Упражнение крест на мотоцикле

Упражнение 4/10 – Крест

Последнее упражнение на тему маневрирования на низкой скорости, этакая «контрольная работа», объединяющая в себе навыки, наработанные в предыдущих трёх упражнениях. Оно входит в программу обучения американских мотополицейских.

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

Пэт предлагает выполнять его на ближайшем тихом перекрестке. Надо понимать, что многие американцы живут в отдельно стоящих домах, сосредоточенных в пригородах (suburbs), разделённых на кварталы тихими улочками с нерегулируемыми перекрёстками. Если честно, не могу вспомнить что-то похожее в ближайших ко мне московских окрестностях. Из неближайших в голову приходят промзоны и гаражные кооперативы. Возможно вам повезло, и рядом с вашим домом такой перекрёсток есть. Если это не так – не отчаивайтесь, его легко разметить на любой подходящей площадке, достаточно знать, что ширина двухполосной дороги составляет 6-7 метров.

Помните, что если вы всё-таки выполняете упражнение на дороге общего пользования, это должна быть по-настоящему тихая и пустая дорога, но ни в коем случае не пешеходная зона. Вы не должны мешать движению, подвергая опасности себя и других водителей или беззащитных пешеходов. Кроме того, поскольку упражнение нужно выполнять в обе стороны, то при движении против часовой стрелки вам придётся ехать по встречке, а это, как говорится, чревато боком. В общем, наверно в наших реалиях лучше всего всё-таки тренироваться где-нибудь на пустой парковке.

ТОНКОСТИ:

1. Не используйте передний тормоз, только задний. Если вы уже освоили езду «на заднем тормозе» — самое время применить навык. Если пока не освоили – самое время потренироваться.

2. Главное – идеальное поддержание баланса газ-сцепление.

3. Поворачивайте руль на максимально возможный для вас угол, и постоянно этот угол увеличивайте, пока не упрётесь в конструктивные ограничения вашего мотоцикла.

4. Помните – мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. В поворотах и разворотах смотрите как можно дальше вдоль траектории, выворачивая голову.

5. Не наклоняйте голову, смотрите «вдоль горизонта». Смотрите повыше, не разглядывайте асфальт, на нём не валяются потерянные кошельки.

6. Работайте рулём уверенно, не давайте ему болтаться при движении в наклоне. При смене курса или распрямлении траектории перекладывайте руль осознанно, с чётко дозированным усилием.

7. Держите тело вертикально, перекладывайте мотоцикл под собой. Всякие свешивания, откренивания и прочая гимнастика, допускаются, но по большому счёту они тут не нужны. Посмотрите ещё раз на полицейскую фигурку, видно, что офицер не ёрзает понапрасну.

ГРАФИК: Тренируйте крест два раза в неделю по 15-30 минут (два-три круга в каждом направлении).

Источник

Упражнения для начинающих мотоциклистов. 2 часть

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

Перед прочтением данной статьи. Рекомендую ознакомиться с 1 частью упражнений способных научить управлению мотоциклом на высоком уровне.

Итак продолжаем. Следующее упражнение:

Крест

Данное упражнение является последним из упражнения на низкой скорости. Оно объединяет в себе предыдущие три упражнения. Суть выполнения «креста» заключается в том, что необходимо траекторией передвижения мотоцикла нарисовать своеобразный крест. Более понятно станет, если посмотреть рисунок.

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

В идеале, выполнять такое упражнение нужно на перекрестке. Но по причине того, что это очень опасно, мы рекомендуем делать это на той же, пустой парковке. Для этого необходимо приблизительно отметить контрольные точки перекреста с помощью заметных предметов (камней, кирпичей, досок). Можно же просто нарисовать мелом на асфальте нужные углы. Стоит отметить, что ширина 2-полосной дороги должна быть от шести до семи метров.

Основные моменты данного упражнения:

Данное упражнение нужно выполнять по 15-30 минут (нужно делать два или три круга на воображаемом перекрестке в каждую сторону). Заниматься необходимо дважды в неделю.

Замедление

Каждый мотоциклист просто обязан освоить полноценное экстренное торможение. Наверное каждый водитель знаком с ситуациями, когда во время интенсивного движения, прямо «перед носом», со второстепенной дороги выезжает другое транспортное средство. Бывают и резкие выходы пешеходов на дорогу. Во всех этих случаях водителю необходимо быстро и уверенно скинуть скорость. Чаще всего даже не до полной остановки. Давайте рассмотрим, как правильно замедлить движение Вашего мотоцикла.

В первую очередь, важно помнить, что замедление осуществляется с той целью, чтобы не упасть и не попасть в полноценное ДТП. Помните, что мотоцикл гораздо быстрее останавливается тогда, когда он соприкасается колесами с дорожным покрытием. Если мотоцикл падает, то скользить до полной остановки он будет очень далеко. Это должно подтолкнуть всех к тому, что упражнение под названием «замедление» необходимо выполнять с большой ответственностью. И запомните, в большинстве аварийных ситуаций не стоит пытаться укладывать мотоцикл на бок.

Экстренное замедление по своей сути ни чем не отличается от обычного торможения. Единственное отличие в том, что при экстренном замедлении все делается гораздо быстрее. Как и при любом торможении, необходимо с нарастающим усилием давить на педаль и рычаг тормоза. В это время, по возможности, можно переключать передачи вниз. Отличием является лишь то, что делать все нужно очень и очень быстро. Только не стоит путать понятия «быстро» и «резко». Резкие движения на мотоцикле опасны.

Для выполнения данного упражнения необходимо найти 100-метровый участок дороги с качественным и ровным асфальтным или бетонным покрытием. На середине найденного участка нужно положить какой-либо заметный предмет. Далее необходимо от середины участка в каждую сторону по три раза отметить расстояние в 7,5 метров. Все, площадка для упражнения готова.

Для правильного выполнения упражнения нужно разогнать мотоцикл на третьей передаче до скорости 40 километров в час. После этого нужно начать торможение строго посередине нашего участка. В момент, когда скорость снизится до отметки 15 км/ч, нужно посмотреть в каком мести участка дороги находится мотоцикл. Далее необходимо развернутся и выполнить упражнение в обратную сторону. Таким образом, получится полноценный круг. Выполните 10-12 таких кругов. Далее можно приступить к анализу своих результатов.

Основные принципы выполнения упражнения:

Заниматься данным упражнением необходимо один раз на месяц на протяжении не менее одного часа.

На что еще стоит обратить особое внимание:

Источник

Упражнение крест на мотоцикле

Весна пришла. Вылезли подснежники и начали кататься по дорогам. Начал пищать смартфон — ДТП там, ДТП сям. Все всё позабывали — одни забыли про существование мотоциклистов, другие про избегание ДТП.

Избегать ДТП мотоциклисту необходимо. Как бы он ни был прав с точки зрения ПДД, здравого смысла и общей социальной справедливости. Ибо любая курица на Дэу Матиз с колесиками 13 дюймов уберет с дороги голду или электричку легко и незаметно для себя — минимум в два раза большая масса решает.

Добавим к этому факт, что мотошколы учат не ездить по дорогам, а только лишь сдавать экзамен. Есть еще всякие курсы «контраварийного вождения», но практика показывает, что их объем совершенно недостаточен.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, поэтому давайте обсудим несколько простых упражнений, которые поставят автоматизм нужных навыков. Заодно поругаемся. 🙂

Суть этих упражнений — в распределении внимания. Точнее, в постановке себя в такую ситуацию, в которой не будет хватать внимания на осознанное управление мотоциклом. Мотоциклом будут управлять навыки, не требующие сознательного вовлечения. Выглядеть все это будет как-то вот так:

Главным результатом будет избежание, например, target fixation — когда человек настолько сосредотачивается на источнике опасности, что не может от нее уклониться:


а также много всяческих других приятностей.

Для занятий нам потребуется реквизит:
— Десяток пластиковых стаканчиков, продаются много где и стоят копейки.
— Бутылка с водой, которая наливается до половины в стаканчики для их устойчивости.
— Товарищ, который будет нас отвлекать.
— Достаточного размера площадка, на которой мы будем заниматься.

Далее по тексту водителя мотоцикла будем называть Радистом, а товарища — Садистом.

У Садиста есть одна дополнительная очень важная задача — следить, чтобы в зоне выполнения упражнения не появлялись посторонние и привлечение внимания Радиста при появлении этих посторонних. При появлении посторонних выполнение упражнения следует немедленно прекратить — остановиться, отъехать в сторону, совершить Другие Действия, чтобы ситуация снова стала безопасной.

Упражнение первое. Медленные гонки.

Это упражнение на баланс и на управление тягой на заднем колесе. Полезно, в том числе, при езде между рядов в пробке.

Поставьте в одну линию 7 стаканчиков на расстоянии 5 примерно метров друг от друга. Линия должна быть как можно ровнее.

Садист встает в чуть в сторонке в конце линии стаканчиков.

Радист едет вдоль линии стаканчиков как можно медленнее, в таком режиме двигателя и КПП, в которых двигатель при полностью включенном сцеплении заглохнет. Например, на второй передаче на холостом ходу. Радист удерживает двигатель работающим за счет проскальзывания сцепления. При необходимости можно немного увеличить обороты — но не так, чтобы при резком отпускании рычага сцепления мотоцикл поехал, а так, чтобы он при этом резком отпускании заглох нафиг.
Радист должен стараться ехать как можно ровнее. Цель — добиться устойчивого режима движения с постоянной скоростью.

Задача Садиста — в произвольный момент времени резко поднять руку. По этому сигналу Радист должен экстренно остановиться. После опускания руки Садистом Радист трогается и продолжает движение.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

После получения Радистом устойчивого навыка ровного движения на постоянной скорости и экстренной остановки, вводим усложнения:
1. Радист должен менять скорость движения на каждом повторе.
2. Радист должен менять скорость движения в ходе одного повтора.
3. Радист должен останавливаться только по поднятию одной руки Садиста — например, левой — и игнорировать поднятие другой (правой).

Садист должен всячески мешать Радисту — кривляться, лузгать семечки, поворачиваться из стороны в сторону, прогуливаться туда-сюда. Сигнал Садиста должен быть неожиданным для Радиста.

Упражнение второе. Спираль.

Упражнение на баланс и на изменение баланса в зависимости от скорости и угла наклона мотоцикла. Полезно, например, для движения на небольшой скорости по дворам, парковкам и подобным вещам.

Ставим на землю стаканчик. Радист начинает ездить вокруг него кругами, в одну сторону, постепенно уменьшая радиус круга. Радист волен делать это, как хочет — снижать скорость и так далее. Радист может применять любые органы управления мотоциклом. Радист должен уменьшать радиус до того момента, когда руль встанет на упор — и продолжать кружиться с рулем на упоре.

Садист должен внимательно следить за Радистом и дожидаться момента, когда радиус поворота перестанет уменьшаться — либо потому, что руль на упоре, либо потому, что Радист больше не может его уменьшать. С этого момента в произвольный момент времени Садист должен дать Радисту сигнал — поднять руку, заорать, бросить на землю удерживаемый в руках предмет, что-нибудь подобное. По сигналу Садиста Радист должен экстренно остановиться. Радист должен быть внимательным — мотоцикл сначала нужно выпрямить, иначе он упадет.

По мере получения Радистом устойчивого навыка можно вводить усложнения:
1. Поставить в сторонке еще один стаканчик, по сигналу Садиста Радист должен выпрямить мотоцикл, найти второй стаканчик и начать крутиться вокруг него в противоположную сторону.
2. Садист подает два разных сигнала, по одному Радист останавливается, по второму — едет к второму стаканчику.

Во время выполнения упражнения у Радиста может начать кружиться голова — в этом случае выполнение упражнения следует прекратить.

Упражнение следует повторять в течение 15-20 минут, повторно — через несколько дней, идеальным является повторение его каждый день.

Упражнение третье. Полицай.

Упражнение на распределение внимания. Полезно в повседневной езде.

Поставьте два ряда по 4-5 стаканчиков в линию, на расстоянии примерно 3,5 метров между линиями.

Радист останавливается перпендикулярно линиям стаканчиков, на расстоянии примерно полутора метров перед первой линией.
Садист встает слева и впереди Радиста за второй линией стаканчиков, таким образом, чтобы для взгляда на Садиста Радисту надо было довольно сильно повернуть голову влево.

По команде Садиста Радист трогается и поворачивает направо, проезжая между линиями стаканчиков. Цель — ехать по прямой как можно ближе к ближней линии стаканчиков.

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

Радист должен смотреть на Садиста до начала наклона мотоцикла, после начала наклона Радист должен смотреть направо, по направлению движения.

По мере развития навыка можно начинать вводить усложнения:
1. Поворачивать не только направо, но и налево.
2. Выбирать направление поворота по команде Садиста.
3. В процессе поворота по команде Садиста выполнять экстренную остановку.
4. В процессе поворота по команде Садиста объезжать ближайший стаканчик — стаканчик слева при повороте направо, стаканчик справа при повороте налево.
5. Увеличивать угол разворота с 90 градусов до 135 и более.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через две недели.

Упражнение четвертое. Крест.

Это из арсенала всех этих ваших джимхан. Упражнение на владение мотоциклом.

Ставим 5 стаканчиков в форме креста на расстоянии примерно 5м друг от друга. Центральный стаканчик объезжаем правым поворотом, крайние — левым. Последовательность: центральный — верхний — центральный — левый — центральный — нижний — центральный — правый — центральный.
Крутим до одурения.

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

По мере развития навыков вводим усложнения:
1. По команде Садиста Радист экстренно останавливается.
2. Расстояние между стаканчиками уменьшается.
3. Расстояние между стаканчиками делается неодинаковым.

Упражнение пятое. Уклонение.

Упражнение ставит навык экстренного маневрирования для уклонения от препятствия.

Устанавливаем препятствие — стаканчик. В стороне и впереди по направлению движения стоит Садист. Садист держит руки в стороны на уровне плеч, в каждой руке — некий хорошо видимый предмет, пусть такой же стаканчик.
Радист едет прямо на препятствие. В произвольный момент Садист роняет один из предметов. Уронил правый — Радист объезжает препятствие справа, уронил левый — слева.
Упражнение следует повторять много раз — полчаса минимум, чтобы мозги забились и перешли от осознанного выбора маршрута уклонения к неосознанному.
Радист должен менять скорость движения. Садист должен менять момент сброса стаканчиков. Садист должен ронять стаканчики произвольно, чтобы момент начала маневрирования был неожиданным.

По мере развития навыков вводим усложнения:
1. Ставим еще два стаканчика за первым, слева и справа. Радист должен не только объехать первый стаканчик, но и еще и второй или третий.
2. Ставим четвертый стаканчик, на одной линии с первым. После объезда первого и второго стаканчиков (или первого и третьего) Радист должен объехать четвертый с противоположной стороны.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

Упражнение шестое. Уклонение в повороте.

Повторение пятого упражнения, но выполняется не на прямой, а на широкой дуге после прямой. Радист сначала едет по прямой, затем входит в поворот и наблюдает там Садиста с его препятствиями и сигналами. Далее все, как в пятом упражнении.

Упражнение седьмое. Торможение в повороте, или Плохая идея.

Тормозить в повороте — в целом плохая идея. Но иногда бывает необходимо.

Упражнение ставит навык экстренного маневрирования для уклонения от препятствия.

Размечаем стаканчиками широкую дугу. Стаканчиков лучше взять побольше. Размечаем ими и левую, и правую границу дуги.
За серединой дуги ставим три стаканчика поперек траектории движения Радиста.

Радист едет по прямой и входит в поворот.
Садист подает одну из трех команд: правая рука вытянута в сторону, левая рука вытянута в сторону, обе руки подняты вверх.
По команде Садиста Радист выпрямляет мотоцикл, тормозит и объезжает левый или правый стаканчик по поднятию соответствующей руки, либо продолжает движение по первоначальной траектории по поднятию обеих рук вверх.

По мере развития навыков вводим усложнения:
1. Проходим дугу с разных сторон, левым и правым поворотом.
2. Уменьшаем радиус дуги
3. Увеличиваем скорость Радиста.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

Заключение.

В целом в один тренировочный день следует выполнять два-три разных упражнения. Если тренируется только Радист — то три, если Радист и Садист меняются ролями — то два.
Меньше не имеет смысла — мозг не успеет нагрузиться в мере, достаточной для начала его адаптации.
Больше тоже не нужно — развивается усталость и отвращение ко всем этим дурацким упражнениям.

Упражняться надо в экипировке — возможны падения.

Накатав этих упражнений Радист будет смотреть всякие там Ride like a Pro с ехидной ухмылкой.

Если у кого-нибудь есть еще какие-нибудь интересные упражнения — делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Источник

Десять упражнений, которые научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом.

Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть фото Упражнение крест на мотоцикле. Смотреть картинку Упражнение крест на мотоцикле. Картинка про Упражнение крест на мотоцикле. Фото Упражнение крест на мотоцикле

Прежде чем перейти к упражнениям, найдите в себе силы и прочитайте три книги Хаффа (Учебник по выживанию для мотоциклистов), Паркса (Полный контроль) и Йенатча (Техника спортивной езды) — минимум для любого мотоциклиста, который хочет научится управлять мотоциклом.

Но данные упражнения взяты из книги Пэта Хана «Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла». Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной.

Десять упражнений, описанных в этой книге, научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом. Но, чтобы суметь воспользоваться тем или иным приёмом в нужный момент, необходимо, чтобы он был «свежим». Вот сводная таблица тренировок, позволяющая держать навыки наготове.

Упражнение 1Медленная езда20 минут в день, 3 дня в неделю. Когда станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.
Упражнение 2ВосьмёркаДважды в месяц по часуУпражнение 3Старт с поворотомРаз в месяц по часуУпражнение 4КрестДва раза в неделю по 15 минут (два-три круга в каждом направлении)Упражнение 5ЗамедлениеРаз в месяц по часуУпражнение 6ПоворотЕсли это ваш первый сезон или это ваш первый сезон на новом байке, тренируйте поворот как минимум по часу раз в месяц в течении шести месяцев. Тренируйте поворот как минимум один раз каждую веснуУпражнение 7Внутренняя траекторияРаз в месяц по часуУпражнение 8УклонениеРаз в месяц по часуУпражнение 9Смена траекторииДважды в сезон как минимум по часу и два полных часа после большого перерыва в катанииУпражнение 10Поворот-тормоз-поворотДважды в сезон как минимум по часу и два полных часа после большого перерыва в катании

Управлять мотоциклом на низкой скорости сложнее, чем на высокой. Во-первых, труднее держать равновесие, а во-вторых, нужно привыкнуть к рычагу сцепления, ручке газа и научиться интуитивно понимать отклики мотоцикла при воздействии на рычаг и ручку. Если рычаг сцепления полностью отпущен, то ехать по-настоящему медленно не получится, двигатель просто заглохнет. Если рычаг полностью выжат, двигатель вообще не крутит колёса. Нужно найти такое взаимное положение рычага и ручки газа, чтобы и двигатель работал устойчиво, и скорость была бы невысокой. Важно понимать, что газ и сцепление в данном случае взаимосвязанные параметры, то есть для снижения скорости можно прикрыть ручку, а можно посильнее выжать сцепление. Задача — довести процесс до автоматизма, чтобы поиск значения параметров происходил на уровне инстинктов. Не бойтесь сжечь сцепление — на большинстве мотоциклов диски работают в масляной ванне и переносят проскальзывание гораздо лучше, чем сухие диски автомобильного сцепления.

Найдите пустую, достаточно обширную парковку. Отметьте 33,5 метра. Поезжайте как можно медленнее вдоль прямой линии. Подберите такое взаимное положение ручки газа и рычага сцепления, чтобы мотор работал ровно и устойчиво. Не опускайте голову, смотрите на горизонт, используйте вестибулярный аппарат и боковое зрение что ориентироваться в пространстве и оставаться на линии. Когда движение станет равномерным, ещё снизьте скорость. Опять найдите нужные параметры сцепления и газа. Снижайте скорость поэтапно, пока не станете ехать со скоростью пешехода. Не пытайтесь сразу поехать как можно медленнее. Главная задача — научиться пользоваться газом и сцеплением, почувствовать их. Дайте себе на это время, не спешите.

ГРАФИК: Тренируйтесь 20 минут в день, 3 дня в неделю. Через несколько недель вы должны проезжать 33,5 за 25 секунд или больше. Когда вы почувствуете себя уверенно и станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.

Лучше всего тренировать медленную езду в начале и конце каждой поездки, если, конечно, позволяет дорожная ситуация. Будьте терпеливы. Это не так просто, как кажется, и нужно прикладывать усилия, чтобы поддерживать навык в отточенном состоянии.

Разворот в ограниченном пространстве — на узкой дороге, тесной парковке и т.д. — является одним из самых трудных манёвров для любого мотоциклиста. Во-первых потому, что на низкой скорости мотоцикл очень неустойчив. Во-вторых, такой разворот довольно редко встречается в повседневной езде, поэтому навык сам по себе не нарабатывается. Кстати сказать, разворот вправо многим водителям даётся труднее, чем разворот влево. Дело в том, что при развороте руль поворачивается на максимальные углы, одна рука получается прижатой к телу, а другая почти полностью выпрямленной. Большинству людей удобнее работать газом выпрямленной рукой, а сцеплением — прижатой. Прежде чем приступить к упражнению, следует запомнить главное правило: при маневрах на низкой скорости не пользуйтесь передним тормозом! Слишком сильное торможение, а зачастую и просто касание переднего тормоза, приведёт к тому, что мотоцикл завалится внутрь поворота. Скорость следует регулировать либо газом-сцеплением, либо задним тормозом, но ни в коем случает не передним.

Лучшим упражнением для тренировки разворота является восьмёрка, представляющая по сути два разворота в разные стороны. Чем меньше расстояние между крайними точками, тем выше ваше мастерство. Найдите подходящее место, пустая парковка подойдёт. Главное, чтобы ваша восьмёрка не ограничивалась ничем по бокам, тогда при заваливании мотоцикла вы сможете просто добавить газ и поехать прямо, избежав падения. Поставьте два ориентира, лучше всего, если это будут дорожные конусы, но и два заметных камня тоже подойдут. Начните с 12 метров или даже больше. Когда освоитесь на 12 метрах, переходите на 9, потом на 6 (это уже уровень американских мотополицейских). Кстати, не каждый мотоцикл допускает шестиметровую восьмёрку, возможно руль просто не сможет повернуться на нужный угол. В таком случае, естественным пределом станет восьмёрка с рулём в крайнем положении.

1. Помните — мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. Ни в коем случае нельзя ехать «по факту», голова должна поворачиваться на максимально возможный угол, чтобы вы могли смотреть вдоль траектории как можно дальше. В начале разворота смотрите на противоположную от конуса (камня) сторону, в середине нужно уже смотреть на вход в следующий разворот.

2. Держите тело вертикально, наклоняйте только мотоцикл.

3. По возможности загрузите внешнюю подножку. Эндурообразные мотоциклы позволяют не только ездить, но и разворачиваться в стойке. Лично мне это кажется более удобным. Нужно просто встать всем весом на внешнюю подножку и заваливать мотоцикл в поворот руками, не забывая о газе и сцеплении, конечно.

4. Держите голову вертикально, чтобы смотреть вдоль горизонта, так легче держать равновесие.

5. Периодически охлаждайте байк и давайте отдых себе. Мотор и особенно сцепление при выполнении восьмёрки работает в тяжёлом температурном режиме, так что периодически проветривайте их. Вам, а точнее вашему вестибулярному аппарату, тоже приходится не сладко, известны случаи головокружения и потери ориентации. Так что время от времени делайте кружок вокруг квартала — и вам, и мотоциклу будет легче.

ГРАФИК:Тренируйте восьмёрку дважды в месяц по часу.

1. Не подруливайте по время разворота, сразу поверните руль на нужный угол и развернитесь не меняя его положения. Радиус разворота регулируйте тягой. Если байк заваливается внутрь, дайте чуть больше тяги, если заходит слишком широко, уменьшите тягу.

2. Начните пользоваться задним тормозом во время разворота. То есть к газу-сцеплению и углу наклона добавьте ещё одно управляюшее воздействие — задний тормоз. Это позволит точнее контролировать траекторию — именно задний тормоз позволяет полицейским выполнять их феноменальные фигурки.

Довольно часто, особенно в больших городах, бывает необходимо начать движение с поворотом. Например, при выезде со двора на улицу, ширина которой уменьшена припаркованными машинами, при выезде с парковочного места у обочины или на большом паркинге в торговом центре и т.п. Хорошо, когда есть возможность стартовать не спеша, перебирая поначалу ногами по земле, но бывает так, что движение на улице слишком плотное и стартовать надо быстро. А бывает и так, что прекрасная незнакомка ждёт, пока вы освободите для неё место на парковке, и стартовать приходится эффектно, как реальный байкер, а не как живая иллюстрация к выражению «лох педальный».

Старт с 90-градусным поворотом пригодится всем и каждому, но и стартом под 135 градусов тоже лучше не пренебрегать. Во-первых, если вы умеете уходить со старта с таким крутым поворотом, то уж обычный выезд сможете сделать наверняка. Во-вторых, при таком старте удобнее смотреть на траффик, выбирая подходящий для вливания момент, потому что не нужно выворачивать голову по-совиному. Кстати сказать, 135-градусный поворот считается основным приёмом американских мотополицейских – они смотрят на встречный траффик, а в случае обнаружения нарушителя бросаются в погоню в лихом развороте.

1. Начальная позиция — внутренняя по отношению к повороту нога стоит на земле, внешняя на подножке, руль и голова повёрнуты в сторону поворота, мотоцикл наклонен в ту же сторону, взгляд смотрит как можно дальше вдоль траектории.

2. Отпускаем сцепление, добавляем газ, задача – сразу поймать баланс газ-сцепление.

3. Как только мотоцикл начнёт движение, сразу ставьте ногу на подножку, так легче держать равновесие.

4. Наклонять байк в поворот следует уверенно.

5. На выходе из поворота сцепление должно быть отпущено, а газ открыт для бодрого ускорения.

6. Всегда помним основные правила — смотреть туда, куда надо ехать и не пользоваться передним тормозом при движении в наклоне на низкой скорости!

ГРАФИК: Тренируйте старт с поворотом раз в месяц по часу.

1. Когда освоите 6-метровый коридор, переходите к 3,7-метровому.

2. Когда 90-градусный поворот будет даваться с лёгкостью, переходите к 135-градусному

Последнее упражнение на тему маневрирования на низкой скорости, этакая «контрольная работа», объединяющая в себе навыки, наработанные в предыдущих трёх упражнениях. Оно входит в программу обучения американских мотополицейских.

Достаточно знать, что ширина двухполосной дороги составляет 6-7 метров..

Помните, что если вы всё-таки выполняете упражнение на дороге общего пользования, это должна быть по-настоящему тихая и пустая дорога, но ни в коем случае не пешеходная зона. Вы не должны мешать движению, подвергая опасности себя и других водителей или беззащитных пешеходов. Кроме того, поскольку упражнение нужно выполнять в обе стороны, то при движении против часовой стрелки вам придётся ехать по встречке, а это, как говорится, чревато боком. В общем, наверно в наших реалиях лучше всего всё-таки тренироваться где-нибудь на пустой парковке.

1. Не используйте передний тормоз, только задний. Если вы уже освоили езду «на заднем тормозе» — самое время применить навык. Если пока не освоили – самое время потренироваться.

2. Главное – идеальное поддержание баланса газ-сцепление.

3. Поворачивайте руль на максимально возможный для вас угол, и постоянно этот угол увеличивайте, пока не упрётесь в конструктивные ограничения вашего мотоцикла.

4. Помните – мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. В поворотах и разворотах смотрите как можно дальше вдоль траектории, выворачивая голову.

5. Не наклоняйте голову, смотрите «вдоль горизонта». Смотрите повыше, не разглядывайте асфальт, на нём не валяются потерянные кошельки.

6. Работайте рулём уверенно, не давайте ему болтаться при движении в наклоне. При смене курса или распрямлении траектории перекладывайте руль осознанно, с чётко дозированным усилием.

7. Держите тело вертикально, перекладывайте мотоцикл под собой. Всякие свешивания, откренивания и прочая гимнастика, допускаются, но по большому счёту они тут не нужны.

ГРАФИК: Тренируйте крест два раза в неделю по 15-30 минут (два-три круга в каждом направлении).

Экстренное жесткое торможение – не обязательно до полной остановки – самый важный приём в арсенале любого мотоциклиста. Каждому из нас практически в любой поездке приходится сбрасываться со 100 до 50-ти, но как правило такое торможение заканчивается не остановкой, а разгоном. В самом деле, полная остановка в условиях напряженного движения сама по себе опасна, кому захочется стать накапотным украшением идущего сзади джипа.
Итак, прямо перед вами со двора неожиданно выезжает машина. Или вам нужно сбросить крейсерскую скорость, чтобы вписаться в съезд с трассы. Или наоборот, на трассу вываливается тихоходная Газель и пытается влиться в быстрый поток. Все эти ситуации знакомы и мотоциклистам, и автомобилистам и все они требуют одного – быстрого и эффективного замедления, позволяющего выиграть время и место для принятия решения и последующего манёвра.

Помните главное – мотоцикл останавливается быстрее, когда цепляется за асфальт резиной, чем когда скользит по нему на нескольких металлических и/или пластиковых точках (руле, маятнике, слайдере, обтекателе и т.д.). Поэтому падение или осмысленное укладывание мотоцикла на бок не является решением ни в какой ситуации. Пусть эта мысль поможет вам не лениться и тренировать торможение на совесть.

Последовательность действий в случае аварийного замедления точно такая же, как в случае обычного штатного, которое мы применяем по многу раз в каждой поездке. Правая рука давит на рычаг с нарастающим усилием. Правая нога давит на педаль с нарастающим усилием. Усилие меняется в зависимости от текущей ситуации. Левая рука и левая нога по возможности переключают скорости вниз. Единственно отличие экстренного торможения в том, что все эти действия выполняются быстрее. Главное – не путать «быстро» и «резко».

Итак, найдите кусок приличного асфальта длиной 100 метров. На отметке 50 метров положите что-то по-настоящему заметное. Лучше всего коровью тушу, но подойдёт и мешок картошки. В общем, что-то такое, что отлично видно даже боковым зрением. Отмерьте от середины в каждую сторону три раза по 7,5 метров, всякий раз ставя метку.

Разгонитесь на третьей передаче до 40 км/ч и начинайте тормозить точно посередине. Когда скорость снизится до 15 км/ч, посмотрите возле какой метки вы находитесь. Развернитесь и выполните то же самое в другую сторону. Это будет один круг. Сделайте 8-12 кругов, после чего проанализируйте свои достижения.

1. Будьте самым жёстким своим критиком, не обманывайте себя и не давайте себе поблажек.

2. Всякий раз тормозите грамотно, полностью контролируйте байк.

3. Старайтесь смотреть подальше, в случае реального экстренного торможения этот навык поможет лучше оценить обстановку, принять правильное решение (ускориться, остановиться или объехать), найти путь для объезда.

4. Особенно следите за плавностью, если ваш прогресс базируется на резкости, значит пришло время вернуться назад и ещё поработать над правильной техникой.

5. Не забывайте переключаться вниз, на дороге суметь вовремя ускориться так же полезно, как и вовремя затормозить.

6. Не смотрите на спидометр, когда вам покажется, что вы замедлились до 15 км/ч, просто отпустите тормоза и катитесь, и только тогда гляньте на спидометр и заодно боковым зрением засеките метку, у которой это произошло.

7. В конце прямой вам придётся сделать разворот. Можно, конечно, тренировать заодно и его, но только не в ущерб основной тренировке.

8. Давите на передний тормоз как на апельсин, из которого вы выдавливаете сок, то есть с постоянным нарастающим усилием.

9. Давите на задний тормоз на отрывая пятки от подножки или платформы, используйте только мышцы голени, а не бедра, так у вас меньше шансов сорвать заднее колесо в юз.

ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:
1. Когда вы научитесь сбрасывать скорость с 40 км/ч до 15 км/ч за 18 метров, то есть у второй метки или чуть дальше, увеличьте начальную скорость до 48 км/ч на четвёртой передаче, потом до 56 км/ч тоже на четвёртой передаче.

2. К сожалению, очень трудно найти место, которое позволит тренироваться на больших скоростях, поэтому когда вы освоитесь на 56 км/ч, самое время отправиться на трек и постепенно, шаг за шагом, научиться замедляться с двухсот до сорока.

3. Помните, что штатное торможение отличается от экстренного только скоростью ваших действий, поэтому нарабатывайте мышечные автоматизмы – тормозите правильно в каждой поездке перед каждым светофором.

Как только вы выезжаете с парковки и набираете скорость человека, бегущего трусцой, техника прохождения поворотов становится другой. Теперь в повороте нужно наклоняться внутрь, а не открениваться наружу. И ещё – теперь нужно применять контрруление.
Скоростные повороты встречаются много раз в каждой поездке, нужно уметь проходить их грамотно и безопасно. Представьте, например, что вам нужно пройти определённый поворот на определённой скорости. Правильная техника позволит вам наклонять байк меньше. Это делает поворот безопаснее для всех типов мотоциклов, но особенно это важно для тяжёлых круизеров – низкий клиренс и широкие платформы для ног сильно ограничивают угол наклона, поэтому каждый сантиметр на вес золота.

Каждый поворот можно разбить на четыре части – торможение, газ, взгляд, наклон. Обратите внимание, что эта последовательность отличается от «торможение-взгляд-наклон-газ», которую вы можете встретить в других источниках.

По сути, предлагается выйти на ровный или немного приоткрытый газ до наклона. Это представляется разумным именно для тяжёлых мотоциклов, и вот почему. Не могу подтвердить своё мнение с цифрами в руках, но мне интуитивно понятно, что их подвеска работает медленнее (больший вес + мягкие пружины), чем у других байков, а значит лучше перестать её тревожить до поворота. Конечно, такой подход можно применять для любого мотоцикла, и он совершенно точно не будет опасным. К счастью, упражнение легко трансформировать под обе последовательности, поэтому советую попробовать и так и так, а потом решить что лучше для вас и вашего байка.

Тормоз– Замедлитесь до скорости, которая позволит безопасно пройти поворот. Все ваши подготовительные действия – замедление, торможение и переключение вниз – должны быть завершены до поворота. На этой стадии нужно также наметить точку входа в поворот.

Газ— Добавьте газ до ровного или чуть-чуть приоткройте, чтобы байк начал очень слабо ускоряться. Задача – привести подвеску в стабильное состояния до точки наклона.

Взгляд-Наклон— Поверните голову и посмотрите вдоль предполагаемой траектории. Хорошо, если выход из поворота виден. Если нет – направьте байк в сторону предполагаемого выхода и смотрите как можно дальше в раскручивающийся поворот. Обратите внимание, что вы ещё не начали поворачивать. И не начинайте, пока на покажется выход. Пока вы не можете его видеть, считайте, что это поворот с уменьшающимся радиусом и что в любой момент он может закрутиться ещё сильнее. С помощью контрруления наклоните байк в поворот. Старайтесь сразу подобрать нужное усилие, чтобы не пришлось подруливать в наклоне.

Отрабатывать поворот лучше всего на большой пустой парковке. Выберите стометровый отрезок, примерно посередине наметьте точку поворота. Выполните 5-10 поворотов в одну сторону, потом в другую.

1. Разгонитесь на второй передаче до 50 км/ч. Задолго до конуса сбросьте газ и оттормозитесь до 35 км/ч, используя оба тормоза. Не смотрите на спидометр, не наклоняйте голову, смотрите повыше.

2. Прямо перед конусом добавьте газ, чтобы выйти на ровное качение или небольшое ускорение.

3. Прямо у конуса поверните голову, чтобы смотреть вдоль траектории и толкните от себя внутреннюю рукоятку руля (левую в левом повороте и правую в правом).

4. Во время поворота перемещайте взгляд вдоль траектории.

5. Не забывайте про газ.

6. Тренировать правильный поворот, как и правильное торможение, можно в каждой поездке. Не ленитесь!

7. Повторяйте про себя «тормоз-газ-взгляд-наклон». Выглядит глуповато, но здорово помогает.

ГРАФИК: Если это ваш первый сезон или это ваш первый сезон на новом байке, тренируйте поворот как минимум по часу раз в месяц в течении шести месяцев. Тренируйте поворот как минимум один раз каждую весну. Если при повседневной езде вы почувствуете, что повороты стали проходиться как-то кривенько – поезжайте на парковку и потренируйтесь часок, чтобы восстановить автоматизмы.

Стандартная траектория строится по правилу «снаружи-внутрь-наружу». То есть перед правым поворотом вы смещаетесь левее, проходите поворот близко к внутренней бровке и выходите на левую сторону полосы. Это прекрасно работает, когда встречка ничем вам не угрожает или когда следующий поворот такой же как предыдущий – то есть правый после правого или левый после левого. В других случаях лучше использовать траекторию «снаружи-внутрь-внутрь» — это безопаснее, эффективнее и приятнее. Назовём её «внутренняя траектория».
Безопаснее она потому, что неаккуратные водители, как правило, залезают на встречку в начале левого поворота, или в конце правого. Внутренняя траектория помогает держаться от таких подальше.

Эффективнее она потому, что на дорогах правый поворот как правило сменяется левым. Не всегда, конечно, но очень часто. В самом деле, дорогу стараются строить так, чтобы она соединяла точку А и Б по прямой. Если попадается какое-то препятствие, то дорога обходит его например справа, то потом она возвращается на прямую, то есть поворачивает налево. Поэтому, чтобы грамотно войти в следующий поворот, на выходе из этого поворота вы должны смещаться внутрь, а не наружу.

Приятнее она потому, что в отличие от стандартной «снаружи-внутрь-наружу», которая спрямляет поворот, напротив, делает поворот даже покруче, а чем круче поворот, тем настоящему мотоциклисту веселее и приятнее.

Проходится «внутренняя траектория» в два приёма. Во-первых, предварительное руление, то есть небольшое отклонение руля, позволяющее следовать вдоль поворота. Во-вторых, собственно руление, то есть значительное отклонение руля, смещающее байк снаружи полосы вовнутрь. Апекс при такой траектории получается очень поздним и по сути совпадает с выходом из поворота.

Тренировать внутреннюю траекторию можно на той же парковке, где вы тренировали поворот, или на хорошо знакомой извилистой дороге.

ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ДОРОГЕ):

1. Дорога должна быть по-настоящему хороша знакома.

2. Не пытайтесь сразу поехать быстро, основная задача – научиться строить траекторию.

3. Точка входа совпадает или почти совпадает с точкой предварительного руления. Это та точка, где дорога начинает изгибаться.

4. Точка основного руления – это та точка, с которой виден выход из поворота, то есть место, где дорога распрямляется или переходит в следующий поворот.

5. Апекс – это точка, в которой ваша траектория ближе всего к бровке, он почти совпадает с выходом из поворота.

Внутренняя траектория помогает вам подготовиться к самому вероятному, то есть к правому повороту после левого, или к левому после правого. Если же, вопреки ожидаемому, левый поворот сменится левым – ничего страшного. Просто распрямите руль, или откройте газ пораньше, или побольше – и вы выйдете на внешнюю траекторию.

ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ПАРКОВКЕ):

1. Упражнение похоже на предыдущее, только руление разбивается на два этапа.

2. Каждый этап – это обычное руление, поэтому не забывайте держать голову повыше, смотреть вдоль траектории, держать ровный газ или немного ускоряться.

3. Примерно посередине дуги переместите взгляд дальше в поворот и наклоните байк ещё сильнее.

4. Сделайте 5-10 повторов в одну сторону, потом в другую.

ГРАФИК: Тренируйте «внутреннюю траекторию» раз в месяц минимум по часу.

Два предыдущих упражнения помогают отработать действия в штатных, предсказуемых ситуациях. Но в реальной поездке, к сожалению, случаются всякие неприятные неожиданности, созданные другими водителями, пешеходами, животными и ленивыми дорожниками. Это упражнение поможет вам отработать навык уклонения от таких неприятностей.

Предыдущие упражнения помогли вам освоить два главных навыка, нужных для успешного уклонения — торможение и контрруление, осталось только объединить их. Но сначала немного теории.

Нужно запомнить три главных правила:

1. Прежде всего — скорректируйте скорость.Это не обязательно значит «затормозите», иногда нужно ускориться. Снижение скорости даёт всем участникам надвигающейся проблемы время на раздумья и место для маневра. Даже если уклониться не получится, и столкновение произойдёт, низкая скорость уменьшит тяжесть последствий. Однако, в некоторых случаях бодрое ускорение может унести вас от потенциальной проблемы прежде, чем она станет актуальной.

2. Уклоняйтесь только когда это действительно необходимо.Если вы тормозите, у вас есть время подумать и принять наилучшее решение. Если вы потом решите уклоняться, что ж, так тому и быть. Но если вы уклоняетесь с самого начала, а второй водитель вдруг решает изменить скорость и/или направление движения, вы уже не сможете передумать и начать тормозить. Считайте, что уклонение это такая «точка невозврата», не кладите с самого начала все яйца в одну корзину.

3. Разделяйте торможение и руление.Сила трения не бесконечна. Если часть её расходуется на торможение, на борьбу с центробежной силой её может и не хватить. В критической ситуации и тормоза, и руление применяются по полной, на их комбинирование силы трения точно не хватит. В таком случае осуществится один из трёх сценариев (в зависимости от распределения во времени управляющих воздействий): снос переднего колеса и падение, снос заднего колеса и лоусайд или (если вообще всё было сделано неправильно) снос переднего колеса и хайсайд. И не надо думать, что вас спасёт АБС. Эта система создана, чтобы работать на самом пределе сцепных свойств. Руление в такой момент выводит мотоцикл за эти пределы, так что АБС не поможет.

Откровенно говоря, из третьего правила есть исключения, о них мы поговорим при разборе следующих упражнений.

Неожиданные проблемы можно разделить на две категории. Первая — те, что случаются на прямой. Это выезжающие с пересечения автомобили, животные, пересекающие дорогу в поисках пищи или любви, беспечные пешеходы, готовые рискнуть жизнью ради экономии пары минут, а также всякие несовершенства дорожного покрытия. Вторая – те, что случаются в повороте. Это вся первая категория плюс неаккуратные водители, залезающие на вашу полосу с соседней или встречной, а также неумелые водители, немотивированно снижающие скорость слишком сильно.

Самое главное, что вы должны сделать для успешного уклонения — это составить план. Причём составить его нужно до того, как вы выедете с парковки. Ваши инстинктивные действия должны быть заточены под наиболее вероятную ситуацию. Конечно, всё может быть и не существует незыблемого закона, но опыт показывает, что на прямой лучше всего тормозить или тормозить, а потом уклоняться, а в повороте лучше всего уклоняться с помощью контрруления, которое иногда приходится сочетать с торможением.

Есть ли ситуации, когда можно сразу применять уклонение? Да, это ситуации, предсказуемые на 100 процентов. Дырки в асфальте, лужи, мусор, прочие неподвижные объекты и даже переползающие дорогу черепахи не требуют экстренного торможения, достаточно просто немного изменить траекторию.

Аварийным действиям в повороте посвящены два последний упражнения цикла, пока же давайте поговорим, как действовать на прямой.

1. Собственно маневр уклонения — это два последовательных хорошо знакомых контрруления.

2. Не забывайте держать голову повыше и смотреть горизонтально.

3. Эффективность уклонения зависит не от силы воздействия на ручку, а от продолжительности. Пары коротких ударов по рулю может хватить для объезда вышеупомянутой черепахи, но для объезда более масштабных препятствий на ручку придётся давить какое-то время.

4. Помните, торможение заканчивается до руления.

5. По возможности, прокладывайте траекторию уклонения в полутора-двух метрах от препятствия, тогда ваши ноги и выступающие части мотоцикла точно его не зацепят.

6. Поскольку уклонение очень быстрый манёвр, не нужно свешиваться (просто не успеете), пусть мотоцикл как бы ходит под вами.

7. Не зажимайте руки, держитесь за байк ногами.

8. Это упражнение, как и все остальные, требуют постепенности. Поначалу оттормаживайетесь до маленькой скорости, примерно до 20 км/ч. Слишком просто? Тогда в следующий раз начните тормозить попозже.

9. При торможении на забывайте про навыки, полученные в упражнении номер 5. И переключитесь на вторую передачу.

10. Поскольку средняя машина имеет длину примерно 4 метра, уклоняйтесь как минимум на три метра от стартовой прямой.

11. Смотрите не на препятствие, а на объезд.

12. После второго руления выпрямите байк и добавьте газу (представьте визг шин сзади).

13. Разметьте два симметричных препятствия, чтобы можно было развернуться и отработать уклонение в другую сторону.

14. И не используйте в качестве препятствия настоящую машину. Это тренировка, что-то может пойти не так, а безопасность превыше всего. (Подумайте, кстати, что вы скажете страховой в случае чего.)

ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Увеличьте начальную скорость до 50, потом до 56 км/ч.

Бывает так, что вы подходите к повороту, планируете траекторию, начинаете её прописывать и тут понимаете, что на ней находится препятствие — лужа, камень, дохлая ворона или глубокая яма. Если вы ответственный водитель и ездите с запасом, примерно на 80% от своих предельных возможностей, ничего страшного в такой ситуации не случится — вы просто подкорректируете траекторию в повороте. Девятое упражнение посвящено такой ситуации.

Цель упражнения — научиться смещать траекторию на метр-другой в середине поворота. Для него отлично подойдёт та же площадка, что и для упражнения №6, только в середине прописываемой арки нужно начертить мелом или выклеить скотчем крест.

1. Сначала потренируйте упражнение №6 («тормоз-газ-взгляд-наклон»), проезжая прямо через центр креста. Добейтесь стабильности. Это будет ваша воображаемая идеальная траектория.

2. Потом начните менять траекторию, распрямляя или, наоборот, сужая ее, и объезжайте крест с одной или с другой стороны примерно в метре-полутора от центра креста.

3. Используйте контрруление – давите внутреннюю ручку, чтобы сузить траекторию и внешнюю, чтобы пройти пошире.

ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.

1. Когда научитесь объезжать препятствие, потренируйтесь возвращаться на идеальную траекторию. Для этого давите внешнюю ручку, если вы сужали поворот и на внутреннюю, если расширяли.

2. Начертите вокруг креста двухметровый круг. Представьте, что он заполнен гравием, или водой, или что это глубокая дырка в земле. Подъезжайте к кругу как обычно — в наклоне и с небольшим ускорением. Перед самым кругом распрямите байк и чуть подотпустите газ (не замедляйтесь!). Проехав круг, примените контрруление и восстановите оригинальную траекторию.

В упражнении №8 неоднократно подчёркивалось, что нельзя одновременно резко рулить и тормозить. Но что делать, если в повороте всё-таки нужно снизить скорость? Как что делать, тормозить, конечно! Заключительное упражнение посвящено отработке этого навыка.

Итак, вы можете применить тормоза в повороте, но нужно понимать, что этот приём требует мастерства и возможен только если вы едете не на пределе своих возможностей. Поэтому на дорогах общего пользования никогда не используйте более 80% от своих реальных способностей. Тогда, в случае неожиданностей, у вас будет 20% на то, чтобы справиться с ними.

Когда бывает нужно тормозить в повороте? При проезде препятствия, которое невозможно объехать (яма, лужа, мусор), если незнакомый поворот оказался с уменьшающимся радиусом, или если в конце поворота стоит знак «Стоп».

Замедление в повороте требует хорошего чувства байка, вы должны понимать, как сильно байк цепляется за асфальт именно сейчас и именно в этой точке асфальта. Если вам нужно тормозить сильнее, придётся сначала уменьшить угол. А если нужно посильнее наклониться, придётся сначала чуть уменьшить давление на тормоза.

К сожалению, нет чёткого правила, позволяющие выразить зависимость в простой и понятной форме. И чем ближе вы к предельным значениям, тем труднее что-либо предсказать. Тем более, что всё зависит от типа байка, марки шин, их температуры и давления в них, от настроек подвески и характеристик дорожного полотна. Есть простое решение, мы его уже упоминали, но повторим ещё раз — не используйте более 80% своих возможностей (да, это очень важно!).

Угол наклона и скорость прохождения поворота взаимозависимы. Чем медленнее вы проходите поворот, тем вертикальнее едет мотоцикл, и тем больше у вас возможностей для манёвра. Поэтому если вы едете на 80% своих возможностей и кто-то со встречки цепляет вашу полосу (как правило, такое случается на выходе из правых поворотов и на входе в левые), вы всегда сможете уйти ближе к обочине. Только помните, что нужно смотреть туда, куда надо ехать, а не на узор решётки радиатора. Если же речь идёт о ямах или мусоре, то и тогда с ними легче справиться, если мотоцикл едет медленно и вертикально, а не несётся в глубоком наклоне.

Существует два способа снизить скорость в повороте. Выбор зависит от того, как сильно вам нужно замедлиться. Первый способ — плавное закрытие газа или торможение прямо в наклоне, с одновременным распрямлением байка. Он работает только если нужно лишь немного сбросить скорость.

Второй способ — быстро распрямить байк, оттормозиться по полной и либо остановиться, либо снова наклониться и закончить поворот. Этот метод требует больше пространства и понимания обстановки сзади. Используйте его только в действительно аварийных ситуациях или в таких ситуациях, опасность которых вы не можете сразу оценить. Именно этот способ мы и будет отрабатывать.

Есть и третий способ — заложить покруче, на препятствии распрямиться, потом сразу опять заложить очень круто. Применять его стоит только на пустой дороге, но и тогда он выглядит страшновато: аааааа! — поворотповоротповорот — прямо — бзденькс! — аааааа! — опятьповоротповоротповорот. В общем, без сердца лётчика лучше так не делать.

1. Помните о безопасности, вам придётся круто поворачивать, жёстко тормозить и снова круто поворачивать и всё это за несколько секунд. Поэтому начинайте с небольших скоростей.

2. Для разминки начните с упражнения №6, стройте траекторию так, чтобы она проходила через центр креста.

3. Выпрямляйте байк очень быстро и только потом нажимайте на тормоза.

4. Тормозите сильно, но не забывайте о правильной посадке и о переключениях вниз.

5. Возможно, в реальном мире вам захочется остановиться или уклониться от препятствия. В любом случае, по окончании торможения байк должен ехать без наклона, передача должна соответствовать скорости, вы должны полностью контролировать ситуацию.

6. Для завершения упражнения, полностью отпустите тормоза, поймайте тягу сцеплением и заложите крутой поворот, держась в воображаемых границах полосы.

ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Во время отработки этого упражнения вы возможно заметили, что вас выносит за пределы полосы, особенно если вы используете в повороте внутреннюю траекторию. Да, такова печальная правда. Чтобы минимизировать этот эффект перед самым распрямлением байка заложите его ещё круче, так вы выиграете немного драгоценного пространства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *