Что лучше дефицит или профицит

Бюджет что это такое

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Гиперинфляция

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Что такое выручка?

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Военно-промышленный комплекс

Бюджет — это оценка будущих доходов и расходов на определенный период. В процессе составления бюджета создаются планы по расходам или распределению ресурсов. Это может быть сделано для частного лица, проекта, бизнеса, правительства или других организаций.

Резюме

Понимание бюджетов

Основываясь на концепции ограниченных ресурсов, частные лица и организации обычно создают бюджеты для эффективного распределения своих доходов или капитала. Это процесс создания финансовых планов на определенный период, который может быть месяц, год или срок проекта.

Составление бюджета важно для отдельных лиц для достижения финансового успеха, а также для организаций для завершения проектов и успешной работы.

Бюджеты могут быть гибкими или статическими. Статический бюджет остается неизменным без корректировок в течение всего срока бюджетирования. Личные бюджеты обычно статичны. Бюджеты зависят от предположений и оценки будущих доходов.

Гибкий бюджет может адаптироваться к меняющимся переменным. Обычно он создается корпорациями и предназначен для движения в соответствии с изменяющимися отраслевыми показателями, уровнями продаж, уровнем производства, а также другими внутренними и внешними факторами.

Профицит, сбалансированный и дефицитный бюджеты

По соотношению предполагаемых доходов и расходов бюджеты можно разделить на профицитные, сбалансированные и дефицитные.

Профицит бюджета

Профицитный бюджет — это план, в котором доходы превышают расходы в течение определенного периода. В профицитных бюджетах расходы могут быть полностью покрыты доходами, а остатки могут быть сохранены для будущего использования.

Термин «излишек» часто используется правительствами. Это указывает на то, что в этом году у правительства не закончатся налоговые поступления и другие доходы. Для физических лиц профицит бюджета позволяет им экономить.

Сбалансированный бюджет

Планируется, что расходы будут равны доходам сбалансированного бюджета. Не будет ни остатков, ни необходимости брать в долг.

Дефицит бюджета

В дефицитном бюджете расходы не могут быть полностью покрыты доходами за этот период. Если компания работает в условиях дефицита бюджета, она должна финансировать дефицит путем выпуска облигаций или акций. Если у человека есть бюджетный дефицит, он может забрать свои сбережения или занять у других.

Правительство обычно испытывает дефицит во время экономических спадов, поскольку оно намеревается поднять экономику, закачивая деньги на рынок.

Личные бюджеты

Личные бюджеты помогают отдельным людям и семьям определять, как потратить свои доходы на удовлетворение своих повседневных потребностей и желаний, сохраняя при этом финансовое здоровье. Бюджеты индивидуальны, и единого стандарта не существует.

Факторы, влияющие на личный бюджет, включают среднюю стоимость жизни в городе, уровень дохода человека, образ жизни и личные предпочтения.

Процесс составления личного бюджета обычно начинается с определения расходов на предметы первой необходимости, такие как жилье (аренда или ипотечные платежи), питание, транспорт и коммунальные услуги. Большинство людей также оставляют определенную часть для сбережений или инвестиций. Остальную часть дохода можно потратить на обеды, кино, покупки и другие развлечения.

Обычно используется принцип составления личного бюджета «50-20-30». Он предлагает потратить 50% дохода после уплаты налогов на предметы первой необходимости, 30% на развлечения или другие ненужные мероприятия, а оставшиеся 20% откладывать на будущие нужды или инвестиции.

Корпоративные бюджеты

Корпоративный бюджет компании обычно согласуется с ее бизнес-стратегией и целями. Процесс разработки бюджета начинается с ряда предположений, включая экономические перспективы, отраслевые тенденции, тенденции продаж, отношения с поставщиками и дистрибьюторами и так далее.

На основе предположений могут быть разработаны бюджеты продаж. Компании, имеющие несколько дочерних компаний или продуктовых линейок, могут соответственно планировать продажи для них.

Составление бюджета продаж позволяет фирмам прогнозировать свои будущие денежные потоки. Комбинируя информацию о будущих денежных потоках, исторических расходах, предположениях о будущих тенденциях и бизнес-стратегиях, компании могут составлять бюджет своих расходов.

Если компания понимает, что она не сможет покрыть свои расходы за счет будущих денежных потоков, ей, возможно, придется рассмотреть вопрос о заимствовании и составить бюджет процентных расходов.

Государственные бюджеты

Государственный бюджет включает в себя государственные доходы, такие как налоговые поступления, а также государственные расходы, включая объекты инфраструктуры, планы государственного медицинского страхования и расходы на содержание различных департаментов.

Правительство обычно работает с профицитом бюджета во время экономического роста с увеличением налоговых поступлений. Дефицит бюджета часто возникает во время рецессий, поскольку правительство намеревается снизить налоги и вливать деньги на рынок.

Источник

Бюджет: дефицит или профицит?

Бюджет: дефицит или профицит?

А если налоговые поступления скудные, а расходы государство сокращать не намерено или не имеет возможности по разным причинам:

• социальным (врачи и учителя должны иметь средства существования);

• внешнеполитическим (необходимо поддержать армию);

• вследствие стихийных бедствий или каким-либо иным, но столь же форс-мажорным и уважительным.

Экономическая теория на этот случай знает такой прием как дефицитный бюджет. Разницу в расходах и дохода в таком случае покрывают за счет дополнительной эмиссии денег (чисто инфляционный ход) и выпуска ценных бумаг государственного займа (облигаций). Таким образом, государство берет деньги у предприятий или граждан с обязательством вернуть их через определенный срок и с процентами (как правило). Следовательно, образуется государственный долг, который называют также внутренним долгом.

В реальной жизни крайне сложно назвать государство, не имеющее внутреннего долга. Одни облигации погашаются, но тут же выпускаются другие, на других условиях, с другими ставками и на другие сроки. Граждане и предприятия, как правило, охотно их покупают, поскольку видят в них хороший инструмент долгосрочных вложений собственных средств. Хотя известны случаи, и их немало, когда в результате политических потрясений государственный долг улетучивался, оставляя граждан ни с чем. Но такова экономическая жизнь, многообразная, открывающая большие возможности и одновременно насыщенная разнообразными рисками.

Можно, конечно, и налоги повысить или ввести новые. Простор для фантазии здесь практически безграничный, но, только для фантазии. Здравомыслящий и грамотный экономист понимает, что бюджет, конечно, вещь важная, однако, если заботиться только о его наполнении, то хватит ли оставшихся денег на инвестиции и заработную плату рабочим и служащим? (Вспомним про дележ пирога доходов). А если не хватит, то, как в таком случае будет функционировать производство и реализовываться его продукция, и, главное, откуда будут браться налоги на следующий год?

Не исключены случаи превышения доходов над расходами. Возникшее положительное сальдо называется «профицитом» и по идее должно вызывать чувство удовлетворения. Но только на первый взгляд. Конечно, деньги можно отложить на будущее и использовать их на крупные проекты или прибегнуть к резервам в случае стихийных бедствий и катастроф. Однако бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, а любой баланс должен быть уравновешенным. Превышение доходов над расходами означает, что какие-то отрасли оказались недоинвестированными, что кто-то из работников бюджетной сферы мог получить прибавку к жалованию, но не получил, что где-то можно было построить мост или дороги, а люди получили бы работу. Хорошо, если остатком средств рачительно распорядятся в будущем. А если нет? Фактически получится, что на этот «кусок пирога» общество работало напрасно.

Парадоксально, но легкий дефицит бюджета в этом плане, даже предпочтительнее. Естественно, при условии, что он покрывается неинфляционными методами. В таком случае общество расширяет свои инвестиции и развивает производство, растет занятость, заработки. Можно рассмотреть даже социальную функцию, так как она является одной из системообразующих, ибо малообеспеченные слои общества получат бюджетную поддержку, государство получит дополнительные средства для выполнения своих функций, в то время как ценные бумаги государственного займа на покрытие бюджетного дефицита покупают более состоятельные граждане или организации.

Как видим, вопросов и проблем немало! Для ответов на такие вопросы и существует наука экономика. Наука о повседневной жизни каждого человека и всех вместе, которая именно поэтому не может быть скучной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Дефицит автодромов

Дефицит автодромов Очень нужны фирмы по строительству, содержанию и обслуживанию простейших автодромов для обучения и повышения квалификации водителей – таких почти нет. Оборудовать и содержать простейший грунтовой автодром может индивидуальный предприниматель. В

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

4. Бюджетный дефицит

4. Бюджетный дефицит Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные

25. Бюджетный дефицит

25. Бюджетный дефицит Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные

11. Дефицит и профицит бюджета

11. Дефицит и профицит бюджета Бюджетный дефицит – это финансовое явление, когда расходы бюджета превышают его доходы, которое не обязательно относится к разряду чрезвычайных явлений.Когда бюджет на очередной финансовый год принимается с дефицитом соответствующим

52. Бюджетный дефицит

52. Бюджетный дефицит В соответствии с Бюджетным кодексом в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.В случае принятия бюджета на очередной

СОЦИАЛИЗМ И ДЕФИЦИТ

СОЦИАЛИЗМ И ДЕФИЦИТ Реформирование советской модели социализма не должно было привести к откачу от социализма вообще. В том, что так произошло, большую роль сыграли два обстоятельства.Первое из них — представление о неправедности Советской власти и власти КПСС,

15. Дефицит и профицит бюджета

15. Дефицит и профицит бюджета Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.Если бюджет на очередной финансовый год предполагает превышение расходов над его доходами, нормативный

Третий ингредиент: дефицит

Третий ингредиент: дефицит Любой человек не откажется пообедать в ресторане, в котором столик нужно заказывать за несколько месяцев вперед, все хотят стать членами клуба, в который трудно попасть, все хотят купить самый последний модный гаджет и даже готовы стоять за ним

33. Д: Дефицит информации

33. Д: Дефицит информации В основе этой ошибки лежит страх, что если вы раскроете информацию о ваших ЛУЧШИХ идеях, стратегиях, инструментах, тактиках и «секретном ингредиенте» (да, о тех идеях, которые используются в ваших продуктах и за которые клиенты платят вам БОЛЬШИЕ

Переступить через дефицит

Переступить через дефицит Один из наиболее распространенных случаев проявления устаревшего мышления напрямую связан с экономическими представлениями об устройстве мира. Мы уже не раз говорили о воздействии на технологический прогресс трех цифровых ускорителей и о

Прием «дефицит»

Прием «дефицит» Если вы вспомните ваше первое увлечение симпатичной маленькой девочкой или мальчиком в начальной школе, то сразу поймете, как работает этот прием. Всем известно, что люди больше всего хотят иметь то, что не так легко получить. Если бы алмазы встречались

Война, дефицит и дефицит

Война, дефицит и дефицит Считалось, что Первая мировая война продлится всего несколько месяцев; когда она закончилась, Франция и Британия были по уши в долгах; к ужасам войны, страданиям и разрушениям добавлялись финансовые издержки – эти страны потратили по крайней

Источник

Профицит

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Явление, противоположное дефициту, получило название профицит. Так называют избыток чего-либо, например, в макроэкономике речь может идти о профиците бюджета, торгового или платёжного балансов, товаров. В свою очередь, микроэкономика определяет таким термином переизбыток ресурсов или производственных факторов. Если говорить о бюджетных средствах, то в этом случае речь идёт о превышении доходной части бюджетного плана над расходной (встречается достаточно редко). Может искусственно создаваться в тех случаях, когда дефицит бюджета наблюдается на протяжении нескольких лет подряд.

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

Профицит расходы

Когда речь идёт о таком явлении, как профицит, расходы составляют меньшую статью, по сравнению с доходами, то есть, доходная часть здесь преобладает. При этом формируется так называемое положительное сальдо. Профицитный бюджет может быть первичным (рассчитанным без учёта обслуживания долговых обязательств, то есть, государственного долга), а также вторичным – в этом случае учитываются все расходы на выплаты по внешним и внутренним государственным займам. Самым наглядным показателем уровня государственного бюджетопрофицита с преобладанием доходов над расходами можно назвать его отношение к внутреннему валовому продукту.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода – явление, которое может возникать в следующих случаях:

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.

Источник

Экономист Миркин раскрыл парадоксы проекта федерального бюджета на 2022 год

«Российский бюджет — это целое приключение»

Проект федерального бюджета на 2022 год, а также на плановый период до 2024 года принят Госдумой в третьем, окончательном, чтении. Несмотря на разгул пандемии, аномально высокую инфляцию, продолжающееся падение реальных доходов, главный финансовый документ страны как бы не замечает всех этих неприятностей и имеет вполне благостный и отвлеченный вид. Им, например, не предусмотрена ускоренная — выше инфляции — индексация пенсий, важный социальный шаг, который мог бы поддержать в текущих условиях 40 млн пожилых россиян. О тайных и явных парадоксах бюджета мы поговорили с доктором экономических наук, зав. отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яковом Миркиным.

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

— Одна из главных социальных интриг бюджета: что будет с индексацией пенсий? Почему там заложена цифра в 5,9%, хотя инфляция этого года явно будет выше 8%, а пенсии положено индексировать по инфляции?

— Все очень просто. Минфин составил новый бюджет исходя из того, что инфляция в 2022 году будет в районе 4%, что соответствует целевому ориентиру Центробанка. Сегодня эта цифра видится нереалистичной. Индексация в 5,9% призвана перекрыть эти 4% и немного компенсировать убытки по пенсиям текущего года, связанные со «сверхплановым» ростом цен. Авторы бюджета-2021 полагали, что цены поднимутся лишь на 3,7%, а они превысили эту планку вдвое. Как тут быть? Можно свечку поставить, чтобы государство заморозило регулируемые им цены и тарифы. Или же резко усилило антимонопольный контроль за ценами. У нас инфляция преимущественно немонетарная. Ее источник не быстро растущие денежные доходы населения (этого нет и в помине), а девальвация рубля и цены, находящиеся под контролем государства или олигополий. И будет чудо, если в 2022 году россияне не станут беднее, а цены на товары и услуги успокоятся так же внезапно, как взбунтовались.

— Можно ли назвать госбюджет на ближайшую трехлетку социально ориентированным, учитывая, что самая большая статья расходов отведена на социальную политику?

— Его стоит назвать обычным. Доля социальной политики (это отдельная строка) в расходах федерального бюджета 2019 года — 26,8%, 2020 года — 30,6% (пандемия), 2021 года — 26,5%. Отдельными строками идут здравоохранение, культура, образование, спорт, ЖКХ, СМИ. Очень большую часть социальных расходов берут на себя бюджеты регионов. А есть еще расходы из Пенсионного фонда, Фонда соцстраха, Фонда обязательного медицинского страхования. Все это — «бюджетная система РФ». Планируется, что в 2022 году через нее пройдет 35,3% валового внутреннего продукта страны, из них с социальной сферой будут прямо, «по названию», связаны 21,9% ВВП, или более 60% расходов бюджета.

Здесь нет никакого благодеяния, это деньги из нашего общего кармана, обычный кусок общественного пирога, закладываемый в бюджет годами по одним и тем же схемам. И его размер больше зависит от того, как сработает экономика в целом и какую стоимость ей удастся создать. Хочется, конечно, чтобы этот кусок был гораздо больше, сравнения с развитыми странами пока не в нашу пользу, и размер социальных расходов — предмет постоянного торга между гражданами и государством. Когда объявляются новые выплаты или повышается размер старых — это не награда, не акт милосердия со стороны властей.

— Видите ли вы какие-то минусы и риски в том, что бюджет профицитный? Пойдет ли этот фактор на пользу экономике и всем россиянам?

— Профицит бюджета — это превышение его доходов над расходами. Считается, что это признак здоровья государственных финансов. Все так же, как и в семье, — живешь по доходам. Однако семьи могут жить и по-другому — брать кредиты, покупать квартиры, автомобили в долг, и делать это с умом, просчитывая свои доходы в будущем и не нарушая основной принцип: жить по средствам. С государством та же история. Многие страны привыкли существовать с дефицитными бюджетами, привлекая деньги в долг. За счет займов можно делать крупные инвестиции в инфраструктуру, в развитие. Не проедая их. Государственный долг до 70–80% ВВП считается более-менее безопасным.

Что лучше дефицит или профицит. Смотреть фото Что лучше дефицит или профицит. Смотреть картинку Что лучше дефицит или профицит. Картинка про Что лучше дефицит или профицит. Фото Что лучше дефицит или профицит

Фото: Наталья Мущинкина

У нас другая модель бюджета. Минимум государственного долга (в районе 20% ВВП). Часть доходов бюджета, то есть наших налогов, не используется, «откачивается» в резервы — в Фонд национального благосостояния. Ожидается, что в 2023 году его объем превысит 13% ВВП (сейчас чуть больше 10% ВВП). Это «деньги под подушкой», подавляющая часть которых вложена в валюты других государств, выведена за пределы России. Мы — аналог сверхконсервативной семьи, откладывающей любую копейку на черный день, даже когда дом ломится от денег. Мы могли бы держать меньшие резервы в ФНБ (скажем, до 4–5% ВВП), иметь долг до 30–40% ВВП, но зато больше инвестировать в экономику, в инфраструктуру, в дороги, ЖКХ, школы, больницы, больше платить пенсий и пособий. И в конечном счете быстрее расти, становиться все более крупной экономической, финансовой и социальной машиной. Так что профицит бюджета не всегда благо. Можно годами экономить и откладывать, оставаясь при этом слабым и бедным, а деньги потом все равно отберет жизнь, не мытьем, так катаньем.

— Дает ли бюджет ответ на вопрос: как мы будем жить с экономической точки зрения в следующем году? Ждать ли нам роста доходов, повышения зарплат и социальных пособий или у нас впереди стагнация и спад?

Кроме того, надо учитывать, что отечественная экономика не настроена на рост, модернизацию и быстрое повышение качества жизни. Она перегружена резервами, административным и налоговым бременем, вертикалями и олигополиями, она избыточно огосударствлена, да еще и находится в жестком прокрустовом ложе санкций. Это — пространство «умеренной бедности», и нужно менять ее модель, как это сделали 15–20 стран после Второй мировой войны. Пока же нас обогнала даже Малайзия по продолжительности жизни и по ВВП на душу населения.

— Можно ли, исходя из параметров бюджета, сделать вывод о приоритетах правительства: какие отрасли получат больше средств, какие меньше?

— В целом, по ключевым статьям изменений мало, причем в основном они ограничиваются долями процента. Сравним параметры в допандемическом 2019 году и те, что заложены бюджетной политикой на 2024 год. На весь блок «Общегосударственные вопросы» плюс «Национальная оборона» плюс «Нацбезопасность и правоохрана» тратилось в 2019-м 6,8% ВВП. На 2024 год предусмотрено 6,6% ВВП. Или, скажем, «Национальная экономика»: в 2019 году — 4,7% ВВП, а в 2024-м — 4,5%. Мы все очень ждем роста расходов на здравоохранение, которые в позапрошлом году составили 3,5% ВВП, а в 2020-м уже 4,6%. Причина понятна — пандемия. А вот дальше бюджетной политикой предусмотрено их снижение: в текущем году 4,1% ВВП, в 2022-м 3,9%, в 2023-м 3,8%, в 2024-м 3,7%. А так — есть официально заявленные приоритеты: малый и средний бизнес, инвестиции в нефтедобычу и нефтепереработку, отдельные территории (пример Арктическая зона). Будет именно так или по-другому — зависит от ситуации. Мы живем в изменчивом мире.

— Людей традиционно волнует ситуация с курсом рубля и инфляцией. Что нам в этом отношении обещает бюджет на ближайшую трехлетку и насколько его прогнозы реалистичны?

