Установка тэна в автомобиль
Установка ТЭНа 500 Вт в отопитель салона
Для более комфортной эксплуатации автомобиля в зимний период, решил установить штатный ТЭН мощностью 500 Вт, установка происходит в штатное место в отопители салона прямо над радиатором печки.
Разбираем торпедо. Необходимо снять блок забора воздуха печки.
Вырезаем заглушку в корпусе.
Подключаем ответные фишки со стороны машины. В моем случае фишек со стороны машины не было, взял с Приус 30.
Включение ТЭНа происходит кнопкой на климат контроле, индикатор на кнопке показывает подачу питания на ТЭН.
Алгоритм включения:
1. Включаем вентилятор на климат-контроле.
2. Подается питание (напряжение от 3 до 12 Вольт) на повышающий преобразователь, на выходе преобразователя стабилизировано 15 Вольт. Замыкается реле, которое дает разрешение на запуск системы включения. Данный блок служит для защиты от включения ТЭНа при выключенном вентиляторе.
3. Реле контроля включения вентилятора подает питание на реле управления ТЭН, которое представляет собой реле задних противотуманных фонарей от ВАЗ кат. номер 23.3777. Данное реле дает возможность нажатием кнопки включать и следующим нажатием отключать нагрузку.
4. Далее подается питание на силовые реле, которые в свою очередь запитывают ТЭН.
По ощущениям — в салоне стало теплее, как основной нагреватель ТЭН на 500 Вт конечно слабый, но как дополнительный догреватель салона работает отлично.
Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)| часть 1-ая
Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)
Вспомогательный отопитель автомобиля с дизельным двигателем (электрический отопитель PTC) подогревает охлаждающую жидкость двигателя и воздух в салоне автомобилей с дизельными двигателями. Он автоматически включается или выключается в зависимости от температуры наружного воздуха, температуры охлаждающей жидкости и нагрузки генератора.
При каких условиях он включается:
-температура окружающей среды ниже минус 10 градусов
-температура охлаждающей жидкости ниже плюс 60 градусов
при повышении температуры охлаждающей жидкости выше плюс 70 градусов или температуры окружающей среды выше плюс 20 градусов доп.отопитель выключается
Вещь очень нужная в северной части нашей необъятной страны =)
Самое главное что ничего дорабатывать (пилить, резать, и т.д.) не нужно — для него есть штатное место (смотрим фото ниже), а так же установка не займёт у Вас более 10 минут, надо всего-то 2 болта открутить, снять пластмассовую заглушку:
затем перед нами открывается вот такая картина с указанием места куда надо устанавливать отопитель:
и вместо неё вставить отопитель ну и естественно теми же болтами от заглушки прикрутить его на место.
Но как оказалось не всё так просто как я думал, управляющий провод мне удалось найти, а вот проводки которая идёт от аккумулятора напрямую в в эту электопечку я не могу найти, видимо её и нет.
Проводка для тена должна выглядеть вот так:
Если кто-то знает откуда идёт этот провод (через какое технологическое отверстие) просьба подсказать мне.
Нашёл как выглядит полный набор для 2-го фокуса, в комплекте идёт провод фиолетовый…а для 3-го фокуса не идёт в комплекте. фото ниже.
Установка РТС обогревателя («корячим» ТЭН-ы в печку)
Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Сегодня я расскажу вам сказку про установку электрического «фена» в 120-ю короллу.
В начале 2000-х годов инженеры Тойота получили звиздюлей от жителей Хоккайдо и стали работать над проблемой обогрева салона и изобрели внедрили в систему отопления —
PTC — positive temperature coefficient, а по-русски ТЭН — термоэлектрический нагреватель.
В народе его ещё называют «феном».
Это устройство предназначалось для вспомогательного обогрева салона в холодное время года. Благодаря ему, почти сразу после запуска двигателя из дефлекторов (воздуховодов) дует тёплый воздух.
Опционально PTC устанавливали в автомобили северных регионов Японии. И одной из первых его получила тойота приус в 20-ом кузове (поправьте, если неправ).
Первое поколение РТС обогреватели встраивали непосредственно в радиатор печки.
В 2007 году Тойота выпустила вторую модификацию РТС обогревателя. Теперь это был отдельный от отопителя, плоский алюминиевый радиатор, который состоял из трёх сегментов — одного большого и двух малых ТЭН-нов.
ГЛАВНЫМ условием для включения РТС, является температура наружного воздуха, не выше +10 и низкая температура двигателя.
Встроенные ТЭН-ы «научились» ступенчато отключаться по мере прогрева охлаждающей жидкости, а алгоритм их работы стал следующим: при температуре двигателя ниже +70° одновременно работают все ТЭН-ы, при превышении температуры +70° (отключался 3-ий ТЭН), при +75° и выше (отключается 2-ой ТЭН), при +80 и выше(отключается 1-ый ТЭН). Таким образом РТС компенсирует тепло водителю и пассажирам в холодное время года, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструктивно РТС обогреватель поместили за отопителем, по направлению обдува. Что в общем то логично. Так достигается эффективная передача тепла в салон с наименьшими потерями.
С 2007 года практически у всех Тойот имеется специальная площадка для его установки. Если РТС отсутствует, на его месте будет заглушка, но установка обогревателя возможна!
Если вы обладатель тойоты выпуска с 2007 года, дополнительно потребуются:
1) блок управления климатом с поддержкой РТС (нужен именно от вашей модели автомобиля)
2) блок силовых реле (находится под капотом)
3) реле на 30 ампер — 3 штуки + силовые предохранители
4) проводка и фишки для подключения
5) сам РТС обогреватель (имеет стандартный размер, но может отличаться мощностью, которая напрямую зависит от объёма обогреваемого пространства автомобиля. Так например для Тойоты Vitz — 435 ватт, Corolla — 495 ватт, Camry — 600 ватт, а у TLC Prado — 600-800 ватт.
Совет: мощнее, не значит лучше. Выбирайте исходя из характеристик вашего генератора.
Есть мнение, что «‘северные» блоки управления климатом идут с красно-фиолетово-оранжевыми наклейками, а у простых блоков — чёрные стикеры.
В сети уже появляются отчёты по подключению РТС обогревателей, например:
1-Toyota Corolla Axio,
2-Toyota Prius V Alpha
3-Toyota Land Cruiser Prado,
4-Toyota Prius.
Настоятельно рекомендую к прочтению этот форум, на котором вы найдёте многие ответы.
Ну а я попытаюсь «вкорячить» РТС второго поколения в 120-й кузов короллы.
Если благодаря РТС, время прогрева салона уменьшится хотя бы на 30%, покупку буду считать оправданной.
Посмотрев архивные фотографии разобранной печки, определил два места установки РТС:
1) в »картридж» салонного фильтра, проделав в нём сквозное отверстие (показано жёлтым прямоугольником, см. фото ниже),
2) врЕзать в корпус, рядом с отопителем (синие прямоугольники с разных ракурсов).
«Варик» поставить в салонной фильтр не прокатил. Тепло РТС сначала заберёт вентилятор печки, часть рассеется по тоннелю, а холодные испаритель и радиатор и вовсе добьют КПД обогревателя в ноль.
Остаётся врезать РТС рядом с отопителем, как и задумано на всех тойотах с 2007 года.
Для доступа и детального изучения места установки, отсоединил панель климата, бардачок, левый нижний воздуховод пассажира и пластиковую защиту радиатора. С противоположной стороны открутил сервопривод заслонки смешения потоков воздуха.
Предварительные замеры показали, что по габаритам РТС в аккурат (с небольшим запасом по длине) встанет на всю ширину печки.
Получилось почти по ФЕН-шую (◕‿◕) как на всех современных тойотах.
Переходим к электрике. Купил 3 автомобильных ВАЗовских реле на 30 Ампер, клеммы для них, кнопку обогрева заднего стекла (речь о ней пойдёт ниже) + два метра медного провода ПВ-3 сечением 6мм. Фишку РТС сохранил, подыскав широкие клеммы, хотя можно было и скрутками обойтись. Остальные провода вытянул из косы климата, оставшейся после «свапа» печки.
Забегая вперёд, покажу видео под нагрузкой. Всё норм!
Короче, пока я «рожал» свой отчёт, один прогрессовод меня опередил и подключил точно такой же РТС обогреватель на свой авто. Подробнее ЗДЕСЬ. На его схеме активация РТС выполнена через отдельную кнопку обогрева заднего стекла.
Назовём этот СПОСОБ №1.
Единственный недостаток той схемы в том, что для запуска РТС используется кнопка БЕЗ фиксации, а моя задача, активировать обогреватель автоматически, после старта двигателя, тем самым сразу начав прогревать салон. Для реализации этой идеи, драйвовчанином awwwa в схему прогрессовода были внесены три дополнительных элемента — плата, реле и кнопка-тумблер.
Назовём этот СПОСОБ №2.
Рассмотрим плату awwwa подробнее. Картинка кликабельна.
В итоге получаем комбинированную схему, включающую оба способа активации РТС: 1)ручной — с кнопки таймера и 2)автоматический — тумблер + плата.
Производил в утренние часы до восхода солнца. Автомобиль ставил на одно и то же место, плюс-минус 5 метров. Интересно, что показания день ото дня разнились. Причём при более низких температурах теплоотдача порой была даже лучше. Я не знаю с чем это связано, возможно с влажностью воздуха, ветром, погрешностью измерительного прибора…Короче смотрим.
Огрызок «пруфа». К сожалению полностью видео снять не получилось, т к в смартфоне села батарейка ;(
В конце видео (спустя полторы минуты, после запуска двигателя) из дефлектора дует +15°С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Обладатели Webastо и те, кто имеет тёплый гараж, могут выдохнуть. Особой выгоды, кроме ускоренного отогрева лобового стекла, покупка РТС не принесёт. А вот жителям северных регионов, не имеющих автономных подогревателей, девайс несомненно добавит пару бонусов к зимним опциям.
Да будет жара! Установка ТЭНа.
Приветствую читателей бортжурнала и гостей!
Нынче сказ пойдет про подготовку к далекой еще зиме, а именно об установке ТЭНа. Опция на мой взгляд нужная и полезная.
Так как родина моего Мегана — Турция, то ни ТЭНа, ни проводки для него не было. Печально(((.
Поэтому сначала ищется сам ТЭН и желательно проводка под него заводская (предпочитаю заводской вариант), хотя можно обойтись и мини вариантом — реле и разъем, а проводку самому сделать. Благодаря zlodey67 была приобретена заводская проводка с ТЭНом. Также получены оперативно советы по установке, в оn-line режиме.
Итак как говорилось выше нам потребуется сам ТЭН
проводка для него с реле и фишкой.
Далее набираемся терпения и работа разбивается на два этапа: под капотом и в салоне.
Начинаем стандартно, снимаем аккумулятор, площадку под него, на площадке болты под звездочку почти скрутились.
Вынимаем блок предохранителей, под ним блок с силовыми предохранителями
Для удобства я снял еще и корпус воздушного фильтра, но это не обязательно.
Место жгута проводки, протягиваем три провода два красных и желтый. Через резиновую заглушку с помощью электрода, в качестве бура все отлично пролазит.
Вот так это выглядит, после стягиваем стяжками к заводскому жгуту.
На этом под капотом все.
Ставим все обратно.
Болты на площадке заменил, на обыкновенные.
Теперь переходим в салон, залазим под руль и располагаемся, почти с комфортом.
Снимаем накладку
Блок предохранителей, отогнув язычек.
Лучше снять воздуховод, иначе не удобно разъемы отсоединять.
Отсоединяем разъемы, здесь нужен черный разъем, а внутри его зеленая фишка.
В зеленую фишку подключаем бело-желтый во второе гнездо, оранжевый в третье, они свободные.
Теперь поворачиваемся к штатному месту ТЭНа и начинаем удалять заглушку. Я просто насверлил дырок
и оставшееся подрезал ножом
Вставляем ТЭН, чтобы не отламывать нижнее крепление ТЭНа, ослабил усилитель, отпустив болты на 13, тем самым просунув свободно и закрепил
Теперь осталась минусовая клемма. Ее пропихиваем по направлению к рычагу КПП.
Штатная гайка для крепления находится в этом районе
В принципе нащупывается руками, но для удобства лучше снять центральный тоннель, тогда шумоизоляция мешать меньше будет
минус на месте.
Не торопясь потратил на все целый день. Сейчас конечно все можно сделать быстрее.
Осталось активировать Clip-ом и наслаждаться теплотой в салоне.
Вот такой помощник был придан в помощь.
Установка дополнительного обогревателя в салон (временная схема)
В связи с приближением зимы решил выложить свою установку дополнительного обогревателя по временной схеме
Прочитав пару тем (вот и вот например) по установке дополнительных тэнов в салон, решил тоже себе поставить.
Сразу извиняюсь, что мало фото, но большая часть потерялась на телефоне, т.к. делал все это полгода назад.
Для начала за 1000 руб купил на разборке тэн (ссылка раз, ссылка два), причем они есть разные в пластиковом корпусе и металлическом, второй мне показался надежней.
К тэну мне дали разъем на разборке и дополнительно за 300 руб я купил блок реле (ссылка раз, ссылка два) для управления обогревателем.
Далее полез его ставить и не обнаружил штатной проводки под тэн (комплектация extreme), подумав все же решил его ставить и прокладывать проводку самостоятельно.
Первым делом сделал проводку между блоком реле и обогревателем, а также от блока реле к силовым предохранителям и массе авто.
Проводка представляет из себя:
силовую часть — плюс для каждого реле от установленных силовых предохранителей и общий минус;
управляющую часть — общий плюс после замка зажигания на реле и два минуса от ЦЭКБС.
Силовые предохранители находятся под капотом (нужно купить два макси предохранителя: на 40А (код:1987529020) и 70А (код:1987529023)
Минус силовой брал просверлив усилитель за перчаточным ящиком.
Плюс на управление реле нужно брать с любого плюса после зажигания, я взял в подкапотном блоке коммутации.Управляться же реле должны минусом от внутреннего ЦЭКБС (контакты нужно смотреть в электросхемах). Дополнительно тэны необходимо активировать клипом в цэкбс. Когда доделаю, то добавлю какие контакты и как активировать (пока реализовано по временной схеме).
Отверстие под тэн сверлил шуруповертом сверлом 4мм, работая им как фрезой (пластик мягкий, поддается обработке довольно легко).
На текущий момент у меня дополнительный обогрев сделан по временной схеме и минус управления взят не с цэкбс, а с массы авто через переключатель, т.е. тэны работают только в ручном режиме.