Угон автомобиля без номеров
Угон автомобиля без номеров
УК РФ Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
(в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.
(в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
Машина во дворе без номеров — причины отсутствия гос. номера на автомобиле, законодательное регулирование эвакуации
Если машина без номерных знаков стоит во дворе с нарушением правил, то любой сотрудник ГИБДД может оформить протокол на отправку ТС на штрафплощадку.
Как бы законодатели не хотели урегулировать правила для автомобилистов, жизненные ситуации, связанные с эксплуатацией ТС, бывают настолько разными, что не всегда понятно, как их решить в законном порядке. Например, машина во дворе без номеров: что нужно делать гражданину, куда обращаться, правильно ли вызывать эвакуатор и кто должен это делать. Разберем подробно, куда сообщить о машине без госномеров во дворе, порядок эвакуации, правила, которые действуют в стране, и кто вообще должен заниматься такими автомобилями.
Почему на автомобиле нет номера
Причины, почему на авто нет госномера, могут быть самыми разными. Некоторые водители предпочитают оставлять машину без номеров во дворе, опасаясь банальной кражи. ТС может быть угнано и находиться в «отстойнике». Авто могут просто бросить нерадивые хозяева, которые не желают нести расходы за утилизацию старого ТС.
Не стоит забывать о том, что хозяин может находиться в командировке, не использует машину несколько дней, а госномер просто украли.
Чтобы правильно оценить ситуацию, желательно знать своих соседей по дому и двору, чтобы понимать, брошенное авто стоит под окнами или это транспорт соседа.
Могут ли забрать авто без госномера?
Скажем сразу, что если машина стоит во дворе без госномеров, ее вправе эвакуировать на вполне законных основаниях по указанию инспектора ГИБДД. А сотрудник имеет в своем распоряжении большое количество инструментов, чтобы подвести владельца под нарушение правил стоянки, использовать закон о противодействии террористическим актам и пр. Рассмотрим подробнее.
Во дворе стоит брошенная машина без номеров, припаркована она согласно правилам. Но ее могут увезти, сославшись на то, что «авто мешает работе городских ком.служб».
Расходы за транспортировку возьмут на себя коммунальные службы. Так происходит, если со двора вывозится брошенная машина, которая попадает в категорию бесхозных.
Неправильно припаркованный автомобиль эвакуируется по решению инспектора ГИБДД независимо от того, с номерами он или без. Все расходы за перевозку возьмет на себя владелец. Дополнительно ему будет выписан штраф за неправильную парковку.
Эвакуация авто без номера
Процесс эвакуации без присутствия хозяина, если видно, что авто не бесхозное, сотрудник полиции снимает на видеорегистратор или приглашает двух свидетелей. И в первом и во втором случае составляется соответствующий протокол.
Также авто заберут, сославшись на закон о «Противодействии террористической угрозе», в котором четко прописано, что эвакуации подлежат все подозрительные ТС без номеров госрегистрации.
Что говорит закон
Ни одна статья КоАП, которая регламентирует порядок эвакуации, не описывает ситуацию, если во дворе стоит машина без номеров, которая не нарушает ПДД. Поэтому согласно Административному кодексу, такие авто вывозить нельзя. Любое действие с ТС владелец может оспорить в суде, как попытку присвоить его имущество.
Но нельзя забывать о законе о «Противодействии террористическим ситуациям». Как показывает практика, авто без ГРС забирают даже чаще, чем нарушителей с госномерами. Отсюда вывод: владельцам ТС, чьи авто были эвакуированы без номеров без видимых причин, необходимо обращаться сразу в суд, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД и работников парковки (если машину забрали со стоянки) и потребовать возмещения расходов на эвакуатор.
Куда жаловаться
Если мешает явно бесхозный автомобиль без госномеров во дворе, помочь с эвакуацией или вывозом автомусора могут только две структуры: ГИБДД и суд. Самостоятельно ничего сделать с брошенным транспортным средством нельзя.
Обращение с жалобой к сотруднику ГИБДД
Решение суда даст возможность вывезти авто без разрешения владельца. Для этого потребуется подача искового заявления от управляющей коммунальной организации или объединившихся жильцов дома. Законность требований в исковом заявлении подтверждают фото, видео, свидетельскими заявлениями каждого истца.
Жаловаться на бесхозный автотранспорт можно также в инженерную службу окружной префектуры, непосредственно в префектуру, районную управу. Административные органы также могут принимать решение об эвакуации автохлама. При этом руководством к действию служат постановления местных властей.
Для Москвы это постановление столичной власти № 569-ПП, в котором прописано понятие «брошенное разукомплектованное транспортное средство». Если суд признает авто таковым, все действия с машиной проводятся без учета мнения владельца.
Эвакуация брошенного автотранспорта
Эвакуация авто, которое признано брошенным, проводится по этапам:
Такой порядок действует для разукомплектованных авто или тех машин, которые не менее месяца стоят между домами, на площадках. Но можно потерять и новую машину, которая переночевала во дворе несколько дней.
Группа риска – новые авто
Опасно оставлять машину без госномеров во дворе. Поскольку новые машины, которые еще не учтены ГИБДД, угоняют намного чаще, чем ТС с госрегистрацией. И процент возвратов неутешительный: только 20% от всех украденных авто возвращаются владельцу.
Согласно закону, после покупки автомобиля у владельца есть 10 дней на оформление. В этот период он может передвигаться на транзитных номерах.
Автомобиль с транзитными номерами
Если машина без номерных знаков стоит во дворе с нарушением правил, то любой сотрудник ГИБДД может оформить протокол на отправку ТС на штрафплощадку. Стоит заметить, что с новыми авто инспекторы поступают следующим образом: сначала сотрудник должен разыскать владельца. Если это жилой комплекс и владелец живет неподалеку, найти его не составляет труда.
Ответственность
На сегодняшний день нет никакой ответственности за парковку ТС без регистрационных номеров. Есть ответственность за эксплуатацию без номеров госрегистрации, нарушение ПДД в разделе «Парковка». Инспектор выносит решение эвакуировать машину без номеров со двора и составляет в двух экземплярах протокол задержания ТС.
Отдельным пунктом прописано, что ТС должно быть исправно. Но на стоящем автомобиле практически невозможно определить работоспособность отдельных узлов и агрегатов.
Если в процессе общения с сотрудником полиции будет установлено, что ТС имеет регистрационный номер, но владелец его снял по уважительным причинам, то в 80% штрафа удастся избежать. Если, конечно, авто припарковано без нарушения ПДД.
Штраф за эксплуатацию авто без номеров
Если машину без номеров забрали, вернуть будет достаточно проблематично и затратно. Что может последовать:
А также возврат расходов, связанных с хранением авто на штрафплощадке.
Действия собственника авто
Прежде чем выкладывать крупную сумму за возврат своего автомобиля, который эвакуировали без номеров, необходимо знать, с чего начинать его розыски.
Примеры из практики
К сожалению, 90% ситуаций, когда авто эвакуировали, решаются не в пользу водителей. Если вы оставили свой автомобиль в разрешенном месте и пытаетесь оспорить решение инспектора в суде, мнение сотрудника, что «автомобиль без номеров мог угрожать безопасности», будет засчитано.
Если бы на авто был гос.номер, вопроса бы не возникало априори. Поскольку в таком случае инспекторы ГИБДД предписывается в первую очередь найти владельца, а по номерам это сделать достаточно просто.
В качестве примера рассмотрим случай, когда у владельца эвакуировали машину без номеров с платной стоянки. Водитель сам их снял по каким-то своим убеждениям, но по возвращении на стоянку через сутки обнаружил, что автомобиля нет.
По телефону дежурной части найти авто не удалось: базы настроены только на работу с ТС, на котором есть регистрационный номер. Владельцу пришлось лично посещать все штрафплощадки и проводить опознание своего автомобиля. Естественно, что при себе необходимо иметь документы на авто, страховку и наличные, не менее 4 000 руб.
В процессе опознания участвуют: владелец, инспектор ГИБДД и сотрудник АПП (автомобильного парковочного пространства или штрафплощадки). Процесс опознания авто снимается на видео, по факту осмотра составляется акт. Идентификация автомобиля проводится через сверку номеров ВИН-кода.
Сотрудник ГИБДД попросит написать объяснительную, что владелец сам скрутил номера и оставил авто. Если действовать по закону и написать такое объяснение, то можно сразу «попасть» под админ.нарушение об эксплуатации авто без номеров. Поэтому владельцы чаще пишут, что номера утеряны, и ограничиваются уплатой 2 500 руб. за парковку.
Следует помнить, что заводить авто и покидать штрафплощадку нельзя. Поскольку сразу при выезде тот же инспектор может уже вполне законно выписать штраф за управление машиной без номеров. Нужно посетить ближайшее ГИБДД и получить штамп на протоколе идентификации. С этим протоколом можно заводить машину и покидать штрафплощадку. Опытные автомобилисты советуют прикрутить номера сразу за ближайшим углом. А то мало ли…
Купил машину, а номера оказались в розыске
Мой молодой человек полгода назад купил машину. Сразу оформил ее и уплатил госпошлину 2500 рублей за номера. И тут недавно его остановили на посту ГИБДД и сообщили, что его номера в розыске.
По программе ГИБДД номера числятся на нем. Но кто-то подал на них в розыск в Москве. В МРЭО говорят, что они бессильны и номера отдать не могут: есть приказ из Москвы изъять их.
Что нам делать? Номера не отдают, сказали ждать, пока разберутся. Но молодой человек работает на этой машине, и время идет.
Денег на адвокатов нет, да и не хочется. Мы же не виноваты, что в Москве проблемы. Помогите, пожалуйста.
У меня для вас две новости — хорошая и плохая.
Хорошая: уже год, как сотрудники ГИБДД не имеют права изымать на улицах номера в качестве меры административного воздействия.
Плохая: альтернативой изъятию номеров вполне может стать арест автомобиля или запрет на его эксплуатацию. Хотя в любом случае закон запрещает ездить на автомобиле без номеров.
Чтобы разобраться конкретно в вашей ситуации, придется внимательно прочитать протокол и посмотреть, какие основания для изъятия в нем указаны.
Что за розыск и почему туда могут попасть госномера автомобиля
Чаще всего в розыск попадают похищенные или утраченные вещи. Причем это может быть не только автомобиль целиком, но и его отдельные части, например двигатель.
Такая же история с ПТС, СТС и государственными номерными знаками. И не обязательно похищать номер или СТС, чтобы он попал в список разыскиваемых.
Бывает, что предыдущий владелец пишет заявление об утере номерных знаков и документов на машину и ему делают дубликат. Это законно: такие госномера и документы не считаются поддельными. А на самом деле документы с номерами он не терял, а отдал кому-то или вообще продал.
Человек, купивший такие документы и госномера, угоняет автомобиль аналогичной марки. Чтобы скрыть угон, он перебивает вин-номер на кузове автомобиля и номер двигателя, если он есть. Получается полный двойник автомобиля. Это незаконно, но так бывает.
ст. 326 УК РФ — подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства
Такие машины часто успевают перепродать ничего не подозревающим людям. Проверка по базам данных тут ничего не покажет. Есть машина, договор составлен от имени владельца, проверить на месте подлинность подписи не всегда возможно.
Или два «владельца» в разных концах страны одновременно продают один и тот же автомобиль. Органы начинают разбираться и заводят уголовное дело. В базе данных ГИБДД выставляют на госномер, ПТС, СТС отметку о розыске и пишут основание розыска — номер уголовного дела и контактные данные следователя. При проверках на дорогах такие машины задерживают, арестовывают, снимают с них номера и изымают документы до полного разбирательства. Под снятие может попасть и добросовестный владелец, который даже не подозревает, что полная копия его автомобиля существует в природе.
Угон с регистрацией
Такое решение принял Верховный суд. Примечательно, что в этом решении он, по сути, разрешил страховщикам предусматривать разные риски угона. Например, риск угона машины с документами и без документов. Ранее практика у судов была несколько иной. Но обо всем по порядку.
Тогда Бондаренко обратилась в суд. И суд первой инстанции указал, что законом не предусмотрено такого основания для освобождения страховщика от выплаты, как оставление в машине свидетельства о регистрации. А потому это не может служить основанием для отказа в выплате. При этом суд сослался на пункт 32 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан». Согласно ему оставление в транспортном средстве по неосторожности регистрационных документов не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.
Суд частично удовлетворил требования Бондаренко и обязал компанию произвести выплату. Однако страховщик обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Но там решение первой инстанции оставили в силе. Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судов.
Он указал, что в соответствии с пунктом 32 уже упомянутого постановления Пленума ВС оставление по неосторожности документов в машине не освобождает страховщика от выплаты. Но только в том случае, уточнил ВС, если наступившее событие относится к риску, которое входит в страховое покрытие.
Но, как следует из страхового полиса, договор был заключен по риску «Угон без документов и ключей». И этот риск значительно дешевле, чем «Угон с документами и ключами». Таким образом Бондаренко самостоятельно выбрала условия договора страхования и заплатила соответствующую премию.
По правилам страхования, в этом случае непредоставление автовладельцем ключей или документов страховщику после наступления события, имеющего признаки страхового случая, рассматривается, как их оставление в машине. Кроме случаев, когда страхователь до наступления случая письменно сообщил об их утрате. Или когда они были похищены вместе с машиной в результате грабежа, сопряженного с разбоем.
Суды не учли, что исходя из принципа свободы договора страховщиком могут быть определены различные варианты перечня страховых случаев и соответствующий размер платы за них, что позволяет учесть интересы как страховщика, так и автомобилиста. Поэтому ВС вернул дело на новое рассмотрение.
Напомним, что до недавнего времени страховое мошенничество активно развивалось. В том числе благодаря судебным решениям по делам, в которые судьи не особенно вникали. Не столь давно за такое мошенничество были привлечены муж и жена, которые организовали следующую схему. Машина страхуется по каско. Через некоторое время она перегоняется в другой регион. Потом автовладелец заявляет в полицию об угоне и требует со страховой компании выплату. Машина уходит и с документами, и с ключами. Тот, кто ее якобы угнал, спокойно ее продает, ведь документы чистые. А в это время якобы пострадавший получает страховку. Семейству удалось провернуть несколько подобных махинаций. Машины страховались в разных компаниях, поэтому с ходу аферу было сложно выявить. И только благодаря службе безопасности одной из крупных страховых компаний аферу удалось раскрыть.
Примечательно, что подобным способом действовали и иностранные автовладельцы, сбывая нашим соотечественникам поддержанные машины в 90-х годах. Так что ничего нового в этой махинации нет.
Но было решение Пленума ВС, которое позволяло получить страховку в такой ситуации. Сейчас страховщики нашли способ себя обезопасить, разнообразив условия страхования тех или иных рисков. А Верховный суд этим решением их поддержал.
Украл или прокатился
Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».
Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.
Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.
Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.