Угоняют ли машины с платных парковок
Как защитить автомобиль от угона
И какой способ самый надежный
Если ваш автомобиль захотят угнать профессионалы, им это, скорее всего, удастся.
Это очень популярное среди автовладельцев мнение, которое заставляет их надеяться на судьбу и экономить на дополнительной системе защиты от угона. При этом установленная у дилера сигнализация, скорее всего, не усложнит работу угонщика: должен был угнать машину за минуту, а угонит за две.
Но комплексная защита работает: она может сделать угон экономически нецелесообразным или заставить злоумышленника бросить все и покинуть машину, в которую он уже проник. Для надежности сочетают электронные и механические системы охраны, ставят GPS-маяки и оформляют страховку от угона. И автовладельцу при этом также важно быть бдительным.
По данным МВД, за 2020 год в России похитили 14 788 автомобилей, а угнали 17 287. Хотя по сравнению с 2019 годом количество краж уменьшилось на 27%, а угонов — на 8,5%, вероятность навсегда проститься со своим автомобилем никуда не делась.
Угон — это когда автомобиль не собираются продавать, а просто хотят «покататься» или «погреться». Если все-таки хотят именно продать, закон считает это кражей, наказание за нее строже, чем за угон. Но владельцу автомобиля наплевать на эти условности, поэтому все подобные преступления обычно называют одним словом — угон.
В этой статье я расскажу, какими электронными и механическими системами охраны можно оборудовать свой автомобиль, где лучше парковаться и каких мест избегать, как найти свой автомобиль в случае угона или вернуть его полную стоимость.
Также я поделюсь нестандартными и «народными» способами защиты авто, объясню, почему лучше не светить свои персональные данные и чем может быть опасна сдача авто в аренду.
Электронные противоугонные системы
Сигнализация — самая простая и популярная защита от угона. Она управляет центральным замком дверей автомобиля и реагирует на физические воздействия. Например, если кто-то ударит по кузову, попытается открыть дверь, капот или багажник, сигнализация может подать звуковой сигнал и привлечь внимание к автомобилю.
На сигнализациях с обратной связью сигнал идет в том числе и на брелок: он может вибрировать, издавать звук и показывать на электронном дисплее, что с машиной что-то не так. Более продвинутыми сигнализациями управляют с экрана смартфона: можно понять по спутникам GPS или ГЛОНАСС, где автомобиль находится, проконтролировать его передвижение и, может быть, даже послушать, что происходит в салоне.
К сожалению, ни одна сигнализация не дает стопроцентной защиты от угона, хотя неопытных угонщиков она все-таки может остановить. Производители сигнализаций постоянно совершенствуют степень защиты своего оборудования, но злоумышленники пытаются от них не отставать. Самые надежные сигнализации шифруют сигнал методом диалогового кодирования. Для защиты автомобиля от угона лучше устанавливать последние модели сигнализаций, и делать это стоит только в сертифицированных центрах. Радиосигнал с брелока относительно старой сигнализации злоумышленники без проблем взломают кодграббером.
Иммобилайзер. Почти все автомобили, выпущенные после 2008 года для российского рынка, оснащены штатным иммобилайзером — это такое электронное противоугонное средство. Иммобилайзер блокирует некоторые модули автомобиля, и двигатель не запускается. А в электронном кодовом ключе автомобиля есть специальный чип, который посылает сигнал для разблокировки, когда двигатель хочет запустить хозяин авто.
Основной недостаток штатного иммобилайзера в том, что злоумышленники знают его стандартное расположение, легко его находят и обезвреживают.
Для дополнительной электронной защиты от угона иногда устанавливают второй иммобилайзер. В отличие от штатного иммобилайзера, его ставят в произвольное место. Есть несколько способов снять с охраны такой автомобиль:
Дополнительная защита. Сигнализации с автозапуском и системы с бесключевым доступом в авто добавили уязвимостей их защите. Когда владелец удаленно запускает двигатель с брелока сигнализации, происходит обход штатного автомобильного иммобилайзера. Автоугонщику в это время остается только проникнуть в автомобиль и отключить сигнализацию. Иногда при установке сигнализации с автозапуском используют второй ключ от автомобиля — это подарок для угонщиков. Поэтому лучше устанавливать автозапуск, при котором второй ключ останется у владельца авто.
Механические противоугонные системы
Если электронику можно взломать «по воздуху», то с механикой все иначе. Здесь злоумышленники пользуются специальным устройством для взлома личинок замков — «проворотом», или «свертышем». Также этим устройством можно запустить машину, если провернуть его в замке зажигания. Но есть и такие механические охранные системы, для взлома которых нужен болторез, гидравлические ножницы, пила или болгарка. У неопытного злоумышленника таких инструментов с собой может не быть.
Противоугонные замки. Самая простая механическая защита — это специальные замки на руль, рулевой вал, педали, тормозной диск или коробку передач. Если угонщику удастся проникнуть в салон автомобиля, то большинство таких замков его удивят, но не станут серьезной проблемой.
При этом самому владельцу пользоваться замками каждый раз неудобно, а их конструкция бывает ненадежной. Например, у моего родственника однажды заклинил блокиратор руля, это доставило много проблем. По этим причинам такая защита не очень популярна среди автовладельцев.
Об автоугонах, часть 4, вопросы и ответы
Популярные вопросы, касающиеся автоугона. Ответы основываются на том, что узнал, общаясь с людьми и читая форумы, некоторые мысли — не мои и здесь я их просто перефразировал.
1. Является ли Каско панацеей от угона?
Скорее нет, чем да. Купили вы, предположим, весту за 514 т.р., Каско к ней с осаго — 60 т.р., зимняя резина — еще 20, допы с дилерской сигнализацией — еще 20 т.р., все вместе 614 т.р. Машину увели — вы потеряете как минимум процентов 10 на амортизацию, выплата будет — 450 т.р. То есть, чтобы снова сесть за руль, нужно добавить еще 150 т.р. Есть Каско gap, где амортизация не учитывается, но такая опция будет стоить как минимум еще плюс тысяч 20 к полису, скорее всего вы от нее откажетесь. При этом, в ожидании Каско вы будете 3 месяца без денег на новую покупку. Конечно, это надежный вариант совсем не «прогореть» в случае неожиданностей, но финансовые потери остаются большими.
2. Правда ли, что угонщики имеют «негласный договор» со страховщиками и не угоняют застрахованные по Каско машины?
Вряд ли, лично я не представляю себе угонщика, который бы перед угоном обзванивал страховые и пробивал наличие у потенциальной жертвы Каско. Однако, эта история возникла не на пустом месте. Когда вы оформляете Каско, вы как правило показываете страховой все свои противоугонки, чтобы получить скидку, и они фиксируются. При этом, если потом вы не продлеваете полис на следующий год, манагеры могут слить или продать вашу инфу на сторону.
3. Захотят угнать — угонят.
В глобальном смысле, да, это так. Но, на практике, у этой фразы существуют некоторые ограничения.
Вообще такая формулировка не совсем верна — угонщик очень хочет угнать любое авто, с которым имеет дело:) Угонщик — достаточно профессиональный человек, и обладает широкими познаниями в устройстве автомобиля, базовых алгоритмах работы распространенных охранных систем и пр. То есть, когда он сталкивается с чем-то сложным и нестандартным, это, конечно, не означает для него провал всей операции, однако серьезно увеличивает время, необходимое для взлома, соответственно увеличивает его риски быть пойманным. Соответственно, чтобы эти риски уменьшить, ему нужно будет бросить машину и потом взломать другую такую же, из соседнего двора, но менее защищенную. На этом принципе и строится противоугонная защита авто, а не на том, что ту или иную систему «невозможно взломать». Вообще я не люблю эту фразу, она больше подходит для впаривания полисов Каско.
5. Правда ли, что машины с аэрографией или винилом, либо внешним тюнингом не угоняют?
Это отпугивает и является дополнительным барьером, но случаи угона разрисованных и тюнингованых машин все же есть, те же эво и стихи угоняют на запчасти. Касаемо автовинила, его можно снять за 10 минут, всем людям, проходящим рядом, как правило будет п****, даже если будет орать сигналка.
6. Я поставил машину около работы под камерой, это отпугнет угонщиков.
У знакомого недавно с работы из-под камер увели 3 авто за 2 недели. Камеры помогают, только если их кто-то мониторит и будет готов выбежать в случае чего. Конечно, тем не менее, камера — фактор риска для угонщика, но как правило охране по барабану что там происходит, за парковками у торговых центров, у заводом и тп чаще всего никто в реале не следит. Постфактум, запись как вашу тачку увели мало поможет в расследовании, угонщики обычно прячутся под капюшон/шапку, тачка взламывается за несколько минут и уезжает.
7. Порекомендуй установочные центры.
Вообще, насколько я себе это вижу, существуют две философии противоугонных систем — оповещательные, которые звонят владельцу на брелок, мобильник, скидывают координаты, записывают маршрут, в надежде что владелец успеет добежать до машины и спугнуть угонщиков, либо с прицелом на то, что после угона машину можно будет найти в отстойнике. На самом деле такой метод довольно действенный, но все равно, бывает что машину сложно вернуть, даже зная, где она (к примеру у бандитов, которые ее просто так не отдадут; на закрытых территориях, куда вы просто так не попадете, и милиция, кстати, совсем не факт что будет вам оперативно помогать. Также, вас самого могут побить/ограбить у машины, либо ограбить вашу квартиру, пока вы выбежали ночью к машине по тревоге). Насколько могу судить по отзывам друзей/почерпнутой инфе с форумов, в питере три сети с хорошей репутацией, которые более-менее качественно смогут защитить автомобиль — угона.нет (сотрудничают с брендом мэджик системс), аларм (пандора) и автостудио.
Вторая философия охранных систем — сделать так, чтобы машину не сдвинули с места, и она более действенна, но также и более трудозатратна. Тут в ход идут дополнительные штыри в двери, и сверхмощные сирены, дымовые шашки, бронировка окон и тп. Здесь главное — воздействие на угонщика не должно быть летальным, тк, как бы абсурдно это не звучало, за труп незаконно проникшего в вашу частную собственность человека ответственность будуте нести вы.
По степени замороченности защиту авто можно поделить на поточную (официальный дилер и различные шаражки — на установку уходит пара часов), полупоточную (специализированные установочные центры — на установку уходит день-два), и авторскую (узкоспециализированные сервисы — авто в работе около недели, в таких сервисах, как правило, и ставят всякие заморочки с дымом и пр.). Среднему человеку хватит второго варианта, но третий лучше и дороже.
8. Какова дальность действия брелка в современных сигнализациях?
В теории до трех км, в реале гораздо хуже. Я в-принципе рекомендую брать сигнализацию, которая звонит на мобильник. У меня сигнализация с брелком — лидер по дальности по многим тестам, и в «чистом поле» действительно ловит очень далеко. Однако, в центральных частях города, промзонах, паркингах дальность сокращается кардинально, до метров 200-300, что по факту недостаточно. Она даже из подземного паркинга, который расположен под домом, до квартиры достреливает с перебоями.
9. Американские или европейские сигнализации — самые лучшие.
Вы будете смеяться, но это чуть ли не единственная технологичная отрасль, где Россия «впереди планеты всей». Поскольку на западе угон не происходит в таких масштабах, как у нас, там внимание к этой теме гораздо ниже. На данный момент большинство иностранных сигнализаций и охранных систем — не более чем пукалки и на текущий момент для нас не актуальны (взламываются быстро). И именно системы наших производителей максимально успешно противостоят изощренным методам наших автоугонщиков (тк наши производители банально лучше знакомы с этими методами).
10. Спутниковый мониторинг — панацея от угона.
Не совсем так, являясь одним из барьеров на пути угонщика, сам по себе спутник машину никак не защищает. Еще раз повторю, даже если у вас будут координаты машины, не факт, что вы получите к ней доступ. Также, спутники можно заглушить. Есть метод борьбы с этим — с диспетчерской вам будут перезванивать каждый раз, когда теряется связь, что будет свидетельствовать о попытке угона, но, если вы не успеете до нее добежать, впоследствии найти координаты машины вы уже не сможете. Еще вы должны понимать, что при этом посторонние люди будут иметь доступ к вашему местоположению, а также вас подсаживают на годовую абоненткую плату. Забыл один немаловажный момент — противоугонные качества спутниковой системы сильно зависят от ее установки. Так, у знакомого у директора предприятия угнали крузак у максидома буквально за минут 5. Он зашел в максидом, запиликал брелок, он вышел, вместо тачки увидел валяющийся блок цезаря) Вот тебе и установка у ОД тойоты. И здесь дело скорей всего даже не в криминальности сервисменов, а в том, что поставили очень легкодоступно и по шаблону, как это обычно и делают у о.д., ведь их задача — не защитить машину от угона, а поставить как можно больше сигнализаций за отведенные нормочасы. Во взломщики авто, кстати, очень часто идут люди, которые проработали несколько лет у дилеров разных марок и досконально знают методы и места их потоковой установки, поэтому ставить что-то у од — вдвойне опасно.
Угонять с автостоянок проще
Проводим анализ. Угонов с платных парковок становится все больше
Обман тем проще, чем больше мы ему доверяем.
При создании программы для автоматизации парковок SpecLab Parking разработчикам компании «СпецЛаб» пришлось познакомиться, то что называется, с жизнью и бытом этой отрасли.
Проверяя параметры системы на обычных автостоянках, мы неожиданно открыли для себя шокирующие факты. Наши люди, практически не предъявляя никаких документов, почти беспрепятственно заходили на стоянку и забирали различные автомобили, которые мы предварительно ставили как обычные клиенты. При этом охранники не могли знать лиц наших людей и даже не располагали информацией о том, что проводятся технические работы.
Ничем не отличающиеся автомобили ставили и забирали разные люди. При этом иногда использовался наш старый «ИЖ», завести который можно лишь после получаса «ковыряния» в моторе. На нас обращали внимание только на этапе оплаты денег за парковку. Поэтому в большинстве случаев, если бы мы подошли к любому автомобилю, минут за 30 вскрыли сигнализацию и уехали на нем, никто бы даже не заметил.
Этот вопрос не мог не заинтересовать наш отдел криминалистики. Была поднята статистика по угонам, но, к сожалению, в ней отдельно не отражается место совершения преступления. Перелопачивать тысячи уголовных дел – занятие не из приятных, поэтому… Пользуясь дружественными связями в одном из отделов внутренних дел на окраине Москвы, мы попросили взять на контроль и учесть количество угонов с платных автостоянок за месяц. У них получилось 28. Можно посчитать, сколько таких ОВО в Москве, и умножить это на 12, чтобы узнать статистику. Цифра пока не такая громадная по сравнению с общим количеством угонов, и мы сами ее вычислять не будем, дабы не обвинили в непрофессиональном подходе люди из Госстата. Но неприятен сам факт, доказывающий, что наше доверие к охраняемости платных стоянок слишком легкомысленно.
Кто заплатит компенсацию за угон с парковки
В декабре 2016 года Наталья Ершова* оставила свою Toyota Corolla на платной подземной парковке, где арендовала машино-место. На следующий день автомобиль оттуда пропал — его угнали.
Бороться и искать
Ершова предъявила претензии к управляющей компании, которая должна была следить за парковкой. Женщина потребовала с УК выплатить ей 740 000 руб. в качестве ущерба, компенсацию морального вреда и потребительский штраф. Ленинский районный суд Новосибирска пришел к выводу, что отношения владелицы иномарки и управляющей компании в этой ситуации регулировались договором хранения. Потому иск удовлетворили. Ершова получила 740 000 руб. убытков, 10 000 руб. компенсации морального вреда и 375 000 руб. — штраф за неудовлетворение требований потребителя добровольно (дело № 2-901/2017).
Позже УК в порядке регресса взыскала 740 000 руб. с ЧОП «Баярд» — предприятия, с которым еще в 2013 году заключила договор оказания услуг по охране автостоянки. Решение вступило в законную силу, ЧОП выплатило по нему всю сумму.
Спустя два года после случившегося полицейские нашли угнанную Toyota с перебитыми номерами. Следователь передал иномарку Ершовой на основании постановления о возвращении вещественных доказательств. В декабре 2018 года охранное предприятие узнало об этом. ЧОП безуспешно просил пересмотреть дело УК против хозяйки авто по вновь открывшимся обстоятельствам, а затем потребовал взыскать с женщины 740 000 руб. в свою пользу, квалифицируя эту сумму как неосновательное обогащение.
Найти и не сдаваться
На заседании в Ленинском районном суде Новосибирска ответчик не отрицала, что Toyota нашли, но деньги возвращать не хотела. По ее словам, авто пользоваться нельзя, на учет ставить тоже, потому что машина значится вещественным доказательством по делу об угоне. Еще пострадавшая утверждала, что иномарка за три года подешевела и теперь стоит всего 40 000 руб., поэтому неосновательного обогащения в этом деле нет. В подтверждение своим словам она представила заключение независимого эксперта.
Суд встал на сторону охранного предприятия и взыскал с Ершовой 740 000 руб. (дело № 2-3298/2019). Заключение экспертизы о цене автомобиля первая инстанция не приняла во внимание, так как ответчик не доказала, что автомобиль повредили за время угона. Полиция тоже делала свою экспертизу авто перед тем, как вернуть его владелице, и специалисты никаких повреждений не обнаружили.
Такое решение в целом одобрил Новосибирский областной суд, не согласившись лишь с суммой. По мнению коллегии судей, неосновательное обогащение Ершовой — это не деньги, которые она получила от ЧОПа, а найденный автомобиль. Поэтому истице нужно вернуть именно машину, а раз она просит деньги, то стоимость автомобиля на дату рассмотрения спора. Поскольку автомобиль нашли с перебитыми номерами, то он не может стоить столько же, сколько в 2016 году. Суд назначил экспертизу, которая оценила иномарку в 556 000 руб. Эту сумму и взыскали с Ершовой (дело № 33-249/2020). Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не нашел причин отменить это решение (дело № 88-16797/2020).
Парковка или стоянка: вот в чем вопрос
Ершова обжаловала эти решения в Верховном суде, и «тройка» под председательством Сергея Асташова прислушалась к ее доводам. Судьи ВС напомнили коллегам из нижестоящих инстанций, что неосновательным обогащением считается приобретение имущества за счет другого лица без правовых оснований. В этом деле владелица машины получила все по закону: денежную компенсацию — по решению суда, а автомобиль — по постановлению следователя. Поэтому нет оснований считать неосновательным обогащением ни деньги, перечисленные ЧОПом, ни возвращенную иномарку (дело № 67-КГ21-9-К8). На новом рассмотрении Новосибирский облсуд отменил решение первой инстанции и отказал охранному предприятию в иске (дело № 33-10708/2021).
Это определение изменит сложившуюся судебную практику, полагает Айнур Ялилов, управляющий партнер ЮФ «Ялилов и партнеры» (ранее — ЮФ Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Региональный рейтинг. × ). ВС справедливо отметил, что возврат автомобиля не исключает то, что компенсация была получена на законных основаниях, подчеркивает эксперт: «Тем, кто оставляет автомобили на парковках, нужно внимательнее относиться к оформлению хранения». Юрист объясняет, что пострадавшая смогла получить компенсацию, так как заключила договор аренды с собственником парковочного места и все платежи по нему перечисляла вовремя.
Дело в том, что машина на автостоянке автоматически считается охраняемой. А вот владелец парковки, наоборот, не несет ответственности за авто, потому что такое место обычно считается частью улично-дорожной сети. Но если с организацией или ИП, которые отвечают за парковку, заключен договор хранения, то ситуация меняется. В ситуации, когда авто угонят или повредят, пострадавший сможет взыскать компенсацию. Кроме того, на такой договор будут распространяться нормы закона «О защите прав потребителей».
Автор: Ольга Макеева
*Имя и фамилия изменены редакцией.
«Парковка у дома — риск». Угонщики вышли на охоту
Второй месяц подряд количество угонов по стране увеличивается: после снятия режима всеобщей самоизоляции автомобильные воры активизировались. Возобновились кражи машин у торговых центров, в промышленных зонах, но самым лакомым местом для угонщиков стали неохраняемые придомовые парковки. По данным страховых компаний, именно во дворе дома чаще всего угоняли машины в мае. Мы выяснили, от чего растет число угонов, почему собственный двор стал опасным и какие автомобили угоняют чаще.
Тренд по угонам неминуемо следует за ростом первичного и вторичного рынков продаж автомобилей. Об этом в беседе с корреспондентом Autonews.ru поведал эксперт компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов. По его словам, в июне массово открылись автосалоны и отложенный спрос неминуемо приведет к росту продаж.
«Однако объемы угонов не быстро выйдут на прежний уровень, так как за всплеском продаж машин после снятия изоляции по законам рынка последует неминуемый спад. Поэтому угоны в ближайшие месяцы выйдут на уровень примерно 80% от докарантинного периода», — объяснил Курчанов.
Рост курса также меняет ситуацию на рынке автомобильных продаж, и это сказывается на запросах угонщиков. По словам эксперта, с ростом курса вторичный рынок автомобилей просаживается. «При этом активируется спрос на запчасти, бывшие в употреблении, по всем предпосылкам перевес угонов сейчас пойдет именно по данному направлению — под разбор», — сообщил Курчанов.
После карантина произошли изменения в рейтинге самых рисковых мест для угона автомобиля. Как объяснили корреспонденту Autonews.ru в компании «АльфаСтрахование», если раньше много случаев фиксировалось на парковках торговых центров и в других общественных местах, то сейчас по рискам на первое место вышли неохраняемые придомовые территории.
По статистике страховой компании, среди городов с наибольшим числом угонов сейчас лидирует Санкт-Петербург. «Эти данные мы связываем с тем, что в Питере в период самоизоляции не было таких жестких ограничительных мер на передвижение по городу, как в Москве», — пояснили в пресс-службе компании «АльфаСтрахование».
Специалист из компании «Угона.Нет» согласен с тем, что парковки около жилых домов — это наиболее частое место кражи автомобиля. «Чаще машины угоняются в темное время суток, а именно там они и хранятся обычно. Придомовые стоянки отличаются, есть слабозащищенные с плохой освещенностью, а есть и охраняемые. Если стоянка находится в неблагополучном районе, не охраняется, отсутствуют камеры и освещенность, если машина хранится при этом с обратной стороны дома, то такое хранение считается рисковым и рекомендация одна — защищать машину, не полагаясь на штатные меры безопасности», — считает Алексей Курчанов.
Эксперт также согласен со страховщиками в вопросе причин участившихся угонов в Санкт-Петербурге, но уверен, что скоро ситуация изменится в пользу Москвы. «Действительно, на общем фоне Питер по угонам во время режима самоизоляции выбился в лидеры, однако это временная история, так как в данном регионе не был внедрен пропускной режим, ритм жизни города был нарушен несильно, разве что был запрет на массовые мероприятия и закрытие ресторанов. После снятия карантина в Москве столица вновь претендует на лидерство не только по продажам новых и подержанных автомобилей, но и по угонам в том числе», — пояснил наш собеседник.
Специалисты из страховой компании прогнозируют рост числа угонов среди машин их клиентов в ближайшие месяцы, а осенью статистика угонов может вернуться на докарантинный уровень. «По итогам июня мы ожидаем, что количество заявленных угонов будет еще на уровне апреля—мая, а вот в июле—августе может вырасти на 40–50%. А с сентября возможно возвращение к средним показателям заявленных случаев угона в месяц — около 30 машин, как было за последние полгода до карантинного периода», — пояснили в компании «АльфаСтрахование».
Самыми востребованными у угонщиков сегодня являются машины японских и корейских брендов. Лидером по угонам стала Toyota Camry, следом за ней идет корейский Kia Ceed, а замыкает тройку еще один японец Nissan Qashqai. Кроме вышеуказанных моделей чаще других сегодня угоняют Kia Optima, Kia Rio, Mitsubishi Outlander и Toyota Land Cruiser 200.
Защита автомобиля от кражи сегодня предусматривает не только страховой пакет каско, но и охранный комплекс, который может снизить риск угона. Мы спросили у Алексея Курчанова из «Угона.Нет», как еще можно защитить свой автомобиль от участившихся краж после пандемии.
«По защите от угона — как и прежде, не стоит уповать на каско, которое чаще не возмещает амортизацию автомобиля — 15%, а также время — до двух месяцев до момента выплаты, ну и нервы. Заводскую сигнализацию преступники тоже давно научились обходить. В 99% случаев она уязвима. Если машина рисковая, то есть числится в статистике по угонам, а также хранится в рисковом месте при длительной стоянке, например ночью, то однозначно требуется охранный комплекс. Ну а его ингредиенты индивидуальны и подбор лучше осуществлять у экспертов по автомобильной безопасности», — резюмировал эксперт.