Устройство рулевого демпфера автомобиля

Все о рулевом демпфере, его конструкции и принципе работы

Немногие автомобилисты знают о существовании такой незаменимой детали как рулевой демпфер. По сути данный элемент выполняет роль своеобразного гасителя, возникающих колебаний руля. За счет того, что при эксплуатации транспортного средства автомобилистам нередко приходится преодолевать различные препятствия на дорожном полотне, а также периодически ездить по каменистой и пересеченной местности, любое попадание колес в яму сопровождается характерными встрясками и ударами. При этом всегда водителю приходится прикладывать определенные усилия, для того, чтобы удержать рулевое колесо автомобиля в нужном положении. Так вот, именно в этом вопросе и играет основную роль демпфер рулевого управления, который является своеобразным амортизатором, благодаря которому езда по таким неровностям становится более спокойной и плавной.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Виды демпфером и зачем нужен?

Конструкция демпфера достаточна простая. Устройство представляет собой продолговатую емкость, заполненную маслом. Полость элемента условно разделена на две зоны с помощью подвижной перегородки, которая оснащена клапаном. При движении автомобиля данная перегородка начинает смещаться и масло перетекает между разделенными полостями. При этом чем больше будет диаметр настраиваемого отверстия, тем мягче будет управление автомобилем. Существует два вида демпферов: телескопический и роторный. Первый вид имеет перегородку поршневой конструкции, то есть связь в нем происходит за счет движущегося штока. В роторной же связь происходит с вращающейся осью. Несмотря на то, что подобный элемент имеет множество полезных функций, установка его целесообразна не для всех автомобилей. В большинстве своем устанавливать демпферы следует на тяжелую технику, внедорожники спортивные авто. В них гаситель колебаний способен сделать езду на автомобиле более комфортной и легкой. Для легковых авто, которые преимущественно передвигаются по асфальтированным дорожным полотнам, такая модификация считается неуместной.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Установка демпфера на авто: что важно знать?

Несмотря на то, что установка демпфера на транспортное средство не считается довольно сложным и трудоемким процессом, все же выполнение такой процедуры лучше доверить настоящим профессионалам. Однако если автомобилисту хочется самостоятельно сделать усовершенствование авто и для этого у него есть определенный багаж знаний можно попробовать выполнить это своими руками. Установку гасителя колебаний необходимо выполнять между подвижными элементами рулевого управления и частями вроде рамы, моста и кузова. При этом расхождение между углом рулевой тяги и осью должно быть минимальным. Как правило, в современных авто для установки демпфера уже предусмотрено крепление. В тех же моделях, где крепление отсутствует это можно выполнить самому. В этом случае необходимо изготовить кронштейны для закрепления, произвести установку крепления на тягу и гаситель, а потом выполнить обработку участка антикоррозионным покрытием. Далее нужно всего лишь проверить устройство на ограничение поворотов рулевого колеса и выполнить монтаж демпфера.

Подробнее о демпфере будет рассказано в этом видеоматериале:

Источник

Демпфер – спасительный круг для рулевого

06.08.2018 Автор: Master Service 16979

Как уберечь рулевое управление от поломок? Ответ – никак. Неисправности все равно появятся, однако есть способ как отсрочить поломки и увеличить срок службы рулевого управления – речь идет о рулевом демпфере.

Рулевой демпфер – что это такое и зачем он нужен?

Автомобильный рулевой демпфер (с немецкого Dämpfer – глушитель, буфер, амортизатор) – устройство, которое поглощает часть колебаний, ударов и вибраций от колес на элементы рулевого управления. Второстепенная задача демпфера – возвращает руль в нейтральное положение и удерживает прямолинейное движение автомобиля.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Телескопический автомобильный рулевой демпфер

Помимо автомобильных рулевых демпферов, существуют также мотоциклетные демпферы, которые стабилизируют переднее колесо и руль, когда мотоциклист едет с большой скоростью, быстро разгоняет или выводит мотоцикл из поворота. Как и автомобильный, демпфер мотоцикла также гасит вибрации и колебания от переднего колеса на руль.

Каталог демпферов рулевых реек

По конструкции демпферы бывают двух типов – телескопические (штоковые) и роторные. В автомобилях телескопические модели встречаются гораздо чаще роторных. Исключение – спортивные, а особенно раллийные автомобили, на которые устанавливают роторные демпферы. На мотоциклы также чаще всего ставят узлы роторного типа.

Телескопические демпферы работают и на сжатие, и на растяжение – чтобы минимизировать любые колебания и возвращать руль в нейтральное положение. По принципу работы они повторяют обычные масляные и газомасляные амортизаторы с постоянной или переменной степенью демпфирования. В узлах с переменной степенью демпфирования автомобилист сам может настроить силу сжатия и растяжения амортизатора, чтобы приспособить демпфер под особенности рулевого управления автомобиля и свои личные требования. Будьте внимательны: чтобы правильно выставить силу демпфирования, нужно понимать, что и где крутить, поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Телескопические демпферы бывают одностороннего и двухстороннего действия. Модели одностороннего действия дополнительно оборудованы внешней пружиной и по виду очень напоминают амортизаторные стойки подвески. Демпферы двухстороннего действия работают на сжатие и растяжение без дополнительных внешних пружин.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Автомобильные рулевые демпферы с возвратными пружинами

О роторных автомобильных демпферах мы говорить не будем – слишком редко они встречаются, да и использовать их целесообразно только на гоночных автомобилях, предназначенных для бездорожья. А вот мотоциклетные роторные демпферы встречаются гораздо чаще, и такой стабилизатор можно поставить даже на дедовский «Сатурн».

Роторные демпферы мотоциклов по конструкции совсем не похожи на телескопические модели. В масляной камере роторных моделей вместо пружины стоит лопатка. В корпусе демпфера есть два отверстия, через которые по узлу циркулирует вилочное масло. Давление масла на лопатку демпфера гасит часть колебаний и защищает мотоциклиста от вобблинга (на сленге мотоциклистов «вобблинг» – неконтролируемая болтанка руля). При этом лопатка прикреплена к раме мотоцикла и неподвижна, а вращается сам корпус демпфера вместе с рулем.

Раньше роторные демпферы регулировались вручную, что было неудобно и не слишком надежно. Поэтому от моделей с ручной регулировкой со временем отказались. В современных роторных демпферах работу узла контролирует бортовой компьютер мотоцикла. На низких оборотах ДВС отверстия для масла максимально открыты и руль свободно крутится. Чем сильнее разгоняется мотоциклист, тем больше компьютер сужает отверстия для масла и увеличивает жесткость руля. Таким образом на высоких оборотах двигателя руль становится гораздо тяжелее и туже, чтобы минимизировать хайсайд (на сленге мотоциклистов «хайсайд» – падение с мотоцикла).

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Принцип работы роторного демпфера для мотоцикла

С классификацией, конструкцией и принципами работы демпферов разобрались – перейдем к преимуществам и недостаткам стабилизаторов, чтобы понять, нужны они или нет.

Плюсы и минусы автомобильных телескопических рулевых демпферов

Преимущество №1: Смягчает удары, колебания и вибрации

Во время езды самая большая нагрузка приходится на колеса, а от них – на элементы рулевого управления и подвеску. Демпфер на 30% смягчает любую отдачу от колес на рулевое управление и сам руль. Теперь, когда вы будете ехать по брусчатке, переезжать через трамвайные или железнодорожные пути, трещины и ямы в асфальте, руль не будет болтаться, как одержимый, и выбивать вам руки.

Кроме того, демпфер продлевает жизнь элементам и агрегатам рулевого управления. Неважно, стоит у вас редуктор или рейка, рулевой демпфер:

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Собрались покорять горные вершины на автомобиле? Демпфер вам в помощь

Проще говоря, если поставил демпфер, то и ездить станет проще и комфортнее, и ремонтировать рулевое управление придется реже (если, конечно, демпфер поставили правильно и рулевое управление не было угробленным до этого).

Преимущество №2: Демпфер защищает подвеску от стуков

Логично, что если рулевое управление болтается меньше, отдача на подвеску тоже уменьшается. Размусоливать особо нечего – погнали дальше.

Преимущество №3: С демпферов ход руля становится более плавным

Этот положительный эффект особенно заметен во время езды на высокой скорости по трассе. Руль крутится более плавно, поэтому управлять автомобилем на высокой скорости станет гораздо проще.

Недостаток №1: «Ватность» и тяжесть руля

Многие водители, после того как установили на рулевое управление демпфер, заметили, что руль стал более ватным и тяжелым. Эффект особенно заметен на низких оборотах двигателя и старых автомобилях с рулевым управлением без усилителей. Однако однозначно назвать этот момент недостатком нельзя, так как эффект незначительный и водители быстро к нему привыкают.

Недостаток №2: Демпфер может засориться

Да, как и любой подвижный узел, демпфер может засориться. Если внутрь демпфера попала грязь или мусор, он закисает и не будет гасить колебания. Наоборот, закисший демпфер будет сильно мешать во время езды и может спровоцировать серьезные неисправности в рулевом управлении.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Демпфер с пыльником и проходит дольше, и смотрится эстетичнее

Но вы можете легко защитить демпфер от засорения – просто поставьте на него пыльник. Главное, учесть величину хода демпфера, диаметр корпуса и подвижного вала. Пыльник защитит демпфер от засорения и увеличит срок службы узла. Вам останется просто периодически проверять состояние и вовремя менять изношенный пыльник.

Недостаток №3: Демпфер с возвратной пружиной возвращает руль в нейтральное положение, даже когда вы этого не хотите

Если на автомобиле стоит слабенький и старенький гидроусилитель, демпфер с возвратной пружиной будет перебивать работу ГУРа. В таком случае он будет пытаться вернуть руль в нейтральное положение, даже если водитель еще не закончил поворачивать. И если вы не будете прикладывать дополнительное усилие к рулю, демпфер постепенно «победит» ГУР и вернет руль в исходное положение.

Благо, автомобили с такими слабыми гидроусилителями встречаются крайне редко. Мы советуем перед установкой демпфера посоветоваться со специалистами – от вас не убудет, да и уверенности прибавит.

Ставить демпфер на автомобиль или нет?

Само собой, ответ зависит только от вас. Если вы часто ездите по бездорожью, в вашем городе ужасные дороги и вы хотите уберечь рулевое управление от постоянных поломок, тогда демпфер вам точно не помешает. Многие автомобилисты сейчас начнут шутить, что «в нашей стране все дороги ужасные» и значит демпфер нужен на каждом автомобиле. Так, да не так.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Демпфер – именно то, что нужно вашему внедорожному монстру

Если серьезно, рулевой демпфер не сделает практически никакой погоды в легковых и малогабаритных автомобилях. А вот на внедорожниках, кроссоверах и габаритных автомобилях телескопические демпферы будут как нельзя кстати. Также демпфер не помешает на тяжелых и «мускулистых» легковушках – Dodge Charger SRT 10, Chrysler C300 и Porsche Panamera. Конечно, на таких автомобилях по бездорожью вы носиться не будете, но с общим состоянием наших дорог лучше перестраховаться – автомобили не дешевые и ремонтировать их накладно.

Некоторые производители ставят демпферы даже на обычные легковушки. К таким компаниям относятся немецкие концерны Audi, BMW и Mercedes, которые ставят демпферы на модели в топовых комплектациях. Для автомобилей Audi демпферы в рулевом управлении уже давно стали визитной карточкой марки.

Как и куда ставить рулевой демпфер на автомобиле?

Решили ставить демпфер на свой автомобиль? Хорошо. Тогда вам нужно знать, как и куда его ставить. Ответы на вопрос «Как установить демпфер?» довольно простые – обратитесь к профессионалам на специализированное СТО или воспользуйтесь инструкцией, которая вложена в коробку с демпфером.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Не знаете что, куда и как лепить – обратитесь к специалистам

Если вы пошли простым путем и обратились в автосервис, париться не о чем – за вас все сделают специалисты. Если же вы легких путей не ищете и решили установить демпфер самостоятельно, внимательно ознакомьтесь с инструкцией и только потом начинайте что-то крутить и ставить. Но бывает, что в коробке с демпфером нет инструкции. В таком случае просто зайдите на сайт производителя узла и найдите инструкцию там.

Предупреждаем сразу: чтобы установить демпфер, вам понадобится приличный набор фигурных, гаечных и накидных ключей, несколько насадок и удлинителей и ровные руки. Размеры ключей подбираются по модели и размеру демпфера. Так что, когда покупаете демпфер, сразу уточните, какие именно ключи вам понадобятся, чтобы потом не носиться по городу в поисках нужных инструментов.

Куда ставить демпфер? Есть 6 вариантов позиций для демпфера – 3 для рулевого управления с рейкой и еще 3 для рулевой трапеции с редуктором. Начнем с реек:

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Рулевой демпфер на рейке с тягами по бокам

С редукторами ситуация немного иная – положение демпфера зависит не от конструкции редуктора, а от конструкции рулевой трапеции и подкапотного пространства. 3 способа установить демпфер на рулевую трапецию с редуктором:

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Демпфер на длинной тяге рулевой трапеции

Некоторые автомобилисты, которые хотят максимально защитить рулевое управление автомобиля от преждевременного износа и непредвиденных поломок, ставят сразу два демпфера. Один амортизатор стоит на длинной тяге, второй – на короткой. Этот вариант конструкции чаще всего встречается на рулевом управлении крупных внедорожников, водители которых любят месить грязь, форсировать реки и взбираться на горные гряды. Проще говоря, два демпфера ставят любители экстремальной езды.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Демпфер на короткой тяге рулевой трапеции

Важная информация для всех водителей, которые решили самостоятельно установить демпфер на рулевое управление автомобиля. При установке стоит учитывать один нюанс, общий для всех описанных выше вариантов местоположения демпфера. Оба крепления демпфера защищены специальными втулками, чтобы узел отходил положенный срок и не сломался раньше времени. Во время установки демпфера защитные втулки креплений должны находиться в нейтральном положении.

Как вы уже поняли, чтобы установить демпфер, нужно серьезно подготовиться и выбрать правильное место для его установки. Если вы не уверены, что справитесь самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам.

С автомобильными демпферами закончили, теперь немного поговорим о демпферах мотоциклов.

Общая информация по демпферам для мотоциклов

Как мы уже сказали выше, на мотоциклы чаще ставят роторные демпферы, однако некоторые мотоциклисты предпочитают привычные телескопические модели. Конструктивные отличия двух видов демпферов мы уже разобрали, теперь давайте определим, какой мотоциклетный демпфер круче, а также как и куда правильно устанавливать оба вида узлов.

Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть фото Устройство рулевого демпфера автомобиля. Смотреть картинку Устройство рулевого демпфера автомобиля. Картинка про Устройство рулевого демпфера автомобиля. Фото Устройство рулевого демпфера автомобиля

Роторный демпфер мотоцикла

В надежности с небольшим отрывом побеждают роторные демпферы. У них и конструкция надежнее, и нагрузки они выдерживают побольше, чем телескопические аналоги.

Телескопические модели чаще всего ставят параллельно верхней траверсе – над или под скобой. Реже демпфер крепят сбоку вдоль продольной оси мотоцикла.

Большой выбор демпферов рулевых реек

Роторные демпферы ставят на или под верхнюю траверсу передней вилки. Особенность роторного демпфера заключается в том, что корпус узла вращается вместе с рулем, а неподвижной остается только внутренняя лопатка, которую соединяют с рамой.

Однако главное отличие мотоциклетных демпферов от автомобильных не связано с конструкцией или местоположением. Если в автомобиле демпфер нужен, чтобы уберечь рулевое управление от поломок, то на мотоциклы демпферы ставят, чтобы уберечь от «поломок» себя любимого – какая разница, в каком состоянии будет мотоцикл, если вы будете не в состоянии на нем ездить?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *