Что мешает эффективному общению
Коммуникационные барьеры которые мешают нам общаться
Коммуникационные барьеры, что это? Какие барьеры бывают? Для удобства обсуждения мы можем классифицировать барьеры для общения в следующих четырех категориях:
Прежде чем перейдем к сути, дадим определение коммуникационному барьеру.
Коммуникационные барьеры – это совокупность факторов, как внешних так и внутренних, которые мешают эффективной коммуникации или вообще блокируют её, проще говоря это все, что мешает нам нормально общаться друг с другом.
Теперь рассмотрим каждый тип более подробно.
Организационные барьеры
Организационные барьеры внутри организации могут быть следующих типов:
Индивидуальные барьеры
Барьеры, созданные отправителем и получателем, известны как индивидуальные барьеры.
К таким барьерам относятся следующие:
Семантические коммуникационные барьеры
Общим препятствием для эффективной коммуникации является семантическое искажение, которое может быть преднамеренным или случайным. Семантическая проблема возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей, которые приводят к недоразумениям. Например, в рекламе говорится: «Мы продаем за меньшее». Это неоднозначно и поднимает вопрос: меньше чем, что? В другом случае, мужчина может сказать своей коллеге женского пола: «Отойдите в сторону». Женщина может понять смысл этой фразы по своему: «Он назвал меня толстой!» Семантический барьер представляет собой сложную задачу, когда люди из разных культур общаются друг с другом.
Другие коммуникационные барьеры
Следующие факторы также выступают в качестве барьера для эффективной коммуникации:
В заключении хотелось бы пожелать:
«Больше общайтесь, налаживайте коммуникационные связи, разрушайте барьеры которые препятствуют общению».
Игорь Фомичев, клинический психолог,
эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».
Типичные ошибки, которые мешают эффективному общению
Когда общение внутри пары эффективно, оно помогает влюбленным быстрее сблизиться и укрепить тем самым свои отношения, погрузившись в атмосферу полного взаимопонимания. Но на деле полного взаимопонимания добываются немногие пары, потому что совершают типичные ошибки, которые мешают эффективному общению.
Уход от конфликта
Уход от конфликта – это, конечно, тоже способ разрешения конфликтных ситуаций, но применять его стоит лишь как временную меру и желательно как можно реже. В противном случае будет расти недовольство, которое выльется в проблемы с общением и отношениями в целом. Лучше решать проблемы по мере их поступления, а не откладывать на потом.
Неумение принимать критику
Есть такие люди, которые не умеют принимать критику в свой адрес, причем никакую, даже конструктивную. А ведь конструктивная критика полезна, она помогает людям совершенствоваться, становиться лучше, расти над собой. Обязательно учитесь принимать претензии и оценивать их объективно, а также просите совета у родных и близких, как избавиться от вашей проблемы.
Привычка все обобщать и сгущать краски
Как только случается что-то неприятное, например, друг опоздал на встречу, некоторые люди тут же сгущают краски, говоря: «Вечно ты опаздываешь». Или если кто-то не смог сдержать обещание, он может услышать в ответ: «Да ты никогда свои обещания не выполняешь». Вот такая привычка мешает людям общаться эффективно. Смотрите на мир с позитивом и не судите о человеке по одному его поступку.
Привычка считать правым только себя
Привычка не слушать собеседника
Очень трудно донести до кого-то свою мысль, если он думает о чем-то совершенно ином, постоянно отвлекается, не может сосредоточить внимание на собеседнике, который пытается донести до него свои мысли. Если вы постоянно отвлекаетесь, например, думая, что скажете, когда собеседник прервется, вы не сможете как следует обдумать его слова, понять, чего он хотел. И разговор получится пустым и бессмысленным.
Соперничество
Когда возникают спорные, сложные ситуации, многие пытаются показать себя с лучшей стороны, и порою во вред своим знакомым, родным, близким. Они стараются выгородить себя, остальных критикуют за отсутствие логики и всего остального, однако анализировать ситуацию и встраивать логические цепочки они не спешат. Соперничество мешает эффективному общению, особенно если речь идет об общении и отношениях между членами семьи или лучшими друзьями.
Что помогает и что мешает общению
У вас не получается общение с посторонними людьми, своим начальством? Мы расскажем вам как научиться общению с любой аудиторией!
Технологии стареют. Единственное, что не устаревает — это общение.
«В поле зрения / Подозреваемые (Person of Interest)».
Что нам помогает, а, что и мешает нашему общению с людьми?
Во время общения важно не только самому излагать свою точку зрения, но и уметь слушать мнение собеседника. Талант правильно объяснять свое мнение и намерения позволяет успешно избегать возможных недоразумений и конфликтных ситуаций. Стоит отметить, что честность очень часто способствует этому, но необходимо помнить, что правда не должна использоваться как средство для того, чтобы обидеть собеседника.
Причины непонимания могут быть разными, но главной из них всегда является нежелание и неумение слушать. Если вы внимательно слушаете человека, то он автоматически понимает, что вы хорошо воспитаны, можете вникнуть в проблему и помочь ее разрешить. Тем самым вы помогаете собеседнику четче сформулировать свою проблему.
На процесс общения могут оказывать влияние различные факторы – плохое настроение, проблемы в семье, стечение обстоятельств, природная вспыльчивость или застенчивость. Кроме того, следует понимать, какое именно общение имеет место в данной ситуации – неформальное или формальное. Исходя из этого, нужно строить определенную модель поведения.
Впрочем, люди нередко не разграничивают эти виды общения, а потому допускают определенные вольности и ошибки, которые собеседник может и не простить.
Правила, помогающие установить хорошие отношения с людьми
Если вы не знаете, как именно начать разговор, то подберите любую интересную тему, главное, убедитесь, что не отрываете человека от важных дел. При этом следует помнить, что все люди разные, а потому вам очень пригодится умение взглянуть на ситуацию с точки зрения вашего оппонента.
Даже если мнение человека полностью отличается от вашего, то все равно нужно проявлять к нему определенное уважение. Для этого нужно видеть в каждом человеке личность, которая имеет право отличаться от вас.
Как правильно вести себя с тем, с кем не получается найти общий язык
Не расстраивайтесь, если вас не поймут с первого раза, будьте терпеливы и обращайте внимание на то, какую именно реакцию вызывают ваши слова. На самом деле это все очень просто – достаточно следовать этим нехитрым правилам, и вы сможете без помех общаться даже с тем, с кем раньше не находили точек взаимодействия.
Обновлена: 04.04.2020, 23:00 Количество слов: 546 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 33 849 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 9 комментариев и уже оценили статью 32 раз!
Что помогает и что мешает общению
Что помогает и что мешает общению
В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.
Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.
Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:
Общение на равных, без грубости и подобострастия.
Уважение личного мнения собеседника.
Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
Общение на уровне просьб, а не приказов.
Поиск компромиссных решений.
Умение ценить решение другого.
Умение принимать опыт других.
Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кемто не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с «неудобным собеседником «, которые надо знать и взрослым, и подросткам:
Используйте «языкЯ «. Начиная фразу со слов: «С моей точки зрения. » или «То, как я это вижу. «, вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки) «. Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.
Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.
Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного. Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа действие-противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает никакого результата.
Эффективная коммуникация
Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.
Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.
Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и конфликты являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.
Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые техники и приемы, можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.
10 правил эффективной коммуникации
Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.
Сначала слушайте
Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки. Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями. Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.
В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.
Проявите эмпатию
Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.
Сосредоточьтесь на позитивном
Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника. Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном. Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.
Будьте искренни
Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.
Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.
Будьте конкретны
Люди пока еще не научились читать мысли. Поэтому не просто рассказывайте другим, как их цените или что вас беспокоит. Подскажите им, как можно исправить ситуацию.
Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.
Уважайте собеседника
Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:
Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.
Делайте паузы
Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.
Будьте честны
Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.
Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.
Знайте, когда нужно уступить
Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.
Помните, что люди эмоционально привязаны к своим убеждениям. Если вы безжалостно раскрываете каждый изъян в рассуждениях партнера, то даже если вы правы, он будет чувствовать себя ущемленным.
Это не значит, что вы должны соглашаться с неправильным мнением. Речь, скорее, идет о том, чтобы научиться выбирать, в каких битвах стоит принимать участие.
Будьте последовательны
Общение должно напоминать равномерно бегущий поток, а не хождение по раскаленным углям или океанский шторм.
Что мешает эффективному общению?
Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.
Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:
Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.
Технологии эффективной коммуникации
Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:
Есть четыре основных приема аргументирования:
Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.
Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково: не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.
Не жалуйтесь. Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».
Поощряйте и мотивируйте собеседника. Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.
Проявляйте эмпатию. Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.
Упражняйтесь. Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:
Книги
Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах: