Установка tpms на авто
Установка системы контроля давления в шинах (TPMS)
Еще на первой машине несколько раз ловил саморезы и ездил на полуспущенных колесах и даже не замечал этого. Иной раз лень было проверить давление в шинах. На глаз вроде нормально было. Когда же собирался куда-нибудь на дальняк, приходилось подкачивать, ибо давление оказывалось меньше положенного. Вообщем, задумался об установке системы контроля давления, но цена в отечественных магазинах не понравилась. В Китае посмотреть не догадался. А когда догадался, цена подскочила до «небес». Задушив «жабу», все же решил приобрести эту игрушку.
Выбор оказался непрост. Существуют два типа датчиков — внутренние и внешние. Стоят примерно одинаково.
К «плюсам» внутренних датчиков относится их внешняя незаметность и защищенность от воздействия наружной среды. А вот к «минусам» можно отнести относительную сложность установки и неуниверсальность. Для установки внутренних датчиков требуется снять и разбортировать колеса. Для замены батарейки также необходим шиномонтаж. Справедливости ради надо отметить, что батарейка служит два-три года. Сезонная «переобувка» требует либо перестановки датчиков, либо перепрограммирования приемника-контроллера на второй комплект датчиков.
Достоинством внешних датчиков является простота их установки. Достаточно накрутить датчик на ниппель и монтаж закончен. При сезонной смене колес достаточно переставить датчики на новые колеса. Возможность кражи и воздействие внешней среды являются недостатками внешних датчиков.
Я выбрал внешние датчики. Эксплуатация покажет насколько мой выбор был правилен.
По типу приемника-контроллера система TPMS бывает трех видов.
Первый вид — приемник представляет собой законченную конструкцию в виде модуля с дисплеем. Это может быть как маленький брелок, так и другая конструкция, которая может устанавливаться на приборную панель, либо в прикуриватель.
Второй вид — приемник представлет собой отдельный модуль, выводящий информацию по видеоканалу на внешний монитор, например, видеовход магнитолы.
Третий вид — приемник передает информацию по Bluetooth на смартфон, либо другое устройство.
Я выбрал второй вариант, поскольку не хочу ставить дополнительных дисплеев. Штатное головное устройство менять в ближайшем будущем не собираюсь. А благодаря драйверу SergeyYurich я понял, что в моем ГУ есть второй видеовход VTR (неиспользованный вход P903).
Комплект разъемов можно заказать в Китае. Ссылка на товар также есть у драйвера SergeyYurich в бортжурнале. Но отдавать полторы тысячи рублей за один нужный мне разъем было жалко. Поэтому коллега нашел мне подходящий коннектор с какого-то монитора и я спаял переходник на RCA-разъемы (два аудио и один видео). Разъем нужен 12-ти контактный (два ряда по шесть) с шагом между контактами 2 мм. Наверное от мини-IDE тоже подойдет.
Для того, чтобы головное устройство начало использовать второй видеовход, контакт №10 (VIDEO DET) необходимо подключить к «минусу» (или массе). Выбор входа осуществляется кнопкой «CD/AUX».
Теперь про саму систему TPMS. Заказал по этой ссылке. Заказ пришел вот в такой коробке:
Внутри вот такая комплектация:
Все четко, как и в описании товара на сайте. Не удержался, разобрал приемник, чтобы заодно подчистить всякие «сопли», если они есть.
Но все оказалось достойно. Разъемы пропаяны хорошо, собрано аккуратно и явных косяков я не заметил.
Вот так выглядят внешние датчики:
Для предотвращения кражи предусмотрены стопорные винты. Однако, думаю, против «пионэров» это несильно поможет. Система поставляется с уже запрограммированными в память датчиками. Поэтому на них нанесены номера. Перепрограммировать датчики в систему можно самостоятельно. Порядок указан в инструкции. Продавец в интернет-магазине предлагает также запасные датчики.
Приемник я смонтировал в центральной консоли. Там нашел незанятые крепежные стойки:
К ним через алюминиевые пластины прикрепил блок приемника.
Антенну закрепил внутри приборной панели со стороны пассажира. Напряжение на блок приемника подается по линии питания аксессуаров (ACC), которое я взял с опционального разъема. Остальные два провода служат для подачи сигнала «Reverse» (положительной либо отрицательной полярности), если блок включается в «разрыв» камеры заднего вида. Но, поскольку я использовал второй видеовход ГУ, эти сигналы мне не нужны. В таком подключении есть и «плюсы» и «минусы». «Плюсы» — не нужно переделывать проводку подключения камеры заднего вида. «Минусы» — для вывода на экран информации с системы TPMS нужно вручную выбрать видеовход. При подключении же в «разрыв» камеры заднего вида, видеоинформация будет показываться автоматически.
Вот так выглядят установленные на ниппеле датчики.
Довольно заметно. На фотографиях кажутся сильно выступающими. На самом деле, датчики за габариты диска и покрышек не выходят.
Первое включение:
Датчик на левом переднем колесе не показал никакого давления. Проблема оказалась в золотнике. То ли шток его был чуть короче, то ли резьба нарезана глубже в ниппеле. После замены на золотник с более длинным штоком, все заработало. Давление в заднем правом колесе было ниже нормы. А на внешний вид я бы так не сказал.
Пробное включение показало одну особенность работы системы. В случае возникновения нештатной ситуации, звуковая индикация тревоги (пищание) не отключится до тех пор, пока параметры не нормализуются. Об этом также написано и в инструкции. А поскольку аварийная ситуация может возникнуть просто из-за кражи датчика либо его неисправности, то такая сигнализация через некоторое время заставит выдрать этот блок нафиг 🙂 Поэтому лучше сразу предусмотреть простое выключение питания модуля. Я врезал обычный тумблер. Снаружи его не видно. Его можно найти «наощупь» в нише центральной консоли в отверстии предназначенном для крепления нижней части панели приборов с помощью гайки. Находится легко, а глаза не «мозолит».
После замены золотника и подкачки заднего правого колеса назойливый писк исчез, а картинка стала такой.
Нижняя и верхняя границы допустимых давлений, а также предел допустимой температуры в шине настраиваются вручную. Заводские значения: 1,7 Бар, 3,1 Бара и 75 градусов соответственно. Я не стал менять.
Нужно отметить, что настройка параметров возможна только на самом блоке. Поэтому, прежде чем поставить на место все детали центральной консоли, необходимо выполнить настройку приемника, по крайней мере, хотя бы язык системы сделать английским. По умолчанию стоит китайский.
В дальнейшем, управление выводом информации с системы TPMS на экран монитора осуществляется с помощью пульта ДУ. Для этого переключаем головное устройство в режим «VTR Input» и нажимаем кнопку на пульте. При отсутствии основного видеосигнала (в моем варианте — это сигнал с блока видеорегистратора) на монитор в течении 10-ти секунд будет выводиться информация с системы.
Кстати, в аварийной ситуации кроме тревожного писка, система каждые 10 секунд будет еще прерывать основной видеосигнал и выдавать свою информацию. Поэтому подключение ко второму видеовходу, на мой взгляд, более правильно. Ведь при подключении в «разрыв» камеры заднего вида, ГУ автоматически будет переключаться на вывод видеосигнала с системы TPMS. Через некоторое время это точно «достанет». Здесь поможет только выключатель питания.
На модуле приемника есть переключатель системы видеосигнала PAL/NTSC. Поскольку видеорегистратор выдает сигнал в NTSC, пришлось ГУ перевести в этот же режим (по умолчанию стоит PAL) и выставить NTSC на приемнике TPMS.
Система пока только поставлена. Машина еще не выезжала. Через месяц, другой, дополню запись по результатам эксплуатации.
UPD1. Драйвер bogdog ниже в комментариях указал на ошибку в описании работы приемного модуля. На самом деле, в аварийной ситуации видеоинформация на монитор будет выводиться только при отсутствии основного видеосигнала. Т.е. никакого прерывания видеосигнала не происходит. О проблемах с колесом будет сообщать звуковая сигнализация.
UPD2 от 01.11.2015. По итогам полугодовой эксплуатации система показала себя с хорошей стороны — я о ней практически забыл. С наступлением холодов давление в колесах понизилось и в одном из них стало меньше нижней границы. При очередной поездке в салоне начало раздаваться пищание. Я не сразу сообразил в чем дело. Сначала взгляд упал на бортовой компьютер. На нем мигала температура 3 градуса. Как-то читал в инструкции, что это предупреждение о гололеде. Ну, думаю, в этом причина писка. Попищит и успокоится. После пяти минут это стало бесить. Я уже начал плохо думать о японцах. Но тут я вспомнил про систему контроля давления и переключил ГУ на отображение информации с системы. Там и увидел, что давление в трех колесах 1,7 Бар, а в четвертом — 1,6 Бар. Пришлось подкачать 🙂
UPD3 от 19.05.2017. Прошло два года. Зиму машина стояла в гараже. Батарейки в датчиках сели. Но никакой информации об этом я не получил. Понял это, только тогда, когда температура на улице стала +10…+15 градусов, а на дисплее показывало +2…+3. При включении зажигания, базовый блок показывает ту информацию, которую он запомнил в последний раз при остановке автомобиля. Как я понял, датчики передают данные только при определении факта движения или резком изменении давления на стоянке (например, при откручивании датчика), ну и, возможно, при понижении напряжения до критического уровня. Вообщем, поскольку базовый блок был выключен в тот момент, когда передавалась информация о низком напряжении, то никаких данных об этом факте в блоке нет. Ну а когда я начал ездить, батарейки уже сели настолько, что датчики просто не работали. Однако базовый блок на это никак не отреагировал.
Система контроля давления и температуры в шинах TEYES TMPS
Друзья, всем привет.
Сегодня расскажу про альтернативный способ укомплектовать ваши автомобили системой контроля давления в шинах.
В заводкой комплектации мой автомобиль оснащён системой контроля ( тут даже не знаю как правильно назвать, наверное диаметра) работает она по принципу вращения, если одно из колес вращается с отличием от других, то высвечивается индикация давления в шинах. Про какое-то конкретное колесо, конечно же, у нас информации нет.
Системой контроля давления в шинах я особо не сказать, что прямо горел, в сравнении с круговым обзором, но скажу честно, что мне было бы приятно от факта её наличия, да и в целом очень удобная и полезная вещь.
Озадачившись этим вопросом, я начал смотреть различные варианты.
— Первый вариант, который пришел мне в голову, это поискать штатный модуль плюс датчики давления где-то на разборках. Но изучив немного объявлений понял, что данный апргрейд мне выйдет в более чем 10.000₽ и сколько прослужат датчики неизвестно. Честно сказать, опция данная не столь необходимое вложение, без которого нельзя существовать и отдавать за это больше десятки меня как-то жаба душила, даже при условии отображения через штатный БК.
— Второй вариант TMPS от компании TEYES. По стоимости выходят в районе пяти тысяч. По отзывам, которых не так много — очень даже неплохи.
Свой выбор решил остановить как раз на варианте от TEYES, а тем более при условии, что я жду систему кругового обзора, то почему бы не укомплектовать свою машину полностью, всеми доступными благами от данного производителя. А самое интересное в этой ситуации, что мой близкий товарищ Kiselev-A раскусил мой интерес касаемо вопроса контроля давления в шинах и решил сделать подарок на предстоящий др. Заранее конечно поздравлять не принято, но так как я записался на шиномонтаж для смены резины, он решил не ждать, чтобы мне не пришлось платить повторно.
Система контроля давления и температуры в шинах TEYES TMPS
Поподробнее про сам комплект:
— Датчики давления 4шт
— Блок управления/ радиоприемник 1шт
— Двусторонний скотч для монтажа блока
— Наклейки с оповещением
У меня уже пришла вторая генерация. PS. Так как я теперь ваговод, вместо слова версия, принято говорить генерация))))
Отличия от первой в самих датчиках, на которых уже сменный элемент питания. То ест, датчики уже не одноразовые, села батарейка-поменял и используешь дальше. Данное обновление позволило увеличить эксплантационный срок гарантии с двух до пяти лет. Сам блок/приемник теперь имеет антенну. Так ну вроде все, про датчики рассказал, можно теперь двигаться на шиномонтаж.
А вот шиномонтаж прошёл не очень гладко. Началось все с того, что в моей шиномонтажке ( где я обычно переобуваюсь ) не было света, а ждать у меня возможности нет. Ладно думаю, это ж шиномонтаж, тут какие-то супер знания не нужны. Останавливаюсь на первой более менее нормально выглядевшей. Объясняю суть задачи и спрашиваю, не будет ли это проблемой, на что мне сразу сквозь зубы сообщают, что никаких проблем и все сделают.
Ладно, дальше переходим к установке.. человек перепутал два колеса местами и утверждал, что именно я ему сказал так сделать. Хотя шины были разложены в другом порядке, я не стал спорить и что-то доказывать, попросил переделать. Там опять недовольный вид… и какое-то ворчание. С балансировкой проблем не было. Датчики установлены, осталось подключить блок управления.
Радиоприемник-блок управления устанавливается достаточно просто. Вам необходимо подключить его в любой свободный usb разъём. Основаная трудность тут связана скорее с его размещением. Я его разместил непосредственно за самим гу. Антенна направлена в сторону багажника.
После подключения заходим уже в предустановленную программу TMPS и видим вот такую картину.
Отображение давления в шинах, а также температуры. Хочу отметить, что все датчики были увидены не сразу, а поочерёдно в течении получаса. Поначалу думал даже, что это полная ерунда и будет ужасная задержка.
TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже
Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.
На вкус и цвет…
Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.
Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.
Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.
Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.
Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.
Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.
Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.
Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.
У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.
А если сам?
Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.
В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.
Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.
Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.
Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!
Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.
Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.
С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.
Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.
Что сломалось?
Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.