Ужин в кабине грузовика
Ресторан в тягаче: интервью с дальнобойщиком, превратившим свою кабину в кухню 11:27, 12 августа 2019 Версия для печати
Можно ли работать дальнобойщиком и при этом всегда питаться вкусной и здоровой пищей? Можно! Но для этого придётся постараться.
Водитель большегруза из Польши Пётр Хмель выкладывает в сеть фотографии таких изысканных блюд, что начинаешь сомневаться – действительно ли он водитель? Случайный посетитель его странички сочтёт Петра, скорее, профессиональным поваром, а вовсе не дальнобойщиком, везущим 33 паллета в тентованном полуприцепе.
Работа водителей непроста: зачастую они питаются нездоровой, тяжелой и жирной пищей. В рейсах дальнобойщики предпочитают быстрое питание. Это готовые блюда, полуфабрикаты, сладости. И, конечно, та еда, которая подаётся в придорожных кафе – шашлыки, гамбургеры, супы.
Пётр Хмель тоже любит супы, но – исключительно домашние. Он делает их прямо в кабине грузовика. Супами водитель-энтузиаст не ограничивается: он готовит вторые блюда и даже десерты. Тушеное мясо, рагу, отбивные, свинина с грибами, утка с помидорами, треска в укропе… водитель знает множество рецептов.
Кто вы – водитель или повар?
— В первую очередь, конечно, водитель. Я вожу грузовики уже много лет. Кулинария – это моя страсть, увлечение.
Но я был уверен, что вы получили кулинарное образование. Неужели самоучка?
— Да, я никогда не учился на повара. Просто люблю поесть. И поскольку я не переношу, извините за выражение, дерьмовую еду, мне часто приходится готовить самому. Посмотрим правде в глаза: вы знаете, что за пищу подают в придорожных кафе. Зачастую это пережаренная, жирная пища из продуктов неизвестного происхождения.
Но у неё есть одно преимущество: она уже готова.
— Приготовление пищи требует времени и сил, но мне действительно нравится этот процесс. Даже после целого дня, проведённого за рулём, у меня остаются силы и желание что-нибудь приготовить. Готовка для меня – хобби, она помогает мне расслабиться и приносит удовольствие.
И в отличии от еды из придорожных кафе у вас получается гораздо более здоровая пища.
— Ну, мои блюда тоже нельзя назвать совсем уж здоровыми. Самая полезная пища – приготовленная на пару… Но мои блюда всегда свежие и вкусные.
Когда вы решили завести свой блог?
— Четыре года назад. Я и до этого любил готовить в пути, хотя раньше использовал оборудование попроще. Мои коллеги и друзья знали о моем увлечении, и они часто призывали меня отнестись к нему более серьёзно. «Ты готовишь такие блюда, почему бы не рассказать об этом в сети?» – спрашивали они.
Но я сомневался в своем таланте, причем не только кулинарном. Готовить – это понятно, но ведь фотографировать, снимать видео, рассказывать о своих блюдах тоже надо уметь.
Выходит, сомнения были напрасными. Сегодня у вас более 5 тысяч подписчиков. Ощущаете ли вы собственную популярность? Часто ли вас узнают на парковках?
— Бывает, что узнают. А иногда я просто угощаю кого-нибудь ужином, а уже потом меня спрашивают: «Так это ты тот самый Хмель, который выкладывает еду в Facebook?». Тогда люди интересуются, заглядывают в кабину. Я готовлю не только для себя и своих друзей, часто угощаю случайных коллег, которые просто отдыхают рядом на парковке.
Напарник, наверное, тоже голодным не остаётся?
— Я всегда езжу один. Договорился об этом с начальством.
Вы угощаете коллег на улице или приглашаете в кабину?
— В кабину никого не приглашаю, там просто нет места. Лет пять назад я обустроил в ней небольшую кухню. У меня очень хорошая плита – с тремя конфорками и с защитой от утечек газа.
Звучит неплохо. На фотографиях видно, что у вас есть и другие приборы.
— Да, их много Шкаф, столешница, вытяжка. Есть вафельница и элеткродуховка, в которой я пеку пироги. Очень полезное устройство. Раньше печь пироги было куда сложнее – нашим матерям и бабушкам приходилось несладко.
Духовка, наверное, потребляет немало электричества. А ведь в кабине есть и другие устройства.
— Если вы хотите готовить в машине, вам нужен инвертор мощностью не менее 4000 Вт. Гриль потребляет 2000 Вт, электрический чайник – 1500. Водители часто делают ошибку, покупая самый дешевый преобразователь. Недавно я говорил с одним коллегой, который тоже любит готовить в пути, и у него время от времени сгорает инвертер. Многие покупают дешевую модель на 800 Вт и подключают холодильник, чайник, сушилку… результат предсказуемый.
Выходит, что на инверторе лучше не экономить.
— Да. Хорошее оборудование не обязательно должно быть чересчур дорогим, просто нужно правильно рассчитать необходимую мощность. А недавно я установил в кабине дополнительные датчики газа. Они обошлись мне всего в 70 злотых (
Выходит, у вас в кабине безопасная и превосходно оборудованная кухня. Вы можете приготовить на ней любое домашнее блюдо?
— Да, пожалуй что так. Если есть желание и необходимое оборудование, сделать можно всё что угодно. Водители иногда спрашивают, сколько у меня холодильников. Но холодильник всего один – установленный на заводе, 30-литровый.
Я не стал покупать дополнительный холодильник, в этом просто не было необходимости. Я международник, езжу по Германии, Франции, тем неплохие магазины, где можно купить мясо, овощи, специи. Кое-какие продукты даже дешевле, чем в Польше. Так зачем паковать десятки килограммов еды в дорогу?
И сколько продуктов вы берёте с собой в рейс?
— Я беру еды примерно на неделю. Это говядина, куриные ножки, овощи.
Вы ездите в короткие рейсы? Несколько дней и домой на выходные?
— Нет, обычно езжу по три недели, а затем отдыхаю дней десять. И тем не менее, я не вожу с собой большой запас продуктов, особенно летом. Овощи я стараюсь не класть в холодильник, это пустая трата места, я храню их в обычных коробках. Правда, в жару это не самое удачное решение. Недавно я был во Франции, температура там поднялась до +43 градусов в тени, и овощи пропали.
Хороший совет водителям, решившим освоить кулинарию: не берите с собой слишком много продуктов! А какой «необходимый минимум» должен быть у водителя, который хочет питаться самостоятельно?
— Немного овощей: картофель, морковь, петрушка, сельдерей, укроп. Две колбаски, кусочек бекона. Мясо – дело вкуса; возможно, ветчина или свиная шея. Не у всех хорошо усваивается красное мясо – в таком случае можно взять птицу. Я обычно беру грудку индейки. А если взять индюшачью голень, овощи и маринованные огурцы, то можно приготовить отличный огуречный суп. В свои блюда я добавляю бекон и лук. Некоторые подписчики смеются надо мной – дескать, вся моя еда сделана из лука. Кроме разве что блинов.
Я видел отличные блины в вашем Facebook.
— Но чаще я готовлю вафли. Это очень быстро. В миксере нужно взбить молоко и яйца, добавить ванильный сахар. Топпинг – свежие фрукты или варенье. А крем обычно беру с собой из Польши, в Европе крем с нужной жирностью найти непросто.
— Да, чтобы сделать взбитые сливки. Однажды я купил немецкий крем, и вместо взбитых сливок получилась какая-то ерунда. Наверное, ошибся с выбором. Не прочитал, что написано на этикетке…
Запах сладкой сдобы, должно быть, привлекает внимание коллег на стоянке?
— Это действительно так! Приходится накрывать вафельницу колпаком, чтобы приглушить запах. Люди часто интересуются, кто-то обращает внимание на кухню и просит разрешения сфотографировать, а некоторые даже хотят купить еду.
— Нет, никогда не беру за еду деньги. Угощаю просто так. Когда я готовлю суп, получается целая кастрюля. Одну баночку я могу оставить на следующий день, а куда девать остальное? Если я вижу, как кто-нибудь на стоянке ест пустой хлеб на обед, то просто не могу не поделиться. Или, допустим, приготовлю я фруктовый торт – не буду же я есть его целиком сам?
А бывает так, что вас просят что-нибудь приготовить? За деньги или по особому поводу. К примеру, у вашего друга день рождения, и он говорит: я куплю алкоголь, а ты приготовь что-нибудь особенное?
— Буквально пару раз. Однажды я готовил украинский борщ для одного мероприятия, проводившегося в моей компании. Это непростая работа, я три часа простоял у плиты. Важно, чтобы еда всем понравилась! Но я подумываю о том, чтобы в будущем заняться кейтерингом.
Возвращаясь из рейса, вы готовите дома?
— Моя жена прекрасная женщина, но на домашней кухне она главная. Такое вообще часто бывает в семьях дальнобойщиков, мужчин подолгу нет дома, и все домашние обязанности ложатся на женские плечи. Дома она принимает решения.
И решает, кто сегодня стоит у плиты.
— Верно. Она частенько что-нибудь готовит. Больше всего любит суп-гуляш. А дочке нравятся пельмени и картофельные оладьи – простая, народная пища. Сегодня мои девочки как раз приготовили пельмени.
А вам их приходилось делать?
— Конечно, прямо в машине.
Варили покупные или лепили?
— Все делал сам – и тесто, и начинку.
Катали тесто прямо в кабине?
— Да! У меня есть и скалка, и большая доска. Кухня почти как дома. Когда я менял машину, начальство выделило мне два дня на переезд из одного тягача в другой. Два дня! Я рад, что в компании ценят моё хобби и относятся к нему благожелательно. Коллеги и начальство знают, как выглядит мой кухонный домик. Таких машин я не видел нигде, хотя по Европе езжу уже давно.
Как и чем должны питаться дальнобойщики
Профессия дальнобойщика традиционно пользуется большой популярностью. Этот тип заработка охотно выбирают мужчины, имеющие права категорий С и D. Что едят романтики дальних дорог в пути? При минимальных финансовых затратах можно и в этом кочевом режиме вести правильный образ жизни.
Специфика работы дальнобойщиков
Деятельность таких специалистов связана с постоянными поездками. Разъездной вид работы хорошо оплачивается. Сегодня средняя зарплата для этой категории достигает 70 тысяч рублей в месяц. Подписав контракт о деятельности за рубежом, можно ориентироваться на суммы до 57 000 долларов в год.
Но необходимо изначально учитывать, что правильное питание дальнобойщика в трудовой контракт включить сложно. Меню придется продумывать самостоятельно. Даже достаточно высокий оклад редко кому позволяет постоянно питаться в придорожных кафе и столовых. Кроме того, приготовленный собственноручно обед дальнобойщика куда вкуснее, к тому же это добавит разнообразия в размеренную жизнь за рулем.
Плюсы и минусы питания
Каждый дальнобойщик сталкивается с определенными плюсами и минусами питания во время маршрута по трассе. Его достаточно сложно сделать сразу полноценным и регулярным. Потребуется использовать метод проб и ошибок, чтобы выбрать, где лучше заказать еду водителю-дальнобойщику.
В придорожных кафе
Самым простым вариантом на первых порах деятельности становится постоянное посещение придорожных кафе. Здесь в любое время суток можно заказать сытное горячее блюдо.
Но существует и ряд недостатков:
Самостоятельного приготовления
Разнообразить питание поможет самостоятельное приготовление еды. Сегодня в ассортименте большой выбор сублимированных блюд, начиная с сухой лапши или картофельного пюре. Такое питание сил не придаст. Оно способно отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
Опытный водитель старается оборудовать в фуре самую простую передвижную кухню, используя газовую плитку и мультиварку. С помощью этих приборов пища дальнобойщика становится разнообразной и вкусной.
Детальная информация видна на видео:
Кухонные приборы для водителей
Кухонные приборы для водителей занимают мало места в кабине грузовой фуры. Их основной набор поможет приготовить обед почти такой же полноценный, как и в домашней обстановке.
Мультиварка
В ней можно приготовить и завтрак, и обед, и ужин. В емкости для приготовления блюдо сохраняет питательные свойства, оно не пригорает и не выкипает. Достаточно просто установить режим на пульте. Плюсом здесь является возможность программирования во многих моделях, чтобы запускать приготовление блюда в определенный час. Мультиварка для дальнобойщика поможет даже сварить борщ.
Газовые плиты
В больших кабинах часто устанавливают миниатюрные газовые плиты с баллоном для подачи жидкого топлива. Газ требует аккуратного использования, но позволяет приготовить даже пироги. Рецепты можно копировать в «Ютубе» или на кулинарных сайтах. Применение специальной техники дарит приятную перспективу на трассе лакомиться любимыми домашними видами пищи.
Гриль
Что же еще едят дальнобойщики в дороге? Конечно, блюда, которые позволяет приготовить гриль.
Применение такого оборудования помогает добавить в обед водителя запеченные мясные блюда, овощи.
Модели устройств с грилем просты в управлении и обычно оснащаются программой, позволяющей использовать таймер.
Обратите внимание! Посуда для обеда в пути выполняется из прочных материалов. Она не бьется.
Как хранить еду в дороге
Продукты для приготовления блюд должны быть максимально свежими, ведь в кабину фуры сложно поставить даже самый миниатюрный холодильник. Мясо и молочные продукты желательно использовать в короткий срок. Приобретать скоропортящуюся пищу не стоит. Для продления периода хранения некоторые виды блюд нужно предварительно подвергнуть термической обработке.
Примерный рацион
Простые бытовые приборы: газовая плита, гриль и мультиварка, помогут сделать любой прием пищи разнообразным. Кухня дальнобойщика обязана быть вкусной и питательной. В пути перейти на готовые чебуреки испытывает искушение каждый, но такой рацион быстро надоедает и приводит к нарушению пищеварения. При сидячем образе жизни есть риск увеличения массы тела.
Завтрак
В зависимости от вкусов, на завтрак можно приготовить горячие бутерброды с сыром или кашу. Также на газовой плите не составит труда соорудить яичницу или омлет. Прием пищи стоит дополнить фруктами и овощами, к тому же есть их можно как в сыром виде, так и приготовленные компоты и пюре. Это обеспечит правильное питание дальнобойщика.
В условиях передвижного быта мультиварка, в которую достаточно просто заложить набор продуктов и установить программу, часто выручает дальнобоев, позволяя им приготовить суп или даже борщ.
На плите или гриле готовят мясо и даже котлеты, не забывая про гарнир. Достойно завершит трапезу десерт. Так что стоит взять плиту в грузовой автомобиль.
Учитывая статичность такого образа жизни, как и представителю любой другой «сидячей» профессии, последний прием пищи у дальнобоя должен быть максимально легким.
Можно сделать салат, творожную массу или бутерброды. Завершить день всегда приятно сладким чаепитием. Рецепты блюд есть во множестве на форумах в интернете.
Советы врачей
Современный человек мало двигается. Это плохо влияет на его организм. Увеличивается масса тела. Сохранить фигуру и здоровье поможет правильный рацион питания.
Водитель самостоятельно составляет примерное меню на ближайшие дни. Если трасса проходит по малонаселенным территориям, луше покупать продукты с большим сроком хранения. Это могут быть как каши или мясные заготовки, так и длительно непортящиеся фрукты и овощи. Например, свекла, капуста или морковь пролежат в ящике несколько недель, сохраняя питательные вещества и витамины.
Медики рекомендуют водителям контролировать периодичность приемов пищи. Желательно ежедневное меню разделить на 4–5 раз. Минимум три из них полезно делать «горячими», то есть с супом, мясными блюдами, гарнирами. Приготовить их помогут газовые плиты для водителей-дальнобойщиков, которые есть в магазинах бытовой техники.
Выводы
Самый простой набор посуды для водителей стоит недорого. Гриль, мультиварка и компактная газовая плита сделают рацион полноценным, а нормальная еда для дальнобойщика поможет ему и обеспечить прилив сил, и сохранить бодрость духа на протяжении всего рейса.
Детальная информация видна на видео:
Дальнобой изнутри. Первый раз забрался в тягач и сразу в недельный рейс. Часть 1.
Привет. Мой родной дядя, сколько помню и себя, и его, работает дальнобойщиком. Как-то раз этой зимой он ляпнул: поехали со мной в рейс, посмотришь, что такое настоящая работа, а не ваше это все за компьютером. Ну а я человек простой — мне предложили на фуре, я согласился на фуре. По отпуску получилось только сейчас, и опыт получился супер-интересным!
На статьи или видео про Америку и Азию я иногда натыкаюсь, а вот про европейский дальнобой не особо. Наверное, воспринимается не такой уж и диковинкой, раз все происходит под боком. Поэтому у меня есть, что написать как для себя (через год-другой с удовольствием перечитаю и вспомню), так и для фанатеющих от автомобильной тематики (а мы же здесь все такие, правда?). В этой части расскажу про саму машину, а в следующей — про саму поездку, когда за границей ты не отдыхаешь, а работаешь.
Часть первая. DAF XF 105.460. Что ты такое.
Вообще я с грузовиками дел в своей жизни не имел. Мелким шкетом сфотографировался в кабине, в младшей школе несколько летних каникул покатался на ГАЗоне с продуктовой будкой, подростком играл во вторых «Дальнобойщиков». Все.
Теперь представьте, что я сажусь в кабину головы (фура – это голова + хвост, тягач + полуприцеп) и не зная про мир грузоперевозок ровным счетом ничего, двигаю в сторону границы с паспортом и страховкой в кармане. Ну, подушку с одеялом захватил, конечно, куда без этого.
Так что все мои слова об этой технике будут немного наивными и непрофессиональными. Но серьезно, вам что-нибудь скажет информация о величине заднего свеса или габаритах седельной сцепки? Если вдруг да, то максимум, который вы сможете от меня узнать, это как все это выглядит со стороны салаги.
С прологом закончили, поэтому поехали. Дальнобойщики, кстати, не «ездят», а «ходят».
Поездка — неделя: из Минска под Дрезден на разгрузку, порожняком в Берлин на загрузку — и домой. Груз что туда, что обратно был не из Минска и не в Минск, но для меня и старт, и финиш были здесь. Надписи на дверях моих апартаментах в эту неделю гласили DAF XF 105.460.
DAF — это нидерландские грузовики. У производителя сейчас в продаже есть 2 поколения дальнемагистральных тягачей: 105 и 106. На более старой 105-ой модели идут моторы Евро-5, на молодой 106-ой, соответственно, — Евро-6. В обоих поколениях есть общие внешние черты, так что перепутать DAF и неDAF нельзя ну совсем никак. При этом работа дизайнеров по обновлению кабины все-таки видна и видна достаточно явно. В целом тут как и при смене поколений в легковушках: понятно, кто постарше, а кто помладше.
Я понаблюдал, практически все производители грузовиков сохраняют визуальную преемственность при апдейте своих моделей. Мы ведь на глаз отличаем грузовики один от другого только по кабине, а она далеко не единственное и наверняка не самое главное, что производители стремятся обновить. При смене каждого поколения никто не рисует полностью новый экстерьер и увидев один раз старый DAF, Scania, Mercedes или Volvo, принадлежность новой модели к определенной марке будет ясна сходу. Ну кроме Renault, конечно. Там что Магнум, что Premium, что T-серия — все как от разных отцов (частично это так, потому что грузовики Renault сейчас принадлежат Volvo, но это уже другая история).
У того же DAF обе модели разводятся по соответствию моторов экологическим нормам, но внутри каждой модели есть еще и большая разбежка по комплектациям (и кабины, и технической составляющей). Говоря совсем уж грубо, разница примерно такая: и Polo-седан есть в модификации GT, и Passat B8 можно купить в базе без почти что ничего.
На фото выше — вот как раз «мой» DAF XF в 105-ой модели с низкой рамой и средней по высоте кабиной. Висят шильдики 105.460, где последнее — это информация о мощности мотора в лошадях. У грузовиков так это обычно и бывает: MAN TGX 18.440 возьмет 18 тонн груза, мотор выдает 440 лошадей; Volvo FH 16.550 — 16 тонн, мотор — 550 лошадей. Привет, допустим, легковым Mercedes или BMW, которые перестали делать такие удобные обозначения.
База. 4х2 — то есть на задней оси по два ведущих колеса с каждой стороны + спереди по одному ведомому. Спереди стоит кабина, под ней находится мотор, сзади сцепка в форме буквы «С» для полуприцепа. Передняя подвеска рессорная, сто лет уже такого не видел. Сзади пневмобаллоны. Надо на Грабли заявиться.:)
Рама, как я уже написал, низкая, значит, к тягачу можно цеплять низкорамный полуприцеп. По сравнению с обычными — это дополнительные кубометры объема.
Мотор, сколько жрэ и сколько прэ. Евро-5 на 460 коней позволяет относительно беспроблемно получать квоты на передвижение по Европе (да, есть и такое), но уже сейчас, по словам дяди, с этим начинаются сложности, по крайней мере у относительно небольших перевозчиков. Уже через несколько лет Европа оставит «проходными» только моторы Евро-6, поэтому в будущем судьба конкретно этого DAF — российские направления.
Максималка производителем ограничена электроникой на 87 км/ч. Хоть ты удуши эту педаль, быстрее не пойдет, только если с горки. Разгон описывать секундами смысла нет (ну и до сотки, как написал, разогнаться в принципе невозможно), гораздо важнее ощущения в этот момент. А для правильных ощущений нужно сначала час проторчать на загрузке и воочую оценить, что такое 20 тонн груза в полуприцепе. И вот только после этого разгон впечатляет. Понятно, что велосипедист на арендном байке будет шустрее, но когда сама фура под 15 тонн + 20 в прицепе, все с ревом, вибрациями и воздушным свистом стартует со светофора… Привыкаешь быстро, но все равно впечатляет.
Баков для солярки 2, есть еще и третий для мочевины (если обращали на заправках внимание на колонки AdBlue, то вот это оно). Мочевина впрыскивается в отработанную смесь для нейтрализации выбросов. Солярки влазит больше 1 000 литров, правда, заходить в Польшу можно с максимум 600 литрами. Очень часто из-за этого на Европу идут через Литву, у них таких ограничений нет. Расход зависит только от массы груза. К примеру, загруженная этими же 20 тоннами груза фура брала под 30 литров на сотку, 28 или 29. Есть забавная особенность — стрелка уровня топлива на приборке. По своему радиусу окружности хода она не сильно отличается от таковых в легковушках, но одно дело показать таким радиусом 50 литров на каком Кашкае, совсем другое — 1 050. Так что стрелка-стрелкой, а линейка в бак — по-прежнему верная подруга дальнобойщика.
Кабина. Будем откровенны, она крохотная. По Европе есть ограничение максимальной длины фуры — 16,5 метров (есть свои нюансы, но для первоначального знакомства информации с этим числом достаточно). Длиннее ни-ни, а при этом есть еще и отдельное ограничение по длине на полуприцеп. Короче, голову в угоду комфорту особо не растянешь, поэтому кабина крохотная. Она смотрится огромной только снаружи и только из окна седана С-класса. Нет, сидеть что водителю, что пассажиру — комфортно. Я спокойно закидывал ноги на переднюю панель, а роста во мне — 191 сантиметр. Но в кабине ты едешь, работаешь с документами, готовишь еду, отдыхаешь и спишь. Поэтому еще раз: она реально маленькая.
За двумя сиденьями нужно впихнуть 2 полки для сна. По компоновке очень напоминает купе поезда (с той только разницей, к моей невероятной радости, что в купе я никогда не могу вытянуться в полный рост, а здесь еще и место оставалось). Под нижней полкой умещается холодильник (он еще и выдвигается из-под полки вперед, к передней панели, так что открывать можно прямо на ходу. Удобно!), несколько отсеков для хранения вещей, в том числе газового баллона и плитки. Верхнюю полку дальнобойщики используют как место для сумок и другого барахла, но если на шею садится опрометчиво приглашенный племянник, начинаются проблемы. Все сумки, которые берутся в дорогу (а в нашем случае это х2 + я-то к походным условиям не привык, потому у меня еще и рюкзак) могли находиться на верхней полке днем. Каждый вечер все это необходимо было перекидывать на сиденья, под ноги и в пространство между сиденьями. Утром, разумеется, все наоборот. Так вот круговорот вещей в кабине.