Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Парфюмер. Роман основанный на реальных событиях. Кем он был на самом деле?

Юнеско включило традицию создания ароматов французского округа Грас в список нематериального культурного наследия. Это место стало знаменитым на весь мир, после публикации романа Патрика Зюскинда. И выхода одноименного фильма Парфюмер. По сюжету, главный герой Жан-Батист Гренуй, убивает юных красавиц чтобы на основе запаха их кожи создать уникальный аромат. Эликсир, одна капля которого вызывает в окружающих любовь и страсть.

За последние двадцать лет, парфюмеры всего мира пытались изготовить особые духи, способные пробуждать влечение у противоположного пола.

Но существует ли они на самом деле? Как привлечь красотку с помощью
капли одеколона? И существовал ли маньяк парфюмер Гренуй на самом деле?

Чтобы создать совершенный аромат Жан-Батист Гренуй, главный герой романа Патрика Зюскинда, убивал молодых рыжеволосых красавиц.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Невероятно но художественный вымысел оказался правдой. В семнадцатом веке в парфюмерии действительно использовались человеческие трупы.

Одни историки считают, что прототипом парфюмера был Кролиус, ученик известного химика и врача Парацельса. Якобы именно он придумал рецепт парфюма из человеческих тел.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Другие исследователи предполагают, что главный герой собирательный образ. По сюжету ему удалось создать неповторимые духе вызывающие мгновенную страсть. Но ученые уверены, идеальный аромат для всех придумать невозможно. Рецепторы обоняния слишком индивидуальны. Есть люди, которым нравятся запах резины или типографской краски. Более того практика показывает, что манипулировать толпой значительно проще, используя не благовония а наоборот неприятные запахи.

Тем не менее, произведение Зюскинда вполне реалистично. В средневековые парфюмеры считали себя алхимиками и мечтали превратить зловония в приятный аромат.
Символично и то, что у Гренуя не было собственного запаха. Дело в том, что запах кожи в семнадцатом веке оскорблял общественный вкус и даже считался вредным. Правда речь шла о выделенной кожи.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Ароматизированные перчатки сразу же стали очень популярными у аристократов. Они прикрывали ими нос, чтобы не дышать запахами сточных канав. Ведь зловоние французских городов тоже не выдумка Зюскинда.
В средние века, из-за антисанитарии, Европа пахла ужасно. Парфюмерные производства, быстро превратились в насущную необходимость.

В начале 17 века в Грасе были разбиты цветочные плантации. И наконец 20 века там выращивали розу,жасмин, лаванду, туберозы и флердоранж.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Сегодня в Грассе находится 40 лучших парфюмерных фабрик, но всемирно знаменитым этот город стал только после выхода романа Патрика Зюскинда.

Источник

Жан-Батист Гренуй

История персонажа

Произведения Патрика Зюскинда взволновали читательскую аудиторию начала 20 века. В них чувствовалось свежее дыхание нового времени, веяние незаурядных литературных опытов и прелесть замысловатых сюжетов. «Парфюмер» – книга, ставшая ярким примером творческих изысканий писателя. Она привлекает интеллектуалов и обывателей, оставляя след в душах.

История создания

Немецкий драматург и прозаик, Патрик Зюскинд использовал любопытный подход к созданию литературных произведений. Каждое из них повествует о человеческой драме. Роман «Парфюмер» вышел в свет в 1985 году, собрав восторженные отзывы критики и читателей. Среди девяти книг Зюскинда он оказался наиболее востребованным произведением.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеПатрик Зюскинд

Полное название книги «Парфюмер. История одного убийцы». Действие разворачивается в 18 столетии. Исследователи относят роман к направлению псевдореализма благодаря образности, с которой автор воссоздал описываемую эпоху. Сюжет дополняют подробные характеристики героев и окружающей обстановки. Писатель указывает даты, малейшие нюансы взаимоотношений и физиологические детали, создавая ощущение реальности происходящего.

Впервые роман был опубликован в Швейцарии. Выпущено 12 миллионов экземпляров книги, которую перевели на 47 языков, в том числе на латынь.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеКнига Патрика Зюскинда «Парфюмер»

Российские читатели познакомились с произведением в 1991 году, когда его опубликовали в журнале «Иностранная литература». Книга повествует о человеке, пресмыкающемся перед всем, что сильнее его, и возвышающемся до статуса божества.

Сюжет и прототип

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеЖан-Батист Гренуй

Образ составителя ароматов, чьим главным желанием было придумать восхитительные духи, нельзя считать вымышленным. Люди этой профессии не брезговали любыми опытами и манипуляциями для получения желаемого. Некий Кроллиус, исследовавший действие благовоний, химию и медицину, утверждал: запах тела недавно умершего молодого человека располагает ингредиентом, способным усиливать действие аромата духов. Кроллиус считал, что идеальной жертвой станет человек с копной рыжих волос, повешенный или посаженный на кол не позднее, чем сутки назад.

Исследователь озвучил рецепт за 100 лет до написания романа. Ранее подобные инструкции предлагал использовать фармацевт и химик Николя Лефевр. Он считал, что мышцы, срезанные с трупа юноши, отмокшие в винном спирте и подсушенные, обладают драгоценным для духов компонентом.

В испанской Галисии во второй половине 19 века состоялся суд над неким Мануэлем Бланко Ромасанта. Его обвинили в серийных убийствах женщин и детей с целью выкачивания жира для изготовления душистого мыла. В нацистской Германии ставили схожие опыты для развития парфюмерно-гигиенической линии

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеМануэль Бланко Ромасанта

Герой Зюскинда Жан-Батист Гренуй объединил в себе маньяка и гения, склонного к практическому применению теорий относительно парфюмерного дела. Он родился вблизи кладбища Невинных и не был желанным ребенком. Мать пыталась избавиться от дитя, родив на рынке. Младенца чудом спасли, а женщину казнили за детоубийство. Гренуй попал на попечение монастыря, к кормилице. Но женщина отказалась от него, мотивируя это незнакомым запахом от мальчика.

Перейдя к священнику Террье, Гренуй первым делом обнюхивает нового знакомого, а тот отправляет ребенка в приют мадам Гайяр, где мальчика воспитывали до 8 лет. Жан-Батист не был душой компании. Сверстники не любили его, считая слабоумным уродом. Герой с детства обладал необычными способностями, основанными на тончайшем обонянии. Он предсказывал дождь и находил деньги по запаху. Повзрослев, мальчик пошел в подмастерья к кожевнику, где переносил тяжелые трудовые будни ради возможности познакомиться с новыми ароматами.

Однажды встретив на улице девушку, Гренуй был поражен ее восхитительным ароматом. Он решил завладеть им. Задушив избранницу, юноша наслаждался запахом и задумал стать парфюмером.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеЖан-Батист Гренуй

Попав в ученики к знаменитому Бальдини, Гренуй узнает азы мастерства. Он изобретает гениальные ароматы, которые Бальдини присваивает и презентует под своим именем. Став подмастерьем, Гренуй начал работать на себя. Парфюмер отправился в Грасс, сопровождаемый новым открытием: у него не было запаха. В этот момент герой решил изобрести духи, благодаря которым перестал бы быть изгоем. Под покровительством маркиза Тайад-Эспинасса, Гренуй работает над особыми духами.

В Грассе герой нанимается подмастерьем к вдове Арнульфи и вновь чует волшебный аромат. Его источает Лаура. Изучая воздействие ароматов и особенности их запечатления, Жан-Батист приходит к выводу, что пропитанная жиром ткань сохраняет их лучше всего. Так начинаются серийные убийства парфюмера. Жертвами становятся юные девушки. Их трупы находят без одежды и с обритыми головами. Отец Лауры понимает, что дочь станет жертвой парфюмера из-за своей поразительной красоты. Юношу арестовывают и приговаривают к казни.

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеКадр из фильма «Парфюмер»

Поняв, какова его сила над людьми, Гренуй анализирует, насколько велика подобная власть. Такие духи придадут парфюмеру облик бога в глазах людей, которые так и не оценят его творение. Гренуй возвращается в Париж, на кладбище Невинных. Оказавшись среди бродяг и бандитов, он наносит на себя изобретенные духи. Окружающие набрасываются на него, разрывают на части и пожирают останки.

Экранизации

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Роман «Парфюмер» экранизирован в 2006 году режиссером Томом Тыквером. Постановщик в точности передал описанную Зюскиндом обстановку эпохи, ориентируясь на тонкости и нюансы приведенных характеристик. Главную роль в фильме сыграл Бен Уишоу. Актер, чья внешность, подобно облику Жана-Батиста Гренуя, не была привлекательной или отторгающей, создал достоверный экранный образ. Благодаря профессиональному чутью исполнителя драматический накал в ленте возрастал за счет развития личности изображаемого героя.

Участие в проекте по роману стало для Уишоу первой крупной работой. Занятый в драматических постановках на театральной сцене, актер мгновенно обрел славу в кинематографических кругах и получил массу предложений. Следующими фильмами с его участием стали «Облачный атлас», «Приключения Паддингтона», «007: Координаты «Скайфолл».

Источник

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом делеartparfumer

Духи Амур и Психея (по Зюскинду «Парфюмер»)

Секреты духов Амур и Психея. Лимитированный выпуск и продажа пробников духов «Амур и Психея»

Как выглядели города средневековья

Был ли у Гренуя прототип

Почему Грас стал столицей парфюмерии

Можно ли создать аромат любви

Многое из изложенного в этой книге вызывает у внимательного читателя
вопросы, в частности о нравах и быте тогдашних европейцев, о парфюмерии и
прототипах главного героя, о возможности создания универсального
аромата любви и т.п. Давайте попробуем разобраться…

Глава I. Был ли у Жана-Батиста Гренуя реальный прототип?

Патрик Зюскинд, «Парфюмер»

Следует признать, что «Парфюмер» Зюскинда – произведение отнюдь не
фантастическое. Составители ароматов в погоне за доходами и известностью
не брезговали даже самыми отвратительными на взгляд современного
гуманиста средствами. Доктор Сорбонны историк парфюмерии Анник Ле Герер
приводит в своей книге «Ароматы Версаля в ХVII-XVIII в.в.» рецепт
ученика великого химика и врача Парацельса некоего Кроллиуса.

Современники свидетельствовали, что палачи немало наживались на продаже
свежатинки прямо с эшафота. Наваррский врач Ги де Лафонтен в 1564 году
писал, что на складе одного из торговцев мумие в Александрии были
обнаружены груды тел рабов, предназначенных для переработки в
«улучшенное» мумие.

Парфюмерия шла рука об руку и фармацевтикой (подробнее об этом – позже).
Так что трупы активно использовались и в медицинских целях. Тот же
Кроллиус рекомендовал человеческую плоть в качестве лекарственного
средства, прежде всего, противоядия. Ее необходимо было выдержать
несколько дней в винном спирте, потом высушить. Далее, объяснял автор,
фармацевту вновь понадобится винный спирт для восстановления у плоти
естественного красного оттенка. Поскольку внешний вид трупа неаппетитен,
то его следовало месяц вымачивать в оливковом масле. Поскольку масло
вбирает в себя полезные вещества от мумии, его также можно было
применять в лекарственных целях.

Известный французский химик и фармацевт XVII в. Николя Лефевр несколько
модернизировал рецептуру. Для начала, писал он, необходимо отрезать
мышцы от трупа здорового и молодого мужчины, дать им отмокнуть в винном
спирте, после чего подвесить в сухом прохладном месте. Если воздух
влажный или идет дождь, то данные эти мышцы нужно каждый день сушить на
несильном огне из можжевельника, до состояния матросской солонины.

Впрочем, удивляться толерантности европейцев к подобным рецептам не
приходится. Нравы во времена Средневековья, Возрождения, Просвещения
были во многих своих проявлениях столь людоедскими, что, глядя из дня
сегодняшнего, диву даешься.

К слову, Европа была хорошо знакома с явлением каннибализма, который
являлся неизбежным спутником голода, периодически охватывавшего
континент. Самым страшным стал великий голод 1314-1315 г.г. Лето 1314
было дождливым, а летом 1315 разразился настоящий потоп. Результатом был
катастрофический неурожай и… большой спрос на человеческое мясо.

Поиск реальных прототипов Гренуя приведет нас и в гораздо более поздние
времена, а именно в 50-е годы XIX века. Галисия, автономный край в
Испании, был взбудоражен судебным разбирательством дела Мануэля Бланко
Ромасанта. Он был изобличен в как серийный убийца женщин и детей. Причем
есть основания полагать, что своих жертв Ромасанта освежевывал,
выкачивал из трупов жир, а его уже продавал аптекарям, производивших из
данного сырья высококлассное мыло. Любопытно, что подсудимый, не отрицая
совершения убийств, виновным себя, тем не менее, признавать отказался.
Он заявил на суде, что им овладела удивительная болезнь «ликантропия»,
превращавшая человека в волка.

По итогам судебного разбирательства этот маньяк-психопат был в апреле
1853 года приговорен к смертной казни через удушение с целью
предупреждения беспорядков. Затем дело было передано в суд высшей
инстанции, который заменил казнь пожизненным заключением. Возмущенный
прокурор, безусловно, поддержанный общественным мнением, обжаловал это
решение и в результате новых слушаний в марте 1854 года, был
восстановлен изначальный приговор: удушить мерзавца.

Но… Тут вмешались власть имущие. А именно королева Испании Изабелла II. К
ней обратился некий французский врач, который хотел исследовать
человека-волка. Так Ромасанта был спасен от виселицы – монаршая особа
фактически отменила казнь. Дальнейшие события за давностью лет
восстановить не представляется возможным. Ромасанта то ли умер в тюрьме,
то ли сбежал из нее и исчез…

Как известно, экспериментировали с человеческим жиром для производства
парфюмерно-гигиенической продукции некоторые ученые из числа германских
нацистов. Указание на это есть в материалах Нюрнбергского процесса, где
судили главарей «рейха». Вот протокол допроса свидетеля от 28 мая 1945
г.

«1945 г., мая 28 дня, г. Данциг, военный прокурор тыла 2-го Белорусского
фронта подполковник юстиции Гейтман и военный следователь военной
прокуратуры 2-го Белорусского фронта майор юстиции Каденский допросили
нижепоименованного в качестве свидетеля, который показал:

Мазур Зигмунд Юзефович, 1920 года рождения, уроженец г. Данцига, поляк,
принявший немецкое подданство в январе 1944 года,. образование — окончил
6 классов польской гимназии в г. Данциге в 1939 году, служил
добровольно в 1939 году в польском войске солдатом, из чиновников,
холостой, со слов не судимый, проживал в г. Данциге, Бечергассе, д. № 2,
должность до апреля 1945 года—препаратор анатомического института г.
Данцига, имеет мать в г. Данциге, улица Нейшотланд, д. № 10, владеет
польским и немецким языками.

Свидетель об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний предупрежден.

Переводчик об ответственности за отказ от перевода и за дачу ложного перевода по ст. ст. 92, 95 УК РСФСР предупрежден.

«В октябре 1940 года, будучи в Данциге, я искал себе работы.

Немецкий чиновник Густав Ланге из рабочего бюро Данцига, которому я
отдал одну комнату из своей квартиры, обещал мне подобрать более лучшую,
подходящую работу в каком-нибудь учебном заведении Данцига, после чего я
был направлен в анатомический институт г. Данцига, где и начал работать
с января 1941 года. Сначала я работал курьером три месяца. Работая
курьером, я заинтересовался медициной и с помощью Ланге и профессора
Шпаннера получил назначение на должность препаратора анатомического
института с января 1941 года. В мои обязанности как препаратора входило
вычерчивание таблиц и помощь при вскрытии трупов.

Директором анатомического института был немец из г. Киля, профессор
Шпаннер Рудольф, который в январе 1945 года выехал в район г. Галле.

В январе 1945 года он добровольно вступил в войска СС.

Ассистентом работала с октября 1944 года женщина Фосбек из Цоппота,
которая уехала в Галле вместе с профессором Шпаннером. Она ассистировала
профессору Шпаннеру.

Старший препаратор был фон Барген, который приехал в Данциг из г. Киля вместе с профессором Шпаннером.

Служителем для подноски трупов был немец Рейхерт из г. Данцига, ушедший в
ноябре 1944 года в немецкую армию. Таким же служителем был и немец
Боркман из г. Данцига, но где он сейчас находится, я не знаю.

Вопрос: Расскажите, как производилось мыловарение из человеческого жира при анатомическом институте г. Данцига.

Ответ: Рядом с анатомическим институтом в глубине двора летом 1943 года
было построено каменное одноэтажное здание из трех комнат. Здание это
было построено для обработки трупов, вываривания костей. Так было
объявлено официально профессором Шпаннером. Именовалась эта лаборатория
лабораторией для изготовления скелетов человеческих и сжигания мяса и
ненужных костей. Но уже зимой 1943—1944 года профессор Шпаннер приказал
собирать человеческий жир и не выбрасывать его. Это приказание было
отдано Райхерту и Боркману.

В феврале 1944 года профессор Шпаннер дал мне рецепт приготовления мыла
из человеческого жира. В этом рецепте предписывалось брать человеческий
жир 5 кило с 10 литрами воды и 500 или 1000 г каустической соды — все
это варить 2-3 часа, затем дать остыть. Мыло всплывает вверх, а остатки и
вода остаются на дне в ведрах. К смеси прибавлялась еще и поваренной
соли пригоршня и сода. Затем добавлялась свежая вода, и смесь снова
варилась 2-3 часа. После остывания готовое мыло выливалось в формы.

Мыло получалось неприятного запаха. Для того чтобы уничтожить этот неприятный запах, прибавлялся бензальдегид.

Работа по изготовлению мыла из человеческого жира началась в январе 1944
года. Непосредственным начальником фабрики мыла был старший препаратор
фон Барген. Все оборудование было взято из анатомического института.

Первая партия трупов была доставлена из Конрадштейна из психиатрической больницы, количество не помню.

Кроме того, был большой запас трупов в анатомическом институте в
количестве около 400 трупов. Значительная часть трупов была
обезглавлена. Обезглавленные трупы были доставлены после
гильотинирования в тюрьме г. Кенигсберга, а в 1944 году гильотина была
установлена в тюрьме г. Данцига. Эту гильотину я видел в одной из комнат
тюрьмы и видел я ее, когда ездил в тюрьму г. Данцига за трупами. Схему
гильотины прилагаю.

Когда я приезжал в тюрьму за трупами, то трупы были свежие, только что
после казни, и брали мы их в комнате, соседней с той, где находилась
гильотина. Трупы были еще теплые. К каждому трупу была карточка с
указанием фамилии и года рождения, и эти фамилии в анатомическом
институте вписывались в особую книжку; где находится сейчас эта книжка, я
не знаю. В тюрьму за трупами в г. Данциг я ездил 4—5 раз.

Из лагеря Штрутхоф Боркман привез 4 трупа русских людей, мужчин.

Жир собирали с человеческих трупов Боркман и Рейхерт.

Мыло варил я из трупов мужчин и женщин. Одна производственная варка
занимала несколько дней — от 3 до 7 дней. Из двух известных мне варок, в
которых я принимал непосредственное участие, вышло готовой продукции
мыла более 25 килограммов, причем для этих варок было собрано 70—80
килограммов человеческого жира, примерно 40 трупов. Готовое мыло
поступало к профессору Шпаннеру, который его хранил у себя лично.

Работами по производству мыла из человеческих трупов, как мне известно,
интересовалось гитлеровское правительство. В анатомический институт
приезжали министр просвещения Руст, министр здравоохранения Конти,
гаулейтер Данцига Альберт Форстер, а также много профессоров из других
медицинских институтов.

Сам я лично для своих потребностей, для туалета и стирки, употреблял это
мыло из человеческого жира. Лично для себя я взял этого мыла четыре
килограмма.

Так как эта работа по производству мыла производилась по приказанию профессора Шпаннера, то я считал это нормальным явлением.

Лично для себя также брали мыло Райхерт, Боркман, фон Барген и наш шеф профессор Шпаннер, а также все остальные сотрудники.

Некоторым студентам, помогавшим в работе, также давали это мыло.

Профессор Шпаннер говорил, что производство мыла из человеческого жира надо держать в секрете.

У нас в институте приготовление мыла носило экспериментальный характер,
но когда предполагалось использование трупов для производства мыла в
широких масштабах, мне не известно.

Профессор Шпаннер старался достать как можно больше трупов и вел
переписку с тюрьмами и лагерями, с которыми договаривался о том, что
трупы в этих местах бронируются Данцигским анатомическим институтом.

Поступающие трупы в препараточной нами обривались, причем волосы
сжигались, во всяком случае факты использования волос мне не известны.

Точно так же, как человеческий жир, профессор Шпаннер приказал собирать
человеческую кожу, которая после обезжиривания подвергалась обработке
определенными химическими веществами. Производством человеческой кожи
занимался старший препаратор фон Барген и сам профессор Шпаннер.
Выработанная кожа складывалась в ящики и шла для специальных целей, но
каких, я не знаю.

В анатомическом институте происходили конференции научного состава, и я
знаю таких конференций три, но что на них обсуждалось, сказать не могу,
так как я на них не присутствовал.

Записано с моих слов правильно, мне переведено на польский язык, подтверждаю.

Подпись: Мазур Зигмунд».
______________________

Глава II. Действительно ли они так ужасно воняли?

Патрик Зюскинд, «Парфюмер»

Помните шок, испытанный вами при первом прочтении «Парфюмера»? Да нет же
– не о похождениях гламурного маньяка Жана-Батиста Гренуя речь: таким
жителей современных мегаполисов давно не удивить. Любой следователь по
особо важным делам может за кружкой пива поведать истории куда
кошмарнее. Речь о другом –жутчайшей вони и антисанитарии, сопровождавшей
жизнь предков современных европейцев. Не таких уж, кстати, и далеких
предков – с описанных в книге Патрика Зюскинда времен и десяти поколений
не сменилось. Что в данном описании правда, а что художественный
вымысел? На этот есть две прямо противоположных по смыслу версии, каждая
из которых ссылается на свои источники. Начнем с версии, которая вполне
в духе того, о чем пишет Зюскинд.

Если вы познакомите меня с человеком, который ассоциирует исторические
периоды с именами великих художников, музыкантов или ученых, я буду
долго и искренне трясти ему руку, расточая комплименты уникальному
мировосприятию. Для большинства же, к которому отношусь и я, история –
это, прежде всего, история руководства: царей, императоров, султанов,
шахов, президентов и генеральных секретарей. Так проще и запоминается
легче. Не забудем и об огорчительном лизоблюдстве, сопровождающем
человечество на протяжении многих веков – привычки и повадки монарха тут
же становились общепринятыми сначала в его окружении, а затем и более
широких кругах управленческой элиты. Решительное расставание с бородами
при Петре I и повальное увлечение теннисом в среде ельцинской камарильи –
явления одного порядка. Поэтому и говоря о гигиене, санитарном
состоянии наших западных соседей, следует начать с коронованных особ.

Некоторые (не все!) европейские короли пахли тошнотворно. Рядом с ними
вы бы не простояли и пары минут. Любой бомж с Ленинградского вокзала
Москвы даст фору по части запаха такому правителю европейской страны.

Воняли, впрочем, царственные личности в полном ладу с рекомендациями
тогдашних эскулапов. Известный нам как «прорицатель» Мишель Нострадамус
(1503-1566) заслуживает гораздо большего уважения как умный лекарь,
эффективно боровшийся с чумой, а также как пропагандист элементарных
гигиенических процедур. Заглавие одной из его книг (издания сохранились в
парижских библиотеках Св. Женевьевы и фонде Мазарини) звучит так:
«Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах,
разделенная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять
разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит
приготавливать варенья различных сортов из меда, сахара и вина.
Составлена магистром Мишелем Нострадамусом — доктором медицины из Салона
в Провансе. Лион 1572 г.». Судя по всему, без главки о варенье книга
расходилась бы хило. Между тем, Нострадамус озабочен такими проблемами
своих современников, как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы,
как бы красны и черны они ни были, как придать дыханию приятный запах,
как очистить зубы, даже сильно порченые гнилью, как сделать мыло,
делающее руки белыми и мягкими, как уничтожить слишком большую полноту
тела. Но подобными книжками Нострадамус не прославился. В ходу были
совершенно иные медицинские советы.

Надо ли удивляться тому, что хорошо знакомые с достижениями современной
медицины монархи с опаской относились к водным процедурам?

Про английского и шотландского короля-бисексуала Якова (1566—1625)
известно, что он никогда не мыл руки, только смачивал кончики пальцев
влажной салфеткой. Королева Кастилии Изабелла (1451–1504), при
царствовании которой Христофор Колумб открыл Америку и появилась
«святая» Инквизиция, в воспоминаниях современников осталась женщиной
выдающейся красоты и добродетели. Для нас же особый интерес представляет
другой факт – Изабелла Кастильская дала обет не мыться и не менять
исподнее, пока Испания не одержит победу над Гранадой. Месяц шел за
месяцев, белоснежное королевское исподнее католической дамы постепенно
ветшало, приобретая серовато-желтый цвет. Этот «изысканный» оттенок
испанцы с тех самых пор именуют «цвет исабель». Легенда гласит, что
получить разрешение и деньги на экспедицию Колумбу помогло то
обстоятельство, что он приблизился к королеве Изабелле на расстояние 5
метров и мужественно выдержал 20-минутную аудиенцию, ничем не выдав
своего отвращения ужасной вонью.

Что по поводу обета думал царственный супруг Фердинанд Арагонский –
история умалчивает. Отметим, что образцовая католическая королева много
времени проводила в походах, сидя на лошади, что, вероятнее всего,
добавляло в королевское амбре новые пахучие нотки.

Про знаменитого короля Генрих IV (он же Генрих Наваррский, 1553-1610),
тот самый, что, произнеся «Париж стоит мессы» порвал с протестантством,
стал католиком, открыв себе путь к французскому трону, говорят, что он
мылся всего три раза в жизни. К слову, презиравший гигиену, постоянно
пахнущий потом Генрих слыл отъявленным дон-жуаном, что характеризует не
только его, но и невзыскательных придворных дам. В дневнике Жана Эруара,
личного врача сына Генриха, будущего Людовика XIII, наблюдавшего за ним
с самого рождения в сентябре 1601 года, имеется много подробностей о
нормах гигиены, соблюдавшихся в отношении маленького дофина. «11 ноября
1601 года ему впервые натерли голову. 17 ноября 1601 года ему натерли
лоб и лицо свежим сливочным маслом и миндальным молочком, поскольку там
появилась грязь. 4 июля 1602 года его впервые причесали, ему это
нравилось, и он поворачивался головой там, где у него чесалось. 3
октября 1606 года ему омыли ноги теплой водой в первый раз. 2 августа
1608 года впервые искупали».

Надо, кстати, отдать должное Людовику XIII (1601-1643), известному нам
по роли Табакова в мушкетерских телефильмах. Он-то как раз, несмотря на
антисанитарное младенчество и зловонное окружение был человеком
чистоплотным, а по меркам своего времени – выдающимся чистюлей. Каждое
утро принимал ванны, омывал ноги. Известна история, как в 1604 г.
трехлетний принц Луи, проезжая из замка Сен-Жермен в Париж через
предместье Сен-Оноре — квартал новый и куда лучше вентилируемый, чем
внутригородские старинные кварталы, — сразу же почувствовал, как веет
затхлостью от вод ручейка, вдоль которого двигалась карета, и наморщил
нос.

— Маманга! — запищал он, обращаясь к своей гувернантке, мадам де Монгла. — Как же тут противно пахнет!

Младенцу тут же сунули под нос платочек, пропитанный уксусом. Позже, уже
став взрослым, Людовик мучился из-за запаха, доносившиеся до его окон
из окружавших Лувр рвов, и постоянно старался сбежать из города на лоно
природы.

Многие дамы и кавалеры, графы, герцоги, маркизы и бароны полностью
соответствовали своим властителям-грязнулям. Мылись они нечасто и пахли,
видимо, соответственно.

Легенды ходят про британского герцога Норфолка, который отказывался
мыться из религиозных убеждений (о влиянии христианства на средневековую
гигиену мы еще поговорим). Человек добровольно гнил заживо. Когда его
тело практически полностью покрылось гнойниками, не выдержали слуги. Они
дождались, когда герцог надерется в хлам и, не спрашивая разрешения,
отмыли его светлость.

Конечно, вышеупомянутый герцог – курьез даже на фоне запаршивевшего
дворянства. Большая часть аристократов стремилась избавить себя и
окружающих от ужасающего запаха немытого тела. В ход шли надушенные
тряпочки, специальная пудра, мешочки с пахучими травами, носимые в
складках одежды (они дошли до наших дней и известны как саше, правда,
сейчас используются как ароматизаторы воздуха).

В моду вошли платки (итальянские фаццолетто), вроде бы декоративные, но
ими дамы и кавалеры могли отгонять расплодившихся и норовивших присесть
на грязные телеса мух.

Те, кто был победнее и не мог себе позволить пудру, чтобы достичь модной
белокурости посыпал немытые волосы мелом и мукой (последняя придавала
также необходимую пышность). Для создания объема волосам повсеместно
использовалось сало. Весь этот ужас представлял собой рай для паразитов,
которых красотки с разной степенью успешности пытались изгнать при
помощи специальной длинной палочки. Блохи и микробы плодились и в
складках одежды: дорогостоящие туалеты из бархата и парчи очищали разве
что нежным выбиванием. Не случайно знатная дама XVI-XVIII столетий не
расставалась с «блохоловкой». Ее функции в разное время и в разных
странах выполняли драгоценные брошки или шкатулки, внутри которых
находилась смесь крови и меда, миниатюрная вилочка с подвижными
зубцами-усиками, которую носили на шее, кусочки меха мили меховые
сумочки. Живыми блохоловками служили маленькие собачки, а также
горностаи, хорьки и куницы.

Гигиенический кошмар, в котором пребыли короли и свита, усугублялась
антисанитарией, царившей во дворцах. Такого понятия как «туалет» в
современном понимании этого слова не существовало в прославленных
резиденциях французских королей. Не только слуги, но и высокородные
обитатели Лувра присаживались во дворах, на лестницах, на балконах. Судя
по всему, понятия о «стыдном» тогда сильно отличались от нынешних. По
нужде придворные и царственные особы спокойно приседали на подоконники у
открытого окна. И только некоторые чистюли предпочитали ночные горшки,
содержимое которых выливалось за воротами дворца. Для этих же целей
стены прикрывались портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Грубая,
нечистая пища, которой питались даже аристократы, делала понос не
чем-то из ряда вон выходящим событием, а обыденным, каждодневным
явлением. Так что ниши и портьеры никогда не пустовали.

Таким образом, данное Карлом V (1338-1380) в 1364 году поручение
разрисовать красными крестами сад и коридоры Лувра, чтобы остановить
желающих использовать дворцовые помещения в качестве сортира, осталось
прекраснодушной наивностью.

Знаменитый мемуарист герцог де Сен Симон (1675-1755) оставил потомкам
подробное описание нравов и быта при дворе Людовика XIV. В «Мемуарах»
герцога описываются придворные дамы Версаля, которые опорожнялись чуть
ли не прямо во время светской беседы. Экскурсоводы современного Версаля
часто рассказывают посетителям байку о том, как однажды в опочивальню к
Людовику прибыл испанский посол. Сиятельный гранд опешил – тяжелый дух в
королевской спальне вызвал у него обильное слезоотделение. Посол
дипломатично попросил перенести разговор в Версальский парк, но там
оказалось еще хуже. Дело в том, что местные кусты служили отхожим
местом. Посол упал в обморок.

В 1764 году Ла Морандьер так описывал ароматы Версальского дворца:
«Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзопакостной вонью.
Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле
крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит
свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми
кошками».

Загадив той или иной дворец, короли вместе со свитой переселялись в
следующий замок, предоставляя слугам возможность проветрить помещения и
убрать нечистоты.

И все-таки они мылись!

А теперь вторая версия, другой взгляд на санитарно-гигиеническое
состояние старой Европы. Горожанам XVIII и более ранних веков, как
утверждают сторонники альтернативных представлений, просто не было нужды
мыться столь часто, как нашим современникам. Ведь экологическое
состояние городов, не испорченное дымящими трубами заводов и фабрик,
было гораздо более благоприятным для человеческого организма. Да и
синтетических добавок к пище еще не придумали…

Начиная с XV века, в Европе массово выпускали твердое мыло. При этом
животные жиры соединялись не с древесной золой костра, как раньше, а с
природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость
мыла, перевело мыловарение из ремесленного производства в мануфактурное.
Мыло стало доступно любому человеку достатка выше среднего, и уж, тем
более, любому представителю богатого и знатного дворянства. Согласитесь,
было бы странно наращивать выпуск продукции, на которую нет спроса.
Значит – покупали и… мылись.

Упомянутый выше Людовика XIII не был единственным монархом-чистюлей. Как
свидетельствует старшая дочь прусского короля Фридриха Вильгельма I
(1688- 1740) Вильгельмина, ее папа мылся каждый день, а руки драил
постоянно. Причем пользовался король самым дешевым мылом, не признавая
духов и благовоний. Фридрих Вильгельм I нашел радикальное решение
проблемы вшей, заставляя свое окружение (а это были в основном военные)
бриться наголо и носить парики. Воспоминания Вильгельмины довольно
любопытны: она в своих оценках людей не забывала упомянуть, кто был
грязный и вонючий. Например, пишет, что когда ее брату, кронпринцу,
привезли невесту, прусские принцессы были неприятно потрясены, что она
дурно пахнет…

В различных источникам можно найти сведения, которые ставят под сомнение
репутацию придворных дам средневековья и «Галантного века» как
отъявленных грязнуль. Скажем, у некоронованной королевы Франции
фаворитки и любовницы Людовика XV маркизы де Помпадур было биде из
дорогого дерева, с инкрустациями и позолоченными бронзовыми накладками. А
это тот самый Людовик XV, который, как пишет Зюскинд «вонял, как дикий
зверь».

Источник

Образ Гренуя в романе «Парфюмер»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Притча — это короткое назидательное произведение в иносказательной форме, которое заключает в себе мораль.

История создания произведения

К созданию литературных произведений немецкий прозаик и драматург применял крайне любопытный подход. Каждое его произведение повествует о человеческой драме. «Парфюмер» появился в 1985 году и собрал восторженные отзывы читателей и критиков. Роман стал наиболее востребованным среди девяти произведений Зюскинда. Остальные его работы:

Действие романа «Парфюмер. История одного убийцы» разворачивается в 18 веке.

Благодаря образности, с которой Зюскинд воссоздает изображаемую эпоху, исследователи относят произведение к направлению псевдореализма.

Подробные характеристики окружающей обстановки и характеристики героев дополняют сюжет. Зюскинд указывает даты, малейшие физиологические детали, нюансы взаимоотношений, что создает ощущение реальности происходящего.

Роман повествует о человеке, который пресмыкается перед всем, что сильнее его и возвышается до статуса божества.

Прототип Гренуя

Ответить однозначно на вопрос, был ли у главного героя романа Зюскинда прототип или нет, сложно. Однако факты подтверждают, что существовали люди, занимавшиеся схожей деятельностью и имевших интересы, подобные Греную.

Готовые работы на аналогичную тему

Образ Гренуя, составителя ароматов, главным желанием которого было придумать восхитительные духи, считать вымышленным нельзя. Нередко люди этой профессии прибегали к любым манипуляциям и опытам ради получения желаемого. По утверждению некоего Кроллиуса, реально существовавшего человека, который занимался исследованием действия благовоний, запах тела недавно скончавшегося молодого человека содержит ингредиент, который способен усилить действие аромата духов. Идеальной жертвой, считал Кроллиус, станет молодой человек с рыжими волосами, посаженный на кол или повешенный не позднее, чем за сутки.

Этот рецепт Кроллиус описал еще за столетие до создания романа. Подобные ингредиенты ранее предлагал использовать и химик и фармацевт Николя Лефевр, который считал, что мышцы, которые были срезаны с трупа молодого человека, отмочены в винном спирте и подсушены, имеют драгоценный для парфюма компонент.

Во второй половине 19 века в Галисии состоялся суд над Мануэлем Бланко Ромасанта, обвиняемом в серийных убийствах детей и женщин с целью выкачивания из их тел жира для изготовления мыла. Схожие опыты ставили и в нацистской Германии.

Образ Гренуя

Жан-Батист Гренуй, герой романа Зюскинда, объединил в себе гения и маньяка. Родился парфюмер недалеко от кладбища невинных. Мальчик был нежеланным ребенком, и мать пыталась от него избавиться. Младенца чудом спасли, а его мать казнили. Мальчик попал в монастырь, к кормилице. Однако женщина от него отказалась, объяснив свой поступок тем, что от мальчика странно пахло.

Гренуй перешел к священнику Террье. Попав к нему, младенец первым делом обнюхивает его. Террье отправляет малыша в приют мадам Гайяр, где Жан-Батист и воспитывается до восьми лет. В приюте мальчик не был душой компании, сверстники считали его слабоумным уродом и относились к нему с неприязнью. С детства Гренуй обладал необычным способностями. Он по запаху мог предсказать дождь и находил предметы. Повзрослев, Гренуй пошел подмастерьем к кожевнику. Здесь он терпел тяжелые трудовые будни ради того, чтобы иметь возможность познакомиться с новыми ароматами.

Однажды юноша встретил на улице девушку и был поражен восхитительным ароматом, исходившим от нее. Гренуй решил им завладеть. Задушив девушку, он наслаждался запахом и решил стать парфюмером.

Азы мастерства Гренуй познает у знаменитого Бальдини. Изобретенные Гренуем гениальные ароматы Бальдини презентует под своим именем. Уже став подмастерьем, Жан-Батист начинает работать на себя. Он отправляется в Грасс. В этот момент он решает изобрести духи, которые позволят ему перестать быть изгоем. Под покровительством маркиза Тайад-Эспинасса, парфюмер работает над новым ароматом.

В Грассе Гренуй идет подмастерье к вдове Арнульфи и снова ощущает волшебный аромат, который исходит от Лауры. Парфюмер, изучая особенности воздействия ароматов и их запечатления, приходит к выводу, что лучше всего аромат сохраняет ткань, пропитанная жиром. С этого начинаются серийные убийства Гренуя, жертвами которых становятся молодые девушки. Трупы жертв находят без одежды и с обритыми головами. Отец Лауры понимает, что из-за своей поразительной красоты девушка станет жертвой парфюмера. Гренуя арестовывают и выносят смертный приговор.

На эшафоте парфюмер открывает флакон с изобретенными духами. Люди, пришедшие на его казнь, оказываются завороженными этим удивительным ароматом. Запах в людях пробуждает плотскую страсть, которая провоцирует массовую оргию на площади. Все присутствующие восхищаются гениальным парфюмером. Обожание постепенно достигает пика. Отец Лауры признает Гренуя сыном и прощает все преступления. Парфюмер скрывается с лобного места. После того, как аромат развеивается, горожане остаются крайне удивленными собственным внешним видом и всем произошедшим.

Гренуй понимает, что получил огромную власть над людьми и анализирует, насколько эта сила велика. Он надеется, что этот аромат придаст ему в глазах людей облик бога, однако те так и не оценят по достоинству его творение. Парфюмер возвращается в Париж, на кладбище Невинных. Оказавшись среди бандитов и бродяг, он наносит изобретенные духи на себя. Окружающие набрасываются на парфюмера, разрывают его на части и жадно пожирают останки.

Бог наделил Жан-Батиста гениальным талантом, однако Гренуй не сумел воспользоваться этим даром, не смог принести в мир хотя бы каплю настоящей любви и радости.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Источник

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Смотреть картинку Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Картинка про Жан батист гренуй существовал ли на самом деле. Фото Жан батист гренуй существовал ли на самом деле

РОМАН П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР. ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ»

Третья часть романа описывает его жизнь в Грассе: он работает на парфюмера Дрюо, изучает все более сложные парфюмерные технологии, ставит собственные эксперименты и, наконец, совершает серию убийств молодых женщин с единственной целью: завладеть их запахами. На счету убийцы уже двадцать четыре жертвы, он вселяет ужас в сердца обитателей города. Лаура Риши, дочь богатейшего из горожан, становится последней жемчужиной, венцом этой коллекции ароматов. За ее убийство Гренуя арестовывают и приговаривают к смертной казни. Однако приговор не удается привести в исполнение, поскольку одной капли изобретенной Гренуем женской эссенции оказывается достаточно, чтобы, взойдя на эшафот, он пробудил в многотысячной толпе столь сильную любовь, желание и похоть, что запланированная казнь переродилась в массовую оргию. Для Гренуя это момент наивысшей власти и наивысшей гадливости. Лишенный запаха, он покидает Грасс незамеченным, и отправляется в Париж.

В четвертой части всего несколько страниц. Гренуй возвращается в Париж, разбрызгивает вокруг себя любовный эликсир, после чего на том самом Кладбище Невинных, где он когда-то появился на свет, его растерзывает и пожирает шайка клошаров и разбойников, в первый раз в жизни совершающих нечто из любви.

Собственно говоря, весь роман Зюскинда может быть прочитан как совокупность преднамеренных понятийных наложений, и наиболее успешны те его фрагменты, где эти наложения одновременно достаточно точны, то есть концептуально уместны, и достаточно свободны, то есть оставляют простор для воображения. Оно отмечает собой процесс обонятельно-языкового сближения, оно одновременно мобилизует обонятельный опыт читателя и задает этому опыту определенные рамки.

Модели библиотека и коллекция вин

Под конец подобного запоя он обычно открывал одну, последнюю флягу, самую роскошную: это был аромат девушки с улицы Марэ. Опорожнив эту флягу и сполна насладившись ею, он погружался в отупляющий сон.

Пейзажная модель и модель творца.

Говоря вкратце, повествователь разрабатывает пейзажную модель запахов, с пряным дуновением весенних лугов; тепловатым майским ветром, играющим в зеленой листве буков; морским бризом, терпким, как подсоленный миндаль2. Но повествователь сообщает нам, что во внутреннем универсуме Гренуя не было никаких вещей, а были только ароматы вещей и поэтому называть эту вселенную пейзажем. Несмотря на это, Гренуй в этой сцене описывается как творец, бесподобный Гренуй, желающий, чтобы его империя благоухала. И он властно шагал по распаханной целине и сеял разнообразнейшие ароматы … И Великий Гренуй видел, что это хорошо, весьма, весьма хорошо.

В романе присутствует также музыкальная модель передачи запахов, затронутая в тот момент, когда повествователь передает слова Гренуя-ребенка о том, что его сверхъестественные обонятельные способности, вероятно, лучше всего было бы уподобить миру музыки.

Пожалуй, точнее всего было бы сравнить его с музыкальным вундеркиндом, который из мелодий и гармоний извлек азбуку отдельных звуков, и вот уже сам сочиняет совершенно новые мелодии и гармонии, правда, с той разницей, что алфавит запахов был несравненно больше и дифференцированней, чем звуковой.

«В этой модели поражает то, что, хотя отправным пунктом здесь служат мелодии и гармонии, Гренуй разрабатывает азбуку отдельных звуков, дабы в дальнейшем выстроить из них свои собственные единства высшего порядка. В этом отношении музыкальная модель оказывается аналогична самой технологии парфюмерного ремесла, где вещества, в принципе, точно так же сепарируются, очищаются и лишь, затем смешиваются в нужной пропорции. Кроме того, у самой этой музыкальной аналогии уже был литературный прецедент, относящийся, правда, скорее, к области вкуса, нежели запаха, а именно знаменитый рот-орган из четвертой главы романа Ж.К. Гюисманса Наоборот, где повествователь выражает музыкальными терминами вкусовые ощущения, сопровождающие дегустацию ликеров».

Модели парфюмерного дела

Промывание, то есть вытяжка ароматической эссенции из помады (полученной, в свою очередь, путем холодного или горячего анфлеража) в спирт также является метонимическим процессом, но может на следующей ступени дополняться перегонкой. В результате совмещения обоих типов парфюмерных технологий получается essence absolue, чистейшая эссенция, ароматический раствор высочайшей концентрации.

Перегонка, мацерация, промывание и анфлераж как физико-химические процессы составляют часть сюжетной структуры романа, а их метафорические и метонимические языковые корреляты прочно занимают свое место в нарративной технике автора; все описание обоняния держится на этих развернутых парфюмерных метафорах (в широком смысле).

Слово отвращение, которым обычно передают английское disgust, не нагружено специфическими чувственными коннотациями.

Случай с отцом Лауры Риши, который в результате логических умозаключений, основанных на визуальной просвещенческой модели, приходит к выводу, что дочь нужно увезти из Грасса, выдвигает на первый план принципиальное различие между дефлорацией и анфлеражем.

В случае дефлорации превращение девушки в женщину осмысляется как решительное размежевание сущностей. Это просвещенческая модель. Отец Лауры явно мыслит в этих категориях, когда планирует побег с дочерью, дабы сохранить ее нетронутой (intacta) для выгодного замужества.

Передача чистого знания сравнима с распространением запаха в атмосфере, не оказывающей сопротивления. Это всепроникающее заражение поначалу незаметно для беззаботного элемента, внутри которого оно распространяется. И потому от него невозможно укрыться.

Здесь в качестве метафорической модели выступает само обоняние, оно является означающим, а не означаемым, и это открывает возможности для совершенно нового научного подхода.

«Рискну предположить, что разнообразные способы осмысления обоняния (в том числе понятийное наложение) в дальнейшем передвинутся с теперешних позиций в литературе, эстетике, лингвистике и прочих гуманитарных областях на подобающее им центральное место в культурологических концепциях, подобных концепции Спербера. Обоняние не будет больше нуждаться в моделях для осмысления, но само станет моделью для новых исследований в рамках граничащих друг с другом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин».

Два года уходят у него на эксперименты с запахами. Он менял их, как платья, и забавлялся тем, как люди по-разному воспринимают его в зависимости от запаха.

Как правило, в произведениях постмодернистов фигурирует жестокость в системе человеческих взаимоотношений. Действие во многих постмодернистских романах развивается на фоне определенной исторической эпохи, и в то же время они не историчны.

Манипуляция сознанием с помощью слов, зрительных образов или запахов, на чем, собственно, и основан фантастический сюжет романа, способна заставить боготворить, равно, как и уничтожить, одного и того же человека.

Эти проблемы не «навязываются» читателю. Они органично вплетены в ткань произведения, словно бы «спрятаны» в общей канве романа. В этой связи представляется необходимым рассмотреть повествовательную структуру произведения, в которой они реализуются, находят свое выражение.

Однако книга выходит за рамки легенды, исторического детектива или психологической драмы. «Парфюмера» можно сравнить с признанным шедевром «Имя Розы» Умберто Эко. Хотя объем романа Зюскинда невелик, а его интрига не так запутана, он столь же гениален и так же держит читателя в напряжении.

Греную удалось создать абсолютный аромат, абсолютный запах. Это центральный момент романа, и в то же время самый трагический урок для главного героя. Заставив одним мановением платка затрепетать в любовном экстазе десятитысячную толпу, то есть, испытав абсолютную власть, власть, которой не имели на земле даже самые сильные императоры, Гренуй … не испытал ничего. Весь смысл его жизни превратился в пустоту.

В России писатель и драматург Патрик Зюскинд стал известен относительно недавно. Зато мы за короткое время познакомились сразу со всем его творчеством. В прошлом году в Москве увидела свет рампы пьеса Зюскинда «Контрабас» и вышли сразу несколько его романов, переведенных с немецкого языка.

И хотя в театрах европейских столиц часто ставят его пьесы, а книги разошлись по многим странам, «Парфюмер» все же считается наиболее популярным произведением писателя.

Опубликованный в 1985 году, «Парфюмер» на протяжении последнего десятилетия захватил всю Европу и даже Америку, а Зюскинда признали классиком уже при жизни. Его книги с восторгом приняли даже французы, которые традиционно очень холодно относятся к литературным изыскам своих соседей. Французы простили автору даже тот факт, что он поселил своего злодея во Франции и что все герои этого романа крайне несимпатичны.

Сюжет напоминает легенду или выдержки из исторической хроники. По счастливой случайности главный герой Жан-Батист Гренуй не был убит матерью-нищенкой при рождении. Он вырос без любви и ласки у кормилицы, с детства работал «на износ» и долгое время его единственным стремлением было выжить а биологическом уровне.

Открытие Гренуя приводит к ужасающим последствиям. Одно из них состоит в том, что герой не оставляет нам чудотворного рецепта: мы обречены гадать о его составе и самостоятельно искать этот божественны и запах любви.

В сентябре 2006 года в берлинском филиале французского торгового дома «Галери Лафайетт» прошла презентация коллекции духов известного французского кутюрье и парфюмера Тьерри Мюглера, на создание которой его вдохновил вышедший в 1985 году роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

В шкатулке из красного бархата представлены 15 маленьких флакончиков с эссенциями, каждая из которых создана по мотивам одной из глав знаменитого психологического триллера о гениальном парфюмере Жане-Батисте Гренуе, убивавшем молодых девушек для приготовления необыкновенных духов.

Выпущенные маленькой партией духи приобрели такую невероятную популярность, что Мюглер к своему дому Моды добавил и постоянную парфюмерную линию.

Литература

1. Бредбери М. Профессор криминале. Смыслостановление романа П. Зюскинда «Парфюмер» //Иностранная литература, 1995, № 1.

2. Затонский Д. Посмодернизм: гипотезы возникновения // Иностранная литература, 1996, № 2.

3. Зверев А. Преступление страсти: вариант Зюскинда. // Иностранная литература, 2001, № 7.

4. Зюскинд П. Контрабас // Патрик Зюскинд о себе: пьеса. Перевод с немецкого Литвинец Н.С. СПб, 2000.

5. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы: Роман / Пер. с нем. Э.В. Венгеровой. – СПб, 2006.

6. Ильин И. П., Постмодернизм. Западное литературоведение XX век // Энциклопедия, М. 2004.

7. Красавин А. Тайна Парфюмера, 2007.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, ил Новые сведения о реализме// Новый мир, 1993, № 7.

8. Ханс Д. Риндистахер От запаха к слову: Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Иностранная литература, 2001, № 7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *