5 класс биология роль бактерий в природе и жизни человека
5 класс биология роль бактерий в природе и жизни человека
Одна из древнейших форм жизни на нашей планете – это простейшие одноклеточные микроорганизмы, которые называются бактериями. Их клетки не имеют ядра, поэтому бактерии относятся к классу прокариотов.
Основную часть представителей этого класса можно увидеть только с помощью микроскопа, поскольку размеры их очень малы. Хотя есть среди них и «гиганты», которые все же можно рассмотреть невооруженным глазом.
По особенностям строения бактерии разделены на три группы:
Бактерии живут практически повсеместно: в почве, в воде, на дне водоемов и даже в радиоактивных отходах. Выдерживают они как сравнительно низкие, так и высокие температуры.
По влиянию на человека бактерии можно условно разделить на «плохие» и «хорошие». Так чем же они характеризуются?
Болезнетворные бактерии
Ряд представителей данного класса могут вызывать у человека серьезные заболевания:
К сожалению, этот список можно продолжать долго. Главное – человек должен знать, как защитить себя от болезнетворных бактерий. Для этого важно соблюдать правила личной гигиены, ограничивать тесное общение с больными людьми и вовремя обрабатывать открытые раны.
Полезные бактерии
В то время как одни бактерии таят в себе смертельную опасность для человека, другие поддерживают здоровье. Бактерии, постоянно живущие внутри человека, не представляют опасности. Наоборот, отдельные виды микроорганизмов густо населяют пищеварительную систему, выполняя множество функций:
Роль бактерий в природе
Жизнедеятельность этих микроорганизмов лежит в основе круговорота веществ в природе. Под воздействием бактерий видоизменяются органические вещества, распадаясь на неорганические. Бактерии участвуют в очищении водоемов, в том числе и сточных вод.
Кроме того, огромную помощь бактерии оказывают и сельскому хозяйству. Живущие в почве бактерии перерабатывают остатки растений и животных. В результате этого получается гумус и перегной, что делает почву более плодородной.
Использование бактерий
Многие виды бактерий оказываются полезными в хозяйственной деятельности человека. Так, благодаря молочнокислым бактериям, можно получить продукты, без которых многие не представляют свой рацион. Среди них кисломолочные продукты (ряженка, кефир, йогурт), сыры, квашеная капуста.
Фармацевтическая промышленность берет за основу продукты жизнедеятельности некоторых бактерий для создания сильнейших антибиотиков.
Роль бактерий в природе имеет множество направлений. Можно с уверенностью говорить, что ученым предстоит еще много открытий, проливающих свет на деятельность этих микроорганизмов.
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе на тему: «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Технологическая карта урока
Бадрутдинов Габдулла Ахатович
Дата проведения урока
«Роль бактерий в природе и жизни человека»
Изучение нового материала
Информационно – методическое обеспечение урока
1.Презентация в формате Po w er Point
Цель: познакомить обучающихся с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.
Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле
Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных знаний о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные : развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Предметные: знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.
Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажем им «Добрый день»!
Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
Познавательные: слушают учителя.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Актуализация знаний обучающихся
Сегодня наш урок биологии мы начнем с решения задачи
Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему.
А как вы думаете, нужны ли нам бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?
Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока
Слушают, решают задачу, готовятся к ответу
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Изучение нового материала
Задачи урока: Речь пойдет на уроке о значении бактерий.
Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). Каждая группа получает необходимые материалы для работы.
Прочитайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Каждая группа работает над своим вопросом.
1 группа «Бактерии разложения и гниения».
2 группа « Почвенные бактерии»
3 группа « Молочнокислые бактерии »
4 группа «Болезнетворные бактерии»
О тветы обучающихся
Делятся на группы и выполняют задания
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.
Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют извлечь существенную информацию из источников информации
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Организует закрепление знаний.
1.Какие бактерии превращают перегной в минеральные вещества?
2.Какие бактерии поглощают из воздуха азот и обогащают почву его соединениями, живут в симбиозе с бобовыми растениями
3.Эти бактерии участвуют в приготовление молочнокислых продуктов, силосования кормов, закваски капусты, засолки огурцов и помидоров.
4.Эти бактерии вызывают инфекционные заболевания человека, животных.
— Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? Как именно?
(Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними)
Рефлексия и оценивание
Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
• Сегодня на уроке я научился…
• Своей работой на уроке я …
• Урок заставил меня задуматься о …
• А особенно мне удалось …
• Мне было интересно, потому что …
• Для меня стало открытием, что …
Анализируют, делают выводы, оценивают себя
Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели;
формирование позитивной моральной самооценки.
§ 12, читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8 с.63.
Записывают домашнее задание
Личностные: развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов для организации собственной деятельности.
Комментарии учителя.
Итак, вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! Выберите себе соответствующий смайлик
Выбирают смайлик и комментируют
Личностные : проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Роль бактерий в природе и жизни человека
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Изучая бактерии, вам может показаться, что они очень вредные и что присутствие их в окружающей среде небезопасно. Однако это далеко не так.
Бактерии играют огромную роль в круговороте веществ.
Круговорот веществ — это превращение и перемещение веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. А бактерии разлагают сложные органические вещества на простые, которые снова используются растениями, а затем и животными.
Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии, то есть бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых тел или экскрементами животных, превращают их в перегной. Они своеобразные санитары нашей планеты.
В 1 см3 поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов сапротрофных почвенных бактерий нескольких видов. Они превращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.
Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти бактерии называют азотфиксирующими.
Они живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Такие бактерии называют клубеньковыми.
Если посмотреть срез клубенька на корнях люпина под микроскопом, то он будет выглядеть примерно так.
Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. А от растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
Это явление называется симбиоз (от греческого слова «симбиозис» — совместная жизнь).
Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.
Очень важную роль играют бактерии и в жизни человека.
Первыми микроорганизмами, которые были использованы человеком для своих нужд, были бактерии молочнокислого и спиртового брожения. Именно они готовили для нас и готовят до сих пор сыр, хлеб и вино. Причём пользоваться продуктом их работы люди начали задолго до открытия бактерий.
Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, молочнокислые бактерии образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану.
Так же бактерии используют в сельском хозяйстве. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.
Кислотоустойчивые бактерии ускоряют переработку компоста и животноводческих отходов на удобрение и для многих других целей.
Поскольку некоторые бактерии делают продукты непригодными для питания, продукты сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют, так как бактерии не могут жить без воды и погибают в растворах соли и сахара.
При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры. Поэтому консервы сохраняются долгое время.
Вместе с полезными бактериями существуют и болезнетворные.
Некоторые виды бактерий-паразитов проникают в организм животных, растений и человека поселяются там, вызывая заболевания.
У животных бактерии вызывают такие болезни, как сап, сибирская язва, бруцеллёз. Этими болезнями может заразиться и человек, поэтому, например, в районах, где скот болеет бруцеллёзом, нельзя употреблять в пищу сырое молоко.
У растений бактерии вызывают пятнистость листьев, увядание, гниение стеблей и т. д.
В теле человека болезнетворные бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности.
Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз и другие болезни.
Одними из этих болезней человек может заразиться при общении с больным через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании. А другими бактериями ─ при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.
Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию, т. е. массовое заболевание людей.
Чуму — одно из самых тяжелых заболеваний — вызывают чумные палочки. Опустошительные эпидемии чумы в древности были самым страшным бедствием. Например, в VI в. чума проникла с Востока в Центральную Европу. Свирепствуя там, болезнь истребляла в крупных городах тысячи человек в день. История человеческого общества знает немало эпидемий, подобных этой.
Для предупреждения заразных заболеваний в настоящее время проводят специальные мероприятия. Например, применяют предохранительные прививки.
Больные получают лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, вызывающую гибель бактерий.
В городах за источниками воды и пищевыми продуктами установлен строгий врачебный контроль. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропуская ее через фильтры, хлорируют, озонируют.
Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например для бактерий туберкулеза.
Бактерии всюду окружают нас. Учеными было доказано, что чем больше различных бактерий окружает человека, тем более сильным у него становится иммунитет. Поэтому не следует создавать вокруг себя стерильную среду.
На каждой части нашего тела существует свой микромир. Организм человека населяет огромное количество бактерий, без которых человеку не выжить.
Бактерии населяют ротовую полость человека, желудочно-кишечный тракт, кожу и другие части тела и органов. Общий вес бактерий в теле человека ― от 1,5 до 2,5 кг.
«Полезные бактерии» создают в организме определенную среду, в условиях которой вредные микробы не могут выживать. Соответственно, попадая на кожу, в носоглотку или в желудочно-кишечный тракт, болезнетворные микробы просто погибают, поскольку среда, уже сформированная полезными микробами на тканях этих органов, является для опасных бактерий смертельной.
Кроме полезных бактерий, в желудочном кишечном тракте есть и условно вредные ― бактерии группы кишечной палочки. При увеличении их количества в желудочно-кишечном тракте влияние становится вредным: кишечные палочки отравляют организм токсинами.
Однако они могут оказывать и благотворное воздействие, например, синтезировать витамины группы К.
Микроорганизмы, которые населяют кожные покровы человека, играют роль естественного биологического щита, они также не дают возможность вредным бактериям поселится на коже. Поэтому использовать антибактериальные гели и салфетки для рук слишком часто не желательно, так как с вредными бактериями погибают и полезные.
Презентация по биологии по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»(5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГАРИПОВ РАИФ РАШАТОВИЧ учитель географии и биологии МБОУ «Нижне-Наратбашская ООШ Буинского муниципального района РТ» РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Задание 2. Подпишите название форм бактериальных клеток. Кокки Бациллы Вибрионы Спириллы 9- 8б- «5» 7- 6б- «4» 5- 4б- «3» 1. 2. 3. 4.
Вопросы для устного повторения Как питаются бактерии? Как происходит размножение бактерий? Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? Какие среды обитания заселили бактерии?
Тема урока: РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
План урока: 1. Роль бактерий в природе. А. Бактерии разложения и гниения. Б. Почвенные бактерии. 2. Роль бактерий в жизни человека. А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые). Б. Болезнетворные бактерии.
Роль бактерий в природе 1. Бактерии гниения и разложения участвуют в круговороте веществ «санитары планеты»
В верхнем слое почвы содержится от 100 000 до 1 000 000 000 бактерий на 1 г, т. е. примерно 2 т на гектар! Перегной минеральные вещества 2. Почвенные бактерии
Бактерии принимают участие в выветривании горных пород и минералов. Железобактерии сформировали крупные отложения железных руд.
Бактерии принимают участие в образовании природного газа.
3. Азотофиксирующие бактерии клубеньковые бактерии Поглощают азот из воздуха. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями. Симбиоз(греч. «совместная жизнь») – совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов.
Роль бактерий в жизни человека 1.Молочнокислые бактерии САХАР МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА
Бактерии участвуют в производстве лекарств
Бактерии используют для очистки сточных вод
Бактерии портят сено в стогах. От них страдают книги в книгохранилищах.
Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Ботулизм — заболевание, вызываемое, продуктами, зараженными палочками ботулизма.
2.Болезнетворные бактерии Бактерии-паразиты проникают в другие организмы и вызывают заболевания. Поражают растения, животных и человека.
Приносят вред культурным растениям бактериальный ожог бактериальный рак
Сибирская язва Острое заразное заболевание животных, поражающее и человека..
каждые 10 секунд умирает от туберкулеза 1 человек, каждые 4 секунды заболевает 1 человек. Туберкулез называют «главным инфекционным убийцей человечества». Сейчас в мире Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 000 000 человек, 3 000 000 умирают в течение года.
Пути передачи болезнетворных бактерий Инфекцию переносят грызуны — крысы и мыши, а также белки и дикие собаки. Передается людям через укус животного или блох, живущих на нем. Заразиться можно также контактным и воздушно-капельным путями от больного человека.
Профилактика инфекционных заболеваний Контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. Своевременное выявление и лечение больных. Карантин. Дезинфекция. Прививки.. Соблюдение правил личной гигиены.
Значение бактерий В природе В жизни человека
Значение бактерий В природе В жизни человека 1.Образовали почву. 2.Образуют перегной. 3.Обогащают почву азотом. 4.Поставляют в атмосферу кислород. 5.Приняли участие в образовании природного газа, отложении железных руд. 1.Получение кисломолочных продуктов. 2.Квашение овощей. 3.Получение лекарств. 4.Помогают пищеварению. 5.Портят продукты питания. 6.Вызывают заболевания. 7. Используют для очистки сточных вод
Ответ : Жизнь без бактерий на Земле невозможна. 1. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор в перегной почвы. 2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. 3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом. Вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без бактерий…
1. бактерия 2. микроскопическая, мелкая 3. делится, размножается, проникает 4. заражает организм и вызывает болезнь 5. микроб
Домашнее задание: 1.Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное заболевание. Что вы будете делать? 2. Прочитать параграф № 12, устно ответить на вопросы параграфа, стр.56-63. 3.* Творческая работа. В тетрадь запишите свое рассуждение «Что было бы, если б не было бактерий?»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-445552
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.