Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Устройство и виды рулевого управления автомобиля

Рулевое управление – одна из основных систем автомобиля, которая представляет собой совокупность узлов и механизмов, предназначенных для синхронизации положения рулевого колеса (руля) и угла поворота управляемых колес (в большинстве моделей автомобилей это передние колеса). Основное назначение рулевого управления для любых транспортных средств – это обеспечение поворота и поддержание заданного водителем направления движения.

Устройство системы рулевого управления

Конструктивно система рулевого управления состоит из следующих элементов:

Стоит также отметить, что подвеска и рулевое управление автомобиля имеют тесную взаимосвязь. Жесткость и высота первой определяют степень отклика автомобиля на вращение рулевого колеса.

Виды рулевого управления

В зависимости от типа редуктора системы, рулевой механизм (система рулевого управления) может быть следующих видов:

В зависимости от вида усилителя, который предусматривает устройство рулевого управления, различают системы:

Рулевое управление современного автомобиля может быть дополнено следующими системами:

Требования к рулевому управлению автомобиля

Согласно стандарту, к рулевому управлению применяются следующие основные требования:

Существует еще один стандартный параметр, определяющий нормальное функционирование рулевого управления – это суммарный люфт. Данный параметр представляет собой величину угла поворота руля до начала поворота управляемых колес.

Значение допустимого суммарного люфта в рулевом управлении должно быть в пределах:

Особенности правостороннего и левостороннего руля

В современных автомобилях может быть предусмотрено правостороннее или левостороннее рулевое управление, что зависит от вида транспортного средства и законодательства отдельных стран. В зависимости от этого руль может располагаться справа (при левостороннем движении) или слева (при правостороннем).

В большинстве стран левостороннее рулевое управление (или правостороннее движение). Основное отличие механизмов не только в позиции руля, но и в рулевом редукторе, который адаптирован под различные стороны подключения. С другой стороны, переоборудование правостороннего руля на левостороннее рулевое управление все же возможно.

В некоторых видах спецтехники, например, в тракторах, предусматривается гидрообъемное рулевое управление, которое обеспечивает независимость положения руля от компоновки других элементов. В этой системе отсутствует механическая связь привода и рулевого колеса. Для выполнения поворота колес гидрообъемное рулевое управление предусматривает силовой цилиндр, которым управляет насос-дозатор.

Основные достоинства, которые имеет гидрообъемное рулевое управление для транспортных средств в сравнении с классическим рулевым механизмом с гидравлическим усилителем: необходимость приложения меньших усилий для выполнения поворота, отсутствие люфта, а также возможность произвольного расположения узлов системы.

Таким образом, ГОРУ может обеспечивать и правостороннее, и левостороннее рулевое управление. Это позволяет его устанавливать в транспортных средствах с особыми режимами эксплуатации (дорожно-строительные машины, уборщики).

Источник

Ремонт деталей рулевого управления

Дефектами деталей рулевого управления являются:

Разборка рулевого механизма

Для разборки рулевого механизма (автомобили ГАЗ-51 и ЗИС-150), снятого с автомобиля, необходимо:

Ремонт деталей рулевого механизма

Износ червяка и ролика в известных пределах компенсируется соответствующей регулировкой. При большом износе эти детали заменяют одновременно.

Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием до номинального размера или шлифуют под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере. Смятую или сорванную резьбу на конце вала сошки полностью удаляют резцом, затем наплавляют сваркой металл (наплавку ведут отводя тепло от зоны сварки), протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу.

Смятые и забитые шлицы на конце вала сошки исправляют трехгранным напильником. Резьбовые отверстия картера, имеющие повреждения, заваривают и просверливают, а затем в них нарезают новую резьбу.

Изношенные места посадки подшипников в картере рулевого механизма растачивают и запрессовывают в них стальные кольца под размер подшипников.

Ремонт деталей рулевого привода

В рулевом приводе наибольшему износу подвергаются шаровые пальцы (рулевой сошки и поворотных рычагов) и вкладыши шаровых пальцев. Кроме того, иногда разрабатываются отверстия на концах тяг, срывается резьба, ослабляются или ломаются пружины и гнутся тяги. Ослабевшие или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают и обрабатывают слесарными инструментами.

Погнутую рулевую тягу можно выправить в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800°. В том и другом случае перед правкой тяги заполняют сухим мелким песком.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Рис. Установка шарового пальца при раздаче:
1 — матрица; 2 — шаровой палец; 3 — боек.

Изношенные шаровые пальцы ремонтируют двумя способами:

Сборка и регулировка рулевого механизма

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Рис. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-51:
1 — уплотняющее войлочное кольцо; 2 — нижняя крышка; 3 — пружина сальника; 4 — трубка провода звукового сигнала; 5 — регулировочные прокладки; 6 — кольцо нижнего подшипника червяка; 7 — сальник рулевого вала; 8 — червяк; 9 — пробка; 10 — конический роликовый подшипник; 11 — верхняя крышка картера; 12 — стяжной хомут рулевой колонки; 13 — провод; 14 — пружина сальника; 15 — сальник рулевого вала; 16 — контргайка регулировочного винта; 17 — регулировочный винт; 18 — боковая крышка; 19 — роликовый подшипник вала сошки; 20 — двойной ролик; 21 — вал сошки; 22 — бронзовая втулка; 23 — сальник; 24 — картер рулевого механизма; 25 — гайка крепления рулевого колеса; 26 — ступица рулевого колеса; 27 — роликовый цилиндрический подшипник рулевого вала; 28 — рулевая колонка; 29 — рулевой вал.

При сборке рулевого механизма с двойным роликом автомобиля ГАЗ-51 выполняют следующие операции:

В этом положении перемещают сошку в плоскости ее качания при работе и измеряют величину перемещения конца сошки.

Если это перемещение более 0,8 мм, то регулировку зацепления следует производить винтом боковой крышки. После окончания регулировки проверяют легкость вращения рулевого вала, который должен повертываться от усилия 1,6—2,2 кг, приложенного по касательной окружности рулевого колеса, затем устанавливают на регулировочный винт стопорную шайбу и завертывают контргайку винта.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Рис. Проверка степени затяжки подшипников рулевого вала.

При сборке рулевого механизма с тройным роликом автомобиля ЗИС-150 выполняют следующие операции:

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Рис. Рулевой механизм автомобиля ЗИС-150:
1 — кронштейн крепления картера рулевого механизма; 2 — втулка вала рулевой сошки; 3 — пробковый сальник; 4 — шайба сальника; 5 — нижняя крышка; 6 — регулировочные прокладки подшипников червяка; 7 — крышка кронштейна; 8 — роликовые конические подшипники червяка; 9 — пробка; 10 — трубка провода сигнала; 11 — сальник; 12 — шарикоподшипник; 13 — шпонка; 14 — каркас рулевого колеса; 15 — рулевая колонка; 16 — провод звукового сигнала; 17 — рулевой вал; 18 — картер рулевого механизма; 19 — боковая крышка картера; 20 — стопорная пластина; 21 — резиновые уплотняющие кольца; 22 — регулировочные стальные кольца; 23 — упорная шайба; 24 — фасонная гайка; 25 — вал рулевой сошки; 26 — продольная балка рамы; 27 — рулевая сошка.

Источник

Система рулевого управления

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Механизмы системы рулевого управления. Активное и адаптивное управление. Усилители руля. Базовые неисправности.

Устройство рулевого управления

CРУ базируется на следующих элементах:

На рисунке вы также видите карданный вал. Схема рулевого управления не может быть рассмотрена в его “отрыве”. Но важно понимать что это уже элемент трансмиссии.

Модернизация СРУ

СРУ постоянно совершенствуется. Особенно продуктивно идёт работа над совершенствованием колонок, усилителей. Очень активно совершенствованием рулевых колонок занимается, например, компания Bosch. Постоянно идёт работа над улучшением эргономических показателей, функций устройства.

В частности, производитель смог обеспечить водителю возможность плавно регулировать положение рулевого колеса по наклону и высоте. Среди существенных достоинств современных колонок компании — и нулевой люфт, а также специальный механизм управления деформацией при аварии (это существенно увеличивает ремонтопригодность колонки, восстановить узел можно без серьёзных затрат и потерь времени).

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Огромное внимание уделяется электрически регулируемым решениям, ориентированным на серьёзные нагрузки (особенно актуально для коммерческого транспорта). При этом у устройств постоянно появляются доп. функции. Начиная от автокалибровки до памяти положения колонки.
;Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Виды рулевого управления

Самая распространенная классификация – по типам редуктора, установленного на авто:

1. Реечный. Популярен у легковых авто с независимой подвеской. Впечатляет владельца транспортного средства высоким КПД, низкой ценой, малыми габаритами, несложной конструкцией (сам руль + рулевая рейка, приводящая рейку в движение, средняя и боковые тяги, наконечник). При этом если езда – по неровной дороге, удары легко «отчеканивать» прямо на рулевом колесе. Среди частых неисправностей – появление стуков в рейке. Частично (но не полностью) проблема решается у реечных моделей с демпферами, монтируемыми между корпусами рулевой рейки и тягами. Таким образом, удаётся погасить вибрации. Усиление рулевого колеса может происходить механическим путём (у старых авто) или с помощью гидравлики и электроники (актуально для современного транспорта).

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

2. Червячный. В конструкции объединены вал, сошка (рычаг), картер. На сошке закреплён ролик. В нижней области вала вмонтирован червяк. Пара «червяк-ролик» всегда находится в зацеплении. Когда водитель поворачивает руль, ролик начинает двигаться по зубцам червяка, в этот момент вал сошки также совершает поворот. На колёса и привод направляется передача поступательных движений. Автомобили, оснащенные червячными механизмами, маневренны, нет проблем при езде по плохим дорогам. Чаще всего это решение встречается у старых грузовиков, автобусов, а также у ряда легковых авто с зависимой подвеской.Так как РУ имеет большое число соединений, нужна периодическая регулировка. Это не очень удобно. При этом речение недёшево, так сложно в производстве.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

3. Винтовой. Фактически это более усовершенствованный вариант червячного. Здесь также есть рейка. Но для запуска механизма требуется отлаженная командная работа «винт-гайка». В резьбе находятся шарики. Поэтому физически вместо трения при запуске механизма начинается качение. При изменении направления винт сдвигает гайку, рейка отклоняет сектор, также отклоняются сошка и рулевые тяги.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

СРУ с механизмом типа «винт-шариковая гайка» долгое время монтировались, преимущественно, на автомобилях представительского класса, а также автобусах и грузовых автомобилях. Но современные производители существенно расширили спектр применения такого механизма. Он функциональный, удобный и при этом неприхотливый в обслуживании.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

В зависимости от решаемых задач рулевое управление легкового автомобиля, грузовика может быть:

Виды усилителей руля

СРУ может оснащаться гидравлическими, электрическими усилителями:

Левый или правый руль?

В странах с правосторонним движением (таких большинство) руль монтируется слева, с левосторонним (Великобритания, Кипр, Мальта, Ирландия, Япония, Сингапур, Япония, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Мальдивы, Восточный Тимор, Бангладеш, Бруней, Макао, Пакистан и некоторых других) — справа.

При этом есть отдельная категория автовладельцев, которые, несмотря на то, что живут в странах с правосторонним движением, предпочитают только машины с правым рулем (и наоборот).

Плюсы правого руля (при езде в странах с правосторонним движением) и левого руля (при езде с левосторонним движением) такие:

Существенная “загвоздка” — и фары. Если вы покупаете машину с правым рулем для страны с правосторонним движением, то фары нужно обязательно заменять, отрегулировать. Иначе то, что вы будете при ночной езде “слепить” других водителей — это неоспоримый факт. В принципе, и ТО в большинстве стран в этом случае вы не пройдете.

Также переставлять придётся и дворники. Они изначально производителями “заточены” на левое и правое направление, исключение только отдельные транспортные средства со симметричными “дворниками” (например, некоторые модели Mercedes-Benz).

Регулировка

Для того, чтобы повысить безопасность при движении, снизить нагрузку на руки и спину водителя механизмы рулевого управления автомобиля требуют регулировки. Регулировка может быть механической и электронной.

Чаще всего регулируется наклон рулевого колеса. Регулировка позволяет обеспечить водителю наиболее эргономичное и комфортное положение.

Самый популярный вариант — механический регулирующий механизм регулирования угла наклона рулевого колеса с нижним расположением шарнира. Он состоит из стопоров, кронштейна и блокировочного болта.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Стопоры поворачиваются. При положении рычага в заблокированном положении, выступы стопоров оказываются друг напротив друга, возникает осевое усилие, кронштейн колонки фиксируется. При положении рычага в разблокированном положении, выступы одного из стопоров оказываются в положении ровно напротив впадин другого стопора.

Очень популярен и механический механизм регулировки высоты руля. Регулировка осуществляется за счёт совместной работы скользящего вала, блокировочного болта, стопорных клиньев.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Стопорные клинья во время поворота рычага меняют положение. При блокировке рычага стопорные клинья фиксируют скользящий вал в нужном положении. При разблокировке рычага, возникает свободное пространство между скользящим валом и стопорными клиньями, создаются идеальные условия для перемещения вала по оси.

Что же касается электрорегулировки, то самый выигрышный вариант — комбинированные решения для одновременной регулировки угла наклона и высоты посредством сервопривода.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Для водителя регулировка очень проста. Требуется просто нажимать клавиши “Вверх”, “Вниз”. Поэтому хоть решение и не самое дешёвое, очень востребованное.

Основные неисправности

О неполадках свидетельствуют стуки, биение или увеличенный люфт руля, шум в усилителе, течь рабочей жидкости (с РСУ с гидравликой).

Самые распространённые меры, предпринимаемыми мастерами на СТО в случае обнаружения проблем с СРУ, — замена наконечника тяги (либо тяги полностью), пыльника, жидкости гидроусилителя. Также часто может требоваться ремонт насоса гидроусилителя, рейки, редуктора.

Специальная электронная обучающая программа, которая посвящена системе рулевого управления доступна на базе платформы ELECTUDE. Учебные модули ориентированы на базовый уровень подготовки и позволяют усвоить принципы работы системы, ознакомиться с трапецией рулевого управления, гидравлическими и электрическими усилителями, разобраться, чем отличаются системы прямого и непрямого управления.

Источник

Механизм рулевого управления автомобиля: типы и устройство

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиляРассмотрим устройство рулевого управления, принцип работы, разновидность элементов. Наведены цены ремонта и деталей, а так же основные поломки деталей. В конце статьи видео-обзор механизма рулевого управления. Рассмотрим устройство рулевого управления, принцип работы, разновидность элементов. Наведены цены ремонта и деталей, а так же основные поломки деталей. В конце статьи видео-обзор механизма рулевого управления.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Рулевое управление автомобиля можно считать основным механизмов всей конструкции, по сути, без него нельзя управлять машиной. Учитывая прогресс технологий и автомобильной промышленности, на сегодня выделяют несколько вариантов устройства, а так же разное расположение в салоне автомобиля (слева или справа).

Если объяснить в нескольких словах, то это передаточных механизм, от рулевого колеса и на колеса автомобиля. Чтоб понять, как устроено управление автомобиля, рассмотрим принцип работы, устройство и основные нюансы, которые чаще всего встречаются.

Что такое механизм рулевого управления авто

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Сам рулевой механизм считается основой для управления автомобилем. Это не отдельный элемент, а совокупность деталей, механизмов и узлов, которые передают положение руля на угол поворота передних колес автомобиля. Независимо от транспортного средства, основной задачей такого набора считается обеспечение поворота, а так же поддержание заданного водителем направления движения транспорта.

В момент поворота руля, угол наклона передается с помощью механизмов на рейку, после чего колеса меняют положение, соответственно и направление движения автомобиля меняется. По строению специалисты выделяют несколько видов поворотного механизма колес автомобиля, при этом результат работы будет одинаковым.

Устройство механизма рулевого управления авто

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

В зависимости от способа преобразования крутящего момента и поворота руля, различают несколько вариантов механизма. Соответственно и строения будет отличаться. Среди основных видов выделяют реечный и червячный механизм, так же есть еще винтовой механизм, но по строению он многих напоминает червячную передачу. С другой же стороны винтовой тип рулевого управления показывает больший КПД, а значит и усилие больше.

Независимо от механизма управления автомобиля, большая часть деталей одинаковая. В перечне числится:

Чтоб понять, за что отвечает каждая из наведенных деталей, рассмотрим их более подробно. Руль неизменная деталь, без которой не может обойтись любое транспортное средство, в автомобилях оно чаще всего круглой формы. В зависимости от страны, где в дальнейшем будет эксплуатироваться автомобиль, руль могут расположить слева или справа. Основное назначение руля – указание направления автомобиля, за счет поворота в одну или другую сторону. Для комфорта и безопасности руль может быть с подогревом, возможностью регулировки по вертикали и глубине и с функциональными кнопками. Как дополнение за рулем могут добавить подруливые лепестки для переключения передач (только автоматические трансмиссии).

Рулевая колонка играет не менее важную роль, основная задача – передать угол наклона руля на механизм поворота колес. Как правило, это вал с шарнирными соединениями, но учитывая прогресс, передачу управления может производить электродвигатель, за счет электроники. Для обеспечения дополнительной защиты автомобиля от угона и дополнительной безопасности, в состав рулевой колонки может входить механическая или электронная система блокировки. Так же на колонку многие производители устанавливают замок зажигания, рычаги управления поворотами, стеклоочистителями и другими необходимыми функциями.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

За поворот колес и дальнейшую обработку крутящего момента от колонки отвечает рулевой механизм. Именно эта часть в зависимости от производителя может иметь разную внутреннюю конструкцию. Если брать поверхностный осмотр, то конструкция состоит из редуктора и передаточного механизма, который соединяет рулевую рейку и колонку.

Для комфорта водителя и сохранения рулевого механизма, инженеры добавили усилитель руля. Именно он позволяет не только повысить КПД передачи усилия поворота от руля к приводу, но и смягчить этот процесс, убирая рывки и нагрузку на детали всего механизма поворота колес. Еще одним важным элементом всего механизма можно считать рулевой привод. По устройству это не одна деталь, а совокупность нескольких элементов, как правило, в него входят рулевые тяги, наконечники и рычаги. Что касается дополнительных элементов, то здесь все зависит от самого производителя и устройства подвески.

Схема механизма рулевого управления авто

Принцип работы и виды механизмов рулевого управления

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Как уже говорили, выделяют три основные виды механизма рулевого управления: реечный, червячный и винтовой. Самым распространенным видом на легковых автомобилях считается реечный. Конструкция достаточно простая и отличается неплохим КПД передачи крутящего момента руля (устанавливают на авто с независимой подвеской). Основой служит рулевая рейки с шестерней, сама же шестерня устанавливается на вал и постоянно находится в сцеплении с рейкой.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Второй вид механизма – червячный. Считается самым старым видом среди существующих вариантов. Чаще всего встречается на классических, отечественных автомобилях, а так же на машинах с повышенной проходимостью. Как правило, подвеска таких автомобилей зависимая. От предыдущего вида червячный механизм отличается наличием червячного ролика, вместо шестерни, картера, а так же рулевой сошки.В таком механизме управления «червяк» располагается на нижней части рулевого вала и находится в постоянном сцеплении с роликом. За счет такой конструкции вал проворачивается, передавая усилие на колеса автомобиля. С основным преимуществ можно отметить передачу большого усилия, лучшая маневренность машины, минимальная передача удара колес на руль, а так же поворот колес на большой угол, чего не могут другие механизмы. Все же есть и минусы, конструкция весьма сложная, а обслуживание стоит денег. К тому же в состав входить множество соединений, которые со временем приходят в негодность и требуют периодической регулировки.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Последний из видов рулевого управления – винтовой. В отличие от двух предыдущих видов, механизм соединяется с помощью гайки и шариков специального винта. Как показывает практика, износ такого механизма минимальный, а детали ломаются очень редко.


Видео-обзор разновидности деталей рулевого управления

Чаще всего винтовой механизм применяют на грузовых автомобилях, автобусах и легковых автомобилях представительского класса с повышенным комфортом и безопасностью. По принципу работы винтовой подвид работает так же, как и червячный, передавая момент прокручивания руля через червячную передачу.

Виды усилителей механизма рулевого управления

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Чтоб облегчить управление автомобилем и улучшить комфорт, в пару к механизму рулевого управления машиной инженеры добавили усилитель руля. Выделяют три основных вида усилителей руля: гидравлический усилитель, с электрическим усилителем и с электрогидравлическим.

Гидравлический усилитель руля (так же известен как ГУР) считается самым распространенным, среди всех существующих. Главным преимуществом считается компактность, ремонтопригодность и простота конструкции. Есть и минус, постоянно необходимо контролировать уровень рабочей жидкости.

Второй вариант усилителя руля – электрический (ЭУР). На сегодня это самый прогрессивный механизм, за счет своего устройства обеспечивает простую настройку, надежность в работе и экономный по расходу топлива (нагрузки на двигатель). Основной и огромный плюс – возможность управления автомобилем без участия водителя.

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Последний, третий вариант усилителя руля – электрогидравлический (ЭГУР). В основе лежит принцип работы обычного гидравлического усилителя, но в данном варианте насос в действие привод электродвигатель, а не двигатель внутреннего сгорания, как в первом варианте усилителя.

За счет строения и разнообразных возможностей, механизм управления производитель может доукомплектовать системой активного рулевого управления (AFS), динамического или же адаптивного управления.

Особенности левого и правого руля

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Ни для кого не будет удивлением, что руль в автомобиле может находиться справа или слева. На данный фактор влияет страна производства автомобилей и место его эксплуатации. Как показывает статистика, в большей части стран мира движение правостороннее, соответственно руль располагается в автомобиле слева.

Помимо внешнего расположения руля, под него адаптируют редуктор руля. С другой же стороны, практика показывает, что переоборудовать руль с одной стороны на другую абсолютно можно. Особенно это удобно на транспортных средствах, где есть так званая система гидрообъемного механизма управления. Тогда попросту необходимо переставить сам руль, рулевой кардан и заменить переднюю панель, поворотный набор под капотом не требует доработок или изменений.

Нужно ли регулировать механизм рулевого управления

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Начинающий автолюбитель может спросить, нужно ли регулировать элементы рулевого управления, ответ однозначный – да. Зачастую в регулировке нуждается шестерня-рейка и червячный элемент. Именно в этих деталях в момент эксплуатации может появиться люфт, что повлечет за собой быстрый износ других элементов, чаще всего поломку рейки или ближайших механизмов.

Как правило, регулировку рулевого механизма необходимо проводить только на специализированных СТО и точно по регламенту производителя. Если больше чем нужно поджать детали механизма, это может привести к частичному или полному заклиниванию, в момент поворота руля, в одно из крайних положений. Такой «ремонт» может привести к потере управляемости и непредсказуемым последствиям.

Стоимость ремонта и деталей механизма

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Так как основа рулевого управления автомобиля имеет подвижные элементы, соответственно со временем они выходят из строя, несмотря на качество и изначальную стоимость элементов. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо пройти диагностику и чем сложней конструкция автомобиля, тем дороже обойдутся необходимые процедуры. В среднем диагностика элементов механизма обойдется от 400-700 рублей.

Средняя стоимость ремонта элементов рулевого управления
НаименованиеЦена от, руб.Цена от, грн.
Ремонт рулевой рейки с ЭУР50002000
Ремонт рейки с ГУР62502500
Ремонт рейки без ГУР45001800
Ремонт распределителя рейки30001200
Гильзовка корпуса рейки25001000
Замена крестовины2250900
Ремонт редуктора (грузового авто)137505500
Замена редуктора87503500
Замена насоса гидроусилителя1750700

Что касается стоимости деталей механизма, то многое зависит от марки, модели автомобиля, устройства элементов и других факторов.

Основные неисправности и причины

Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Смотреть картинку Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Картинка про Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля. Фото Устройство и ремонт рулевого управления автомобиля

Вариантов поломки рулевого управления может быть много, и предсказать каждый практически невозможно. Все же специалисты выделяют основные детали, которые чаще всего выходят из строя:

Причиной поломки или быстрого износа данных деталей чаще всего бывают плохие дороги, несвоевременное обслуживание и ремонт механизма. Намного реже приходит предельный срок эксплуатации деталей. Основными признаками таких неисправностей считают стук в рулевом управлении, биение по рулю, люфт руля, шум в гидроусилителе и подтекание жидкости гидроусилителя. В зависимости от поломки, нужно искать не только неисправную деталь, но и очаг причины поломки. Обычно это одна или серия деталей, которые тянут за собой последующее повреждение новых и замененных деталей.

Как видим, существует множество видов и разное устройство рулевого управления. Но, несмотря на это, оно выполняет одинаковую задачу – выбор направления передвижения транспортного средства. С прогрессом автомобилей, основа управления только усовершенствуется, пример тому электромобили, где все чаще начинают использовать механизм на основе электроники. Это значит перспектива развития за тем видом, где отсутствует или минимизирован набор механических связей и деталей.

Видео-обзор принципа работы рулевого управления:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *