов:
— Мы не можем подгонять под наши проблемы европейский протокол. У них там такие кражи покрывают страховками — угнали и угнали, ущерб возмещен. И я считаю, что такая страховка должна быть и в России. В том числе и потому, что у региональной полиции нет возможности искать угнанные авто за границей — только через центральный аппарат.
* Международная террористическая организация, запрещенная в России