Узоры на крышу авто
Сколько стоит аэрография и стоит ли ее делать
Тюнинг автомобиля – дело, конечно, сугубо индивидуальное. Кто-то выделяет своего коня дисками большого размера, кто-то занижает подвеску, кто-то вообще предпочитает экстремальный тюнинг – например, в американском или японском стиле. А есть такие, кого тянет к изобразительному искусству. О виниловой пленке, жидкой резине и наклейках говорить не будем – это безответственный тюнинг, губительный для кузова. А вот аэрография – другое дело, это уже почти искусство. Да что там, искусство без «почти», самое настоящее. Ее сравнение с татуировкой избито, но очень верно. Мы выяснили, какие рисунки пользуются популярностью у решившихся выделиться, сколько это удовольствие стоит, как делается и как выбрать хорошую мастерскую.
«Зверская» тема
Мы пообщались с тремя мастерами из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, и на первое по популярности место все они поставили тему диких животных, не преминув добавить «к сожалению». Вероятно, тема эта неиссякаема и люди снова и снова просят изобразить тигров, пантер, медведей и другую живность. «Кошечки» мастерам страшно надоели, но клиент просит – надо делать. Собак, кстати, заказывают намного реже, и обычно это заводчики или любвеобильные хозяева конкретного питомца.
На фото: рисунок «Леопард» на капоте, стоимость 25 000 р., студия Color-Line (СПб)
директор студии Color-Line (СПб)
«Самое популярное, к сожалению, – это всякие звери, кошки. Но мы обычно советуем все-таки какой-то уникальный дизайн разработать вместе. Стараемся предложить какую-то альтернативу. Просто люди приходят и говорят: мы не знаем, чего хотим, вот, видели кошку у кого-то, наверное, хотим что-то подобное. После кошек по популярности идут красивые виды природы или города. Потом абстракция».
На фото: рисунок «Леопард» на капоте, стоимость 22 000 р., студия МС-Motors (Москва)
художник студии МС-Motors (Москва)
«Кошек никто не отменял, они всегда пользовались успехом. Животные вообще, кошки, волки, змеи и другие звери. Еще фэнтези, черепа, ангелы. Последние полгода наметилась такая тенденция, что многие хотят рисунок на патриотическую тему. Просят изобразить флаг, герб – в общем, какую-то символику. Некоторые медведя хотят в обрамлении флагов».
На фото: рисунок «Пантера» на капоте, стоимость 10 000 р., студия SEM Grafix (Казань)
художник студии SEM Grafix (Казань)
«Кошачьих в основном девушки заказывают. Волков или орлов — чаще мужчины. Абстракцию выбирают те, кто не хочет чего-то определенного, они просто хотят как-то разукрасить машину».
Нестандартные решения
Все же, судя по опыту наших мастеров, не все гоняются за кошечками и пользуются идеями художников. Многие и сами ищут вдохновения в том, что их окружает, и рисунки на их авто действительно становятся прекрасным способом самовыражения.
«Был такой случай. Девушка пришла к нам с платьем, на котором был рисунок в виде французской газеты. Она сказала, что ей очень нравится этот принт и она хочет перенести его на машину – BMW X6. Она же потом приходила, на Porsche Cayenne заказывала маки с другого своего платья.
Другая девушка приезжала на Range Rover. Ей нравится творчество Пушкина, и она хотела рисунок из карикатур и зарисовок. Самым необычным был другой Range Rover, заказчик – тоже девушка. Она делала проект реконструкции Главного штаба для музейного комплекса Эрмитажа, и мы переносили на ее машину чертежи и виды этого здания», – рассказывает директор студии Color-Line Андрей (СПб).
На фото: рисунок «Пушкин», стоимость 160 000 р., рисунок «Чертежи», стоимость 190 000 р., студия Color-Line (СПб)
«Был микроавтобус для школьников, который мы раскрасили с двух сторон. Родители отдали разработку дизайна детям, и мы вместе с ними над ним работали. В итоге они остановились на забавных птичках», – рассказывает художник студии МС-Motors Павел (Москва).
На фото: рисунок «Птички», стоимость 75 000 р., студия МС-Motors (Москва)
Из чего складывается цена
Если говорить в двух словах, то стоимость аэрографии зависит от сложности рисунка и места нанесения. То есть, чем больше мелких деталей, тем сложнее и дороже. Что касается места нанесения, то здесь играет роль не только площадь покрытия рисунка.
художник студии SEM Grafix (Казань)
На фото: рисунок «Город», капот, стоимость 10 000 р., студия SEM Grafix (Казань)
Несмотря на то, что разрисовка капота пользуется популярностью, мастера не советуют выбирать его, если рисунок будет располагаться только на нем и больше нигде. Да и вообще, чтобы было понятно, что это именно художественная роспись, а не наклейка, лучше задействовать как минимум две детали кузова. Добавим, что помимо стандартных капота и бортов некоторые раскрашивают еще запаски и диски.
На фото: диски, рисунок «Цветы», стоимость 8 000 р. за один диск; запаска, рисунок «Крыса крылатая», стоимость 15 000 р.; запаска, рисунок «Тигр», стоимость 15 000 р, студия МС-Motors (Москва)
директор студии Color-Line (СПб)
«Капот мы не советуем, потому что он в этом случае смотрится отдельным элементом машины, нет законченности рисунка. К тому же, если машина высокая, то рисунок будет еще и плохо видно. Поэтому капот – это не самый лучший вариант. Мы советуем задействовать именно задние крылья. Это еще и помогает защитить машину от угона. Капот можно снять, а заднее крыло не снимешь. Поэтому самое популярное у нас – задняя часть машины».
На фото: рисунок «Самураи в крови», стоимость 135 000 р., студия Color-Line (СПб)
художник студии SEM Grafix (Казань)
«Полная разрисовка капота обычно подразумевает переход рисунки на крылья и на двери, иначе это будет выглядеть как наклейка. Но просто капот все равно часто заказывают, здесь, наверное, играет роль стоимость работ. Рисунок просто на двери я тоже не советую, не смотрится. Лучше зайти на крыло, чтобы это опять же не выглядело как наклейка».
На фото: рисунок «Рыцарь», две двери, стоимость 15 000 р.; рисунок «Абстракция Линии», два одинаковых борта, стоимость 15 000 р.; рисунок «Завитушки», задняя часть, стоимость 15 000 р.; рисунок «Военная тематика», борт, стоимость 17 000 р.; рисунок «Пейзаж с кораблем», борт, стоимость 17 000 р.; рисунок «Пламя», весь кузов, стоимость 45 000 р. ; рисунок «Череп», кузов по кругу, стоимость 40 000 р.; студия SEM Grafix (Казань).
художник студии МС-Motors (Москва)
«Как правило, люди выбирают капот или боковую часть. Мы, конечно, советуем клиентам не делать рисунок только на капоте, потому что это может не смотреться. Но людей в этом вопросе обычно сложно переубедить. А лучше всего аэрография смотрится, когда рисунок нанесен от крыла до крыла, то есть когда весь бок задействован, еще лучше с заходом на крышу и багажник. Но здесь уже другая цена, и многих этот вопрос, естественно, останавливает. Многие просто останавливаются на одном каком-то элементе, а потом возвращаются через годик-два и еще что-то добавляют».
На фото: рисунок «Змея», боковая часть, стоимость 45 000 р., студия МС-Motors (Москва)
Как выбрать студию и сколько времени занимает работа
Если вы думаете, что студия аэрографии – это один или два художника, которые рисуют в каком-нибудь гаражике буквально на коленке, то вы ошибаетесь. Студия, работающая на совесть, должна иметь в своем распоряжении еще и механика, и арматурщика, и маляра. Должно иметь место и соответственное оборудование.
художник студии SEM Grafix (Казань)
«При выборе студии нужно не только смотреть готовые работы, но и обратить внимание на условия работы. Если это обычный холодный гараж, где человек просто рисует, то нужно уточнить, как он собирается лакировать – здесь или отдает куда-то специалистам. Сам рисунок по большому счету можно нанести, не имея специальных условий, главное, чтобы это был теплый проветриваемый бокс. Но подготовка и покрытие лаком требуют специальных условий – нужна как минимум покрасочная камера».
На фото: рисунок «Ангел», капот, стоимость 12 000 р., студия SEM Grafix (Казань)
художник студии МС-Motors (Москва)
«Аэрография – это не только художественная работа: машину надо разобрать, надо снять молдинги и так далее. Потом элемент отдается маляру для нанесения базового фона. Потом уже к работе приступает художник. Потом все опять приходит к маляру, который покрывает все это лаком. Арматурщик снова все собирает. То есть, если нужно нанести даже какой-то маленький рисунок, все равно деталь, куда он наносится, нужно снять с машины. Потому что покрыть лаком только этот маленький рисунок просто не получится. Приходится закрывать лаком всю деталь, чтобы это было ровно. А если наносить лак локально, то останется ореол, который не уберет никакая полировка. Во-вторых, края этого кусочка начнут со временем шелушиться».
На фото: рисунок «Собака», боковая часть, стоимость 30 000 р., студия МС-Motors (Москва)
Лак наносят не в один слой, как при обычной покраске, а как минимум в три-четыре слоя. Это нужно для того, чтобы место рисунка можно было безбоязненно многократно полировать. Мастера утверждают, что аэрография в принципе не требует никакого специального ухода. Главное – не повредить рисунок механически. В этом случае придется снова обратиться к художникам за восстановлением. Если же вы боитесь, что художество может повредиться в ДТП, то застраховать его сейчас не составляет проблем.
Добавим, что, выбирая студию, лучше поинтересоваться, где будет находиться ваша машина, пока с ее деталью (или деталями) будут работать. Согласитесь, автомобилю, который на время остался, скажем, без дверей, нужна охрана.
Кстати, о времени. Исходя из того, что работа предполагает несколько действий и до, и после росписи, на выполнение заказа уходит не один день. Так что, собираясь наводить марафет своей ласточке, приготовьтесь к разлуке.
художник студии SEM Grafix (Казань)
«Полный цикл работ занимает от трех дней до двух недель. Первый день – это всегда разборка, подготовка лекал, красок и замешивание цветов. Как минимум день-два – нанесение рисунка, если он небольшой. И еще день – лакировка, сушка, установка детали на место, полировка».
На фото: рисунок «Змея», капот, стоимость 10 000 р., студия SEM Grafix (Казань)
художник студии SEM Grafix (Казань)
«Те, кто хочет просто скрыть дефект, сэкономить на этом не смогут, потому что аэрография не наносится на поврежденную поверхность, ее сначала все равно нужно привести в порядок. Сначала нужно провести полный кузовной ремонт, грунтовать, красить в цвет машины, а потом уже наносить рисунок».
На фото: рисунок «Ангел», капот, стоимость 9 000 р., студия SEM Grafix (Казань)
художник студии МС-Motors (Москва)
«Обращаются с этим часто, но аэрография не закроет дефект, она смотрится только на хорошо подготовленной поверхности. В этих случаях мы убеждаем заказчика привести поверхность в порядок, а потом уже наносим рисунок. Если вы хотите просто спрятать какую-то царапину, то проще тогда наклейку наклеить».
На фото: рисунок «Череп», капот, стоимость 15 000 р., студия МС-Motors (Москва)
Хотя чуть-чуть сэкономить все-таки можно. Практически все частные студии аэрографии могут предложить услуги обычного автосервиса. Останется только договориться о скидке, ведь объем работ вместе с художественными и восстановительными получается довольно приличным. В итоге, в одном месте вам машину и восстановят, и украсят.
Семен рассказал нам о подобном случае. К нему в студию приехал мужчина с помятой дверью и рассказал, что в него девушка въехала и он хотел на месте вмятины нарисовать сердечки в огне. В итоге его уговорили, что надо сначала удалить вмятину, пообещав скидку на ремонтные работы. И уже потом на восстановленной двери нарисовали те самые сердечки.
Сложно ли продать машину с аэрографией
Задумываясь о том, чтобы сделать машину индивидуальной, неплохо предусмотреть и такой момент, как ее последующая продажа. В наше время многие меняют машину каждые 4-5 лет, а то и чаще. Получается, что определенное авто находится во владении одного хозяина не так уж и долго. Захотите ли вы, продавая свою машину, вложить в цену и стоимость росписи? Возможно, к моменту продажи вы не захотите тратиться еще и на перекраску автомобиля в его первозданный вид. Или наоборот – придется снижать ее цену из-за слишком специфического рисунка? А вы сами бы купили авто с чьим-то самовыражением на кузове? Ответов на эти вопросы, конечно, нет – тут все субъективно. Но об этом стоит подумать заранее, ведь аэрография – дело не из дешевых.
На фото: рисунок «Панда», капот, стоимость 22 000 р., студия МС-Motors (Москва)
На форумах многие, отвечая на эти вопросы, говорят, что либо не купили бы такую машину, либо решение зависело бы от рисунка. А о том, что интересную машину купили бы с удовольствием, говорят единицы. Вот такие отзывы попались нам:
«Нормальных аэрографий по пальцам пересчитать, которые не колхозно смотрятся, для остальных эта «не серая масса», поэтому ты круг покупателей уменьшаешь до тех, кому понравится твоя затея, изображенная на авто».
«Покупал с аэрографией, потом так и продал – проблем не вижу».
«Если аэрография в виде нейтрального рисунка, то почему бы и нет! А если рисунок сугубо индивидуальный, то поищу авто другое».
«С аэрографией продать сложнее это факт, вообще с любым внешним тюнингом. чем ближе к стоку, тем легче продать».
«Почему сложилась такая практика, народ боится индивидуальности? Я понимаю, когда ценник накручивают, ну а если цена как у всех, и машина в порядке, но зато выделяется из серой массы. Знаю, люди делали свои портреты на капоте, вот это, я думаю, сложно продать. А если просто абстракция, то нестрашно».
«У меня друг продавал Ауди А6 с вполне приличной аэрографией. Продал только тогда, когда цену скинул до минимальной».
«Отвечу за себя. Если бы машина была бы со спокойным рисунком, то неважно. В б/у главное – это состояние».
«Аэрография – вещь сугубо индивидуальная. Если сделана хорошо и сам рисунок под вкус попадает, то почему бы и нет».
«Я бы не купил. А если бы хотел аэрографию, то купил бы стоковый и нарисовал бы сам, то что мне нравится».
«Если машину угонят, по аэрографии тачку легче найти. Попробуй найти четырку серую без рисунка, когда их в городе +100500. Но и аэрографии должно быть в меру, а не разукрашена, как новогодняя елка».
Покраска крыши под тюль или делаем волгу чуть более лоурайдерской
Идея покрасить крышу в лоурайдерском стиле, как обычно появилась за долго до её исполнения.
В конце осени прошлого года я познакомился с Егором. Как оказалось, мир слишком тесен – его друзья, мои друзья — друзья друзей и все в таком духе). И что самое главное – он тоже тащился по заниженным волжанам, соответствующей музыке и идеям лоурайдинга. Мы начали общаться и я, в том числе благодаря общению с ним, с каждым днем все больше понимал, что классический лоурайдинг – это именно то, что я искал всю жизнь…ну или по крайней мере все то время, что я занимаюсь волжаной.
Вплотную к этой «не пытке» мы подошли только ближе к маю месяцу. За это время было выдвинуто множество версий, как же все-таки красить, а также концепций и вариантов относительно стилистики… Долго выбирали между Хохломской росписью (поскольку волга – русский авто) и классической лоурайдерской покраской под тюль. В конце концов было решено остановиться на последнем. Также было известно только то, что мы хотим получить ярко-красные розы на черном фоне. Все остальные детали было решено полностью отдать на творческую импровизацию в ходе процесса.
С отпускных было куплено 2 комплекта лака, черная и красная краски, укрывочная пленка, куча шкурок и малярных скотчей, комплект грунта, 2 банки шпаклевки, удалитесь силикона, пакетик флэйков где-то надыбал Егор. Также были куплены резинки стекол и заранее перешит потолок.
Я пошел в отпуск, а Егор приехал ко мне и началась работа…для начала все было разобрано, деинсталлированы сиденья, сняты стекла.
Некоторое время все действо ничем не отличалась от обычной малярки – чистили, матовали, обрабатывали.Поскольку это волга, то не обошлось без сюрпризов и неожиданностей – в нижней части ветрового стекла был найден не очень приятный артефакт, который прошлый маляр просто замазал шпаклей со стекловолокном.
Пришлось ехать к сварщику и устранять, заодно заварили отверстия в задних стойках под крепления накладки. Т.К. в ходе работы от нее было принято решение отказаться.
Где-то к концу недели на машинке уже лежала шпакля и грунт.
Пока Егор занимался сугубо по малярке? я снял старый потолок и очистил крышу от старого паралона под оклейку вибро и шумоизоляцией.(про пошив потолка)
Было весело…Нет, на самом деле, в самых лучших и романтичных смыслах этого слова, можно даже сказать, что это была одна из тех картин, о которых я мечтал всю жизнь – мы просыпались утром, завтракали и направлялись в гараж. Там нас встречала Волга, идеи классического лоурайдинга, музыка, хорошее настроение, месяц май и отличная погода.
Ближе к вечеру подтягивались пацаны. Кто-то просто тусовался, кто-то что-то делал, кто-то помогал.общение, ужин на гараже, перекуры… И вечер после работы, когда мы все вместе ездили на дачу или просто катались. Не знаю сколько это стоит, но если бы стоило, я был бы готов платить за это!) На самом деле мне в принципе было все-равно получится у нас пушка в конечном итоге…или первый блин окажется комом, мне нравился сам процесс, сам тот факт, что мы занимаемся любимым делом, проводим время занимаясь машиной, как самые настоящие кастомайзеры в фильмах про тачки (:-). С тем лишь отличаем, что мы не зарабатываем этим бешеные бабки. Но разве в деньгах счастье?
Вообщем в четверг машина была подготовлена, загрунтована и покрашена в черную базу. В пятницу (а это была пятница 13-го мая, что мы в свою очередь посчитали добрым знаком) с утра началось что-то по-настоящему творческое и интересное. Пока я ездил по магазам в поисках то ли филитриков для краски, то ли ещё какой-то мелочи…Егор и Андрей малярным скотчем уже обозначили границы будущих «цветочных отсеков».
И это было чертовски клево, потому, что если Вам признаться честно я слабо представлял с чего нам начинать. Чем больше мы наклеивали малярной ленты тем более понятной и очевидной становилась схема покраски – все, что будет под малярной лентой – останется черным, все не накрыто станет красным. И понеслась – полоска ленты там, полоска ленты тут!
Долго спорили как красить стойки, где делать границу, но в итоге остановились на одном из результатов – на стойках под хромированными накладками будут такие же «окна, с тюлевыми узорами», как и на крыше. Ближе к обеду все было готово для 1-го слоя красной краски.
Поскольку пакетик с флейками все время мозолил глаза на столе, было решено добавить немного флейков в 3-й слой красной краски, потом маленьким пистолетом добавили немного теней по границам красной краски и дожидались высыхания. После того, как все подсохло, сверху растянули тюль, прикрепили скотчем и припылили черной базой. (стоит отметить, что очень важно перед началом работы внимательно изучить тюль и понять в каких местах она пропустит краску, а в каких сработает как трафарет.)
Дождались высыхания и пришло время снимать тюль…
Это было самое трудное и волнительное действо из всего, что мы прошли до этого, потому, как она могла поднять вместе с собой краску, краска могла растечься под ней, могли остаться ворсинки…да много ещё чего! И вот мы снимаем тюль и у нас открываются рты – там где была просто красная краска теперь красовались ровные, четкие, выразительные, яркие, алые узорчатые розы! Никогда не забуду реакцию пацанов и то чувство ликования, радости и праздника внутри. Просто не верилось своим глазам, мы ходили вокруг машины и постоянно повторяли: «Бл*ть, Да ну на*уй, Да ну на*уй! ».
Потом такую же процедуру повторили и с задними стойками, в смысле покраски через тюлевый трафарет, только уже выбрали другую тюль, с другими узорами. И опять чувства радость и окрыленности, будто ты сорвал куш в казино.
Но все-таки после увиденного нужно было взять себя в руки и продолжить работу, потому, как нам предстояло снять всю малярную ленту, а это также могло привезти к косякам и нарушениям… Лента снималась нежно и медленно, как порой с женщины снимают белье перед сексом. И вот на крыши не осталось ни одного лишнего кусочка. И как та женщина без белья, машинка уже на том этапе выглядела супер сексуально и божественно. Но у нас ведь кроме лака оставался ещё много флейков в пакетике…Не долго думая, мы заклеили теперь уже не просто области с красной краской, а красные розы, укрывочной пленкой (признаться, было грустно с ними расставаться с ними даже на секундочку), и разложили флейки в тех местах, которые раньше были черными.
Потом долго спорили насчет одной маленькой полоски на стойке, т.е. мы забыли оставить эту полосу, когда оклеивали все узенькой лентой. В итоге опять чуть не поругались, короче в итоге решили нарисовать эту полоску руками…Теперь точно все было готово и все были довольны, кстати вы никогда не найдете ту полоску, нарисованную от руки, такой получилась она гармоничной и ровной.
На часах было далеко за полночь, когда мы уставшие и уже изрядно нанюхавшиеся краски подошли к этапу укладки лака.Не буду открывать всех секретов и рассказывать все подробности, скажу только что лака было оооочень много – комплект мягкого и комплект твердого…и все это в ту ночь легло на крышу…Закончили мы где-то в 8 утра… Не знаю, как у пацанов, но на тот момент во мне была неописуемая и в тоже время несмешиваемая палитра чувств. С одной стороны я был чертовски рад, что у нас все получилось, ни один из элементов, ни один из технических этапов не подвел, и все было так, как доктор прописал, а с другой – хотелось просто упасть на землю и заснуть. А кстати, я так и сделал…положил перед гаражом матрас и пытался дремать перед межслойными сушками. Люди, которые пришли утром в гаражи за машинкой были видеть такую картинку.) Ну да ладно.
В то же утро я повез Егора домой в другой город, потому, что через сутки ему нужно было уезжать на работу на другой объект. Наверно справедливо будет сказать, что это было самое тяжелое утро в моей жизни…и в то же время самое счастливое.
Потом был ещё месяц матовки и полировки лака, кажется километры шкурок и десятки литров воды, вылитой на крышу, установка стекол, салона, и многократная мойка всего и вся от последствий полировки, но это уже совсем другая история.
В итоге получилось то, что получилось, а получилась сказочно волшебная крыша, от которой не оторвать глаз и желание двигаться в этом направлении ещё дальше, к ещё более сложным покраскам и более замысловатым узорам.
Хочется сказать спасибо Егору за то, что помог сделать мою машину более необычной и незабываемой, за самые лучшие, неописуемые впечатления и воспоминания, теперь связанные с этим летом и конечно же – сногсшибательный результат, а также моим пацанам: Андрюхе, Лехе, Ване за помощь, поддержку и хорошее настроение.
П.С. как обычно не обошлось без подводных камней и неприятностей – пока сиденья лежали в сыром подвале, они успели покрыться черной плесенью. Которая ничем, понятное дело, не отмылась, и более того – в некоторых местах (особенно в тех, где сиденье лежало на другом сиденье ) разрушило пористую структуру материала сидений…Беда беда огорчение! Во всей этой истории с покраской крыши – это самый грустный момент, потому, как косяк произошел на абсолютно ровном месте (блин, лучше бы уж кто-то их порвал, ей богу!)) Но с другой стороны это тот факт, который здорово тренирует умение правильно относится ко всем неприятностям и ещё раз понять, что бедствие – не наказание, а вызов! Теперь вот думаю, каким будет новый салон.)
А ещё жаль, что на драйве в запись можно только 15 фоток залить, фоток конечно у меня гораздо больше!
Счастья Вам, вдохновения и крутых крыш!