Виктор пелевин лучшие произведения
Все романы Пелевина от лучшего к худшему
Если оценить романы Пелевина от вершин к унынию, то хронологически выйдет красивый график горки, на которой читатель скатывается, скатывается, а потом вдруг неожиданно подлетает вверх (как в случае с «iPhuck 10») и неизвестно, куда он дальше залетит и что себе сломает. Повести и малую прозу в расчет брать не будем, они своими тонкими полуградусами различия совсем все запутают. И без того любой рейтинг обречен на трагическую субъективность и одиночество.
1. Чапаев и Пустота (1996)
«Чапаев и Пустота» с кусающей себя за хвост историей про бабочку и императора попал точно в жилу. В 90-х нереальности происходящего не боялись, а даже немного хотели, пусть и иногда на уровне подсознания.
Любая фантазия, любое бегство от того, что происходит вокруг, лучше крепко сжимающегося кольца гомеостаза и растерянности. Поэтому полуэзотерическое-полураздолбайское произведение зашло на ура — если мы так зыбки, то нечего и беспокоиться о завтрашнем дне.
Если же вы во главу угла ставите не общечеловеческую и вечную тему, а какие-то сиюминутные политические шуточки, то на вершину топа романов попадет явно что-то другое. Учтите, что в этом случае все мизинчики и глиняные пулеметы мира будут направлены на вас.
2. Омон Ра (1992)
Самый первый роман Пелевина часть считают повестью, но всё же он больше роман, пусть и невеликого объема. Если вам кажется, что веса недостаточно для серебряного призового места, считайте, что повести «Желтая стрела» и «Затворник и Шестипалый» тоже в одной с ним лодке.
Причина такого объединения — кристальная прозрачность текстов, которые дальше у Пелевина будут лишь усложняться и обрастать условностями, а здесь идеи яркие, чистые и звонкие.
Если вы никогда не читали этого автора (потому что вы новорожденный рептилоид, очевидно), то начинать будет полезно именно с этой тройки романа и повестей, которые по форме похожи на притчи и облажаться в их трактовке практически невозможно.
Как водится, где первый, там и сыроватый. Многие детали вроде рефренов с супом-рисом-курицей будут смотреться нарочитыми и неумелыми, но в целом по силе воздействия роман выдающийся. Ведь какой советский ребенок не хотел стать космонавтом? А Пелевин эту мечту заботливо завернул в красивую бумажку и запек в горячей и страшной духовке суровой реальности. Вот они твои мечты, ползи к ним по пустынному коридору, обдирая кровавые мозоли, а в конце будет изящный кукиш отечественного производства. Звездолеты будут бороздить космические просторы в театре твоего воображения, но легче тебе от этого не станет.
3. iPhuck 10 (2017)
Оп, нежданчик. Причина такого высокого места — в относительности происходящего и новом подходе к собственным романам. Это не реклама, но если Виктор Олегович пришлет редакции «Ножа» чего-нибудь этакого пелевинообразующего (например, талант, а вы о чем подумали?), то отказываться не будем.
У романов Пелевина есть своеобразные плавающие сроки годности. Со временем многие из них при безусловной годности постепенно опускаются на дно, потому что уходят не только сами реалии из романа, но и те, кто помнили бы эти реалии. Нет, конечно, они не умирают, вы что, просто многие вещи острые и бьют прямо в сердце за счет актуальности, а когда актуальность ушла, то и текст становится слабее. «iPhuck 10» взлетел так высоко, потому что он еще долго не потеряет остроты, если вообще с ней расстанется.
Пелевин наконец-то после долгих лет стал писать не для какой-то абстрактной интеллектуальной аудитории, а для вполне конкретных молодых читателей, которые хорошо знакомы с современной культурой и ее особенностями. К тому же автор здесь смог вскочить не на мутный и мелкий гребень не мемов, но на большой гребень тенденций.
Побомбить в романе есть от чего: читерски пройденный тест Бекдел на гендерную предвзятость, карикатурные феминистки, смешивание с гипсовой пылью творческих личностей и, конечно, великолепные пассажи для всех тех, кто осмелится критиковать литературную сторону пелевинских и не только текстов.
Критик, по должности читающий все выходящие книги, подобен вокзальной минетчице, которая ежедневно принимает в свою голову много разных граждан — но не по сердечной склонности, а по работе. Ее мнение о любом из них, даже вполне искреннее, будет искажено соленым жизненным опытом, перманентной белковой интоксикацией, постоянной вокзальной необходимостью ссать на ветру с другими минетчицами и, самое главное, подспудной обидой на то, что фиксировать ежедневный проглот приходится за совсем смешные по нынешнему времени деньги. (…) Даже если не считать эту гражданку сознательно злонамеренной, хотя замечу в скобках, что у некоторых клиентов она уже много лет отсасывает насильно и каждый раз многословно жалуется на весь вокзал, что чуть не подавилась… так вот, даже если не считать ее сознательно злонамеренной, становится понятно, что некоторые свойства рецензируемых объектов легко могут от нее ускользнуть. Просто в силу психических перемен, вызванных таким образом жизни. Тем не менее после каждой вахты она исправно залазит на шпиль вокзала и кричит в мегафон: «Вон тот, с клетчатым чемоданом! Не почувствовала тепла! И не поняла, где болевые точки. А этот, в велюровой шляпе, ты когда мылся-то последний раз?»
Всё то, за что мы любим раннего Пелевина, в романе тоже есть. И ощущение сопричастности мудрости и тайне, которую может по уровню сложности осилить даже старшеклассник, и разбросанные по тексту пасхалки, и фривольное обращение с высокими материями, которые неизбежно катятся куда-то в анально-генитальную тему. Сюжет, драма, катарсис и тыловая боль от веры в собственную иллюзорность тоже присутствуют.
4. Generation «П» (1999)
Роман подводит итоги дурным девяностым годам, и итоги эти, мягко говоря, неутешительные. Зато можно отряхнуться и с чистой совестью пытаться идти дальше. Не будь в «Generation „П“» стольких завязок на сиюминутных вещах, то роман стоял бы в рейтинге выше. Сейчас молодому читателю, который с чистого листа попытается прочитать текст, ничего не помня про девяностые, не будет понятна не то что половина лулзов и завязок, а гораздо больше. Поэтому, увы, срок годности и романа, и поколения (не сочтите за оскорбление) с каждым годом всё дальше от идеала. Как сказали бы мерчендайзеры из «Пятерочки» — «всё сильнее просрачивается».
При всех мелких недостатках в целом это блестящий срез целой эпохи — и срез достаточно кровавый, присыпанный солью. Политика, реклама и смена тысячелетий, громады, которые перетирают обычного человека в пыль.
Пути существования личности в этом хаосе только три: 1) лежи и жди, когда тебя раздавят; 2) беги вперед и жди, когда тебя догонят; 3) скачи кругами, запутывай следы и надейся, что тебя не вычислят. В любом случае ты либо сольешься с бесконечностью, либо просто сольешься.
Этим романом Пелевин показал, что уже давно вырос из уровня притч и готов к чему-то большему. Куда он пошел дальше — другой вопрос, но в знаковости тесту не откажешь.
5. Жизнь насекомых (1993)
По-хорошему этот роман тоже следовало бы поставить на одну полочку с «Омоном Ра», но тогда получится какое-то тесное безобразие. В целом они весьма схожи по внутренней структуре, пусть и сильно различаются внешним антуражем. Мир насекомых обрисовывает типичные характеры и образы, которые встречаются в любые времена и в любых широтах. Всегда приятно думать, что твоя мерзкая соседка — это глуповатая муравьиха, дурачок Петька с работы — вечно бегущий в никуда таракан, а жена одного из директоров подозрительно похожа на самку богомола. Точно так же приятно было читать басни Крылова, ровно до тех пор, пока не начинаешь расчесывать бревно в собственном глазу.
Роман простой и безыскусный, но для подростков будет как раз тем самым Пелевиным, который самый вкусный пирог и маффин. С него тоже можно начинать занимательное пелевиноведение и зарождение фантасмагорических традиций, когда смешиваются в кучу мифологемы, символы, размеры, а на заднем фоне кто-то обязательно упорется.
6. Empire V (2006)
Сам по себе этот роман звезд с неба не хватает и выглядит слабее даже 7-го места. Причина повышения в том, что он разогнался и подпрыгнул на парочке красивых идей, которые заложили увесистый кирпич в основание следующего десятка книжек Пелевина. Вот на этом кирпиче текст и стал казаться выше, чем он есть.
Гламур, дискурс и балансирование на сиюминутных модных вещичках. В 2006-м это выстрелило, но с каждым годом — всё сильнее подтухает.
Вместе с тем главная тенденция нулевых в культуре и искусстве цепко ухвачена именно в этом романе. По тексту она размазана жиденьким слоем и сокрыта за тоннами метафизической требухи и болтологии, но писатели для самых народных масс умеют выделять ее в пару кратких предложений. Например, с этим хорошо справился Лукьяненко, дававший интервью Дмитрию Быкову:
— Рискну предположить, что просто вампир — главный герой эпохи консюмеризма, или гламура, как она у нас называется. Он удовлетворяет двум главным условиям: во-первых, всегда прекрасно выглядит — он же вечно молод, никаких морщин, всегда красавец и т. д. А во-вторых, он ничего не производит и непрерывно потребляет. Это такая воплощенная пустота, поглощающая все. Лучший символ эпохи.
На пустоте нулевых и выросла пустота в романах, которую приходилось затыкать уже имеющимися шаблонами.
7. Числа (2003)
Это своеобразный приквел к Generation «П», который хорошо его дополняет. Если брать «Числа» в отрыве от общего творчества, то они, конечно, по нашему топу скатятся ниже. Возможно, вы их даже не узнали, потому что гораздо чаще этот роман выступает не самостоятельно, а в качестве большей части сборника ДПП (НН) — «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда». Крепкие рассказы надежно поддерживают роман со всех сторон и ставят его выше, чем есть на самом деле.
«Числа» во многом похожи на Generation «П», но если там тема девяностых и эзотерическая мешанина выстрелили наугад, то тут уже повторенье мать ученья. Каббала, лихие девяностые, пошлый и тонкий юмор вперемешку, отсылки к поп-культуре — всё расставлено по полкам с расчетливостью маркетолога.
Пелевин тут начинает продавать себя, как хороший товар, демонстрируя: вот я могу вот так, и вот так, и вот так. Здесь я балансирую на грани политического скандала, здесь шучу по-гусарски, а здесь развиваю философские мысли на 3 страницы убористого шрифта.
С другой стороны, никто и не утверждает, что роман должен выглядеть живым творением, а не искусственной куклой. Иногда в этой искусственности и кроется самый цимес.
8. Священная книга оборотня (2003)
Пелевин ввел в моду фыр-фыр-фыр, когда никто еще не знал what does the fox say. Примеры не из новых, но и книга тоже: когда она вышла, Ютуба еще не было, поэтому умиляться пушистых котикам и лисонькам было сложнее. Это последний роман Пелевина, который отдавал свежестью вплоть до 2017 года.
«Священная книга оборотня» кристаллизировала пустоту нулевых с другого ракурса, нежели вампирские пелевинские тексты. Если там пустота рассматривается с точки зрения общественной, где бабло и зло играют главную роль, а человечишка болтается где-то крошечной статистической единицей, то в «Священной книге…» человек (даже если он и не человек вовсе, а лиса или волк) стоит во главе угла и печально смотрит на творящийся вокруг беспредел.
Всё, что было в девяностых, уже сломали и перепродали, а нового еще ничего нет. Вот и придумывай, как из этого уныния выкручиваться.
Здесь Пелевин уже точно знает свою норму и может выписывать на собственные книги рецепты с аптекарской точностью. На одну страницу нужно: скрытого цитирования — 0,8 шт., каламбуров — 1,1 шт., монологов — 2,3 шт., политики — 1 ч. л. 3-процентного раствора. Полученный быстроусваиваемый продукт легко может употребить как интеллектуал из столицы, так и учащийся на первом курсе ПТУ.
9. t (2009)
Роман с коварно пишущимся названием очень хорош, но лишь для тех, кто с Пелевиным давно и надолго, а с остальными мировыми литературными тенденциями на ты. Если кто-то уже давно мучается проблемой читателя, сотворчества, разрушения четвертой, пятой, шестой, три-дэ стены, то его «t» зацепит за живое и потешит отсылками к раннему творчеству. Если же читать с бухты-барахты, то будет просто китчевое повествование, похожее на винегрет, где сплелись Толстой и Достоевский, кунг-фу и компот, щука и капуста.
В «t» Пелевин умело тешит читательское самолюбие, поэтому он плохо заходит у тех адекватных читателей, у которых этой пагубной штучки нет.
Зато почесывать пузико я-у-мамы-литературовед удается неплохо, пока в какой-то момент не понимаешь, что весь постмодернизм в романе шит белыми нитками. Впрочем, успокаивает тебя Пелевин: так всё и задумано, просто читай и жди, когда все ниточки распутываются. Тем более что долгие годы творчества наконец-то научили автора не оставлять свободно болтающихся хвостов.
Если играть в этот роман легко, то прочтется быстро и приятно. Если сделать серьезную физиономию и начать выкапывать дискурс, симулякры и прочие умные слова, то гроша ломаного не будет стоить такое чтение.
10. S.N.U.F.F. (2011)
Пожалуй, самая спорная позиция в рейтинге, потому что у многих этот роман в любимых, и если смотреть на бесполезные цифры количественной статистики, то на литературных сайтах множество сердечек принадлежит именно «Снаффу». Но нас не обманешь. К 2011 году Пелевин навострился писать филигранно и глубоко, но «S.N.U.F.F.» — вторичен донельзя. Конечно, сюжет в нем не повторяется, да и шутки придуманы новые, так же как и мир, но это не отменяет одного простого факта: если ты уже прочитал несколько более ранних романов Пелевина, то угадаешь развитие сюжета, расставишь литературные приемы в нужном количестве и реконструируешь костяк романа в голове задолго до конца. А смешные словечки и какие-то местечковые реалии просто натянутся на этот костяк.
Да, в этом романе много времени уделяется любви, которая обычно у Пелевина отображена лишь схематично. Да, в нем предсказаны какие-то исторические реалии, но не то чтобы это было прорывом в 2011-м. Вон Лукьяненко в романе «Звезды — холодные игрушки» еще в 1997 году напророчил историю с Крымом, но никто этот его посредственный роман пифийскими восторгами не закидывает.
11. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами (2016)
«Лампа Мафусаила…» не настолько плоха, как несколько предыдущих по времени издания романов Пелевина, но редкий читатель отважился долететь до середины этого конкретного Днепра, напуганный ужасной обложкой и репутацией не торта. Хотя как раз начало-то тут лучше всего.
На самом деле роман не совсем роман и нас обманывает — это несколько разных по качеству и интересности повестей. Возможно, Пелевин хотел повторить успех сборников повестей, которые действительно были хорошими, но тут чего-то не хватило. В какой-то момент мотор заглох и автор завяз во всех тех темах, которые мы уже видели и слышали. Сверху тяжелой гирей навалилось печально повсеместное «Удиви меня, Пелевин, давно ничего хорошего не писал», так что даже неплохие отдельные части не зашли и массовой аудитории почти не известны. Название же и вовсе наводит на мысль, что автор пишет для потенциальных зрителей канала «Рен-ТВ», хотя все мы знаем, что они не пойдут читать даже такие завлекательные книги, пока голос из чайника не передаст им соответствующий космический сигнал.
Последний гвоздь в крышку гроба — попытка угнаться за скорым поездом современности с хипстерами и прочими сиюминутными штучками. Вот чуть-чуть бы еще, поднажать — и успел бы.
12. Любовь к трем цукербринам (2014)
Именно на этом романе Пелевин, делающий в десятых годах ставку на актуалочку и злободневность, перестал за ней успевать. Пока ты напишешь книгу, пока ты ее опубликуешь, развезешь по магазинам, продашь, пока ленивые читатели ее прочитают… Всё, актуальность рассеялась, мемы устарели, в Angry Birds никто не играет, а над опоздавшим автором тихонечко посмеиваются в хипстерские усы (которые выйдут из моды аккурат в тот момент, когда про них напишут). Гнаться в литературе за интернетом — дело неблагодарное. Неудивительно, что «Любовь к трем цукербринам» стала явной неудачей. Если второй части вампирской псевдосаги еще прощали эти косяки, списывая на синдром сиквела, и надеялись, что дальше-то Пелевин отряхнется и встанет, то тут надеяться перестали.
Троллить смартфонное поколение миллениалов вообще занятие неблагодарное, потому что им в любом случае проигрываешь в скорости. Только придумал отменную остроту, как эти чудики изменились до неузнаваемости.
13. Бэтман Аполло (2013)
Сделать сиквел лучше оригинала практически невозможно, и редкие исключения лишь подтверждают это правило. «Empire V» стал знаковым, но не был таким уж классным, чтобы хотелось его повторить, так что дальше нужно было как минимум прыгнуть выше его головы. Тут же роман о пресловутую голову споткнулся и кувыркнулся. Типичная история продолжения.
Да и Бэтмен, мягко говоря, не та фигура в современной культуре, против которой можно переть с голыми руками или штыковой лопатой. Чтобы умело обыграть этот мощный сам по себе образ и не превратить его в неприятное юродствование, нужно зарядить в него всю мощь своего таланта. Талант у Пелевина есть, но как и любая ценная субстанция — в ограниченных количествах. В этом романе он распылил его на другие детали, и на какие-то важные моменты не хватило.
Наконец, третий важный момент, спихнувший роман на дно, — это непонятки с аудиторией. Именно в начале десятых годов выросло новое поколение читателей Пелевина, которые не росли вместе с его текстами параллельно, а прочитали их целой пачкой в какой-то период своей жизни.
Как ни крути, но основная аудитория Пелевина — всегда молодежь, которая постепенно сменяется, оставляя фанатов и унося в реальную жизнь остальных. Молодежь достаточно резко и заметно изменилась, а Пелевин в начале нулевых остался тем же. Отсюда — когнитивный диссонанс, методы восприятия информации у них разные. Не зашло.
14. Орден желтого флага. Железная бездна (2015)
На почетном донышке лежит двухтомное творение последних лет, которое мало кто вообще решил прочитать. Причин много, одна из них достаточно неожиданная: роман издали в двух частях за немалые по меркам среднестатистического россиянина деньги, причем текст был тоненько размазан по страницам крупным шрифтом. Все сразу смекнули, что это для выкачивания из народа той самой финансовой субстанции, о которой любит писать Пелевин, поэтому выказали презрительное «фе» роману, даже его не читая.
Как будто в России мало других способов стричь купоны, как будто нельзя было слепить две части в одну книгу, да что вы нас за дурачков держите, за это платить в два раза больше!
Банальный сюжет добил эту книжку, и даже красивости стимпанка не помогли. Конечно, сюжет у Пелевина не главное, а только элемент антуража. Куда интереснее следить за приключениями собственной мысли в условиях, которые создает автор. Но если же забить на него вообще, то читатель в отместку забьет на произведение. Как там говорят в современных блогах? Подавай нам качественный контент. А метафизику прикручивай в свободное от этого время.
Виктор Пелевин
«Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 г. в гор. Москве. В 1979 г. окончил среднюю школу № 31. В 1979 г. поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1985 г. В 1987 г. поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 г. В 1989 г. поступил в Лит. институт им. Горького. С 1989 г. работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face» в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в Москве». // 1 декабря 1993 г.
Виктор Олегович Пелевин — русский прозаик. Hесколько лет работал в журнале «Hаука и религия». Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989).
Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация», 1994)
Описание жизни сознания восходит у писателя ко многим мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизма (роман «Чапаев и Пустота» (1996)) и мистического учения Карлоса Кастанеды (повесть «Жёлтая стрела» (1993)).
Первая крупная публикация — «Омон Ра» (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За неё он получил несколько премий.
Роман «Чапаев и Пустота» сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года.
Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.
Виктоpа Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем «поколения тpидцатилетних». Cам автоp склонен согласиться с этим yтвеpждением. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль до предела динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его пpоза — yдачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитаpности, остpой совpеменности и погpyжённости в pеалии пpошлого, всегда yвиденного под весьма эксцентpичным yглом зpения, а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, всё это и является составляющими невеpоятного yспеха его пpоизведений.
Примечание к биографии:
Многие произведения Пелевина связаны между собой более или менее очевидными перекрёстными упоминаниями происходящих в них событий и персонажей. В Интернете можно найти несколько вариантов схематического изображения этих связей. Например, здесь.
14 лучших книг Пелевина
*Обзор лучших по мнению редакции simplerule.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Личность Виктора Пелевина давно стала литературным культом. Все его произведения – это уникальное сочетание откровения, шока, сатиры и абсурда. Его романы называют пророческими, бредовыми и невероятно актуальными. Они переведены на все основные мировые языки, включая китайский и японский. Наши эксперты подготовили рейтинг 14 лучших книг Пелевина, чтобы вы знали, какие его романы обязательны к прочтению.
Рейтинг лучших книг Пелевина Виктора Олеговича
Номинация | Место | Наименование | Рейтинг |
---|---|---|---|
Рейтинг лучших книг Пелевина Виктора Олеговича | 1 | Омон Ра | 5.0 |
2 | Чапаев и пустота | 4.9 | |
3 | Жизнь насекомых | 4.8 | |
4 | Затворник и Шестипалый | 4.8 | |
5 | S.N.U.F.F. | 4.7 | |
6 | Числа | 4.7 | |
7 | Generation «П» | 4.7 | |
8 | Ананасная вода для прекрасной дамы | 4.6 | |
9 | iPhuck 10 | 4.6 | |
10 | T | 4.5 | |
11 | Empire V | 4.5 | |
12 | Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре | 4.5 | |
13 | Священная книга оборотня | 4.4 | |
14 | ДПП (НН) | 4.3 |
Омон Ра
Первое место в рейтинге занимает роман «Омон Ра», представляющий собой своеобразный разбор мифов о Советском Союзе. Качественная пародия на социализм. Главная особенность книги – прямота высказываний, неподкупность взглядов и легкий ироничный слог.
Главный герой произведения – Омон Кривомазов, мечтающий быть летчиком в те времена, когда СССР в космосе уже далеко на первый, а от подвигов прошлого остались только муляжи. Злым миражом становится не только мечта, но и карьера героя.
Кстати, это первый роман В.О. Пелевина. В отзывах пишут, что это язвительная и одновременно пронзительная книга об оборотной стороне мечты. К плюсам многие относят потрясающую сатиру и непредсказуемый сюжет с элементами триллера.
Чапаев и пустота
Это одно из ярких произведений современной литературы. Много юмора, необычный сюжет и интересные диалоги. Главное преимущество книги – переплетение реальности и фантастики. Действия происходят в двух измерениях: в 90-х годах прошлого века и во времена гражданской войны.
Главный герой – поэт Петр Пустота, который знакомится с Чапаевым и иногда осознает себя пациентом дома для умалишенных (психиатрической больницы) в 90-х. В романе встречаются «просто Мария», Шварцнеггер, Фурманов и даже Анна-пулеметчица.
В.О. Пелевин говорит о своем романе: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». По мнению многих читателей, это лучший роман автора. Мы обязательно рекомендуем его к прочтению, особенно если вам интересен дзэн-буддизм.
Жизнь насекомых
Этот роман больше напоминает сборник философских притч, которые таят в себе простые, но при этом важные мысли об иллюзорности и тщетности бытия. Произведение, которое разворачивает и захватывает сознание.
Фантастически интересное и необычное произведение, дающее осознание, что смотреть на мир можно с другой стороны и плоскости. Отличный сюжет, интересные образы и мысли. Настоятельно рекомендуем эту книгу В.О. Пелевина всем, кто ценит здоровый сарказм.
Затворник и Шестипалый
Это произведение с неожиданным сюжетом отлично подходит для первого знакомства с творчеством В.О. Пелевина. Смешная повесть, в которой при желании можно найти глубокий смысл. Остроумно, необычно и оригинально.
Главные герои повести – два цыпленка-бройлера: Затворник и Шестипалый. Их выращивают на убой на птицефабрике им. Луначарского. Завязкой сюжета становится изгнание Шестипалого из социума: от остальных цыплят и самое главное – кормушки.
Повесть легко и интересно читается. Она небольшая, состоит всего из 35 страниц. К плюсам многие читатели относят интригующий сюжет, глубокий смысл и возможность взглянуть на привычную реальность с другого ракурса.
S.N.U.F.F.
Роман-утопия В.О. Пелевина, раскрывающий глубокие тайны женского сердца и секреты летного мастерства. Автор практически с нуля создает собственный новый мир. Весь рассказ поочередно ведется то от лица Демиола Карпова, то от юного орка Грыма.
Из всех романов автора эта книга ближе всего к настоящей научной фантастике. Четкая и циничная утопия, в которой высмеивается все, что связано с современной политикой, дипломатией, культурой и даже религиозными направлениями.
Сразу отметим, что роман несколько затянут и даже сложен в чтении, но стоит удовольствия, которого вы получите. Многие пишут, что это «крышесдвигающая» книга, в которой прекрасно сочетается метафизичность, цинизм и юмор.
Числа
Весь сюжет выстроен вокруг одного изречения – «миром правят числа». Главный герой романа – Степан, который с детства увлекается магией и числами. Сначала в качестве своего покровителя он выбирает цифру 7, а затем число 34.
Затем, руководствуясь подсказками этого числа, он становится успешным предпринимателем и банкиром. Однако в жизни редко все складывается беззаботно, и на пути Степана возникает число-антипод – 43, которому поклоняется его конкурент.
Однозначный плюс книги – легкий слог. Читается она быстро и интересно. Оставляет двойственное впечатление, но от чтения оторваться практически невозможно, потому что сюжет развивается стремительно и сопровождается отменным чувством юмора.
Generation «П»
Это лучшая книга на постсоветском пространстве, по мнению 24 литературных экспертов. Это постмодернистское произведение, в котором зафиксированы основные образы 90-х годов прошлого века. Главной особенностью является полное погружение читателя в описываемый период времени.
Несмотря на то, что книга метафизическая, она обладает ясный и динамичный сюжет. Он останется актуальным до тех пор, пока будет существовать реклама, PR и политехнологии. Не забывайте, что у романа есть отметка «18+».
Произведение отличное, читается на одном дыхании. Рассказывает о надоедливой рекламе, старых идеалах, несчастном поколении Пепси. К плюсам многие читатели относят философские вставки и прекрасный слог.
Ананасная вода для прекрасной дамы
Это сборник рассказов, вышедший в продажу в 2010 году. Он состоит из двух частей: «Боги и механизмы» и «Механизмы и Боги», которые также делятся на отдельные рассказы. Все они объединены темой проникновения мистических религиозных направлений в область большой политики.
Как и в других работах Пелевина, сюрреализм сюжета переплетается с тонким юмором и уникальным стилем изложения. К плюсам стоит отнести оригинальные мистические приемы и иронию автора над всем происходящим.
Некоторые любители творчества В.О. Пелевина отмечают, что эта работа немного не дотягивает до предыдущих романов. В любом случае, произведение интересное и увлекательное, поэтому читается на одном дыхании и входит в наш рейтинг.
iPhuck 10
В этой книге В.О. Пелевин открыто обращается к молодым читателям и показывает осведомленность в делах современности. Все это, как и подобает автору, сопровождается драмой, сарказмом и ощущением тщетности бытия.
Смесь политических аспектов, человеческих взаимоотношений, будущей «культуры» и тенденций реального времени. Одна из интересных цитат произведения: «Жизнь в цивилизации — особая штука. За все надо платить; даже за то, что тебе и не нужно».
Это девятый роман Пелевина, впервые изданный в октябре 2009 года. В основе сюжета – мастер боевых искусств граф Т., который пробирается в Оптину Пустынь. Однако на пути ему встречается каббалистический демон, который утверждает, что это именно он создал мир и самого графа Т.
Увлекательное произведение, которое в итоге приводит к пониманию того, что всё вокруг – это не более чем пустота и тщетность. Роман «Т» вошёл в список конкурса национальной литературной премии «Большая книга».
В отзывах пишут, что роман написан в характерном для Пелевина стиле. С первых страниц не просто чувствуется, а ощущается своеобразная манера написания и ведение диалогов. «T» – это о том, что каждый может написать свою историю сам.
Empire V
Сатирическая антиутопия, глубоко и сатирически описывающая современное общество. Действие произведения разворачивается в том же пространстве, что и Generation «П». При этом материал подается довольно нетипично, что свойственно для В.О. Пелевина.
Главный герой – новообращенный вампир Роман Александрович Шторкин, которому всего 19 лет. Он не смог поступить в институт, работает грузчиком и не знает своего отца. Размышляет о вечных проблемах бытия и пытается изменить свою жизнь к лучшему.
Книга читается легко и быстро. Однако некоторые отмечают, что их утомляют длинные описания и монологи. К плюсам относят парадоксальные идеи, афористичные высказывания и сложные абстрактные понятия, которые описываются автором вполне простым и понятным языком.
Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре
Главная особенность этой книги – формат. Она представлена в письмах: истории общения в интернет-чате с постоянными отсылками к знаменитому мифу. Беседу начинает пользователь с интересным ником Ариадна, остальные участники заперты в разных комнатах одного и того же здания.
Все главы отделяются друг от друга смайлами. По ходу сюжета герои пытаются познакомиться друг с другом, но их не только обманывают, но и унижают. Весь смысл состоит в том, что один из персонажей свободен, но не подозревает об этом.
Современный взгляд на миф о Минотавре. Сюрреализм или бред? Это решать читателю. Мы однозначно рекомендуем этот роман к прочтению, потому что он обладает интригующим сюжетом, интересными диалогами и креативная задумка автора.
Священная книга оборотня
Книга написана от женского лица. В отличие от других работ В.О. Пелевина это светлый и позитивный роман. Содержит много философских рассуждений и диалогов, параллелей и метафор. Одно из преимуществ произведения – завершенный и логичный финал.
Судя по отзывам, оно читается с большим интересом. Имеет увлекательный сюжет, в котором особое место занимают необычные приключения главных героев, их попытки найти истину и определить, в чем же заключается смысл жизни.
ДПП (НН)
Первое, чем цепляет эта книга – сложным названием (Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда), второе – интересной подачей. Это не отдельное произведение, а сборник. Он состоит из одного романа («Числа») и дополняющих его повестей.
Впервые эта работа была издана в 2003 году. Помимо романа «Числа» она включает небольшие рассказы «Македонская критика французской мысли», «Акико», «Фокус-группа», «Жизнь замечательных людей» и др.
Некоторые рассказы читаются довольно сложно, но это вас не остановит, потому что сюжет в них развивается довольно стремительно. Огромный плюс – много юмора, который буквально «заставляет» прочитать это произведение целиком.
Внимание! Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
10 самых популярных книг Виктора Пелевина
Романы, написанные самым культовым российским писателем современности.
Виктор Пелевин, пожалуй, самый таинственный и яркий прозаик российской литературы последних десятилетий. Каждая его новая книга — событие, откровение, шок. На страницах его произведений можно найти и юмор, и философию, и рефлексию, и даже предсказания. Совместно с крупнейшим сервисом электронных и аудиокниг ЛитРес мы подготовили подборку самых крутых книг писателя.
22 августа вышла новая книга Пелевина и уже стала бестселлером. Она состоит из двух повестей и рассказа. Герои сборника складывают коллективный портрет современной России: их действия и высказывания отлично иллюстрируют то, чем живет и дышит сейчас большинство. Любопытно, что заглавное произведение получилось менее удачным, чем два других — более легких и ироничных. Традиционный дайджест новостей, размышления о мироустройстве, яркий срез действительности, ностальгия по лихим, но дарящим надежду на новый мир, 90-м — все это упаковано в удачный объем и подано в узнаваемом авторском стиле. Новая книгу будет интересна как знатокам «пелевинщины», так и читающим ее в первый раз.
«Дорожки ветвятся, ветвятся, а потом из всех мировых маршрутов остается только тропинка на работу, и ты уже полностью взрослый».
Предпоследний роман Пелевина, одна из главных тем которого, поиски счастья. А также постоянное неудовлетворение собственных амбиций и желаний. Главная героиня Татьяна к концу книги превращается из сотрудника салона красоты в адепта тайного культа и обретает женское всемогущество. Второй центральный персонаж — олигарх Федор — наоборот упускает шанс погрузиться в нирвану и стать культовым персонажем. К удивлению читателя, в этой книге автор в серьез говорит о буддийских философских принципах.
«Ребята, сказал бы я, мальчишки и девчонки — пока молодые, развивайте полный лотос, он очень пригодится вам в жизни. И ничего не берите в голову, кроме щебета птиц, шума ветра и плеска волн».
За «iPhuck 10» Пелевин был награжден премией им. Андрея Белого, значимой для литературы без цензуры. При этом «iPhuck 10» — образец интеллектуальной прозы, равных которому сегодня нет. В тексте непривычно мало юмора, ловко сконструированное будущее и необычные герои: Порфирий Петрович, литературно-полицейский алгоритм, и его клиентка Маруха Чо, арт-критик и куратор. Сюжет романа отчасти детективный, отчасти фантастический, а возможно, даже провидческий. Точно одно: эта книга еще долго не потеряет своей актуальности.
«Льстить женщине — особенно умной — нужно грубо и беззастенчиво, быстро кроя одну нелепость другой, а другую третьей, потому что на то время, пока вы щелкаете в ее голове допаминовыми тумблерами, ее острый интеллект впадает в спячку».
Пожалуй, самый культовый роман писателя. Восточная мистика и философия, реальность, крепко замешанная со сновидениями, исторические персонажи, поменявшие привычные амплуа и поселившиеся в современности. Все это сделало книгу путеводителем по мыслям и чувствам людей, переживающих смену эпох. Чапаев здесь буддийский учитель, направляющий поэта-декадента Петра Пустоту к просветлению, а тот в свою очередь, бесконечно погружается во сны, так похожие на реальность, что порой начинает казаться, будто границ, внешнего и внутреннего мира героев, вовсе нет.
«В будущее, о котором вы говорите, надо еще суметь попасть. Быть может, вы попадете в такое будущее, где никакого Фурманова не будет. А может быть, вы попадете в такое будущее, где не будет вас».
Главный герой этой книги — копирайтер Вавилен Татарский. Он вдохновил на выбор профессии множество рекламщиков и пиарщиков. История о представителе поколения «П», прошедшего путь от простого копирайтера до земного воплощения мужа богини Иштар, сдобренная рекламными слоганами, ироническими наблюдениями о происходящем в стране во времена больших перемен и прошитая восточной философией и эзотерикой. Роман знаковый, но для современного читателя местами непонятный: слишком много отсылок и цитат конца 90-х.
«Но термин «вовлечение» не просто оказался полезным в работе. Он заставил Татарского задуматься над тем, кого и куда он вовлекает и, что самое главное, кто и куда вовлекает его».
«В любви начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему остальному. Она сделала мое сердце легким и пустым, как воздушный шар».
Роман-предсказание, иллюстрирующий политическую обстановку между Западом и Востоком. Пелевин иронично описывает мир будущего, в котором цивилизованная часть парит над землей в виде гигантского шара Бизантиума, а технологически отсталая, Уркаина, распростерлась на поверхности земли. В книге много шуток, ненормативной лексики и мастерски передан дух времени. В романе есть ряд актуальных наблюдений о происходящем в мире, размышлений о месте СМИ и новых технологий в жизни, а также рефлексия о войнах, взаимоотношениях людей и ценности человеческой души.
«— А ей это даже идет, — говорила моя душечка, разглядывая Хлою. — Сапоги, хлыст, кожа. Главное, вполне в духе оркской национальной традиции. Аутентичненько».
Эта книга — скорее сборник повестей, чем полноценный роман. Главные герои повествования — члены дворянской семьи Можайских, служащие на благо Отчизны в течение 3-х столетий. Истории, рассказанные автором разные: провокационные (чего только стоит офисный клерк, ставший дендрофилом), стилизованные под классику, прикидывающиеся лагерной прозой прошлого. Но не обошлось и без привычного пелевинского юмора, экскурса в мировую экономику и даже объяснений природы отношений руководства страны с мировым масонством.
«Понтий Пилат интересовался, что есть истина — но сегодня актуален другой вопрос: что есть информация?»
«Каждый вагон в поезде судьбы соединен не только с предыдущим и следующим. Он связан и с бесчисленными теневыми вагонами других поездов, едущих по другим вселенным».
Этот роман Пелевина не что иное, как сиквел «Empire V». И он получился ярче и интереснее. В центре повествования вновь Рама, мир вампиров теперь прописан подробно и тщательно, а приключения главного героя в замке Дракулы придают истории романтический оттенок. Пелевинский юмор, размышления о мироустройстве и свободе личности, нелепые совпадения и отличная динамика развития сюжета — все это складывается в хорошо знакомый читателям авторский стиль.
«Только все это, к сожалению или счастью, было просто сном. Или чем-то похожим. Ну и что, думал я, зато мы видим этот сон вместе. А это и есть любовь».
По промокоду PELEVIN вы можете получить в подарок от ЛитРес книгу Виктора Пелевина «T», а также скидку 25% на коллекцию предыдущих книг автора и на весь ассортимент электронных и аудиокниг крупнейшего в России и СНГ книжного сервиса.
Виктор Пелевин
«Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 г. в гор. Москве. В 1979 г. окончил среднюю школу № 31. В 1979 г. поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1985 г. В 1987 г. поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 г. В 1989 г. поступил в Лит. институт им. Горького. С 1989 г. работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face» в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в Москве». // 1 декабря 1993 г.
Виктор Олегович Пелевин — русский прозаик. Hесколько лет работал в журнале «Hаука и религия». Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989).
Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация», 1994)
Описание жизни сознания восходит у писателя ко многим мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизма (роман «Чапаев и Пустота» (1996)) и мистического учения Карлоса Кастанеды (повесть «Жёлтая стрела» (1993)).
Первая крупная публикация — «Омон Ра» (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За неё он получил несколько премий.
Роман «Чапаев и Пустота» сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года.
Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.
Виктоpа Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем «поколения тpидцатилетних». Cам автоp склонен согласиться с этим yтвеpждением. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль до предела динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его пpоза — yдачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитаpности, остpой совpеменности и погpyжённости в pеалии пpошлого, всегда yвиденного под весьма эксцентpичным yглом зpения, а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, всё это и является составляющими невеpоятного yспеха его пpоизведений.
Примечание к биографии:
Многие произведения Пелевина связаны между собой более или менее очевидными перекрёстными упоминаниями происходящих в них событий и персонажей. В Интернете можно найти несколько вариантов схематического изображения этих связей. Например, здесь.