Управление автомобилем не зарегистрированном в установленном порядке штраф
Управление автомобилем не зарегистрированном в установленном порядке штраф
С 01.03.2022 в наименование ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
КоАП РФ Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.31 КоАП РФ
С 01.03.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 26.07.2019 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(примечание введено Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
Ст. 12.31 КоАП РФ. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными
Управление автомобилем не зарегистрированном в установленном порядке штраф
С 01.03.2022 в наименование ст. 12.1 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
КоАП РФ Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.1. КоАП РФ
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2010 N 47-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
С 01.03.2022 ч. 2 ст. 12.1 утрачивает силу (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ).
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
(примечание введено Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)
Наказание за управление незарегистрированным транспортным средством и могут ли за это поставить на штрафстоянку
Как известно автолюбителям, собственник транспортного средства обязан зарегистрировать его в ГИБДД в течение 10 суток со дня приобретения. Закон допускает управление автомобилем без регистрации в течение этого срока, но в некоторых случаях и в течение этих 10 дней могут наступить определённые негативные последствия.
Также пользователи из разных регионов сообщают о случаях задержания и перемещения на специализированные штрафные стоянки не зарегистрированных транспортных средств. Анализ публикаций некоторых автомобильных сайтов показал, что автоюристы зачастую считают это законным. Также мы обнаружили утверждения того, что за несовременную регистрацию транспортного средства собственника обязательно накажут при его явке в регистрационное подразделение. При этом ответственность наступит по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ. Мы позволим себе с этим не согласиться, но об этом чуть далее.
Естественно бывают ситуации, когда автовладельцы попросту не успевают посетить регистрационное подразделение ГИБДД по различным причинам (болезнь, занятость на работе, неисправность транспортного средства и т.п.). И далеко не во всех случаях привлечение собственника за нарушение сроков регистрации транспортного средства будет законным и правомерным. Мы также поставим под сомнение законность задержания не зарегистрированного транспортного средства и даже расскажем почему такие действия в большинстве случаев будут являться незаконными.
Разберёмся по порядку.
Действительно, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ), а за повторное совершение такого правонарушения (часть 1.1 статьи 12.1) и вовсе в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. При этом первично наложенный штраф может быть оплачен со скидкой, а вот льгота на уплату штрафа за аналогичное повторное правонарушение законом не предоставляется.
Можно ли избежать штрафа за управление незарегистрированным транспортным средством?
В определённых ситуациях можно.
Как известно, регистрация транспортного средства в органах ГИБДД носит заявительный характер. Собственник транспортного средства обязан в установленный законом срок обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД с заявлением о постановке приобретенного транспорта на соответствующий учет уплатив государственную пошлину за совершение данного действия. Однако в постановке на учет может быть отказано. И этом несколько причин. Приведем основные. В отношении транспортного средства наложен запрет на совершение с ним регистрационных действий. Это безусловное основание для отказа в постановке на учет. Запрет может быть обусловлен разными факторами, одним из которых является даже банальная задолженность по штрафам прежнего владельца транспортного средства. Естественно, что новый владелец автомобиля не отвечает по долгам прежнего собственника, однако поставить автомобиль на учет до погашения задолженности он не сможет. Также отказ в регистрации последует в случае наличия сомнений в подлинности (признаков подделки) идентификационных номеров транспортного средства. В таком случае отказано будет как минимум до получения результатов автотехнической экспертизы на которую автовладельца направят сотрудники ГИБДД. Далее все будет зависеть от результатов экспертизы. Однако и в первом и во втором случае, установленный законом срок для регистрации транспортного средства автовладелец пропустит, а значит ему будет грозить соответствующее административное наказание. И вот здесь начинается самое интересное.
Правила дорожного движения, равно как и иные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения возлагают на собственников обязанность регистрации принадлежащих им транспортных средств, но не запрещают им их эксплуатацию.
Ответственность за управление транспортным средством не зарегистрированным в установленном порядке, а равно за нарушение регистрационных правил характеризуется умышленной формой вины, то есть наступает только в тех случаях, когда установленные нормы и правила были нарушены исключительно по вине автолюбителя.
Отказ в регистрации транспортного средства не зависит от желания собственника автомобиля и не позволяет ему вовремя поставить технику на регистрационный учет. Такое обстоятельство подлежит обязательному принятию во внимание при решении вопроса о виновности водителя транспортного средства и его привлечении к установленной законом административной ответственности. Поэтому если Вас обвиняют в управлении транспортным средством не зарегистрированным в установленном порядке, а собственник попросту лишен возможности поставить транспортное средство на учет сообщите об этом сотруднику полиции до привлечения к ответственности, а в случае если постановление о назначении наказания все же вынесено, потребуйте составления протокола об административном правонарушении в котором отразите свое объяснение на этот счет. Затем подайте жалобу на постановление о назначении штрафа в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Запомните, скорее всего вышестоящее должностное лицо или суд при рассмотрении жалобы примут доводы об отказе в регистрации транспортного средства только в том случае если Вы предоставите им соответствующее заявление, с которым вы обращались в ГИБДД и которое содержит письменный отказ инспектора в совершении регистрационного действия. Не стоит апеллировать таким доводом если информация о запрете на совершение регистрационного действия была обнаружена на каком-либо сайте, но в ГИБДД при этом собственник транспортного средства (либо его представитель) не обращался. Поэтому в любом случае сначала обратитесь в ГИБДД, а затем эксплуатируйте транспортное средства. Лучше всего иметь заявление с отказом при себе и возить его в машине чтобы предъявлять сотрудникам ГИБДД в случае необходимости.
Можно ли собственнику избежать штрафа за нарушение регистрационных правил?
Как мы указывали выше, собственник транспортного средства также несет ответственность за несвоевременное обращение в органы ГИБДД с заявлением о постановке автомобиля на учет. Он привлекается к ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ. Однако и он вполне может попытаться избежать наказания, даже если препятствий для постановки на учет никаких не имелось. Для этого существует два способа.
Первый, это заявить о том, что транспортное средство находилось в неисправном состоянии и не могло быть поставлено на учет. Органы ГИБДД регистрируют только те транспортные средства, которые соответствуют установленным правилам и требованиям, предъявляемым к их техническому состоянию. Если при регистрации автомобиля решается вопрос о привлечении к ответственности сообщите о том, что транспортное средство было приобретено без фар или стекол, то есть являлось неисправным, что препятствовало его постановке на учет. Поскольку такое правонарушение также характеризуется умышленной формой вины, данное обстоятельство является основанием для освобождения собственника от административной ответственности предусмотренной статьей 19.22 КоАП РФ.
Второй способ. Выдайте кому-либо простую письменную доверенность на право постановки транспортного средства на учет и пришлите это лицо в ГИБДД вместо себя. Представитель не несет административной ответственности за виновные действия представляемого и не подлежит привлечению к ответственности вместо собственника транспортного средства. Для того чтобы наказать самого собственника, сотрудники ГИБДД должны будут возбудить дело в отношении него самого предварительно уведомив его о привлечении к ответственности. Как показывает практика, в 99 процентов случаев гаишники не утруждают себя поиском собственника транспортного средства и попросту спускают такие дела «на тормозах». Кроме того, они не вправе требовать от представителя доставить собственника в орган ГИБДД и отказывать представителю в постановке автомашины на учет.
Могут ли задержать и поставить на штрафную стоянку транспортное средство не зарегистрированное в установленном порядке?
Исчерпывающий перечень оснований для применения задержания транспортного средства установлен статьей 27.13 КоАП РФ, среди которых отсутствует такое основание для задержания. Однако если имеются иные основания (чем отсутствие регистрации транспортного средства) оно может быть задержано и перемещено на специализированную штрафную стоянку.
Правомерно ли задержание транспортного средства, у которого регистрация прекращена по заявлению прежнего собственника, а свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные регистрационные знаки аннулированы и выставлены в розыск.
Прекращение регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца производится с целью снятия ТС с учета на имя прежнего хозяина. При этом выданные прежнему владельцу свидетельство о регистрации транспортного средства, а также государственные регистрационные знаки, переданные при продаже новому собственника, аннулируются и выставляются в розыск. Вместе с тем данные обстоятельства не лишают и не прекращают права собственности нового владельца и не являются основанием для задержания такого автомобиля.
Все же на практике встречаются случаи, когда полицейские задерживают автомобили, у которых свидетельство о регистрации и государственные номера аннулированы и выставлены в розыск. Представители полиции мотивируют это тем, что новый владелец транспортного средства не имеет при себе действующего свидетельства о регистрации транспортного средства (в связи с аннуляцией прежнего), а отсутствие такого документа служит основанием для задержания транспортного средства.
Казалось бы, всё правильно, если бы не одно «но….».
Транспортное средство, регистрация которого прекращена по заявлению прежнего владельца, более не состоит на регистрационном учете (т.к. она аннулирована) а следовательно, оно не имеет свидетельства о регистрации. Новый владелец не может иметь при себе свидетельства, поскольку автомобиль на учет им не ставился и такой документ ему попросту не выдавался.
Юристы союза «Автовладельцы РУ» уже имеют положительную судебную практику, которая сформировалась в результате осуществления защиты прав автовладельцев по аналогичному вопросу.
Если у вас остались вопросы, на которые Вы не нашли ответа в данной статье или на сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи.
Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
Информация об ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги по регистрации транспортных средств осуществляется в подразделениях Госавтоинспекции России по экстерриториальному принципу независимо от места регистрации как по предварительной записи через Единый портал государственных и муниципальных услуг, так и непосредственно в день обращения в любое регистрационное подразделение на территории Российской Федерации.
Режим работы регистрационных подразделений ГИБДД МВД России размещен на официальном интернет сайте (www.гибдд.рф).
Кроме того, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.1 КРФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей, а за повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Для прекращения государственного учета транспортного средства необходимо лично, либо через законного представителя обратиться в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции на территории России, предоставив следующие документы:
— заявление установленного образца;
— документ удостоверяющий личность;
— документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае представления интересов владельца);
— документ, подтверждающий отчуждение транспортного средства.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг реализован функционал по прекращению регистрационного учета транспортных средств, в случае их отчуждения, без посещения подразделения Госавтоинспекции.
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Комментарий к ст. 12.1 КоАП
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
Объектом административного правонарушения являются правила эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся техническое состояние и оборудование транспортных средств, обязательный государственный технический осмотр, регистрация транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра. Незарегистрированным считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ. Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные сроки. Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортных средств.
3. Субъектами административного правонарушения являются водители транспортных средств, руководители и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 12.1, данная статья подразделилась на 2 самостоятельных правонарушения:
— управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (штраф в размере 100 рублей);
— управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (штраф в размере 200 рублей).
Изменилось и примечание к данной статье. Теперь примечание состоит из двух частей, причем первая из них в точности повторяет первую часть бывшего примечания, а вторая часть совершенно новая и говорит о том, что «порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом», а не Правительством РФ, как это было ранее. Но до принятия соответствующего федерального закона порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра пока будут устанавливаться Правительством РФ.
Судебная практика по статье 12.1 КоАП
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в данной статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 названного Кодекса также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В настоящей жалобе Шабаев С.Н. приводит доводы, что 13 августа 2016 года он управлял скутером с объемом двигателя 49,5 куб. м и максимальной скоростью менее 50 км/ч, на управление которым не требуется водительское удостоверение, который не подлежит регистрации в органах ГИБДД и в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относится к транспортным средствам, при управлении которыми установлена административная ответственность.
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в названной статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 указанного Кодекса также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Доводы жалобы о том, что транспортное средство «SEAT Ibiza» не поставлено на регистрационный учет в органах ГИБДД, в связи с чем действия Азарова А.А. подлежали квалификации по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Парчайкина Ильи Николаевича, действующего в интересах Назарова Илдырыма Бабахай оглы, на определение судьи Новосибирского областного суда от 1 марта 2018 г. о возврате жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Назарова Илдырыма Бабахай оглы,
Согласно примечанию к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ) под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).