Что лучше скрутка или спайка проводов
Что лучше? Скрутка, пайка, обжим.
Речь идёт о соединении проводов в автомобиле.
Тема широкая, у каждого- с опытом и без (автоэлектрика) имеется свое мнение. Которое подкреплено опытом, или просто он как художник так видит.
Работая всё тем же автоэлектриком (достаточно долгое время😐 как бесит это выражение) некоторое время, я имел счастье увидеть насколько долговечен тот или иной способ восстановления проводки в авто.
* Способ первый (дедовски-почему, объясню чуть позже). Это конечно же пайка.
Люди которые его используют надеются что это последний ремонт этого соединения в этом тысячелетии😋 Но есть поверие, если не засунуть в термоусадку- в полночь соединение превратится в тыкву. Мало кто знает, что спустя год-два в любом случае ему прийдёт северный пушной зверёк, хоть в термоусадке, хоть в изоленте (синей), хоть в соплях динозавра. Не верите? А я вас не убеждаю, это факт.
Если вы посчитаете техноты, мануалы по ремонту, эльзы тисы и техдок докучи-нигде вы не увидите специальный сервисный инструмент (SST) под названием паяльник.
Выпущеные техническими специалистами крупнейших автоконцернов бюллетени по ремонту прямо запрещают пайку, иногда просто не рекомендуют.
Скрутки они даже не знают, что такое возможно😂
*Скрутка. Служит для соединения проводов, разного сечения.
Все зависит от качества скрутки, протекаемых токов через это соединение, качества изоленты🤔 и ещё многих факторов(например грязное пятно контакта)
Обычно используется автоэлектриком, если все правильно сделано, и нет особой подвижности соединения, огромных нагрузок по току- служит долго, от 5лет и до конца жизни автомобиля. Но имеет, конечно, свои недостатки.
*Обжим. Наиболее качественное соединение при правильном использовании. Обладает меньшей гибкостью перед скруткой, но соответственно плотнее.
Есть разные типы обжимных клемм, соединителей и тд. Для каждой ситуации они свои, где то соединители с клеем внутри используешь, где-то просто трубочку медную, специальные соединители п-образные под фигурный обжим, и т.д.
*Есть и гибридные методы, например соединители имеющие внутри состав Роза или Вуда, который плавится, а соединитель сжимает провода.
Не могу судить о долговечности этого метода, не пользуюсь.
*Заводской метод, используется многими автопроизводителями, например супернадежная Тойота. Контактная сварка. Что сказать, Заводское исполнение.
* И собственно способ, который я недавно попробовал, а может это мое ноу-хау ☺
Зачищается провод, изолируется короткий участок, соединяются две части, обматываются медной жилой, и обжимаются с помощью инструмента.
Отличие от соединителей- можно обжать примыкающий провод к основному.
Но это возможно сделать и с помощью п-образного соединителя, которые стоят копейки и т.д.
3. ИМХО: о проводах — паять или скрутить?
Провода соединяются либо обжимкой в гильзе (разъеме), либо в винтовом/пружинном клеммнике, либо пайкой. Есть расхожий миф о «скрутке = холодная сварке». Вообще то термин «холодная сварка» среди сварщиков — это обозначение неправильного режима сварки, то есть сварка с дефектом 🙂 И что же лучше — крутить, обжимать или паять?
1. Я люблю паять, потому что умею и надежность электрического контакта — наивысшая. Однако, …
… у пайки есть серьезные недостатки:
— в автомобиле обилие подвижной проводки, и паяное соединение, подверженное изгибу даже без нагрузки, только лишь под весом самого провода, рано или поздно обломит провод. Виноват в том резкий переход с жесткого соединения на гибкий многожильный провод. Отсюда вывод — если используется паяное соединение, то место пайки должно быть жестко зафиксированно.
— подавляющее большинство автоэлектриков паять правильно не умеют! До сих пор в ходу канифоль или таблетки аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Между тем во всех магазинах радиолюбителей за копейки можно приобрести жидкий флюс ЛТИ-120. Который на 95% закрывает все случаи пайки в автомобиле., но его обязательно надо смыть спиртом. Спирт в свободном виде в сервисе?! Сразу вспоминается: «Поллитровку? В дребезги. Да я тебя. » и инструкции по протирке контактов типа «Выпить стакан спирта, дыхнуть на контакт и тонким слоем размазать тряпочкой…»
Паяют провода 100-ваттными паяльниками, хотя там достаточно паяльника 25-40 ватт.
— паять нужно качественным припоем. Самый качественный — это от производителя. 88% мировых запасов олова находятся в Китае, Перу и Бразилии. У нас везде продается дороговатый, но качественный китайский припой, а народ пытается паять свинцовой хренью в прутках диаметром по 10 мм. Эта хрень соответствует какому то ГОСТу, но предназначена она для заливки муфт телефонных кабелей, а не для пайки. Попадается еще советский припой якобы ПОС-61 диаметром 3 мм с канифолью внутри. Тоже хрень, годная разве что для запайки провода в 10 мм2 в аккумуляторные клеммы, но кто ж сейчас их заливает?!
И тем не менее — я предпочитаю паять, чем скручивать или обжимать. Почему?! А потому…
2. Соединение скруткой бывает абсолютно надежным только в одном случае. В автомобиле скрутка оправдана в случае а) подвижных (свободно лежащих или висящих) проводов б) мало места или не удобно, с паяльником не подлезть. Обязательное условие скрутки — скручиваемые провода должны быть однотипными — многожильный с многожильным, медный с медным. Неоднократно наблюдалось окисление скрутки в паре»медь»- «луженая медь» или «серебреная медь» или «медь»-«никель». Но учитывая, что сейчас на автомобилях никто по 15 лет не ездит, то даже это допустимо. Как правильно скрутить — ссылка ниже.
3. Совсем недавно стали появляться нормальные разъемы и инструмент для их обжимки. Паять стали меньше, теперь обжимаем. Обжимать надо тоже правильно. В автомобильных контактах есть две пары зажимов — для провода и для изоляции. Если изоляцию содрать больше чем надо, и она не попадет в обжим, то получим тот же дефект, что и при пайке — отламывание провода около контакта.
4. Многожильный провод — хочешь жми, хочешь паяй, а одножильный — только паять! Иногда попадаются одножильные провода…
5. Это раньше «Синяя изолента — наше все», а теперь — термоусадка.
_____________________________________________
Upd.: хорошо разобранный вопрос — скрутить/спаять/обжать, с картинками.
_____________________________________________
Дабы не повторяться много раз решил изложить свое мнение по некоторым вопросам. Мнение может быть составлено на основании знаний, личного опыта, переноса опыта со смежных отраслей, или просто умозаключения после прочтения разных публикаций.
Пайка или скрутка? Особенности ремонта автомобильной проводки глазами профессионального электрика
Греть машину зимой или нет, убивает ли газ моторы, паять провода или скручивать – кажется, некоторые вопросы автомобилистов настолько же вечные и “холиварные”, как тема о появлении яйца и курицы. И чем ближе сезон, тем ожесточеннее идут споры, которым не видно конца.
Как, например, быть, если от возраста и повышенной влажности проводка «сдалась» окончательно? Об этом мы спросили опытного мастера-диагноста Дмитрия, чей многолетний стаж работы позволяет делать кое-какие выводы.
– Почему вообще провода выходят из строя?
– Если говорить о естественных факторах, то причинами становится влага и разрушение изоляции из-за агрессивной среды либо просто в силу возраста. Реже можно встретить не самые удачные заводские решения по прокладке проводки. Искусственных причин больше, но все они сводятся либо к некачественно проведенному вмешательству в проводку, либо к нарушению ее укладки и последующим из-за этого повреждениям.
Самое крепкое и надежное соединение – это сварка. Она встречается в силовых цепях, когда иначе никак. Довольно часто в заводских соединениях в ход идет обжимка. Это тоже достаточно надежный способ, но не без своих недостатков. К примеру, обжимка тонких «пинов» часто страдает от влаги.
При этом тот же VAG в качестве способа ремонта проводки предлагает использовать именно обжимку. У них есть даже специальные комплекты с гильзами и термоусадочными трубками. Более того, все те же ремонтные наборы могут содержать гильзы с пастой для пайки внутри. При нагревании термоусадки эта паста дополнительно спаяет соединение.
Но все же моя главная претензия к устройству проводки в авто – отсутствие пайки за редкими исключениями. Ранее мне доводилось работать с авиационным оборудованием – там везде применяется именно она.
– И тут мы переходим к тому самому вечному вопросу.
– Пайка и скрутка остаются самыми популярными способами ремонта проводки. Каждый мастер сам ставит точку в этом вопросе – к какой-то договоренности прийти не удалось и вряд ли удастся.
В своей практике я предпочитаю пайку. Использование скруток допускаю только в тех случаях, когда ремонт нужен «здесь и сейчас». Скрутки окисляются, а со временем от вибрации могут вообще развалиться. К их плюсам однозначно относятся скорость и простота, а также меньшая по сравнению с пайкой жесткость. Но когда провода аккуратно уложены, это не играет весомой роли, а делать соединения где-нибудь в переходе к двери вообще не стоит – уж лучше заменить провод частично или целиком, исключив подвижность соединения в принципе.
При этом пайка дает более надежное соединение и намного меньше боится влаги. Также она обеспечивает наименьшее сопротивление – именно этого мы и пытаемся добиться. Ведь если сопротивление будет больше положенного, в месте соединения будет выделяться тепло. Это в свою очередь может привести к деформации соединения. Далее последует еще большее выделение тепла – и так до тех пор, пока все не расплавится окончательно. Это опасно.
Более того, не везде есть возможность применить скрутку. Где-то из-за неудобного расположения проводов к ним банально нельзя долезть двумя руками, а где-то скрутку не позволяет сделать длина проводов. При пайке такие неудобные моменты можно легко обойти, дотянувшись до неудобного места паяльником с каплей припоя. Или как, например, скрутить провода с большим сечением? Их можно обжать и опять же спаять. Правда, для прогрева придется использовать либо очень мощный паяльник, либо горелку, но суть от этого не изменится.
С толстыми проводами решения в принципе можно комбинировать. Так поступают некоторые автопроизводители. К примеру, толстые провода массы и питания на переходах от провода к клемме пропаивают Mercedes и BMW.
Вообще за свой стаж приходилось видеть немало «оригинальных» решений. Это и бытовые «автоматы», и изоляция самыми интересными методами – в качестве временных решений в ход идет все, что было под рукой.
– А пресловутые клеммники от WAGO?
– Лично у меня их использование вызывает куда больше вопросов, чем ответов. WAGO вообще предназначены для одножильных проводов, использовать их для многожильных уже неправильно. Платить за клеммники, которые к тому же могут быть некачественными копиями, смысла нет.
– Что касается флюса и припоя, какие могут быть рекомендации по выбору?
– С припоем все просто: он не должен быть высокотемпературным. С откровенно плохими припоями сталкиваться не приходилось. Поэтому при отсутствии опыта проще спросить совета у продавца либо изучить отзывы в Сети, где информации достаточно. Примерно тот же совет можно дать и касательно флюса. Вариантов на рынке хватает. Провода – это все же не блоки управления с их нежными платами и элементами.
– Каким образом лучше всего изолировать и герметизировать места соединения? Обычная изолента сгодится?
– Все зависит от условий работ. Многие считают наилучшим способом термоусадку с клеевым слоем. Она более прочная, чем обычная термоусадка, ее куда сложнее повредить при наличии каких-либо «заусенцев». Кроме того, после нагревания клей надежно защищает соединения от влаги, в его долговечности можно быть уверенным. Главное – аккуратно прогреть термоусадку.
В качестве замены термоусадки вполне можно рассматривать и ее обычную версию. Однако для защиты от влаги вместе с ней желательно использовать герметик. Защита получается достаточно надежной, но по удобству работы это не лучший способ.
Однако без герметика не обойтись при создании сложных соединений, когда количество «входящих» и «исходящих» проводов различается. К ним же можно отнести и врезки, в которых «врезанный» провод лучше поджать к «основному». Такое часто встречается при установке дополнительного оборудования. Термоусадочные трубки из-за разницы в толщине соединения здесь не помогут – как раз эту разницу и стоит компенсировать герметиком.
Что касается использования ПВХ и тканевых изолент, то оба эти варианта имеют право на жизнь с поправкой на их грамотное применение. Например, не самой лучшей идеей будет использовать изоленту ПВХ для моторного отсека, поскольку от высоких температур со временем она начнет терять свои свойства. Однако в салоне с ней проблем не будет, равно как сгодится и тканевая изолента. Что касается моторного отсека, то необходимо выбирать тканевую термостойкую изоленту. Некоторые из таких изолент также содержат пропитку, которая при нагревании феном делает соединение едва ли ни одним целым.
– Есть ли какие-то лайфхаки, чтобы место соединения прослужило как можно дольше?
– Никаких особых технологий нет. Если используется скрутка, просто стоит выбирать длину оголенных проводов с запасом и постараться посильнее их затянуть.
При пайке по возможности стоит сделать небольшую скрутку, если опять же позволяет длина и сечение. При отсутствии такой возможности сгодится хотя бы «вставка» жил одного провода в другой, чтобы соединение получилось цилиндрическим и без выступа от нахлеста. А уже после пайки место соединения желательно обжать теми же пассатижами, чтобы ничего лишнего не торчало и не могло повредить изоленту либо термоусадку.
– И все-таки: скрутка или пайка?
– И я, и многие мои коллеги давно пришли к такой схеме: везде по возможности использовать именно пайку и применять скрутки лишь в отдельных случаях, когда действовать приходится по ситуации. В конце концов, нельзя быть фанатично преданным какому-то одному способу.
Скрутка, пайка, сварка или клеммы — что выбрать? Распространённые способы соединения проводников
Как соединить две или несколько токопроводящие жилы между собой, каждый выбирает сам. Но не стоит забывать, что правильное соединение и надёжный контакт между соприкасающимися поверхностями — залог безопасной работы электросети и практически полное отсутствие рисков короткого замыкания, влекущего за собой нагрев проводника или возгорание изоляции.
Для того чтобы грамотно соединить провода, нужно помнить о нескольких важных пунктах:
Распространённые виды соединений
Клеммные колодки
Один из видов электроустановочных изделий для быстрого и относительно простого соединения проводов. Представлены в виде корпуса из диэлектрических материалов (либо безкорпусные) с несколькими металлическими контактами, к которым крепится провод. Могут оснащаться механическими, пружинными или болтовыми фиксаторами. Максимально допустимый температурный режим работы — до +300 °С и только для керамических клеммных колодок.
Подходят для использования в распределительных коробках, модулях, различных приборах освещения и блоках электропитания.
Преимуществом клеммных колодок является их простота использования. Недостаток — отсутствие возможности совмещать проводники из разных металлов.
Клеммные зажимы Wago
Подходят для экспресс-фиксации токопроводящей жилы. В основе изделия — рычажный зажимной механизм с предохранением фиксируемого кабеля от повреждения. Доступны в двух вариантах исполнения: разъёмные или многоразовые и неразъёмные.
Область применения: электророзетки общего и бытового назначения, а также системы освещения. В других областях применение не рекомендовано ввиду возможного оплавления клеммника и нарушения контакта между соединёнными проводами.
Одно из преимуществ соединения — простота. Способ не требует наличия специальных инструментов или аксессуаров, а также специфических знаний и навыков. Отличается большой площадью контакта и высокой силой зажима. Недостаток — плавятся при чрезмерном нагреве.
Соединительные изолирующие зажимы или СИЗ
Изделия представляют собой пластиковый колпачок с фиксирующей пружиной. Выполняются из негорючих материалов и отличаются низкой себестоимостью. Удобны для маркировки, так как поставляются в разном цветовом исполнении.
Область применения: монтажные коробки, осветительные приборы и оборудование.
Преимущества: низкая стоимость, простота применения, цветовое разнообразие, многократное использование. Недостатки метода: нельзя соединять между собой медь и алюминий, относительно слабая фиксация контактирующих поверхностей.
Гильзы для опрессовки
Соединительные обжимные гильзы — это полые алюминиевые либо медные трубки, в которые помещаются соединяемые провода. В отдельных случаях применяется как альтернатива сварке или пайке. Благодаря комбинированному варианту исполнения алюмомедные гильзы подходят для соединения разных типов кабеля (медного и алюминиевого).
