Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.

Понятие СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

Источник

Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Практически каждый человек легко разберется, что означает слово «СМИ». Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.

Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Источник

Возможна ли жизнь без СМИ?

Человек — это априори очень любознательное существо. Нам всегда хочется знать, что происходит в мире: от забавных историй, произошедших с нашими друзьями, вплоть до масштабных, глобальных новостей. Именно вследствие своей природной любознательности средства массовой информации, впрочем, как и сама журналистика, начали зарождаться ещё с античных времён, только раньше ведомости передавались устным путём через глашатаев и герольдов. Люди активно пользовались этим способом передачи информации, однако он оказался не таким эффективным, так как это занимало приличное количество времени. Таким образом люди начали стремится к большему, к чему-то более действительному и удобному. Стали появляться первые газеты и журналы, тиражи которых были достаточно скромны, однако пользовались должной популярностью. Жизнь людей начала меняться, что имело как позитивное, так и негативное воздействия. О каждом из них мы поговорим в отдельности, но всему своё время.

Изучая историю развития средств массовой информации, даже любой глупец заметит, что яркий прогресс в журналистике наметился как раз в XX веке, когда человечество совершило научный и технологический прорыв. Несмотря на то, что XX век является веком автомобилей, компьютеров и атомной энергии, он так же известен как век радио и телевидения. Средства массовой информации никогда ещё не были такими доступными! И даже спустя целое столетие телевидение до сих пор остаётся самым удобным и масштабным средством распространения информации.

Естественно, появление и последующее развитие журналистики имели своё влияние на жизнь общества. Сейчас СМИ необходимы людям практически в каждой отрасли и жизненном аспекте. При помощи СМИ политические личности информируют население о целях, задачах своей политики и влияют на процесс формирования органов власти. Согласитесь, ведь люди не всегда хорошо знают программы кандидатов, их партийную принадлежность, поэтому при голосовании они ориентируются на информацию, предоставленную в средствах массовой информации. Без СМИ невозможными были бы торговые отношения, реклама и маркетинг, которые сейчас являются составной частью мировой экономики. СМИ зачастую являются основным помощником в учёбе, саморазвитии и самовыражении; ведь журналистика знаменита той самой свободой слова, которую все так отчаянно пытаются найти. Да, конечно, абсолютной свободы в наше время совершенно не существует, однако, обратившись к истории, мы можем вспомнить о том, что в древности людей сжигали на кострах за их радикальное мнение, противоречащее общепринятому церковному, а в СССР вообще существовал тоталитарный контроль за каждым сказанным словом. Поэтому в наше время СМИ дают нам вполне неплохую возможность самовыражения.

А всё-таки, зачем нам вообще нужны средства массовой информации? Разве люди жили плохо до появления журналистики?

Прежде всего, СМИ — это информация, которую можно разделить на множество категорий, но я бы хотела выделить из них три основных: информация общего плана, информация мирового масштаба и информация личностного характера.

Информация общего плана — это вся информация, охватывающая всевозможные бытовые вещи. От рецептов пирогов и лечебных отваров до новомодных и популярных «лайфхаков». Такого рода информация нацелена на основную массу людей, так как бытовая информация пригождается нам каждый день. Она призвана облегчить жизнь общества, сделать её более удобной и, возможно, качественной.

К информации мирового масштаба я отнесла именно те новости, о которых ежедневно говорят по всем новостным каналам, которые публикуют в серьёзных газетах, которые вещают по радио, которые интересны преимущественно взрослой части населения Земного шара. А точнее новости из мира политики, экономики, социальных и торговых отношений, техники, науки и так далее.

А информация личностного характера, пожалуй, самая ёмкая и неопределённая совокупность информации, так как она касается лишь определенного человека и его личных интересов. Тебе интересная информация о компьютерных играх? Пожалуйста, существуют десятки статей, посвящённых этой тематике. Или, может, тебя интересуют исследования в области нейрофизиологи и когнитивистики? В интернете ты сможешь найти всё, что только пожелаешь, и даже больше! Например, сейчас для меня, впрочем, как и для большинства выпускников, самой актуальной информацией являются новости, касающиеся экзаменов и приёмной комиссии интересующих меня университетов. И средства массовой информации являются для меня незаменимым источником данных сведений.

Информационные технологии так же необходимы в международных отношениях. Они формируют сегодня новый уровень связей между странами мира, создавая глобальную инфраструктуру и проникая практически во все сферы межгосударственной жизни. Зачастую именно СМИ становятся тем инструментом, который позволяет не только заручиться общественной поддержкой, но и создать повод для военного вторжения в суверенное государство. Классический пример – Югославия. Подготовку к западному вмешательству в косовские события начали раскручивать с кадров, снятых в 1992 году английской компанией ІТN. Именно на них ссылался Билл Клинтон в своих речах. Эти кадры демонстрировали человека за колючей проволокой. Утверждалось, что это концентрационный лагерь, в котором «плохие» сербы держат «хороших» албанцев. Как оказалось позднее, на самом деле журналисты нашли дом, в котором было окошко с проволокой, и сняли изнутри албанца.

А теперь от тяжёлого и серьёзного перейдём к более лёгкой и простой стороне назначения средств массовой информации. А именно развлекательной. Да-да, ведь СМИ играют и такую роль в нашей жизни! Как вы думаете, что мы имеем ввиду, когда говорим о различных телешоу, начиная от «Вечернего Урганта» и заканчивая шоу Ларри Кинга и Джимми Фэлона? Это всё журналистика, друзья, это всё СМИ. И здесь просто невозможно не упомянуть радио. Только представьте, как бы изменилась ваша жизни, если бы каждое утро, садясь в свою машину, вы ехали на работу в абсолютной тишине, вместо прослушивания приятных и порой смешных историй дикторов на радио, которые в перерывах включают замечательную музыку на любой вкус?

А во-вторых, и, пожалуй, это самая острая проблема журналистики — недостоверность или ложность полученной информации. Массмедиа — это могущественные орудия войны. Если государство поддерживает применение тактик террора, то, как правило, оно в большей или меньшей степени контролирует и средства массовой информации. Снова вернёмся к уже упомянутому примеру: в бывшем СССР и странах, находившихся под его влиянием, все СМИ находились под контролем государства. Невозможно было сказать ни слова против существующего режима. Система агентуры и разведки работала настолько отлаженно, что оппозиционная идея, высказанная даже в интимной обстановке, могла стоить человеку жизни. И поскольку в странах социалистического лагеря существовал только один источник «новостей», население научилось следовать программе партии. В то же время люди явно понимали, что инакомыслие подавляется посредством террора и доверять можно лишь немногим. Зачастую бывает уже не ясно, где заканчивается горькая правда и начинается сладкая ложь. Люди научились врать настолько искусно, что просто невозможно с первого взгляда отличить истину от наглой лжи. В среднем практически 70% получаемой нами информации является не проверенной, а мы, как губки, готовы впитывать любые сказки, даже не задумываясь об их недостоверности. Средства массовой информации основательно укоренились в нашей жизни, и уже стали формировать образ мыслей основного костяка всего общества. Люди думают так, как им сказали медиа; они принимают мнения прессы за своё собственное, теряясь в сладких и убедительных речах журналистов. Но с другой стороны, может, то, что мы получаем лишь часть правдивой информации, имеет позитивное воздействие на жизнь общества. Например, представим, что назрел масштабный политический конфликт, который может закончится жестокой, кровавой войной. Если бы СМИ сразу же сообщили о сложившийся ситуации, это бы привело к всеобщей панике и анархии. Однако вместо этого средства массовой информации умело, возможно, завуалированно, но вполне правдиво доносят лишь ту информацию, которую мы, как граждане, имеем право знать. А уже в дальнейшем мы по крупицам, так сказать порционально, получим информацию по мере её поступления. Как говорится, меньше знаешь — крепче спишь.

А теперь закроем глаза и представим, что все СМИ исчезли, будто их никогда и не было. Что произошло? Мы живём в прекрасном мире, в котором нет места войне, насилию и терроризму. Здесь никогда не возникали конфликты, распри, междоусобицы. Мы не знаем убийств, кровопролития и беззаконности. Только всё это — наша иллюзия. Лишь воображение, рисующее перед нами картину идеальной и лёгкой жизни. Но я считаю, что знать правду — всегда лучше, чем жить в неведении, с закрытыми глазами. Да, правда не всегда приятна, не всегда сладка, как наши грёзы, но столкнувшись с суровой реальностью, мы можем оказаться не готовыми принять мир таким, какой он есть на самом деле. Знаете, мой друг всегда говорит мне одну очень хорошую фразу — не строй ожиданий, если не хочешь разочароваться в жизни. И СМИ помогают нам избежать этих глупых мечтаний.

Так продолжится ли наша жизнь, если исчезнут все СМИ? Нет. И я объясню вам почему. Человечество не раз совершало прорыв в определённых областях нашей жизни, в том числе и в журналистике. Информационные технологии прошли уже достаточно большой и весомый путь, постоянно влияя и изменяя жизнь не просто определённого количества людей, а всего мира в целом. Ещё в самом начале я сказала, что средства массовой информации имеют колоссальные воздействия на жизнь всех людей, и мы уже не можем представить наш мир без журналистики. Если СМИ исчезнут, то вместе с ними исчезнут и многие важные события, связанные с информационными технологиями, исчезнут и прогресс, и рост цивилизации. Мы снова вернёмся в прошлое, к старым порядкам и образу жизни, слепо доверяя своим инстинктам, рисуя перед собой идеальную жизнь. Наши глаза будут связаны, а рты прикрыты ладонью «доброго и заботливого» соседа, желающего усыпить нашу бдительность. А если мы вернёмся в прошлое, мы сделаем огромный шаг назад. Наша жизнь потеряет свои прелести и новшества, ведь мы снова поддадимся искушениям удобной и тихой жизни. Но разве жизнь без возможностей можно назвать жизнью? Ответ однозначен и прост. Без СМИ мы будем лишь бессмысленно существовать.

Источник

Роль СМИ в политике

Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Смотреть картинку Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Картинка про Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации. Фото Что люди имеют ввиду когда говорят средства массовой информации

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

ству. Реализовать эту функцию можно только при независимых (не­подконтрольных государству) СМИ.

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;

скрытая или явная пропаганда;

распространение лозунгов, призывов;

создание совещательных, консультативных и координационных блоков;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *