Что лучше дефицит или профицит бюджета

Дефицит бюджета и инструменты покрытия

Предкризисная осень принесла цепочку событий, возможно, связанных между собой в единую логику, как причина и следствия.

Бюджет следующего и последующего годов ещё долго будет обсуждаться и корректироваться, но тренды уже очевидны: денег на всех не хватает ни при каких обстоятельствах при том, что жить элита привыкла на широкую ногу, не по средствам.

Для снижения бюджетного трансферта Пенсионному фонду правительство решило «растворить» накопительную часть пенсии так называемых «молчунов» в пользу страховой. Пенсионными накоплениями граждан за 2014 год в размере 240 млрд. рублей, изъятыми у управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, также начнут заделывать брешь в распределительной системе (текущие выплаты пенсионерам). У нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (всего-то, как было объявлено, «заморозка» на год, а потом якобы всё вернется на круги своя и станет тип-топ).

Для справки: людей фактически обворовывают, и одновременно президент своим указом задним числом. в 2-2,5 раза поднимает доходы (оклады, надбавки, другие выплаты) практически всем высшим чиновникам (до 500 000-700 000 руб. в месяц).

За счёт чего ещё будут покрывать дефицит бюджета? Есть фишка?

Вот и делайте вывод, найден ли «действенный» инструмент для покрытия дефицита или он пока в поиске.

А мы всё талдычим: бизнес-климат, инвестиционный климат.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.

Источник

Профицит

Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит бюджета. Картинка про Что лучше дефицит или профицит бюджета. Фото Что лучше дефицит или профицит бюджета

Явление, противоположное дефициту, получило название профицит. Так называют избыток чего-либо, например, в макроэкономике речь может идти о профиците бюджета, торгового или платёжного балансов, товаров. В свою очередь, микроэкономика определяет таким термином переизбыток ресурсов или производственных факторов. Если говорить о бюджетных средствах, то в этом случае речь идёт о превышении доходной части бюджетного плана над расходной (встречается достаточно редко). Может искусственно создаваться в тех случаях, когда дефицит бюджета наблюдается на протяжении нескольких лет подряд.

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

Профицит расходы

Когда речь идёт о таком явлении, как профицит, расходы составляют меньшую статью, по сравнению с доходами, то есть, доходная часть здесь преобладает. При этом формируется так называемое положительное сальдо. Профицитный бюджет может быть первичным (рассчитанным без учёта обслуживания долговых обязательств, то есть, государственного долга), а также вторичным – в этом случае учитываются все расходы на выплаты по внешним и внутренним государственным займам. Самым наглядным показателем уровня государственного бюджетопрофицита с преобладанием доходов над расходами можно назвать его отношение к внутреннему валовому продукту.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода – явление, которое может возникать в следующих случаях:

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.

Источник

Тема 4. Сбалансированность бюджета

Цель изучения данной темы — рассмотреть состояния, в которых может находиться бюджет, изучить сущность и функции государственного кредита, принципы и методы управления государственным долгом.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

Содержание

4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фондадефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.

Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.

Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.

При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)

Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)

Годы

Расходы

Доходы

Дефицит(-), профицит(+)

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

4.2. Теории бюджетной сбалансированности

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важнейших задач современной бюджетной политики большинства государств мира стало решение проблем стимулирования экономического роста в стране и проблем сбалансированности бюджетов различных уровней.

Современные финансовые теории допускают наличие бюджетного дефицита на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в дефицитности бюджета во время спада (с целью стимулирования совокупного спроса) и наличии компенсирующего профицита в период подъема и стабилизации.

Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла, ежегодная же сбалансированность бюджета ослабляет стабилизирующее значение фискальной роли государства и снижает возможности властей по стимулированию экономического роста.

Признание возможности использования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к увеличению значения механизмов государственного кредита и расширению сферы его использования.

4.3. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.

Государство может выступать:

В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».

Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.

Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

Основные функции государственного кредита.

Государственный кредит играет важную роль в:

4.4. Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

4.5. Принципы и методы управления государственным долгом

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.

Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Методы управления государственным долгом:

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Источник

Государственный бюджет

Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит бюджета. Картинка про Что лучше дефицит или профицит бюджета. Фото Что лучше дефицит или профицит бюджета

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.

Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.

Функции государственного бюджета:

Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.

Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:

Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.

Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.

Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).

Госбюджет по странам мира

Государство

Национальная валюта (тикер)

Доходы ($ млрд)

Расходы ($ млрд)

Дефицит или профицит (%, 2017 год)

Австрия

Евро (EUR)

197,8

201,9

Бельгия

Евро (EUR)

249,7

Беларусь

Белорусский рубль (BYN)

22,54

Болгария

Болгарский лев (BGN)

19,53

20,31

Великобритания

фунт стерлингов (GBP)

Банк Англии

1077

1120

Венгрия

Венгерский форинт (HUF)

НБ Венгрии

63,63

66,96

Германия

Евро (EUR)

1598

1573

Греция

Евро (EUR)

95,36

98,08

Дания

Датская крона (DKK)

НБ Дании

173,5

175,5

Эстония

Евро (EUR)

Ирландия

Евро (EUR)

85,41

87,22

Испания

Евро (EUR)

492,4

535,9

Италия

Евро (EUR)

884,5

927,8

Исландия

Исландская крона (ISK)

ЦБ Исландии

Кипр

Евро (EUR)

Латвия

Евро (EUR)

10,13

10,43

Литва

Евро (EUR)

21,18

21,63

Люксембург

Евро (EUR)

27,38

Мальта

Евро (EUR)

Молдова

Молдавский лей (MDL)

НБ Молдовы

Нидерланды

Евро (EUR)

344,8

340,2

Норвегия

Норвежская крона (NOK)

Норвежский банк

214,3

Португалия

Евро (EUR)

92,99

96,83

Польша

Злотый (PLN)

НБ Польши

102,2

-12,55

Румыния

Румынский лей (RON)

НБ Румынии

65,54

-12,03

Россия

Российский рубль (RUB)

Банк России

253,9

287,5

-13,23

Словакия

Евро (EUR)

37,09

38,52

Словения

Евро (EUR)

20,97

Украина

Гривна (UAH)

38,91

Финляндия

Евро (EUR)

136,8

140,7

Франция

Евро (EUR)

1334

1412

Черногория

Евро (EUR)

-20,37

Чехия

Чешская крона (CZK)

НБ Чехии

83,62

83,93

Хорватия

Хорватская куна (HRK)

Хорватский НБ

25,79

26,92

Швеция

Шведская крона (SEK)

Банк Швеции

274,8

269,9

Швейцария

Швейцарский франк (CHF)

НБ Швейцарии

223,5

222,1

Океания

Австралия

Австралийский доллар (AUD)

РБ Австралии

484,9

Новая Зеландия

Новозеландский доллар (NZD)

РБ НЗ

Азия

Азербайджан

Азербайджанский манат (AZN)

ЦБ АР

Армения

Армянский драм (AMD)

ЦБ Армении

-15,01

Вьетнам

Вьетнамский донг (VND)

ГБ Вьетнама

54,59

69,37

-27,07

Гонконг

Гонконгский доллар (HKD)

КДУГ

66,19

62,86

Грузия

Лари (GEL)

НБ Грузии

-13,84

Израиль

Шекель (ILS)

Банк Израиля

92,82

102,1

Индия

Индийская рупия (INR)

РБ Индии

544,4

725,0

-33,17

Индонезия

Индонезийская рупия (IDR)

Банк Индонезии

130,6

154,8

-18,52

Ирак

Иракский динар (IQD)

ЦБ Ирака

63,97

76,35

-19,35

Иран

Иранский риал (IRR)

ЦБ Ирана

77,22

86,26

-11,70

Казахстан

Тенге (KZT)

НБ РК

34,13

37,89

-11,01

Киргизия

Сом (KGS)

НБ КР

-12,19

Китай

Китайский юань (CNY)

НБ КНР

3312

3787

-14,34

Кувейт

Кувейтский динар (KWD)

ЦБ Кувейта

52,87

61,39

-16,11

Малайзия

Малайзийский ринггит (MYR)

51,23

60,26

-17,62

Дирхам ОАЭ (AED)

ЦБ ОАЭ

83,44

112,4

-34,70

Пакистан

Пакистанская рупия (PKR)

ГБ Пакистана

45,64

59,28

-29,88

Республика Корея

Южнокорейская вона (KRW)

Банк Кореи

351,6

Саудовская Аравия

Саудовский риял (SAR)

АДО СА

294,9

-13,42

Сингапур

Сингапурский доллар (SGD)

ДКУС

56,49

Таджикистан

Сомони (TJS)

НБ Таджикистана

Таиланд

Тайский бат (THB)

Банк Таиланда

82,00

107,00

-30,48

Туркмения

Новый туркменский манат (TMT)

ЦБ Туркмении

Турция

Турецкая лира (TRY)

ЦБ ТР

173,9

190,4

Узбекистан

Узбекский сум (UZS)

ЦБ РУ

20,11

19,92

Филиппины

Филиппинское песо (PHP)

ЦБ Филиппин

44,74

53,55

-19,69

Шри-Ланка

Шри-ланкийская рупия (LKR)

ЦБ ШЛ

12,64

16,66

-31,80

Япония

Японская йена (JPY)

Банк Японии

1678

1888

-12,51

Северная Америка

Доминиканская Республика

Доминиканское песо (DOP)

ЦБ ДР

11,18

12,77

-14,22

Канада

Канадский доллар (CAD)

Банк Канады

623,7

657,4

Куба

Кубинское песо (CUP)

ЦБ Кубы

52,36

60,57

-15,67

Мексика

Мексиканское песо (MXN)

Банк Мексики

292,8

314,9

Панама

Бальбоа (PAB)

НБ Панамы

13,56

Доллар США (USD)

6028

6807

-12,92

Южная Америка

Аргентина

Аргентинское песо (ARS)

ЦБ АР

123,3

161,1

-30,65

Бразилия

Бразильский реал (BRL)

ЦБ Бразилии

618,8

779,5

-25,96

Чили

Чилийское песо (CLP)

ЦБ Чили

56,73

64,89

-14,38

Африка

Алжир

Алжирский динар (DZD)

Банк Алжира

52,08

70,74

-35,82

Египет

Египетский фунт (EGP)

ЦБ Египта

35,54

55,09

-55,00

Марокко

Марокканский дирхам (MAD)

Банк Марокко

26,63

30,71

-15,32

Нигерия

Найра (NGN)

ЦБ Нигерии

13,97

22,15

-58,55

Тунис

Тунисский динар (TND)

ЦБ Туниса

11,61

-23,64

Рэнд (ZAR)

ЮАРБ

92,38

103,3

-11,82

Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.

Топ-10 стран с самым большим бюджетом

Россия находится в этом списке на 15 месте.

Части государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит бюджета. Картинка про Что лучше дефицит или профицит бюджета. Фото Что лучше дефицит или профицит бюджета

Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.

Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.

Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит бюджета. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит бюджета. Картинка про Что лучше дефицит или профицит бюджета. Фото Что лучше дефицит или профицит бюджета

Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета

Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.

В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на год и вносят по мере необходимости корректировки.

Структура доходной части государственного бюджета:

Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.

Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности.

Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.

Эмиссия фиатных денег.

Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.

Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.

Прибыль от деятельности государственных компаний.

Расходы государственного бюджета

Классификация расходов по целям:

Из чего состоят расходы государственного бюджета:

Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).

Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).

Закупки государством товаров и услуг.

Транзакции из государственного в частный сектор.

Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).

Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).

Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).

Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.

Пополнение золотовалютных резервов.

Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.

Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.

Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.

Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).

Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

Что делать государству, если возник профицит:

Топ-10 стран с дефицитом бюджета

Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.

При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.

Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

Топ-10 стран с профицитом бюджета

Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

5-6. Швеция и Исландия +0,9.

7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.

9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.

Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.

Госбюджет РФ

В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.

Фактические доходы в трлн руб.

Фактические расходы в трлн руб.

Дефицит или профицит

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:

Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

24% — доходы нефтегазового сектора;

20% — страховые взносы;

11% — налог на прибыль;

10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

2% — ввозные пошлины.

35% — социальная сфера;

15% — оборона и безопасность;

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.

Знание бюджета необходимо:

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;

Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *