Что лучше частота обновления или разрешение экрана
Что такое частота обновления экрана монитора и как она влияет на восприятие
Содержание
Содержание
Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.
Что такое частота обновления экрана?
Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».
Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?
Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.
Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.
В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.
Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.
60 Гц — мало или достаточно?
Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.
Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.
Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.
Не требуется высокая частота и в том случае, если вы любите смотреть видео на экране монитора. Несмотря на то, что кинопленка уже стала историей, стандарт в 24 кадра в секунду остается основным для видеоконтента. Качественное видео иногда снимают с частотой в 60 кадров/сек, а вот большая частота кадров встречается редко. Причины примерно те же, что и сто лет назад: чем больше частота кадров, тем больше объем файла и выше требования к камере и к производительности процессора плеера. Поэтому нет никакого смысла в мониторе с частотой обновления больше 60 Гц, если он нужен вам для просмотров фильмов. По крайней мере, пока.
Кому же нужна высокая частота?
В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.
А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.
Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.
Частота обновления и вертикальная синхронизация
Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.
Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.
Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.
Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.
Частота обновления и время отклика
Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.
Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).
Выводы
Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.
Телевизоры против мониторов в играх и кино
Содержание
Содержание
С появлением ЖК-экранов перед многими пользователями встал вопрос: что больше подойдет для игр и просмотра фильмов — телевизор или монитор. Казалось бы, ответ очевиден: кино смотрим на телевизоре, играем на мониторе. Но не все так просто. В этом блоге мы обсудим критерии, которые помогут сделать выбор в зависимости от потребностей и предпочтений юзера.
Диагональ
Ключевое различие между телевизором и монитором — это диагональ. Телевизоры изначально не предназначены для просмотра вблизи, а потому их размеры, как правило, больше. Чаще всего это 40-65 дюймов. Мониторы же находятся гораздо ближе к пользователю, и их диагональ обычно составляет 18-34 дюйма.
Идея покупки телевизора вместо монитора часто связана с желанием сэкономить. Например, приличный 4K-монитор диагональю 27-32 дюйма стартует от 30 с лишним тысяч рублей. При этом 40-дюймовый 4K-телевизор можно легко купить за 20 тысяч, однако не будем торопиться.
Телевизор отлично подойдет для просмотра фильмов или игры на приставке с дивана. Также на нем удобно играть вдвоем. Если планируется использовать ТВ вместо монитора, его размер не должен превышать 32-40 дюймов. В противном случае из-за слишком большой площади экрана у пользователя просто разбегутся глаза. В то же время заядлого киномана вряд ли удовлетворит диагональ классического монитора. А вот играть, сидя за компьютерным столом, можно даже на сравнительно небольшом дисплее.
В последнее время все больше мониторов выпускается в формате 21:9. Такие ультраширокие модели призваны увеличить рабочее пространство и улучшить игровой опыт. Когда-то в подобном формате выпускались и телевизоры. Однако славы они не снискали и тихо исчезли. Возможно, дело было в высокой цене.
Разрешение
В одной связке с диагональю идут разрешение и плотность пикселей (ppi). Чем выше разрешение, тем меньше размер пикселя и тем более детализированной будет картинка. А следовательно, будет меньше расстояние, при котором можно получить качественное изображение без зернистости.
Недостатком использования большого телевизора является низкий ppi. Из-за крупных размеров пиксельную сетку, как правило, можно различить с расстояния вытянутой руки, а потому модели ТВ с разрешением ниже 4К использовать вместо монитора не стоит. При этом нужно учитывать: 4К-телевизоры требуют мощного компьютерного железа. Во-вторых, полностью реализовать их возможности могут консоли только последнего поколения.
Огромное преимущество мониторов — возможность выбора разрешения под задачи пользователя. Геймер может пожертвовать разрешением в пользу частоты обновления и купить FHD-монитор. Киноман возьмет 4К, чтобы насладиться качественной и максимально детализированной картинкой. Золотой серединой является разрешение 2K, которое дает отличное изображение, имея адекватные требования к железу в играх.
Частота обновления
Частота обновления экрана — это число отображаемых кадров в секунду. Высокая частота обновления обеспечивает более плавную картинку. Особенно хорошо это заметно в динамичных сценах и играх, а потому этот показатель очень важен для любителей соревновательных онлайн-шутеров. Чем больше, тем лучше.
У телевизоров частота обновления составляет 60 или 120 Гц. Устройства на 120 Гц являются премиальными моделями и имеют соответствующий ценник.
Чтобы сделать картинку более плавной, процессоры современных ТВ используют специальные технологии, которые позволяют «дорисовывать» промежуточные кадры. Однако подобные алгоритмы грешат появлением артефактов, особенно в сценах с разнонаправленным быстрым движением, и не дают никаких преимуществ во время игрового процесса. Эти технологии актуальны только для просмотра фильмов.
Мониторы с высокой частотой обновления в бюджетном сегменте также практически не встречаются. Модели на 144, 240, 360 Гц ощутимо дороже своих 60-герцовых собратьев. Однако для динамичных игр на ПК с высоким FPS нужно брать именно их. Для приставок подойдет и телевизор на 120 Гц.
Сделать картинку более качественной мониторам помогают системы адаптивной синхронизации от AMD и NVIDIA. При этом частота обновления экрана синхронизируется с количеством кадров, которое выдает видеокарта. В итоге в процессе игры уходят задержки и разрывы в изображении.
Так называемые игровые телевизоры используют похожую технологию — VRR (переменной частоты обновления), реализуемую посредством порта HDMI. Его последняя версия 2.1 отличается высокой пропускной способностью до 48 Гбит/с. При этом поддерживается разрешение 4K с частотой 120 Гц и HDR или разрешение 8K с частотой 60 Гц.
Время отклика
Время отклика — количество времени, требующееся пикселю для перехода от одного состояния к другому. Для игрового процесса чем ниже, тем лучше. У большинства телевизоров (за исключением OLED) этот показатель составляет 10 мс и больше. Для одиночных и сюжетных игр этого достаточно, однако не подойдет для шутеров.
В то же время большая часть современных мониторов имеет время отклика от 1 до 4 мс, что дает неоспоримое преимущество хардкорным игрокам.
Инпут лаг
Инпут лаг (задержка ввода) — это время, за которое устройство выводит принятый от источника сигнал. Производители не приводят эту характеристику, а пользователь вряд ли сумеет замерить ее в домашних условиях, так как речь идет о миллисекундах. Приемлемой считается задержка в 10-20 мс. Долгая задержка плохо сказывается на действиях игрока во время динамичной игры, требующей быстрой реакции. И наоборот — низкая задержка дает преимущество в конкурентных многопользовательских играх, а одиночные игры делает более отзывчивыми. Ведь иногда победа или поражение зависят буквально от долей секунды.
В случае монитора сигнал от видеокарты идет напрямую, тогда как в телевизоре он проходит еще через несколько «инстанций»: процессор, систему обработки изображения, апскейлинг. Чтобы уменьшить задержки, производители ТВ разработали специальные игровые режимы и игровые порты. Они убирают «посредников» из цепи передачи сигнала, ускоряя таким образом игровой процесс.
Тем не менее, любителям соревновательных онлайн-шутеров лучше остановить выбор на мониторах. Ценителям более спокойных игр можно не заморачиваться и взять телевизор.
Расширенный динамический диапазон
Технология HDR (расширенный динамический диапазон) делает картинку максимально сочной, живой и реалистичной. В играх HDR усиливает эффект погружения и повышает детализацию при различных уровнях освещения.
Большая часть современных 4К- и 8К-телевизоров поддерживает HDR по умолчанию. При этом возможности бюджетных устройств могут оказаться весьма далеки от совершенства. Для идеальной реализации технологии необходимы десятибитная матрица, пиковая яркость 1000 нит, высокая контрастность, локальная подсветка, разъемы HDMI 2.0.
В мониторах — ситуация аналогичная. Чем выше класс HDR, тем дороже устройство. Например, цена монитора диагональю 32 дюйма с VESA DisplayHDR 1400 может доходить до 600 тысяч рублей.
Изогнутый экран
Как говорят маркетологи, изогнутый дисплей усиливает эффект присутствия и дает неповторимые визуальные ощущения — будь то фильмы или игры. Однако изогнутые телевизоры, едва появившись на прилавках магазинов, быстро канули в лету. А потому у фанатов подобных экранов выбора нет — только монитор. При этом, чем меньше показатель курватуры, тем больше изгиб.
Большая часть подобных мониторов являются ультраширокими моделями. Для соотношения сторон 21:9 и 32:9 такой вид дисплея — самый подходящий, так как при большой площади экрана сохраняется комфортный для глаз угол обзора.
OLED-телевизоры становятся все доступнее. Большая часть таких моделей имеет разрешение 4К, 10-битную матрицу, частоту обновления 120 Гц, быстрый отклик, Dolby Vision и поддержку VRR — идеальный выбор для просмотра фильмов и консольных игр с дивана. Так как минимальный размер OLED-телевизоров составляет 48 дюймов, использовать его за компьютерным столом — решение спорное. Кроме того, на месте статичных элементов операционной системы может произойти выгорание. Это же случится, если месяцами играть в одну и ту же игру.
К сожалению, небольших OLED-мониторов на рынке пока единицы. Ввиду штучности товара, стоят они дорого.
Выводы
Телевизор
Монитор
Выбор между монитором и телевизором зависит от бюджета и предпочтений пользователя. Чаще всего телевизор покупается для создания домашнего кинотеатра и прохождения неспешных сюжетных игр с геймпадом. Наиболее серьезные препятствия для игры в шутеры — инпут лаг, скорость отклика и низкая частота обновления. Киберспортсмену же можно посоветовать только геймерский монитор с низким откликом и частотой обновления от 144 Гц.
Как выбрать игровой
монитор
Однажды вы проснулись и твёрдо решили, что станете охотником за головами в Call of Duty: Warzone или Counter-Strike: Global Offensive. Ну или хотя бы успешным космонавтом в The Sims 4, в который со всей сотней дополнений вы хотите играть в полном комфорте. Быть геймером — значит обладать геймерской техникой, и не в последнюю очередь монитором. Но, как его выбрать, если из всех характеристик: FRC, G-Sync, Гц и дюймы, вы поняли только последнее?
Не беспокойтесь. Вместе с «Эльдоблогом» вы разберетесь, как выбрать игровой монитор.
Содержание
Чем отличаются игровые мониторы от обычных
Типы экранов
Удобная диагональ
Тип матрицы
Соотношение сторон
Разрешение экрана
Частота обновления
Скорость отклика
Битность матрицы
Что такое FRC?
Монитор и игры
Дополнительные фишки игровых мониторов
Цены и популярные бренды
Итоги
Чем отличаются игровые мониторы от обычных
Прежде, чем решить, какой игровой монитор выбрать, нужно понять, а что такое, собственно, игровой монитор. Если вы ищете модель для работы или просмотра фильмов, то ряд особенностей, которые есть у игровых мониторов, вам просто не нужны. Есть три важных параметра, которые отличают геймерский гаджет: частота обновления экрана, задержка ввода (input lag) и отклик матрицы. Игровой монитор должен быть быстрее обычного, потому что для геймеров (особенно фанатов динамичных игр: гонок и шутеров) важно, чтобы передаваемая картинка обрабатывалась максимально быстро, и при этом была плавной. Рассмотрим подробнее, но чуть позже. Давайте сначала посмотрим на то, что важно при выборе любого монитора, как игрового, так и обычного.
Типы экранов
ЭЛТ-мониторы, в основе которых лежит электронно-лучевая трубка. Да, мы вставили этот пункт только для того, чтобы пошутить про котиков, которые раньше любили лежать на больших мониторах. Если вам нет двадцати, то вы, наверное, даже не знаете, что это такое и как здорово на них смотрятся тканевые салфетки бабушки. Канули в Лету.
Жидкокристаллические (LCD) мониторы. В основе таких мониторов лежит технология жидких кристаллов. В зависимости от направления электромагнитного поля они пропускают определенный цвет.
В зависимости от типа матрицы обладают достаточной яркостью и контрастностью. IPS экран подойдёт для работы с графикой, TN — бюджетный вариант для всех пользователей.
Плазменные мониторы. В их основе лежат мелкие колбы, заполненные инертным газом. Сами колбы изнутри покрыты люминофором — специальным веществом, благодаря которому мельчайшие точки засвечиваются нужным цветом под воздействием плазменного разряда в среде инертного газа. Разряд возникает после подачи напряжения на электроды.
Плазменные мониторы хорошо передают чёрные цвета. Ранее обладали лучшим контрастным изображением, но технологии позволили LCD и LED-моделям приблизиться к плазме. Рекомендуется тем, кто любит смотреть кино.
LED мониторы, в основе которых лежит технология LED (light-emitting diode — светоизлучающий диод). Каждый пиксель этого монитора является одним или несколькими LED-диодами.
Плюсы технологии: экономит электроэнергию, не содержит вредных веществ (например, ртути), выдерживает низкие температуры. Достаточно распространены, подходят для любых нужд, в том числе для геймеров.
OLED мониторы, в основе которых лежит технология OLED (organic light-emitting diode — органический светоизлучающий диод). Такие мониторы состоят из нескольких очень тонких органических плёнок, которые заключены между двумя проводниками. Дисплей излучает свет после подачи небольшого напряжения на полупроводники.
Обладают всеми преимуществами OLED, но при этом цвета таких мониторов более насыщенны. Рекомендуется для просмотра видео и работы с графикой.
QLED мониторы. Эти мониторы похожи на OLED, у них также есть органическая плёнка на углеродной основе, что помещается между двумя проводниками. Нюанс в том, что свет излучается каждым пикселем в отдельности.
По мере нашего перечисления типов экранов, растёт их цена. Наиболее популярным и доступным выбором являются жидкокристаллические мониторы. Их покупают и для работы в офисе, и для игр — распространены больше всех.
Удобная диагональ
Какой монитор лучше выбрать для игр, если речь идёт о диагонали? Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен — он зависит от вашего бюджета. Давайте по порядку.
Один дюйм — это 2,54 см. Современные мониторы обычно имеют диагональ 17-35 дюймов. Наиболее распространенные категории:
Однако диагональ — не единственная характеристика монитора, которая влияет на его цену. Определяет его стоимость ещё и тип матрицы.