библиотеки будущего какими вы их видите
Почему библиотеки не исчезнут в цифровом мире будущего
Об авторе: Мария Привалова, генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова.
С чего все начиналось
Библиотеки в современном мире нужны для того же, для чего были нужны и сто лет назад, и двести — и даже раньше. Еще в римских термах (античных банях) были греческий и латинский залы, где люди читали тексты, беседовали и обменивались новостями. Знаменитая Александрийская библиотека 2 тыс. лет назад превосходила полнотой своего собрания любую из нынешних: в ней было собрано едва ли не все, что было тогда написано на Земле. Потом, правда, настали темные времена, общедоступных книжных собраний не существовало, но за последние три-четыре столетия библиотеки вновь прошли путь от закрытых архивов, университетских, церковных и частных книжных коллекций к современным открытым для всех «публичкам».
В центре самой идеи библиотеки находится текст. Ее первостепенная роль заключается в сборе и сохранении наследия, выраженного в текстовой форме, а также профессиональная работа с ним.
Для университетских и крупных национальных библиотек она была и остается ключевой. Однако и для них, а уж тем более для «обычных» публичных библиотек важнейшая функция –– предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, а также помощь читателям в работе с ними. То есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии.
Как это выглядит на практике?
Равный доступ к информации.
Современная система публичных библиотек начала складываться в XIX столетии, но ее активное развитие произошло около века назад. Их бурный рост пришелся на первую половину XX века, в том числе, в советской России. Во многих странах развитие библиотек стало тогда частью «левого поворота»: равный доступ к информации и получению образования входил в повестку дня наравне с борьбой за права трудящихся, сокращение рабочего дня и т. п.
В наши дни уникальной функцией библиотек стала борьба с цифровым неравенством. Важно помнить, что постоянный доступ к интернету есть не у всех даже в современных мегаполисах.
Но не стоит думать, что библиотеки существуют только для необеспеченных слоев населения. Представители разных экономических и возрастных групп встречаются здесь примерно так же часто, как и в среднем по городу. То есть библиотеки, в числе очень немногих институций, борются не только с цифровым неравенством, но и с социальным расслоением в целом, одной из бед нашего времени.
Сочетание различных ресурсов и экспертизы.
Несмотря на проникновение интернета практически во все сферы и процессы в обществе, главный ресурс библиотеки –– это по-прежнему книжные фонды. Люди и сегодня любят читать произведения на бумаге, а библиотека дает возможность прочесть их, не покупая. Платить за книги могут не все, к тому же купленное произведение может не понравиться или займет лишнее место на полке. Несмотря на развитие цифровых сервисов для чтения, люди продолжают брать бумажные книги.
Рост интереса к книгам обеспечивают насыщенная новинками коллекция и библиотекари. Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, –– огромное преимущество.
Библиотекари помогают читателям разобраться и во все более широком наборе некнижных ресурсов: электронных базах данных, журнальных и газетных архивах, программном обеспечении, а также настольных играх, аудиокнигах, нотах, оцифрованных фондах и многом другом.
Удобное пространство.
Библиотека сегодня –– это самое общедоступное из всех общественных пространств.
Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности.
Иначе говоря, библиотека — это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.
Просвещение и досуг.
Библиотеки –– места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.
Так хорошая библиотека не только помогает осваивать знания, но и дает новый для читателя культурный опыт.
Она оказывается полноправным участником процесса lifelong learning (непрерывного образования). Для выстраивания собственной образовательной траектории важно то, что библиотека позволяет пробовать разные темы и форматы без обязательств формальных образовательных программ или индивидуальных курсов.
Центр сообществ и территорий.
Все чаще библиотеки становятся важными социальными центрами, поддерживающими жителей в целом или отдельные сообщества по интересам. Во всем мире успешные библиотеки умудряются решать самые разные задачи, даже самые нетривиальные: где-то выдают напрокат лыжи (или швейные машинки, или приборы для измерения давления), где-то проводят занятия с детьми в уязвимом положении, преподавая им основы дизайн-проектирования и разрабатывая обучающие игры для слепых, где-то организуют языковые курсы для мигрантов — перечень можно продолжать бесконечно. Нередко библиотеки становятся центрами знаний о конкретной территории, хранят память места и формируют локальную идентичность.
Во время пандемии в фаблабах некоторых библиотек наладили производство персональных защитных экранов для тех, кто обязан ходить на работу. В других библиотекари читают детям по телефону вечерние сказки.
Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст — на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Библиотеки в 2027 году
Я часто хожу в библиотеки, и во время своего последнего посещения вдруг задумался: как они могли бы выглядеть спустя 10 лет? Отмотав время на 20 лет назад, когда впервые пришел в библиотеку, я поразмыслил о том опыте и решил на его основе представить, какими станут библиотеки через 10 лет, в 2027 году.
Середина девяностых
Впервые я пришёл в библиотеку в 1994 году. Каталогом тогда служил зеленый текстовый терминал, а во многих книгах все еще оставались бумажные вкладыши для проштамповки. Библиотека была местом для тихих занятий и исследований.
Традиционно библиотеки предоставляли доступ к информационным ресурсам. Книги, кассеты и микрофильмы были главными устройствами хранения информации. Мы могли взять их в библиотеке или воспользоваться ими там же, с помощью библиотекаря.
Потом стали появляться новые носители, я начал брать CD с музыкой и играми. К середине нулевых в библиотеках был уже огромный выбор. Модель оставалась традиционной, но с гораздо большим разнообразием информации и её носителей.
Середина нулевых
Примерно в это время библиотеки Окленда представили объединенный веб-каталог, и это была революция.
Новый каталог гораздо лучше отражал всё разнообразие услуг и ресурсов, которыми располагали библиотеки. Но гораздо важнее была возможность заказать книгу (или другой носитель) онлайн и получить ее в ближайшей к вам библиотеке.
Я начал пользоваться ими еще больше, заказывая что-нибудь (книгу, CD, DVD) каждую неделю. Появлялись новые носители, например, электронные книги, а старые — такие как аудиокассеты — уходили в небытие.
Из-за распространения интернета к концу этого десятилетия электронные носители стали устаревать, а в библиотеках появился бесплатный Wi-Fi.
Кроме того, библиотеки стали предлагать больше услуг. Например, сегодня в библиотеках проводится множество мероприятий. Появилось самообслуживание. В целом модель осталась традиционной, но расширилась с появлением новых технологий и сервисов.
Я считаю, что современная библиотека должна иметь:
Во-первых, можно было взять iPad. С появлением бесплатного Wi-Fi, интернет стал одним из источников информации, которым вы можете свободно пользоваться в библиотеке, поэтому неудивительно, что там появляются современные устройства для доступа к информации.
Во-вторых, там была игровая зона с видеоиграми (PlayStation) и настольными играми. Отличная возможность для развлечения в одиночестве или с другими людьми. Мне очень понравились оба сервиса, и я уверен, что в будущем они появятся во всех библиотеках.
Библиотеки также предоставляют множество других услуг, например, доступ к местным краеведческим архивам или помощь в проведении исследований. Но с точки зрения постоянных посетителей всё это разнообразие превращается в базовый набор услуг: тех, что я ожидаю от современной библиотеки.
С учетом этого базового уровня, давайте перенесемся на 10 лет в будущее и зададимся вопросом: останутся ли в 2027 году оффлайн-библиотеки в виде зданий из кирпича и бетона?
Я думаю, что да. Библиотеки остались актуальными на протяжении двух десятилетий, сопровождаемых фундаментальными технологическими переменами. Они продолжат развиваться, отвечая на новые запросы и используя новые технологии.
Согласно моим наблюдениям, могу сказать, что изменения не будут внезапными и взрывными. Библиотеки всегда развивались постепенно, у них нет потребности/возможности в радикальной смене курса. Наоборот, это будет эволюционное движение, с медленной сменой парадигмы.
Чтобы понять, в чем ценность библиотек лично для меня, я задался тремя вопросами.
Есть так называемая пирамида DIKW (data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — это информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определенные свойства к предыдущему уровню. То есть для того, чтобы получить информацию, вам нужны данные, а чтобы получить знания, вам нужна информация, и так далее.
Изначально библиотеки были источником первых трех уровней пирамиды. Но с начала нового тысячелетия два нижних уровня — данные и информация — перешли в интернет. Теперь мы получаем там все данные и информацию.
Мне кажется, что главная ценность библиотеки лежит именно в сфере знания. Из места, где можно учиться, она превратилась в место для изучения.
Чем «учить» отличается от «изучать»? Я думаю так:
Кроме того, из-за тенденции к самообслуживанию автоматизируются многие задачи, для которых раньше требовалась помощь библиотекаря: такие как поиск книг, использование принтера, размен монет.
Парадокс в том, что библиотека перестала быть посредником между человеком и информацией, но сохранила дух посредничества, перенося его во взаимодействие с людьми. Она становится местом для изучения и общения, становится средством достижения этой цели.
Если представить эти изменения в виде диаграммы, думаю, к 2027 году библиотеки будут находиться где-то в районе середины голубой стрелки.
В 2027 году библиотеки будут предлагать аналогичный базовый набор услуг, конечно, отвечая развитию технологий: беспроводные принтеры, модернизированная служба доставки и пунктов приема в виде микро-библиотек и киосков.
К 2027 году искусственный интеллект, боты Google и Amazon станут настолько умными, что ответ на любой наш вопрос будет всего в одном клике. А может быть сразу будет закачан нам в голову с помощью множества датчиков и уведомлений.
По мере того, как уходит старая ценность библиотек — доступ к информации, — основной конкурентной стратегией становится видоизменение.
Библиотеки должны измениться. Они должны предложить то, чего не могут предложить их огромные и хорошо продуманные онлайн-конкуренты. Для этого им нужно использовать свой ключевой актив — помещения — и победить, предоставив людям больше возможностей для изучения и общения.
Нужно будет перестать быть просто информационным складом, став вместо этого местом для взаимодействия людей друг с другом. К тому же взаимодействие не ограничивается разговорами, можно использовать книги, игрушки, игры, музыкальные инструменты, электронику.
Я думаю, что в библиотеке 2027 года будет меньше носителей, которые вы сможете взять домой. Большую часть информации можно будет найти в онлайн-каталоге, а в библиотеках будут выставлены только избранные экземпляры, что позволит им освободить пространство.
Эти экземпляры, например, популярные литературные новинки, может выбрать библиотекарь или, что более вероятно, алгоритм интеллектуального анализа данных. Всё остальное можно хранить где-либо еще и привозить по запросу.
Будет секция специализированных сервисов, таких как исследования и архивы. Останется несколько традиционных рабочих мест или столов, но большая часть пространства будет свободной зоной для различных активностей.
Посетители смогут использовать пространство как хотят — играть в игры, смотреть видео по Wi-Fi, паять электронику или даже практиковаться в игре на ударных в звуконепроницаемом ограждении. Кто-то может проводить групповое обучение. Подающий надежды пианист мог бы наигрывать на стоящем в углу пианино — вот вам и живая музыка. Более того, в библиотеке может быть пространство под открытым небом для активного отдыха. Короче говоря, библиотека будет площадкой для общественного взаимодействия.
К 2027 году помещения, которые занимают библиотеки, станут ценнее и привлекательнее, чем их коллекции.
Уже сегодня библиотеки позволяют не только пользоваться своими коллекциями, но и взаимодействовать с сообществом. Я вижу, что эти перемены будут продолжаться, и в будущем мы сможем использовать для своих целей книжные коллекции, друг друга, всё сообщество целиком и, конечно, помещения библиотек.
Библиотеки могут быть полностью интегрированы в общественное пространство — представьте себе библиотеку в аэропорту или на вокзале. А могут и частично — например, когда есть основное здание и несколько киосков в местах скопления людей, чтобы у клиентов был удобный способ вернуть книги.
Архитектура — еще одна зона роста для библиотек. В старинных городах они обычно занимают объекты архитектурного наследия. А новые библиотеки строятся в современном стиле, с использованием новейших подходов, таких как экологичное отопление, вторичное использование воды, и так далее.
Когда открывалась моя библиотека, её визитной карточкой был эко-дизайн, который пятнадцать лет назад был совершенно в новинку для общественных мест. А библиотеки, размещенные в исторических зданиях, могут стать значимыми достопримечательностями для города. Они даже могут привлекать туристов. У новых или отреставрированных библиотек есть прекрасная возможность стать образцами современной, передовой архитектуры.
Историческое — или наоборот, современное, футуристическое пространство библиотеки может само по себе стать её ценностным предложением.
«Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем», — Нильс Бор.
Это лишь одна из версий возможного развития событий. Реальность, конечно, будет отличаться для каждого города и страны, и будет зависеть от выбранной библиотекой модели сервиса, особенностей местного сообщества и взглядов местной власти.
Напоследок
Будущее библиотек во многих отношениях сводится к пространству и времени. Библиотеки станут местом для активностей, сочетающих в себе досуг и обучение. Библиотеки повысят собственную ценность, предоставляя возможности для взаимодействия и проведения свободного времени с пользой.
Независимо от того, каким окажется будущее, чтобы остаться на плаву в 2027 году, руководство успешно развивающейся библиотеки должно мыслить стратегически, предугадывать будущее и обеспечивать хорошее обслуживание. Эти проверенные временем правила никогда не изменятся.
Библиотеки будущего какими вы их видите
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
879. Библиотека будущего глазами читателей
Тридцать пятый год двадцать первого века.
Я иду, как и прежде, в библиотеку.
Взяв журналы и книги, идут за столы
Добродушные люди огромной страны.
В моде знания, а не дурацкий успех,
Россия читает опять больше всех…
В «краевую» иду, как на пышный парад,
Так же как приходил четверть века назад.
Выводов делать не буду, предлагаю ознакомиться с отрывками наиболее интересных описаний (авторский стиль и пунктуация сохранены):
«Мне кажется, что библиотека будущего будет оборудована различной современной техникой. Подходя к зданию, можно будет нажать на кнопку, выбрать нужный зал и сразу появится лифт, который довезет до места назначения. В каждом зале будет электронный архив, набрав нужный код, нужно будет подождать минуту и книга автоматически появится. Книги обычные, а вот столы и стулья оборудованы персонально для каждого человека. На столе лампа, отсек с бумагой и ручками, также полочки для книг, рядом со столом стул, автоматически подстраивающийся персонально под каждого человека» (Персман К.)
«1 Органичное сочетание «старой» библиотеки и новых технологий; 2 Ускоренный поиск и получение любой информации; 3 При желании чтение on-line дома с библиотечного сайта» (Супрун О. Н.)
«В 2035 году бумажные книги будут издаваться только небольшими тиражами, для ценителей. Библиотеки станут местом общения людей, которым не нравятся контакты через Интернет для обсуждения литературы и встреч с авторами…» (Поздняков В. Т.)
«…Все книги есть в электронном виде. Все библиотеки объединены в одну глобальную сеть, поэтому любая когда-либо выпускаемая книга, статья, журнал и. т.д. может быть в любое время доступна. Бумажные варианты книг сохранены и продолжают печататься… А еще наконец-то откроется кафе и библиотека будет работать круглосуточно (и вопрос в час ночи «Как пройти в библиотеку?» никого смущать не будет)» (Куршакова К.И.)
«Мне кажется, к этому времени будут очень развиты информационные технологии, скорее всего будет множество компьютеров, в которых можно будет найти всю необходимую литературу. Многие, скорее всего, будут жалеть о том, что обычные книги, сделанные из бумаги, старинные – не популярны, их мало.» (Яковлева Т. О.)
«Не будет библиотеки уже в 2025 году. Пари… По крайней мере в нынешнем виде. Разве музей печатного дела?? Печально…» (Копылов В.)
«Состоит из двух частей: музейной – бумажные носители, рабочей – электронные» ( Костикова Е.М.)
«Лично я считаю, что библиотека не должна становиться другой. Зачем? Пусть будут те же столы, книги, журналы… А внедрение новых технологий лишь для того, чтобы быстрее «добраться» до интересующей Вас книги. А кому не нравятся ветхие издания или книжная пыль, пусть сидят в своем Интернете, ограничиваясь его скудными ресурсами» (Соколова И. П.)
«Удобная мягкая мебель, большие залы, свободный доступ, кафе, можно пить кофе и читать, укрывшись пледом, много ламп, и много закутков для читателей, интернет Wi-Fi» (Анонимно)
«Люди летают по библиотеке на специальных электрических приборах, которые выдаются каждому при предъявлении читательского билета. Везде вместо консультантов стоят роботы, у которых в головах есть электронный каталог всех книг. Книги приносят за 5-10 секунд. Каждый час предлагают кофе и бутерброды всем читателям библиотеки» (Якимова А. В.)
Будущее библиотек и библиотеки будущего
Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего – какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.
По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .
— Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?
— 34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.
— Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?
— В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домой понравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда, много и разное.
Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессия библиотекаря разноплановая и творческая.
— Какая книга оказала на вас самое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?
— Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».
Если говорить о книге, впечатление о которой я пронесла через всю жизнь, то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.
— Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?
— Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.
Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только если у вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволить себе покупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине – и это не единственный случай.
— Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?
— На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.
Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?
— Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?
— Нет. Электронные книги – новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.
Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная – своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг – это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.
— Что вам кажется, будет с бумажной книгой лет через 20?
— Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.
Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные – бумажные.
И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.
— Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?
— Библиотека превращается в многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением, удовлетворением и реализацией своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным досугом и информацией!
В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.
— Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями
— Образ современной библиотеки – это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество – удивлять, вызывать интерес, любопытство – становится основным мотивом нашей деятельности.
Приметой последнего времени стало использование нетипичных для нас форматов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.
— В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.
Что касается клубов, количество любительских клубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка – это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.
Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч. в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина – 13.
Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.
— Как вы видите будущее библиотеки?
Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.
Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.
— В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?
— Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.
— И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?
— Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанные с давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чем же, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?
— Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?
— Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.
— Для меня лучший аргумент – это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.
— Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?
-Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.
— Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?
— Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнению и содержанию книжной продукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание. Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.
— Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.
— Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению, Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.
— Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?
— Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы – все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.
— Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?
— В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный – алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.
— Как вы можете описать современных читателей, их запросы?
— Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.
— Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.
— У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.
— И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.
— Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.
— Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг – формировать читательский вкус?
— Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки – с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете – во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?
С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.
— Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.
С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.
— Какой же должна быть библиотека в современных условиях?
— На мой взгляд, путь выживания библиотеки – это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм – пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.
Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.
— Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?
— Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.
Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге – это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.
О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.
Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».
Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке – это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».
Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке – это сервисы для уточнения запроса – удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».