Установка нитрометана на авто
Даешь метанол и нитрометан в двигатель!))
доброе время суток, всем автолюбителям. Все, так или иначе в поиске различных присадок в топливо своих железных коней, или по автоспорту, или от старшего поколения слышали, сталкивались с разными присадками в двигатель, повышающими октановое число!
От старожилов, лично я, много раз слышал, как они в годы своей бурной молодости повышали октановое число, путем использования измельченных нафталиновых шариков в бензине.
Что из этого правда, а что нет, было не понятно. Да и как тут проверить, когда жалко такими экспериментами портить сердце своего железного любимца!
Во избежании нынешними и будущими автовладельцами приключений на свою голову и на свою машину, я постараюсь вкратце рассказать, что, есть что и чем можно пользоваться, а чем не желательно!
Лично на моей машине, стоит водометанольная система впрыска перед дроссельной заслонкой, при достижении наддува в 1 бар.
Начнем с самого обыденного и по возрастающей!
Бензин — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения, в зависимости от примесей от 33 до 205 °C. Плотность бензина около 0,71 г/см³. Теплота сгорания примерно 10 200 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания −71 градус цельсия с применением присадок. Основной характеристикой бензинового топлива является его антидетонационная стойкость и в случае использования в ДВС, стехиометрическим соотношением. Стехиометрическое соотношение, это показатель количества частей воздуха, к частям топлива, при котором наблюдается наиболее оптимальное и эффективное горение топлива. У бензина этот показатель составляет 14.7 к 1 в массовых долях. 14.7 килограмм воздуха может сжечь 1 кг бензина.
Всем известное октановое число, характеризует способность топлива сопротивляться детонации; аномальному сгоранию топлива с образованием ударных волн высокой скорости, способных нанести значительный вред ДВС. Явление детонации образуется в следствии слишком высокой степени сжатия ДВС, для данного вида топлива, а так же ряда других причин, связанных с неправильной настройкой двигателя, либо возникновением определенного рода неисправностей.
Нерекомендуемые присадки в топливо на основе бензина
«+» Снижает дымность, шумность, повышает мощность. Способен подавить детонацию в двигателе и даже повысить детонационную стойкость керосина (из него иногда и делают бодяжный бензин).
«+» Добавление 500 г нафталина на 10 л бензина приводит к увеличению октанового числа бензина на 3—4 единицы — 92-й бензин «превращается» в 95-й.
«-» Попав в бензин, нафталин оставляет после себя существенное количество нагара, увеличивает число вредных выхлопных газов. Вдобавок он, кристаллизуясь, забивает систему подачи топлива: от бензонасоса и шлангов до форсунок.
«+» При добавлении 5—20% спирта в бензин октановое число растет на 3—8 единиц (из А-95 делают А-98), при этом улучшается процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя.
«-» Оказывает серьезное разъедающее действие на прокладки в двигателе. При передозировке компоненты топлива не смешиваются в цилиндре и октановое число падает: возникает детонация, стук клапанов.
Ацетон (метилбутиловый эфир)
«+» В небольших количествах допустим для повышения октанового числа.
«-» Его часто добавляют прямо на заводах. Если добавить еще «флакончик» в бак, получается многократное превышение допустимых норм — образуются вредные вещества. Также быстро понижается октановое число.
«+» Увеличивает октановое число на 3—6 единиц.
«-» Выводит из строя нейтрализаторы и свечи: падает мощность, из выхлопной трубы идет сизый дым.
«+» Повышает октановое число на 4—5 единиц.
«-» При использовании ферроцена на свечах и в цилиндрах образуется красный нагар: срок службы двигателя сильно снижается.
«+» Повышает октановое число на 10%.
«-» Является сильным растворителем, который уничтожает практически все эластичные детали мотора и приводит к активной коррозии.
ВНИМАНИЕ! Некачественный бензин с добавленными присадками, в отличие от заводского, может проводить электричество. Топливный насос в баке и явление электропроводности топлива, вещи несовместимые!
УСЛОВНО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИСАДКИ
Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ)
«+» Благодаря высокому собственному октановому числу (выше 110 единиц) полезен для двигателя: содержащийся в нем кислород обеспечивает полноту сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН.
«-» Повышенное содержание МТБЭ (больше 15%) ведет к падению мощности и росту выбросов окислов азота (NOx). Кроме того, бензин с повышенной концентрацией МТБЭ агрессивен к уплотнениям топливной системы и ускоряет процесс коррозии.
«+» В малой концентрации (до 1,3%) безвреден для мотора, снижает детонацию.
«-» При превышении содержания в двигателе образовывается нагар, что может привести даже к «зависанию» клапанов. К тому же ММА относится к категории ядов: при вдыхании паров человеку грозит серьезное отравление.
Как видно, список рекомендуемых присадок значительно меньше, чем чем вредящий тем или иным образом здоровью двигателя или людей. Связано это прежде всего с тем, что полезные присадки помимо своей прямой функции (увеличивать мощность и октановое число) должны соблюдать условия по безопасной эксплуатации техники и не вредить экологии. Вредные же присадки могут соответствовать лишь одной функции, повышению мощности не смотря ни на что. Так что если вы задумали повысить мощность, отнеситесь со всей серьезностью к качеству присадки которую будите использовать, ведь от нее зависит не только здоровье мотора но и ваше то-же.
Помимо присадок есть еще некоторое количество видов топлива которые применяются в промышленности и автоспорте.
Метиловый спирт, метанол CH3OH
Метанол является очень ядовитым веществом но все таки используется в ряде спортивных автомобилей, в случае если регламентом разрешено использование этого вида топлива. Мощность двигателя при использовании метанола будет выше на 7-9 %. без каких либо переделок кроме добавления топлива, до достижения стехиометрического состояния смеси. Стехиометрическая смесь метанола с воздухом составляет 6.4 к 1 что более чем в два раза меньше чем при использовании бензина 14.7 к 1.
Нитрометан CH3NO2 — температура горения 4000 С. Так как в его составе имеется кислород, то при использовании его в двигателе внутреннего сгорания требуется гораздо меньше поступающего кислорода из воздуха, чтоб получить ту же самую мощность чем от бензина. На практике это выглядит так: Чтоб сжечь килограмм бензина нужно 14.7 килограмм воздуха, чтоб сжечь килограмм нитрометана нужно всего лишь 1.7 килограмма воздуха. То есть нирометана в цилиндре одного и того-же объема можно сжечь в 8.7 раза больше чем бензина. Но нитрометан имеет меньшую плотность энергии 11,3 МДж/кг вместо 42–44 МДж/кг у бензина. В итоге всех этих расчетов получается, что не нитрометане двигатель будет иметь мощность в 2.3 раза выше чем на бензине.
В связи с этим, нитрометан применяют лишь в соревнованиях самых мощных драгстеров, Top Fuel Dragster, где время работы двигателя на максимуме ограничивается 5 секундами. Также данный вид топлива используют в моделизме, как присадка, для микродвигателей использующих калильное зажигание.
Веселящий газ, нитрос, Для полного сжигания топлива в цилиндрах двигателя важен лишь чистый кислород, которого в воздухе не так уж и много, всего 21 %. Добавление к топливовоздушной смеси закиси азота, позволяет значительно увеличить его концентрацию. Концентрация связанного кислорода в газообразной закиси азота 36% плюс плотность ее в парообразном состоянии выше в 1.5 раза. Таким образом появляется возможность наполнить цилиндры в 2.5 раза большим количеством кислорода, что в свою очередь аналогично подымет максимальную мощность, если добавить и топливо.
Закись азота до недавнего времени являлась основным средством наркоза. Вызывая позывы смеха, приобрела шуточное название «веселящий газ» В автоспорте применяют ее для краткосрочного поднятия мощности в драгрейсинге или в уличных светофорных гонках, что по сути тоже является любительским драгрейсингом. Закись запирают в баллоне с давлением около 50 атмосфер и при необходимости подают в двигатель. системы значительно поднимающие мощность довольно сложны, так как являясь по сути дополнительной системой питания, снабжены собственным контроллером, отслеживающим все процессы в двигателе и осуществляющим подачу закиси с дополнительным количеством топлива.
Жёлтая летучая жидкость с фруктовым запахом, tкип 99 °C, плотность 872 кг/м3; плохо растворима в воде, хорошо — в органических растворителях; медленно разлагается при хранении на свету. Используется в авиамоделизме как 3 % присадка к топливу компрессионных авиамодельных двигателей (основные компоненты топлива: керосин, диэтиловый эфир и касторовое масло примерно в равных частях). Повышает мощность двигателя на 10-20% с соответствующим уменьшением ресурса двигателя.
Тюнинг двигателя — система закиси азота и нитрометан
Те, кто не доволен серийными автомобилями, прибегает к автотюнингу. Конечно, серия доработок стандартного двигателя подразумевает увеличение мощности, но ведь всему есть предел, не так ли? Чтобы обойти это ограничение и увеличить мощность мотора не на 20-40%, а в несколько раз, применяется особый вид топлива – система закиси азота или нитрометан.
Закись азота в тюнинге моторов
Использование заряженного топлива дает возможность до неузнаваемости изменить конфигурацию автомобиля. К примеру, закись азота, который является наиболее излюбленным среди уличных гонщиков, увеличивает мощность больше чем в 2 раза. Вместе с этим, растет и температура работы двигателя, что не очень хорошо сказывается на работе мотора. Пламя вырывается далеко за пределы цилиндра, да что там, оно вырывается даже из выхлопной трубы. Следует ли говорить о том, каким нагрузкам поддается двигатель?
Для использования диоксида азота двигатель подвергается доработкам. Осуществляется прокладка дополнительной топливной магистрали, которая и будет осуществлять впрыск закиси азота. Разумеется, устанавливается высокопрочная цилиндропоршневая группа, ГБЦ и выхлопная система, модернизируется система охлаждения. Автомобиль, использующий в качестве топлива азот, нуждается в техническом обслуживании каждые 1000-1500 км.
Смесь нитрометана для тюнинга
Нитрометан для машин является еще более жестким топливом, нежели диоксид азота. Мощность мотора, а вместе с нею и температура работы двигателя возрастает до 10 раз. Если говорить в мощностном эквиваленте, то автомобили, заправленные метаном, показывают результат от 3-х до 7-тысяч лошадиных сил. Но двигатель имеет ресурс работы всего в 5-8 тыс. км, так как нитрометан, буквально, сжигает его изнутри. Поэтому устанавливаются специальные, чугунные блоки, которые немного продлевают срок службы мотора.
Как правило, машинки на нитрометане – это профессиональные проекты, которые создаются специально для гонок. В эти проекты вкладываются большие деньги, над ними работают лучшие специалисты. Дело в том, что нитрометан – нестабильное топливо и имеет наивысший коэффициент взрывоопасности. Поэтому уличные гонщики не пользуются таким топливом, несмотря на то, что автомобиль и теряет пределы увеличения мощности.
Переоборудование машины под потребление диоксида азота или нитрометана имеет смысл только в случае участия в профессиональных заездах.
Читайте также:
Использование нитрометана и смеси
Использование нитрометана и смеси
Нитрометан по техническим характеристикам также будет отличаться, и, если вы посмотрите таблицу 12.4, увидите, что у него даже нет октанового числа (так как существует слишком много переменных), однако его использование может легко увеличить мощность бензинового двигателя. Это возможно благодаря необычному химическому составу нитрометана, а также благодаря тому факту, что чрезмерно обогащенная топливовоздушная смесь может обеспечивать нормальное горение. Сам по себе нитрометан как топливо малоэффективен, но он содержит примерно 53% кислорода в массовом отношении, что позволяет подавать в двигатель большое количество топлива, которое будет преобразовываться в тепловую энергию. Так как нитрометан горит медленно, энергия продолжает воздействовать на поршни почти до самого конца такта рабочего хода.
В прошлом нитрометан использовался в качестве топлива в самых мощных дрэгстерах в пропорции 80–90% нитро и 10–20% метанола, но в наши дни процентное соотношение метанола значительно уменьшилось. На спидвеях и гонках Hill Climb нитро используется в небольших количествах (часто это разрешено по правилам гонок) в качестве присадки для увеличения мощности. Метанол является основным топливом, а ацетон инекоторые другие присадки могут добавляться (например, 0,5% касторового масла, чтобы замаскировать запах).
Чтобы предотвратить детонацию и другие возможные повреждения двигателя, всегда необходимо снижать степень сжатия при использовании нитро. Топливовоздушная смесь постоянно должна быть обогащена. При использовании смеси с содержанием нитро 80–90% пропорция топливовоздушной смеси может быть обогащена (две части топлива на часть воздуха) или обеднена (1 часть топлива на две части воздуха). Использование смеси с содержанием нитро 20% изменит состав топливовоздушной смеси до трех или четырех частей топлива к одной части воздуха (таблица 12.5).
При смешивании нитро с другими видами топлива самым безопасным методом, который позволяет избежать ошибок, является смешивание вобъемных долях. Поэтому, чтобы получить смесь с содержанием 20% нитро, необходимо добавить 1л нитро на 4 л метанола. Некоторые также готовят смесь при помощи гидрометра, специально калиброванного для этой цели. Проблемой при использовании данного метода является то, что его показания относительно содержания нитро в смеси будут верны только при температуре 20°С. В таблице 12.6 вы можете увидеть, что при температуре топлива 38°С и использовании топлива с содержанием нитро 80% гидрометр покажет только 73%. Следовательно, всегда необходимо измерять температуру топлива, прежде чем приступать к приготовлению смеси.
Таблица 12.5. Увеличение интенсивности потока топлива для нитрометана
% нитро в метаноле (в объемном отношении) | Увеличение интенсивности потока на чистом метаноле |
10 | 25% |
20 | 50% |
30 | 75% |
40 | 100% |
50 | 125% |
60 | 150% |
70 | 175% |
80 | 200–230% |
90 | 225–260% |
98 | 250–290% |
Таблица 12.6. Корректировочная таблица показаний гидрометра
Реальное содержание нитро, % | Показания гидрометра при температуре топлива, °С | ||||||||||
4° | 10° | 16° | 20° | 24° | 27° | 29° | 32° | 38° | 43° | 49° | |
100 | 106 | 104 | 102 | 100 | 98 | 97 | 95 | 94 | 92 | 90 | 87 |
90 | 97 | 94 | 92 | 90 | 88 | 87 | 86 | 85 | 83 | 80 | 78 |
80 | 86 | 83 | 82 | 80 | 78 | 77 | 76 | 75 | 73 | 70 | 68 |
70 | 75 | 73 | 71 | 70 | 69 | 68 | 66 | 65 | 63 | 61 | 59 |
60 | 66 | 63 | 61 | 60 | 59 | 58 | 57 | 56 | 54 | 52 | 50 |
50 | 55 | 53 | 51 | 50 | 49 | 48 | 47 | 46 | 44 | 42 | 40 |
40 | 45 | 43 | 41 | 40 | 38 | 37 | 36 | 35 | 33 | 31 | 30 |
30 | 35 | 33 | 31 | 30 | 28 | 27 | 26 | 25 | 23 | 22 | 20 |
20 | 27 | 25 | 22 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 13 | 11 |
10 | 20 | 16 | 13 | 10 | 9 | 9 | 8 | 7 | 5 | 3 | 1 |
Многие, кажется, не понимают, что гидрометр для измерения содержания нитро откалиброван таким образом, чтобы показывать точные данные только при смешивании чистого метанола и нитро. Если вы собираетесь использовать смесь нитро/метанол/ацетон, показания гидрометра все равно будут точными, так как удельный вес метанола и ацетона одинаковый. Но при добавлении других соединений, например окиси пропилена, показания гидрометра будут неточными.
Воспламенение топлива с высоким содержанием нитро всегда было проблемой. Дрэгстеры в серии гонок Top Fuel работают на электрических системах, способных подавать ток силой 1,2 А к каждой свече зажигания. Чем выше содержание нитро в смеси, тем ниже будет скорость горения (если только не используются специальные присадки, ускоряющие горение, например окись пропилена). Поэтому угол опережения зажигания необходимо увеличить. В двигателях для гонок Top Fuel угол опережения зажигания составляет обычно 50°.
Нитро горит медленно, поэтому зрелищное пламя из выхлопной трубы ночью вам обеспечено.
Опасности, связанные с использованием нитрометана
С использованием нитрометана связаны значительные опасности для вас и окружающих. После горения относительно большие количества испарившейся азотной кислоты выходят через систему выпуска отработанных газов. Чем выше содержание нитро в топливе, тем большее количество кислоты будет испаряться. При вдыхании пары азотной кислоты вызывают сокращение мышц, что затрудняет дыхание. Поэтому очень важно использовать подходящую маску, если водитель находится в таком положении, что может вдохнуть выхлопные газы. Конечно же, механикам, которые выполняют техническое обслуживание автомобиля, также понадобятся подходящие маски.
Некоторые считают, что нитрометан взрывоопасен. На самом деле это не так, но, как и любое топливо, он чувствителен к ударным нагрузкам. Вот основные причины, по которым нитрометан может стать опасным:
При использовании топлива с содержанием нитро более 20% всегда существует опасность возгорания или взрыва в поддоне картера, так как большое количество топлива проходит через поршневые кольца в поддон картера. Первыми признаками того, что это может произойти, являются желтые языки пламени из сапунов. Поэтому важно следить за двигателем по крайней мере в течение двух-трех минут после выключения.
Другие компоненты, добавляемые в топливо
Кроме основных видов топлива – бензина, метанола и нитрометана – существуют и другие соединения, которые добавляют в топливо по различным причинам.
Окись пропилена (эпоксидный пропан) используется в топливе с высоким содержанием нитро, чтобы увеличить скорость горения. Ее необходимо использовать в количествах, не превышающих 15% от количества нитро в топливе, так как скорость горения может резко возрасти, что приведет кдетонации и серьезным повреждениям двигателя. Например, если вы используете топливо с содержанием нитро 80%, вы можете использовать до 12% окиси пропилена.
Окись пропилена также может использоваться с топливом Avgas или другими видами топлива для гоночных автомобилей с высоким содержанием свинца, а также с метанолом, но в соотношении в смеси не более 5%, чтобы обеспечить Использование нитрометана и смеси на 2–3%. При этом реакция дроссельной заслонки значительно возрастает. Но необходимо принять некоторые меры предосторожности, а именно слегка обогатить топливовоздушную смесь и сместить угол опережения зажигания в сторону отставания, чтобы избежать серьезных повреждений двигателя.
При смешивании с другими видами топлива окись пропилена является относительно стабильной, но она может стать взрывоопасной, если в чистом виде вступит в реакцию с медью, медными сплавами или частичками коррозии. Поэтому это соединение необходимо хранить в алюминиевых ипластиковых контейнерах.
Нитропропан также приведен в таблице 12.4, однако я рекомендую использовать его с большой осторожностью и только для двигателей автомобилей, участвующих в спринтерских гонках, где давление наддува не будет слишком высоким. Имейте в виду, что нитропропан – это кислородосодержащее топливо, поэтому смесь может стать слишком обедненной, если только не будут произведены соответствующие модификации системы питания. Для начала подачу топлива необходимо увеличить в три раза при добавлении нитропропана (то есть на 10% нитропропана подачу топлива необходимо увеличить на 30%), а также необходимо сместить угол опережения зажигания в сторону отставания, так как в противном случае скорость горения может быстро выйти из-под контроля.
Как и окись пропилена, ацетон и пикриновая кислота, нитропропан принадлежит к классу нитропарафинов. Он может использоваться с видами топлива для гоночных автомобилей с высоким содержанием свинца или топливом Avgas в концентрации не более 12%, чтобы обеспечить Использование нитрометана и смеси на 5–6%. Его также можно смешивать с метанолом в таких же пропорциях, чтобы обеспечить примерно такое же Использование нитрометана и смеси. Однако, если в метаноле присутствует более 3% ацетона, не стоит использовать концентрацию выше 5–6%. Учтите, что многие компании не продают метанол в чистом виде. Часто они добавляют 2–3% ацетона, чтобы улучшить способность метанола смешиваться сдругими соединениями. На самом деле содержание до 10% ацетона в смеси увеличит скорость горения метанола, оптимизирует запуск двигателя при низкой температуре окружающей среды, а также сократит вероятность детонации обедненной смеси.
Оценка требований по октановому числу топлива
Некоторые утверждают, что октановое число топлива должно увеличиваться на 2 единицы при увеличении давления наддува на 0,07 бар. Влучшем случае это чрезмерное упрощение достаточно сложного вопроса, а в худшем случае подобное «правило» может привести к серьезным повреждениям двигателя. Я предпочел бы обсудить этот вопрос менее категорично, не приводя точные цифры.
Первый трюизм заключается в том, что при значительном увеличении температуры впускного заряда и увеличении нагрузки на двигатель необходимо увеличить октановое число топлива, чтобы предотвратить детонацию. В общем это, конечно, не противоречит заявлению в начале данного раздела, но, если разобраться, при увеличении октанового числа какой метод использовать: исследовательский или моторный? Конечно же, каждый компрессор увеличивает температуру впускного заряда, и, конечно же, более высокая температура подразумевает более высокое давление наддува. Однако разве изменения в температуре окружающей среды не приводят к увеличению температуры впускного заряда? Остаточные выхлопные газы на самом деле делают то же самое, только внутри цилиндров. Увеличение температуры воды и масла также увеличивает температуру впускного заряда. Последнее может быть следствием увеличения температуры окружающей среды, но также может быть вызвано воздействием охлажденного впускного заряда высокой плотности, приводящего к увеличению тепловой энергии при добавлении топлива к этому впускному заряду высокой плотности, чтобы обеспечить необходимый состав топливовоздушной смеси.
В данном случае объем камеры сгорания необходимо измерить, чтобы затем рассчитать степень сжатия. Конечно же, отношение давление наддува/степень сжатия важно для оценки требуемого октанового числа топлива, но и такие факторы, как эффективность промежуточного охладителя, температура двигателя, характеристики кулачков распредвала и угол опережения кулачков, форма камеры сгорания и т.д., также играют важную роль.
Теперь я скажу то, что сначала, казалось бы, опровергнет мое первое утверждение. Каждый раз, когда мы увеличиваем плотность заряда и подвергаем двигатель нагрузке, нам необходимо увеличить октановое число, чтобы избежать детонации. При этом при низкой температуре окружающей среды и высокой плотности может возникнуть детонация. Также установка промежуточного охладителя или более эффективной системы охлаждения может вызвать детонацию. И даже более эффективная система выпуска отработанных газов тоже приводит к появлению детонации. Меньшее количество остаточных отработанных газов увеличивает плотность впускного заряда, но меньшее количество выхлопных газов также значительно меньше сдерживает распространение пламени горения. Более высокая скорость горения приведет к более интенсивному увеличению давления, потере контроля над процессом горения и, следовательно, к детонации.
Как я уже говорил, все достаточно сложно. Более того, это очень тонкий баланс: незначительное увеличение температуры впускного заряда – это не проблема, но более значительное увеличение потребует увеличения октанового числа топлива. А незначительное увеличение плотности итемпературы впускного заряда, скорее всего, потребует использования топлива с более высоким октановым числом.
Влажность – способ естественного увеличения октанового числа
Мы не часто задумываемся о влажности, пока наша одежда не начинает прилипать к телу, а мы не начинаем обливаться потом. Это указывает на то, что содержание пара в воздухе резко возросло. Однако следствием увеличения влажности является не только то, что меньшее количество молекул кислорода попадает в цилиндры, но и то, что между молекулами топлива и кислорода появляется все больше и больше молекул воды. Врезультате расстояние между молекулами кислорода итоплива увеличивается, что замедляет скорость горения в камере сгорания, так как вместо того, чтобы быстро распространяться от одной молекулы топлива к другой, пламя постоянно сталкивается с молекулами воды. Следовательно, вода помогает сдерживать интенсивность пламени, другими словами детонацию, а это то же самое, что делают все присадки для увеличения октанового числа. Именно поэтому часто увеличение влажности компенсирует увеличение температуры окружающей среды, что обычно требует увеличения октанового числа топлива на 1 единицу каждые 13°С. Инаоборот, значительное снижение влажности и увеличение температуры впускного заряда или температуры окружающей среды может привести к повреждению двигателя гоночного автомобиля под воздействием детонации, если октановое число топлива не будет увеличено или не будет понижено давление наддува, а топливовоздушная смесь не будет обогащена. Увеличение барометрического давления на 25,4 мм требует увеличения октанового числа топлива на 1 единицу. Однако это можно компенсировать посредством обогащения топливовоздушной смеси или смещения угла опережения зажигания в сторону отставания. В любом случае резкое увеличение влажности снижает степень необходимой компенсации. Как показано в таблице, приведенной ниже, мы определяем уровень влажности по показаниям двух термометров: сухого термометра и смоченного. Когда оба термометра показывают одну и ту же температуру, влажность составляет 100%. Однако, если шарик сухого термометра показывает температуру 25°С, а шарик мокрого термометра – 24°С, расхождение в 1° указывает на то, что влажность составляет 92%.
Влажность в процентном отношении
Шарик сухого термометра, °С | Разница в температуре шарика мокрого термометра, °С | |||||
-1 | -3 | -5 | -8 | -12 | -18 | |
5 | 86 | 58 | 35 | |||
15 | 90 | 71 | 52 | 30 | ||
25 | 92 | 77 | 64 | 45 | 22 | |
35 | 94 | 80 | 70 | 55 | 37 | 15 |
Мощность увеличивается при увеличении октанового числа
И в завершение давайте рассмотрим, насколько увеличение октанового числа топлива выгодно, если двигатель был модифицирован с целью использования всех преимуществ увеличения антидетонационных характеристик. Возьмем автомобиль Subaru Impreza WRX, сконструированный для круговых гонок и ралли. Двигатель подвергся серьезным модификациям, на которые было затрачено большое количество времени и средств, чтобы обеспечить абсолютную надежность автомобиля. Объем двигателя был увеличен до 2,2л не с целью увеличения мощности, а скорее чтобы увеличить крутящий момент в нижней части кривой мощности и, следовательно, расширить диапазон мощности.
Наиболее значительным отступлением от стандартного принципа была установка двух турбокомпрессоров с шариковыми подшипниками Garrett GT25. Это было сделано для того, чтобы предотвратить образование турбоям и увеличить мощность в верхнем и среднем диапазоне частоты вращения двигателя. В данной ситуации это было достигнуто отчасти благодаря установке двух турбокомпрессоров и отчасти благодаря использованию более эффективной системы выпуска отработанных газов. Достаточно сложно разработать эффективную систему выпуска отработанных газов для одного турбокомпрессора, установленного горизонтально на оппозитный двигатель, который используется в автомобилях Subaru и Porsche. Если вы правильно подберете размер труб для одной стороны двигателя, с другой стороны они, возможно, не будут подходить. Поэтому правильным было решение установить два турбокомпрессора и подобрать соответствующего диаметра трубы для обеих сторон.
В раллийных гонках по бетонированному покрытию в автомобилях допускается использование неэтилированного топлива с октановым числом 98 по исследовательскому методу (во время гонок автомобили должны заправляться только на специально предназначенных для этого станциях). Однако в некоторых видах гонок допускается использование концентрированных присадок для увеличения октанового числа топлива. На чистом неэтилированном топливе с октановым числом 98 по исследовательскому методу мощность двигателя достигла 406,8л.с. А при использовании присадки Nulon Pro Strength мощность увеличилась до 461,3л.с., то есть пиковая мощность увеличилась на 15%, а пиковый крутящий момент – на 19%. Для круговых гонок и гонок на выносливость (6- и 12-часовых) можно использовать либо неэтилированное топливо с октановым числом 100 по исследовательскому методу, либо топливо Avgas 100/130. В автомобилях с атмосферными двигателями чаще используется более дорогое неэтилированное топливо с октановым числом 100. Так как его удельный вес выше, расход топлива снижается, поэтому приходится реже заезжать на пит-стопы. Однако в автомобилях с турбированными двигателями более высокое октановое число важнее и в любом случае при добавлении толуола (раствор в пропорции 30% толуола и 70% топлива Avgas) позволяет увеличить удельный вес до разрешенного значения 0,75. При использовании раствора топлива Avgas и толуола мощность возросла до 508,2 л.с.
Означает ли это, что смесь с высоким октановым числом прибавила более 100 л.с. мощности в отличие от неэтилированного топлива? Нет. Дополнительная мощность появилась благодаря более высокому октановому числу (увеличение примерно на 13–15 единиц по исследовательскому методу), что позволило увеличить давление наддува (до 0,6 бар). В свою очередь более высокое давление наддува стало возможным потому, что спецификации компрессора были улучшены, обеспечивая интенсивный поток при нескольких уровнях наддува, к тому же использование эффективного промежуточного охладителя позволило сохранить температуру впускного заряда на 20–25°С выше, чем температура окружающей среды.
Присадка Nulon Pro Strength обеспечила Мощность увеличивается при увеличении октанового числа на 15% по сравнению с использованием чистого неэтилированного бензина с октановым числом 98 по исследовательскому методу, так как давление наддува и угол опережения зажигания были модифицированы, чтобы максимально использовать преимущества увеличения октанового числа.