В структуре волевых качеств футболиста самым значимым свойством личности является
Учение о темпераменте и его проявление.
1. Общее представление о темпераменте.
2. Анализ подходов к изучению темперамента.
3 Описание характеристик свойств нервной системы и типологических особенностей их проявления.
4. Психологическая характеристика типов темперамента.
5. Темперамент у футболистов и его значение в спортивной деятельности
Воля и ее значение для футболистов.
1. Общее представление о воле.
2. Исторический обзор изучения проявления воли.
3. Описание характеристик волевых действий.
4. Изучение особенностей волевых качеств у футболистов.
Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы на волевые качества (терпеливость, упорство, настойчивость) спортсменов.
Зависимость мотивации достижения от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, волевых качеств личности.
Эмпирические аспекты изучения темперамента и волевых качеств личности
1. Методики выявления типов темперамента и волевых качеств личности
2. Эмпирические исследования выявления типов темперамента у футболистов
3. Эмпирические исследования выявления волевых качеств личности.
4. Эмпирические исследования выявления мотивации достижения.
5. Соотношение выявления типов темперамента футболистов с волевыми качествами личности (терпеливость, упорство, настойчивость) и мотивацией достижения на определение.
Проблема соотношения свойств темперамента и черт личности остается весьма актуальной.
Необходимо четко отграничить систему свойств темперамента от системы признаков, раскрывающих черты личности, найти между ними функциональные связи, не отождествляя черты личности со свойствами темперамента: отождествление между настойчивостью и темпераментом часто допускается при описании различных типов темперамента.
Данное обстоятельство требует четкого определения специфики признаков и характеристик, относящихся к индивидуальности субъекта.
Воля является одним из важнейших свойств личности, которое выполняет функции регулятора упорной и длительной работы в разных сферах жизнедеятельности субъекта и играет существенную роль в становлении личности.
Изучение природных предпосылок волевых качеств необходимо для определения оптимальных условий развития и гармонизации этого личностного свойства.
Анализ вышеобозначенных вопросов способствует разрешению фундаментальной проблемы соотношения индивидных и личностных особенностей субъекта, а также широкого круга частных проблем, связанных с изучением целостной индивидуальности.
Свидетельствуют о достаточно неоднозначных результатах, полученных при составлении содержательных, личностных характеристик и энергодинамических признаков (свойств темперамента). Существует несколько точек зрения.
Придерживающиеся первой точки зрения, исходят из однозначной связи свойств темперамента, отношений и качеств личности.
Представители этого направления по существу утверждают, что существует тесная зависимость между указанными переменными.
Подчеркивается своеобразная предрасположенность, а часто и предопределенность отдельных качеств личности и черт характера теми или иными свойствами темперамента, что является весьма спорным.
Согласно второй точке зрения (более продуктивной), зависимости свойств темперамента, отношений и свойств личности многозначны.
Этот подход базируется на положениях о том, что от одного и того же свойства темперамента зависит несколько черт личности.
В то же время одна и та же черта личности может быть связана с различными свойствами темперамента.
Третья точка зрения обоснована. Исходит из системного понимания природы черт личности, т.е. единства содержательных и формально-динамических составляющих личности, которые подлежат дифференцированному рассмотрению при сопоставлении их со свойствами темперамента и его типами.
Мы придерживаемся данной точки зрения, поскольку она дает возможность рассмотреть всю полноту связей воли как свойства личности с различными компонентами и свойствами темперамента.
МЫ выявим типы темпераментов и соотнести их с особенностями волевых качеств у футболистов.
Особенности проявления волевых качеств (терпеливость, упорство, настойчивость) у футболистов в зависимости от типологических особенностей проявления генетики..
Определить значение темперамента в спортивной деятельности футболиста.
Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.
Впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.
В современной психологической литературе выделяют следующие типы темпераментов: холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический.
При определении психологических особенностей темперамента важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).
Однако на сегодняшний день в определении типов темперамента большое значение имеет профессиональная деятельность человека, стиль его поведения, манера одеваться, говорить, двигаться и т.д.
Это связано с тем, что каждая характеристика дополняет и более полно раскрывает сущность современного человека.
В настоящее время психодиагностика располагает рядом диагностических процедур, направленных на выявление типа и особенностей темперамента.
Каждый вид спорта предъявляет свои требования к спортсмену.
Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях определяет не успешность и даже невозможность овладения мастерством в данном виде спорта.
Современный спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт все более и более из борьбы мускулов превращается в борьбу умов и нервов.
В таких условиях слабому типу легче проявить свои положительные стороны и добиться успехов в тех видах спорта, которые требуют высокой координации и точности движений, высокого уровня развития интеллекта, быстроты реакции.
Там же, где необходима длительная работа большой интенсивности, спортсменов слабого типа очень мало.
В спорте высших достижений в силу его высочайших нагрузок, как физических, так и нервных, людям со слабым типом нервной системы также крайне нелегко добиться успеха.
Темперамент связан с другими свойствами личности.
Одним из них является воля.
Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг.
Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками.
В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне.
Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал.
Для развития воли футболистов важно представлять эту упрощённую схему.
Тренировка в пере адресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.
Воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воли в психологии строится вокруг следующих четырех феноменов: волевого действия, проблемы выбора мотивов и целей, волевой регуляции психических состояний, волевых качеств личности.
Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.
Многообразие физкультурно-спортивной деятельности определяет особенности проявления волевой активности, ее специфику, структуру и условия формирования.
В процессе занятий спортом у спортсменов высокой квалификации происходит формирование волевой активности как способности применительно к конкретному виду спортивной деятельности.
Волевая активность спортсменов, независимо от вида спорта, представляет собой сложное целостное образование, разноуровневое и многокомпонентное. Структура волевой активности спортсменов в различных видах спорта неодинакова и имеет свои специфические особенности. Это проявляется в том, что в игровых и скоростно-силовых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость и мотивы – потребность в достижении успеха и борьбе.
Для футбола также характерно развитие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, важны для футболиста настойчивость, решительность, смелость, нередко важную роль в игре играют самообладание и стойкость.
Доказано, что психологическая структура волевой активности в спорте включает в себя компоненты различных уровней: психологического (уровень развития волевых качеств в их взаимосвязи), мотивационно-личностного (потребность в достижении успеха и борьбе) и при определенных педагогических условиях может быть сформирована.
Рассматривая соотношение воли и темперамента спортсменов.
Преобладают футболисты с темпераментом холерика и флегматика, наименее представлены меланхолики.
У испытуемых с темпераментом холерика наблюдаются высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности, флегматики отличаются средними показателями по всем критериям.
Этот тип сильной нервной системы.
Вторым по встречаемости стал промежуточный тип нервной системы.
Наименее представлен вогнутый тип силы нервной системы.
Футболом должны заниматься лица с сильной и средне-сильной нервной системой, группа спортсменов со слабой нервной системой представлена незначительно.
Футболисты с сильным типом нервной системы отличаются в большинстве случаев хорошей подвижностью нервной системы, что означает, что они мало подвержены утомлению, в связи с чем им необходимо меньшее время для отдыха, склонны к коллективной работе, при этом они нуждаются в небольшом периоде «раскачки» в начале занятий.
Много футболистов, у которых более развиты волевые качества, такие как настойчивость и упорство, он видит определенную цель, идет до конца намеченной задачи, способен целесообразно действовать, сохраняя при этом технику движений.
Указанные волевые качества преобладают у таких типов темперамента, как сангвиник и флегматик.
Для холерика характерно, что волевые качества проявляются в более чем половине случаев, то есть он не видит четких целей, и ему необходимо больше проявлять самостоятельность и инициативу.
Для меланхолика типично, что волевые качества проявляются в менее чем половине случаев, необходима специальная работа по воспитанию выдержки и самообладания.
Футболисты отчетливы в стремление.
При этом высокий уровень характерен для сангвиников и флегматиков, в минимальном количестве случаев – для меланхоликов, средний уровень – для холериков, низкий уровень – для меланхоликов.
Психологическая подготовка футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения.
Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего.
Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
Псих
ПСИХологические возможности подготовки футболистов нуждаются в системном подходе.
10.2. Личность спортсмена
Задача 13. Определите, какой из приведенных признаков соответствует тому или иному волевому качеству (смелость, настойчивость, решительность, инициативность, самообладание, целеустремленность, дисциплинированность).
Задача 14. Какое волевое качество проявляется у спортсменов в данных примерах? По каким признакам вы это определили?
Если новичок сумеет удержать себя от реакции на ложную атаку, то специально записанная миограмма всегда покажет, что он чуть было не среагировал, но сдержался. Мастер всегда тормозит свои реакции более уверенно, даже на миограмме не всегда можно увидеть, стоило ли ему это значительных внутренних усилий.
Задача 15. Укажите, с недостаточным развитием какого волевого качества связан неуспех в следующих ситуациях.
Задача 16. Какими психологическими особенностями личности спортсмена можно объяснить эти данные?
«Оказывается, что чем моложе спортсмены и чем ниже их спортивные разряды, тем большее количество у них мотивов, которые побуждают их заниматься тяжелой атлетикой. Например, у тяжелоатлетов-новичков в среднем один спортсмен руководствуется почти шестью мотивами, в то время как для кандидатов в мастера спорта в среднем достаточно четырех мотивов, в группе ветеранов спорта среднее количество мотивов на одного человека еще снижается…
Было замечено, что наиболее яркие представители этой категории спортсменов, как правило, руководствуются только одним или двумя мотивами».
Задача 17. Известны четыре типа направленности личности по отношению к спортивной деятельности:
Какому типу направленности личности соответствуют предлагаемые характеристики?
Умеренность большинства спортсменов этой категории выражается в том, что они ставят перед собой такие доступные цели, как намерение попробовать свои силы в спорте, попытаться стать настоящим спортсменом и при возможности получить какой-нибудь спортивный разряд.
Задача 18. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам:
Задача 19. О каких индивидуальных психологических свойствах личности (способности, темпераменте, характере) идет речь в данном отрывке?
«Ты, – говорят мне, – Славка, какой-то одержимый… Да, я был одержим мечтой стать классным гонщиком. В те годы рядом со мной тренировалось много ребят. Были среди них и повыше меня, и покрепче, намного физически одаренней. Но одни из них не выдерживали нагрузок, другие – бремя жестокого режима. А я вот остался, когда никто из специалистов и не пророчил мне высоких скоростей.
Никто, за исключением Павла Константиновича Колчина. “Только труд и еще труд – до седьмого пота, до конечной стадии усталости может совершить чудеса. Когда мои коллеги, показывая мне того или иного новичка, говорят, что он талантлив, я этому не придаю никакого значения. Лишь проверив его в деле, я могу сказать – стоит ли он чего-либо или не стоит”».
7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
Личность – понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки – убеждения и отношения людей.
Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.
Что же такое личность в спорте?
Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.
Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.
К.К. Платонов (СНОСКА: См.: Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М, 1969.), анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, – все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.
В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить:
Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.
Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:
Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.
В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.
Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.
В структуре волевых качеств футболиста самым значимым свойством личности является
Становление отечественных исследований в области личности спортсмена началась в 50-60 годах прошлого столетия, в основе которых лежала разработка теорий, концепций и структур личности, методологических подходов и психодиагностических методик. Наибольший вклад в разработке психолого-педагогических основ формирования личности спортсмена внесли П.А.Рудик, А. Ц. Пуни. Особое место в рамках нашего исследования отведем структуре личности. Изучение структуры личности в современной психологии основывается на пять исследовательских стратегий:
1) выделение целостных устойчивых типов личности или её подструктур;
2) поиск устойчивых измеряемых (прежде всего посредством личностных опросников) характеристик, обусловливающих относительное постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, –черт личности, или диспозиций.
3) психодинамическая стратегия: выделение «глубинных» элементов личности, обусловливающих индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру;
4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологическом описании Я, которое открывается при самоанализе интроспекции;
5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самодетерминации. Её предметом служат выбираемые субъектом стратегии объяснения событий и регуляции собственных действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии совладения и другие установки [3].
Сегодня, отечественная наука определяет ряд подходов к определению понятия, содержания и типологических характеристик различных структур личности, среди которых особое место занимают структуры с позиций деятельного подхода, при котором признается изменение различных компонентов личности в онтогенезе.
В ряде исследований используется структура личности по К. К. Платонову, который, разделил все особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов [4].
Данная структура включает четыре подструктуры: биологически обусловленные особенности личности, такие, как темперамент, тип нервной деятельности, задатки; особенности психических процессов личности; уровень ее подготовленности (опыт); социально обусловленные качества личности — мировоззрение и направленность.
Теоретиками спорта структура личности спортсмена пока не разработана, но исследования отдельных личностных свойств ведутся весьма интенсивно. В обобщенном виде структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Рассмотрим основные понятия: способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевыекачества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоциии мотивация — переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки— убеждения и отношения людей [2].
Среди первых исследователей, указавших на необходимость разработки структуры личности спортсмена, была Н. Б. Стамбулова. В таблице 2. Приведена типология личности по критерию отношения человека к делу.
Табл. 2. Типология личности по критерию отношения человека к делу по Н.Б.Стамбуловой
Краткая характеристика типов
Инициативный, активный, ответственный
Человек, способный выдвигать новые идеи, активно претворять их в жизнь, нести за них ответственность перед собой, другими людьми, обществом.
Безынициативный пассивный, безответственный
Человек, который не обременяет себя как идеями, так и делами, при этом весьма доволен собой
Инициативный, активный, но безответственный
Человек с идеями и «практической хваткой», но не задумывающийся или игнорирующий последствия реализации своих идей для других людей, общества
Безынициативный, безответственный, активный
Человек, способный упрямо двигаться к своей цели, сметая все препятствия руководствуясь принципом: «После меня»
Инициативный, ответственный, но пассивный
Человек, способный ставить цели, намечать пути их достижения и брать на себя ответственность, но использующий других людей для их реализации.
Безынициативный, активный, ответственный.
Человек, склонный без лишних рассуждений, добросовестно и ответственно реализовывать идеи других людей или поставленные ими.
Человек, живущий и мире грез и идей, настолько далеких от его реальной жизни, что он и не пытается их осуществить.
Человек с чувством долга, но не знающи, куда приложить свои силы, постоянно мучающийся проблемой: «Надо что-то делать. Но что?!»
Все выше указанное, легло в основу разработки Серовой Л.К. модели личности спортсмена. Обобщенная модель представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Обобщенная модель личности спортсмена по Серовой Л.К. [5].
Для рассмотрения вопроса нам необходимо определится с понятием спортивной деятельности. В рамках нашего исследования под спортивной деятельностью будем понимать специальный вид деятельности в определенном виде спорта. Спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к формированию специфических качеств и структур, а с другой – к достижению спортивных результатов в данном виде спорта или в избранной спортивной дисциплине [1]. Предметом деятельности спортивной деятельности является спортсмен, который выступает в роли не только ее субъекта, направляя сознательную активность на самого себя, на совершенствование двигательных и физических возможностей, но и объекта, по отношению к противникам, товарищам по команде и др.
Общепринято, что современная спортивная деятельность разделена на три группы: спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт высших достижений, массовый спорта в мире рейтинг топ 10″ rel=»dofollow»>спорт и профессиональный спорт. При этом, спортивная деятельность по своим основным параметрам во всех группах обладает характерными для нее особенностями и закономерностями, включающий соревновательный характер и направленность на достижение наилучшего результата. На уровень и динамику спортивного результата существенное влияние оказывают личностные особенности спортсмена, а также на процесс формирование спортивного мастерства воздействует динамика психического развития, которая проявляется в развитии психических качеств и появлении специфических свойств личности молодого спортсмена.
Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т. е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом. Успешность деятельности спортсменов зависит от множества факторов, наиболее значимые: полученные знания, накопленный опыт, качество подготовки, работу тренера. Но одно из важнейших мест занимают субъектно-личностные качества спортсменов.
Следовательно, в спорте, достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера [2]. Все это обуславливают деятельность спортсмена в процессе тренировки.
Таким образом, спортивная деятельность является ресурсом для воспитания личностных качеств, формирующих систему навыков, направленных на развитие индивидуальные особенностей, способностей и волевых качеств.
Классификация волевых качеств человека в психологии
Волевые качества личности человека в психологии
На способы и особенности активного взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром оказывают большое влияние волевые качества его личности. Чтобы понять, что это такое, нужно вспомнить понятие воли.
Воля — способность человека осознанно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей, системная по своему строению; та сторона психической жизни, которая получает выражение в сознательных целенаправленных действиях человека. Л.С. Выготский определял волю как физическую и личностную независимость, синоним свободы.
Волевые качества личности — устоявшиеся, независимые от обстоятельств, одинаково проявляющиеся в различных ситуациях психические образования, которые демонстрируют достигнутый человеком уровень сознательного контроля над собой. Примеры — настойчивость, целеустремленность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Такие личностные качества, как безынициативность, несдержанность, робость, показывают слабую волю человека.
Классификация, какие основные
В.К. Калина разделил волевые качества личности на два вида — первичные (они же основные) и системные, более сложные, состоящие из нескольких компонентов. Первичные, или базовые волевые качества:
Также существует классификация, делящая волевые качества на:
Структура и общие характеристики первичных и системных
Многие волевые качества личности можно назвать системными:
Системные качества опираются на первичные. Это означает, что при слабой выраженности первичного качества — например, отсутствии настойчивости — человеку сложно стать инициативным и целеустремленным.
Энергия и терпеливость
У некоторых людей много энергии, когда они приступают к делу, но им не хватает терпеливости. Люди с сильной волей способны распределять свои усилия во времени и прилагать энергию к решению задачи достаточно долго, что в итоге определяет эффективность их действий.
Выдержка и самообладание
Эти качества личности позволяют человеку сдерживать порывы, мешающие достичь цели, и выполнять принятые решения. Для этого приходится справляться со страхами, ленью, застенчивостью, усталостью и прочими внутренними препятствиями, а также сдержанно и рационально реагировать на противодействие других людей и внешних сил.
Рассмотрим системные качества.
Настойчивость
Это качество помогает человеку реализовывать намеченные планы. Важно помнить о цели и вовремя изменять стратегию ее достижения, если реальность вносит свои коррективы и первоначальный план не так эффективен, как ожидалось. В противном случае мы скорее назовем человека упрямым и ригидным, нежели настойчивым.
Самостоятельность
Самостоятельного человека отличает то, что он руководствуется осознанными желаниями, тесно связанными с его устоявшимися взглядами и убеждениями. Самостоятельность противопоставляется таким свойствам характера, как внушаемость и негативизм. Самостоятельный человек слабо поддается внушению, он следует чужим советам только тогда, когда понимает их обоснованность и внутренне с ними соглашается.
Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм, стремление поступать наперекор, часто кажется подросткам признаком самостоятельности. Но это лишь обратная сторона внушаемости. Слабовольный человек не анализирует ситуацию, его легко спровоцировать на неразумные действия.
Целеустремленность
Человека можно назвать целеустремленным, если он способен ставить для себя четкие, ясные цели, которыми руководствуется в дальнейшем. Также целеустремленный человек способен ставить общую, возможно, очень отдаленную цель, которую достигает с помощью множества более конкретных.
Инициативность
Инициативный человек умеет находить новые решения, нестандартные, но при этом реализуемые на практике. Он слабо поддается влиянию окружающих, так как самостоятельно анализирует ситуацию и продумывает возможные решения, а не ждет, что кто-то решит все за него. Для проявления инициативности важно не только вовремя принять решение, но и быть уверенным в нем.
Нельзя назвать инициативным того человека, который постоянно сомневается в собственных решениях и ждет одобрения от других. Противоположные инициативности качества — зависимость, пассивность.
Решительность
Решительность складывается из умения подождать и собрать достаточное количество информации для принятия взвешенного решения и умения отличить критическую ситуацию, в которой принять решение нужно быстро. Также решительного человека отличает уверенность в принятом решении.
Организованность
Организованная личность способна строить рациональные, разумные планы, склонна к упорядочиванию своей деятельности. Для такого человека важно представлять четкую схему действий.
Дисциплинированность
Дисциплинированный индивид сознательно подчиняется нормам, принятым в обществе, учитывает в своих действиях установленный порядок и требования, регулирующие конкретную сферу деятельности.
Особенности развития волевых качеств в течение жизни
Воля — не врожденное качество, ее формирование и развитие происходит постепенно, вместе со становлением личности. Для высокого уровня развития воли необходимо развитие самоконтроля, т. е. постоянное преобразование бесконтрольных психических процессов в сознательные.
Функция воли выражается в преодолении препятствий, для которого нужна достаточная мотивация. Важными характеристиками волевых людей являются, например, требовательность к себе и реалистичный взгляд на мир, выражающийся в способности оценить ситуацию и принципиальную возможность ее разрешения.
Слабовольные люди могут казаться очень решительными и мотивированными, но отсутствие опыта в преодолении трудностей приводит к тому, что они переоценивают свои силы и не способны заставить себя относиться ответственно к собственным обещаниям. Та внутренняя активность, которая называется волевым усилием, может проявиться только при столкновении с трудностями.
На формирование волевых качеств сильно влияет семейное воспитание. Если родители не требуют от ребенка вещей, которые тот должен выполнять безоговорочно, или требуют слишком многого (столько, сколько ребенок не способен выполнить в принципе), ребенок вырастет недисциплинированным. Ему придется исправлять недостатки волевого поведения самостоятельно, например, заставлять себя соблюдать режим дня и следовать определенным правилам.
К факторам, влияющим на развитие волевых качеств, также относятся коллективные игры, обучение и общественно полезный труд. В играх, особенно сюжетно-ролевых, существуют правила, которым участники подчиняются. И в играх, и в школе дети и подростки сами обучаются контролировать себя, регулировать повседневную деятельность, выполнять данные себе обещания и сдерживать ненужные импульсы.