Для создания надёжного контакта метод требует наличия специализированного инструмента — обжимных клещей. Обычные плоскогубцы для этой цели не подойдут, так как не имеют необходимых диаметров для опрессовки. Рекомендовано использование термоусадочных трубок для защиты гильзы от внешних воздействий.
Сфера применения: обжимные гильзы идеально подходят для организации безопасных контактов в розетках.
Преимущества: опрессовка — долговечный способ соединения, возможность коммутации медных и алюминиевых проводов между собой. Недостатки: относится к одноразовым/неразъёмным, требуют наличие специального инструмента.
Зажим «орех»
Удобный тип соединения проводников. Отличается простотой конструкции — 2 металлических пластины с местом под соединение и 4 зажимных винта по углам. Соединительные пластины защищаются карболитовой оболочкой, благодаря которой способ и получил своё название.
Область применения: в основном в распределительных щитах многоквартирных домов.
Преимущества: высокая степень надёжности, не требует разрыва проводника, к которому необходимо присоединить дополнительный провод, допустимо соединять между собой медь и алюминий. Недостатки: из-за размеров не подходит для использования в распределительных коробках, где требуется разместить много контактов, низкая степень пыле- и влагозащиты.
Болтовое соединение
Способ прост и не отличается эстетическими изысками. Однако надёжен и долговечен. Используется болт, 3 шайбы и гайка. Для создания контактной поверхности необходимо надеть первую шайбу на резьбу болта, прикрутить одну из токопроводящих жил, затем надеть вторую шайбу, прикрутить второй проводник, после чего надеть 3 шайбу и прочно зафиксировать гайкой.
Область применения: хорошо подходит в качестве временного соединения «на скорую руку». Не рекомендован к длительной эксплуатации, особенно в местах, где отсутствует возможность постоянного контроля.
Преимущества: допустимо соединение проводов из разных материалов, быстрота. Недостатки: металлические шайбы могут сильно нагреваться, что создаёт риск возникновения пожара, полное отсутствие пыле- и влагозащиты.
Сварка
Метод требует наличия профессиональных навыков работы со сварочными аппаратами и ряд специализированных инструментов: пассатижи, бокорезы, флюс (для сварки алюминия) и защитные средства для глаз.
Область применения: чаще всего используется на производстве.
Преимущества: крайне высокая степень надёжности ввиду сплавления контактирующих поверхностей. Недостатки: не подходит для сварки между собой меди и алюминия.
Пайка
Область применения: радио- и микроэлектроника (для присоединения проводов на плату). Пайка также применяется для скрепления между собой различных проводников.
Преимущества: допустимо соединение между собой меди и алюминия. Существенный недостаток — слабое место коммутации. Разрыв в месте пайки может произойти даже при слабом воздействии. Также необходим набор обязательных аксессуаров: паяльник либо паяльная станция и припой.
Скрутка
Один из самых популярных и примитивных способов соединения. Используется повсеместно и с любыми видами кабельно-проводниковой продукции. Относительно недавно включен в разряд запрещённых (прямого запрета в ПУЭ на это нет, но и в список разрешённых соединений скрутка не входит). Изолирование контактирующих поверхностей при скрутке осуществляется с помощью изоленты или с применением термоусадочных трубок.
В зависимости от многих факторов, таких как профессиональный навык, усилие при скручивании, применение зажимного инструмента, а также видов проводников может быть как надёжным, так и нет. Подобное соединение связано с определённым риском, так как со временем скрутка теряет свои прижимные свойства, вследствие чего ослабляется контакт между проводниками, что приводит к повышению температуры в месте соединения и возгоранию.
Применение: скрутка больше подходит для организации временного соединения. Для исключения возможных рисков рекомендовано воспользоваться одним из выше представленных способов.
Преимущества: быстрота и простота применения, возможность соединения меди и алюминия. Недостатки: высокий риск возникновения пожара, быстрое окисление места соединения и, как следствие, ухудшение контакта.
Пайка VS скрутка. Избитая тема. Моё видение ситуации.
Ребят, всем привет!
Давно ничего не пишу поскольку сезон ремонта автономок начался и свободного времени у меня нет.
Так вот, не так давно я разговаривал с одним моим знакомым, которого я не могу назвать профаном или новичком в ремонте авто, им было собрано почти с почти ноля два третьих гольфа, притом восстановлены они были в оригинал, т.е. работа была проведена огромная, в т.ч. и по проводке, и вот когда я увидел что проводку он паяет, то на эту тему мы разговаривали долго)))))
Так же на драйве заметил что очень много ребят, на чьи машины я подписался, паяют.
ДА, Я ЯРЫЙ ПОКЛОННИК СКРУТКИ, ПО ЭТОМУ ВСЕ ИЗЛОЖЕННОЕ НИЖЕ МОЕ НЕ ОБЬЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ)))
Каждый может остаться при своём мнении, данная тема не спор что лучше или хуже. Я уже не один год занимаюсь ремонтом Eberspacher’ов и даже когда-то давно ставил их людям на машины, где их и вовсе не было, соответственно приходилось работать с проводкой.
Сразу скажу огромный плюс в защиту пайки — паять прикольно!
Да! Именно прикольно. Тем, кто сам делает своё авто это доставляет массу удовольствия))))
Смотрится блестящая свежая пайка красиво)))) Всё, ребят, это все плюсы.
Плюсы скрутки в её гибкости и возможности провести монтаж без электричества (если паяльник электро) или другого оборудования (газовый паяльник).
Так же я хочу отметить, что подавляющее большинство паяет с кислотой или с кислотным флюсом. Ребята, если вам не жалко своего труда, то делайте так и дальше.
Кислотный флюс (и кислоту) нужно вымывать из провода, в противном случае он просто сожрёт провод изнутри (он просто сгниёт в труху в месте пайки). А теперь скажите как вымыть кислоту из недр жилки провода? Вот именно, ни как. Так что если паяете, то делайте это хотя бы как минимум с нейтральными флюсами, или канифолью.
Пайка лично мне не нравится своей жесткостью. Если речь про автомобильную проводку, то это минус. Соединение в авто обязано быть гибким. Доказательства будут на фото ниже. Вернее не доказательства, а то, что становится с пайкой через несколько лет.
Ну а теперь я расскажу как сделать правильную скрутку, которая будет ходить годами и не доставит никаких хлопот, если всё сделано верно 🙂
Итак, пример — жгут проводки блока управления Eberspacher D5WZ.
Отрезаю проводки
Специальным зачисточником (кто чем в общем 🙂 ) зачищаем провода от изоляции
Берем термоусадочную трубку по размеру, одеваем на провод и распушаем жилки вот так
Точно так же стоит распушить жилки и у того конца провода, с которым будем соединяться.
После этого вставляем наши «веера» один в другой)))
Вот так сжимаем жилки
Вот, может так понятнее, скрутка «б» нам нужна
И не забываем обжать термоусадку
Такое соединение получается гибким, надёжным и как минимум красивым)))))
Ну а вот паяная проводка из этой записи.
И так с каждым проводом! о_О!
Я конечно человек вредный, но отходчивый))))) Видя такое состояние проводов не мог я так это всё отправить обратно. Скажу честно, боюсь что там что-нить отвалится нафиг и человек начнёт снова на меня бочку катить)))))
Лан, шучу)))) Просто нужно если делать по-человечески, то всё и сразу. Не люблю полумеры, даже временные.
У меня был шлейф проводки с блока от автономки, где блок пытался починить хозяин сам, ну и думаю понятно почему от неё у меня есть шлейф и я его пустил на запчасти. К сожалению самостоятельные ремонты ЭБУ в 99% случаев приводят к их окончательной гибели.
Я ничего не имею против, благодаря таким сознательным любителям сэкономить у меня есть доноры 😀
Вот так переделал (термоусадка кончилась)
И купил вот такию штуку (типа тизер)))
В штатное место. Когда поставлю фиг знает, времени на пописать даже нет, хожу терплю)))))
Так что ребят, не страдаем фигнёй и делаем правильные скрутки!
Желающим поспорить на тему что лучше (быстрее, слаще, жирнее), — яйца придавливать без предупреждения!))))
В ДАННОЙ ТЕМЕ НЕ СПОРИМ ЧТО ЛУЧШЕ!
Всем мир! 😉