Что лучше гуманитарий или математический
Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?
Родитель замечает, что ребенок любит читать, горячо обсуждает проблемы общества, пишет стихи, легко запоминает иностранные слова и исторические даты. Что поделать, точные науки — «явно не его»… Или нет?
Два «лагеря»: технари vs. гуманитарии
Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
– «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»
Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?
«Откуда дровишки?»
Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.
Бытовое | Научное |
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». | Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства. |
Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:
Кто выглядит более наивным?
Кто выглядит умнее?
У кого лучше получается найти подход к ребенку?
Источник иллюстраций: AdMe.ru
Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!
Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:
Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.
Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂
ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.
Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.
А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?
Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:
Как стереотипы влияют на наших детей
Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.
Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.
Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».
Успевать по школьной математике могут все
Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.
Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.
Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.
Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.
На стыке дисциплин
Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».
Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.
Так к чему готовить ребенка?
Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.
Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:
При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Ты гуманитарий или математик?
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Я в седьмом классе, и пойду на гуманитарий 🙂
Я в седьмом классе, и пойду на гуманитарий 🙂
В конце 4 класса мне приходилось решать куда я хочу и я захотела в математический, но из за четвёрка по математике меня не приняли поэтому я в гуманитарном классе
В конце 4 класса мне приходилось решать куда я хочу и я захотела в математический, но из за четвёрка по математике меня не приняли поэтому я в гуманитарном классе
Блин я актив подняла 🙂
Блин я актив подняла 🙂
У нас не разделяют классы по гуманитарным и математическим, только в 10-11 классах, но сама я гуманитарий.
У нас не разделяют классы по гуманитарным и математическим, только в 10-11 классах, но сама я гуманитарий.
У нас классы разделяют в 10 классе, и я решила, что пойду в хим-био.
А так я больше математик, чем гуманитарий.
У нас классы разделяют в 10 классе, и я решила, что пойду в хим-био.
А так я больше математик, чем гуманитарий.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Понятия не имею, будут ли разделять нас с 10-го класса, но я и не пойду в него.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
Понятия не имею, будут ли разделять нас с 10-го класса, но я и не пойду в него.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
у нас будут разделять в 10-ом классе, но неизвестно одно: пойду ли я после девятого в колледж/техникум/училище?
ибо сейчас я не могу определиться с выбором профессии.
а так хочу в гуманитарный класс ибо математика мне не под силу.
у нас будут разделять в 10-ом классе, но неизвестно одно: пойду ли я после девятого в колледж/техникум/училище?
ибо сейчас я не могу определиться с выбором профессии.
а так хочу в гуманитарный класс ибо математика мне не под силу.
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
Вся моя жизнь оказалась ложью.
@ghhjkj значит ты математик. Химия и биология это точные науки, но точно не гуманитарные.
Биология гуманитарная наука, а химия технарская
Их обычно к естественным относят
Вся моя жизнь оказалась ложью.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас вообще такого разделения нет
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас вообще такого разделения нет
я гуманитарий, хоть и учусь в математическом классе, абсолютно не шаря за математику. определили туда благодаря «хорошим результатам по двум предметам», а мне и все равно. как-то вытянусь, надеюсь.
я гуманитарий, хоть и учусь в математическом классе, абсолютно не шаря за математику. определили туда благодаря «хорошим результатам по двум предметам», а мне и все равно. как-то вытянусь, надеюсь.
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас не разделяют классы, но больше я склоняюсь к гуманитарному
Многие, кто уже в 6-8 классах, думают в какой класс идти: гуманитарныц или математический. Пищи, в какой ты пойдёшь.
У нас не разделяют классы, но больше я склоняюсь к гуманитарному
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
Я учусь в убогой обрыганской школе, в которой в гробу видели разделение на профили, поэтому ничего такого нет.
«Я понял, чем гуманитарии отличаются от математиков» Как научить решать задачи тех, кто путает «х» и «у»
Фото: Matt Cardy / Getty Images
Математик Алексей Савватеев задался благой целью: научить математике гуманитариев. Вопреки ожиданиям, у него это получилось так хорошо, что количество его учеников стало исчисляться десятками тысяч. Так вышло, что теперь его лекции записаны на бумаге и выпущены в виде книги. Она так и называется «Математика для гуманитариев. Живые лекции». Считается, что для понимания данной книги не требуется никакое начальное знание, однако человек, освоивший ее целиком, сможет в дальнейшем читать более специальную литературу. Книга вышла в финал премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». «Лента.ру» публикует фрагмент книги с разрешения издательства «Университет Дмитрия Пожарского».
История написания этой книги такова. Долгие годы я ездил по всей стране с лекциями «Математика для экономистов» в разных ее вариантах (теория игр, микроэкономика или теория принятия решений — все эти, на первый взгляд, разные по содержанию дисциплины очень быстро превращались в простой математический ликбез для преподавателей экономики).
Постепенно я понял, чем отличается гуманитарное мышление от мышления представителей точных наук — понял на таком уровне, когда «понимание» переходит в качество преподавания.
Я стал преподавать математику (под видом всех этих «псевдоэкономик») неспециалистам таким образом, чтобы как можно скорее зацепить их за живое и заставить напряженно думать над сложными вещами. Пришлось придумать (или накопать в разных учебниках) целый ряд якобы жизненных ситуаций, которые при формализации давали нетривиальное игровое взаимодействие; при поиске же равновесия в соответствующей игре слушатели уже были готовы решать уравнения, изучать построения и графики, зачастую вспоминать производные и интегралы и т.п. Чувство, что все это проходили когда-то в университете только ради муштры и зазубривания, постепенно уходило.
Потом я понял, что ограничение только околоэкономическими сюжетами (и аудитория преподавателей экономических дисциплин) мне начинает, так сказать, жать. Душа просила большего — а именно: бесед с широким кругом нематематиков, и прежде всего гуманитариев (технарей я всегда сторонился — они всюду ищут конкретику и прикладное значение).
И вот я сказал Михаилу Викторовичу Поваляеву, ктитору Университета Дмитрия Пожарского и одновременно директору Филипповской школы в Москве, что хочу где-нибудь испробовать свои идеи относительно преподавания математики гуманитариям. Он предложил вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского.
Уже на первый запуск записалось около пары сотен слушателей, из которых 30-40 регулярно ходили на занятия. Иногда приходилось перемещаться в актовый зал — все слушатели просто не помещались в обычных классных комнатах Филипповской школы.
Но и это еще не все. Уж не знаю, что тут сказалось — вековой голод гуманитариев по человеческому преподаванию «великой и ужасной» царицы всех наук, сарафанное радио или моя фанатичная манера чтения лекций, но через пару лет записанные и выложенные в интернет видеозаписи посетили несколько десятков тысяч человек.
Мне реально казалось, что я ухватил гуманитарного бога за бороду. Разумеется, тут не могло обойтись без какой-то особенной удачи, «звезд особого схождения».
И вот спустя год мне звонит Катя Богданович, учитель математики в Филипповской школе, и говорит: «Леша, я все перенесла на бумагу». Я опешил — это же какая работа: вырезать все мои слова-паразиты, перенести мою рваную речь с видеозаписи на текст!
Несомненно, без этих 70 часов работы (как мне призналась Екатерина) книга бы никогда не смогла увидеть свет — у меня ни в каком обозримом будущем не появилось бы столько свободного времени. Бегло проглядев рукопись и снова посоветовавшись с Михаилом Викторовичем Поваляевым, я понял: нужно пропустить книгу сквозь взгляд истинного гуманитария, раз уж она предназначена именно для этой аудитории. И я попросил известного историка Сергея Владимировича Волкова прочитать рукопись и пометить все места, в которых мне что-то казалось очевидным, но таковым не было, или где используются термины, которые могут гуманитария сбить с толку («трансцендентность» и «иррациональность», например, как оказалось, в жизни тоже имеют какие-то значения, о чем я сам до общения с Сергеем Владимировичем и не подозревал!).
После этого я передал рукопись своему папе, Владимиру Васильевичу Савватееву, тоже математику по образованию и преподавателю многих математических дисциплин. Текст был им доработан с включением так называемых «врезок» (мой папа их так назвал) и иногда отдельных абзацев, выделенных курсивом. Папа обработал замечания Сергея Владимировича, а также нашел и исправил множество неточностей и ошибок. Кроме того, огромную работу проделал верстальщик Евгений Иванов. Отдельные несуразности выловил мой ученик Саша Новиков, который прочел рукопись на одной из последних стадий готовности, а также мой друг и коллега, ведущий специалист по комбинаторной геометрии в нашей стране Андрей Михайлович Райгородский. Наконец, целиком от начала и до конца одну из финальных версий книги прочла Дарья Орешенкова, секретарь Университета Дмитрия Пожарского, и выловила несколько дополнительных спорных мест.
Всем, кто мне помогал в процессе работы над книгой на разных стадиях, я хочу здесь выразить свою глубочайшую признательность и благодарность: ваши поддержка и помощь были бесценны, книга без вас бы не вышла никогда!
Наконец, самое большое спасибо хочу сказать моей жене Марине за крайне внимательное неоднократное вычитывание всей книги, а также за моральную поддержку в течение всего этого времени!
В итоге, несмотря на окончательное наше решение оставить в качестве автора одного меня, фактически книга является совместной работой многих людей. Разумеется, все оставшиеся ошибки и недочеты при этом я целиком и полностью беру на себя.
Надеюсь, что всем, кто эту книгу прочтет и проработает, математика уже никогда не будет казаться чем-то скучным, нудным или отвлеченным! Приятного вам чтения, друзья!
Фото: Wolfgang Rattay / Reuters
Алексей Савватеев: Здравствуйте!
А.С.: Для начала я расскажу кое-что о себе. В 1990 году я закончил 57-ю школу Москвы. Может быть, кто-то из вас ее знает. Тогда это была математическая школа. Но в 1989 году по инициативе нашей учительницы литературы Зои Александровны Блюминой было принято решение набрать гуманитарный класс, чтобы уравновесить огромный перекос учащихся в мужскую сторону в нашей школе. Я был в одиннадцатом классе, а набрали девятый.
Зачем я об этом говорю? У меня в гуманитарном классе была подруга, которой я объяснял математику. Однажды надо было решить уравнение типа sin x=1/2. Я объяснял, объяснял, объяснял, а потом перешел непосредственно к решению уравнения sin y=1/2. Она говорит: «Стой. Там же был sin x».
Я начинаю объяснять: «Это закрытый терм, замкнутая переменная, она уничтожится». Ничего не понимает, в глазах ужас. Я продолжаю: «Мы должны решить уравнение относительно «у», да?»
— Нужно же было относительно «х» решать, ну зачем ты «у» написал?
У меня случился затык, не могу объяснить — и все. И тогда я понял, что из меня получается очень плохой учитель. Я привык говорить со школьниками, которые приходили на маткружок. А они не задавали таких вопросов.
Спустя годы я закончил мехмат МГУ и Российскую экономическую школу (РЭШ), после чего ездил по регионам России, вел курсы повышения квалификации для преподавателей экономики. В Москве считалось, что экономика — наука совершенно математизированная и точная. По крайней мере, и в РЭШ, и в Высшей школе экономики до сих пор всячески насаждается, что математика — это главное в экономике. В регионах мы столкнулись, однако, с преподавателями, которым было трудно перешагнуть через вещи, для математиков очевидные. Но через пять дней курса многие слушатели оказывались очень способными к математике. Просто в некотором месте у них стоял заслон. Его полезно преодолеть всем, ибо это — часть интеллектуальной культуры. Даже если вы никогда не занимались математикой, некоторые вещи знать надо. Так же, как я должен знать что-то из истории или химии.
Онлайн тест «Ты гуманитарий или математик?» (22 вопроса)
Каждый из нас уникален и индивидуален, одни склонны к поэзии или художественному искусству, другие к точным наукам, а третьи вообще любят спорт. Такие особенности личности уже давно раскрыли ученые, все зависит от работы нашего мозга. Те, у кого активно работает левое полушарие мозга – склонны к математике, физике, химии и прочим. Те, у кого развито правое полушарие, отдают предпочтение гуманитарным наукам и творчеству. Ты когда ни будь задумывалась, к какому лагерю относишься?
Тебе поможет ответить на этот вопрос наш бесплатный онлайн-тест Кто ты гуманитарий или математик, для прохождения которого не потребуется дополнительная регистрация или отправка смс-сообщений. Отвечай на вопросы и получай результат, который тебя удивит.
Толкование теста «Кто ты гуманитарий или математик»
Гуманитарий – это человек, который расположен к литературе, языкам, каллиграфии, философии и другим творческим направлениям.
Математик – такой склад ума позволяет человеку быть отличным стратегом. Люди такого склада ума редко верят в приметы, волшебство или магию, в общем во все, что не имеет научного доказательства.
В редких случаях существует совмещенный склад ума, в котором плотно пересекаются гуманитарий и математик. Таким людям одинаково легко заниматься творчеством и точными науками.
Эзотерик, таролог, астролог (консультант проекта)