Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс

Изменения в отношениях к детям в 18 веке

Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть картинку Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Картинка про Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс

Ответ:Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Вместе с манерами, дворянские дети осваивали иностранные языки – в первой половине 18 века – немецкий, позже детей стали обучать французскому языку; во второй половине 18 века детей учили немецкому, английскому и реже итальянскому и польскому языку.

Объяснение:

Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть картинку Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Картинка про Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс

Все эти правители Египта мне запомнились одинаково, ведь они многое сделали для своей страны.

Царица Хатшепсут – мачеха Тутмоса 3-го, она захватила власть сразу после того, как погиб его отец. При ней Египет был полностью восстановлен после нашествия гиксосов, было построено много новых храмов и процветала торговля. Она ни с кем не воевала. После ее смерти хозяином Египта стал повзрослевший Тутмос 3. Он стремился к военным победам. И именно он незамедлительно принялся завоевывать Азию. Первый его поход был совершен в город Мегиддо в Палестине. После 7-мимесячной осады он его взял. Затем он покорил Нубию, страну расположенную в порогах Нила.

После этих завоеваний, Египет стал самым могущественным государством в мире.

Известно, что Эхнатон был самым необычным из всех фараонов. Он был мятежникам и пытался максимально ограничить власть жрецов, которые обнаглев, все меньше считались с фараонами. Молодой фараон объявил, что существует только один Бог достойный почитания, некий Атон, а он, якобы, сын этого Бога. Отсюда и его имя Эхнатон («угодный Атону»). Этот Бог изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями. Жрецы не знали, как молиться новому Богу. Это было отступление от традиций, но им приходилось мириться, они терпели. Поэтому, когда фараон Эхнатон умер, жрецы с удовольствием объявили верховным Богом в Египте прежнего Амона-Ра, а самого Эхнатона предали проклятью.

Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Смотреть картинку Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Картинка про Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс. Фото Что меняется в отношении к детям история нового времени 8 класс

1.В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений.

Свое наиболее полное осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:

а) полного контроля над всеми провинциями;

б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе.

Приходит конец автономии городов. Перестают созываться генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция.

В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и церковь: все назначения на церковные должности исходят от короля.

Полное торжество неограниченной монархии во Франции было подготовлено реформами многоумного министра, управлявшего страной при незначительном Людовике XIII, – кардинала Ришелье (первая половина XVII в.).

Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютные монархии довольно быстро разложились, превратились в глубоко антиобщественную, реакционную силу.

Источник

ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 56

Вопросы в конце параграфа

1. Какие перемены происходят в XVIII в. в городской жизни?

2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены?

3. Что меняется в отношении к детям?

Нередко после рождения ребенка отдавали кормилице. Так поступали многие состоятельные горожанки, стремившиеся отправить детей подальше от города, женщины, работавшие на мануфактурах и фабриках и не имевшие возможности сидеть дома, аристократки. И в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали: помогали по хозяйству, пасли скот, овладевали ремеслом. Считалось, что ребенок должен как можно скорее стать взрослым, и родители помогали ему в этом, ограничивая его свободу до тех пор, пока он не будет готов к жизни в полном опасностей мире, но одновременно заботясь о приобретении им профессиональных навыков. В XVIII в. отношение к детям в образованных слоях общества становится принципиально иным, нежели ранее. Уходит в прошлое представление о том, что ребенок наследует качества, приобретенные родителями в течение жизни. Детям начинают выделять специальные помещения, со временем отказываются от привычного тесного пеленания младенцев.

4. Какие изменения происходят в питании европейцев?

В середине XVIII в. посевы пшеницы стали увеличиваться, что привело к распространению белого хлеба. Бедняки продолжали питаться зерновыми, овощами и кашами из овса, гречихи, проса. На столе у состоятельных семей появляется сахар. Благодаря завезенным из Америки новым культурам питание европейцев сделалось разнообразнее. Все больше распространялись помидоры и фасоль. Перестал быть роскошью черный перец, а индейка постепенно вытесняла со стола традиционного гуся. К концу века почти повсеместно пищей крестьян становится картофель.

5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?

Предполагалось, что цивилизованные люди ведут себя иначе, следят за собой и своим телом, отгораживают его и то, что с ним связано, от других людей. В богатых домах становится нормой менять столовые приборы после каждой перемены блюд. Для многих людей того времени уже очевидно, что поведение за столом должно подчиняться определенным нормам, выделяющим культурных людей из основной массы населения. Важной нормой становится развитие личной чистоплотности и гигиены. Человека воспитанного можно было отличить по тому, как он выглядит. Высшие слои общества начали повсеместно разговаривать на правильном, литературном языке, которому обучали в школах.

Стр. 56. Подумайте

1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.

XVIII век — время быстрого и бурного роста Лондона, чему поспособствовало увеличение численности населения страны, зачатки Промышленной революции и роль Лондона как центра развивающейся Британской империи. В 1707 году был принят Акт, объединивший шотландский и английский парламенты, в результате чего образовалось Королевство Великобритания. Год спустя, в 1708, Собор Святого Павла, творение Кристофера Рена, отпраздновал свой день рождения; однако первая служба прошла ещё 2 декабря 1697 года, то есть более чем 10 годами ранее. Здание заменило оригинальный Собор Святого Павла, полностью разрушенный во время Великого лондонского пожара. Собор считается одним из лучших примеров архитектуры барокко в Великобритании.

В Георгианскую эпоху Лондон распространялся быстрыми темпами за пределы своих бывших границ. В Вест-Энде строились новые районы для состоятельных горожан, такие как Мейфэр, а новые мосты через Темзу ускорили развитие Южного Лондона и Ист-Энда, в то время как Лондонский Порт также расширился вниз по течению. К тому же времени относится восстание американских колоний. В 1780 году в Тауэр был заключён (единственный за всё время его существования) американец, бывший президент Континентального конгресса Генри Лоуренс. В 1779 он по поручению конгресса искал в Голландии поддержку революции. На обратном пути в Америку был захвачен Королевским флотом и обвинён в государственной измене. Из тюрьмы был освобождён 21 декабря 1781 года в обмен на Чарльза Корнуоллиса.

В 1762 году Георг III приобрёл у герцога Букингемского Букингемский дворец. За следующие 75 лет он был расширен несколькими архитекторами, но основную часть работы выполнил Джон Нэш. Однако постоянной королевской резиденцией дворец стал только в XIX веке, что первоначально не предполагалось. В XVIII веке в Лондоне получили распространение кафе, которые стали популярным местом для обсуждения различных политических и творческих идей. Повышение грамотности населения и распространение типографских станков сделали более доступным быстрое распространение новостей. В течение столетия центром, где зарождалась лондонская пресса, была Флит-стрит.

В XVIII веке повышалась эффективность системы расследования преступлений; в 1750 году была создана профессиональная полиция — Bow Street Runnerss. Наказания за преступления были довольно суровыми, и смертная казнь присуждалась даже за незначительные проступки. В Лондоне были распространены публичные повешения, которые пользовались популярностью и собирали толпы народа.

В 1780 Лондон потряс Бунт лорда Гордона, восстание протестантов против увеличения общественных прав католиков, возглавляемое Джорджем Гордоном. Католическим церквям и домам прихожан был нанесён тяжёлый ущерб; после подавления бунта было казнено 285 человек.

Вплоть до 1750 года единственным мостом через Темзу был Лондонский мост, но в том году был открыт Вестминстерский мост, который, в некотором смысле, стал соперником Лондонского моста.

2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?

Города создавались десятилетиями и веками, что усложняло их устройство. Активный процесс урбанизации приводил к быстрому росту городов, что приводило к уплотнению застройки. Средств на переустройство городов не было, так как эти планы требовали больших вложений. Многие города были заселены выходцами из деревни, которые стремились в города для получения работы, что не позволяло контролировать потоки жителей и его застройку. При строительстве средства старались экономить, поэтому выгодно было строить высокие дома на небольших территориях.

3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?

Перемены в питании европейцев происходят по причине развития торговли, в частности, с колониями. Распространение получили завезенные из Америки помидоры, фасоль, индейка, черный перец. В ряде регионов завоевала прочные позиции кукуруза, к концу века повсеместно получил распространение картофель. Таким образом, с развитием колоний и торговли расширяется разнообразие продуктов питания.

4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.

Стол богатого европейца в XVIII в. был разнообразным и достаточно изысканным. В кулинарии воцаряется мода. На ужин богатому европейцу подавались: черепаховый суп; индейка, фаршированная трюфелями; запеченный рябчик; молодые устрицы; овечий сыр; паштет. В блюда добавляются новые специи – ирис, мускус, майоран; все поливается розовой и апельсиновой водой. На столе в обилии были фрукты из оранжерей – земляника, персики, ананасы, бананы. Любимыми напитками были чай, кофе, к которым подавались десерты, шоколад. Из алкоголя любимым напитком по-прежнему оставалось вино.

молодые устрицы, запеченный рябчик, земляника, персики, ананасы. Специи – мускус, майоран, розовая и апельсиновая вода. Чай, кофе. Шоколад, вино, овечий сыр, паштет, индейка, фаршированная трюфелями

5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?

Воспитанным человеком считался тот, кто следил за собой и своим телом. Воспитанный человек должен был следить за своей гигиеной и чистоплотностью, придерживаться определенных норм поведения, стремится к развитию личности. Воспитанный человек должен был говорить на правильном, литературном языке.

Это понятие появилось с развитием общества, связанного с распространением идей Просвещения. Появилось понятие цивилизованности, то есть черты, отличавшей европейцев от дикарей, то есть от жителей Нового Света.

Источник

Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 4

Вспомните, что вы знаете о повседневной жизни в Европе в раннее Новое время.

Вместе с тем, если сегодня эти многочисленные перемены принято оценивать скорее как благо, как «прогресс», у современников они зачастую вызывали совсем иные чувства. Старый мир разрушался слишком быстро, в Европе наступало время войн, голода, мятежей и восстаний, экономических, демографических и социальных пертурбаций, определяемых рядом историков как «кризис XVII века». Реакцией на эти явления стали растущее чувство неуверенности в будущем, ощущение хрупкости и неустойчивости привычного миропорядка, рост эсхатологических настроений, коллективные страхи, легковерие в восприятии слухов, ужас перед возможной скорой смертью и всевластием нечистой силы.

1. Какие перемены происходят в XVII в. в городской жизни?

2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены?

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовали подобные принципы?

В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали «отеческими нравами».

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, «принадлежала только семье и не существовала для общины», в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: «Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню» дети были очень преданны своим родителям.

Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась «мать семейства», матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «uxor» (супруга, жена). Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

3. Что меняется в отношении к детям?

Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Вместе с манерами, дворянские дети осваивали иностранные языки – в первой половине 18 века – немецкий, позже детей стали обучать французскому языку; во второй половине 18 века детей учили немецкому, английскому и реже итальянскому и польскому языку.

4. Какие изменения происходят в питании европейцев?

Европейцы стали есть больше вредной пищи в связи с распространением фастфуда и продуктов быстрого приготовления.

5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?

Не отступать от Истины и не искажать ее.

2. Быть милосердным!

Никогда не отказывать в помощи тем, кто попал в беду.

Регулярно соблюдать посты в благоприятные для этого дни.

Минимум два раза в день, утром и вечером, совершать полное омовение тела и омовение ума – молиться или медитировать.

Стойко переносить неудобства для тела и ума.

6. Быть разборчивым!

Уметь отличать хорошее от плохого.

7. Быть невозмутимым!

Контролировать свой ум. Не позволять уму думать о чем попало.

8. Быть бесстрастным!

Контролировать свои чувства.

9. Быть добрым, миролюбивым!

Не причинять ни одному живому существу страданий.

10. Быть целомудренным!

Вступать в половые отношения только в законной семье.

Делать регулярные пожертвования.

Изучать духовную литературу.

Вести себя прямодушно и недвулично.

Удовлетворяться тем, что можно получить без особых усилий.

15. Быть возвышенным!

Искать возвышающего общения. Общаться со Святыми, мудрецами и искателями истины.

Любить труд и постепенно отказываться от ненужных занятий.

17. Вести осмысленную жизнь!

Осознавать бессмысленность многих видов человеческой деятельности.

18. Быть молчаливым и серьезным!

Избегать пустых разговоров.

19. Быть исследователем!

Изучать свою природу. Понять, кто я:, тело или душа?

20. Быть кормильцем!

Кормить всех, кто нуждается в пище.

Считать каждую душу частицей Бога.

Слушать о духовном и возвышающем.

23. Быть передающим!

Говорить о духовном и возвышающем.

Помнить о духовном и возвышающем.

25. Быть заботливым!

Служить Богу и Его детям.

26. Быть религиозным!

Поклоняться Богу в своей традиции.

Выражать Богу почтение и благодарность.

Принять духовного наставника и жить под его руководством, а значит, и под руководством Бога.

29. Быть дружелюбным!

Стать другом Бога, а значит, и другом всех живых существ.

Вручить свою жизнь Богу и так стать святым мудрецом.

1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.

2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?

3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?

Изменения в питании были связаны с эпохой Великих географических открытий и с ее последствиями, которые вошли в историю, в том числе и как «Колумбов обмен».

В питании такие новшества появились:

Из Южной Америки привезли какао, шоколад, перец чили, картофель, кукурузу, авокадо, амарант, арахис, киноа, помидоры, тыкву, папайю, чиа, фасоль, подсолнечник, табак.
Из Азии привезли чай, различные пряности и специи, которые подешевели, их стало больше. Среди них: имбирь, черный перец, мускатный орех, гвоздика.

4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.

На столе богатого Европейца обычно находилось следующее: Мясо, Тарелка с фруктами, вино, картофель, но в малых количествах.

5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?

В это понятие входило: быть скромным, всегда здороваться, благодарить и культурно общаться.

Оно появилось поскольку люди были не воспитанными и в «моде» были хулиганы.

Из книги П. — Ж. Гросли «Лондон» (1770)

1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?

2. Как город охранялся по ночам?

Из писем Д. И. Фонвизина (1778)

1. Что поражает Фонвизина во Франции?

Из писем Д. И фонвизина.

Фонвизина во Франции поражает зловонный запах на улицах французских городов.

таких как Леон. Узкие улицы, которые содержатся скверно. Французы изволят обжигать свинью прямо на узкой улице. Париж же он называет целым миром. так бесконечно он велик и населен

2. Как он отзывается о парижской полиции?

Источник

ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 23 Повседневная жизнь в XVIII в.

Стр. 154. Ключевые вопросы

Как влияла сословная принадлежность европейцев на условия и образ их жизни?

Принадлежность к тому или иному социальному сословию играло огромную роль в жизни европейцев XVIII в. Элитные слои населения (дворянство, духовенство), а также зажиточные горожане (буржуа) могли позволить себе лучшую пищу, жить в относительно комфортных условиях. Естественно, продолжительность жизни и уровень здоровья значительно превосходили аналогичные показатели среди простолюдинов. Также следует отметить, что образ жизни дворян и буржуазии имел более интеллектуальный характер, поскольку они имели возможность получить образование, и главное – их деятельность не была связана с выполнением физического труда.

В свою очередь, для бедных слоев населения оставалось нормой антисанитария, отсутствие собственного жилья, хроническое недоедание и даже голод, различные болезни, а также высокий уровень смертности (особенно детской). В виду невозможности получить образование, практически все крестьяне и большинство горожан были вынуждены выполнять исключительно физическую работу, что в свою очередь серьезно влияло на их здоровье и продолжительность жизни.

Как менялся в XVIII в. облик европейских городов?

В связи с развитием мануфактурного производства в Европе постоянно возрастало количество городов и их численность. Особенно активно эти процессы происходили в Англии и Пруссии. При этом именно в XVIII в. впервые начались работы по благоустройству городов. Начали строиться тротуары и мостовые, создана система дождевой канализации, в ночное время появилось уличное освещение. Однако эти нововведения касались в основном столиц и крупных городов, и только небольшой их части (в основном кварталы, где проживали зажиточные люди). Большая часть городской территории занимали кривые и узкие улочки, где процветали антисанитария и преступность. Такие «бедные районы» часто становились рассадником различных эпидемий и пожаров.

Стр. 155. Изучаем источник

Как вы охарактеризуете описанное современником санитарное состояние парижских рынков?

Исходя из описанных в документе сведений состояние таких рынков было ужасное. Отсутствовали любые понятия о чистоте и порядке.

Какие угрозы для здоровья людей оно несло?

Существование таких рынков составляло большую угрозу как для продавцов, так и для покупателей. В условиях сплошной антисанитарии легко развивались различные вредоносные микроорганизмы и инфекции, что приводило к эпидемиям и массовым смертям среди городского населения.

Стр. 162. Вопросы и задания после параграфа

1. Проведите обсуждение на тему «Традиции и новые веяния в укладе жизни европейцев в XVIII в.». В каких группах населения распространялись нововведения?

Наиболее широко нововведения распространялись среди зажиточных слоев (дворян и богатых горожан). Именно они могли приобрести новую мебель (письменные столы, разнообразные диваны, комоды), оплатить проживание за жилье с элементами комфорта (с большими застекленными окнами, с уборными и ванными). Но даже не всякий аристократ или буржуа мог позволить себе такой уровень жизни, поскольку подобных домов в XVIII в. было немного, а понятия о необходимости придерживаться норм гигиены еще не укоренилось в сознании людей того времени.

В то же время крестьянское сословие и простые горожане продолжали жить в условиях нищеты и антисанитарии. Для них такие нововведения были недостижимы. Они продолжали жить так, как их предки. Такая ситуация, в совокупности с недоеданием приводила к различным болезням и преждевременной смерти. Продолжительность жизни редко превышала 50 лет. Долгожители встречались разве что среди представителей королевских семей, духовенства и ученых.

Существенных изменений в семейных отношениях, по сравнению с предыдущими столетиями, не произошло. Разве что увеличился средний возраст тех, кто вступал в брак. На протяжении XVIII в. стало нормой создание семей в 25-27 лет. Однако, в дворянской среде ранние браки оставались распространёнными, особенно когда речь шла о материальных или династических интересах. Среди простонародья в брак вступали только те, кто был способен обзавестись своим жильём, прокормить и обеспечить семью.

Чаще всего семьи были многодетными – не менее 5–7 детей. Однако из-за высокого уровня детской смертности до взрослого возраста доживали немногие. Каждая семейная пара стремилась жить отдельно. Больших семьи, в которых совместно проживало несколько поколений, становилось все меньше и меньше.

2. Составьте описание обеда в доме аристократа, зажиточного горожанина, крестьянина (по выбору). *Как вы полагаете, из каких источников историки узнают об этой стороне жизни европейцев в XVIII в.?

Еда городских жителей была не настолько разнообразной, как у дворянства, но все же намного питательней, чем у крестьян. На стол чаще всего подавали варёное мясо и суп. Как вариант – рагу из говядины, баранья нога или лопатка. К сожалению, даже зажиточные горожане ели мало свежих овощей и почти не ели рыбу, что существенно сказывалось на их здоровье. Из напитков все большую популярность получили чай (особенно популярный в Англии, России и Голландии) и кофе (был распространён во Франции, Португалии, Германии и Италии).

О рационе людей того времени чаще всего мы можем подчерпнуть информацию из различных воспоминаний (мемуаров) современников, поскольку дают наиболее точную и развернутую информацию.

3. Как идеи Просвещения повлияли на систему воспитания и образования в европейских странах в XVIII в.?

На воспитание и образование в европейских странах прежде всего повлияло изменение отношения к самому ребенку. Деятели Просвещения считали детей и подростков полноценными личностями, что изменило отношение к самому процессу воспитания. Теперь он начал проводится с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей. Таланты детей и подростков начали замечать и специально развивать. Также следует отметить существенное расширение различных учебных заведений, что привело к увеличению грамотных людей (в том числе и среди женщин). Кроме того, в некоторых государствах зародилось такое явление, как государственная образовательная политика. Например, в Пруссии и Австрии было введено обязательное начальное образование. Повышению уровня образованности населения способствовало развитие книгопечатания, появление газет и журналов, публичных библиотек и читательских клубов.

4. Объясните, что представляли собой салоны, получившие распространение в XVIII в.?

В XVIII в. салонами называли частные дома, где собирались образованные люди с общими интересами. Существовали салоны политиков, салоны писателей, салоны художников и т.д. Их участники стремились поделиться своим мнением, а также выслушать мнение других. В салонах также узнавали свежие новости, обсуждали новинки в литературе, театре, общественной жизни. На базе салонов позднее возникли различные кружки и научные общества Ближе к концу XVIII в. наибольшей популярностью стали пользоваться политические салоны, в основном благодаря событиям Французской революции.

5*. Используя иллюстрации учебника (в том числе из предшествующих параграфов), подготовьте сообщение на тему «Костюм XVIII в.». Для представителей каких слоёв общества существовало понятие моды?

Понятие моды в XVIII в. существовало только для представителей зажиточного сословия: дворян и состоятельных горожан. Большинство жителей городов и крестьяне одевалось просто и понятия не имели о моде и вкусе. Они одевались в то, что было.

Среди богатых мужчин пользовались популярностью белоснежные рубашки из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным оборками и кружевами. Поверх надевали камзол (аналог современного пиджака) или жилет, который застёгивался до середины груди. Потом одевали кафтан – что-то среднее между курткой и пальто. На ноги надевались белые шёлковые чулки, а поверх них – узкие штаны до колен (кюлоты). Этим мужчины элитных слоев резко отличались от простонародья, представители которых носили длинные штаны (санкюлоты). Растительность на лице не приветствовалась. Волосы на голове завивали в локоны или гладко зачёсывали назад, перехватывая их лентой или забирая в мешочек (сходное с современной прической «конский хвост»). Волосы обычно пудрили, или коротко стриглись и носили напудренные парики. К концу XVIII в. парики постепенно вышли с моды.

Женщины-дворянки и богатые горожанки носили длинные широкие платья. Талия стягивалась корсетом, а юбка лежала на каркасе из китового уса или ивовых прутьев. К концу XVIII в. жёсткие каркасы вышли из моды, и платья стали напоминать античные одеяния, ниспадающие мягкими складками. Разнообразными были женские причёски.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО КУРСУ.

Стр. 163.

1. Охарактеризуйте взгляды известных представителей европейского Просвещения на человека и общество. В чём эти взгляды противостояли существовавшим в то время порядкам? *В ходе каких политических событий XVIII в. были воплощены в жизнь идеи Просвещения?

Большинством выдающихся представителей европейского Просвещения (Монтескьё, Вольтер, Руссо) выдвигались очень схожие идеи: естественные права человека, народный суверенитет, устройство государства путем общественного договора, равенство всех перед законом, демократия, разделение власти на отдельные ветви. Одним словом, они выступали за кардинальное реформирование общественно-политических порядков.

Взгляды просветителей шли вразрез с господствовавшими на то время взглядами, которые напрямую навязывались позицией церкви. Считалось что государственная власть происходит от воли Бога, а существующие феодальные устои, какими несправедливыми они бы не казались, тоже являются результатом Божьего промысла. Соответственно любое изменение данных порядков, по мнению духовенства, было невозможно.

Частично идеи Просвещения были реализованы в ходе реформ, которые проводили монархи, исповедующие «просвещенный абсолютизм» (Фридрих ІІ Великий в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Екатерина ІІ в России, Карл ІІІ в Испании). Однако в полной мере взгляды просветителей были воплощены только в ходе войны за независимость США (1775–1783 гг.) и Французской революции (1789–1799 гг.).

2. Объясните значение понятия «вольтерьянство». Что оно символизировало? Почему именем этого человека стали называть определённые взгляды, общественную позицию?

«Вольтерьянство» – неофициальное название свободомыслия в России XVIII в. Напрямую связано с именем и идеями самого выдающегося представителя эпохи Просвещения – Вольтера (1694–1778). Причиной такого наименования стало то, что Вольтер выступал с очень радикальными на то время взглядами на общество и государство, но самое главное – жестко критиковал деспотизм власти и религиозный фанатизм. Кроме того считал, что все люди должны иметь свободу слова, вероисповедания, а также быть равными перед законом, независимо от их происхождения.

3. Каким было политическое устройство большинства европейских государств в XVIII в.? Чем можно объяснить проведение некоторыми монархами политики просвещённого абсолютизма? Каковы были её итоги?

Большинство государств Европы в XVIII в. представляли собой абсолютные монархии. Их власть считалась божественной, и опиралась на дворянство и духовенство. При этом подавляющее большинство народа было отстранено от управления государством и возможности хоть как-то влиять на политику.

Монархи, которые в XVIII в. пытались проводить реформы в духе просвещенного абсолютизма, прежде всего хотели укрепить свою власть, упорядочить систему государственного управления и поддерживать развитие экономики. Также огромную роль играли личные взгляды определенных правителей на государство и общество, а также образ их мышления.

Итоги просвещенного абсолютизма практически во всех странах были плачевными. Реформы или были прекращены после смерти их инициаторов, или были поверхностными. Ни один монарх добровольно не пошел на кардинальные преобразования существующей системы.

4. Когда и где начался промышленный переворот? В чём состояла его сущность? Каковы были его важнейшие последствия?

Промышленный переворот произошел в Англии, во второй половине XVIII в. его суть состояла в переходе от мануфактурного производства к фабрично-заводскому и постепенной замене ручного труда машинным. При этом важнейшим компонентом промышленного переворота стало широкое внедрение в производство передовых на то время достижений науки и техники (в первую очередь паровых машин).

Главными последствиями промышленного переворота стало превращение Англии в наиболее технологически и экономически развитое государство мира («мастерскую мира»), ускорение развития капиталистических отношений и доминирование в экономике крупных промышленных предприятий (фабрик и заводов).

5. Расскажите о борьбе североамериканских колоний Великобритании за независимость (предпосылки; участники; ключевые события; причины победы в освободительной войне). В чём заключалось значение этих событий?

Предпосылки: бурное экономическое развитие британских колоний в Северной Америке в середине XVIII в., которое пыталось сдержать правительство Великобритании, путем различных налогов, торговых ограничений и таможенных сборов, а также рост национального самосознания жителей колоний и распространение идей Просвещения.

Участники: жители 13 британских колоний Северной Америки практически всех социальных слоев (плантаторы, фермеры, жители городов, торговцы, интеллигенция и т.д.)

Ключевые события: 1773 г. – «Бостонское чаепитие», 1774 г. – созыв Первого Континентального конгресса, 1775 г. – начало вооруженной борьбы колонистов с британскими войсками, 1776 г. – провозглашение независимости США, 1781 г. – капитуляция британских войск в Йорктауне, 1783 г. – мирный договор и окончание военных действий.

Причины победы в освободительной войне: распространение идей независимости среди широких народных масс, недооценка правительством Великобритании потенциала колонистов, полководческий талант Дж.Вашингтона, поддержка США со стороны других европейских государств (прежде всего Франции).

Историческое значение войны за независимость США стало то, что впервые в истории на карте мира государство с республиканской формой правления, основанное на принципах демократии, равенства и разделения властей. Также идея независимости от метрополии послужила примером для испанских и португальских колоний, которые в начале XIX в. создадут свои государства на Американском континенте.

6. Составьте «исторический портрет» Французской революции конца XVIII в. (причины; участники, их цели; этапы и ключевые события революции; отношения между революционной Францией и европейскими государствами; итоги революции). Какое значение имела данная революция для Франции, для всемирной истории? *Что можно назвать её уроками?

Причины революции: нарастающие экономические проблемы во Франции во второй половине 1780-х гг., недовольство народных масс существующими феодальными порядками, желание буржуазии принять участие в управлении государством.

Участники революции: буржуазия, небольшая часть дворянства и духовенства, городская беднота и крестьянство.

Цели участников революции: для буржуазии и примкнувшим к ним дворянам и духовенству – преобразование Франции в конституционную монархию, широкое внедрение гражданских свобод (всеобщее равенство перед законом, личная неприкосновенность, свобода слова, печати, вероисповедования) и ликвидация феодальных пережитков. Для беднейших слоев населения – решение их экономических проблем (например, безземелья) и ликвидация сословных ограничений.

Этапы и ключевые события революции:

1789 – 1792 гг. – взятие Бастилии, принятие Декларации прав человека и гражданина, гражданское устройство духовенства, Вареннский кризис, принятие первой в истории Конституции Франции, начало войны с антифранцузской коалицией, свержение монархии.

1792 – 1793 гг. – провозглашение Французской республики, победа при Вальми, суд и казнь Людовика XVI, начало мятежа в Вандее, якобинский переворот.

1794 – 1799 гг. – установление режима Директории, Итальянский и Египетский походы Наполеона Бонапарта, переворот 18 брюмера.

Отношения между революционной Францией и европейскими государствами – война, начавшаяся в 1792 г. Причина – образование антифранцузской коалиции (Великобритания, Австрия, Пруссия, Испания, позже – Россия), которая ставила целью восстановление дореволюционных порядков во Франции и препятствование распространению революционных идей в Европе.

Итоги революции: ликвидация монархии и установление республиканской формы правления, установление государственного контроля над католической церковью, ликвидация феодальных пережитков (например, деления на сословия), и ускорение развития капиталистических отношений во Франции.

Для Франции революция имела колоссальное значение, поскольку полностью изменила ход её истории. Произошло кардинальное изменение общественно-политического устройства страны. Благодаря ликвидации различных феодальных ограничений стали активно развиваться буржуазные отношения. В итоге французская экономика стала на путь капитализма. Для всемирной истории Французская революция конца XVIII в. важна тем, что фактически послужила примером для подражания многим странам Европы, и даже за ее пределами. Революционные идеи, а в особенности равенство всех граждан и демократия, нашли свой отклик среди многих прогрессивно настроенных людей того времени.

На мой взгляд, важнейшим уроком Французской революции можно считать то, что нежелание правящей элиты прислушиваться к мнению широких народных масс и вовремя идти на разумные уступки и договоренности неизбежно приводит к трагедии. Если бы еще на начальном этапе революции дворянство и духовенство пошло бы навстречу пожеланиям буржуазии, отказались бы хотя бы от части своих привилегий, вовремя приняли бы Конституцию и придерживались бы ее требований, история Франции была бы другой. Уверен, что сохранилась бы монархия, а страна избежала бы кровопролития в виде революционного террора и войн с большинством стран Европы.

7. *Рассмотрите проблему. На протяжении 1789–1799 гг. в революционной Франции дважды изменялся государственный строй (переход от монархии к республике, а затем от республики к консульству). В этот период были приняты три конституции (1791, 1793, 1795 гг.). Почему происходили такие перемены? Что они знаменовали?

В указанных Конституциях Франции отражались идеи и требования общества в тот или иной период революции. В первую очередь менялась форма правления и разделение полномочий между органами государственной власти. Конституция 1791 г. принята еще тогда, когда были сильны позиции сторонников конституционной монархии. Однако свержение короля Людовика XVI и провозглашение Французской республики сделали актуальным принятие новой Конституции, которая бы закрепила радикальные революционные преобразования. Поэтому Конституция 1793 г. стала воплощением взглядов якобинцев на устройство общества и государства, особенно что касается широкого влияния народных масс на формирование органы власти. В свою очередь после свержения якобинской диктатуры, господствующей стала противоположная точка зрения – об ограничении влияния социальных низов на политическую жизнь Франции. При этом республиканская форма правления оставалась неизменной. Поставив перед собой цель предотвратить возможное повторение диктатуры и террора, создатели Конституции 1795 г. фактически отменили всеобщее избирательное право, наделив правом голоса только состоятельных французов. Это знаменовало постепенный отход от идей радикального изменения государства и общества во Франции.

8. Рассмотрите историческую ситуацию. В XVIII в. в Европе существовали, наряду с централизованными государствами, многочисленные германские и итальянские государства. Чем отличалось их положение?

Централизованные государства Европы (например Великобритания, Франция, Испания, Португалия) характеризовались наличием сильной королевской власти. Монарх имел чрезвычайно много полномочий и ни перед кем не отвечал за свои действия. В свою очередь влияние феодалов на местах было существенно уменьшено и подчинено интересам центральной власти. Исключением была только Великобритания, где еще в конце XVII в. установился режим конституционной монархии. Однако система управления государством оставалась централизованной.

При этом на территории современных Германии и Италии, существовало несколько сотен фактически независимых друг от друга государств. Центральная власть либо существовала формально (как в Германии император и рейхстаг) либо ее вообще не было (как в Италии). Вся полнота власти принадлежала местным феодалам. Такая политическая раздробленность мешала нормальному экономическому развитию и в частности – капиталистическим отношениям.

9. Охарактеризуйте отношения европейских государств и стран Востока в XVIII в. В чём состояли интересы европейцев на Востоке? Какие отношения с отдельными государствами Востока у них складывались?

На протяжении всего XVIII в. европейские государства стремились ослабить страны Востока, а при возможности – и покорить. Для ослабления использовались как военные методы (превосходство европейских стран в военной организации и вооружении), так и экономические (сбыт более дешевых и качественных европейских товаров). Как результат – Индия была практически полностью покорена Великобританией и превратилась в колонию. Османская империя, после серии военных поражений, потеряла свое былое могущество и постепенно превратилась в зависимое от Великобритании государство и фактически стала рынком сбыта английских товаров. Избежали подобной участи только Китай и Япония исключительно благодаря политике самоизоляции. Благодаря закрытию их границ европейские государства не смогли осуществить свои планы. Во всяком случае, в XVIII в.

Стр. 164.

10. Известно, что многие современники и историки называли XVIII столетие «веком разума и науки». В чём заключались достижения европейской науки того времени? Чем можно объяснить то, что многие научные открытия стали находить практическое применение быстрее, чем в предшествующее время?

Основные достижения европейской науки XVIII в. в касались как глобальных вопросов мироустройства (закон всемирного тяготения, теория движения небесных тел, астрономические исследования Солнечной системы), так и сугубо прикладных (эксперименты в области электричества, начало воздухоплавания, и конечно же – изобретение парового двигателя).

Скорость внедрения открытий в практическую деятельность объяснялась требованием экономики (активное развитие капиталистических отношений, которое заключалось в желании буржуазии увеличить свою прибыль за счет технических новинок), уменьшением влияния церкви на государство и общество (в предыдущие столетия церковь под видом борьбы с еретиками преследовала немало талантливых ученых, которые сделали прогрессивные открытия) и увеличением количества образованных людей, готовых использовать эти открытия на практике.

11. Подготовьте сообщение о наиболее значительных достижениях в различных сферах европейского искусства XVIII в.: литературе, архитектуре, живописи, музыке (по выбору). Используйте информацию учебника и дополнительные материалы (литературу, интернет-ресурсы). Выскажите суждение, чем интересны произведения искусства того далёкого от нас времени для современного читателя, зрителя.

Наиболее весомые достижения, согласно моей точке зрения, были сделаны в архитектуре, поскольку величественные строения XVIII в. и по сей день вызывают у современных людей чувство восторга и восхищения, а также восхищением гения строителей той эпохи. Они, обладая небольшим набором технических средств, творили шедевры на века. Именно этим такие произведения искусства привлекают и будут привлекать еще многие поколения.

Характерной чертой архитектуры XVIII в. была своеобразная конкуренция двух разных стилей: классицизма и барокко. Если для барокко были характерны богатство убранства, криволинейные формы, торжественность и пышность, то для классицизма – наоборот: простота, строгость формы и величие.

Среди наиболее выдающихся архитектурных памятников XVIII в. в России – Зимний дворец, Петропавловский собор и Смольный институт в Петербурге, дворцово-парковые комплексы в Петергофе и Царском Селе, а также дом Пашкова и здание Сената в Москве. В Европе к шедеврам архитектуры можно отнести Версальский дворцово-парковый комплекс (постройка началась еще в предыдущем столетии), ансамбль площади святого Петра в Ватикане, собор святого Павла в Лондоне и Бранденбургские ворота в Берлине. Именно эти сооружения, согласно моей точке зрения, являются наиболее выдающимися памятниками архитектуры XVIII в.

12. Составьте характеристику одного из исторических деятелей XVIII в. Какое место он занимает в истории своего времени, в мировой истории? Какие черты эпохи отразились в его жизни и деятельности?

Одним из важных, но в тоже время малоизвестным, историческим деятелем XVIII в. был маркиз Себастьян Жозе де Помбал (1699 – 1782), который в 1750 – 1777 гг. занимал пост первого министра Португалии и пытался проводить реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Поскольку тогдашний король Португалии Жозе І мало интересовался государственными делами, то Помбал почти три десятилетия был фактическим руководителем страны.

В истории он прежде всего оставил след как один из наиболее радикальных представителей «просвещенного абсолютизма», который довольно успешно старался, не меняя общественно-политические и экономические устои страны, преодолеть отставания Португалии от ведущих государств Европы (прежде всего Испании и Великобритании). На его жизни и деятельности особенно отразились такие черты эпохи как стремление усилить влияние государства на общество и ослабить церковное, развитие капиталистических отношений, сопротивление прогрессивным реформам со стороны элиты – дворянства и духовенства.

Прежде всего Помбал укрепил государственную власть и ослабил влияние католической церкви. Более того, он совершил немыслимый по тем временам поступок – запретил деятельность ордена иезуитов в Португалии. Реформировал налоговую и таможенную систему, что привело к большей наполняемости казны. Поддерживал развитие португальских мануфактур и торговлю с колониями (в первую очередь с Бразилией). Способствовал внедрению светского образования (увеличение количества школ и университетов), благодаря чему показатель грамотности португальцев на тот момент стал одним из самых высоких в Европе. Покровительствовал ученым. Принимал непосредственное участие в восстановлении столицы – Лиссабона после жуткого землетрясения 1755 г.

К сожалению, прогрессивные преобразования Помбала так и не превратились в систему. Новый монарх – королева Мария І отправила его в отставку и отменила все проведенные реформы. Остаток жизни Помбал провел в изгнании. Так закончилась жизнь одного из наиболее продуктивных реформаторов XVIII в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *