божественная комедия какой жанр
Круговерть дел греховных: в чем истинная суть «Божественной комедии» Данте? (4 фото)
О тонком фантасмагоричном произведении Данте слышали даже те, кто его не читал. «Божественная комедия» – комедия, которая не потеряла актуальности в и наше время – почему она относится именно к этому жанру?
Чего же в этом произведении больше – религиозной составляющей, злободневной политической сатиры или чего-то еще? В действительности у автора было как минимум две причины отнести его к жанру комедии. Прежде всего, это развитие сюжета: жутковатое повествование к концу становится радостным и позитивным, что, в общем-то, характерно именно для комедий. Плюс к этому, по тогдашним канонам (а создавалось оно приблизительно с 1308 по 1321 год) произведения высокого штиля – трагедии писались на латинском, тогда как «Божественная» написана на итальянском, который в те времена считался вульгарным. Кстати, считается, что сам эпитет впервые использовал поэт и писатель эпохи раннего Возрождения Джованни Боккаччо, придя в совершенное восхищение от прочитанного.
Смысл и суть «Божественной комедии»
Совершенно неожиданно герой оказывается в темном лесу. И путь ему преграждают три сущности – Похоть, Алчность и Гордыня – самые распространенные грехи человечества. А сам лес выступает олицетворением сомнений, в которые погружаются люди по достижении взрослого возраста.
И тут появляется поэт Вергилий и приглашает главного героя отправиться на прогулку и своими глазами взглянуть на суть и смысл потустороннего. В качестве решающего аргумента, заставившего Данте сделать выбор, покойный поэт обещает тому встречу с Беатриче.
Герои попадают в Ад со всеми его кругами и наблюдают за мучениями грешных душ во всех его 9 кругах, а затем посещают Чистилище и Рай, где и происходит долгожданная встреча.
Самой яркой составляющей произведения является описание Ада. Который впоследствии практически стал именем нарицательным. В наше время имя Данте автоматически на подсознательном уровне соотносится с Адом. На его фоне описания Чистилища и Рая смотрятся как-то бледновато и скромно. Пекло же прописано так ярко, живо и реалистично, что невольно возникает подозрение, что автор побывал там лично и видел все своими глазами.
Современнику может показаться, что для создания такой безумной и реалистичной картины явно нужны были какие-то специфические вещества. Однако если вдуматься повнимательнее, то ничего кроме таланта и умения подмечать детали не понадобилось. Алигьери всего лишь скомпоновал распространенные домыслы, заблуждения и фантазии. Объединив мифы различных стран, он создал такой себе мудреный, но аппетитный салатик, который, как говорится, вполне себе удобоварим и по прошествии 700 лет.
Отразив элементы традиционного католического учения вперемежку с характерными для Средневековья представлениями типа структуры Рая, Ада и Чистилища, он получил единое упорядоченное полотно, узоры в котором дополняли, а не противоречили друг другу.
Особое внимание автор уделил и обитателям Ада. Здесь можно встретить самых разных персонажей, от известных персон до совершенно темных и непонятных личностей. И здесь как раз четко прослеживается политическая подоплека, поскольку многие души, на которые есть отсылка в произведении, значимые для современников фигуры.
В общем и целом «Комедия» возымела в тогдашнем обществе эффект разорвавшейся бомбы, поскольку реалистичные описания заставили людей поверить в существование загробного мира и прочую мистику. Что касается современников, то для общества более злободневны аллегории. Они демонстрируют человеческие пороки, которые, в общем-то, не изменились и за столетия.
А к какому жанру вы бы отнести «Божественную комедию» великого Данте Алигьери?
«Божественная комедия» Данте: почему комедия, почему «божественная» и другие вопросы
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Почти 700 лет назад Данте Алигьери написал свою «Божественную комедию». Почему комедия и почему «божественная»? Что больше в этом произведении: политической сатиры или католического вероучения? На эти и другие вопросы «Фоме» ответил священник и филолог протоиерей Максим Козлов.
Почему Данте назвал свое произведение комедией и с чем связан эпитет «Божественная»?
Видимых причин назвать свое произведение именно комедией, а не трагедией у Данте было две. И обе они обоснованы тогдашними литературными канонами. Во-первых, это особенности развития сюжета: скорбное и страшное вначале повествование завершается радостным концом, что характерно именно комедиям. Во-вторых, произведения, принадлежавшие к жанрам «высокой литературы», писались тогда исключительно на латинском языке. Данте же написал свою «Комедию» на итальянском.
Эпитет «божественная» и вовсе не принадлежит Данте. Так стали называть ее позже. Существует мнение, что первым ее так назвал Боккаччо, придя в восхищение от прочитанного.
Как это произведение повлияло на мировую литературу и культуру?
«Божественная комедия» Данте традиционно входит в набор из десяти самых известных произведений, по крайне мере, западноевропейской литературы. Многие писатели и поэты черпали у него свое вдохновение, вспомним из близкого нам, например, стихотворение Ахматовой «Данте»:
«Божественная комедия» оказала очень большое влияние на возникновение собственно итальянской литературы, так как это один из тех текстов, где формировался итальянский литературный язык. Тут важно отметить, что этот язык формировался на основе произведения, которое затрагивает основополагающие контексты христианского вероучения: жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, загробной участи. В этом отношении можно сказать, что итальянцем впоследствии, как и французам с такими текстами Кальвина как «Наставление в христианской вере», немцам с переводами Библии Лютера и другими его вероучительными произведениями очень повезло: у них литературный язык формировался одновременно с языком богословия. И в этом отношении для европейской культуры парадигма, данная Данте, должна быть весьма и весьма значимой.
Чего больше в этом произведении – политической подоплеки или духовного поиска автора?
Говорить же, что Данте имел некий личный мистический опыт, который стал основанием для написания «Божественной комедии», я думаю, нет никаких веских оснований. Скорее здесь отображается традиционное католическое учение о загробной жизни.
Можно ли получить от прочтения этой книги что-то большое, чем просто эстетическое наслаждение от хорошей литературы?
Дантевский загробный мир соответствует христианскому вероучению?
Я думаю, мы можем говорить о том, что это достаточно точное отображение традиционных схоластических воззрений католической церкви, которая, кстати, никогда не выступала ни при жизни ни после смерти Данте с какой-либо критикой того, что им было написано.
Понятно, что эти представления имеют серьезные различия с учением православной Церкви. Главным из которых является учения о чистилище, т.е. о среднем состоянии между раем и адом, куда попадает в собственно католическом представлении абсолютное большинство людей. Это те люди, которые не являются нераскаянными грешниками, но и у которых мера добродетели и раскаяния не такова, чтобы их сразу в рай пустить. В Православии нет учения о таком среднем состоянии, которое нужно отбыть, перед тем как тебя пустят в рай.
Ну а какие-то детали, связанные с кругами, со структурами ада, чистилища и рая, судьбами некрещеных младенцев и прочим – это характерные средневековые представления, которые в какой-то мере даже современной католической церковью разделяются.
Божественная комедия
Содержание
История
Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал её на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.
Издания
Переводы на русский язык
Структура
«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).
Сюжет
Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.
Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.
Чистилище
Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.
В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.
«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте.
Анализ произведения
По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.
«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду. Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.
Своё видение Данте строил из кусков реальной жизни. На конструкцию загробного мира пошли отдельные уголки Италии, которые размещены в нём чёткими графическими контурами. И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература ещё и сейчас продолжает черпать оттуда. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причём объёму и характеру греха соответствует объём и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, — все живые люди. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. В этой огромной галерее исторических деятелей нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Недаром Флоренция переживала полосу такого напряжённого экономического и культурного подъёма. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, — было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Отдельные эпизоды поэмы, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, ни в чём не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, по сей день производят сильное впечатление.
Концепция Ада в «Божественной комедии»
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
Выстраивая модель Ада (Ад, XI, 16-66), Данте следует за Аристотелем, который в своей «Этике» (кн. VII, гл. I) относит к 1-у разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-у — грехи насилия («буйное скотство» или matta bestialitade), к 3-у — грехи обмана («злоба» или malizia). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
Еретики — отступники от веры и отрицатели Бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом.
Концепция Чистилища в «Божественной комедии»
Три святые добродетели — так называемые «богословские» — вера, надежда и любовь. Остальные — это четыре «основные» или «естественные» (см. прим. Ч., I, 23-27).
Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III — любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV — недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII — чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам.
Концепция Рая в «Божественной комедии»
(в скобках — примеры личностей, приведённые Данте)
Специфика жанра Божественной Комедии Данте
«СПЕЦИФИКА ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ».
(Объем 24 компьютерных листа, что соответствует 15 страницам машинописного текста)
Выполнил студент 2 курса
Карелин Алексей Анатольевич.
Принял преподаватель
_________________________________
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………..…….2
2. ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………. …..3
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..….9
3.1. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
3.2. ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ……. 12
3.3 ИСТОРИОГРАФИЯ……………………………………………15
3.3.1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ……………………………………….17
3.4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОТРАЗИВШИЙСЯ НА СПЕЦИФИКУ ЖАНРА КОМЕДИИ…………..…………………19
3.4.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАНТЕ………………………………………………………………21
3.4.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКУ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………………….22
3.4.3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАНТЕ………………………25
3.4.4. СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»………………………………28
3.5. КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………33
3.6. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ НА ОТРАЖЕНИИ СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………………………………………….37
З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….38
З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….43
5. ВЫВОДЫ ………………………………………………………45
6. БИБЛИОГРАФИЯ
6.1 ИСТОЧНИКИ………………………………………………. 46
6.2 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..47
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Божественная Комедия» вызвала бурю споров, досконально вникающих в каждый ее аспект, но у всех и всегда складывалось свое, в большинстве случаев, неповторимое мнение. Вопрос жанровой особенности произведения не нов, но при всем обилии литературы до сих пор не раскрыт. Таким образом, актуальность работы состоит в том, чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться дать определение жанру «Божественной Комедии».
Целью моей контрольной работы является раскрытие проблематики жанровой принадлежности «Комедии» в научной литературе. В задачи входит: 1) поиск литературных истоков произведения;
2) и разнообразных мнений по этому вопросу.
Ласкающее веянье, нимало
Не изменяясь, мне мое чело
Как будто нежным ветром обдавало
И трепетную сень вершин гнело
В ту сторону, куда гора святая
Бросает тень, как только рассвело …
Любовь, пронизывающая миросозерцание зрелого поэта, родилась из юношеской «болезненной» любви к Беатриче, чистота и одухотворенность достигла полного раскрытия в любви к Богу в третьей части «священной поэмы». Беатриче из дамы сердца трансформируется в святую женщину и, по мнению Гревса Н. М., «в символ Софии Премудрости Божией, соединяющей творение с Творцом»1. Отношение поэта и возлюбленной, писал, например,
А. М. Эфрос « принимает вид религиозного культа: у Данте как бы существует собственная «святая троица» – Христос, Богоматерь и Беатриче, причем последняя является его связью с первыми, все идет через нее и от нее.»2
Данте полагал, что его «Комедия» – изволение самого апостола Петра:
И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе
Под смертным грузом, смелыми устами
Скажи о том, что я сказал тебе!3
Но возможно это истина будет принята за ложь:
Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь.4
3.1. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
3.2. ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
3.3.1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ
Говорить о специфики жанра «Божественной комедии» невозможно, не рассмотрев личность автора, его биографию.
Чрез столько устий радость овладела
Моим умом, что он едва несет
Ее в себе, счастливый до предела.
Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, что давало возможность читать средневековые латинские тексты и немного классические, диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию, обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сути, серьезным не являлось, а университета во Флоренции не было. Однако известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а в зрелом возрасте Данте побывал в университете в Париже. Этим образование будущего поэта не ограничивалось. У него был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами и энциклопедией на своего младшего товарища, упоминается в «Божественной комедии» с большим уважением автором: Во мне живет, и горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный, Того, кто наставлял меня не раз …
Большое внимание Данте уделял самообразованию, много читая по-провансальски и по-французски, узнавая по этим книгам античные образы. Боккаччо в биографии Данте указывает на знакомство его с Вергилием, Горацием, Овидием, Стацием и другими знаменитыми поэтами. По мнению Боккаччо, из них Данте вынес то, что «совершенно невозможно быть поэтом без знакомства с историей и с нравственной и натуральной философии».
Поэтому неудивительно, что в «Божественной комедии» Данте демонстрирует свои знания по богословию, истории, философии, астрономии и астрологии, и многим другим естественным и гуманитарным наукам.
3.4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТРАЗИВШИЙСЯ НА СПЕЦИФИКУ ЖАНРА КОМЕДИИ.
3.4.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАНТЕ
По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, в частности по причине того, что к партии гвельфов принадлежала его семья. Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом, правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города. В первые годы изгнания он принимал участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией среди вождей Белых. В эти годы Данте создает свой трактат «Монархия». Впоследствии Данте пересматривает свои убеждения и окончательно отходит от политической деятельности. Более подробно об этом и о сложившейся в XII-XIII веках политической обстановке будет рассказано в основной части данной работы.
Данте скончался в Равенне, не увидев больше родину, 13 сентября 1321 года от малярии.
3.4.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКУ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ».
3.4.3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАНТЕ
Твой первый дом в скитальческой судьбе
Тебе создаст Ломбардец знаменитый,
С орлом святым над лестницей в гербе.
С ним будет тот, кто принял в первый час
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославится не раз.
Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»:
Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит,
Меж войлоком и войлоком державный. Эта последняя строка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположения Вероны, то есть между городом Фельтро в Тревизанской марке и замком Монтефельтро в Романье. А один из исследователей, как пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signore de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать». Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все, в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествия кого именно он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечта о всемирной монархии не осуществилась.
3.4.4. СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
. взяв обузу
Мирских забот, под бременем двух дел
Упала в грязь, на срам себе и грузу…
Таким образом, Данте приводит к мысли о том, что из-за того, что церковь не занимается своим делом, в мире происходит упадок нравственности, и он катится в пропасть. Поэтому цель «Комедии» заключается в том, чтобы остановить этот процесс, чтобы напомнить папам истинное предназначение церкви, а людям напомнить о морально-этических категориях, о которых они забыли.
3.5. КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
Любовь вдвоем на гибель нас вела…
Ты был, как тот, кто за собой лампаду
Несет в ночи и не себе дает,
3.6. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ НА ОТРАЖЕНИИ СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
Здесь даже можно подставить под вопрос поговорку, что горбатого могила исправит, Фуччи как был богохульником, так и остался, а, на мой взгляд, еще более озлобился, но ему нельзя отказать в смелости и силе.
Вопрос о справедливости названия «Комедии» комедией уже решен в научной литературе (Елина Н. Г.), она правомерно названа так, ее конец радостен, а во времена средневековья комедией считалось произведение, которое имеет радостный конец, а трагедией – грустный. С современной точки зрения я бы вряд ли назвала ее даже трагикомедией, в комедии подразумевается смех, веселье, а шедевр Данте должен вызывать другие эмоции.
По мнению группы ученых, с точки зрения жанра «Божественная комедия» – это « видение» и вряд ли стоит придумывать другое обозначение.
Но «видение» – жанр, развивающийся на протяжении всего средневековья, отличается большой емкостью, кроме религиозных видений, были видения – памфлеты, видения – аллегории, видения сказочного, приключенческого типа и видения описательные.1
Для великого русского поэта Майкова жанр видений ассоциировался с «Комедией», она во многом освобождала сознание от логики. Данте впитал самое лучшее из средневековья, а жанр видений был обширен и ограничен одновременно, не предусматривал внутреннего движения. Для этого был эпос. Гений Данте никогда не мог уместиться в жесткие рамки того или иного жанра.
Западные и русские романтики рассматривали Алигьери как своего предтечу, поэма Данте – огромная метафора: ад – не только место, но и состояние душевных мук. Надеждин Н. П. писал в
1Елина Н. Г. О художественном своеобразии «Божественной комедии» // Данте и всемирная литература. – М.: Наука. – 1967.-С.87.
своей диссертации, что в поэме « представляется полный и цельный отпечаток всего романтического мира.
В ней творческий гений разоблачил человеческую природу от телесного покрова. Это действительная биография человеческого духа…».1 Кто, заключал диссертант, посвящен в таинство «Божественной комедии», тот может сказать о себе, что он открыл вход во внутренние святилище романтической поэзии.2
Жанр «Комедии» С. П. Шевырев определял как лиро-символическую поэму и подчеркивал, что это свой собственный тип поэмы, сочетании поэзии и религии (Данте называли великим философом и богословом). Языческая мифология утратила свой первоначальный смысл, Вергилий уже не тот, который был во времена Древнего Рима: «Нет, это Вергилий средневековый, облаченный в новое звание мистика, это Вергилий – маг о котором сохранилось и теперь устное предание в простом народе Италии… это Вергилий заклинатель, который знается с подземным миром,
.сходил в Ад еще до пришествия Спасителя»
Сочетание религии и поэзии очень важно для романтиков, для них великий художник – великий мифотворец. «Данте один из творцов «вечных мифов», ибо его поэма, «взятая всесторонние, не есть отдельное произведение одной своеобразной эпохи, одной особой ступени культуры, но есть нечто значительное, что обуславливает ее общенациональностью, которую обуславливается ее универсальным характером… обуславливается, в конце концов, формой, которая представляет собой не специальный, но общий
Вопрос о жаровой принадлежности «Комедии» чрезвычайно сложен, каждое новое мнение еще одна ступень в той лестнице, которая, надеюсь, в будущем приведет нас к пониманию этой проблемы. Надеждин Н. П. более цельно охарактеризовал «Божественную Комедию»: «Дантовское творение было и осталось единственным: ему принадлежит собственная форма, которой не может дать никакого названия эстетическая технология».
Произведение предстает перед нами величественным готическим собором, оно вобрало в себя все лучшее эпохи, предшествующей жизни автора, новшества его времени, оно же опередило развитие литературного процесса на много веков вперед. Дом Бога никогда не ограничен рамками человеческой фантазии. Немало важную роль здесь играет откровение ниспосланное свыше.
1Асоян А. А. Там же. – С. 35-36.
2Данте А. Указ. соч. – С. 358
Поэтому «Божественная Комедия» не сковано канонами, средневековый тип превращается в личность, а попутно Данте открывает поэзию человеческих страстей и характеров.
Прототипом главного героя имеют честь быть и гомеровский Одиссей, и вергилиевский Эней, одновременно с этим центральный персонаж, основа для огромного количества более поздних образов, даже шекспировский Гамлет за свою короткую жизнь проходит все круги Ада, встречая на своем пути и ложь, и гордость, и братоубийство, и жалкую человеческую сущность.
Последняя часть «Комедии» оставляет нам надежду на приобретение райских благ, если не в земной сущности, то в Раю. Не хотелось бы утверждать, что произведение Данте нужно приравнивать к универсальному путеводителю для желающих быть причисленных к лику святых, но возможно одной из задач автор и имел стремление показать человечеству, насколько глубоко оно погрязло в болоте греха и насколько еще долог путь к спасению.
3.Через призму специфики восприятия жанра «Божественной комедии», мы видим аллегоричный загробный мир, в котором отражаются социальные и политические тенденции эпохи Данте. Это и борьба папы и императора за светскую власть, и итоги этой борьбы, и представления о несбывшихся надеждах автора. Это, осуждаемый поэтом, мир порока, который следует изменить. А также это практически полная энциклопедия средневековой жизни и общества, в которой в каждой строке мы встречаем моменты из реальной жизни современников автора, включая их наиболее ярких представителей и детали их миросозерцания и быта.
7. В целом специфика жанра «Божественной комедии» представляет собой общепризнанный шедевр, дающий обширную информацию для историков, литературоведов и культурологов о жизни людей в средние века.