Утилизационный сбор уплачивается владельцами авто. Появился он относительно недавно, поэтому у автомобилистов остаются вопросы. Рассмотрим особенности его расчета и оплаты.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Кто может не уплачивать утилизационный сбор?
Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:
ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.
Как рассчитывается размер утилизационного сбора?
УС рассчитывается по этой формуле:
Существует всего две ставки:
Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:
К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.
Пример расчетов
Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:
150 000 * 4 = 600 000 рублей.
Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.
Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:
ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора
После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:
В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.
Ответственность за неуплату сбора
Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:
По этой причине сбор выгоднее уплатить.
Что делать, если сбор выплачен в большем размере?
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.
О порядке уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобилей в России
Коэффициент расчета утилизационного сбора определяется в зависимости от категории транспортного средства, определяемой постановлением Правительства РФ 09.12.2011 № 877.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
— с года выпуска которых прошло 30-ти и более лет, при этом сохранённые или отреставрированные до оригинального состояния, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму;
— с даты выпуска которых прошло менее 3-х лет, при этом они помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Кроме того, освобождение от уплаты утилизационного сбора распространяется на:
— транспортные средства физических лиц, ввозимые в Российскую Федерацию и помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2019 г. № 1457
МОСКВА
О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115; 2018, № 13, ст. 1817; 2019, № 15, ст. 1756; № 29, ст. 4029).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 ноября 2019 г. № 1457
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора изложить в следующей редакции:
«УТВЕРЖДЕН постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 декабря 2013 г. № 1291(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 15 ноября 2019 г. № 1457)
ПЕРЕЧЕНЬвидов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора1
Виды и категории транспортных средств2
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора3
новые транспортные средства4
транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет4
I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории5
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
свыше 3500 куб. сантиметров
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя6
0,17
0,26
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий7
4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны
5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
5,5
13,57
III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G7
17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей
5,69
14,95
IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий7
19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров
20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров
22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров
23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров
6,6
10,39
V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M37
24. Шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны
25. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
26. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
27. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
28. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
30. Шасси колесных транспортных средств категории M2 полной массой не более 5 тонн
31. Шасси колесных транспортных средств категории M3 полной массой свыше 5 тонн
3,8
5,98
VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории O4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории7
34. Прицепы с центральной осью
2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.
5 Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20000 рублей.
7 Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 150000 рублей.
«АвтоВАЗ» выиграет от нового способа компенсации утилизационного сбора
Минпромторг разработал новые условия компенсации утилизационного сбора на автомобили. Они будут действовать в 2020–2028 гг. Об этом «Ведомостям» рассказали три сотрудника разных автоконцернов, которые знают об этом от чиновников. Механизм еще предстоит согласовать в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Ожидается, что это произойдет до конца декабря.
Механизм будет привязан к фактическому уровню локализации автомобилей, рассказывают собеседники «Ведомостей». В 2020 г. автозаводы, с которыми подписаны специальные инвестконтракты (они есть у всех основных производителей), будут гарантированно получать 50%-ную компенсацию сбора, остальное – в зависимости от количества баллов, начисляемых за локализацию производства. В 2021 г. минимально гарантированный уровень компенсации снизится до 25%. Начиная с 2022 г. никаких гарантий по размеру минимальных выплат держателям инвестконтрактов власти давать уже не будут. Количество баллов, требуемое для 100%-ной компенсации утилизационного сбора, будет ежегодно возрастать.
Утилизационный сбор в России платят все. Но местные заводы получают промышленные субсидии, размеры которых сопоставимы с расходами по этому сбору. В 2019 г. общие платежи предприятий составят свыше 200 млрд руб., а в 2020 г. – более 300 млрд руб. Сейчас за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1–2 л нужно платить 84 000 руб. сбора, с 2020 г. – более чем вдвое больше.
Ввести дифференцированный, привязанный к уровню локализации механизм доступа к господдержке просили «Камаз», Volkswagen, альянс Renault-Nissan и входящий в него «АвтоВАЗ», группа ГАЗ. У всех у них высокий уровень локализации производства. Против выступали «Автотор», Volvo Trucks, «ПСМА рус» (калужский завод PSA и Mitsubishi) и BMW. Такой подход создаст «нерыночные механизмы регулирования с целью получения дополнительной доли рынка и финансирования своих проектов одними локальными автопроизводителями за счет ухудшения условий» для других, предупреждали они в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. Тема дифференциации стала ключевой на ежегодной встрече Козака с представителями автопрома. Позже ее обсуждали в рамках специально созданной рабочей группы – с участием автозаводов и под председательством Минпромторга. Причем министерство поддерживало тех, кто выступал за дифференциацию. «Дифференциация промсубсидий должна мотивировать игроков к тому, чтобы больше заниматься организацией производства компонентов, повышать уровень локализации непосредственно на самих предприятиях чтобы формировалось больше добавленной стоимости в стране», – цитировал «Интерфакс» слова министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
Поначалу новые требования по локализации для сохранения 100%-ной компенсации утилизационного сбора, разработанные Минпромторгом, будут соответствовать уровню локализации многих моделей, выпускаемых держателями инвестконтрактов в режиме полного цикла, отмечают источники «Ведомостей». Но в зоне риска такие производители, как «Автотор», у которого большинство моделей выпускается крупноузловым способом, Toyota (текущей локализации автомобилей может не хватить для полной компенсации сбора), «Мазда Соллерс» (крупноузловая сборка). Их представители, а также их коллеги из Минпромторга и аппарата Козака на вопросы «Ведомостей» не ответили.
«Автотор» – резидент особой экономической зоны, играет важную роль в регионе и для него власти скорее всего предусмотрят дополнительные субсидии, компенсирующие потери из-за неполной компенсации утилизационного сбора, рассуждают собеседники «Ведомостей». Остальные заводы могут повысить цены на те модели, которые не подпадают под 100%-ную компенсацию, отмечает один из них. Правда, в этом году ситуация на рынке вновь начала ухудшаться. После двух лет роста продажи автомобилей опять начали падать. В этих условиях повышение цен может произойти не сразу.
В дальнейшем по мере ужесточения требований к локализации производства автопроизводители могут отказаться от выпуска части моделей и модификаций в пользу импорта, предупреждают собеседники «Ведомостей».
Из-за внедрения нового механизма политика сдержанного присутствия иностранных концернов на рынке, вероятно, не изменится, а ряд производителей могут оптимизировать свое присутствие, например, убрать неприбыльные, нишевые модели и отказаться от запуска новых моделей, соглашается директор, руководитель практики «Автомобилестроение и мобильность» BCG СНГ Эдуард Черкин. Вероятность того, что кто-то решит покинуть рынок, не высока, считает он. Изменения не меняют текущий статус кво относительно доступа к промышленным субсидиям и, вероятно, заложены в ожидания игроков рынка, поясняет эксперт. К тому же сам рынок для глобальных автоконцернов стратегически важен – в мире очень мало перспективных точек роста.
Международные автомобильные концерны уже привыкли, что власти традиционно больше поддерживают национальных производителей, продолжает Черкин. Меняя механизм поддержки, власти показывают, что готовы приравнять к ним и других – при условии новой волны инвестиций. Но пока это выглядит скорее как политика принуждения к инвестициям, считает эксперт. Компании еще не доказали своим акционерам эффективность ранее сделанных вложений в России – созданные мощности у многих сейчас загружены лишь наполовину. По его мнению, изменить их настрой может создание условий для возвращения объемов на рынок: в стране большой парк машин и при продуманном регулировании использования автомобилей (по возрасту, экологическому классу) можно рассчитывать на активизацию рынка на продажи в 2,5–2,8 млн шт. в год при условии достаточных экономических факторов спроса.
Утилизационный сбор: что изменится в 2021 году Версия для печати
Рассказываем, как и когда снова изменится размер утилизационного сбора с грузовиков и легковых автомобилей в России.
В России до конца первого квартала 2021-го года планируют на 25% повысить размер автомобильного утильсбора. Ранее об этом говорил глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а в СМИ утверждают о готовности правительственного постановления, которое позволит увеличить сумму, взимаемую в рамках утилизационного сбора.
В нашей стране этот сбор ввели впервые в 2012-м году. На тот момент он был как бы компенсацией за снижение пошлин после вступления РФ в ВТО и платили его лишь импортёры — в российской валюте.
С 2014 года утильсбор в виде разового платежа за единицу техники стали платить и другие участники авторынка. Тем не менее локализованным автопроизводителям государство предоставило промышленные субсидии. С тех пор большинство автоконцернов, чьё производство локализовано в РФ, подписали СПИК (Специальный инвестиционный контракт) на получение этих субсидий.
Сегодня его взимают с производителей за ТС, изготовленные на территории РФ, с импортёров — за ввоз ТС в Россию, а иногда и с покупателей, когда таковыми являются физлица и организации. Причём ТС последних облагаются утилизационным сбором только в том случае, если продавец, у которого они их приобрели, по какой-либо причине не оплатил его сам, например, у него освобождение от уплаты утильсбора.
Последующие владельцы транспортного средства утилизационный сбор платить уже не будут.
Деньги, получаемые государством за счёт этого сбора, идут на финансирование утилизации транспортных средств, выведенных из эксплуатации, с соблюдением экологических норм.
Размер сбора на утилизацию транспортных средств с момента его введения повышали уже 3 раза. Традиционно при повышении суммы сбора менялись коэффициенты, на которые умножалась базовая ставка с учётом объёма двигателя и возраста ТС. В свою очередь, базовая ставка для легковых авто (в т.ч. внедорожников) составила 20 000 рублей, а для грузовых машин и автобусов — 15 000 рублей.
С 1 января 2020 года для новых малолитражных автомобилей коэффициент вырос (объём до 1 л) с 1,65 до 2,41, то есть на 46%. Для машин с объёмом двигателя от 1-го до 2-х л он увеличился с 4,2 до 8,92 (на 112,4%); от 2-х до 3-х л — с 6,3 до 14,08 (на 123,5%); от 3-х до 3,5 литра — с 5,73 до 12,98 (на 126,5%). На новые автомобили с объёмом двигателя свыше 3,5 литра рост сбора составил 145% — коэффициент вырос с 9,08 до 22,25.
В декабре 2020-го года было предложено сделать несколько уровней субсидий, положенных локализованным автопроизводителям, в зависимости от целевого уровня их локализации.
За ценой не постоим?
Сегодня размер утильсбора на автомобили планируют повысить ещё на 25%.
По мнению чиновников, эта мера не спровоцирует рост цен на машины, производимые в РФ, так как эти затраты можно будет компенсировать за счёт пропорционального роста господдержки отраслевых программ стимулирования спроса.
Автомобилисты же считают, что для их кошелька увеличение очередная манипуляция со сбором не пройдёт бесследно. Как показал опрос на портале Drive.ru, большинство его пользователей несогласны с грядущим повышением и лишь 11% считают это обоснованной мерой «защиты автопрома», что касается воздержавшихся — они в меньшинстве (8%).
К слову, по данным Deloitte, на 2020-й год утилизационный сбор составил 10% расходов каждой 4-ой компании на российском авторынке.