— По бюджету все будет замечательно, а вот реальность может преподнести сюрпризы. Минфин прогнозирует ежегодную инфляцию в 4% с 2022-го по 2024-й. Валютный курс в 2022 году — 72,1 рубля за доллар США, в 2023-м — 72,7 рубля, в 2024-м — 73,6 рубля за «американца». Никогда в прошлом такой стабильности не было, и нет никаких оснований надеяться на перелом. Слишком уж много изменчивых факторов, от которых зависит курс рубля: темпы инфляции в нашей стране, мировые цены на нефть и другое сырье (цены товарных деривативов на биржах Чикаго, Нью-Йорка, Лондона), курс доллара к евро, потоки горячих денег спекулятивных инвесторов, прежде всего нерезидентов, имеющие огромное значение на российских финансовых рынках.

Но главный тренд показан правильно — ослабление национальной валюты. Пока, как бы временами ни стабилизировался и даже ни укреплялся рубль, за этим следуют его крупные «взрывные девальвации». Так было в 1994, 1998, 2008 2014, 2018, 2020 годах. Мы приучили себя к их неизбежности. И даже если они не произойдут в ближайшие три года, то с высокой долей вероятности наступят чуть позже. У нас проинфляционная экономика. При любых финансовых шоках и просадках инфляция вырывается наружу. Когда мировые цены на нефть и другое сырье, экспортируемое из России, растут, нам рассказывают, как дорого все стало за рубежом и поэтому наши внутренние цены тоже должны расти. Когда мировые цены на энергоресурсы, наоборот, падают — за ними девальвируется рубль к доллару. И внутренние цены опять неизбежно растут. Куда ни кинь, всюду клин.

— Есть ли шанс сломать эту тенденцию, каким образом?

— Периодические вспышки инфляции неизбежны, пока мы не изменим модель нашей экономики и она не станет принципиально другой. Не сырьевой, а универсальной, прошедшей технологическую модернизацию. С долей малого и среднего бизнеса не в 21–22% ВВП, как сейчас, а в 50–55% ВВП, как в Германии и других развитых странах. Инфляция в 4% в ближайшие три года была бы счастьем. Но в следующем году она точно будет выше. Сожмется ли в 2023–2024 годах? Увидим. Все зависит от того, скажет ли себе государство: «я замораживаю цены».

— Какие вы видите риски бюджета и ожидаете ли каких-то «черных лебедей», способных «заклевать» его параметры?

— Риски обычные: меньше доходов, больше вынужденных расходов, дефицит. Но никакого дефолта, никакого повторения 1998 года. Сегодня это невозможно: долгов мало, резервы очень высоки. Причины рисков тоже известны — вспышка пандемии, падение цен на нефть и другие энергоносители, внешние финансовые шоки и прочие «черные лебеди». Как показывает международная статистика, частота бедствий и катастроф (климатические, технологические, эпидемиологические, геологические) повышается с 1970-х — 1980-х. Финансовые шоки из-за рубежа? Сколько угодно. Мы давно боимся кризиса на рынке акций США, но доллар и американский госдолг не рухнут. Ждать такого «конца света» не стоит. Но есть еще с десяток стран с очень высоким государственным долгом, есть Китай с его горой корпоративных долгов. Есть Турция со своими вечными монетарными неурядицами, есть Латинская Америка — минное поле финансов. В общем, рискам есть где разгуляться. Российский специфический риск — цены на нефть и газ. Соглашения ОПЕК+, в которых мы участвуем, должны удержать нефтяные котировки на высоком уровне. Но эти соглашения определяют не все. Конечно, на длинной дорожке цены на сырье не казино, там есть свои законы и циклы, но на короткой — можно только молиться: пусть будут высокими и не поставят на колени нашу экономику и нас вместе с ней.

Российская экономика, бюджет и все наши доходы — одно большое приключение. Будем жить в этих реалиях, осознавать их, внимательно следить за происходящим и пытаться принимать свои личные решения, чтобы удержаться на плаву. Нужно стремиться к максимальной независимости в доходах. Мы привыкли к нестабильности, и финансовая жизнь пока не обещает нам покой и сладкие куски бюджетного пирога. Что ж, примем это как данность. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ОРИЕНТИРЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2022 ГОД

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *