Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Стихотворные размеры

Условные обозначения

Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят

В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Пример четырехстопного хорея:

Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного хорея:

Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

Пример трехстопного хорея:

А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/

Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __

ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/

Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного дактиля:

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __

В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного амфибрахия:

Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/

Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___

С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/

С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __

С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __

Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __

Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __

Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Стихотворные размеры

Как определить стихотворный размер?

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

Источник

Занятие 34. Размер стиха

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

«Неповторимая дней благодать. «

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Источник

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей3d_shka

Модели 3D, Poser, 3DsMax, Archicad, Artcam, Zbrush

ДНЕВНИК ПРОРОКА МАНЬКИНА

Как определить размер в стихотворении. Не для всех пост.

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек – облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Презентация по литературе «Стихотворный размер. Понятие рифмы».

Данная презентация по литературе состоит из двух частей:

В первой части рассматриваются понятие стопы, метра и стихотворного размера. Рассматриваются хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. А также дана практическая работа на определение стихотворных размеров на практике.

Во второй части рассматриваются виды рифм: кольцевая, перекрестная, парная.

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

Источник

Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Как определить стихотворный размер

Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думАть не мо́г
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т
Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Александр Блок, «К Музе»

Как запомнить названия стихотворных размеров?

Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:

Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.

Источник

Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Способы создания метрической гармонии

Количество стоп (и слогов) в строках может не быть постоянным, но в этих вариациях должна прослеживаться структура. Метрическая, или как её иногда называют, интонационно-ударная гармония стихотворения заключается, как правило, именно в структурных закономерностях, прослеживаемых в повторении ритмических элементов. Это означает, что в стихотворении может быть несколько ритмических видов строк (например, чётные строки бывают часто усечены на одну стопу). Основное требование — эти виды строк должны использоваться повторно, например (но не обязательно именно так), по принципу смежности, перекрёстности или охватности, как мы привыкли классифицировать рифмовку. В традиционном силлабо-тоническом стихосложении структура заключена в композиционной единице стихотворения, которая называется строфой. Понятие строфы будет раскрыто в разделе, посвящённом строфике, а пока же в рамках метрики достаточно сказать, что строфа — это сочетание из двух или более строк, которые связаны определённым ритмическим строением и взаимным расположением рифмующихся строк.

Откуда ни возьмись (3 стопы)
как резкий взмах (2 стопы)
Божественная высь (3 стопы)
в твоих словах. (2 стопы)
— И. Бродский, фрагмент стихотворения «Уточнение»

Однако это далеко не единственный приём создания гармонии. Среди разновидностей двусложных стоп мы знаем пиррихий, технически полезный для сглаживания поэтической речи. Однако он, являясь в некотором роде союзником размера, сам активно участвует в задании ритма. Одной из его особенностей является то, что он определённым образом «ускоряет» стих, поскольку на интонационно значимых точках читатель делает звуковую или мысленную паузу, а пиррихий акцента лишён.

1 Авалон давно стал частью суши,
2 Схлопнулась меж нами пустота.

3 Расправляют крылья наши души
4 У пылающего рубежа.
— М. Приходский, фрагменты стихотворения «Авалон»

Ритмические рисунки строк
(_ _) (| _) (| _) (| _) (| _)
(| _) (_ _) (| _) (_ _) (|)

(_ _) (| _) (| _) (| _) (| _)
(_ _) (| _) (_ _) (_ _) (|)

Без труда можно посчитать, что в первой и третьей строке — 1 пиррихий, 4 стопы хорея, во второй — 2 пиррихия, 3 стопы хорея, в четвёртой — 3 пиррихия, 2 стопы хорея. Прочитав подряд строки 1, 2 и 4 можно легко почувствовать, что каждая последующая читается всё быстрее, вплоть до ощущения, что в четвёртой строке ритм нарушен, хотя технически все слоги на месте. Это эмпирически доказывает то, что пиррихий сам по себе является одним из элементов гармонии стиха, и его нельзя использовать бездумно.

Количество пиррихиев в строке и их позиции открывают ещё одну сторону ритмического рисунка. Стихотворец может намерено ввести в первой и последней строке четверостиший пиррихий (по принципу охватности), придав им отличное от других звучание и создав таким образом интонационно-ударную гармонию.

Цвела империя шумеров,
Народ богов, народ зари
Людской жестокой, славной эры,
И гибли мудрые цари.

Ритмические рисунки строк
(_ |) (_ |) (_ _) (_ |) _
(_ |) (_ |) (_ |) (_ |)
(_ |) (_ |) (_ |) (_ |) _
(_ |) (_ |) (_ _) (_ |)

И это лишь один из множества эстетических элементов, на которые читатель не обращает осознанного внимания при чтении, но которые влияют на восприятие стихотворения, придавая ему музыкальность и размеренность. Способов построения гармонии очень много, в чём мы ещё несомненно убедимся. Таким образом, пиррихий и метрика в целом оказываются не бездушными нормами, а мощным инструментом, который может как создать искомую нами гармонию, так и разрушить её.

Стоит отметить две типичные ошибки, совершаемые стихотворцами в области ритмики по незнанию или невнимательности: промах ударения и непостоянство размера.

1. Промах ударения (расхождение ритмического и лексического ударения)
Пример: Ма’нит свое’й де’вственной игро’й. (| _) (_ |) (| _) (_ _) (|)
Хорей заставляет нас прочитать «свОей», но это слово ч

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Количество пиррихиев в строке и их позиции открывают ещё одну сторону ритмического рисунка. Стихотворец может намерено ввести в первой и последней строке четверостиший пиррихий (по принципу охватности), придав им отличное от других звучание и создав таким образом интонационно-ударную гармонию.

Цвела империя шумеров,
Народ богов, народ зари
Людской жестокой, славной эры,
И гибли мудрые цари.

Ритмические рисунки строк
(_ |) (_ |) (_ _) (_ |) _
(_ |) (_ |) (_ |) (_ |)
(_ |) (_ |) (_ |) (_ |) _
(_ |) (_ |) (_ _) (_ |)

И это лишь один из множества эстетических элементов, на которые читатель не обращает осознанного внимания при чтении, но которые влияют на восприятие стихотворения, придавая ему музыкальность и размеренность. Способов построения гармонии очень много, в чём мы ещё несомненно убедимся. Таким образом, пиррихий и метрика в целом оказываются не бездушными нормами, а мощным инструментом, который может как создать искомую нами гармонию, так и разрушить её.

Стоит отметить две типичные ошибки, совершаемые стихотворцами в области ритмики по незнанию или невнимательности: промах ударения и непостоянство размера.

1. Промах ударения (расхождение ритмического и лексического ударения)
Пример: Ма’нит свое’й де’вственной игро’й. (| _) (_ |) (| _) (_ _) (|)
Хорей заставляет нас прочитать «свОей», но это слово читается не так. Читатель может этого не заметить или сгладить, прочитав слово «своей» без ударения, но нельзя отрицать, что в большинстве случаев это нарушение будет заметно.

2. Непостоянство размера (начало строки стопой из другого размера)
Пример:
Небеса во власти мрака,
И вьётся снежная спираль…

Ритмические рисунки строк
(_ _) (| _) (| _) (| _)
(_ |) (_ |) (_ |) (_ |)

Если мы предположим, что до этого все строки были написаны хореем, и автор внезапно переключился на ямб, мы почувствуем, что что-то изменилось.

И здесь стоит сделать оговорку касательно любых ошибок и недочётов в стихосложении. Они, как правило, приводят к нарушению гармонии и, возможно, снижению эстетического напряжения. Однако главенствующим в стихотворении всегда остаётся высказывание поэта, то, каким духовный поток, проходящий через линзы воплощения и восприятия, должен быть по задумке автора. Поэтому, любой недочёт может быть принят им вместе со всеми его последствиями. Возможно, автор намеренно отступает от ритма, чтобы просто сказать это нужное слово, чтобы заработали другие механизмы, порой не улавливаемые критиком, но воспринимаемые читателем. Ровно таким же экспертным суждением и критик может сказать, что данный ход не оправдывает себя. Но автор всегда имеет право остаться при своём мнении и определённым образом быть в этом правым — в своём поэтическом мире, в пределах своего произведения его слово абсолютно. В одной из предыдущих записей я приводил фрагмент стихотворения Максимилиана Волошина, в котором смена размера вполне оправдана. Конечная цель любых критических замечаний — польза для автора, для критика или для простого читателя, но не конфликт. Я призываю помнить об этом, формулируя свои высказывания в критических разборах и рецензиях.

В моих лекциях есть специальные разделы «Вопрос и ответ», в котором даются ответы на важные и часто задаваемые вопросы. В них содержится нужная, на мой взгляд, информация, поэтому для полноты материала я привожу и их.

1. Зачем вообще нужна метрика и прочие технические ухищрения? В поэзии главное — чувство (мысль, искренность)!

Во-первых, изящество и привлекательность поэтической речи заключается не только в образности, но и в форме. А если мы избрали какой-либо набор технических правил, имеет смысл знать, как им пользоваться, чтобы сделать произведение лучше.
Во-вторых, по моему опыту, многие поэтические высказывания гораздо лучше звучат как ямб, нежели как свободная речь. Техника создаёт контекст, который оправдывает многие условности поэзии.

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

2. А правильно ли писать вот так.

Предлагаю воздержаться от высказывания и принятия на веру утверждений о правильности или неправильности стиха, строфы или какого бы то ни было элемента стихотворения. Можно сказать, что четверостишие имеет нарушения с точки зрения силлабо-тонической системы стихосложения, потому что, к примеру, третья строка не соответствует ожидаемому метрическому рисунку. Но ещё лучше будет добавить, что данное нарушение оправдано или не оправдано по такой-то причине. Тогда наше критическое высказывание будет конструктивным и обоснованным и не будет диктовать автору какие-либо условия. Ведь в конечном итоге, автор всегда может принять последствия любого нарушения гармонии.

3. Есть ли размер, который лучше всего подходит для.

Внутреннее, природное соответствие размера какой-либо теме или идее — вопрос субъективный, и хотя отдельные поэтические концепции могут говорить, что дактиль соответствует маршу или ударам молота, на каждую такую точку зрения найдётся альтернативная. Объективная взаимосвязь метрики и семантики обусловлена не самим размером, а его историческим развитием и проработкой. Если так вышло, что четырёх-трёх-стопным хореем издавна писали детские стихи, то такое метрическое решение будет нести с собой груз ассоциаций со считалками и прибаутками. Качественно оценить, не навредит ли какая-либо метрика содержанию, можно только будучи достаточно начитанным, чтобы, воспринимая размер, вспоминать стихи прошлых лет, написанные этим размером.

Подробнее об этой непростой взаимосвязи вы сможете узнать из книги М. Л. Гаспарова «Метр и смысл».

4. Что не так со строками «И тут вдруг раздался в дверь стук, / И всех растревожил сей звук!»?

Во-первых, эти строки очень плохи с фонетической точки зрения — их просто неудобно декламировать. Из-за стыков согласных они читаются не легче скороговорок. На это следует всегда обращать внимание, чтобы не разрушить музыкальность стиха неудачным сочетанием звуков.

Во-вторых, эти строки изобилуют союзами, предлогами и местоимениями, причём некоторые из них (тут, сей) ещё и стилистически неудачны — то есть смешивают в рамках одного высказывания разную по стилю речь: нейтральную, разговорную («тут») и архаичную («сей»). Они нарушают естественность речи и, очевидно, использованы, чтобы соответствовать определённой метрике — трёхстопному амфибрахию. Такие слова называются словами-затычками или стилистическим мусором, и нам следует их избегать, перестраивая фразы, если потребуется, но делая речь более благозвучной фонетически и стилистически.

5. Мне сказали, что в моих стихах есть нарушения в метрике, однако я не ставлю такой цели — следовать правилам силлаботоники. Насколько уместно такое замечание?

Для некоторых стихотворцев другие системы стихосложения являются не более, чем отговоркой, когда им указывают на ошибки. Как уже было сказано, в стихосложении полумеры ни к чему хорошему не приводят, поэтому обратите внимание на следующее: если вы специально не следуете правилам силлабо-тонического стихосложения, проверьте, не следуете ли вы им на подсознательном уровне?

Зачастую бывает так, что первые строки стихотворения легко ложатся в какой-либо размер, и впоследствии мы, едва ли обращая на это внимание.

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Максим ПРИХОДСКИЙ (г. Череповец)

Сегодня я предлагаю поговорить о художественных средствах. Слов будет меньше, и они будут о знакомых вещах, но надеюсь что-то интересное вы узнаете из этих материалов.

Имея своей целью духовное воздействие на неопределённый круг читателей, автор строит свою художественную реальность по-другому, нежели, например, в публицистике или в разговорной речи: он наполняет её значимыми вещами, делает её яркой, привносит в неё что-то необычное или даже причудливое. Мир поэта перед глазами читателей находится в постоянном напряжении. Каждое его слово слишком дорого для того, чтобы тратить его впустую, оно должно участвовать и помогать доносить нужные мысли и чувства. Поэтому для усиления выразительности языка стихотворец прибегает к так называемым художественным средствам. Это особые образные и языковые конструкции в тексте, которые дают расширенные возможности использования фрагментов действительности для изображения художественной реальности.

Среди художественных средств обычно выделяют две категории: тропы и стилистические фигуры. В чём их особенность?

1. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову или выражению обрести красочность, насыщенность.

Эпитет не требует большого навыка для освоения, так как поэту требуется лишь найти подходящее, но необычное и эмоционально сильное слово для соединения с другим. Он создаёт эмоциональное напряжение за счёт своей непривычности и ассоциаций, которые приходят читателю на ум. В приведённом примеров («горячо любить»), у читателя, скорее всего, возникнут ассоциации с чем-то горячим, вулканическим, находящимся на пределе, и это сопоставление даст необходимый эффект. «Стоимость» эпитета в тексте, — как правило, одно-два слова.

2. Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Они в большинстве своём образуются при помощи союзов «как», «будто», «словно», «точно», предложений с именным сказуемым, существительных в творительном падеже. Сравнение является и тропом, и стилистической фигурой. Пример: достаточно вспомнить из стихотворения любую конструкцию с одним из названных союзов, и это наверняка окажется сравнением. Быт поглощает человека, как хищник съедает добычу.

Сравнение, как правило, призывает читателя сопоставит

Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Смотреть картинку Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Картинка про Что лишнее амфибрахий анапест хорей. Фото Что лишнее амфибрахий анапест хорей

Сравнение, как правило, призывает читателя сопоставить два явления или две ситуации в попытке вызвать у него эмоции и отношение к первому явлению, аналогичные эмоциям и отношению ко второму явлению. Оно проиллюстрировано выше на простом примере сопоставления быта, который поглощает человека (что само по себе мы можем назвать метафорой в определённом смысле), и хищника, который съедает свою добычу. Подобный перенос, как правило, создаёт эстетическое напряжение.

Целесообразность применения сравнения сегодня вызывает у некоторых литераторов сомнения. Во-первых, это средство само по себе уже превратилось в весьма затёртое клише. В отличие от эпитета и метафоры, у сравнения есть ключевые слова («как», «будто» и т. д.) и синтаксические конструкции («солнце падает за горизонт золотым медальоном»), которые фиксируются, запоминаются и даже будучи содержательно свежими перестают работать на полную. Во-вторых, сравнения часто весьма дорогие в плане своей «стоимости»: чтобы показать нашу мысль, нам порой приходится использовать немало слов для построения сравнительной конструкции. Но опытный стихотворец несомненно чувствует ограничения этого средства и знает, что есть места, где оно нужно и где оно не нужно. Иногда мысль требует, чтобы её выразили основательно, повторили, подчеркнули, а иногда наоборот, она не заслуживает или не нуждается во внимании, которое мы порой ей даём.

3. Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Это понятие само по себе непростое, и занимает центральное место среди художественных средств, так как позволяет создавать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. Метафора также является и тропом, и стилистической фигурой, и попадает под определение многих других художественных средств.

Пример: метафоры настолько разнообразны, что приводить примеры нескольких из них на данном этапе бессмысленно. Гораздо полезнее и проще для нас будет найти их в нашем творчестве. Тем не менее, примеры: «нефть разлившейся зари» (Б. Пастернак), «вновь закат оденет небо в багрянец» (В. Брюсов).

Все мы, наверняка, знаем и легко воспроизведём такой приём, как олицетворение. Оно есть разновидность метафоры: мы переносим свойства одушевлённых предметов на неодушевлённые, но открыто не сравниваем их.

На примере сопоставления быта и хищника можно проследить особенность метафоры. Метафора может звучать, например, так: быт съедает человека. Слова, оставшиеся неназванными (хищник, поглощать, добыча), — это небольшой фрагмент области ассоциаций, которые могут возникнуть у читателя при чтении метафорического текста. Осмысление этих ассоциаций (по сути, раскрытие метафоры) создаёт эстетическое напряжение, так как читатель размышляет, сопоставляет, чувствует. В отличие от сравнения, метафора требует от читателя большего внимания и усилий для восприятия, однако она обычно компактней (мы не тратим сил и слов на объяснение, что с чем мы сопоставляем) и целостнее (нет того синтаксического шва, который делит поэтический мир на исходный и сопоставляемый образ, в метафоре они едины). В то же время, необходимо оговориться, что компактность и целостность не являются абсолютно хорошими качествами. Иногда нам нужно потратить больше слов на определённую мысль, чтобы она уложилась в сознании читателя, или же намеренно разделить два сопоставляемых образа, чтобы не привлекать лишние ассоциации в основной образ.

Три вышеназванных приёма, как уже было сказано, относятся к наиболее распространённым. Практически в любом стихотворении можно найти хотя бы один из них, и мы сами, даже если не знаем, как они называются и чем отличаются, всё равно используем их, поначалу подражая классикам, а затем, осознавая их ценность как основы поэтической экспрессии, строим их самостоятельно. Поняв специфику этих трёх «китов», мы можем заново и осознанно ввести их в наш поэтический инструментарий, имея представление о том, как они работают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *