Угол наклона мотоцикла с коляской

КРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВКА КОЛЯСКИ

К мотоциклу коляска присоединяется в четырех точках (рис. 65). Нижние две точки крепления представляют собой цанговые зажимы (рис. 66), охватывающие шаровые кронштейны рамы мотоцикла. Задний цанговый зажим смонтирован в кронштейне, который крепится к раме коляски двумя стяжными болтами и может быть повернут или выдвинут из трубы рамы коляски для регулировки положения коляски относительно мотоцикла. При затяжке болта 3 цанговые губки зажима втягиваются внутрь корпуса 4, плотно зажимая шаровой кронштейн раны мотоцикла.

Верхнее крепление осуществляется в двух точках с помощью тяг 1 и 2 (рис. 65), регулируемых по длине. Эти тяги шарнирно соединены с ушками рамы коляски и с кронштейнами рамы мотоцикла и регулируются путем

навертывания трубчатой части тяги на ее нарезной стержень.

С помощью регулируемых тяг и заднего цангового зажима можно установить определенное положение коляски относительно мотоцикла, обеспечивающее хорошую управляемость и устойчивость мотоцикла при движении.

Положение коляски относительно мотоцикла определяется развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Обе эти величины находятся в прямой зависимости от конструктивной схемы мотоцикла.

У мотоциклов без привода на колесо коляски (К-750М, К-650, МТ-9) величину развала и схождения рекомендуется устанавливать в соответствии со схемой, показанной на рис. 67.

Коляску следует крепить так, чтобы угол наклона мотоцикла по отношению к вертикальной

плоскости (угол развала) был равен 2º. Для компенсации же бокового усилия, создаваемого коляской, рекомендуется отрегулировать взаимное положение плоскостей колес так, чтобы их схождение на длине базы мотоцикла составляло 10 мм.

Иное положение у мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650). Так как у них ведущими являются два колеса (заднее и колесо коляски), то при установке положения коляски относительно мотоцикла следует иметь нулевой развал и нулевое схождение. Иными словами, колесо коляски должно быть параллельно колесам мотоцикла и все колеса должны быть перпендикулярны к горизонтальной плоскости дороги. Коляска относительно мотоцикла устанавливается на заводе-изготовителе, но должна обязательно проверяться в процессе эксплуатации. Для этого нужно двигаться на малой скорости по ровному, горизонтальному участку дороги, отпустив руль. При правильной регулировке мотоцикл не должно “уводить” в сторону. В случае “увода” мотоцикла произвести регулировку развала и схождения.

При регулировке развала необходимо:

— отсоединить верхние проушины тяг от кронштейнов рамы мотоцикла и отвернуть контргайки на стержнях тяг;

— ввертывая или вывертывая стержень относительно трубы тяги, добиться отклонения мотоцикла от коляски на 2 или на 0º соответственно его конструкции;

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской
Рис. 67. Схема регулировки развала и схождения коляски и мотоцикла

— законтрить стержни тяг и закрепить проушины.

Схождение регулируется с помощью коленного рычага заднего цангового зажима 3 (рис. 65), для чего необходимо:

— отсоединить наклонные тяги 1 и 2;

— отпустить два стяжных болта коленного рычага;

— выдвинуть (для увеличения величины схождения) коленный рычаг из трубы рамы или вдвинуть в трубу (для уменьшения величины схождения), установив его в 10 или в 0 мм в зависимости от типа мотоцикла;

— затянуть стяжные болты коленного рычага и присоединить наклонные тяги к кронштейнам рамы мотоцикла.

Выверять установку коляски рекомендуется с помощью рейки и отвеса или на специальном приспособлении заводского типа. Вес шарниры тяг и цанговые зажимы при регулировке смазать солидолом.

Источник

МОЙ МОТОЦИКЛ

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской
Особой сверх технологии, в принципе, не нужно чтобы прицепить к мотоциклу Урал и других оппозитов сородичей не нужно. Но я столкнулся с проблемой, когда коляска стояла под неправильным углом относительно мотоцикла ( у меня К-750) и это негативно влияет на управление. Порылся немного и нашел в книге эксплуатации мотоцикла «Урал М 63» как правильно сделать «развал-схождение» для мота. Так как все колясычи родственники то, думаю, особого отличия в регулировке нет.

Итак приступим: Коляска (боковой прицеп) должна быть установлена по от-ношению к мотоциклу в строго определенном положении. Это положение определяется двумя показателями: развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Мотоцикл с правильно установленной коляской, как я уже и говорил, хорошо «держит» дорогу и легко управляем. В противном случае будет «тянуть» в ту или другую сторону, можете клюшуть носом коляски, будет постоянно на кочках подрывать её, и, немаловажно, происходит интенсивный износ протектора колес. А резина нынче дорогая.

Проверка и замеры производятся на ровной горизонтальной площадке.

Схождение колес мотоцикла и коляски проверяют при помощи двух прямых брусков длиной 2000—2100 мм, приложенных к боковой плоскости колес на высоте 90—100 мм. Величина схождения колес на длине базы мотоцикла должна быть в пределах 10—12 мм, т. е. расстояние на линии оси переднего колеса должно быть на 10—12 мм меньше, чем расстояние на линии оси заднего колеса. При регулировке следует отсоединить наклонные тяги крепления коляски к мотоциклу, отпустить два стяжных болта, зажимающих задний коленчатый рычаг, выдвинуть рычаг (при разнице замеров меньше 10—12 мм) из задней трубы рамы или вдвинуть (при разнице замеров больше 10—12 мм) до получения необходимого схождения колес и затянуть стяжные болты крепления рычага.

Угол наклона мотоцикла по отношению к вертикальной плоскости (угол развала) должен быть равен 1—2° (или 10—20 мм при замере расстояния между точками проекций верхней и нижней боковой части покрышки переднего или заднего колеса мотоцикла.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Наклон мотоцикла проверяется уровнем, транспортиром с отвесом, или отвесом и линейкой.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Регулируют угол развала колес двумя — наклонными тягами. Для регулировки необходимо отсоединить тяги верхней части крепления вилок и отвернуть контргайки вилок. Установить наклон мотоцикла от прицепной коляски в пределах 1—2° (10— 20 мм между точками проекций верхней и нижней боковой части покрышки переднего и заднего колеса мотоцикла). Вывинчивая или завинчивая вилки, подобрать нужную длину тяг. Соединить вилки тяг с кронштейнами рамы, закрепить болтами и завернуть контргайки. Угол наклона можно проверить на ходу. При правильно отрегулированном развале колес, мотоцикл не должен при движении отклоняться в сторону…….

Источник

Немного об управляемости мотоциклов с коляской. Теория

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Сам я рассекаю на колясыче не так уж давно, скорее только начинаю, ещё даже не откатал первую тысячу. В связи с этим мне стало интересно подробно разобрать, что же происходит с мотоциклом в поворотах, какие могут подстерегать опасности и вообще как улучшить и обезопасить свою езду на нём. Возможно, кому-то ещё данный материал будет полезен.

Рассматривать все заметки будем на примере мотоцикла «Днепр-11» 1990 года выпуска с прицепом.

Вот он, этот трёхколёсный монстр.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

В чём особенности управления?

Собственно, в грубом приближении колясыч можно рассматривать как автомобиль, у которого нет одного переднего колеса, заднее с той же стороны немного вынесено вперёд, а центр масс смещён от середины.

Так как компенсировать наклоном возникающую в поворотах центробежную силу мы не можем, у нас проявляются побочные эффекты.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Первый очевиден: при повороте вправо мотоцикл стремится опрокинуться на левый бок. Особенно с пустой коляской.
Здесь первостепенную роль играет то, что водитель сидит высоко, собсно и центр масс расположен выше и ближе к левому краю.
Очевидно, при возникновении такой ситуации (неопытные мотоциклисты, и я в том числе, часто неправильно выбирают скорость для захода в поворот) самое простое — повернуть руль в обратную сторону, «наружу» поворота, при этом правая сторона «упадёт» обратно. Поэтому, кроме крайне осторожного захода в правые повороты, нужно ещё и оставлять себе место слева именно для такого случая, т.е. прижиматься ещё правее.
Если коляска нагружена, мотоцикл будет более устойчив к опрокидыванию, но если при этом оно всё же начнётся, резко вернуть мотоцикл «на землю» поворотом руля может оказаться сложнее. Так что не лихачить — пожалуй, самый верный метод остаться на колёсах.
Ещё один приём, которым можно подстраховаться — перенести правую ногу на раму коляски и сместить корпус ближе к правой стороне, перенеся, таким образом, центр масс туда же. Этим можно подстраховаться, если вы не уверены, что скорость, с которой вы заходите в поворот, достаточно низкая.

Второе. Казалось бы, при повороте налево никаких проблем быть не должно, ведь там правое колесо, которое «удерживает» мотоцикл от опрокидывания. Но не тут-то было.
Когда мы начинаем левый поворот, центробежная сила стремится наклонить мотоцикл вперёд и вправо. И ей это таки зачастую удаётся.

Но и это ещё не всё.
Если глянуть на картинку выше — там я волнистой линией обозначил место, где могло бы быть переднее правое колесо, если бы наш колясыч был автомобилем. Тогда бы нагрузка в повороте легла бы на это «мнимое» колесо и мотоцикл вошёл бы в поворот на отличненько, как порше или хотя бы приора. Но у нас есть только переднее левое колесо, и оно в данном случае как бы «подразгружено», поскольку находится внутри поворота. Из-за этого возникает ситуация, когда переднее колесо повернуто уже на большой угол, но мотоцикл проскакивает поворот по бОльшему радиусу, чем вы от него ожидали. Это и есть снос переднего колеса (в данном случае), и на колясычах он возникает значительно раньше, чем на автомобилях. Об этом надо помнить.

О торможении в поворотах я говорить, пожалуй, воздержусь. Во-первых, это тонкий момент, и я вообще рекомендовал бы тормозить только до и после манёвра, а во-вторых, тормоза на отечественных днепро-уралах почти никогда не работают, как надо, и если вы вдруг захотите помочь себе задним тормозом в правом повороте, результат может вас удивить или даже расстроить.

В официальном толмуте по днепрам и уралам говорится, что тормозить надо сразу всеми колодками, и авторы правы.
Задние колёса (ну, то есть заднее и боковое) должны срабатывать одинаково, а переднее — в два раза эффективнее заднего (там и колодки стоят на самораспорку).
Если тормозить только передком или задком, то мотоцикл начнёт либо крутить влево, либо вправо со всеми вытекающими, и в зависимости от того, едете ли вы с пустой или нагруженной коляской, эффект будет отличаться. Короче, если кто-то дополнит меня по этой теме, буду рад.

Разворот на 180 градусов…
Это стало для меня прямо открытием, ну вдруг кто-нибудь ещё кроме меня не знал.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Вот у нас мотоцикл. Вот справа коляска.
Радиус поворота считается не до центра передней оси, как у автомобиля (у которого углы поворота колёс ещё и разные во время манёвра), а до середины нашего поворотного переднего колеса.

То есть когда мы разворачиваемся вправо, коляска остаётся внутри окружности поворота, и радиус зависит только от угла выворота переднего колеса.
А вот при развороте налево математика та же, но коляска остаётся снаружи окружности. То есть радиус будет больше на ширину коляски. Так что если надо развернуться на узком пятачке, выполнять разворот лучше слева направо.
Только не давайте много газу, а то улетите левой пяткой в грязюку на обочине, как я, бг-г-г-г.

Объезд препятствия.
Ну тоже, казалось бы, очевидно всё. Для опытных водителей.
И опять же, в глаза не долбись, едь спокойно, и будет всё хорошо.
Но ситуации на дороге (особенно российской) бывают разные, и внезапно выбежавшее на середину дороги дерево не кажется такой уж дикостью.

Здесь у нас всё логично и правильно. Коляска справа. И препятствие тоже надо объезжать справа.
Почему — отвечу теорией.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Представим что угодно — люк, бабушку, котёнка, фонарный столб.

Попробуем его объехать слева.
Резко маневрируем влево (при этом мотоцикл тупит и поворачивает не сразу, поскольку наше поворотное колесо оказалось разгруженным и возникает его снос), а потом резко вправо. Траектория немного изменилась, и теперь мотоцикл хочет сбросить нас влево. Нам приходится снова докручивать руль влево, уходя с прямолинейной траектории. Мы на встречке, или в кювете, или где угодно. Неприятно.

А теперь давайте объедем справа.
Сначала мотоцикл очень хорошо поворачивает, куда мы от него хотим, но пытается нас сбросить на люк/бабушку/котёнка/фонарный столб. Но мы не пугаемся и, достигнув нужного угла, даём руля обратно, роняя правое колесо обратно на землю. А потом выравниваем траекторию, чтобы не уехать далеко вправо. При этом или остаёмся на дороге, или уходим в кювет, но в свой, а не встречный, а он-то ближе и роднее.
Это при том, что левую сторону мы видим и чувствуем лучше, чем правую.

Как бы на словах всё красиво, но на практике это надо долго и упорно в себе тренировать, работать над ошибками, грызть лобовое стекло зубами и прочее.

В общем, надеюсь, кому-то материал был полезен или просто интересен, если я где ошибся — поправьте меня, я пока лишь просто излагаю некоторые заключения, к которым пришёл и которые сам ещё только начинаю тренировать.
Всем привет и ровных дорог.

Источник

как отрегулировать люльку.

Чтобы отправить ответ, вы должны вход или регистрация

Сообщений [ 15 ]

1↑ Тема от Denis 19-02-2013 14:17:32

Тема: как отрегулировать люльку.

2↑ Ответ от Evgen2033 19-02-2013 14:58:44

Re: как отрегулировать люльку.

Верхнее крепление осуществляется в двух точках с помощью тяг 1 и 2 (рис. 65), регулируемых по длине. Эти тяги шарнирно соединены с ушками рамы коляски и с кронштейнами рамы мотоцикла и регулируются путем навертывания трубчатой части тяги на ее нарезной стержень.

С помощью регулируемых тяг и заднего цангового зажима можно установить определенное положение коляски относительно мотоцикла, обеспечивающее хорошую управляемость и устойчивость мотоцикла при движении.

Положение коляски относительно мотоцикла определяется развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Обе эти величины находятся в прямой зависимости от конструктивной схемы мотоцикла.

У мотоциклов без привода на колесо коляски (К-750М, К-650, МТ-9) величину развала и схождения рекомендуется устанавливать в соответствии со схемой, показанной на рис. 67
Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской
Рис. 67. Схема регулировки развала и схождения коляски и мотоцикла

Коляску следует крепить так, чтобы угол наклона мотоцикла по отношению к вертикальной плоскости (угол развала) был равен 2º. Для компенсации же бокового усилия, создаваемого коляской, рекомендуется отрегулировать взаимное положение плоскостей колес так, чтобы их схождение на длине базы мотоцикла составляло 10 мм.

Иное положение у мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650). Так как у них ведущими являются два колеса (заднее и колесо коляски), то при установке положения коляски относительно мотоцикла следует иметь нулевой развал и нулевое схождение. Иными словами, колесо коляски должно быть параллельно колесам мотоцикла и все колеса должны быть перпендикулярны к горизонтальной плоскости дороги. Коляска относительно мотоцикла устанавливается на заводе-изготовителе, но должна обязательно проверяться в процессе эксплуатации. Для этого нужно двигаться на малой скорости по ровному, горизонтальному участку дороги, отпустив руль. При правильной регулировке мотоцикл не должно “уводить” в сторону. В случае “увода” мотоцикла произвести регулировку развала и схождения.

При регулировке развала необходимо:

— отсоединить верхние проушины тяг от кронштейнов рамы мотоцикла и отвернуть контргайки на стержнях тяг;

— ввертывая или вывертывая стержень относительно трубы тяги, добиться отклонения мотоцикла от коляски на 2 или на 0º соответственно его конструкции;

— законтрить стержни тяг и закрепить проушины.

Схождение регулируется с помощью коленного рычага заднего цангового зажима 3 (рис. 65), для чего необходимо:

— отсоединить наклонные тяги 1 и 2;

— отпустить два стяжных болта коленного рычага;

— выдвинуть (для увеличения величины схождения) коленный рычаг из трубы рамы или вдвинуть в трубу (для уменьшения величины схождения), установив его в 10 или в 0 мм в зависимости от типа мотоцикла;

— затянуть стяжные болты коленного рычага и присоединить наклонные тяги к кронштейнам рамы мотоцикла.

Выверять установку коляски рекомендуется с помощью рейки и отвеса или на специальном приспособлении заводского типа. Вес шарниры тяг и цанговые зажимы при регулировке смазать солидолом.

3↑ Ответ от mexanik62 19-02-2013 15:00:27

Re: как отрегулировать люльку.

Тебе надо мотоцикл наклонить в сторону люльки т е уменьшить длину этих вот тяг Для этого надо поставить мотоцикл на подставку чуть ослабить цанги (нижние крепления к мотоциклу) отсоединить тяги (сперва ослабить контргайки) ввернуть на одинаковое число витков Собрать обратно обтянуть

4↑ Ответ от Evgen2033 19-02-2013 15:01:42

Re: как отрегулировать люльку.

А если ты ездиш в основном по лесу то лутше сделай мот немного на коляску Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

5↑ Ответ от mexanik62 19-02-2013 16:58:17

Re: как отрегулировать люльку.

Т к мотоцикл штука несиметричная то обычно настраивается на конкретную работу У тебя скорее всего настроен для перевозки груза 100-200 кг

6↑ Ответ от на drakone 19-02-2013 18:16:48

Re: как отрегулировать люльку.

у меня на мот на люлю не наклоняется, передней тяги не хватает Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Отредактировано на drakone (19-02-2013 18:18:37)

7↑ Ответ от Охотник 26-06-2013 17:59:15

Re: как отрегулировать люльку.

8↑ Ответ от САНЯ пиф 26-06-2013 19:40:40

Re: как отрегулировать люльку.

регулировочные тяги, выкручивать надо,а лучше полностью отрегулируй

9↑ Ответ от shaman507 26-06-2013 20:00:13

Re: как отрегулировать люльку.

на любом повороте даже медленно сразу задерает каляску, на любой кочке подкидывает до самых плеч,

Мешок песка в коляске или симпатичная штурманша решат вашу проблему.

10↑ Ответ от САНЯ пиф 26-06-2013 20:03:20

Re: как отрегулировать люльку.

или он весом больше урала что так подымает Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской,или лишнего выкручины тяги

11↑ Ответ от mexanik62 26-06-2013 20:06:33

Re: как отрегулировать люльку.

12↑ Ответ от shaman507 26-06-2013 20:13:44

Re: как отрегулировать люльку.

или он весом больше урала что так подымает Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской,или лишнего выкручины тяги

Или люлька пустая без сидений, ковриков. ключей и запаски. Многие да и сам вообще корыто снимал ложил доски для перевоза разного габаритного груза. Так ездить приходится осторожно задирается сильно.

13↑ Ответ от Охотник 27-06-2013 14:23:29

Re: как отрегулировать люльку.

14↑ Ответ от САНЯ пиф 27-06-2013 18:50:21

Re: как отрегулировать люльку.

Верхнее крепление осуществляется в двух точках с помощью тяг 1 и 2 (рис. 65), регулируемых по длине. Эти тяги шарнирно соединены с ушками рамы коляски и с кронштейнами рамы мотоцикла и регулируются путем навертывания трубчатой части тяги на ее нарезной стержень.

С помощью регулируемых тяг и заднего цангового зажима можно установить определенное положение коляски относительно мотоцикла, обеспечивающее хорошую управляемость и устойчивость мотоцикла при движении.

Положение коляски относительно мотоцикла определяется развалом и схождением колес мотоцикла и коляски. Обе эти величины находятся в прямой зависимости от конструктивной схемы мотоцикла.

У мотоциклов без привода на колесо коляски (К-750М, К-650, МТ-9) величину развала и схождения рекомендуется устанавливать в соответствии со схемой, показанной на рис. 67
Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской
Рис. 67. Схема регулировки развала и схождения коляски и мотоцикла

Коляску следует крепить так, чтобы угол наклона мотоцикла по отношению к вертикальной плоскости (угол развала) был равен 2º. Для компенсации же бокового усилия, создаваемого коляской, рекомендуется отрегулировать взаимное положение плоскостей колес так, чтобы их схождение на длине базы мотоцикла составляло 10 мм.

Иное положение у мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650). Так как у них ведущими являются два колеса (заднее и колесо коляски), то при установке положения коляски относительно мотоцикла следует иметь нулевой развал и нулевое схождение. Иными словами, колесо коляски должно быть параллельно колесам мотоцикла и все колеса должны быть перпендикулярны к горизонтальной плоскости дороги. Коляска относительно мотоцикла устанавливается на заводе-изготовителе, но должна обязательно проверяться в процессе эксплуатации. Для этого нужно двигаться на малой скорости по ровному, горизонтальному участку дороги, отпустив руль. При правильной регулировке мотоцикл не должно “уводить” в сторону. В случае “увода” мотоцикла произвести регулировку развала и схождения.

При регулировке развала необходимо:

— отсоединить верхние проушины тяг от кронштейнов рамы мотоцикла и отвернуть контргайки на стержнях тяг;

— ввертывая или вывертывая стержень относительно трубы тяги, добиться отклонения мотоцикла от коляски на 2 или на 0º соответственно его конструкции;

— законтрить стержни тяг и закрепить проушины.

Схождение регулируется с помощью коленного рычага заднего цангового зажима 3 (рис. 65), для чего необходимо:

— отсоединить наклонные тяги 1 и 2;

— отпустить два стяжных болта коленного рычага;

— выдвинуть (для увеличения величины схождения) коленный рычаг из трубы рамы или вдвинуть в трубу (для уменьшения величины схождения), установив его в 10 или в 0 мм в зависимости от типа мотоцикла;

— затянуть стяжные болты коленного рычага и присоединить наклонные тяги к кронштейнам рамы мотоцикла.

Выверять установку коляски рекомендуется с помощью рейки и отвеса или на специальном приспособлении заводского типа. Вес шарниры тяг и цанговые зажимы при регулировке смазать солидолом.

Источник

Угол наклона мотоцикла с коляской

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Взаимное положение мотоцикла и коляски: аlfa — угол развала; beta — угол схождения; а, b — расстояния между рейками сзади и впереди мотоцикла» по которым определяют схождение колес; с — расстояние между отвесом и плоскостью колеса, выражающее развал.

Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть фото Угол наклона мотоцикла с коляской. Смотреть картинку Угол наклона мотоцикла с коляской. Картинка про Угол наклона мотоцикла с коляской. Фото Угол наклона мотоцикла с коляской

Вы купили мотоцикл с коляской. И вот он, собранный и освобожденный от консервирующей смазки, стоит перед вами готовый к работе. Вы опытный водитель, наездили уже много тысяч километров на мотоциклах-одиночках. Кажется, все теперь будет просто и с этой машиной: включил передачу, дал «газ» — и поехали! Но с первых же метров вы ощущаете, как странно ведет себя мотоцикл — не слушается, рыскает, старается свернуть в сторону, и, чтобы сладить с ним, приходится держать руль изо всех сил. В чем же дело?

Вы знаете по опыту, что, когда едешь на велосипеде или мотоцикле-одиночке по ровной дороге, к рулю практически не надо прилагать никакого усилия. Это обусловлено тем, что действующие на него сила тяги и все силы сопротивления лежат в плоскости симметрии мотоцикла и поэтому не отклоняют его от прямолинейного движения.

Но вот к нему прицеплена коляска. Появилось третье колесо, расположенное в стороне от первых двух. Поскольку на коляску, как и на мотоцикл, действуют силы сопротивления качению колеса и сопротивление воздуха, они создают момент, поворачивающий мотоцикл вокруг третьей точки опоры. По мере увеличения скорости силы сопротивления растут, а при замедлении — уменьшаются. Водителю приходится все время удерживать руль, чтобы мотоцикл шел в прямом направлении, и делать довольно значительное усилие, чтобы заставить его повернуть, особенно влево.

Развал и схождение. Между тем сотни тысяч мотоциклистов с удовольствием и не слишком утомляясь совершают такие же поездки, как на мотоциклах-одиночках. В чем же дело? А в том, что мотоцикл и коляску соединяют определенным образом, чтобы появились силы, противодействующие самопроизвольному повороту машины. Взгляните на рисунок. Мотоцикл отклонен от коляски, как при повороте налево. Благодаря этому возникает момент силы тяжести относительно рулевой колонки, препятствующий поворачиванию мотоцикла вправо. Кроме того, колесо коляски располагают под небольшим (2—3°) углом навстречу переднему колесу, что также уменьшает момент, стремящийся повернуть машину.

Угол наклона, называемый углом развала, и угол между плоскостями колес мотоцикла и колеса коляски, именуемый углом схождения, выбирают на заводе по результатам дорожных испытаний. Однако, пользуясь этими данными, водитель должен иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Рекомендуемые инструкцией углы установки коляски являются наивыгоднейшими лишь для определенной, наиболее часто используемой скорости (обычно 60—70 км/час), поскольку с ее изменением иными становятся и силы, и моменты, действующие на машину. В этом легко убедиться на практике, если проехать по одному и тому же участку шоссе (а лучше ровной площадке) с разной скоростью. Вы заметите, что только при каком-то одном ее значении мотоцикл будет идти прямолинейно, не требуя корректировок рулем. Его в это время вообще можно не держать руками.

Второй фактор — загрузка машины. Нетрудно представить себе, что угол развала заметно уменьшится, если пассажир или груз разместить в коляске, и незначительно увеличится, если пассажир сядет на мотоцикл. Разумеется, это по-разному отразится на управляемости.

Таким образом, мы должны учитывать, где, с какой скоростью и нагрузкой предстоит ехать, и в зависимости от этого устанавливать углы развала и схождения, чтобы максимально облегчить управление мотоциклом. Взаимное положение машины и коляски регулируют при помощи резьбовых наконечников на соединительных тягах.

Выбрав ровную горизонтальную площадку, ставим мотоцикл на центральную подставку и проверяем, лежат ли колеса мотоцикла в одной плоскости. Делать это удобно при помощи деревянного бруска длиной около 2 м, в котором сделаны соответствующие вырезы, чтобы он мог прилегать к ободу каждого колеса в двух противоположных точках. Если на мотоцикле с цепной передачей заднее колесо развернуто относительно переднего (оно касается бруска в одном месте), регулируют его положение перемещением соответствующего конца оси, следя при этом за натяжением цепи. Затем, приложив такой же брусок к колесу коляски, замеряют разность расстояний между задними и передними концами обоих брусков (см. рисунок), хотя бы рулеткой. Это и есть величина сходимости. Она приведена в инструкции.

Теперь регулируют развал. Для этого к наружной стороне обода переднего колеса мотоцикла прикладывают линейку или брусок длиной около 600 мм. К верхнему концу линейки прижимают отвес, сделанный из любого грузика и нитки. Угол между линейкой и отвесом и равен углу развала (см. рисунок). Так как измерить этот угол трудно, обычно определяют расстояние между нижним торцем линейки и отвесом (углу 2° на длине отвеса 500 мм соответствует расстояние 17,5 мм). Желательно определить по отдельности развал переднего и заднего колес (в идеальном случае оба замера должны дать одинаковые результаты) и использовать среднее арифметическое значение — тогда замер будет точнее. Регулируют угол развала изменением длины тяг.

Но как бы точно ни были установлены углы, окончательно проверить все можно только на ходу. Выберите ровный, прямой участок шоссе, разгонитесь до скорости 60—70 км/час и соблюдайте постоянный «газ», лишь слегка придерживая руль руками или совсем отпустив его. Если мотоцикл пройдет 50—60 м, не сворачивая с прямой, — значит регулировка сделана верно. Если машину ведет вправо — развал необходимо увеличить, в противоположную сторону — уменьшить. После этого хорошо законтрите регулировочные гайки. Помните, правильная установка коляски обеспечивает наименьший износ шин и ходовой части. И еще один совет: на неровной дороге подтягивайте демпфер руля, это поможет при переезде препятствий.

Тормоза. Попробуйте ответить на вопрос: что легче «осадить на всем скаку» — мотоцикл-одиночку или тот же мотоцикл, но с коляской? Казалось бы, при равной эффективности тормозов проще затормозить одиночку. Оказывается, все наоборот. Испытания показали, что, например, для ЯВЫ-634 с коляской тормозной путь со скорости 60 км/час равен 22 м, то есть на 5 м меньше, чем без коляски.

Большую роль, чем технические свойства мотоцикла, тут играет умение водителя удержать машину, движущуюся на грани заноса. И здесь коляска положительно влияет на устойчивость.

Регулировать тормоз коляски надо так, чтобы он срабатывал немного позднее заднего тормоза мотоцикла — это предотвратит занос при экстренном торможении. Советуем сначала действовать передним тормозом — эффективность его более высока, особенно двухкулачкового (последние модели «Днепра», «Урала», ЯВА-634), а затем уже задним.

Динамика: Если по величине максимального замедления у мотоцикла с коляской есть некоторое преимущество •в сравнении с одиночкой, то по ускорению он значительно уступает ей. Испытания показывают, что приемистость груженого мотоцикла с коляской почти в 1,5 раза хуже, чем у одиночки. Дело в том, что из-за коляски резко увеличиваются масса машины и силы сопротивления движению, в первую очередь — из-за сопротивления воздуха. Для того чтобы согласовать мощности ую характеристику двигателя с возросшей нагрузкой, необходимо изменить передаточное отношение. Достигают этого установкой ведущей звездочки задней передачи с меньшим числом зубьев, чем у одиночки, — 16 вместо 19 у «Юпитера», 15 вместо 18 у ЯВЫ-634 (тяжелые мотоциклы, выпускаемые только с коляской, уже имеют соответствующее передаточное отношение). Конечно, максимальная скорость при этом упадет, но зато увеличится тяговое усилие на заднем колесе. Если у «Юпитера—3» скорость достигает 120 км/час и двигатель при этом развивает 6500 об/мин, то с коляской она уже равна 90 км/час и обороты — всего 5300 об/мин. Если же поставить звездочку с большим числом зубьев, например с семнадцатью (от «Планеты—3»), то мотоцикл потеряет в приемистости, а на шоссе встречный ветер или небольшой подъем заставят идти на третьей или второй передаче.

Расход топлива у машины с коляской в зависимости от условий может быть почти в два раза больше, чем у одиночки. Поэтому не торопитесь регулировать карбюратор.

Вождение. Итак, мотоцикл, как говорят, выставлен относительно коляски, все хорошо отрегулировано и закреплено. По прямой он катится легко, руль не тянет в сторону, его надо лишь слегка придерживать руками. Но вот приближается- поворот. Сбросьте «газ» и, если скорость все же велика, осадите машину тормозами. Теперь включите ту передачу, на которой вы уверенно минуете все закругления дороги. Если поворот правый, то, проходя его, слегка прибавьте «газ», чтобы мотоцикл обгонял коляску, а поворачивая налево, наоборот, слегка притормаживайте, чтобы коляска обгоняла его. Эти приемы позволяют проходить повороты увереннее и с большей скоростью, чем при постоянном «газе». Каждой определенной скорости соответствует определенный, максимально допустимый угол поворота руля, причем с ее повышением этот угол уменьшается. Поэтому правый поворот, как более опасный из-за возможности опрокидывания, надо проходить плавно, не поворачивая резко руль, не тормозя и не прибавляя резко «газ». Но даже если коляска оторвалась от земли, не пугайтесь, сбросьте «газ» и слегка потяните руль влево. Колесо коляски тут же опустится на землю.

Чтобы скорее освоить технику вождения, стоит потренироваться на ровной площадке, уложив в коляску какой-нибудь груз. Когда водитель и мотоцикл станут понимать друг друга с полуслова, поездки будут доставлять большое удовольствие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *