Что максимально обостряет восприятие архитектурного образа
Структура эстетического восприятия архитектурной формы
Целостность (единство) является важнейшей чертой образа и выступает как ведущий принцип архитектурной композиции («основной закон» композиции). Принцип целостности (единства) композиции соответствует принципу синтетического целостного отражения объекта, рассмотренному нами при описании логической структурной модели восприятия и познания. (Выраженной формой целого является чувственный образ в его движении от первоначального зрительного образа на интуитивной стадии восприятия до предступени художественного образа.
Специфика первоначального зрительного образа, соответствующего интуитивной подсистеме ступенчатой логической модели, может быть выявлена с помощью экспериментальных данных и теоретических положений, полученных в естественнонаучной области. Такое описание зрительного образа с помощью моделей естественнонаучном сюжете имеет следующее значение.
Во-первых, стадийности восприятия требует рассматривать архитектурную форму не только как соответствующую форме ее воспроизведения на завершающей стадии восприятия, но и как содержащую предшествующие зрительные образы, соответствующие состояниям формы в ее движении от сигнала-раздражителя до знака-носителя художественного образа. Специфика этих образов (или точнее видоизменений Образа в процессе «вычерпывания» из объекта нового содержания) должна быть изучена архитектором, управляющим процессом эстетического восприятия и мышления через создаваемую им форму.
Во-вторых, первоначальный (Зрительный образ может служить (с учетом необходимых методологических ограничений, не допускающих сведения высших форм к низшим) своеобразной моделью архитектурно-художественного образа. Ценность этой модели заключается в том, что она опирается на фундаментальную естественнонаучную область знания. Важно отметить, что с точки зрения направленности процессов эстетического восприятия (но не его результатов) не существует пропасти между архитектурно-композиционным образом и художественным образом в архитектуре. Первый представляет собой оформленную предступень художественного образа, способную к самостоятельному существованию в рамках конкретного архитектурного произведения.
Наконец, выявленная структурная определенность процесса сложения художественного образа и соответствующая характеристика архитектурной формы могут быть положены в основу формализации языка анализа архитектурно-художественной формы (архитектурно-художественной критики). Логическая ступенчатая модель, предпосланная теории анализа и критики, как и «спектральная» модель, составляет базу метаязыка теории, элементы которого могут непосредственно не участвовать в описании художественного явления. Наличие же метаязыка является необходимым условием построения семантической теории.
Изучение зрительного образа как проявления синтетической цельности восприятия архитектурной формы было начато в Баухаузе и Вхутемасе. Исследования геометрического образа во Вхутемасе в связи с поисками выразительности формы были, как отмечено, ценным вкладом в эстетическую теорию архитектуры.
Сегодня эти исследования могут опираться на результаты, полученные в кибернетике, психологии, семиотике.
В основе психологических моделей механизма восприятия лежит представление о том, что восприятие протекает как взаимодействие двух встречных потоков: один—от объекта, другой— из глубины памяти субъекта как результат отражения его прошлого чувственного опыта. Это положение было оценено еще В. /Гропиусом как имеющее фундаментальное значение для эстетической теории архитектуры К Экспериментальное (подтверждение и теоретическое развитие оно получило в современной психологии, в частности, в исследованиях советских психологов (А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и др.), основывающихся на гипотезе уподобления. (Процесс восприятия рассматривается здесь как взаимодействие двух встречных потоков, во время которого происходит непрерывная «борьба о иллюзиями», возникающими при переборе в памяти «эталонов» — «оперативных единиц восприятия». Согласно А. В. Запорожцу, процесс может быть рассмотрен таи же, как «перекодирование», («перевод получаемой информации на собственный «язык» оперативных единиц восприятия, признаки которых хорошо известны субъекту и функциональное значение освоено. Так им образом, одновременно с уподоблением субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту».
Основываясь на гипотезе уподобления и на развивающих ее исследованиях, можно предположить, что соотношение формы и соответствующего эталона существенно влияет на направленность процесса по пути эстетического восприятия. Эстетическое восприятие оперирует, вероятно, своим «алфавитом» образов — специфическим набором оперативных единиц — эталонов. Среди них следует выделить единицы «первого рода», исследованные еще гештальтпсихологией.
everytecture
Everytecture
зритель vs.
ВСЕ ПЯТЬ ЧУВСТВ В АРХИТЕКТУРЕ
Архитектура – особый вид искусства, как ни крути. Одна из её важных особенностей заключается в том, что в восприятии архитектуры играют существенную роль все чувства, которыми обладает человек. Конечно, сейчас уже очень часто используют приём воздействия на всё и сразу, устраивая, например, специальные перфомансы. Однако архитектура такая, какая она есть, сама по себе, она просто так рождается совершенно естественным образом.
[ Архитектуру можно видеть, слышать, осязать, обонять и даже пробовать на вкус. ] Архитектуру можно видеть, с этим не поспоришь, и если вы смотрите на архитектурное сооружение со стороны, то, наверное, этим всё и ограничивается. Если же вы подошли близко, да ещё и оказались внутри, то никуда не деться от прочих ощущений, которые вы, может, и не фиксируете в своём сознании, но которые неминуемо определяют образ, складывающийся у вас в голове. И в этом смысле знакомство с архитектурой похоже на знакомство с человеком.
Архитектуру можно слышать. Самый яркий пример – это, конечно, величественные соборы, где каждый неосторожный шаг – гром, а шёпот приобретает совершенно особую весомость. Недаром в книгах так часто можно встретить слова «под его гулкими сводами…». Да, своды соборов – гулкие. Ещё пример – архитектура молчаливая, архитектура безмолвия, пусть даже и условного. Часто она бывает с такими толстыми массивными на вид стенами, что начинаешь слышать даже стук собственного сердца, даже мысли. Еврейский музей в Берлине – что почувствуешь, оказавшись там в одиночестве?
фото: http://lebendeinberlin.blogspot.ru/2015/02/judisches-museum-berlin-i.html
Архитектуру можно осязать. Вы прислонились к холодной каменной стене или к тёплой деревянной. Ощутили под ногами жёсткие каменные плиты или податливый паркет. Разница есть, и она влияет на наше впечатление с огромной силой. Если вы вдруг этого не замечали, то попробуйте обратить внимание. Скорее всего, каждое значительное здание в вашей жизни имеет тактильный образ.
Архитектуру можно обонять. Тут и просто запахи материалов – как вкусно пахнет деревом в Концертном зале Мариинского театра! Тут и запах ладана в церквях, и характерный запах метро, и намеренная ароматизация пространств в общественных зданиях. В отелях, например, распыляют специально созданные для них ароматические композиции, которые навсегда оседают в подсознании и начинают ассоциироваться с запахом путешествий. Говорят, при строительстве многих мечетей в цементирующий раствор добавляли мускус, поэтому их стены до сих пор источают этот волнующий аромат.
фото: http://kontsertnyy-zal-mariinskogo-teatra.muzkarta.info/
Архитектуру можно попробовать на вкус. Кому-то может это показаться притянутым за уши, но, обоняние и вкусовые ощущения очень тесно связаны даже на уровне физиологии. Не говоря уже о том, что у каждого есть годами выработанные ассоциации «запах-вкус», «зрительный образ-вкус». Получается, что слова «архитектура имеет вкус» не лишены смысла. Просто зачастую невозможно описать это ощущение в простых категориях типа «горький», «солёный», «как груша».
Дворцово-парковый комплекс Альгамбра в Испании – просто находка для тех, кто желает ощутить всё разнообразие архитектурных впечатлений. Лёгкий, едва слышный отзвук шагов по дворцовым комнатам сменяется там журчанием воды. Камни ограждений и крепостных стен – пористые, шершавые и горячие, но не обжигающие даже на жгучем солнце. В саду витает аромат роз, кипарисов и воды, просачиваясь во внутренние помещения.
Несколько лет назад мы начали мечтать об Альгамбре, благодаря одному архитектору, который не только показал снимки этого места, но и рассказал запоминающуюся историю. Альгамбра показалась ему прекрасной, но самое яркое ощущение пришло, когда, изнывая от полуденного испанского зноя, он опустил руку на перила одной из парковых лестниц и кончики его пальцев окунулись в прохладный ручеёк. Что ж, в Альгамбре мы побывали, ручеёк нашли. И ощущение самого настоящего волшебства тоже.
Включайтесь в игру, наблюдайте за архитектурными ощущениями!
Архитектура и психология
Автор: Андрей Калашников
Член Президентского совета СРО «Союз психотерапевтов и психологов», психолог, руководитель сервиса психологической поддержки трудовых коллективов
Как проектирование воздействует на людей и какие положительные психологические эффекты таит в себе продуманный архитектурный дизайн
По просьбе редакции За-Строй.РФ я сделал обзор материалов из зарубежных источников на тему психологического воздействия архитектурного проектирования. Предлагаю ознакомиться с результатом моей работы читателям сайта.
Взаимодействие между архитектурным проектированием и психологией человека значимо, но остаётся в значительной степени незамеченным или даже игнорируемым как в индустрии проектирования, так и за её пределами. Более того, взаимосвязь между архитектурой и психологией не только косвенная, но и двунаправленная. С одной стороны, успешный дизайн оказывает явное психологическое и физиологическое воздействие. С другой стороны, психология, человеческий опыт и функция наших неврологических систем – всё это играет важную роль в том, что мы воспринимаем как успешный дизайн.
А стресс всегда рядом
Архитектура зародилась как средство защиты, как убежище от окружающей среды. Постепенно она превратилась в форму искусства, в которую были введены субъективность, творчество и красота. Сегодня мы наблюдаем, как архитектура снова развивается, на этот раз из формы искусства в предмет психологического исследования и целенаправленной реализации, ориентированной на психологическое благополучие. Изучение психологических эффектов архитектурного и интерьерного дизайна важно из-за их огромного влияния на эмоциональное и психологическое благополучие людей.
Чтобы понять, как архитектурный дизайн и дизайн интерьера влияют на психологию людей, важно сначала понять, по крайней мере на базовом уровне, психологическое воздействие определённых стимулов на человеческий мозг.
Наслаждение – это чувство счастья, удовлетворения и удовольствия. Однако способы, которыми может быть достигнуто это чувство, являются субъективными и эволюционировали по мере того, как наши интересы как людей развивались, и наши доступные ресурсы изменялись.
Поскольку стресс стал таким заметным фактором в современной жизни, а последствия стресса для здоровья теперь хорошо известны, для борьбы с ним используются такие стратегии, как психологическая терапия, медитация, наркотики и многое другое. Хотя существует много противоречивых мнений о том, какой из вышеперечисленных методов наиболее эффективен, все согласны с тем, что снижение стресса, по крайней мере, до некоторой степени возможно. Здесь чрезвычайно актуальны архитектурный дизайн и дизайн интерьера, а также их положительное психологическое воздействие.
Ритмы архитектуры
Архитектурный стиль со временем эволюционировал по мере того, как менялись предпочтения широкой публики и открывались новые материалы и строительные процессы. Некоторые стили были модой, которая быстро приходила и уходила, в то время как другие выдержали испытание временем и существовали веками, даже оказывая влияние на современную архитектуру сегодня.
Что отличает сохранившиеся архитектурные стили от уже несуществующих? Считается, что «красивое» здание состоит из трёх компонентов: формы, удобства и красоты. Хотя слово «красивый» в своей основе субъективно, чувство, связанное с ним, универсально. Видя то, что мы определяем, как прекрасное, мы испытываем удовольствие. Чувство удовольствия является результатом выброса окситоцина и эндорфинов в наш мозг. Если единственная цель зданий – форма или место, где люди могут просто собираться для какой-то конкретной цели, почему тогда у них будет возможность положительно влиять на нас физиологически? Опять же, ответ основан на эволюции.
Здания, доставляющие нам чувство удовольствия, – это те здания, которые включают архитектурные элементы, которые наш мозг распознаёт как имеющие характеристики, аналогичные тем местам, которые помогали нашим предкам выжить. Таким образом, важно определить, какие конкретные характеристики или паттерны наш мозг ассоциирует с этими атрибутами выживания и почему.
Модели (шаблоны, паттерны) уже давно являются предметом человеческого любопытства, и мы успешно адаптировали их для использования в нашей способности планировать наперёд. Наш мозг распознаёт закономерности несколькими способами. Первый, известный как сопоставление признаков, заключается в том, что входящая информация о шаблоне разбивается мозгом на части, которые затем сравниваются одна за другой с частями ранее сохраненного шаблона. Сопоставление прототипа похоже на сопоставление признаков, за исключением того, что наш мозг не сопоставляет входящий шаблон с сохраненным шаблоном, он пытается связать входящую информацию с определёнными характеристиками известного прототипа. Человеческий мозг так долго использовал распознавание образов как форму выживания, что стало чем-то, что мы подсознательно делаем ежедневно.
Хотя ваше сознание может не осознавать, что чувства, которые он испытывает, вызваны закономерностью или отсутствием таковой, наша физиологическая система действительно приводит к той же симпатической или парасимпатической реакции, которую испытывали наши предки.
Важность рисунка выходит за рамки способности распознать буквально что-то вроде жилища или дома. Это также важно из-за своей эстетической реакции на красивую архитектуру. Образец в архитектуре часто называют ритмом. Это то, что заставляет взгляд перемещаться от одной фокусной точки к другой (например, от одной части комнаты или дома к другой). Он не только привлекает внимание, но и способствует красоте объекта (дома или комнаты).
В архитектурном мире есть четыре категории ритмов: чередование, повторение контрастирующей пары; прогрессия, увеличение или уменьшение размера элемента в шаблоне; повторение, непрерывное повторение одного элемента; и переход – использование линии, по которой глаз может непрерывно следовать от одной точки к другой.
Мы считаем, что здания, которые включают в себя определённые эстетически приятные узоры или ритмы, более красивы, потому что наш мозг обусловлен эволюцией, чтобы связывать эти узоры с безопасностью, благополучием и выживанием.
Как отмечалось ранее, такое восприятие приводит к высвобождению окситоцина, эндорфинов, что приводит к ощущению удовольствия. Это, в свою очередь, помогает восстановить наше тело, иммунную систему, теломеры клеток и так далее, что полезно как для психического, так и для физического здоровья. Имея эту информацию в качестве фона, мы теперь можем понять архитектурный успех некоторых исторических зданий.
Вдохновение природы
Многие из зданий, получивших наибольшее признание критиков, были построены по образцам, имитирующим естественную среду, из которой мы пришли. Храм Святого Семейства, спроектированный Антонио Гауди, – экстравагантный собор, расположенный в Барселоне, Испания. Строительство началось в 1882 году, но, поскольку детали здания настолько изысканные, предполагается, что здание не будет полностью завершено до 2026 года.
Вдохновением для собора Гауди послужил лес и множество деревьев, из которых он состоит. При входе в собор человека встречают сотни колонн высотой 78 футов, которые разветвляются на вершинах и сходятся в потолке и друг в друге, как переплетающиеся ветви навесов деревьев.
Национальный театр Тайчжун, расположенный на Тайване, спроектированный Тойо Ито, напоминает естественное образование скал. Современный стиль здания, его мягкие округлые изгибы и использование нейтральных землистых тонов призваны показать скалы в их естественной обстановке.
Проект Эдем в Корнуолле, Англия, состоит из нескольких прозрачных куполов, в которых обитают самые разные растения. Архитектор Николас Гримшоу черпал вдохновение в пузырьках, благодаря которым полупрозрачные купола легко сосуществовали с окружающей природой. Все три здания известны своей красотой.
Одна из основных причин, по которой мы воспринимаем эти здания как красивые, заключается в том, что наш мозг обрабатывает сенсорную информацию, которую он получает от них, и соотносит её с закономерностями, которые ранее доказали свою эволюционную полезность в природе. Тем не менее, поскольку это распознавание образов происходит на подсознательном уровне, большинство зрителей не осознают нейропсихологические и физиологические основы восприятия этого чувства прекрасного. Такая же физиологическая реакция может произойти, даже если сходство здания с окружающей средой не так очевидно, как в приведённых выше примерах.
Способность архитектуры и дизайна воздействовать на наши эмоции сложнее, чем архитектура, просто имитирующая природу. Типы шаблонов, используемых в дизайне, также играют важную роль в нашем восприятии. В частности, здания, которые большинством людей считаются красивыми, демонстрируют вариации определённого вида узора, известного как сетка из девяти квадратов.
Сетка из девяти квадратов – не недавно открытое архитектурное явление. Древние азиатские культуры использовали его, поскольку считали его имеющим космологическое значение. На Ближнем Востоке считается, что он олицетворяет изначальную и совершенную форму, и он широко использовался в эпоху Возрождения и неоклассицизма. Корневой образец сетки из девяти квадратов состоит из сетки 3 x 3 с централизованным пространством (средний квадрат), окруженным внешней зоной (внешние 8 квадратов). Однако, поскольку люди по своей природе видят закономерности в большинстве вещей, существует множество вариаций сетки из девяти квадратов, которые производят тот же эффект. Это связано с тем, что сетка из девяти квадратов – это не столько сами квадраты, сколько разделение пространства, которое создаёт квадраты.
Шаблон можно применить ко всему: от планов городов до экстерьеров зданий и поэтажных планов. Центр сетки из девяти квадратов был использован в плане квартала Барселоны, а также базилики Святого Петра в Риме, которая использует центр сетки из девяти квадратов, а также четыре угловых квадрата. Греческий Парфенон, Римский Пантеон и Тадж-Махал в Индии также являются примерами сетки из девяти квадратов. Эти здания являются важными ориентирами как из-за их общепризнанной красоты, так и из-за того, что они выдержали испытание временем, как физически, так и метафорически.
Парфенон находится в Афинах (Греция), и был построен между 447-м и 432-м годами до нашей эры так, чтобы смотреть на него только снаружи, и зрители могли заглянуть внутрь только через внешние колонны.
Пантеон в Риме, Италия, как полагают, был построен около 120-го года нашей эры и имеет высоту и 142 фута в диаметре. Он использует сетку из девяти квадратов у входа в здание, а также на основном плане здания, который просматривается с высоты птичьего полёта.
Наконец, Тадж-Махал, который некоторые считают одним из семи чудес света, был построен между 1628-м и 1658-м годами. Он также включает в себя два узора из девяти квадратов: один в 9-ти арках в передней части здания, а другой внутри центральной арки фасада.
Эти примеры иллюстрируют важность узора «сетки из девяти квадратов» как важной исторической архитектурной концепции. Эти здания также показывают, насколько структурно прочен узор, поскольку они сохранялись веками. Их общепризнанная красота показывает, насколько психологически паттерн девяти квадратов оказывает влияние на человеческий мозг. Частота её использования является результатом благотворного психологического воздействия паттерна, закодированного в человеческом мозгу и, следовательно, в умах архитекторов, создавших эти здания.
Ещё один важный фактор, способствующий популярности сетки из девяти квадратов в архитектуре, заключается в его сходстве со структурой человеческого лица.
Распознавание лиц – одна из важнейших адаптаций человечества к выживанию. Фактически, это настолько важно, что 65% нейронной структуры мозга новорождённого ребёнка посвящено механизмам распознавания лиц. Распознавание лиц – это то, что позволило нам различать людей, животных и неодушевлённые предметы. Это также помогло нам делать такие разные вещи, как распознавать хищников и избегать их, а также узнавать наших родителей с самого раннего возраста. Кроме того, распознавание лиц помогло выявить важные социальные сигналы, которые когда-то были необходимы для выживания, включая такие показатели, как личность, возраст, пол и эмоции.
Здесь также важно отметить, что вертикальный Т-образный узор человеческого лица очень напоминает сетку из девяти квадратов. Человеческое лицо состоит из двух симметричных глаз, носа по центру и рта по центру. При наложении сетки из девяти квадратов на лицо левый глаз находится в верхнем левом квадрате, правый глаз – в верхнем правом квадрате, нос – в самом центральном квадрате, а рот – в центральном квадрате в нижнем ряду. Близкое сходство сетки из девяти квадратов с человеческим лицом создаёт явную возможность того, что люди подсознательно видят лица при наблюдении определённых форм архитектуры и в образцах этой архитектуры, обеспечивая другое объяснение физиологических реакций и ощущения удовольствия, которые может вызывать определенная архитектура.
Здания, которые утомляют
Пока что мы остановились на положительном влиянии архитектуры. Не менее важно наблюдать негативное влияние, которое плохо спроектированные или построенные здания и пространства оказывают на психологию и физиологию человека.
В то время как городское планирование имеет важное значение для защиты здоровья населения, так же важна архитектура отдельных зданий, составляющих архитектурную среду города. Исследования показали, что разрушенные дома и кварталы, а также заброшенные и полуразрушенные здания заставляют нас чувствовать себя небезопасно, вызывая страх и беспокойство. Эти чувства активируют наши механизмы выживания и приводят в действие нашу симпатическую нервную систему.
Психологи выяснили, что люди обычно более здоровы, когда их искусственная среда включает множество независимых магазинов, уникальных пространств и зданий, а не типовых, цементных зданий и повторяющихся сетевых магазинов. Таким образом, архитектура и дизайн могут оказывать существенное влияние на психологию и эмоции человека.
Хорошо спроектированные здания, в которых используются удачные образцы, такие как сетка из девяти квадратов, или которые вызывают чувство безопасности, оказывают положительное психологическое воздействие и вызывают выброс нейрохимических веществ, вызывающих у нас чувство удовольствия. Плохо обслуживаемые здания заставляют нас нервничать и бояться, активизируя нашу симпатическую нервную систему, что наносит ущерб нашему здоровью.
Множество уникальных зданий стимулируют наш разум, в то время как скучные однообразные здания утомляют нас, которые, как было клинически доказано, вызывают стресс. Кроме того, постоянное воздействие таких негативных характеристик здания может быть вредным для здоровья, поскольку они могут быть источником хронического стресса.
К счастью, этого можно избежать и исправить, учитывая все когнитивные исследования и строительные технологии, имеющиеся в нашем распоряжении. В идеале при строительстве новых зданий и городских территорий следует не просто избегать этих отрицательных качеств, но и работать над их нейтрализацией, используя вышеупомянутые методы красивого дизайна.
Вместо эпилога
В настоящее время проводятся обширные исследования, демонстрирующие, что хороший архитектурный дизайн имеет явные психологические и физиологические преимущества, которые выходят за рамки простого ощущения эстетически приятного внешнего вида.
Но уже и сейчас очевидно, что существует прямая связь между плохим архитектурным проектированием и исполнением, а также проблемами со здоровьем и психологическими проблемами.
Наконец, сегодня мы лучше понимаем эволюционную основу многих психологических и физиологических реакций человека на дизайн. Используя эти знания и технологические инструменты, которыми мы сейчас располагаем, у нас есть возможность создавать архитектуру, которая не только эстетически прекрасна, но, что ещё более важно, психологически выгодна.
Поскольку проблемы со здоровьем, такие как сердечные приступы и ожирение, вызванные стрессом, высокое кровяное давление, депрессия, беспокойство и так далее, всё больше и больше преследуют современный мир, применение архитектурного дизайна, в котором не используются элементы, которые, как известно, оказывают психологическое и восстанавливающее воздействие, больше не актуально.
Важно, чтобы мы пересмотрели укоренившиеся в обществе конструкции, которые ошибочно обозначили сферу архитектурного дизайна как простую форму искусства, тем самым лишив её значимой легитимности, которой она заслуживает как поле, имеющее потенциал для реальной общественной пользы. Если положительное психологическое и восстанавливающее влияние архитектуры увидят только психологи и архитекторы, а не широкая общественность, то психологическое воздействие бездумного архитектурного дизайна никогда не будет устранено, и в поле будет по-прежнему не хватать ресурсов, необходимых для улучшения мира, в котором мы живём. Короче говоря, это необходимо признать как социальную проблему, которая является неотложной и важной для самого общества.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!