бесы достоевский в каком классе проходят
В каком классе проходят Достоевского, какие изучают произведения?
Прошу не путать с вопросами о конкретных произведениях Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».
В каком классе проходят Достоевского «Бесы»?
В каком классе проходят Достоевского «Белые ночи»?
В каком классе изучают Достоевского «Белые ночи»?
В каком классе проходят Достоевского?
В каком классе изучают Достоевского?
Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.
Официальное марксистско-ленинско е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.
Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.
Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.
Что именно из произведений Достоевского и в каком классе изучали после реабилитации его творчества? Роман «Преступление и наказание» в 9-м классе (ныне это 10-й класс). Конечно, учебная статья представляла собой в первую очередь краткий обзор творчества писателя с указанием проблематики таких произведений, как
а уже потом следовали история создания и анализ «Преступления и наказания».
Изучались все эти произведения + романы «Идиот», «Бесы» только на филологических факультетах вузов.
Когда в 80-е годы начала воплощаться в жизнь идея создания альтернативных учебников, в один из них был включён рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (7-й класс), в другой – повесть «Мальчики», являющаяся
Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.
Одни из них предполагают текстуальное изучение уже названных мной романа «Преступление и наказание» (10-й класс) и рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» (7-й класс).
В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:
Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:
При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:
В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:
Романы «Идиот» и «Бесы» в школе никогда не изучались и сейчас не изучаются. Они слишком сложны для подростков.
Выбранный для просмотра документ Урок по роману Достоевского Бесы. 10 класс.doc
Урок литературы в 10 классе
Ф.М.Достоевский. «Бесы». Роман-предупреждение.
Урок подготовила учитель русского языка и литературы Дзуцева Альбина Тузарбековна
с.Октябрьское, 2015 год
Обсуждение вечных тем в творчестве Ф.М.Достоевского.
Развитие навыков философского осмысления действительности;
Общественно-политическая обстановка в России во второй половине XIX века.
Дело С.Г.Нечаева, создателя тайного общества « Народная расправа». К атехизис революционера» («Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России»).
3. «Пропаганда идей» (Н.Бердяев) в романе.
репродукции картин Ганса Гольбейна «Мертвый Христос» (1521 г.) и «Сон разума рождает чудовищ» (1798 г.) Франсиско Гойи;
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.
Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.
Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» (1830).
«Бесы» А.С.Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника.
Спустя сорок лет Ф.М.Достоевский из этого стихотворения возьмет несколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа «Бесы» (1870). И так же, как и Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, «трагическое движение идей».
Общественно-политическая обстановка в России во второй половине XIX века.
Сквозь пласт антигуманных идей своего времени мы слышим зовущий голос писателя-гуманиста Ф.М. Достоевского, который осудил человека своего времени, ставшего рабом таких идей. Как образно выразился И. Золотусский, «люди, живущие только идеями, а не чувством, в романах Достоевского или убийцы, или самоубийцы».
Как вы считаете, насколько верны, справедливы эти слова?
Работа в группах. Учащиеся, получившие групповые задания, аргументируют слова И.Золотусского
— Почему? (Они отошли от Бога, переступили черту дозволенного . Герои Достоевского или убийцы или самоубийцы, носители идей.)
История создания роман. Сообщение учащегося.
Дело С.Г.Нечаева, создателя тайного общества « Народная расправа». К атехизис революционера» («Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России»).
Сообщение учащегося о Нечаевском процессе.
— Начиная работу над «Бесами» (1870—1871), Достоевский намеревался создать политический памфлет, обращенный против западников и нигилистов. Несостоятельность их теоретической программы, гибельность практического пути к ее осуществлению, самозванство и деспотизм многих деятелей направления — об этом, по мнению писателя, буквально кричали факты русской жизни последнего времени. Самым же вопиющим стал факт создания С. Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа» и убийство осенью 1869 года членами этой организации слушателя Петровской академии И. Иванова.
Событие это оказалось в центре внимания Достоевского не случайно. В нем он увидел крайнее и характерное выражение «бесовщины», «симптом трагического хаоса и неустройства мира, специфическое отражение общей болезни переходного времени, переживаемого Россией и человечеством» (12, 255), замечает комментатор «Бесов».
Достоевский не принимал революцию» как путь к достижению социальной справедливости и блага. И «нечаевщину» он рассматривал не в перспективе освободительного движения (которое в самодержавной стране в ту эпоху отличалось незрелостью и стихийностью), а в ретроспективе развития России. В этом свете и предстает «нечаевщина» в романе: «Это все язвы, все миазмы, все нечистоты, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!» (10, 499). Так осмысляет все происшедшее Степан Трофимович Верховенский, один из главных героев романа?
Программа «Народной расправы» основывалась на анархических и бланкистских доктринах. В главном документе нечаевцев — «Катехизисе революционера» — отразилось все пренебрежение к реальному ходу русской истории, к духовным силам нации, к личности человека. «Катехизис» видел в России «поганое общество», которое подлежало «полному, повсеместному и беспощадному разрушению», он требовал смотреть на человека как на материал для достижения революционных целей, прибегать к иезуитским методам в разжиганий вражды и смуты в стране, опираться на деклассированный элемент и вести к тому, чтобы совершилась «бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих». «Катехизис» не признавал каких-либо моральных препятствий на пути к цели и оправдывал «кровь по совести». В убийстве Иванова, пытавшегося выйти из деспотического подчинения Нечаеву, воплотилась «новая мораль» нечаевцев.
Главная фигура здесь — Петр Верховенский, убежденный, что нет ни бога, ни бессмертия, ни нравственных законов, ни вообще каких-либо твердых устоев в жизни и «потому нужно окончательно и любыми средствами разрушить весь «балаган» и затем учредить всеобщее «равенство», спроектированное Шигалевым — теоретиком нигилистического подполья.
«Пропаганда идей» (Н.Бердяев) в романе.
— Роман связан с важным вопросом: как развиваться России? Достоевский представляет читателю устами свои героев идеи переустройства человеческого общества. Эти идеи он взял из жизни.
Каждая группа учащихся излагает идеи переустройства человеческого общества, которые предлагают герои романа
Первая группа. Идея Шигалева .
Человечество разделяется «на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратится как бы в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать». Однако, предлагая рай на земле, Шигалев запутался в противоречиях: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». Чтобы превратить человечество в стадо, Шигалёв предлагает меры, основанные на перевоспитании целых поколений.
Вторая группа. Идея Верховенского.
— Проповедуя это равенство, Верховенский откровенно презирает народ и заботу о судьбах его считает пережитком политического движения. В подготовительных материалах к роману есть знаменательная его реплика: «В сущности, мне наплевать; меня решительно не интересует: свободны или несвободны крестьяне, хорошо или испорчено дело. Пусть об этом Серно-Соловьевичи хлопочут да ретрограды Чернышевские! — у нас другое — вы знаете, что чем хуже, тем лучше. »
— Как вы думаете, чем опасны каждая из этих теорий?
— А какое место среди персонажей романа занимает Ставрогин? Какую систему ценностей мы видим в этом герое «Бесов»?
Ставрогин одержим дьяволом, который имеет свой «рецепт».
К.Случевский. «Рецепт Мефистофеля»
В сердца людей, пускай их точит!
В пеньку веревки мысль вмещу
Для тех, кто вешаться захочет!
Под шум веселья и пиров,
Под звон бокалов, треск литавров
Я в сфере чувства и умов
Вновь воскрешу ихтиозавров!
У передохнувших химер
Займу образчики творенья.
Каких-то новых, диких вер
Смрад тленья с жаждой идеала;
В умы безумья рассую,
Дав заключенье для начала!
Сведу, помолвлю, породню
Окаменелость и идею,
И праздник смерти учиню,
Включив его в Четьи-Минею.
Работа в тетрадях. На экран проецируется задание формата ЕГЭ (задание № 4)
Заполните таблицу. Установите соответствие между персонажами и цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
“ Для меня нет выше идеи, что бога нет”
“ Народ возношу до бога”
“ Потерял различие добра и зла”
“ Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом”.
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»
Система уроков по творчеству Достоевского
Урок 128. «Человек, который весь борьба» 2
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.
«Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его»
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.
Первый урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Следует обратить внимание учащихся на:
— говорящую фамилию героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.
На втором уроке может быть организована исследовательская работа с текстом. Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной
«Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они. » «Двойники» Раскольникова.
2. Петр Петрович Лужин.
— В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
— Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
— Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
— Почему Лужин боится полиции?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует. », связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»»
Тема урока: роман-пророчество «Бесы»
Тип урока: комбинированный урок, открытие новых знаний
Образовательные – показать мастерство Ф. М. Достоевского в создании психологического портрета и характера героя;
Развивающие – развивать навыки беглого чтения, воображение, речь обучающихся, имение работать в команде, брать на себя роль лидера;
Воспитательные – пробуждать у обучающихся любовь к родному народу, способствовать их нравственному и духовному воспитанию на примере идей Ф. М. Достоевского.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (дорожные карты для заполнения), фрагмент кинофильма В. Хотиненко (2014 года)
Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей,
все разговоры в его романах представляют
изумительную диалектику идей.
Н. А. Бердяев «Статьи о русской философии»
Звучит стихотворение А. С. Пушкину «Бесы» (читает наизусть заранее подготовленный обучающийся)
– О чем это стихотворение? («Бесы» А. С. Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника, поэта, писателя).
– Как это стихотворение соотносится с темой нашего урока, с творчеством Ф. М. Достоевского? Сформулируйте тему и цель урока.
III. Работа с эпиграфом урока (слова Николая Бердяева)
– Итак, спустя сорок лет Ф. М. Достоевский из этого стихотворения возьмет несколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа «Бесы», написанного в 1870 году, которому предшествовали «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1868). И так же, как и А. С. Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, «трагическое движение идей».
– Что же такое идея? Составьте по три собственных определения этому понятию (идея – это…)
– Как можно растолковать фразу Н. А. Бердяева? Какие герои Ф. М. Достоевского «опьянены» идеей? (обучающиеся приводят примеры из уже изученного романа «Преступление и наказание»). Какие герои романа «Бесы» отражают эту цитату? (Николай Ставрогин, Петр Верховенский, Алексей Кириллов, Иван Шатов, Федька-каторжник).
IV. Знакомство с историей создания романа
Доклад заранее подготовленного обучающегося об исторической основе романа – «Нечаевском деле».
– Какой герой получил некоторые черты реального революционера Нечаева? (Петр Верховенский).
– Кто является главным героем романа, «главным бесом», «дьяволом»? (Николай Всеволодович Ставрогин). Как создается образ этого героя?
Доклад обучающегося о идее создания образа Николая Ставрогина (из записок Ф. М. Достоевского).
– В чем загадка его образа? Относится ли он всецело к кружку революционеров? Разделяет ли их идеи? Тогда почему он назван «главным бесом»?
V. Анализ глав романа. Работа в группах (по технологии «мировое кафе»)
Обучающимся предлагается поделиться на 4 группы (требуется особая организация учебного пространства: соединить по две парты, чтобы группы могли расположиться и обсуждать задание, а центр класса был свободнее). Каждая группа получает свое задание (анализ определенного круга героев романа). Основные элементы анализа фиксируются в дорожной карте урока (представлена в таблице).
1 группа: «Поколение отцов» в романе(Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)
2 группа: «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский
3 группа: кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)
4 группа: Шатов и Кириллов
5 группа: женские образы (Лиза, Марья Лебядкина, Дарья Шатова)
Психологический портрет (обратить внимание на эмотивные глаголы)
Роль в произведении
1. «Поколение отцов» в романе (Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)
2. «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский
3. Кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)
4. Шатов и Кириллов
5. Женские образы (Лиза Тушина, Дарья Шатова, Марья Лебядкина)
VI. «Мировое кафе». Полное заполнение дорожных карт
В каждой группе выбирают «хозяина стола», спикера, который презентует заполненную группой часть дорожной карты обучающимся другой группы. Сами обучающиеся (кроме спикера, который всегда остается за своим столом) должны обойти всех спикеров других групп, и таким образом получить все сведения о героях романа, полностью заполнить дорожную карту. Затем группы возвращаются, спикеры заполняют свою дорожную карты и обсуждают получивший образовательный продукт (таблицу с образами героев).
VII. Обсуждение, анализ произведения
– Какие изобразительные средства использует Ф. М. Достоевский при создании образов персонажей романа? Что такое психологический портрет? Какая часть речи преобладает при создании психологического портрета героев романа «Бесы»? Для чего служат эмотивные глаголы?
– Есть ли в романе положительные персонажи? Почему неплохие изначально люди начинают портиться и совершать ужасные поступки? Приведите примеры из романа. Какой герой романа (или какой поступок) показался вам особенно отвратительным? Какие герои имели шансы на искупление, вызвали у вас сострадание, показались симпатичными? Исходя из данных рассуждений как можно объяснить название романа?
VIII. Просмотр фрагмента фильма «Бесы» В. Хотиненко (разговор Верховенского и Ставрогина в парке, 2 серия)
– Как актеры передают психологическое состояние своих героев? Совпадают ли описание Ставрогина и Верховенского в романе с экранной версией? Что вам показалось особенно удачным в создании образа Николая Всеволодовича и Петра Степановича?
IX.Подведение итогов анализа романа
– С каким героем романа «Преступление и наказание» можно сравнить Николая Ставрогина? А Петра Верховенского? Что такое мотив «двойничества»? Как он проявляется в романе «Бесы»?
– В чем заключается основная идея романа? Почему многие литературоведы называют его «пророческим»?
X. Рефлексия (проводится в форме интервью)
Один обучающийся задает данные вопросы, другие (двое-трое по желанию) отвечают:
– Что Вы знали до урока?
– Что Вы узнали на уроке?
– Что Вы хотели бы узнать глубже?
XI. Дифференцированное домашнее задание:
составить психологический портрет одного из героев романа «Братья Карамазовы», используя эмотивные глаголы;
найти и записать отзывы русских и зарубежных писателей о романе «Братья Карамазовы»;
написать эссе по роману «Бесы» на тему «Роман-предвидение».