Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются

Страховка на мобильный: стоит ли переплачивать?

Содержание

При продаже телефона продавец обычно выдает покупателю гарантийный талон от производителя, реже – гарантию от магазина. Это даст возможность отремонтировать технику или вернуть деньги, если при эксплуатации будет выявлен брак.

Но, кроме этого, продавцы предлагают еще и «расширенную» гарантию, которая на деле является обычной страховкой – от потери, кражи или поломки (когда владелец сам разбивает свой телефон). Многие потребители и рады бы застраховаться, но не понимают, как доказать страховой, что ты потерял телефон. Продавцы также не всегда могут просветить клиента в этих вопросах. Допустим, вы страховку приобрели. Что делать, если наступил страховой случай?

Что делать, если телефон у вас украли или вы его потеряли?

Идите в полицию. К участковому или в дежурную часть. Напишите заявление, как и при каких обстоятельствах вы лишились техники.

Правоохранительные органы должны рассмотреть ваше заявление. Существуют требования ст. 144–145 УПК РФ, предусматривающие 10-дневный срок на рассмотрение и обязательность принятия процессуального решения. По истечении этого срока вам выдадут постановление об отказе или о возбуждении уголовного дела.

Вас как потребителя не должно волновать, отказали вам или возбудили дело. Этим постановлением доказывается факт утраты вашей вещи. А именно это вам и нужно.

Страховая не может верить на слово – она будет требовать подтверждения соответствующими документами. Прикрепите к заявлению заверенную копию постановления об отказе либо о возбуждении уголовного дела.

Получите в страховой либо отметку на копии заявления, либо уведомление о получении заявления (в зависимости от внутренних регламентов страховой компании).

Рассмотрев заявление, страховая компания должна выплатить вам деньги в течение 30 дней. Выплата в эти сроки не произведена? Напишите в страховую компанию претензию. Как правило, это подвигает внутренние бюрократические процессы самой страховой побыстрее закрыть вопрос.

В случае кражи вы получили страховое возмещение, но… полиция нашла преступника, укравшего ваш мобильный. Сам телефон тоже найден. Надо ли возвращать страховой компании деньги?

Нет. В этом случае страховая выдвигает встречный иск к преступнику. А вы остаетесь и с компенсацией, и теоретически с мобильным телефоном, который вам вернут правоохранительные органы после вынесения приговора похитителю (в каком состоянии будет техника – вопрос отдельный). Однако не спешите радоваться: даже после возвращения законному владельцу мобильный телефон будет числиться в базе полиции как похищенный. Снять с него этот статус будет непросто.

Что делать, если вы сломали телефон?

Если вы разбили (сломали, утопили) застрахованный телефон, для начала обратитесь в сервисный центр и зафиксируйте факт поломки.

Сотрудники центра составят акт, укажут, какие именно повреждения получила техника, подлежит ли она ремонту. Если подлежит, то что именно можно сделать.

С этим актом владелец сломанного телефона идет опять-таки в страховую компанию и пишет заявление о наступлении страхового случая, не забывая прикрепить доказательство – акт об осмотре из сервисного центра.

Страховая или оплатит ремонт устройства, или вернет денежные средства в размере стоимости телефона, если ремонт невозможен.

Так ли вам нужна страховка?

Продавец настойчиво предлагает приобрести страховку. Особенно когда телефон стоит значительных денег. Доводы весьма убедительны. Но стоит ли нести дополнительные расходы – решать вам. Если вы ведете достаточно спокойный образ жизни и бережно относитесь к вещам – велик шанс, что страховка вам не пригодится.

Учтите, что магазин/продавец, предлагающий вам страховку на технику, как правило, заинтересован в этом финансово. Являясь страховым агентом, он получает агентское вознаграждение за каждого клиента (например, 10 % от суммы страховки).

Соотнесите стоимость телефона со своей готовностью «бегать» по инстанциям и тратить время на подачу заявлений. Целесообразно? Тогда страхуйте. И конечно, перед тем как подписать документы, внимательно читайте условия страхования!

Источник

Что нужно знать, если вы хотите застраховать свой гаджет

Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются. Смотреть фото Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются. Смотреть картинку Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются. Картинка про Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются. Фото Условия страхования автомобиля и смартфона принципиально не различаются

Cтраховой эксперт Insurance Team

Раньше люди страховали только самые ценные вещи (и не только вещи) — недвижимость, автомобиль, жизнь. Сейчас ценностей в нашей жизни стало больше. Например, гаджеты, которыми мы пользуемся практически каждую минуту: смартфоны, планшеты, фотоаппараты и так далее.

Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team, рассказывает, есть ли отличие между российскими и западными страховками на гаджеты, а также на что нужно обратить внимание, если вам нужно ее приобрести.

Более 50% москвичей меняют смартфоны раз в 2-3 года

Немного статистики: НИУ ВШЭ и РЭУ им. Г.В. Плеханова провели исследование потребительских привычек и предпочтений на рынке смартфонов Москвы. Оказалось, что 54% опрошенных меняют смартфон раз в два-три года. Другое исследование показывает, что американцы проверяют смартфон чаще, чем 300 раз в день.

Мобильные гаджеты — дорогие, маленькие и хрупкие, но мы пользуемся ими при любой погоде и в любых ситуациях, поэтому риск разбить их или потерять, выше, чем в случае c остальными страховыми объектами.

Многие цифровые ритейлеры предлагают застраховать смартфоны, планшеты и даже умные часы. Например, подобную услугу предлагают в « Евросети », «Связном», салонах связи «Билайна» и «МТС», а также цифровом супермаркете DNS и так далее.

Как работает такая страховка? Есть ли разница между российскими и западными страховыми полисами на айфоны? Какие у такой страховки риски? Есть ли у этого направления в страховой индустрии будущее? Разбираемся.

Страхование покупки за рубежом

В большинстве стран iPhone можно застраховать в страховой компании (в каждой стране есть свои национальные особенности). Например, в США (где страховой рынок довольно хорошо развит), их сразу несколько — это SquareTrade, Loveit Coverit, Worth Ave. Group и другие.

Такая страховка чаще всего действует как стандартный страховой контракт — каждый месяц страхователь платит небольшой взнос, который включается в общий счет за телефон. Этот счет пользователь получает ежемесячно — это примерный аналог тарифа сотового оператора в России. Такие ежемесячные платы могут «съедать» от 165 до 240 долларов в год.

Существуют страховые программы с единичным взносом (например, 99 долларов за два года, но после этого срока все равно включается помесячная тарификация).

Еще одна особенность — франшиза. В случае с iPhone она может составлять от 50 до 200 долларов. Это полезно только в том случае, если телефон не подлежит восстановлению. В остальных ситуациях стоимость оплаты страховки и компенсация размера франшизы при наступлении страхового случая в сумме могут равняться стоимости нового телефона.

Во многих странах одним из пунктов страхового контракта может быть замена неисправного телефона на аналогичный. Нередки случаи, когда страхователь выплачивает комиссию по страховке, при наступлении страхового случая компенсирует размер франшизы, и получает подержанный (refurbished) телефон, у которого в прошлом тоже могут быть свои поломки и особенности (и в любом случае это уже не новое устройство).

У страховки, купленной у ритейлера или страховой компании, есть аналоги — страховка производителя, то есть, в случае с iPhone, AppleCare. За 99 долларов можно застраховать телефон на 2 года — в программу входит постоянная техническая поддержка (по телефону или в Apple Store), два ремонта — каждый с франшизой на 79 долларов, быстрая замена и возможность быстрой перепродажи с доплатой от AppleCare.

Однако программа не покрывает кражу, а любую починку после первых двух придется делать за свои деньги. Кроме того, стоимость двух починок вместе с первоначальным взносом составляет 257 долларов (99+79+79) — примерная стоимость обычного страхового полиса.

А в России?

У нас страховка мобильного устройства преимущественно приобретается в магазине-ритейлере, который сотрудничает с какой-либо страховой компанией. Купить ее самостоятельно тоже можно — у страховщика, который предоставляет соответствующие услуги.

Разброс цен на страховку — обычно от 1,5% до 15% цены гаджета. В «Связном» или другом ритейлере она может обойтись чуть дороже, чем покупка полиса непосредственно у страховой компании.

Стоимость страховки зависит от множества факторов — цены устройства, объема сервиса, который страхователь может получить (например, только гарантийные случаи, или поломки в результате использования, или кража и т. д.).

По страховке обычно можно обратиться в сервисный центр, определенный страховщиком, и отремонтировать устройство (если оно подлежит ремонту). Главное, не заниматься самостоятельной починкой и сохранить все, что могло «отвалиться» от устройства (вплоть до осколков экрана).

А вот страховку от производителя в России получить сложнее. Например, Apple Care можно приобрести только для ноутбуков Apple — застраховать MacBook, MacBook Air и (или) 13-дюймовый MacBook Pro можно за 19 900 рублей.

Хотелось бы отметить, что сегодня на российском рынке страхования, к сожалению, наблюдается неоднозначная картина. Страховые компании регулярно говорят о том, что нужно увеличить количество договоров страхования в пересчете на человека и развивать рынок. Но когда дело доходит до рискового сегмента — а гаджеты подвержены повреждениям (царапины, трещины, иные деформации) — активность практически сходит на нет.

По этой причине в большинстве случаев население приобретает за минимальную сумму защитные корпусы, и, разумеется, не вспоминает о страховании при покупке гаджета. Поэтому страховым компаниям еще предстоит провести серьезную работу, чтобы предложить продукт, который будет интересным для клиентов, а не строится по принципу «у них есть, а мы чем хуже» (в сравнении с европейским/американским страховым рынком).

Плюсы, минусы и подводные камни

Есть несколько пунктов, на которые нужно обязательно обращать внимание в договоре о страховании гаджета — будь то телефон, фотоаппарат или даже стиральная машина.

Страховые полисы бывают разных типов.

Например, в «Связном» (страховка от «ВТБ Страхование») программа «Сертификат сервисного обслуживания» продляет срок гарантийного обслуживания, «Защита покупки» защищает от кражи (компенсация стоимости устройства) или от поломки вне гарантийных случаев (компенсация стоимости ремонта), а «Комплексная защита» включает в себя две предыдущие программы.

Поэтому нужно тщательно изучить договор о страховании — там прописывается, по каким случаям можно получить компенсацию.

Договор всегда будет полезным, если у потребителя есть четкое понимание, от каких рисков он страхуется, и явная необходимость в заключении подобной сделки. Когда это навязанная услуга (покупка в кредит с максимальными исключениями), то ничего хорошего из подобной сделки, естественно, не выйдет.

Например, иногда в страховку не входят повреждения экрана, которые не влияют на функциональность устройства. В других случаях, чтобы получить компенсацию, обязательна нужна справка из полиции — такие страховки распространяются только на кражу или грабеж.

Еще нужно обратить внимание на то, распространяется ли страховка на случайные повреждения или внутренние поломки без внешних признаков повреждений. Если нет, в первом случае можно не получить покрытие при падении телефона на пол, во втором — при его «утоплении».

Что нужно, чтобы страховой рынок развивался

Потеря устройства — самый неудачный страховой случай. Доказать, что вы потеряли телефон, очень сложно, поэтому страховые компании пытаются всячески оградить себя от рисков и убрать этот случай из страховки. Чтобы исключить подобные ситуации, над процессами страхования еще нужно работать, упрощать процедуру регулирования с учетом наших реалий.

Начинать можно с малого, прививая нормы страхования, когда клиент четко представляет, зачем ему страховой договор, и в чем его выгода от заключения сделки со страховщиком. К сожалению, сейчас сложившаяся на рынке ситуация говорит об обратном.

Взять, например, ОСАГО: когда клиент оплачивает его стоимость, он справедливо полагает, что его гражданская ответственность застрахована на 400 тысяч рублей. Но, будучи виновником аварии, владелец ОСАГО может быть вынужден оплатить страховой разницу между понесенными расходами и выплатой по ОСАГО (компенсировать «износ»).

Получается, что сперва мы объясняем, как работает ОСАГО, почему оно защищает страхователя, а потом просим компенсировать страховой компании сумму в 100 тысяч (к примеру, при ущербе в 200 тысяч рублей).

Исключение сервиса «замалчивания» позволит развивать страховой рынок и отдельные новые продукты в виде страховки на гаджеты. Когда человек будет четко понимать, в каком случае он сможет получить страховое покрытие, ему будет проще определиться, нужна ему страховка или нет. Это сразу повысит доверие к страховым компаниям и принесет выгоду всем участникам рынка.

Источник

В России применяется два основных вида автострахования – КАСКО и ОСАГО. Первый оформляется добровольно, второй выступает обязательным условием передвижения на транспортном средстве. Логичным следствием сложившейся ситуации становится актуальность вопроса о том, в чем различие между КАСКО и ОСАГО. Попробуем ответить на него максимально подробно.

Еще одно различие – направление выплат. При ОСАГО компенсацию всегда получает пострадавшая сторона. В том числе – по полису виновника ДТП. Получателем возмещения по КАСКО выступает страхователь. Другие отличия требуют более детального рассмотрения, а потому каждому из них отводится специальный подраздел.

Лимиты ответственности

Максимальная ответственность в рамках ОСАГО установлена на уровне полмиллиона рублей в части компенсации ущерба здоровью и жизни пострадавшего в ДТП человека и в размере 400 тыс. руб., если выплата касается возмещения материального ущерба. При наличии нескольких пострадавших людей и транспортных средств, указанная сумма распределяется между ними.

Допускается оформление расширенного полиса ОСАГО. В этом случае допускается больший размер выплаты, который происходит за счет страхователя. Если расширение не оформлено, дополнительное взыскание с виновной стороны возможно, но для этого требуется обращение в суд.

Величина страховой компенсации по КАСКО регламентируется индивидуальными условиями страховки. В этом случае говорить о лимите ответственности не приходится, а итоговая выплата может составить весьма внушительную сумму.

Технический осмотр

Характерной особенностью и отличием ОСАГО от КАСКО становится отсутствие необходимости проходить техосмотр для машин, чей возраст не превышает три года. Страховой компании предоставлено право произвести осмотр собственными силами, но на практике оно реализуется крайне редко.

Применительно к КАСКО правила страхования определяются каждой компанией самостоятельно. В них регламентируется необходимость предоставления диагностической карты, что далеко не всегда включается в перечень требований к страхователю.

Форма и сумма компенсации

Порядок и правила расчета выплаты по КАСКО определяются договором. В разных страховых компаниях и для различных перечней рисков они могут очень существенно отличаться.

Место ремонта

Возможным вариантом компенсации по ОСАГО выступает ремонт транспортного средства пострадавшей стороны. Он выполняется в автосервисе, с которым у автостраховщика заключен договор. Дополнительным требованием выступает расположение технического центра в пределах 50 км от местонахождения поврежденного транспортного средства.

Электронные полисы

Сравнение ОСАГО и КАСКО было бы неполным, если не отметить схожие моменты между ними. Первый и главный – прямое отношение к автострахованию и автовладельцам. Необходимо выделить еще одно сходство, особенно актуально в последние годы.

Речь идет о возможности оформления полиса в электронном виде. Такой формат сотрудничества выгоден обеим заинтересованным сторонам. Автовладелец экономит собственное время, так как ему не нужно лично отправляться в офис страховой компании. Кроме того, онлайн-заявку на получение страховки можно подавать в любое удобное время в круглосуточном режиме. Страховая компания минимизирует собственные расходы на содержание многочисленных офисов и таким образом увеличивает прибыль.

Особенно часто электронные полисы применяются при обязательном автостраховании. Это объясняется тем, что процедура заключения договора по КАСКО заметно более сложна и требует соответствующего отношения со стороны автовладельца.

КАСКО и ОСАГО при ДТП

Существенная разница между КАСКО и ОСАГО касается механизма выплаты при ДТП. Частично она была освещена выше. Ключевым отличием становится тот факт, что в рамках ОСАГО компенсируется ущерб пострадавшей стороне, в том числе по полису виновника аварии. Базовым принципом обязательного автострахования справедливо считается так называемое прямое урегулирование. Его суть заключается в обращении пострадавшего в собственную страховую компанию, которая непосредственно контактирует с автостраховщиком виновной стороны.

Ситуация с КАСКО несколько сложнее. В этом случае вполне вероятным сценарием развития событий становится компенсация ущерба виновнику ДТП. Такая возможность устанавливается договором и прежде всего, перечнем включенных в полис добровольного автострахования рисков.

Что выбрать при ДТП?

Однозначного ответа на вопрос, вынесенный в подзаголовок, дать попросту невозможно. Дело в том, что он зависит от обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия. В подавляющем большинстве случаев наличие полиса КАСКО становится важным преимуществом автовладельца, так как повышает вероятность получения максимально возможной компенсации ущерба. Причем даже в том случае, если водитель выступает виновником аварии. В то же время необходимо понимать, что ОСАГО оформляется всегда и в обязательном порядке. Полис КАСКО – дело сугубо добровольное и требующее серьезных дополнительных расходов.

Другие отличия

Помимо перечисленных выше, можно выделить и дополнительные отличия КАСКО и ОСАГО. В их число входят:

Приведенные различия наглядно демонстрируют, насколько не похожи два вида автострахования. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос формирования цены страховки.

От чего зависит стоимость?

Практически всегда сравнение цены страховых полисов КАСКО и ОСАГО осуществляется перечислением факторов, которые влияют на итоговую стоимость. Но по факту их перечень примерно одинаков. Хотя цена разнится очень сильно. Причина кроется не в перечне факторов, а в принципе расчета.

Стоимость страховки ОСАГО определяется так: берется базовый тариф, который устанавливается Центробанком, и умножается не несколько коэффициентов. Каждый из них четко регламентирован и отражает особенности водителя (правовой статус, возраст, стаж, уровень аварийности) и характеристик автомобиля (категория ТС, мощность двигателя). Разница в предложения различных страховых компаний формируется исключительно из-за того, что базовая ставка варьируется в рамках тарифного коридора, границы которого достаточно широки. Например, для автомобиля физического лица – от 2 471 до 5 436 рублей на 2021 год.

Что касается КАСКО, ситуация в корне иная. Вместо базового тарифа используется перечень страховых рисков, включенных в полис. На его основании определяется исходная ставка, которая корректируется с учетом уже названных выше характеристик водителя и транспортного средства. Причем учет подобных факторов ведется страховой компанией по собственным правилам без каких-либо ограничений со стороны регулятора. Стоит ли удивляться тому, что обычно полис ОСАГО обходится в несколько раз, а иногда и на порядок дешевле страховки КАСКО.

Отказ в компенсации

Основания для отказа в страховой выплате по ОСАГО четко регламентированы законодательством. В их число входят следующие ситуации и обстоятельства ДТП:

Основания для отказа в страховой выплате по КАСКО регламентируются договором. Нередко в их перечень включаются описанные выше ситуации. В любом случае, требуется детальное изучение документов, составленных автостраховщиком и подписанных обеими сторонами.

Наказание за отсутствие полиса ОСАГО

Отсутствие обязательной автостраховки оборачивается административной ответственностью. На нарушителя накладывается штраф в размере 500 или 800 рублей. В первом случае речь идет о водителе, не вписанном в полис, во втором – об отсутствии документа.

Франшиза полиса КАСКО

Характерной особенностью добровольного автострахования выступает так называемая франшиза. Она представляет собой обязательство страхователя самостоятельно возмещать часть ущерба в рамках оформленного полиса КАСКО.

Такой механизм позволяет исключить необходимость запуска достаточно сложной процедуры определения ущерба и последующей его компенсации в тех случаях, когда машины наносится незначительный урон. Необходимость совершать страховую выплату со стороны автостраховщика возникает только в том случае, когда нанесен вред выше определенной франшизой суммы.

Ответы на вопросы

Есть полис КАСКО, нужен ли ОСАГО?

Полис ОСАГО оформляется в любой случае, вне зависимости от наличия добровольной страховки. Он выступает обязательным условием законного передвижения по автодорогам страны.

Какой полис лучше выбрать для гарантии возмещения ущерба при ДТП?

Как правило, страховка КАСКО защищает права автовладельца надежнее. Но за это приходится дополнительно платить.

Какая страховка дороже: обязательная или добровольная?

В подавляющем большинстве случаев полис КАСКО обходится заметно дороже ОСАГО. Обычно речь идет о кратной разнице, хотя нередко правильнее говорить о различии на порядок.

Плюсы и минусы каждого из вариантов автострахования

Большое количество страховых рисков, перечень которых определяет сам автовладелец

Простая и оперативная процедура оформления

Жесткое регулирование со стороны государства

Возможность получения страховой выплаты виновнику аварийной ситуации

Два объекта страхования – здоровье водителя и транспортное средство

Отсутствие ограничений по размеру выплаты

Высокая цена страховки

Ограничение по максимальной сумме выплаты

Отсутствие жесткого контроля со стороны регулятора страхового рынка

Невозможность получения компенсации виновнику ДТП

Один объект страхования автомобиль

Подведем итоги

Говорить о том, что лучше – КАСКО или ОСАГО – не совсем корректно. Дело в том, что это разные виды автострахования, которые не противоречат, а скорее, дополняют друг друга

Тем более – что не оформлять ОСАГО попросту нельзя.

В то же время получение полиса КАСКО при грамотном отношении к оформлению договора со страховой компанией становится эффективным дополнением к обязательной страховке.

Источник

Как устроено ОСАГО

И от чего нельзя застраховаться по такому полису

Я считаю, что лучший оберег для машины — полис ОСАГО.

Он не уберегает от ДТП, но экономит деньги. Теперь я точно знаю, что ущерб до 400 тысяч рублей из своего кармана оплачивать мне не придется.

Я расскажу, что такое ОСАГО и как оно позволяет сэкономить деньги, если вдруг вы окажетесь виновником ДТП. А еще поясню, как можно экономить на покупке полиса и не стать жертвой мошенников.

Что такое ОСАГО

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.

Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.

Обязательно ли оформлять ОСАГО

Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.

Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.

Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.

Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.

Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.

Разница между ОСАГО и каско

ОСАГОКаско
Что страхует полисТолько гражданскую ответственностьАвтомобиль от ущерба и от других рисков
Условия страхованияУказаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрениюСтраховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхованияНельзя. Иначе — штраф от 500 РПолис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплатУстанавливает государствоЗависит от страховой компании
Кто получает выплатыТолько пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не можетВладелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полисНетДа

Зачем нужен полис ОСАГО

Проще всего это объяснить на примере.

Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.

Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.

Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.

При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.

От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.

От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.

За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.

Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:

Условия страхования по ОСАГО

По закону условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России.

Основные условия обязательного страхования такие:

Стороны договора страхования

В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:

Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.

В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:

Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.

Как и когда оформлять ОСАГО

В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.

Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.

Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.

Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.

Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.

Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.

Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.

Документы для оформления полиса

Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:

Что такое диагностическая карта. Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки технического состояния автомобиля. Выдают его операторы технического осмотра. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы и могут проводить техосмотр.

В ней содержится следующая информация:

Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.

Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.

Машины в возрасте от трех до семи лет проходят техосмотр раз в два года. Автомобили старше семи лет — ежегодно. А легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов — проходят ТО раз в шесть месяцев.

Правила оформления е-ОСАГО

Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.

С 1 января 2017 года все изменилось: теперь полис оформляют через интернет. Е-ОСАГО имеет такую же силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Стоимость электронного полиса не отличается от полиса, который оформили на бумажном бланке.

Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.

Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.

Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:

Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.

Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция тут еще серьезнее — от штрафа до 120 000 Р до ограничения свободы на срок до двух лет.

А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.

Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.

Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.

Что делать с ОСАГО после покупки

Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.

Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.

Как формируется цена на ОСАГО

Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.

Базовые ставки страховых тарифов

Минимальная базовая ставкаМаксимальная базовая ставка
Мотоциклы и мопеды694 Р1407 Р
Легковые машины, принадлежащие юридическим лицам2058 Р2911 Р
Легковые машины, принадлежащие физическим лицам и ИП (это 90% автопарка граждан России)2746 Р4942 Р
Легковые такси4110 Р7399 Р
Грузовики массой до 16 тонн2807 Р5053 Р
Автобусы с числом мест до 162246 Р4044 Р
Автобусы с числом мест более 162807 Р5053 Р

Коэффициенты зависят от следующих условий:

Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, по КБМ устанавливается надбавка. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.

Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 50%.

КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.

С 1 апреля 2020 года поменяется порядок подсчёта года для КМБ. Это будет не год действия конкретного полиса, а период с 1 апреля одного года по 31 марта следующего.

Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году. В 2019 году стоимость ОСАГО уже менялась — базовые тарифы и коэффициенты увеличились с 9 января 2019 года. В текущем году изменения больше не планируются. Если они будут в следующем году — мы обязательно об этом расскажем.

Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для кого-то полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий.

А для кого-то дороже — если попал в ДТП по своей вине, приобрел более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.

Как сэкономить на ОСАГО

Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:

Отправляйте детей получать права как можно раньше

С 2019 года можно сэкономить на ОСАГО, учитывая коэффициент возраста, — стажа, или КВС. Работает это так. Чем старше водитель и чем больше у него водительский стаж — тем дешевле полис.

А еще подорожала открытая страховка с неограниченным количеством водителей. По ней отменили все скидки. ОСАГО на легковую машину в Санкт-Петербурге с неограниченным числом водителей теперь обойдется дороже 20 тысяч рублей.

Мой совет: если есть возможность, откажитесь от оформления открытых страховок, и вписывайте в полис только тех, кто реально пользуется машиной.

А еще отправляйте детей учиться в автошколу как можно раньше — водительский стаж считается не с того момента, когда человек сел за руль, а с даты выдачи первого водительского удостоверения. Например, если заранее отправить ребенка в автошколу, он может уже получить права с 18 лет. Когда он вырастет и сможет приобрести автомобиль — полис для него обойдется дешевле.

Что делать, если случилось ДТП

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.

Порядок возмещения по ОСАГО

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:

С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.

Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.

Как получить деньги по ОСАГО

С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.

В каких случаях выплачивают деньги. Денежная выплата будет положена в следующих случаях:

Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.

Ремонт автомобиля за счет страховой компании

Можно ли выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может самостоятельно выбрать автосервис или организовать ремонт.

В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.

Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.

А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.

Отказ от компенсации по ОСАГО

Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным. Иногда его называют финансовым омбудсменом.

На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.

Он может рассмотреть следующие вопросы:

По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.

Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:

Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.

Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.

Продление ОСАГО

Чтобы продлить ОСАГО, обратитесь в свою страховую компанию. При необходимости не забудьте пройти технический осмотр и возьмите с собой водительское удостоверение и документы на машину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *