бизнес в период пандемии какой актуален
Бизнес во время коронавируса
Бизнес во время коронавируса меняется, однако не всегда они негативные. Мы расскажем, как можно заработать деньги во время пандемии и предложим ТОП лучших идей. В статье вы узнаете о простых в воплощении бизнес-идеях, которые могут перерасти в полноценный бизнес.
Как можно заработать во время коронавируса?
Сегодня в интернете и, в частности, в соцсетях активно постят мемы, связанные с изменениями в бизнес-сферах, которые имеют место из-за нового коронавируса. И если поначалу это было смешно, то сейчас все уже понимают, что смешного тут нет. Еще год назад все это казалось фантастической ситуацией, которую показывают в фильмах, а сегодня это суровая реальность, в которой приходится выживать.
Большое влияние на бизнес оказалась массовая самоизоляция, которая стала толчком к изменению деятельности множества предприятий. Пострадали магазины, салоны красоты, сфера развлечений и ресторанный бизнес. И далеко не все из них смогли остаться на плаву.
Технологии позволяют переходить на удаленную работу, что стало спасением для множества компаний. Самыми везучими оказались те, кто уже работал онлайн и знает, как устроены социальные платформы. Те же коучи и репетиторы быстро подстроились под ситуацию и перенесли свои занятия в онлайн, используя для этого бесплатные мессенджеры.
В целом, пандемия показала, что наибольший спрос в любых условиях на товары первого потребления и, в частности, на продукты питания. Та же гречка и консервы — они пропадают с полок магазинов первыми, что было доказано в ходе разных кризисных ситуаций. В плюсе остаются те, кто продает такие товары. При этом в наибольшем выигрыше сетевые магазины, в то время как рынки оказались неконкурентоспособны: их при малейшем обострении ситуации закрывают первыми.
В сложной ситуации оказались и рестораны и кафе. Они терпят убытки из-за вводимых ограничений. Единственный выход — организация доставки или обслуживание гостей навынос. При этом цены терпят изменения, они сокращаются и в них закладывается стоимость доставки. Однако даже такой подход позволяет платить персоналу и оставаться на плаву.
Такой же подход приемлем и для непродовольственных магазинов. Они могут начать торговлю в интернете — это несложно. При этом организовать доставку им будет значительно проще, чем другим сферам бизнеса.
Для индустрии красоты единственный выход — обслуживание на дому, пока это не запрещено. Если доступно свободное перемещение и нет пропускной системы, это единственная возможность продолжить работу.
Торговые центры, кинотеатры и другие развлечения. Для них вариантов продолжить работу нет. Единственное, что остается делать — дождаться окончания ограничений.
ТОП бизнес-идей во время коронавируса: самые прибыльные и быстро реализуемые идеи
Каждый кризис вмешивается в работу предпринимателей. Эпоха коронавируса — не исключение. Многие сферы перестраиваются, предприятия замораживают деятельность или подстраиваются под изменяющиеся условия. Ниже представлен ТОП-15 бизнес-идей, которые могут принести прибыль во время коронавируса:
Как открыть и развивать бизнес во время коронавируса в России: практические советы
Выше мы предложили 15 идей по открытию бизнеса во время коронавируса. Чтобы он успешно развивался стоит прислушаться к следующим советам:
Лучшие идеи бизнеса в период эпидемии в России в 2021 году
Опыт выживания бизнеса во время пандемии на примере других стран
Если говорить о зарубежной практике выживания, то лучше всего с этим справился Китай. Он быстро справился с кризисом. И вот какие стратегии для этого были использованы:
Резюмируя
Пандемия — не повод опускать руки. Это идеальное время, чтобы доказать эффективность бизнеса и уникальность своего предложения. Правильная ниша и выход на рынок — и результаты не заставят себя ждать.
Если же у вас уже есть свое дело, то паниковать тоже не стоит. Стресс, конечно, катализирует работоспособность, но к принятию решений стоит подходить с холодной головой. Думайте о том, что испытания только укрепляют бизнес и делают его неуязвимым. Работайте в два раза больше, подстраивайтесь под условия, будьте гибкими на всех уровнях и результат не заставит себя ждать.
Какие бизнесы умрут от пандемии
Российский предприниматель Сергей Васильев о том, как наш бизнес будет выкарабкиваться из коронакризиса.
Кто более всего пострадает в России от экономических шоков пандемии?
Государственные учреждения культуры и образования, типа театров, концертных залов, школ, институтов – не пострадают. Они все на бюджете, на государственном содержании. Сотрудникам будут платить их зарплату, даже во время простоя.
А у государственных больниц и учреждений, поток финансирования даже увеличится, в следствии увеличения общей нагрузки.
И вообще, государственный сектор поможет сейчас устоять российской экономике. Это – тот редкий случай, когда бОльшая огосударствленность экономики в данном случае во благо. Все госструктуры будут на поддержке бюджета.
Уже можно перечислять целые отрасли и сектора, которая ждет глобальная перезагрузка.
Туристическая индустрия – по сути встала. Сильно упал ресторанный бизнес, в шоке все, что связанно с организацией массовых мероприятий. На время люди перестанут ходить в кино.
Закрывающиеся фитнес-центры, бассейны, спортивные клубы поставят огромные проблемы перед всем сектором фитнеса и вообще индустрии красоты и здоровья.
Упадок ждет вообще весь ритейл, кроме, возможно, продуктового и аптечного. Люди будут меньше ходить в магазины за покупками, не только из-за страха заразиться, а просто ввиду падения доходов населения.
Но если посмотреть на весь список потенциально «проблемных» секторов, то мы увидим, что там уже давно и так были проблемы.
Все эти сектора: туризма, фитнеса, ресторанов, салонов красоты, одежного и прочего ритейла – давно в большом кризисе, и жуткой взаимной конкуренции.
Больших прибылей там нет давно, главный лозунг был – лишь бы выжить.
С новым обвальным падением спроса из-за пандемии, карантинами, запретами, ограничениями, уже очевидно – многие не выживут. А точнее выживут сильнейшие, у кого было меньше долгов, у кого был накопленный запас жира, у кого была наиболее эффективная модель.
Все как всегда, как на обычном рынке. Просто пандемия многократно ускорит процессы выявления слабых игроков, их банкротство и уход с рынка.
Останутся только сильные игроки и более жизнеспособные модели бизнеса.
Все как всегда, просто пандемия даст нам возможность просмотреть это кино в ускоренном, стремительном режиме.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
«Народ смел полки»: какой бизнес стоит открывать во время пандемии
Застрявшие в Подмосковье
Всеобщая самоизоляция вызвала небывалый рост в сегменте доставки еды — как готовых блюд, так и продуктов. Сознательные москвичи стараются лишний раз не выходить в магазин и атакуют приложения всех возможных курьерских сервисов. Так, например, у Delivery Club с 14 марта по 5 апреля спрос вырос на 40%, с 6 по 12 апреля сервис впервые выполнил свыше 1 млн заказов в неделю, говорит его представитель Алексей Белоусов. Об увеличении спроса на десятки процентов отчитались и в пресс-службах сервисов экспресс-доставки «Яндекс.Лавка» и «Самокат»: у последнего число заказов т олько за первую нерабочую неделю выросло на 40%, средний чек — на 25%. За март компания открыла 20 точек сбора заказов и наняла больше 1000 курьеров.
Но если к тем, кто остался пережидать пандемию в квартирах, доставка приедет в любое время дня и ночи, москвичам, изолировавшимся на дачах в области (а таких немало), приходится туго: ни Delivery, ни «Яндекс», ни «Самокат» к ним не доезжают. На этом сыграл сервис «Ешь деревенское», который доставляет продукты от фермеров из деревень и сел: благодаря в том числе этой аудитории его показатели на 40% превысили февральские и оказались почти на 200% выше результаты прошлого марта.
Но если к тем, кто остался пережидать пандемию в квартирах, доставка приедет в любое время дня и ночи, москвичам, изолировавшимся на дачах, приходится туго
С фермерством основатель «Ешь деревенское», номинант в рейтинг 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в категории «Социальные практики» Илья Елпанов знаком больше 20 лет — c детства он помогал отцу управляться с животноводческим предприятием в городке Кимры Тверской области. В 2013-м отцовское предприятие разорилось, и Елпанов решил возродить семейное дело. Вместе с однокурсниками из Российского государственного аграрного университета им. Тимирязева он отправился выращивать животных на территории арт-парка «Никола-Ленивец», но затея принесла только 500 000 рублей убытков. После второй бизнес-неудачи — приложения для подготовки школьников к ЕГЭ Smart Fox — Илья устроился руководителем отдела логистики в сервисе доставки продуктов по подписке Elementaree.
Идею «Ешь деревенское» предприниматель подсмотрел в Америке — там уже работал стартап GrubMarket, который доставлял продуктовые наборы от фермеров к двери. В Москве тогда тоже появилась мода на локальные продукты, но доставлять их напрямую покупателям небольшие фермерские хозяйства не могли. «Спрос и предложение были, а прямого канала их соединения — нет», — поясняет Елпанов. Он перебрался из столицы к родителям в Кимры, поближе к потенциальным поставщикам (сейчас большая часть фермеров-партнеров из Тверской области), и лично объезжал хозяйства, знакомился и договаривался о работе.
В середине 2015-го предприниматель начал отправлять в Москву коробки с базовыми фермерскими продуктами, собранные на собственной кухне. В 2016-м привлек первых инвесторов — бизнес-ангелов Григория Руданова и Владимира Батищева, которые вложили 1 млн рублей в обмен на 8% компании. Проект работал бесперебойно и приносил до 1,1 млн рублей выручки в месяц, но Елпанов хотел масштабироваться и решил сменить модель. Теперь клиенты получили больше свободы: самостоятельно собирали виртуальные корзины продуктов от нескольких фермеров и встречали курьера через сутки с момента формирования заказа (для этого пришлось открыть распределительный цех в Дубне). Зарабатывал «Ешь деревенское» на комиссии в 35% с каждого заказа. Новый формат позволил наладить поставки онлайн-ретейлерам «Утконос» и Ozon, а также нескольким ресторанам и кафе.
Через год сервис привлек новых инвесторов — совладельца фонда Some Random VC Евгения Тимко и основателя консультационной платформы LiveTex Владимира Бакутеева. За два года они вложили в проект в общей сложности около 40 млн рублей (у основателей по итогу всех сделок осталось 65% компании). «Ешь деревенское» переехал в цех площадью 600 кв. м и выстроил внутреннюю структуру — отдел закупок, контроля качества, категорийный отдел и др. Благодаря нововведениям в 2019-м компания принесла 180 млн рублей выручки и порядка 32 млн операционной прибыли.
Чумной спрос
Эффект коронавируса «Ешь деревенское» почувствовал внезапно — 15 марта, когда в России было зарегистрировано всего 63 случая заболевания, но в сети уже появились фото опустевших полок офлайн-магазинов. Посещаемость сайта и количество заказов за день возросли на 30%, средний чек — с 4000 до 5000 рублей. «Люди закупали долгие продукты — картофель, тушенку, гречку. Крупы у нас на сайте не было три дня», — вспоминает Елпанов.
«Люди закупали долгие продукты — картофель, тушенку, гречку. Крупы у нас на сайте не было три дня»
Елпанов сначала отдал доставку на аутсорс, а потом экстренно нанял 15 дополнительных курьеров — это помогло пережить первый всплеск спроса. Чтобы не тратить время на обучение сборщиков, привлек к процессу родственников. «После первой бессонной ночи я собрал их дома на благодарственный ужин. Все очень смеялись — четыре года назад на самом старте я уже привлекал их к сборке заказов, а они тогда пророчили: «Мы знаем, что тебе еще понадобимся!» И действительно ведь понадобились», — рассказывает Елпанов.
За вторую половину марта «Ешь деревенское» выручил 24 млн рублей против 15 млн рублей за первую часть месяца. Совокупно за март сервис получил 39 млн рублей выручки и около 7 млн операционной прибыли. Это на 40% выше февральских показателей и почти на 200% — результатов марта 2019 года.
Предприниматель уверен, что это еще не предел и пик спроса впереди. Если ситуация не изменится кардинально (например, власти ограничат передвижение курьеров), в апреле «Ешь деревенское», по его расчетам, выручит 50 млн рублей — почти треть оборота за 2019 год. Впрочем, надеждами удержать такие показатели Елпанов себя не тешит: после кризиса покупательная способность населения упадет, что может повлечь обратный отскок выручки. «До пандемии доля проникновения онлайна в продуктовый ретейл составляла всего 0,2%. Из-за этой ситуации я надеюсь на рост онлайна минимум в пять раз. Это может дать нам новый импульс для развития уже после восстановления доходов россиян», — заключает он.
Каникулы в четырех стенах
Еще один очевидный бенефициар пандемии — сфера онлайн-образования. Продажи курсов онлайн-университета «Нетология» во второй половине марта выросли на 31% по сравнению с первой половиной месяца, а онлайн-платформа для школьников «Учи.ру» за время карантина зафиксировала шестикратный рост аудитории — до 3 млн уникальных пользователей в день, сообщили Forbes представители компаний.
Ажиотаж ощутили не только лидеры рынка, но и небольшие проекты. Например, платформе с курсами для дополнительного образования младшеклассников «Умназия» закрытие школ на карантин помогло нарастить выручку с 300 000 до 2,2 млн рублей в месяц. Основательница проекта Галина Кан объясняет этот бум тем, что сейчас «родителям стало совершенно непонятно, что делать с детьми». « Они вроде как на каникулах, но к бабушкам или в лагеря их не отправить — надо придумывать, чем бы их увлечь. Я сама как мама столкнулась с тем же — двоих детей надо чем-то таким занимать, чтобы и им было интересно, и нас от работы они не отвлекали», — рассказывает предпринимательница.
«Двоих детей надо чем-то таким занимать, чтобы и им было интересно, и нас от работы они не отвлекали»
К онлайн-образованию их подтолкнул личный родительский опыт: в начале 2017-го оба не смогли найти в сети ничего отвлеченного от школьной программы для своих 10-летних старших дочерей. «Со школьными предметами проблем у нас не было, но хотелось заинтересовать детей чем-то еще», — объясняет Галина. У существовавших платформ, по ее словам, были свои недостатки — где-то слишком скучно, где-то слишком просто, где-то упор делался только на математику. А крупные проекты, например, Skillbox или «Нетология», были ориентированы на взрослых.
Чтобы заполнить пустующую нишу, Кан и Плотников решили открыть интернет-курсы для развития у детей так называемых софт-навыков — логики, критического мышления, решения проблем, которым не обучают в школе. Подступаться к проекту начали, правда, издалека — с запуска платных онлайн-олимпиад по русскому языку, окружающему миру и математике для младшеклассников. Этим более массовым продуктом они рассчитывали привлечь платежеспособных и заинтересованных в онлайн-обучении родителей. Но игра не стоила свеч, признается Кан: родители не понимали, зачем за это платить, когда в сети и так много бесплатных задачек.
Взяться за ум
В сентябре 2018-го Кан и Плотников вышли из активного управления Moscow Consulting Group и вернулись к первоначальной бизнес-идее. Привлекли двух экспертов из лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, взяли нескольких методистов из МГУ, МГИМО и других вузов и принялись за разработку детских курсов. В мае 2019-го на сайте появился первый продукт — курс по развитию кругозора «Культурный код». За 1000 рублей ребенок получал 50 интерактивных заданий с озвучкой, рассчитанных на 3-5 часов занятий. Вскоре к «Культурному коду» добавились тренажеры для развития памяти и логического мышления (на базе заданий олимпиад), а затем и курс по финансовой грамотности. В последнем детям нужно помочь главному герою построить коммерческий банк на далеком тропическом острове во вселенной компьютерной игры.
Спрос на нетривиальные детские курсы хоть и медленно, но рос: за весь 2019 год стартап выручил около 4 млн рублей и зафиксировал порядка 25 млн рублей убытка (включая затраты на разработку курсов). 10 млн рублей из них партнеры покрыли образовательным грантом от МГУ, другую часть — из консалтинговых накоплений. На прибыль они рассчитывали выйти только в 2022 году.
«Непонятно, как поведут себя люди, когда все закончится: вернутся к привычному образу жизни или продолжат интересоваться онлайном»
День, когда коронавирус «подбросил» компанию на новый уровень, Кан помнит хорошо: «Это было 16 марта, когда моих и многих других детей перевели на домашнее обучение. Мы зашли вечером в нашу аналитику и увидели резкий скачок посещаемости». Если прежде за день на сайте «Умназии» регистрировались по 200-300 человек, то 16 марта их число перевалило за 1000. Продажи тоже выросли — 60 000 рублей за день против прежних 15 000 рублей.
Кан и Плотников заметили, что «Учи.ру» и «Фоксфорд» — их косвенные конкуренты в детском образовании — на фоне роста дали клиентам скидки или бесплатный доступ к своим продуктам. Вслед за коллегами «Умназия» тоже снизила стоимость курсов на 40-80%. Благодаря этому количество регистраций на сайте подпрыгнуло до 2000-3000 в день, за две последние недели марта проект выручил 1,8 млн рублей, а за весь март — порядка 2,2 млн рублей. «Нам просто повезло, что мы в индустрии образования, а не в ресторанной сфере, например. Но мы не сидим и потираем ручки: за весь российский бизнес нам очень тревожно. Если бы у меня был выбор, такого роста — на фоне падения всех остальных — я бы не хотела», — признается Кан.
Несмотря на увеличение выручки, убытки проекта остались прежними — 1,5-2 млн рублей в месяц. Дело в возросших расходах, объясняет Кан. Около миллиона в марте — вдвое больше, чем обычно, — пришлось потратить на онлайн-рекламу. Кроме того, партнеры наняли двух новых сотрудников — разработчика и клиентского менеджера.
В будущее проекта основатели смотрят с опаской: « Непонятно, как поведут себя люди, когда все закончится: вернутся к привычному офлайновому образу жизни или продолжат интересоваться онлайн-образованием». Главная задача проекта сейчас — максимально нарастить базу зарегистрированных пользователей, считает Кан. Для этого партнеры перешли на «фримиум» — в течение 72 часов клиенты получают доступ ко всем ресурсам проекта бесплатно. Но особенно рассчитывать на монетизацию этого ресурса не стоит, предупреждает Владимир Щербаков из Teachbase: «Что будет дальше с этой базой юзеров — непонятно. Домохозяйства режут косты, и этот расход — дополнительное обучение школьника — может попасть под сокращения как не первоочередной».
Благословенная крупа
У 52-летнего уроженца Карелии Вячеслава Елупова из образования только средняя школа и MBA в петербургской бизнес-школе. Но это не помешало ему построить компанию с годовым оборотом больше 1 млрд рублей.
В детстве Елупов ловил рыбу в Онежском озере и продавал ее на рынке, после школы отслужил в армии и устроился на завод токарем-фрезеровщиком. Уже с 1989 года он работал на себя: получил патент на индивидуальную трудовую деятельность, арендовал у завода станки и выпускал гаражные замки. Когда цены на сырье взлетели, Елупов ушел в другие сферы: перепродавал продукты питания, ремонтировал технику.
Продукция «Ярмарки» появилась в 20 странах — в основном в магазинах для иммигрантов, которые соскучились по вкусу гречки
Кризис 1998 года стал толчком для кратного роста компании — тогда люди тоже сметали с полок гречку, а продукция начала пользоваться спросом за пределами Карелии: в Москве, Барнауле, Мурманске, Архангельске, Новосибирске, Тюмени, Казани.
Стадный инстинкт
Переживший не один кризис предприниматель уверяет, что сразу распознал в коронавирусе будущую причину ажиотажа вокруг своей продукции, но совет директоров не воспринял эту мысль всерьез. «И мы реально проспали: не ожидали резкого роста заказов, не создали запас готовых товаров. К счастью, были запасы сырья», — анализирует Елупов.
Всплеск спроса компания ощутила в марте: «Народ пошел все скупать и смел полки — это был стадный инстинкт. Вначале было смешно, потом начали звонить абсолютно серьезные, адекватные люди и говорить: «У тебя греча есть? Все покупают и нам нужно». Я был поражен». Количество заказов увеличилось в десять раз. «Одна из возможных причин скупки круп во время пандемии коронавируса — всеобщий страх. Под влиянием медиа и массовой истерии ценности схлопываются до одной — физиологической. Человек перестает думать и действует на инстинктах», — объясняет природу этого явления психолог, психотерапевт, основатель компании психологической помощи Solve With Айрат Хакимов.
«Народ пошел все скупать и смел полки — это был стадный инстинкт»
Производство Елупова не было готово выпускать в десять раз больше. С традиционных 60-70% загрузку пришлось увеличить до 100% и пополнить штат до 350 человек, а также ввести круглосуточный режим работы завода.
По словам предпринимателя, в марте 2020 года оборот вырос почти на 40% по сравнению с показателями прошлого года и составил 237,6 млн рублей, в апреле ожидают такой же рост. Лучше всего продаются крупяные смеси Yelli — рост на 24%, и гречка — на 10%. При этом в последние две недели офлайн-продажи пошли на спад — покупатели перестали ходить по магазинам: « Люди сделали запасы, сейчас сидят дома и едят». Несмотря на это, компания ожидает сохранения повышенного спроса в мае: «Конечно, меньше, чем в марте, но на 15-20% выше, чем в прошлом году».
Параллельно Елупов развивает и онлайн-торговлю — спрос в его магазине Fasol.tv вырос в четыре раза, крупы от «Ярмарки» скоро появятся в интернет-магазинах Ozon, Wildberries и Lamoda. «Мы расширили ассортимент и добавили продовольственные товары с длительным сроком хранения: макаронные изделия, крупы, специи, чтобы наши клиенты могли заказывать максимально широкий спектр товаров у одного продавца и не увеличивать количество доставок в этот период», — объясняет нетривиальное решение ретейлера Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda. По ее словам, эти товары пользуются спросом — гречку и макароны заказывают вместе с обновками одежды и обуви.
Не обошлось и без потерь: из-за постановления Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Елупову пришлось временно остановить поставки в Европу. Документ запрещает с 12 апреля по 30 июня вывозить некоторые виды продукции (в том числе крупы и готовые блюда — например, голубцы) за пределы ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Введение запрета на экспорт «позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки», считают составители документа.
Предприниматель надеется, что после завершения пандемии ограничения спадут, и уже этой осенью рассчитывает запустить новую производственную линию — «чтобы гречи точно хватило всем».
Лечебные миллиарды: как участники списка Forbes борются с коронавирусом
Лечебные миллиарды: как участники списка Forbes борются с коронавирусом
Самые перспективные направления для бизнеса во время и после пандемии
Журналист, автор материалов по теме технологий и бизнеса
Оптимисты утверждают, что кризис — это не только потери, но и новые возможности. И действительно, эпохи потрясений, трансформируя бизнес-ландшафт, открывают новые ниши для предпринимательства и стимулируют творчество и инновации. Нынешний кризис, затормозив развитие одних отраслей экономики, придал мощное ускорение другим.
Попытаемся систематизировать самые многообещающие области для открытия и развития бизнеса сегодня и в ближайшем будущем.
Хорошим помощником в вашем начинании станет бизнес-карта Мastercard®. С ее помощью вы без труда разделите корпоративные и личные расходы. Она позволяет контролировать траты, выгодно покупать для бизнеса, устанавливать лимиты для сотрудников и выдавать деньги для командировок, снижая нагрузку на бухгалтерию. С бизнес-картой Мastercard вы получите возможность приобретать товары и услуги у партнеров на более выгодных условиях, бесплатно посещать бизнес-залы в аэропортах, получать кэшбэк за покупки и тем самым сокращать расходы предприятия. Бизнес-карта Мastercard — это удобный способ сэкономить время и деньги.
Всем в онлайн!
Цифровизация и до Covid-19 была одним из главных трендов бизнеса. Согласно McKinsey Global Survey of executives, пандемия ускорила этот процесс на несколько лет. Глобальный карантин дал мощный толчок развитию онлайн-услуг практически во всех областях. Нет никаких оснований ожидать серьезного отката в офлайн после того, как пандемия уйдет в прошлое. Карантины закончатся, а созданные бизнесы и привычки потребителей сохранятся.
Удаленная работа
Если бы не пандемия, то массового перехода на удаленную работу, который давно предрекали футурологи, можно было бы ждать еще долго. После снятия ограничений этот тренд, вероятно, не обратится вспять: это допускает российский премьер-министр, а более половины американских компаний уже планируют сокращение офисных пространств. В связи с этим можно ожидать дальнейшего развития IT-инфраструктуры для удаленных сотрудников. В первую очередь речь идет о средствах связи, удаленного доступа и контроля. Взлет сервиса видеоконференций Zoom — одна из самых громких историй успеха в этом году.
Еще одно направление, связанное с удаленкой, — кибербезопасность. Теперь периметр корпоративной сети проходит по домашним устройствам сотрудников. Это новый вызов, и он требует инновационных решений.
Электронная коммерция и интернет-маркетинг
Пандемия — удачное время для запуска онлайн-магазина. Если ранее ожидалось, что электронная торговля превысит по объему обычную розницу только в 2036 году (прогноз Internet Retailer), то теперь очевидно, что это случится раньше. Во время карантина 30% российских малых и средних предприятий подключили возможность онлайн-оплаты своей продукции через сайт. Рост электронной коммерции автоматически тянет за собой и спрос на продвижение в сети — интернет-маркетологи тоже не останутся без работы. Бизнес-карта Мastercard позволяет получить скидки на рекламу в «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте», бесплатный запуск сайта на платформе InSales и другое.
Телемедицина
Это еще одна область, которой и до 2020 года предрекали блестящее будущее, а пандемия лишь дополнительно ускорила ее рост и законодательное регулирование. Зачем рисковать здоровьем, а может быть, и жизнью, толкаясь в поликлинике, если многие врачебные консультации, например, по хроническим заболеваниям, можно получить дистанционно? Эта молодая отрасль сегодня как никогда нуждается в свежих идеях: речь не только о средствах связи, но также о различных сенсорах и других гаджетах, которые помогают удаленно контролировать состояние пациента.
Онлайн-обучение
В последние годы наблюдался бум образовательных онлайн-платформ: Coursera, Udacity, Sololearn, Duolingo и так далее. Но традиционные институции не спешили с переходом в онлайн. Пандемия не оставила им выбора, подтолкнув развитие сферы EdTech. В России рынок онлайн-образования и до 2020 года рос на 20-25% ежегодно. Бизнес-решения, помогающие людям учиться и преподавать дистанционно, будут все более востребованы.
В образовании нуждаются и сами предприниматели. Бизнес-карта Мastercard дает возможность получать со скидкой образовательные продукты онлайн-университета Skillbox, школ иностранных языков Alibra, онлайн-программ City Business School и ряда других ресурсов.
Финтех
Россия давно находится в числе лидеров по цифровизации банковских услуг. В условиях ограниченной мобильности даже самые консервативные клиенты были вынуждены довериться мобильным приложениям. Резко выросла доля выдаваемых банками онлайн-кредитов, открываемых через интернет депозитов и накопительных счетов. Таким образом, цифровой переход в финансовой сфере получил дополнительный импульс.
Онлайн-развлечения
Индустрия развлечений в целом сильно пострадала от пандемии. Выиграли те ее сегменты, которые базируются в интернете: онлайн-кинотеатры, музыкальные стриминговые сервисы, киберспорт. Например, онлайн-кинотеатр КиноПоиск HD, в котором можно получить 20% дополнительными бонусными баллами «Яндекс.Плюс Кешбэк» от стоимости просмотра при оплате бизнес-картой Mastercard. Онлайн-формат примерили театры, популярные исполнители и фестивали, например, «Сделано в России». В выигрыше — не только крупные игроки, расширились возможности малого и среднего бизнеса: организация виртуальных корпоративных мероприятий, квизов, квестов и так далее.
Мой дом — моя крепость
Люди теперь гораздо больше времени проводят дома, будь это городская квартира или загородное жилье. Если удаленная работа, как обещают эксперты, с нами теперь навсегда, то и эта тенденция тоже сохранится. Поэтому перспективны бизнес-инициативы, направленные на снабжение домоседов всем необходимым и повышение комфорта их существования.
Доставка
Рынок доставки оказался одним из главных бенефициаров пандемии. Еще в мае ему предрекли 40-кратный рост по итогам года. Многие из тех, кто ранее не пользовался доставкой на дом, оценили этот сервис и не собираются возвращаться к прежним привычкам: об этом заявили 87% россиян, которые пользовались доставкой во время карантина. C нуля едва ли можно создать такого гиганта, как СДЭК или Dostavista, но имеет смысл потягаться с крупными игроками за доверие жителей своего дома, района, дачного поселка. Бизнес-карта Мastercard позволит получить ощутимые скидки и преференции: три бесплатных доставки у СДЭК, 25% у Dostavista и dpd, 20% у Яндекс.Go и ряда других служб.
Все для дома, все для сада
Запертые в четырех стенах люди готовы больше тратить на повседневный комфорт. Ставка на товары для дома, ремонтные, отделочные и строительные услуги оправдается с большой вероятностью. Это подтверждают цифры: например, на «Авито» спрос на товары для ремонта в июне-июле 2020 вырос 89% по сравнению с прошлым годом.
Те, кто имел возможность, самоизолировались за городом. По окончании карантина некоторые решили не возвращаться в город, по крайней мере, в теплый сезон. Можно сказать, пандемия наметила сдвиг в сторону американской модели существования в удалении от мегаполиса. Если эта тенденция устоит, то и в дальнейшем повышенным спросом будут пользоваться товары для сада, услуги садовника и ландшафтного дизайнера.
Товары для спорта и активного туризма
Те, кто привык заботиться о здоровье и физической форме, пострадали от закрытия фитнес-центров, но нашли выход, перенеся тренировки домой. Некоторые люди впервые озаботились здоровьем, ощутив разрушительное воздействие вынужденного затворничества. В результате спрос на онлайн-фитнес на «Юле» вырос на 77%, а на покупку беговых дорожек — на 101%. Бесплатные онлайн-тренировки в период карантина проводили World Class, X-Fit, Nike и другие.
Из-за закрытых границ повысился спрос на активный отдых внутри страны, люди вспомнили о прелести походов. Соответственно, растет спрос на товары для спорта и активного отдыха. Также перспективны инициативы по развитию внутреннего туризма, популярность которого росла и до пандемии. К примеру, в октябре 2020 года Mastercard запустила программу «Бесценные маршруты», которая построена вокруг шести городов: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Калининград и Ростов-на-Дону.
Красота на дому
Внешний вид заботит людей, по крайней мере, прекрасную половину человечества, не меньше, чем здоровье. И здесь та же история: закрытие косметических салонов не отменило процедуры по уходу за телом, но перенесло их на дом. Масочный режим внес коррективы в предпочтения потребителей: упал спрос на губную помаду, зато производители теперь активно продвигают продукты для глаз и для кожи лица, которая страдает от ношения маски. Да и сами маски переосмысляются beauty-индустрией как модный аксессуар.
Корм и товары для животных
Во время карантина в США число забранных из приютов собак выросло на 700%. Россияне также стали чаще заводить домашних питомцев. Едва ли по окончании ограничений их выставят на улицу. Можно ожидать, что и в этой сфере сохранится возросший спрос на корм и другие товары.
Что еще будет расти в офлайне
Пандемия рано или поздно закончится, а осадочек, как говорится, останется. Многие сохранят предубеждение к тесным физическим контактам и продолжат избегать скоплений людей. Поэтому можно прогнозировать популярность вендинговых автоматов, магазинов без касс, фудтраков и других торговых форматов, которые позволяют минимизировать человеческое взаимодействие. К примеру, «Вкусвилл» в апреле начал развивать формат «дарксторов» — магазинов, которые работают только на выдачу онлайн-заказов.
Озабоченность вопросами гигиены и санитарных норм обеспечат спрос на услуги по уборке и дезинфекции. Клининговые сервисы будут востребованы хозяевами офисов и общественных зон. Хорошие шансы на успех имеют производители средств гигиены и индивидуальной защиты. Так, основатели российского бренда Antiseptane планировали в 2020 году запуститься с косметикой для волос, но в марте экстренно изменили стратегию и наладили успешное производство антисептиков.
Из-за пандемии доходы людей упали и вряд ли быстро восстановятся. Вынужденная бережливость повышает спрос на определенного рода услуги, такие как ремонт (авто-, вело-, бытовой техники и так далее) и комиссионная торговля.