Что лучше аниме или манга евангелион
Мнение о… поговорим о Евангелионе
Хэй-хо, народ. Честно, не думал, что решусь на материал по Еве, учитывая, что я как бы не фанат, да и впервые познакомился с франшизой буквально зимой 2020-2021 года. Но так уж вышло, что после просмотра Rebuild of Evangelion 3.0 + 1.01 у меня появилось несколько мыслей, которые я бы хотел высказать. Считайте это своеобразным спинофом цикла статей «Мнение о…».
Заранее предупрежу — если вы не смотрели сериал, фильм к нему и Ребилды, то вам не стоит читать этот материал во избежание спойлеров и для понимания того, о чем идёт речь. Пояснять сюжетные моменты я буду по-минимуму (по крайней мере до четвёртого Ребилда, так как ради него всё это и затеяно).
КОРОТЕНЕЧКО О СЕРИАЛЕ Совсем коротенечко для непросветлённых. Евангелион — это культовая франшиза из середины 90-ых годов, созданная Хидэаки Анно в виде сериала Neon Genesis Evangelion. Поначалу оно создавалось как меха-аниме, которое в последствии стало популяризатором жанра, подаривший или продвинувший многие современные клише, однако чем дальше шла история, тем больше тем психологизма она продвигала. Весь сериал был пропитан дичайшим символизмом на религию, зачастую прямо ссылался на христианское представление мира. В течение всего сериала раскрываются жёсткие психологические проблемы основных персонажей, вероятно, отражая в том числе и состояние самого Анно, которого можно назвать в принципе человеком крайне подверженным депрессии, что сильно влияет на его творчество.
В самом конце это переросло в совсем уж дикий сюр, два финальных эпизода очень сильно отличались от остального сериала, и разобраться в них без полулитра было бы крайне сложно. В ходе этих эпизодов происходит деконструкция основных персонажей, а также случается посыл «Прими себя таким, какой ты есть». Это также стало следствием практически полного отсутствия бюджета к концу работы. В итоге на зрителя обрушивается шквал психологического ужаса и самокопаний, которые были в сериале и до этого, но они были вплетены в повествование.
Как итог, далеко не всем понравился такой финал сериала, и спустя некоторое время был создан «дополнительный» финал истории, который, по сути, вместе с теми двумя эпизодами составлял единое целое — End of Evangelion. Фильм закрывал собой сюжетную арку сериала с планом Комплементации Человечества. Те серии же по сути вписались почти в самый конец истории: Синдзи принимает себя, после чего переписывает мир так, что люди могут вновь появиться в нём, если того сами пожелают.
Для меня знакомство с Евангелионом было достаточно болезненным — это не та вещь, которую ты посмотришь и сходу поймёшь. Повествование Евангелиона завязано на том, что многие вещи не оговариваются вообще или обозначаются полунамёками. Это касается как природы самих Ев и Ангелов, так и планов SEELE и Икари Гендо. Причём чем ближе к последним эпизодам, тем всё становится сложнее и неочевиднее. Так, чтобы лучше понять, как вообще создаются Евангелионы, пришлось читать дополнительные материалы, написанные левыми людьми. Так же не до конца понятна разница между планами Гендо и SEELE, которые по сути идут к одному и тому же исходу — созданию божества и превращения человечества в коллективный разум=в LCL-жидкость. Только цель Гендо более личная — он желает вновь оказаться вместе с Юи, своей женой и матерью Синдзи.
Так же не совсем ясно, почему для достижения этих целей необходимо уничтожение всех Ангелов, да и не ясно, откуда они взялись и почему они имеют строгие номера и имена. Также таинственным персонажем является Каору. О его сущности так же имеются только полунамёки. Так, судя по всему, Каору является аватаром Адама, первого Ангела. Также EoE единственный раз за всё время говорит, что люди как вид являются ещё одним Ангелом, рождённым от Лилит.
Ещё одной не до конца понятной вещью является копьё Лонгиния, которое просто было, о котором просто знали, и которое просто было выброшено в космос в результате одного из боёв. Судя по всему, многие вещи во вселенной Евы раскрывались для персонажей посредством Свитков Мёртвого моря, которые, впрочем, были доступны лишь SEELE. В общем, всё очень сложно, но в целом более-менее разобраться можно.
*** И вот казалось бы, есть законченный сериал, куча недомолвок, символизма, психологизма и даже немного Роскомнадзора. Всё прекрасно, сериал популярен, о нём говорят и по нему производят мерч. Но тут заявляется, что готовится ремейк сериала в виде четырёх фильмов, которые должны были выходить с промежутком в 2-3 года. И поначалу так и вышло, но после второго Ребилда что-то пошло не так…
К слову о Каору, в Ребилдах он появляется в конце первого фильма, как бы намекая, что он знает Синдзи и «в этот раз сделает его счастливым». Это тут же начинает генерировать некоторые теории, особенно если начать сопоставлять миры NGE и Ребилдов. Что примечательно, Каору пробуждается на поверхности Луны, находясь в гробу. Потом он ещё пару раз засветится при конструировании его персонального Евангелиона SEELE и в итоге ворвётся в самом конце второго Ребилда.
Во время производства третьего Ребилда происходило что-то не совсем понятное. Вот вроде вышел трейлер фильма, люди в предвкушении, сам фильм в итоге вышел, правда, с небольшой задержкой и… Люди оказались в диком смятении. Как позже выяснилось, Анно в процессе производства третьего Ребилда снова столкнулся с депрессией, которая закончилась вообще лишь ближе к концу производственного цикла четвёртого фильма, который стал долгостроем и вместо изначально запланированного на 2014 год, он вышел лишь спустя 7 лет. Википедия вообще подсказывает, что депрессия случилась лишь после выхода фильма, но у меня есть сомнения на этот счёт.
ТЫ (НЕ) ПОЙМЁШЬ Если первые два Ребилда в целом оставили о себе хорошее впечатление, то третий у меня (да и как показывает интернет, далеко не только) вызвал целую кучу вопросов. Своё непонимание я так же обозначил в одном из постов в паблосе, спасибо людям, которые подкинули материалы для ознакомления.
В самом начале фильма по каким-то причинам Синдзи, находясь внутри Евы-01, дрейфует на околоземной орбите, и за ним отправились Аска в сопровождении Мари, которая дебютировала ещё во втором фильме, но не сыгравшей почти никакой роли, являясь скорее ходячим фансервисом.
(Хорни-девочку в очках не заказывали?)
В итоге, Синдзи оказывается на корабле новой организации под названием WILLE, которая стремится уничтожить NERV, цели которой раскрываются после второго Ребилда. В неё вошли Мисато-сан с Рицко-сан, которые раньше работали на конторку Гендо.
После пробуждения Синдзи, на него были устремлены презрительные взгляды. Никто ему ничего не объясняет. Потом ещё Аска добавляет, ударив что есть мочи по бронестеклу, за которым находилась камера Синдзи, в которую того поместили. Та была на него зла ещё сильнее, однако причины так же не раскрываются.
В итоге того изолировали, без всяких объяснений, при этом зная, насколько Синдзи эмоционально нестабилен. В итоге на корабль совершается атака, в ходе которой новая копия Рей должна была забрать Синдзи. Его пытаются отговорить, но, э-э, как внезапно, он отказывается и возвращается в NERV до востребования. Там же он встречается с Каору, с которым у того возникает эмоциональная связь.
Каору решает помочь Синдзи исправить то, что тот неосознанно сотворил с миром, сказав, что с помощью копий Лонгиния и Кассия можно восстановить мир.
В третьем акте становится ясно, что всё было спланировано Гендо, даже атака WILLE. Многоходовочки Гендо это вообще что-то. Что бы ни происходило по сюжету, всё идёт с точностью по его плану.
(Для пущего пафоса он ещё надевает какие-то VR-очки, lmao)
*** Как выше я уже отметил, после просмотра третьего Ребилда появилось уйма вопросов. Сюжет абсолютно не хочет ничего рассказывать о произошедшем во время таймскипа. Работники WILLE неоправданно ужасно относятся к Синдзи, хоть он и послужил спусковым крючком для Третьего удара. Парень даже спрашивать пытается, но абсолютно никто не хочет ему что-либо говорить на этот счёт. Так что итог закономерен — чем он будет оставаться в ненавидящем его обществе, уж лучше он пойдёт на знакомый голос Рей и полетит к бате.
Судя по словам очевидцев и первым кадрам третьего фильма, он должен был быть совершенно другим. Вероятно, имеющиеся события всё ещё имели место быть, однако, как мне кажется, о событиях во время таймскипа должны были рассказать намного больше. Как итог, интернет вновь начал пытаться сам восстановить историю, с сомнительным, впрочем, успехом.
Ещё примечателен редизайн некоторых персонажей. та же Аска стала куда более суровой, а также обзавелась повязкой на глаз. Мисато носит тонированные очки и фуражку, а волосы собраны в пучок. Рицко коротко стрижена.
В остальном же, пилоты Ев не претерпели биологических изменений, оставшись в телах 14-летних подростков. Этакое проклятье пилотов Ев, вероятно, особо этот вопрос не раскрывается.
(Кто бы мог подумать, что Аска станет Биг Боссом :^) )
*** Далее Хидэаки впадает в ещё большую депрессию, перестаёт появляться в офисе студии, участвует в других проектах и ничего не делает с четвёртым Ребилдом. Впрочем, судя по всему, не без помощи своей жены, во второй половине 10-ых он всё-таки справляется с психологическим недугом, приходит в себя, работает над новым фильмом о Годзилле и возвращается к работе над Ребилдом, извиняясь перед фанатами, которые так должно этого ждали.
ТРИЖДЫ ЗАКОНЧИТЬ (Мнение о четвёртом Ребилде в одной картинке)
Вот тут будет, пожалуй, интереснее всего, так что если вы не смотрели четвёртый Ребилд, то настоятельно рекомендую сделать это, прежде чем продолжить чтение.
Готовы? Ну тогда начали. На самом деле, фильм приятно удивляет. Первый акт посвящён передышке главной тройки пилотов в деревушке выживших после Третьего удара. Там обнаруживаются и школьные друзья Синдзи, и колония пингвинов навроде Пен-Пена, и особые устройства, которые не позволяют «покраснению» забрать эту небольшую территорию спокойной жизни. Тут фильм продолжает показывать Аску той ещё мразотой, а также намекает, что повязка на глазу у неё не просто так… Копия Рей потихоньку обретает саму себя, становится более человечной, в общем, частично повторяет путь Рей из первых двух фильмов, однако всё так же погибает, так как она не способна поддерживать свою структуру вдали от штаба NERV. А вот Синдзи… Сначала он изображает апатичного себя из сериала после убийства Каору, между делом пару раз проблёвывается при виде ошейника на шее Аски. На какое-то время он вообще подвергает себя самоизоляции, лишь бы никому не навредить, однако Рей, приходя к нему время от времени, пробуждает в нём желание к жизни. Внезапно Синдзи проходит путь 25-26 эпизодов сериала без комплементации человечества и принимает себя. Вау.
В итоге, немного поживя в деревушке, Аска и Синдзи возвращаются на Вундер, впрочем, Синдзи снова запирают в камере, но он как бы и не сопротивляется, и даже ведёт себя спокойно. Мисато и Рицко рассуждают на тему того, что первая оказалась слишком мягкой, что может привести к печальным последствиям. А, ещё тут выясняется, что у Мисато есть сын от Кадзи, который, к слову, живёт в той самой деревушке и не знает ничего о своих родителях.
Дальше случается долгий экшон, который, к слову, судя по ранним трейлерам последнего фильма, должен был выглядеть иначе и происходить над Токио-3, при этом Евы-02 и 08 должны были быть объединены в одну.
Именно во время попытки уничтожить модуль 13 выясняется истинная природа повязки на глазу Аски. Как оказалось, после заражения модуля 03 девятым Ангелом и победы над ним, тот затаился в глазу Аски. Для его сдерживания в глаз был встроен некий модуль, который закрывался той самой повязкой. Аска решается на активацию силы Ангела, чтобы пробиться сквозь АТ-поле модифицированной Евы-02, чтобы пронзить ядро 13-ой. Однако он очень невовремя пробуждается и в конечном счёте съедает контактную капсулу с Аской/Ангелом, что приводит к пробуждению Евы.
Мари мало что может сделать, так что из доступных пилотов остаётся только Синдзи. Перед тем, как того допустить до пилотирования модуля 01 и разобраться с Гендо лично (на что его подтолкнул ещё в деревне тот парень в очках), Мисато лично беседует с Гендо, который решил выйти поболтать и показать, что он теперь не человек, а Циклоп нечто большее.
В конце Синдзи в модуле 01 сражается с Гендо в модуле 13. Однако первый понимает, что грубой силой тут ничего не добиться и начинает болтовнистику, в ходе которой выясняется, что Икари Гендо-кун был когда-то замкнутым молодым парнишкой, которого не интересовали люди, он любил проводить время за книгами. Но потом в его жизни появилась Юи, а вот после её смерти стало совсем грустно, и он решил, что хочет вернуться к ней, решим пойти на свой план. В ходе разговора Гендо признаёт, что Синдзи повзрослел, поменялся и вообще стал молодцом. В то же время Мисато, используя корабль, создаёт силой своей решимости ещё одно копьё, с помощью которого Гендо с воссоединившейся Юи в виде Ев-01 и 13 уничтожают всех Евангелионов по желанию Синдзи.
А Синдзи-то оказался не так прост. Он понимает, что пора бы уже выйти из этого бесконечного цикла повторения истории, а в кадрах с Рей даже идёт прямой показ сериала. В ходе короткой встречи с той самой Рей из первых двух фильмов, они приходят к тому, что нужно избавить мир от Евангелиона (!) и сотворить Neon Genesis (. ).
Аска же сначала просыпается на пляже, похожем на тот, что был в EoE, но после исчезает, видимо, окончательно сгинув из этого бренного мира (с одобрения Каору, который вообще решил остаться вместе с Кадзи, видать, в местном аналоге загробного мира). Впрочем, написанная на вики по Еве статья говорит, что на деле Синдзи вернул её в мир людей. Кстати, ещё выясняется, что ОКАЗЫВАЕТСЯ местная Аска очень похожа на Рей — она искусственно была создана и выращена в ходе проекта «Сикинами», оставшись единственным выжившим ребёнком. У неё не было биологических родителей и всё такое.
(Держите повзрослевшую Аску. Синдзи тут ей говорит, что та ему нравилась, как и он ей до того самого. Опять мне Вики подсказала. А то я думал, чего это ей тут губы так прорисовали, и чего костюм такой изодранный, лол.)
А ещё самую малость проливают свет на личность Мари. Судя по всему, она некогда была одногруппницей Гендо и Юи. Остаётся вопрос, почему она столь юно выглядела и имела возможность пилотировать Еву, но оставим это на совести Анно.
Итак, Синдзи собирается переписать мир, создав Neon Genesis. Тут к нему прилетает Мари и забирает со знакомого пляжа. И в самом конце нам демонстрируют… Мир без Евангелионов. Синдзи отпускает их, и вместе с Мари они отправляются в новую реальную жизнь, наконец повзрослев. Тут возникает интересная параллель — Синдзи был дико подавленный, все дела, но в итоге благодаря окружению и отчасти Мари он находит в себе силы открыться реальному миру. И тут можно открыть для себя следующее.
Синдзи — это воплощение Анно, так сильно подверженного депрессии. В этой сцене Мари — его супруга, которая помогла тому из неё выбраться, и теперь вместе они шагают по жизни.
Впрочем, есть и другая интерпретация финала. Анно просто решил, что аска- и рейфаны должны лососнуть, поэтому Синдзи пошёл по жизни в конце с той, на кого вообще никто не рассчитывал. Чёртов тролль :^)
Ну и совсем уж жёсткая интерпретация финала такова: да повзрослейте вы уже, отпустите этот ваш Евангелион!
*** И на этом, пожалуй, всё. Прошу простить за столь сумбурный поток сознания, просто захотелось высказаться после просмотра. Вообще, я так скажу — Евангелион для меня так и остался непонятным и слишком закрученным произведением, которое я не смогу полюбить, однако это всё ещё опыт, и я смог прикоснуться к целому культурному пласту. Я не могу посчитать Евангелион шедевром, ни сериал, ни Ребилды, но в общем я не скажу, что зря потратил время. Ребилды стоит посмотреть как минимум из-за того, что они вышли дико красивыми и зрелищными. Пожалуй, это то, чего у них не отнять. А четвёртый Ребилд подарил мне отличную песню в плейлист
Засим, на сегодня всё. И помните, любите себя!
Рецензия на аниме Евангелион нового поколения
Любовь и ненависть в Евангелионе.
Раскрываем персонажей, вспоминаем Тарковского, восхищаемся Синдзи.
1920×1440
Во время первого знакомства с Евангелионом, сериал казался мне чем-то таинственным и необъяснимым. Хотя смысл был не понятен, в нем подсознательно чувствовалась какая-то глубина. На тот момент все шутки про Пен-Пена вызывали улыбку, а сцена со стаканом и голым Синдзи выглядела как что-то экстремальное и возмутительное. Было впечатление, будто это я стою голышом, а на меня смотрит Мисато и странный пингвин. Хотелось самому уехать в Токио-3 и бороться с ангелами. Возраст как раз подходил для управления Евой.
Интернета у меня не было, и чтобы досмотреть приключения юных героев, приходилось покупать диски за какие-то баснословные деньги. Можно было сэкономить, но тогда это не имело большого значения.
Спустя много лет я полез читать рецензии в сети и увидел разные интерпретации произведения. Вместе с тем, с удивлением обнаружил, как люди раз за разом повторяют одни и те же заблуждения. Поэтому, прежде чем начать обзор событий и персонажей, предлагаю разобраться с одним очень устойчивым мифом. Без прояснения некоторых моментов нет смысла лезть в сюжет, поскольку начинать лучше с самых основ. Тем более, если речь идет о Евангелионе.
Be careful, в рецензии присутствуют сюжетные спойлеры!
Здесь он своей критикой построил капитана, хотя сам этого не понял:
Синдзи не раз идет на жертвы ради других людей. Он бросается спасать одноклассников, даже не смотря на конфликт с ними. Возвращается в штаб-квартиру, когда городу угрожает опасность. Старается поддерживать окружающих, в меру своих способностей конечно. Потому довольно странно называть его размазней. Ведь его недостатки лежат немного в другой плоскости
Переходим к сюжету.
Тут будет очень краткое описание событий, чтобы можно было в динамике отследить важные для понимания моменты.
Синдзи приезжает в Токио-3 по приглашению своего отца. У него нет других близких родственников, поэтому для мальчика так важно наладить отношения с Гэндо. Его встречает огромный незнакомый город, чужие люди, гнетущая атмосфера. Хотя события набирают обороты с самого приезда, Синдзи не получает никакой поддержки от родни. Главнокомандующий Икари заявляет, что мальчик стал нужен ему только сейчас. В этот момент возникает первый конфликт между отцом и сыном, который пройдет через все произведение. Синдзи нужно человеческое отношение. Он не слаб и не глуп, и требует разъяснений, а не жалких отмашек. Мальчик отказывается сражаться в первом бою не из-за трусости или нерешительности, а потому что к нему не относятся с должным уважением. Он вступает в поединок только из-за чувства стыда перед раненой Рей. Но никак не из-за давления Гэндо.
В то же время Мисато всеми силами старается создать для него новую семью и берет на себя роль заботливой старшей сестры. Каждому человеку нужно общение, и Третье Дитя не является исключением. Он просто одинокий подросток. Благодаря поддержке Кацураги Синдзи раскрывается и устанавливает социальные связи. Не без труда заводит новых друзей среди одноклассников, осваивает «Дилемму дикобразов», начинает общаться с Рей. При внимательном просмотре становится заметно, как он постепенно переходит к нормальной жизни.
До восьмой серии Евангелион является типичной историей о развитии и духовном росте. Все идет своим чередом, герои шагают по привычной дороге преодоления и роста. Но потом появляется Аска, и их жизнь переворачивается с ног на голову.
Первое время дети знакомятся и общаются, ссорятся и мирятся, учатся работать вместе. Хотя зачатки тяжелого конфликта видны с самого начала, на старте совместной «карьеры» дела у пилотов идут неплохо. Им даже удается наладить некое подобие дружбы. Постепенно мы узнаем героев поближе, в их буднях появляются некоторые комические моменты. В середине сериала Аска просто солирует в компании замкнутых коллег. Это происходит не только из-за ее взрывного темперамента. Сорью – самый одухотворенный пилот Евы. Вне зависимости от личных симпатий, в ней нет какой-то отчужденности как у Рей или заторможенности как у Синдзи. Человек живет, цветет и горит яркими красками. На ее фоне и Рей смотрится здорово – умная, рассудительная, спокойная. Одна из них точно должна понравиться зрителю. Даже Синдзи, глядя на эту парочку, начинает улыбаться. Однако при этом автор постоянно напоминает, что ружья заряжены и однажды должны выстрелить.
Конфликт между пилотами то разгорается, то затухает в зависимости от обстоятельств. Аску раздражает повышенное внимание к Синдзи: «Что это вы с ним так носитесь», его нерешительность, успехи. Но, думаю, главная причина её недовольства – некоторая пустота и эмоциональная незрелость младшего Икари. Он не может нормально с ней взаимодействовать, занудствует и раздражает. Самая известная картинка с Аской относится скорее не глупому внешнему виду Синдзи, а к тому, что она не получает от него необходимую помощь.
Итак, мы переходим к главному конфликту в Евангелионе. Не между людьми и ангелами, а между человеком и человеком. Из-за эгоизма некоторых личностей разгорается конфликт, который невозможно разрешить. Нашим персонажам тяжело жить вместе, и скандалы раз за разом раздирают Nerv. Некоторые герои вполне нормально уживаются друг с другом, как ни странно это Синдзи, Мисато и Рей. Но остальные оказываются не в силах быть вместе из-за своих слабостей и пороков, что в итоге приводит их к печальным последствиям.
На этой ноте мы можем перейти к самой интересной части произведения – героям Евы.
Синдзи
О Синдзи можно говорить много долго и совершенно разные вещи. Лейтмотивом его деятельности стала фраза «Не убегать!», («Nigecha dameda!» яп.). Он раз за разом пытается уйти от проблем, а когда это не получается, принимает бой. Есть момент, который делит зрителей на фанатов Евы и ее хейтеров. Нытье Синдзи выглядит настолько уныло, что вызывает тошноту. Вероятно, Хидэаки таким образом пытался показать гибельность пути бегства от проблем. Надо сказать, получилось, как надо. Если у зрителя начинается отвращение к такому поведению, то Еву он никогда не оценит. А если нытье и рефлексия не будет казаться смотрящему безобразной, то Евангелион, скорее всего, зайдет на ура. Конечно, Синдзи легче понять, когда прочитаешь 50 рецензий, и мысль осядет в подкорке мозга. Но если смотреть без подготовки, то герой может вызвать странные ассоциации.
Насколько Синдзи имеет право на рефлексию – вопрос открытый. В заключительном эпизоде Икари решает отказаться от комплементации в пользу отдельного существования, хотя это причиняет страдания. Он понимает, что ему нужны настоящие чувства, и даже если его снова предадут и обидят, бегство от реальности не принесёт ему счастья. Это означает, что Синдзи способен к признанию ошибок и изменению себя.
Проект комплементации – аллюзия на создание вымышленного мира, в который уходят люди, чтобы стать счастливыми. Синдзи отверг комплементацию, то есть решил буквально вернуться к настоящему миру, жестокому, но тем не менее реальному. Только так он может найти свое счастье.
Главные герои Евы всегда выбирают реальность – ужасную и трудную, но все-таки настоящую.
Как было сказано ранее, есть множество персонажей, которых в той или иной степени можно считать «клонами» Икари. Сам Синдзи, несмотря на рефлексию, всегда завершает свои дела, пусть через страдания. Но многие его «последователи» являются обычными нытиками и копируют только внешнее поведение. В этом и заключается одна из проблем в восприятии Евангелиона.
Скажу страшную вещь – Синдзи в некотором смысле похож на шаблонных героев – но не удалью, а незавершенностью. Далеко не случайность, что нам не рассказывают ничего про детство Икари и дают минимум информации о его увлечениях. Так зрителю проще наполнить этот образ собственными проекциями и в какой-то мере ассоциировать себя с персонажем.
В литературе есть похожий герой – Холден Колфилд из «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Не удивительно, что книга имеет такой же культовый статус как Евангелион. Холден не стремится к всемирному успеху и признанию, он также как и Синдзи пытается найти собственный путь. Вот только для Икари все заканчивается приемлемо, тогда как о дальнейшей судьбе Колфилда мы ничего не знаем.
В заключение хочу добавить одну заметку. Перед тем как ругать Синдзи, вспомните как высший ангел Каору признал его достойнейшим представителем человечества. По сути он пожертвовал собой ради пилота. Тут есть два варианта. Либо Каору посчитал, что стремление Икари к жизни достойно уважения, либо Синдзи так задолбал его своим нытьем, что он сам решил убиться об Еву-01
На этом моменте предлагаю немного отдохнуть и вспомнить технический персонал Nerv.
Рицуко.
Рицуко Акаги является главным научным сотрудником Nerv и отвечает за исследование и эксплуатацию Евангелионов. Она дочь известного доктора Наоко Акаги, создательницы суперкомпьютеров Magi. Рицуко долгое время работала под руководством своей матери и во многих отношениях осталась в ее тени. Она несколько подавляет свою помощницу Майю, примерно так же, как мать подавляла ее в детстве.
Изначально Рицуко дружила с Мисато, с которой была знакома со времен университета и даже поддразнивала ее по мелочам. Но в дальнейшем их отношения испортились из-за разных взглядов на судьбу проекта Ева.
Макото Хьюга очень симпатизирует Мисато и все время проверяет ее на прочность. Вероятно, он боец по натуре, и личность Кацураги находит отклик в его сердце. Интересный момент – похоже он совершенно не ревнует, когда узнает о романе Мисато и Кадзи. После третьего удара именно Кацураги приходит за его душой.
Майа Ибуки – жизнерадостная и добрая девушка, которая помогает Рицуко в научной работе. Является самым популярным второстепенным персонажем аниме. Имеет лесбийские наклонности, от которых ее пытался отучить Кадзи, но безуспешно
Аска
Второе Дитя привнесла в сериал бурный поток энергии, а заодно закрепила за собой статус ярчайшего персонажа. Для Аски успех важен гораздо сильнее, чем для кого-либо другого. Значит, по канону Евангелиона, она обязательно его потеряет. Быть лучше всех – очень ненадежная защита. Например, в серии с синхронным управлением евами, Аска выбивается из темпа во время тренировок. Не удивительно, ведь Синдзи много лет учился играть на виолончели! Благодаря своему упорству, она справится с задачей, но этот эпизод станет одним из звоночков к тому, что Сорью будет сложно конкурировать с Икари.
Аска страдает больше всех, так как у нее нет ни одного близкого человека за весь сериал. Синдзи не может оказать ей поддержку из-за своей замкнутости и нелюдимости, а Кадзи никогда по-настоящему не заботился о ней. Человеку нужен человек, а рядом с Аской никого не оказалось.
В 17-м эпизоде показаны настоящие взаимоотношения между Кадзи и Сорью. Она совершенно разбита, и лишь изобразив фальшивую улыбку, заходит в комнату к Кадзи. Счастье, которое она излучает при общении с ним было притворным. Аске нужен кто-то заботящийся о ней. Она старается изо всех сил, но на самом деле чувствует себя одинокой и отвергнутой. Это еще раз подчеркивает, насколько ей важно общество Синдзи.
Аска явно видит в нем партнера и ее раздражает его безынициативность. Второе Дитя всеми силами пытается вызвать его на контакт. Сорью ведет себя как Хельга из мультфильма «Эй, Арнольд!». Конечно, она не влюблена в Синдзи, но готова принять его поддержку и заботу. Когда Аска жалуется: «чего это вы с ним нянчитесь», она просто хочет, чтобы он проявил инициативу, а не вел себя как тормоз. Рыженькая много раз называла Синдзи дураком, но он так ничего и не понял до сцены с удушением. Там произошла патовая ситуация – он фактически сказал: «Люби меня за то, что я есть». Она ответила ему: «Нет, пока ты ведешь себя как овощ, не буду». Он озверел и набросился на нее.
В последней сцене Аска произнесла: «Отвратительно». Возможно, фраза относилась к тому, что ей пришлось выпрашивать помощь. Или она понимала насколько печальной будет ее дальнейшая судьба. Может быть, этой фразой она просто выразила свое состояние, когда обычную просьбу о близости ей пришлось «выбивать» путем таких скандалов.
***
Через историю Аски автор буквально кричит зрителю: «Не будьте чурбанами! Посмотрите, как страдает девушка. Обратите внимание на людей, которым реально нужна ваша забота. Не доводите людей, чтобы они страдали также, как она!»
Рей является одним из самых загадочных персонажей Евангелиона. Она была воссоздана из частиц Юи, мамы Синдзи, оставшихся в контактной капсуле Евы-01. У Рей душа второго ангела, Лилит. По сути она является матерью всего человечества. Ее А.Т. поле превосходит по своей силе А.Т. поле сильнейшего 17-го ангела, Табриса (Каору). Но в начале сериала Аянами просто 14-летняя девочка, которая сильно зависит от Гэндо Икари.
В первой серии, когда Синдзи смотрит на пустынную улицу, он видит образ Рей. Через несколько секунд раздается звук колышущихся проводов, и Рей исчезает. По одной из версий, таким образом душа второго ангела Лилит встречала будущего пилота.
В штаб-квартире Nerv Синдзи замечает израненную Рей-2. Именно ее тяжелое состояние вынудило мальчика начать управлять Евой. Скорее всего Гэндо специально подстроил эту сцену, чтобы надавить на Синдзи. Так в ее жизни появился первый человек, который бы искренне заботился о ней.
Во втором эпизоде Аянами, до того не проявлявшая интереса к другим людям, внимательно смотрит в глаза Синдзи. Через некоторое время он заходит к ней домой и случайно падает на нее, схватившись руками ей за грудь. Она всегда жила вне общества, потому не знала, как реагировать на происходящее. При этом Аянами отнимает у Синдзи очки Гэндо и дает ему пощечину, когда он плохо отзывается о главнокомандующем. На этом этапе она полностью зависит от Гэндо и считает своей обязанностью подчиняться его воле.
Перед боем с пятым ангелом Рамиилом (воздушная крепость) Рей обещает защищать Синдзи. Рискуя собой, она во время битвы заслоняет Еву-1 и получает ранение. Синдзи плачет от счастья, когда видит ее живой. Рей улыбается. Икари младший оказался первым человеком, кто показал ей доброту после эгоистичного использования Гэндо. Так начинается становление Рей как личности.
В течение всего сериала Аянами отдаляется от Гэндо и начинает все более тесно общаться с Синдзи. Рей начинает понимать, что он совершенно искренне заботится о ней, и она больше не обязана беспрекословно слушать приказы. Аянами, вопреки указанию, не атакует зараженную Еву-04, так как в ней находится Тодзи, и это может повредить психике Синдзи. Перед смертью ангел входит в контакт с Рей и говорит ей, что ее личность сольется с личностью Синдзи. Но на этом этапе она уже научилась осознавать себя как индивида и выбирает путь самоубийства, чтобы сохранить свою идентичность. Хотя она все еще зависит от Гэндо и перед смертью вспоминает его лицо. Следующая реинкарнация Рей-3 очень холодно относится к главнокомандующему. Хотя она почти ничего не помнит, ей становится неприятно выполнять его указания. Любопытно, но каждая последующая Рей все больше и больше отдалялась от Икари старшего.
Конфликт Гэндо и Рей происходит из-за того, что он использует Аянами. Икари воспитал ее в условиях изоляции, полностью лишив индивидуальности. Гэндо внушил Рей мысль, будто только он может заботиться о ней, и ее существование само по себе не имеет смысла. Очки, которые она хранит, символически похожи на бирки, и показывают ее зависимость от этого человека. Гэндо не нужна Рей – он использует ее, как использовал Рицуко и ее мать Наоко. Этот ученый одержим идеей вернуть Юи, чья душа заперта внутри Евы-01. Он выражает привязанность к Рей, чтобы осуществить проект комплементации и воссоединиться с Юи. К слову сама Юи хотела счастья для своего сына, и планы Гэндо напрямую противоречат ее собственным желаниям. Благодаря Синдзи Рей смогла понять мотивы Гэндо, и план по комплементации удалось остановить.
Рей прошла тяжелый путь от «механической куклы» до свободного человека. Она не так заметна фоне других, более ярких персонажей, но ее духовный рост был одним из самых значительных среди всех героев Евангелиона.
Мисато
Мисато Кацураги была единственным выжившим человеком из экспедиции во время второго удара. Она испытывает смешанные чувства к своему отцу, и на этой почве сближается с Синдзи. Но в отличие от младшего Икари, ее отношения к родителю более теплое, так как он ценой своей жизни спас ее во время катастрофы. Она считает себя брошенной и преданной, так как отец убежал от ответственности и от семьи. В институте Мисато Кацураги встречает Кадзи, с которым начинает бурный роман. Но через какое-то время Мисато понимает, что также, как и отцу, её присутствие не очень нужно этому человеку. Она разрывает отношения, чтобы спустя 8 лет вновь встретиться с ним в Nerv.
Мисато становится воспитательницей для пилотов ев. Она всеми силами старается сблизить подростков и по возможности создать в доме нормальную атмосферу. Для этого Кацураги приглашает Рей на вечеринки, подбадривает и ругает Синдзи, объясняет Аске мотивы поведения Икари. Хоть все эти попытки обречены на провал, некоторое время Мисато удается поддерживать товарищеские отношения между детьми.
Воля и энергия Мисато позволяла Синдзи двигаться в правильном направлении. Удивительно, но именно она стала главным Вдохновителем для Третьего дитя. Обычно эту роль исполняет кто-то из сверстников.
Пен-Пен
Пен-Пен– тепловодный пингвин, который живет в холодильнике. Обладает интеллектом, по уровню близкому к человеческому. (а на фоне некоторых персонажей, даже превосходящим его). Читает газеты, понимает человеческую речь и психологию, ест обычную еду. Судя по всему, принадлежит к новому виду, созданному с помощью генетических разработок. Прообразом для его создания стал Большой хохлатый пингвин.
Многие говорят, что Мари из ребилда получилась абсолютно чужеродным персонажем для вселенной. Позволю себе с этим не согласиться. По сути она исполняет такую же роль как Пен-Пен. Это роль единственного психически адекватного героя в Аниме. В оригинальном сериале многократно подчеркивалось, как пингвин с грустью наблюдал за потасовками в их маленькой квартире и всегда знал, когда нужно оставить людей в покое. По сути он был индикатором «нормального» поведения, на фоне которого лучше видны проблемы остальных.
В фильме присутствует долгая немая сцена, которая очень напоминает эпизод в лифте в Евангелионе. Увы, если про актерскую игру Сталкера я могу говорить только хорошее, то фрагмент с молчащим писателем на мой взгляд сильно уступает немой сцене из Евы.
Эпизод с лифтом был одним из самых важнейших в плане психологии. Если присмотреться к скриншоту, можно четко различить состояния пилотов. Рей грустно оттого, что Аска находится в таком тяжелом положении. Она понимает насколько плохо та относится к ней и то, что разговор может закончиться скандалом. И все же Рей находит силы поговорить с Сорью и частично успокоить и разделить ее печаль. Для раздраженной Аски этот разговор с одной стороны показатель ее слабости, раз даже молчаливая Рей начинает успокаивать ее: «Сегодня ты со мной заговорила, а завтра, наверное, снег пойдет». К тому же для нее Рей – кукла, возможно такая же как та, которая заменила её матери саму Аску. Потому разговор закончился взрывом и истерикой. Однако после него Аске стало немного лучше, ей даже удалось запустить Еву, хотя до него она едва могла двигаться. Правда ничем хорошим для это не закончилось, но ангела они все же победили.
Дальше будет скучный отрезок про сюжет, если он вам не интересен, прокрутите до главы «Озвучка».
Планы сторон
Гэндо Икари хотел объединиться с душой Юи Икари внутри Евы-01. Для этого он замышлял совместить Рей (сосуд души Лилит) и эмбрион Адама. Юи Икари была дочерью одного из членов организации Seele. Она сознательно провела эксперимент так, чтоб ее душа была поглощена ядром Евы. Юи тоже хотела провести комплементацию человечества, но на базе 14 серийных Евангелионов, а сам улететь в космос и жить там в одиночестве до конца веков. Об этом она открыто рассказала в 26 серии. То есть Гэндо был явно не самым странным персонажем в этой истории. К слову, профессор Фуюцуки знал о планах Юи, но не говорил о них Гэндо.
В результате получилось совершить ритуал, в котором Адам сливается с Лилит, а затем и с Евой-01. А.Т. поля людей разрушаются и их души собираются в «яйцо» Лилит. Когда Синдзи отверг проект комплементации, яйцо Лилит разрушилось, рассеяв собранные души. Все души получают шанс вернуться к своим физическим воплощениям, не смотря на возможную боль от земного существования. Аска и Синдзи возвращаются в город. Судьбы остальных персонажей остаются неизвестными.
Интересная теория про Каору «Улыбка предательства».
Эта улыбка озаглавлена самим Хидэаки как «uragiri no hohoemi» — «улыбка предательства». Кого здесь предали? Каору улыбается Рей, но трудно себе представить, как он может её предать.
История про то, как Каору пожертвовал собой ради другой формы жизни изначально казалась мне прохладной. Вероятно, Мисато тоже это понимала, но решила просто не травмировать Синдзи еще больше.
Озвучка
688×380
Понимаю, многие не признает озвучку в принципе, но считаю нужным упомянуть этот момент. Для начала небольшая ретроспектива:
По поводу работы студий дубляжа хочу сказать следующее. Насколько я понял, МС Entertainment выпустили аж два варианта. Либо один из них по случайности начали называть официальным. Здесь произошла забавная штука: многоголосый перевод от МС Entertainment получился настолько плохим, что его часто не считают официальным. Там все в «лучших» традициях озвучки. Достаточно отметить женский голос Синдзи, который звучит будто у него тяжелое похмелье и он сейчас заснет. Вот второй перевод оказался очень даже достойным. Он вышел на лицензионных дисках и, возможно, на MTV. Не без косяков, иногда актеры путают свои роли, а бедная Майа говорит то голосом Синдзи, то Мисаты, то Рицуко. Но в целом годно.
Подробнее можно узнать здесь:
youtu.be
Фан факты:
Хидэаки Анно ненавидит, когда его спрашивают о смысле Евангелиона. По его мнению, эти вопросы подтверждают тот факт, что он плохо выражает свои мысли.
В создании ребилда 1.0. участвовала русская сэйю Евгения Давидюк. Она озвучила одного из операторов Nerv на русском.Однако без звука 5.1 её сложно услышать, так как в этот момент наложено слишком много дорожек и эффектов.
В комнате Мисато есть доска для скейтборда
Эпилог
Мы любим персонажей, которым хуже, чем нам. Этот факт хорошо подметил Варлам Шаламов в своих «Колымских рассказах». Достоевский делал своих героев несчастными, заражал их болезнями, толкал на преступления. Только так можно вырвать человека из мирской суеты и заставить подумать о сложных вещах. Потому страдания Синдзи – это способ вызвать сочувствие и сопереживание у зрителя. Вполне возможно, так получилось само собой, без первоначальной задумки. На секунду предположим, что Синдзи будет минимум времени уделять рефлексии и максимум борьбе и развитию. В этом случае мы получим аниме с большим количеством интересных мыслей, которые вероятнее всего пройдут мимо зрителя, как обычно бывает в средних произведениях. Идеи без эмоциональной окраски людям не особо-то интересны. Чтобы отыскать место в сердце человека, нужна личная история.
Евангелион чем-то напоминает «Мастера и Маргариту». Для одних книга 10 из 10, и любое замечание в ее адрес вызывает бургут. Для других роман является чем-то непотребным. С Евой то же самое
Перед написанием статьи я два раза пересмотрел сериал. Так проникся меланхолией, что не заметил, как стою в магазине с бутылкой алкоголя. Даже пришлось сделать паузу на несколько дней для восстановления. Пока приходил в себя, играл в спортивные симуляторы, причем проиграл все, что копил целый месяц. Считаю, еще дешево отделался. Потому тайтл рекомендую, но предупреждаю о возможных последствиях. Как говорится: «Минздрав предупреждает».
Просмотр Евангелиона советую тем, кому нужно погрустить. Идеально смотреть его зимой или осенью. Также сериал будет полезен людям, которым сложно понимать чужие эмоции. Такой человек сможет увидеть себя со стороны и сделать правильные выводы. Еще Еву можно глянуть для понимания отсылок и расширения кругозора. Крайне не рекомендую сериал чувствительным людям и тем, у кого запланированы важные дела. В данном случае лучше отложить просмотр до более спокойных времен, иначе все развалится. Не повторяйте моих ошибок.
Конечно, в Евангелионе самое интересное – это обсуждение увиденного. Ни в коем случае не утверждаю, что мои доводы являются истинной в последней инстанции, но на данный момент я понимаю задумку именно так. Делитесь своими историями, мыслями и заметками. В конце концов Евангелион то произведение, о котором всегда интересно поговорить.
Бонус для дочитавших. Отгадайте аниме :