Что лучше колледж или школа после 9 класса

Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Мои доходы во время учебы

Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Источник

Школа или колледж: плюсы и минусы

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

9 класс – это первый ключевой рубеж в жизни школьника. Именно тут ему придется выбрать, оставаться в школе и учиться до 11 класса или уходить в «свободное плаванье» (колледж, техникум или СПО).

На нашем телеграм-канале написано многое о колледжах и вузах. А в этой группе рассказывают о разных плюшках и акциях.

В нашей статье мы предлагаем изучить все плюсы и минусы обучения в школе и колледже после 9 класса, чтобы принять взвешенное решение, о котором не придётся жалеть.

Плюсы поступления в колледж после 9 класса

Преимущества колледжа по количеству существенно превышают недостатки.

Быстрее начнёшь работать

И зарабатывать свои собственные деньги. Потому что в момент, когда твои бывшие одноклассники окончат школу в 11 классе, у тебя уже будет (или почти будет) готовая специальность, с которой можно идти и работать. Хотя некоторые все же не спешат становиться на свои лыжи и относят это скорее к минусам учебы в колледже.

Станешь более самостоятельным

Можно уехать в другой город и стать более независимым от родителей, поступив в иногородний колледж.

Это смелое решение, которое ведет к зрелости. Студенты колледжа быстрее начинают планировать бюджет и своё время и не забывают экономить деньги.

Быстрее поймешь, по душе ли выбранное дело

Только подумай, как будет обидно, если ты отучишься 5 лет в университете, проработаешь несколько лет, по специальности (или нет) а потом поймёшь, что это не твоё.

То ли дело понять, правильный ли выбор ты сделал тогда, когда другие еще только выпускаются из школы!

Больше шансов получить место в общежитии

Желающих пойти в колледж не так много, поэтому часто в общежитиях есть место для всех, кто об этом просит.

В вузах место в общаге получает не больше 70% «счастливчиков». И это один из самых весомых плюсов обучения в колледже.

Но чтобы стать обитателем общежития, нужно приехать из другого города.

Заведёшь друзей

Поступая в колледж, у тебя появится гораздо больше шансов завести новых друзей на основании минимум одного общего интереса – выбранной профессии.

Поблажки при поступлении в вуз

Возможность учиться по сокращенной программе, зачисление без вступительных экзаменов, лояльное отношение преподавателей – вот лишь некоторые из преимуществ поступления в колледж, а потом и в вуз.

Более того, выпускники СПО и техникумов (и это еще один плюс к поступлению после 9 класса) морально более зрелые: они готовы вынести ту невероятную нагрузку, которая сваливается на головы абитуриентов (тяжелый график, долгие пары, первые сессии, психологическое напряжение).

Практика и трудоустройство

Большинство колледжей предоставляют студентам обязательную практику (реальную, а не фиктивную). А по окончании учебного заведения готовы трудоустроить выпускников. И это огромный плюс учебы в колледже, так как учащиеся уже могут набираться опыта и применять в жизни полученные знания и умения.

Сотрудничество с вузами

Есть колледжи, которые тесно работают в связке с высшими учебными заведениями. Что это значит для студента — после окончания колледжа он может продолжить обучение по выбранной специальности в вузе. Причем ему не придется поступать на общих основаниях (как все абитуриенты – на первый курс), а сразу на 3-4 курс.

Дело в том, что на первых двух курсах студенты изучают общеобразовательные предметы. И они по большей части совпадают в университете и техникуме/колледже.

Минусы поступления в колледж после 9 класса

Минусы колледжа после 9 класса тоже есть, поэтому рекомендуем всё тщательно обдумать.

Бешеная нагрузка

И после 11 класса не все выпускники способны вынести сумасшедший темп обучения в вузе. А тут придётся научиться справляться с ней после 9 класса.

К чему нужно быть готовым? В колледже придётся пройти школьную программу за 10-11 классы в течение одного года, потому что потом подключается изучение профильных дисциплин.

Вдобавок появляются новые формы обучения, с которыми ты раньше не сталкивался: лекции, семинары, сессия и т.д. И это весомый недостаток колледжа.

Сессия

Собственно, это самое страшное, чего боятся все студенты. И она будет проходить дважды в год. Более того, кроме непосредственных экзаменов придется пройти тестирование на знание курса средней школы, а по окончании – госэкзамены по специальности.

Сложная адаптация

И дело не только в новом коллективе и незнакомом здании. Дело в преподавателях и совсем ином отношении: тут к тебе относятся как к взрослому. А если не справляешься, легко могут отчислить.

Строгая дисциплина

Еще не пробовал жить по графику? Будь уверен — здесь придётся, особенно если живешь в общежитии:

Нежелание идти в вуз

Бывает, что после обучения в колледже у студента пропадает мотивация учиться дальше. И поступление в вуз уже не кажется хорошей идеей.

Нет отсрочки от армии в вузе

Отсрочку от армии государство предоставляет только раз. Если школьник поступил в вуз после 11 класса, он может спокойно доучиться. Если же пошёл после колледжа, то скорее всего он уже воспользовался отсрочкой. И теперь придётся пройти срочную службу.

Плохая репутация колледжей

Выпускникам колледжа придётся столкнуться со стереотипом, что в техникум (именно так раньше называли колледжи) идут не самые способные люди.

Сложно объяснить, что в мире всё изменилось, и сегодня налицо острая нехватка специалистов ручного труда.

Дополнительные расходы

Учиться в колледже бесплатно можно не везде. Есть учреждения образования, которые предоставляют свои услуги только на коммерческой основе.

Поступать на платное придётся и тем, кто не добрал баллов на бюджет.

Когда стоит продолжать обучение в 10 и 11 классе?

При выборе места обучения стоит хорошенько прислушаться к себе и своим желаниям. И вот показатели того, что стоит продолжить обучение в школе:

Впрочем, есть еще один вариант: поступить в колледж после 11 класса. Плюсы и минусы мы уже описывали в другом материале.

Каким будет твой выбор зависит от целей и способностей. Но в любом случае бояться не стоит. Главное – правильно выбрать профессию, а уже где ты будешь учиться, не играет столь важную роль. Особенно, когда рядом такой надежный сервис студенческой помощи.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи

Разбираемся, что это — обходной манёвр, вынужденное решение или сознательно построенная образовательная траектория.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Koolshooters / Pexels / Artmodern / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media

Ежегодные опросы, результаты приёмных кампаний и научные исследования говорят об одном: за последнее десятилетие выпускники российских школ стали чаще поступать в колледжи. За этим трендом — сложное переплетение причин.

Из этой статьи вы узнаете:

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Статистика доказывает: спрос на СПО растёт

В недавнем исследовании учёные из Института образования Высшей школы экономики Вера Мальцева и Алексей Шабалин пересчитали абитуриентов и выпускников в вузах и в системе СПО за 2005–2020 годы. Данные они взяли из ежегодных федеральных статистических наблюдений и демографической статистики Росстата. Вывод — потоки поступающих перетекли от вузов к СПО уже в середине 2010-х годов.

Но популярность приобрели не все программы СПО, а только те, на которых готовят специалистов среднего звена. Спрос на программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих, наоборот, медленно, но непрерывно снижается.

Эти два вида программ отличаются по продолжительности, требованиям к абитуриентам и по итоговой квалификации. Например, после 11 класса можно всего за десять месяцев выучиться на младшую медицинскую сестру по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На программе подготовки специалистов среднего звена «Сестринское дело» нужно будет учиться не меньше двух лет и десяти месяцев.

Чтобы определить охват молодёжи разными программами профессионального образования, исследователи вычислили долю людей соответствующего возраста, которые обучались в колледжах или вузах или уже имели диплом. Для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) типичный возраст обучения — 15–17 лет, для подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) —
15–19, для бакалавриата и специалитета — 17–25 лет. По диаграмме ниже видно, что за 15 лет СПО расширило охват, а доля молодёжи с высшим образованием немного снизилась.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Это подтверждают и результаты ежегодных приёмных кампаний. В 2020 году на программы подготовки специалистов среднего звена впервые поступило больше людей, чем на бакалавриат и специалитет: 900 тысяч против 873. На программы подготовки рабочих и служащих было принято 214 тысяч человек.

С 2005 года доля тех, кто выбирает среднее профессиональное образование, выросла среди выпускников и 9-х, и 11-х классов. Как видно на графике ниже, для
9-х классов доля поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) увеличилась за десятилетие с 25,5 до 38%.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Большинство (67,1% в 2020 году) выпускников 11-х классов по-прежнему идут в вузы. Но и среди них процент поступающих на СПО в последнее время вырос — от 12,7% в 2012-м до 20,6% в 2020-м.

Как популярность СПО объясняют исследования

Что влияет на рост приёма на программы СПО? Недостатка в гипотезах нет. Вот лишь несколько распространённых версий.

Версия 1: школа «выталкивает» неуспешных учеников

Введение обязательного единого государственного экзамена вынудило школы ужесточить отбор в старшие классы, считают сторонники этой гипотезы. Школам не нужны проблемы со сдачей ЕГЭ, поэтому они стремятся выпустить после
9-х классов всех учеников с относительно слабыми результатами. Отсев происходит и через прямой отбор, и за счёт нежелания самих школьников и их родителей тратиться на подготовку к ЕГЭ и переживать связанный с ним стресс.

Многие исследователи признают действие таких «выталкивающих» факторов. По данным экспертов из Института образования ВШЭ, с 2000-го по 2015 год доля выпускников 9-го класса, которые продолжают обучение в средней школе, снизилась почти на 12 процентных пунктов. Это подтверждает, что переход в старшие классы стал сложнее.

Но только этим популярность СПО не объясняется. Ведь, как отмечают Мальцева и Шабалин, есть выпускники 11-х классов, которые тоже поступают в колледжи, хотя они уже сдали ЕГЭ и могли бы претендовать на поступление в вуз. Получается, университетская траектория им неинтересна (или недоступна) по не связанным со школой причинам.

Версия 2: с дипломом СПО проще поступить в вуз

Поступление в колледж иногда описывают как обходной манёвр на пути в университет. Логика такая: ЕГЭ сдать сложно, конкуренция за бюджетные места на популярных программах в вузах огромная, велик риск не набрать нужных баллов и остаться в конце приёмной кампании у разбитого корыта. Поступление на программу СПО после 9-го класса снижает эти риски.

И действительно, абитуриенты с дипломом СПО сдают не ЕГЭ, а внутренние вступительные экзамены в вузе, эти испытания считаются более простыми. Даже если не получится пройти на бюджет — что ж, профессия уже есть, можно идти работать.

Некоторые данные подтверждают значимость в масштабе всей страны этой обходной траектории. Например, по данным Мониторинга экономики образования 2015 года 60% учащихся по программам подготовки специалистов среднего звена планировали после выпуска поступать в вузы. Причём подавляющее большинство из них намеревались параллельно работать.

Похоже, далеко не всем желающим удаётся воплотить эти планы в жизнь. Так, по словам заместителя министра просвещения Дмитрия Глушко, в 2020 году в вузы поступили только 12% ребят, которые окончили колледж в этом же году. Мальцева и Шабалин на основе данных федеральных статистических наблюдений оценивают эту долю выше (см. график ниже). Но они тоже не считают, что для основной массы студентов СПО поступление туда — только хитрый способ пройти в вуз. Такую «транзитную траекторию», предполагают исследователи, выбирают в основном выпускники особых колледжей при вузах, где отлажен приём после СПО на бакалавриат.

Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть фото Что лучше колледж или школа после 9 класса. Смотреть картинку Что лучше колледж или школа после 9 класса. Картинка про Что лучше колледж или школа после 9 класса. Фото Что лучше колледж или школа после 9 класса

Может быть, выпускники колледжей делают перерыв в учёбе — служат в армии, заводят семьи, работают, а уже потом поступают в вузы, как изначально и собирались? Такие траектории, безусловно, есть, но вряд ли они массовые. Мальцева и Шабалин выяснили, что с 2015 года доля поступающих в вузы с дипломами СПО (независимо от того, когда они окончили колледж, в этом же году или несколько лет назад) в составе всего приёма не меняется — это 35%.

Версия 3: диплом о высшем образовании потерял ценность

Конечно, по-прежнему есть специальности, вход в которые возможен только с дипломом о высшем образовании. Но в то же время по многим современным профессиям, в том числе цифровым, можно работать и без университетской корочки.

Давайте посмотрим, как с годами меняются образовательные планы школьников. По данным опроса, проведённого образовательной компании Maximum Education в мае 2021 года, среди родителей учеников 5–11 классов 60% планировали, что их дети поступят в вуз. А в другом опросе — его провела рекрутинговая платформа SuperJob — из родителей одиннадцатиклассников только 43% ответили, что ребёнок будет поступать в университет. Примечательно, что SuperJob проводит такой опрос ежегодно, и с 2010 года доля тех, кто планирует поступление в вуз, снизилась почти вдвое.

Некоторые исследования связывают снижение интереса к высшему образованию с тем, что обучение в вузе перестало быть выгодным. Исследователи человеческого капитала оценивают экономическую эффективность образования по тому, какую оно приносит отдачу. Для этого сопоставляют доходы людей одного поколения и из одной профессиональной области, но с разным уровнем образования. Если сотрудник с университетским дипломом зарабатывает на 80% больше, чем его коллеги, не учившиеся в вузе, значит, отдача от высшего образования составляет эти 80% дохода.

Чаще учёные рассчитывают отдачу от каждого дополнительного года образования, а не в целом от диплома.

Согласно исследованию Всемирного банка за 2018 год, в среднем по миру год любого образования даёт человеку прибавку к зарплате в 8–9%, а конкретно высшего образования — 15%, тогда как в России год любого образования дает прибавку лишь 5,6%, а высшего — 8%. Проще говоря, по данным Всемирного банка, у нас очень низкий уровень отдачи от образования — ниже среднего по миру.

То же исследование показало, что отдача от образования в России начала снижаться ещё в нулевые годы. Эти данные Всемирного банка широко разошлись по российским СМИ и были признаны многими исследователями. Появился даже термин «проклятие образованного русского» (the educated Russian’s curse) — он означал, что инвестиции в своё образование у нас в стране не окупаются.

Стоп! Существует ли это «проклятие образованного русского» на самом деле?

В 2021 году появилась альтернативная позиция: заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников показал, что посчитанная Всемирным банком оценка отдачи от образования в 5,6% может быть ошибочной.

РМЭЗ — ежегодный опрос, который проводится под эгидой ВШЭ с 1994 года. Каждый год исследователи работают с одной и той же выборкой домохозяйств в 35 регионах России, что позволяет отслеживать перемены год за годом. Это хороший источник, но у него есть и ограничения: в выборке всего пять тысяч семей, охвачено недостаточно регионов, и заработки респондентов учитываются в месячном, а не годовом формате — случайные колебания могут исказить картину.

В своей работе Капелюшников пересчитал отдачу от образования в России за тот же период, что и исследователи Всемирного банка, по нескольким более обширным базам данных. Так, он использовал обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП), выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ), выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН). Все эти исследования проводятся Росстатом. У них есть свои ограничения — они начались значительно позже, чем РМЭЗ, и только ВНДН проводится ежегодно, по другим двум сведения собираются реже.

Так вот, по данным этих источников не видно снижения отдачи от образования в России. Судя по ним, каждый дополнительный год образования приносит россиянину прибавку к зарплате в 12–13% годовых, а высшего образования — до 25%.

Ростислав Капелюшников делает вывод, что экономическая привлекательность образования, и прежде всего высшего, в России остаётся достаточно высокой. И если спрос на высшее образование снижается, это происходит не потому, что оно становится менее выгодным:

«Если такое ослабление и возможно, то не столько за счёт уменьшения выгод, сколько за счёт увеличения издержек — не вследствие негативных сдвигов в структуре относительных заработков, а вследствие нарастания денежного и неденежного бремени для учащихся и их семей».

Версия 4: долгая учёба в вузе — малодоступная привилегия

Гипотезу о том, что спрос на СПО растёт потому, что высшее образование стало менее доступно по экономическим причинам, исследователи обсуждают давно. Вере Мальцевой и Алексею Шабалину она тоже представляется наиболее точной.

Казалось бы, странно говорить о недоступности высшего образования, когда число бюджетных мест в университетах, в первую очередь региональных, постоянно растёт.

Но сеть колледжей и техникумов гораздо шире, чем вузов, и выпускнику из небольшого города проще и дешевле получить среднее профессиональное образование. К вузу нужно готовиться с репетиторами, зачастую нужно переезжать, а в перспективе придётся несколько лет провести на учёбе, не имея возможности выйти на работу.

Мальцева и Шабалин отмечают, что за 2010-е годы семей, для которых такие соображения — ключевой фактор, стало больше. Похоже, что даже семьи с хорошим относительно других экономическим положением всё чаще считают высшее образование слишком дорогим для своих детей. В 2013 году только 31% студентов СПО происходили из групп населения с самыми высокими доходами
( 4‑й и 5‑й квинтили ). В 2017 году уже 52% студентов вышли из семей этих групп.

Другие эксперты разделяют это мнение. Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко так описала в интервью на сайте РАНХиГС причины участившихся переходов в систему СПО после 9-го класса:

«Усиливается неопределённость будущего и одновременно снижаются доходы семей. В связи с этим родители хотят, чтобы их дети быстрее вышли на рынок труда, начали зарабатывать. Ухудшение экономического положения привело к тому, что планировать на восемь лет вперёд (два года в старшей школе, четыре года бакалавриата и два года магистратуры) могут всё меньше семей».

Недавний социологический опрос, проведённый исследователями из Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, подтвердил — выпускники выбирают СПО из экономических соображений. В исследовании участвовали 903 респондента из Свердловской, Самарской и Волгоградской областей, которые обучаются по программе СПО или уже получили диплом. В результате авторы выделили три главных фактора выбора СПО: стремление пораньше выйти на рынок труда, успешно трудоустроиться и получать высокий заработок.

Причём чем ниже уровень социально-экономического развития региона (а исследователи специально выбрали три региона с разными доходами населения), тем важнее для респондентов краткосрочные экономические мотивы — возможность выйти на рынок труда и зарабатывать уже в ближайшем будущем. А чем благополучнее регион, тем более значим фактор престижа будущей профессии — 59% респондентов из Свердловской области сказали, что выбирали при поступлении в СПО престижную специальность.

Почему системе СПО пора измениться

В академической науке пока не изучался ещё один фактор роста СПО — может быть, колледжи просто сами по себе становятся привлекательнее? В пользу этого говорит позитивный информационный фон, созданный вокруг СПО движением WorldSkills. Мальцева и Шабалин согласны с тем, что эти соревнования стали в России полноценным инструментом для развития среднего профессионального образования — внедряются новые отраслевые стандарты, практика демонстрационного экзамена, идёт переподготовка преподавателей.

Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично — если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа — это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория.

Но до сих пор система СПО недостаточно гибко реагировала на возросший спрос, считают Мальцева и Шабалин. Она словно бы оказалась не готова к собственной популярности.

В целом колледжи ориентированы на выпускников 9-х классов — для них они замещают старшую школу, помогают реализовать конституционное право граждан России на бесплатное среднее образование. А бюджетные места в СПО для выпускников 11-х классов в 2010-х годах выделялись по остаточному принципу, утверждают исследователи. Из-за этого в колледжах появился конкурс на поступление по ряду популярных специальностей — траектория СПО перестала быть безбарьерной. И несмотря на то, что в Конституции РФ закреплено право на бесплатное среднее профессиональное образование, в системе разрастается платный приём.

Однако сейчас в среднем профессиональном образовании происходят большие перемены: запускается эксперимент по профессионалитету, обновляются образовательные стандарты, в крупных городах создаются учебные заведения нового типа. Возможно, система СПО подошла к рубежу, когда количественный рост получится перевести в качественный, а отдельные «лучшие практики» распространить на всю страну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *