Установленный страховой взнос на авто к1 к2 к3
Установленный страховой взнос на авто к1 к2 к3
Корректирующие коэффициенты к страховым взносам по ОСГОВТС по договорам внутреннего страхования
(в редакции Указа Президента
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ К СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ДОГОВОРАМ ВНУТРЕННЕГО СТРАХОВАНИЯ (ДОГОВОРАМ КОМПЛЕКСНОГО ВНУТРЕННЕГО СТРАХОВАНИЯ) И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 N 175)
1. Корректирующие коэффициенты к страховому взносу с учетом места регистрации транспортного средства согласно свидетельству о регистрации (техническому паспорту) этого транспортного средства:
Наименование населенных пунктов
Корректирующий коэффициент (К1)
Город Минск, Минский район
Города Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев
Города с численностью населения более 50 тыс. человек (за исключением Минского района)
Прочие населенные пункты (за исключением Минского района)
Возраст и стаж вождения
Корректирующий коэффициент (К3)
До 25 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно
До 25 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет
Старше 25 лет со стажем вождения до 2 лет включительно
Старше 25 лет со стажем вождения свыше 2 лет
При заключении договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) с юридическим лицом применяется корректирующий коэффициент 1,0.
Класс аварийности на начало срока страхования
Корректирующий коэффициент (К2)
Класс аварийности при отсутствии страховых случаев в период действия последнего договора страхования, заключенного на срок
Класс аварийности в зависимости от количества страховых случаев, произошедших в период действия последнего договора страхования
«Класс аварийности устанавливается в отношении транспортного средства исходя из аварийности его использования всеми законными владельцами.
При заключении договора страхования в отношении собственника и транспортного средства впервые, а также в случае смены собственника транспортного средства в договоре страхования устанавливается класс аварийности С0.
Если для заключения договора страхования страхователь не представил страховщику документ, удостоверяющий личность, в договоре страхования устанавливается класс аварийности Н3.
Класс аварийности зависит от количества страховых случаев, произошедших в период действия последнего договора страхования. При этом не учитываются страховые случаи, по которым не производилась выплата страхового возмещения либо по которым расчеты с потерпевшими осуществлялись Белорусским бюро по транспортному страхованию, за исключением случаев расчета с потерпевшими по договорам страхования неплатежеспособных страховщиков.
Если страхователем заключен договор страхования сроком на один год с уплатой страхового взноса в два этапа, однако уплачена только первая часть страхового взноса, такой договор страхования считается заключенным на срок менее одного года.
При наличии у собственника транспортного средства одновременно нескольких транспортных средств класс аварийности устанавливается индивидуально по каждому транспортному средству исходя из аварийности его использования.
В случае переоформления договора страхования до истечения его действия на иное приобретенное или полученное собственником транспортное средство вместо отчужденного, а также перехода права собственности на транспортное средство по договору лизинга и при условии отсутствия страховых случаев класс аварийности сохраняется. В последующих договорах страхования, заключаемых в отношении приобретенного или полученного транспортного средства, устанавливается очередной класс аварийности.
Если действие договора страхования, заключенного в отношении отчужденного транспортного средства, истекло (независимо от срока, прошедшего со дня истечения действия этого договора) и собственником отчужденного транспортного средства приобретено или получено иное транспортное средство, при заключении договора страхования в отношении вновь приобретенного транспортного средства класс аварийности устанавливается на основании сведений, указанных в истекшем договоре страхования, и с учетом наличия либо отсутствия страховых случаев в период действия истекшего договора страхования.
Если страхователем отчуждение транспортного средства произведено после приобретения или получения другого транспортного средства, в отношении вновь приобретенного или полученного транспортного средства устанавливается класс аварийности С0. После представления страхователем страховщику документов, подтверждающих отчуждение транспортного средства, договор страхования, заключенный в отношении вновь приобретенного или полученного транспортного средства, может быть переоформлен на срок, оставшийся до дня истечения действия этого договора, исходя из аварийности использова
Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой
kalinovsky / Depositphotos.com |
Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.
Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).
Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.
Расчет страховой премии производится по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:
ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.
К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).
Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).
Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).
КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).
КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.
Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.
В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).
КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).
КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).
Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)
Тарифы ОСАГО
По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Сегодня рассчитать стоимость автострахования для конкретного автомобиля можно всего за несколько минут. Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов. В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5515-У от 24.08.2020 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.
Формирование стоимости ОСАГО
Чтобы корректно посчитать ОСАГО, необходимо учитывать следующие параметры:
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики с учётом используемых у них факторов применяемых для установления базовых ставок страховых тарифов, устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов применяемых при расчете страховой премии по договору ОСАГО.
Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 1,99, а для подмосковных водителей — уже 1,63.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,94.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,94. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд — на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
Коэффициент КМ в страховке ОСАГО
Действующая сегодня схема расчета стоимости полиса ОСАГО предусматривает использование базовой тарифной ставки и нескольких повышающих/понижающих коэффициентов. К числу последних относится так называемый коэффициент мощности. КМ в страховке ОСАГО – это важный элемент расчета, непосредственно влияющий на итоговую стоимость полиса. А потому имеет смысл рассмотреть порядок его применения на практике несколько подробнее.
Коэффициент КМ в полисе ОСАГО
Важность коэффициентов, используемых в формуле расчета стоимости ОСАГО, не вызывает сомнений. Сказанное в полной мере относится и к рассматриваемому показателю. Достаточно сказать, что его значение варьируется от 0,6 до 1,6. Другими словами, использование минимального показателя позволяет снизить стоимость обязательного автострахования на 40%, а максимального – повысить на 60%.
Формула и примеры расчета
Актуальная на сегодня формула расчета стоимости страховки ОСАГО выглядит следующим образом:
Итоговая цена = Базовая ставка ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС.
Процедура вычислений достаточно проста. Берется тариф в рамках коридора, установленного Центробанком, а затем последовательно перемножается на перечисленные в формуле коэффициенты, включая КМ.
Примеры расчетов и пояснения по каждому из параметров приводятся на сайте.
Таблица коэффициента
Значение КМ определяется на основании технических характеристик транспортного средства. Обычно мощность выражается в лошадиных силах. Альтернативный вариант – кВт, для преобразования которых в л. с. используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л. с.
Изменения в правилах подсчета
Правила расчета стоимости ОСАГО постоянно меняются. Но последние корректировки практически не затрагивают КМ. Значения коэффициента следует брать из приведенной выше таблицы, в которой содержатся актуальные на сегодня данные.
Как определить мощность ТС?
Мощность транспортного средства в обязательном порядке указывается в сопроводительной документации. Речь идет как о ПТС, так и регистрационном свидетельстве (СТС). В обоих документах данная характеристика указывается всегда и выступает одной из основных.
Ответы на вопросы
Какую роль играет страховой коэффициент КМ в расчете стоимости ОСАГО?
Коэффициент мощности, как и другие аналогичные показатели, при расчете цены полиса перемножается на базовую тарифную ставку. Поэтому его влияние достаточно велико, тем более – с учетом серьезной вариативности в значениях – от 0,6 до 1,6.
В каких единицах измеряется мощность двигателя?
При определении стоимости полиса обязательного автострахования используется стандартная единица измерения – лошадиные силы или в сокращенном виде л. с.
Зависит ли ОСАГО от лошадиных сил двигателя и насколько сильно?
Рассматриваемый коэффициент существенно влияет на итоговую стоимость полиса. Например, при минимальном значении показателя цена страховки снижается сразу на 40%, при максимальном происходит рост на 60%.
Как перевести кВт в лошадиные силы при расчете цены полиса ОСАГО?
Формула перевода предусматривает применение соотношения между двумя единицами измерения: 1 кВт = 1,35962 л. с.
Подведем итоги
Мощность двигателя транспортного средства выступает одним из ключевых параметров, определяющих стоимость обязательной автостраховки. В формуле расчета цены ОСАГО он учитывается с помощью специального коэффициента – КМ, значение которого определяется из таблицы и варьируется от 0,6 до 1,6.
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО
24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.
Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.
Как было раньше
На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.
Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.
Как теперь считают стоимость полиса
Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.
Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.
Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.
Как изменилась базовая ставка
До 5 сентября 2020 года | С 5 сентября 2020 года | |
---|---|---|
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси | 2058—2911 Р | 1646—3493 Р |
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси | 2746—4942 Р | 2471—5436 Р |
Категорий B и BE, используемые как такси | 4110—7399 Р | 2877—9619 Р |
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше | 2807—5053 Р | 2246—6064 Р |
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2246—4044 Р | 2134—4165 Р |
Для кого полис станет дороже
Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:
Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.
Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:
Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.
Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2020 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.
Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.
А еще появились «иные факторы»
В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.
Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.
Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.
Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.