Что люди ищут в жизни

10 способов выяснить, чего ты хочешь от жизни

Что люди ищут в жизни. Смотреть фото Что люди ищут в жизни. Смотреть картинку Что люди ищут в жизни. Картинка про Что люди ищут в жизни. Фото Что люди ищут в жизни

Когда людям задают вопрос о том, чего они хотят от своей жизни, в ход идут в основном шаблонные ответы, такие как: хорошую зарплату, стабильную работу, крепкую семью. На самом деле, мало кто действительно в курсе, к чему ему хочется стремиться. И чем быстрее ты это поймёшь, тем меньше ты будешь переживать из-за своей неопределённости.

Нет ничего ужасного в том, что ты не можешь распланировать свою жизнь на долгие годы вперёд. И хотя поиск смысла жизни — это одна из главных твоих целей, вполне нормально отвечать на вопросы окружающих честной фразой: «Я не знаю, чего хочу».

Признание проблемы — первый шаг на пути к её решению. Если ты правда хочешь понять, чего ты ждёшь от жизни, то постарайся не сидеть, сложа руки, а приложить какие-то усилия для того, чтобы найти свой путь.

1. Как можно чаще пробуй что-то новое

Как ты поймёшь, чего ты хочешь от жизни, если не будешь пробовать ничего нового. Если тебя не вдохновляет твоя работа, твои хобби, и твоя жизнь в целом, перестань придерживаться своих старых целей и привычек. Не держись за прошлое, это только уводит тебя ещё дальше от понимания, кто ты такой и что для тебя действительно важно. Начни с меньшего: чаще соглашайся на разные авантюры, прислушивайся к себе, экспериментируй с организацией досуга, общайся с новыми интересными людьми, которые могут сделать твою жизнь ярче.

2. Не обращай внимание на внутреннее беспокойство

Если какие-то изменения в твоей жизни вызывают у тебя внутреннее беспокойство, нет ничего страшного. Ты просто начинаешь выходить из своей зоны комфорта, и этот процесс непременно сопровождается тревогой и стрессом. Ты начинаешь делать то, что никогда не делал, или к чему не привык, это пугает тебя, заставляет задуматься о том, чтобы вернуть всё как было прежде. На этом этапе крайне важно, чтобы ты смог заставить себя двигаться дальше, а не откатился на несколько шагов назад.

3. Если сомневаешься в поставленной цели — просто дай себе время попробовать

Вряд ли когда-нибудь тебя осенит, и ты сразу же поймёшь, ради чего живёшь. Твой смысл жизни можно найти лишь опытным путём. Так что чаще давай себе шанс пробовать что-то новое, даже если ты сомневаешься в поставленной цели. Пока ты не приступишь к её реализации, ты не сможешь убедиться в том, что она тебе подходит или не подходит. Терпи неудачи, совершай ошибки, разочаровывайся в своих убеждениях и ценностях, только так ты сможешь выяснить, что тебе нужно от жизни.

4. Прекращай заниматься всем, что вызывает у тебя скуку

Прекращай тратить своё время и свои силы на те занятия, которые вызывают у тебя скуку. Ты только истощаешь свои внутренние ресурсы вместо того, чтобы направлять их на действительно важные, отвечающие твоим ценностям и интересам задачи. Как только ты найдёшь в себе силы отказаться от всего, что тебя тяготит, у тебя появится куча возможностей проявить себя с новой стороны.

5. Представь, чем бы ты занимался, если бы у тебя не было необходимости работать

На самом деле, это очень сильное упражнение, которое поможет тебе понять, чего же ты действительно хочешь от жизни. Итак, представь: на твоём счету есть достаточно денег, чтобы в следующие 50 лет ты мог спокойно обеспечивать себя всем необходимым, при этом не работая. Да, это практически жизнь мечты любого человека, но ведь избавившись от работы, ты получаешь огромное количество свободного времени, которое нужно на что-то тратить.

Так вот задумайся, как бы ты проводил свои дни. Может быть, ты бы занимался благотворительностью, в совершенстве освоил какой-нибудь вид спорта, начал писать свою музыку или улетел в кругосветное путешествие. Будь предельно честен с самим собой, ведь в этих ответах и кроется твой смысл жизни.

6. Вспомни о том, в чём ты хорош

Возможно, в детстве или подростковом возрасте ты ходил в определённые кружки по интересам, посещал спортивные секции или даже сумел окончить музыкальную или художественную школу. Со временем у тебя могли смениться приоритеты, или ты перестал выделять достаточно времени на своё хобби, а может просто родители повлияли на твой выбор колледжа или университета, и тебе пришлось забыть о своих увлечениях.

В любом случае, если твоё хобби пришлось отложить, это не значит, что ты растерял все необходимые знания и навыки для того, чтобы заняться им вновь. Вдруг ты с детства мечтал стать графическим дизайнером или музыкантом, так вот, ты можешь легко воплотить свои мечты в жизнь сейчас. Прекрати искать оправдания своему бездействию, и помни, что никогда не поздно найти свой путь.

7. Определи, кому ты завидуешь

Возможно, у тебя есть друзья, знакомые, одноклассники или одногруппники, за жизнью которых ты следишь с интересом. Ты часто заходишь на их страницы в социальных сетях, читаешь их посты, смотришь их фотографии. Тебе кажется, что они живут идеальной жизнью, и ты даже испытываешь некую зависть и долю сожаления, что ты не на их месте. Внимательно присмотрись к этим людям, а точнее к тому, как они живут. Скорее всего, у них есть то, о чём ты так отчаянно мечтаешь, не признаваясь в этом даже самому себе.

8. Прекрати ограничивать себя чем-то одним

Кто сказал, что цель в жизни может быть только одна. Ты можешь одновременно хотеть от жизни и крепкую семью, и хорошую карьеру, и возможность путешествовать по миру. Просто прекрати ограничивать себя, пытаясь выбрать что-то одно. У тебя может быть целый список вещей, которые ты когда-либо хочешь сделать. И это здорово, потому что звучит, как готовый жизненный план, в который с течением времени ты можешь дописывать новые пункты.

9. Будь максимально честным перед самим собой

Часто за непониманием, чего ты хочешь от жизни, скрывается обычное желание угодить окружающим. Быть может, твой смысл жизни звучит для них слишком глупо, или противоречит их собственным взглядам и ценностям. Ты должен осознать, что только у тебя есть право распоряжаться своей жизнью. И если мнение окружающих людей заставляет тебя менять свои приоритеты, от этого в будущем будет хуже лишь тебе одному.

Представь такую ситуацию: когда-нибудь ты проснёшься и поймёшь, что вся твоя жизнь — дерьмо, и все твои решения были приняты из-за страха быть не таким, как все. Ты действительно можешь потратить кучу времени и сил впустую, пытаясь впечатлить тех, кому на тебя наплевать. А можешь жить так, как всегда того хотел.

10. Ищи смысл не в самой цели, а в процессе её достижения

Быстрых результатов не бывает, вот, что ты должен усвоить перед тем, как формулировать свои цели. Тебе должно нравиться не только то, что ты получишь в самом конце, тебя должен увлекать сам процесс достижения, сам путь к конечной точке. Если в тебе нет энтузиазма, и ты просто ждёшь, когда у тебя появится то, что тебе нужно, это не твоя цель. Не трать зря время и силы, а лучше постарайся найти то направление, которое тебе действительно интересно.

Источник

Самоопределение: поиск своего места в жизни

У каждого человека есть свое место в жизни, но не каждому удается его найти. Как понять свое предназначение? Как определить основные жизненные цели и ценности? Все это происходит только в процессе самопознания, который также называют самоопределением. Важно ступить в этот процесс и попытаться разобраться полностью, так как этот путь ведет к счастью.

Основы самоопределения личности

Что люди ищут в жизни. Смотреть фото Что люди ищут в жизни. Смотреть картинку Что люди ищут в жизни. Картинка про Что люди ищут в жизни. Фото Что люди ищут в жизни

Самоопределение – это сложный и многоступенчатый активный процесс понимания себя и своего предназначения, при котором проявляется сознательность и ответственность. Его результат – формирование жизненного пути.

Есть несколько основных видов самоопределения:

Каждый вид человек осваивает в определенный период жизни, и все они в итоге взаимодействуют друг с другом.

Личностное самоопределение

Личностное самоопределение – это необходимость найти собственную индивидуальность, одна из самых важных задач для любого человека. Личность должна осознать свою индивидуальность, уникальность, соотнести свои возможности и желания и сопоставить их с условиями окружающего мира. В итоге человек должен выбрать основные направления духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение личности

Человек должен определить смысл и цель собственной жизни, выявить главное содержание, понять, ради чего он живет. Цель жизни – это то, чего человек должен добиться, к чему он должен прийти в конце жизненного пути. Поиск смысла в жизни и цели – это сложный и достаточно длительный процесс, но необходимый.

Профессиональное самоопределение

Человек должен осознанно выбрать профессию. При этом нужно учитывать свои качества и особенности, возможности и требования к профессиональной деятельности. Бывает так, что человек понимает, что неправильно выбрал профессию. Но при этом не стоит опускать руки, всегда можно научиться чему-то новому, обрести ценные навыки и сменить профессиональную деятельность. Главное, чтобы это не превратилось в привычку и бесконечный бессознательный поиск себя в профессиональной среде.

Когда человек проходит первые три стадии самоопределения, наступают следующие. Определившись в профессии, с жизненными целями и собственной индивидуальностью, человек находит свое место в социуме. Далее он создает семью или не создает, если это противоречит его целям и принципам. Также существует религиозное самоопределение и еще несколько второстепенных видов.

Связь самоопределения и самореализации

Самоопределение – необходимый этап в процессе становления личности. Кроме того, без него человек не может самореализоваться. Ведь не понимая собственного предназначения, невозможно чего-то добиваться, показывать себя и применять свои умения и знания. Найдя свое место в жизни, человек становится успешным и счастливым, четко знает свои потребности и пытается их удовлетворить. И к этому необходимо стремиться.

Развитие самоопределения может занимать много времени. Чтобы ускорить процесс необходимо научиться разбираться в себе, в своих потребностях и возможностях, в эмоциях и отношениях, во взаимодействиях с окружающим миром. Для этого необходимо развивать мышление. Если человек верно мыслит, обладает осознанностью, он может правильно ставить цели и понимать свои потребности и желания. Научиться правильно мыслить помогает курс Викиум «Развитие мышления». Он станет отличным первым шагом на пути к самоопределению во всех аспектах.

Источник

Что человек ищет на своем жизненном пути? итоговое сочинение ЕГЭ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Что человек ищет на своем жизненном пути? 3 примера готового итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 класса к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Что человек ищет на своем жизненном пути? итоговое сочинение ЕГЭ для 11 класса с аргументами из литературы

Что же представляет собой жизненный путь человека? Жизненный путь — это период времени от рождения до смерти человека, линия жизни, по которой он идет для достижения целей. На протяжении этого пути человек ищет что-то, чтобы преодолев все трудности жизни, встречающиеся на его жизненном пути, обрести покой или получить что-то. У каждого свои нравственные принципы, поэтому каждый человек ищет на своём жизненном пути что-то своё. Кто-то хочет обрести счастье, завести семью, получить достойную работу, которая будет приносить не только материальные блага, но и радость от неё.

А кто-то ищет в жизни только материальную выгоду, становясь жадным и «мёртвым». Такие люди часто окружают нас, они теряют нравственные качества, пытаясь заполучить своё.

Размышляя над этим вопросом, сразу же вспоминаешь рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч». Главный герой произведения — Дмитрий Старцев — прибывает в город С. работать земским доктором. Что же он ищет на своём жизненном пути? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить его жизненный путь с момента его приезда в город, потому что у него появляются новые жизненные ценности. Поначалу Старцев — это молодой энергичный человек, который хочет развиваться и помогать людям. Он встречает Екатерину Ивановну и влюбляется в неё, при виде неё у него горят глаза и бьется сердце. Казалось бы, он находит то, что искал на своем жизненном пути, но его возлюбленная его отвергает. Он впадает в уныние, полнеет, становится одним из обывателей города. Он превращается в Ионыча, который уже ищет в жизни материальное благополучие. Он меняет своё отношение к окружающим, изменяя самому себе, преследует на своем жизненном пути другие цели.

Таким образом, каждый человек ищет разное в жизни, но не каждому удается это получить. И сбиваясь с пути, не получив того, чего хотелось, человек преследует более низкие цели. Всё зависит от самого человека и его внутреннего стержня, способности найти в себе силы противостоять жизненным трудностям, встать с колен и идти дальше к своей начальной цели.

Пример итогового сочинения ЕГЭ для 11 класса №2

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает жизненный путь. В моём понимании, это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни. Каждый человек выбирает свой жизненный личный путь, по которому он будет двигаться в будущем.

В доказательство моей точки зрения хотелось бы обратиться к произведениям художественной литературы. Яркий пример жизненного пути представлен в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Изначально автор описывает Петрушу Гринёва, как совершенно безответственного мальчишку, который мог и проиграть в карты крупную сумму денег и нагрубить своему слуге Савельичу, всегда помогавшему ему во всём. Но Пётр взрослеет, мужает, становится честным и верным офицером. Когда его друг Швабрин, который готов пойти на всё ради достижения своих целей, переходит на сторону Емельяна Пугачёва и присягает ему на верность, Гринёв не предаёт родину и даёт отпор своему врагу. Швабрин выбрал путь эгоистичного труса, в то время, когда Пётр Гринёв показал себя с лучшей стороны, демонстрируя всю свою честь, отвагу и уверенность, что вызывает восхищение у самого Пугачёва.

Таким образом, мы видим, какому жизненному пути придерживается Гринёв. Он, не смотря на вооружённость врага, не может предать свою страну и не переметнуться на сторону Пугачёва, что делает его верным и храбрым человеком.

Ещё одно произведение, которое мне хочется вспомнить, будет рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Для главного героя произведения материальное благосостояние является одним из самых важных целей в жизни любого человека. Всю свою жизнь он уделяет много времени работе, пытаясь получить всё больше денег. Он абсолютно убеждён, что миром правят деньги. Также он признаётся, что за всё время работы, он ни разу не испытывал удовольствия и счастья. Господин надеется, что у него наконец получится развлечься, поэтому решается поехать на отдых. Он тратит деньги на дорогие блюда, напитки, роскошный номер, но радости от этого совершенно не испытывает. Господин построил себе грандиозные планы на отдых, но их так и не удаётся реализовать, так как он внезапно умирает.

Итак, хочется сказать, что, зарабатывая крупные суммы денег, они не всегда могут сделать человека счастливым и подарить ему радость в жизни.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый человек сам находит свой жизненный путь и сам решает, что ему на этом пути нужно. Каждый выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его принципам и ценностям.

Пример итогового сочинения ЕГЭ для 11 класса №3

Жизненный путь — путь, который учит человека различать плохое и хорошее. Это дорога, что способна преподносить множество сюрпризов в виде невероятно крутых поворотов, потерь, внезапной радости. Однако в этом всем есть логика и ценность. Что же человек ищет на жизненном пути?

Я полагаю, что каждый из нас пытается получить ответ на вопрос о собственном предназначении. К осознанному возрасту мы перестаем в большинстве случае грезить о легких деньгах, узнаем, что такое работа и труд. Также человек может искать признание, уважение и славу. Это характерно для творческих личностей, что хотят оказывать влияние на людей с помощью творчества. Подтвердить собственное мнение я постараюсь примерами из литературных произведений.

Так, в книге «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Пьер Безухов оказывается в высшем обществе, где производит неизгладимое впечатление. Социум воспринимает его больше негативно, однако продолжает общаться с молодым человеком, ведь он является наследником большого состояния. Герой отличается наивностью, поэтому не сразу понимает истинную причину улыбок. Он даже женится на прекрасной Элен, о чем вскоре и пожалеет. В результате после череды разочарований Пьер Безухов начинает искать себя, подается в масонство, пробует стать помещиком.

Главный герой заслужил симпатии автора, ведь он никогда не сдавался, продолжал поиски даже при негативном итоге. Пьер на своем жизненном пути решил искать смысл собственного существования, что и смог сделать в конце, найдя любовь и построив семью.

Другой пример есть в книге «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов повествует о жизни крестьян, что задались одним единственным вопросом — «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Недавно освободившиеся от зависимости персонажи общаются с попом, ямщиком, трудящейся женщиной и теми крестьянами, которые когда-то прислуживали самодуру. Цель существования и всего жизненного пути заключалась для главных героев в поиске правды. Стоит отметить, что крестьяне выдвигали варианты ответов, демонстрируя настоящую заинтересованность. Герои уверены в счастье царя, попа, помещиков.

Таким образом, каждый желает получить ответ на определенный вопрос, найти собственное предназначение. Это часто становится идеей всей жизни, которая задает дальнейший путь человека. Герои книг также преследуют разные цели, в большинстве своем успешно достигают задуманное.

Источник

Как люди искали смысл жизни в самих себе и что из этого вышло

Что люди ищут в жизни. Смотреть фото Что люди ищут в жизни. Смотреть картинку Что люди ищут в жизни. Картинка про Что люди ищут в жизни. Фото Что люди ищут в жизни

До середины XIX века с поисками смысла было попроще. 90% европейцев были крестьянами. Даже если у них оставались силы на философские раздумья после решения проблем выживания и воспитания детей, после всех праздников, свадеб, пирушек и адюльтеров, то направление мысли им задавали церковь, король и нация. Не слишком многочисленная интеллигенция, читавшая Аристотеля, Канта и Шопенгауэра, тоже молилась и сражалась, чувствовала себя в долгу перед отечеством и помыслить не могла, что американец, немец, француз и англичанин могут быть частью одного военного союза.

К началу XX века всё изменилось. Ницше объявил о «смерти Бога». Две мировые войны выморозили идею превосходства «великих наций». Прогресс не оставил камня на камне от уютного обывательского мирка русалок, домовых и мироточащих икон. Но естественные науки оказались непригодны для понимания смысла человеческого существования. А наше неповторимое «я» выглядело единственной областью, где ещё теплилась надежда его найти.

Борьба за самомнение

Казалось бы, что за странная затея искать во всём смысл? Вы же не ищете его в приглашении к другу на день рождения. Вы едите, пьёте, самовыражаетесь, а когда силы оставляют вас, просто уходите довольным. Если вам интересно жить и многое получается, то что ещё нужно? Но с точки зрения эволюции человечеству для развития требуется что-то большее, чем поиск наслаждений. Колумб и Магеллан совершали свои путешествия, чтобы их заметил Бог. Нельсон и Нахимов старались ради своих наций. Маргарет Тэтчер, проводя неолиберальные реформы, объясняла: «Экономика – это метод, а цель – изменить душу». И далеко не только она беспокоилась, что к 1980‑м люди на Западе зациклились на себе и привыкли к халяве.

Имени Джона Васконселлоса не сыскать ни в одном учебнике философии. Хотя этот политик из штата Калифорния 37 лет был паровозом одной из главных гуманитарных идей современности, в разгар холодной войны пропагандировавшим её в Ливии, Северной Корее и Верховном Совете СССР. Васко, как его называли, считал смыслом жизни высокую самооценку. Просто до гениальности: если ты ценишь себя, ты и к другим относишься уважительно, лучше работаешь, больше платишь налогов и в итоге делаешь свою страну процветающей. Человек с высокой самооценкой не будет воровать, халтурить, бахвалиться, плести в курилке заговоры против коллег – он выше этого.

По сути, это идеал гражданина, каким его представляли ещё Платон и Аристотель. Но они не поднимались до таких обобщений: если ты думаешь, что ты лучше всех, то ты постепенно становишься лучше всех! Племенные правила игры как раз требовали быть с большинством и слушать старших. Но модель общества в самом богатом американском штате к 1970‑м ушла от традиционного образца дальше некуда. А Васко не просто принёс калифорнийцам благую весть, как Христос, – он ратовал за щедрое финансирование мер по укреплению самовосприятия.

Группа исследователей Калифорнийского университета изучала вопрос несколько лет и в итоге обнародовала вывод: «Недостаточно высокая самооценка – это ключ к личным и социальным проблемам общества. Многие, если не большинство трудностей возникают именно из-за недооценки себя индивидуумами. Люди с нормальной самооценкой производят блага и платят налоги. Люди с низкой самооценкой эти налоги потребляют». Учёные утверждали, что плохое мнение о себе – причина беременности несовершеннолетних, травли одних подростков другими, неуспеваемости, алкогольной и наркотической зависимостей.

На несколько лет повышение самооценки стало важнее снижения государственного долга. Было сформировано 50 отделений Национального совета по вопросам самооценки в США и 11 международных. К 1994 г. не менее 30 штатов приняли 170 нормативных актов, направленных на формирование и поддержку высокой самооценки. «Не важно, чем ты занимаешься, важно, какой ты» – кричали уличные плакаты.

Подсудимым по делам за наркоту вручали брелоки, чтобы они не чувствовали себя отверженными, а прошедших реабилитацию встречали пончиками и аплодисментами. Подстроились проповедники: «Если вы не любите себя, вы не можете верить в Бога». Полиция Мичигана искала очередного маньяка, которого описывала как «мужчину 30 лет среднего телосложения с низкой самооценкой».

В школах начали давать такие темы сочинений: «10 качеств, которые мне в себе нравятся» или «Что делает меня особенным». Для исправлений в тетрадях использовали сиреневые чернила вместо красных. Школьные власти Массачусетса обязали на уроках физкультуры прыгать на скакалке без скакалки, чтобы не травмировать самооценку неловких детей. До лазания по канату без каната вроде бы не дошло, но вместо побед школьников стали награждать за участие. Позднее над этим стебались в комедии «Знакомство с Факерами», где в «зале славы Гейлорда» висят плавки, в которых он завоевал 14‑е место в классе по плаванию. Тем не менее к середине 1990-х каждый четвёртый диплом в колледжах выдавался с отличием, хотя общенациональные результаты Академического оценочного теста снизились, а 15 лет назад отличников было менее 8%.

Но как бы смешно ни выглядела порой эта борьба за самомнение, она куда человечнее нашего «Я – последняя буква в алфавите». Проблема в том, что исследование Калифорнийского университета, которое вывело движение самооценки на федеральную орбиту, оказалось подложным.

Журналист и писатель Уилл Сторр доказал: идеалист Васко надавил на универ, которому штат давал деньги, – и получил нужные для себя результаты. «Моим главным мотивом была преданность Калифорнийскому университету», – оправдывался потом шеф исследователей доктор Нил Смелзер. «Когда мы внедряли такую политику, то опирались на многочисленные исследования», – хором пели чиновники от образования. «Все, кто об этом писал, цитировали кого-то другого. Я проверял источник, а в нём цитировался ещё кто-то», – рассказывали журналисты и учёные по результатам разбора полётов.

До сих пор не выявлено никакой корреляции между повышением самооценки и успеваемостью. Трудное детство не является важным фактором развития алкоголизма. Клише о хулигане с низкой самооценкой не подтвердилось современными исследованиями. Скорее к агрессии ведёт «эгоизм, оказавшийся под угрозой». Многие домашние насильники оказались крайне высокого мнения о себе, а кулаки в ход пускали, когда домочадцы позволяли себе в их величии сомневаться. Кстати, Гитлер тоже отличался высокой самооценкой и был крайне инициативен.

Эта история о многом напомнила обществу. Мир изменился со времён Сенеки или Спинозы: нынче игра со смыслами непременно уводит от чистой философии в мир корпораций, политиков и идеологий, где мечтают либо что-нибудь нам продать, либо мобилизовать нас в очередной поход. А самая очевидная на первый взгляд идея (например, что высокая самооценка – это хорошо) на поверку оказывается не такой очевидной. И какую бы медвежью услугу ни оказал индивидуализму Васко, только личными усилиями можно отыскать в жизни хоть что-то подлинное.

Другое дело, что наш мир полон раскрученными заёмными смыслами, снять обёртки с которых сложнее, чем сто лет назад. В любом книжном магазине сотни предложений «как перестать сомневаться в собственном величии и сделать свою жизнь грандиозной». А история Джона Васконселлоса почти неизвестна за пределами Штатов. Геймифицируемая экономика заставляет нас всё сильнее стремиться к идеалу, ловко подводя базис под надстройку.

В итоге мы вечно занимаемся самобичеванием, чувствуя, что не идеальны. Наша культура заставляет нас внимать вымыслу, будто мы являемся чистой доской и можем вылепить из себя что угодно. На пике развития цивилизации мы втупую игнорируем сложность человеческого поведения.

Фотографирование себя для всеобщего обозрения ради комментариев и лайков стало устойчивым феноменом. А люди, с такой лёгкостью пристрастившиеся к селфи-культуре, были детьми поколения самооценки. «Ты невероятна. Твоя улыбка изменит мир» – слышали они с пелёнок. А сегодня нервно ждут одобрения подписчиков на своё новое фото в социальной сети. Всплеск эгоцентризма, похоже, сопровождается у них резким ослаблением эмпатии, хотя бесспорных научных доказательств этому не представлено. Но, пойдя учиться, они называют несогласие с их точкой зрения «насилием» и «оскорблением», требуя уволить «токсичных» педагогов и отменить «разрушающие» их предметы, для изучения которых нужны усилия.

Тут и ответ на вопрос, почему смысл жизни до сих пор ищут. Во-первых, никаких однозначных ответов не найдено. Во-вторых, уже XX век стал эпохой, в которой нельзя жить, не проделав работу переосмысления. А философия – это техника, способ делать мир приемлемым для обитания человека.

В 1970-х психологи под руководством доктора Уильяма Коулсона вовлекли в исследование на тему самооценки 615 католических монахинь. В течение года половина из них отказались от пострига. Женщины не хотели больше подчиняться ничьим указаниям, кроме велений внутреннего «Я». Они стали более открытыми, меньше лгали и не скрывали своих суждений.

Минус Бог

Многие задаются вопросом: а чем плохи старые истины? Ведь сказано же в Библии: не укради, не убий, не прелюбодействуй – что ещё нужно? Но по мере усложнения мира именно простота библейских формулировок делала их неработающими. Что значит «не убий»? Не убий грабителя, лезущего в твой дом? Не убий иноземцев, штурмующих твой город? А если барон и священник натравливают тебя самого идти мочить и грабить иноземцев? Или собственных соседей, которые неправильно верят в Бога? Иисус полагал прелюбодейством женитьбу на разведённой, а к XX веку развод уже не был исключительным событием. Родители часто становились врагами эмансипированных детей, и почитать их никак не получалось.

Среди горожан Европы распространилось убеждение, что христианство было просто одним из этапов моральной эволюции, древней попыткой объяснить устройство мира. А наука – продолжение той же работы на более надёжных основаниях. А значит, потеря веры – это рост. Для Чехова сама идея спасения была ложной, поскольку отвлекала людей от улучшения материальных условий жизни. Ведь библиотека или обед с другом дают нашей жизни не меньшую полноту, чем молитва и посещение церкви. В общем акт веры перестал соответствовать опыту людей, но наука оставила позади себя пустоту в нравственной сфере.

Это потом оно станет гитлеровским «комсомолом». А пока не только в Германии юнцы в стремлении к «свободному развитию духа» отказывались от родителей, школьного обучения и буржуазных обычаев. Доверие, нравственная амбиция, социальная надежда – это новая Троица начала прошлого века. Смысл виделся в справедливом отношении друг к другу, которое казалось вполне достижимым. Провозглашалось, что у жизни нет другой цели, кроме как прожить её с величием, употребляя волю к власти для обретения интенсивности существования. «Занять дионисийскую позицию относительно бытия», как писал Ницше.

Поэзия считалась естественной наследницей религии, которая интенсифицировала ощущения. Поэты Малларме, Рильке, Йейтс выглядели рыцарской элитой с претензией на благородство и идеализм: «Всякое искусство есть страсть и прославление жизни». Прогресс виделся идеалистам медленным умиранием сердец, а им требовалось найти слова для глубочайших чувств людей – вот и смысл для всех и каждого. Почему же это всё не зашло? Почему сегодня ни Уильям Батлер Йейтс, ни Райнер Мария Рильке не вдохновляют поколение селфи?

Потому что случилась Первая мировая война, которую продавцы книг тогда называли «европейско-ницшеанской». Немецким солдатам раздавали десятки тысяч экземпляров «Так говорил Заратустра» в особо прочном переплёте, а мечты о героизме, экстазе и превращении в сверхлюдей питали юношей по обе стороны фронта. Их жажда подвигов приближала войну не меньше амбиций императоров.

Почти все властители умов считали, что война станет победой духа над материей. «Человечество нуждается в подрезке ветвей, в кузнеце, который выкует новую форму мира» – в таком духе высказывались Бердяев, Скрябин, Стравинский, Пруст, Фрейд, Бергсон, Юнгер. Но удалые кавалерийские атаки в той войне не прижились, а мечты об экстазе увязли в окопах в Бельгии, где линия фронта практически не двигалась четыре года. К тому же идеалисты первыми гибли под пулемётными очередями.

Как теперь известно, война открыла ворота в большую политику коммунистам и фашистам. И вплоть до новой мировой мясорубки стало модно искать смысл жизни не в красоте и великодушии, а в различных формах коллективизма. Например, для идеолога нацистов Альфреда Розенберга раса была единственной силой, способной противостоять основным факторам распада: индивидуализму и универсализму. Но после Нюрнбергского трибунала способы самопонимания человечества через классы, сообщества, народ и церковь снова обессмыслились. В моду входит «тепло действий», которое мы создаём сами в холодной Вселенной.

Читатель вправе удивиться, глядя, как людей мотыляет из одной крайности в другую. Как представления о смысле жизни могут меняться каждые 10–15 лет? Почему ничего подобного веками не происходило с верующими людьми, идущими за свои убеждения в катакомбы и на костёр? Не говорит ли это о формальном характере смыслов, порождённых неверующими после «смерти Бога»?

Некая реабилитация религии действительно наметилась после войны. Интеллектуалы от Камю до Мальро признают, что без Бога человеку «чего-то не хватает». А при наступлении очередного финансового кризиса люди начинают чаще молиться. Религия веками исправно поставляла культуре моральные символы, которые помогали людям радостно жить среди пугающей бессмыслицы. А наука эту задачу не потянула. В конце концов, можно не быть христианином, но сохранять приверженность этической стороне христианства – не убивать, не воровать.

Так рассуждали философы 1960-х. Однако и речи не шло, чтобы вернуть пасту обратно в тюбик. Процент приверженцев традиционного католичества и лютеранства в Европе устойчиво снижается более полувека. Люди уходят от религии как института с совместным богопочитанием к самодельной духовности вне формальных структур. Нью-эйдж стал шведским столом духовных замен христианству: тут дзен-буддизм, астрология, мистика, психология. Тут можно признавать 10 заповедей, но не признавать первородного греха, отказываться есть мясо животных, но призывать к уничтожению кубинских коммунистов.

Когда мы читаем про рок-музыку, хиппи, психоделию и Вудсток, все эти «дети цветов» могут показаться бесконечно глупыми деградантами. Но они лишь следовали за главным смыслом своего времени – пытались перестать заморачиваться. Смысл так и формулировали: «Перестаньте думать!» Считалось, что только освободив бессознательное, мы начинаем жить полной жизнью, выражая и развивая все стороны нашего «Я». Наш разум работает как охранник, не позволяя важнейшим идеям проникать в сознание и увидеть хрустальный корабль Джима Моррисона. Освободить себя можно только благодаря спонтанности. Жить не защищаясь, не оправдывая и не оценивая себя. Употреблять наркотики означало быть передовым человеком – обмануть «охранника», принять перемены и построить внутри себя новый мир.

Со временем наркотики стали косить идеалистов не хуже пуль и снарядов, и людям опять понадобились новые смыслы жизни. Но неужели их можно производить до бесконечности? Пришло ли человечество к формированию сколько-нибудь устойчивых ценностей?

В поисках идеала

Если почитать, что говорят современные философы о смысле жизни, то первое чувство – недоумение. Неужели это всё, на что мы способны? Тысячи лет потрясений, трансформаций и революций с морями крови, чтобы на выходе услышать, что смысл жизни – в достоинстве, а жизнь должна быть выступлением – морально и этически прекрасным.

«Ценность жизни в том, чтобы жить хорошо, как мы видим ценность в том, чтобы хорошо петь, рисовать или плавать», – пишет Рональд Дворкин. «Нельзя оставаться пассивным перед вызовом тому, что я считаю вызовом достоинству. Нет ценности более важной, чем выбирать и поддерживать то, во что веришь» – читаем у Ролло Мэя. «Человек есть усилие быть человеком. Нет усилия – неизбежна деградация», – учил Мераб Мамардашвили. Разве не похожие истины изрекали древние греки? Неужели с тех пор мы не сыскали в себе чего-то более грандиозного?

«АН» не претендуют на знание единственно правильного ответа. Но, может быть, эти тихие душевные смыслы лучше всего отражают человеческие потребности, когда барабаны не зовут нас в крестовый поход за веру, рабочий класс или расширение жизненного пространства. В одном можно не сомневаться: устояться «мелкотравчатым» ценностям не дадут. Ведь каждая благополучная эпоха (и в 1910-е, и в 1960-е) взрывалась идейным протестом детей, войнами или наркотиками. Проверено: «буржуазным» трудолюбием и достатком сердец не воспламенишь. А без огня смысла не бывает.

Чем неопределённее будущее с его цифровыми технологиями, роботами и глобализацией, тем сильнее человек хочет вернуться в понятное прошлое с его делением на своих и чужих, борьбой за территории и ресурсы, вождями и государством как высшей ценностью. И мало кто помнит, как, сидя по самую шею в государственных и классовых интересах, люди собирались на кухнях, чтобы помечтать о свободе, достоинстве и приватности. Возможно, в смене этих циклов тоже есть какой-то смысл.

Все мы поголовно спорим, каким оно будет и что в нём будет цениться. Что есть некие «вечные ценности» – самый распространённый и, скорее всего, неправильный ответ.

В 1949 г. психолог Эрих Нойманн предложил концепцию «новой этики». В этом определении пафоса оказалось больше, чем смысла, но одну фундаментальную вещь Нойманн ухватил: нельзя делить все свойства человека на «хорошие» и «плохие», на достоинства и недостатки. Все наши стороны важны, а способность изживать так называемые пороки весьма ограничена.

Второй важнейший момент в послевоенной ревизии этики – на ценности влияет эпоха. Например, в нашу цифровую эру приватность уходит в прошлое, наши поступки и слова навсегда фиксируются в виртуальном облаке. Весь мир обсуждает разлив нефти в Мексиканском заливе, о котором сто лет назад даже не узнал бы. Ценность жизни в постиндустриальную эпоху другая: ниже рождаемость, лучше медицина, меньше войн.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *