Что мешает развитию мозга

Что вредит нашему мозгу?

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозга

Кто из нас не хочет сохранить молодость и ясность ума на долгие годы? От здоровья мозга зависит здоровье всего организма в целом. Именно этот орган позволяет нам жить, думать, планировать, испытывать эмоции и посвящать время любимым занятиям.

Согласитесь, было бы отлично, если бы ученые изобрели препарат, способный продлить жизнь и избавить нас от болезней навсегда. Но, к сожалению, это пока остается невыполнимой задачей.

Однако это вовсе не означает, что теперь можно ставить крест на попытках продлить молодость мозга. Здоровье каждого в его руках, и, чтобы сохранить его, не требуется чего-то сверхъестественного.

Что может произойти с мозгом?

Мозг – самый важный, самый сложный и при этом самый мало изученный орган в человеческом организме. Возможности его велики, но при этом используются далеко не в полной мере.

Ученые всего мира ежедневно проводят сотни исследований, чтобы выяснить, как именно устроен мозг. Благодаря их труду мы уже знаем, как он функционирует, какими возможностями обладает и какие сбои в его работе возможны.

Даже самые четко отлаженные механизмы рано или поздно дают сбой. Мозг человека – не исключение. Со временем в нем начинают происходить возрастные изменения, влияющие на весь организм в целом. Это естественный процесс, который невозможно остановить, но возможно замедлить.

Среди таких изменений можно выделить:

Это далеко не полный список негативных последствий, которые могут возникнуть вследствие халатного отношения к самому важному органу в человеческом теле – головному мозгу.

Но иногда подобного рода изменения начинают происходить и у достаточно молодых людей. Связано это с неправильным образом жизни и злоупотреблением вещами, которые наносят непоправимый вред.

Прежде чем разобраться, что необходимо сделать для поддержания здоровья мозга на должном уровне, важно понять, что же именно может ему навредить.

Давайте поговорим об ошибках, цена которых может быть слишком высока.

Отсутствие общения

Люди, избегающие общения, гораздо больше подвержены возрастным изменениям мозга, чем те, кто любит лишний раз перекинуться парой фраз с коллегой или соседом.

Многочисленные исследования показывают, что даже 10 минут, выделяемых на коммуникацию ежедневно, способны активизировать нейронные реакции. Чем больше человек проводит времени в одиночестве, тем медленнее начинают работать связи между нейронами, что, в свою очередь, приводит к замедлению многих мыслительных процессов.

Хорошая новость для интровертов: для поддержания работоспособности мозга не обязательна очная коммуникация. Разговор по телефону или онлайн-звонок также способны активизировать нейронные связи.

Отсутствие сложных задач

Многие образно называют мозг мышцей, которая нуждается в регулярных тренировках. Так же, как спортсмен, бросивший занятия, начинает терять силу, выносливость и мышечную массу, наш мозг без постоянной нагрузки теряет в своих основных показателях.

Ученые полагают, что пик максимальной активности мозга выпадает на промежуток с 16 до 25 лет. Именно в этот период его эффективность достигает больших пределов. Позже, в случае отсутствия новых необычных задач, производительность мозга идет на спад.

Наш мозг устроен таким образом, что когда мы осваиваем непривычный вид деятельности или погружаемся в незнакомую сферу, будь то иностранный язык или хобби, в его коре формируются новые нейронные связи.

Чем больше таких нейронных связей возникает, тем более гибким становится мозг человека и тем дольше сохраняется его здоровье. Регулярные интеллектуальные зарядки жизненно необходимы для профилактики болезни Альцгеймера и старческой деменции.

Частое использование мобильного телефона

Страшилки о том, что злоупотребление смартфонами приводит к возникновению онкологических заболеваний, прочно вошли в нашу жизнь. Исследований, которые наверняка подтвердили бы данную теорию, на данный момент не существует, и поэтому на сегодняшний момент это остается всего лишь предположением ученых.

Однако это вовсе не означает, что радиоволны, излучаемые телефонами, никак не влияют на мозг. Так, швейцарские и бельгийские ученые провели исследование о влиянии смартфонов на память. Проанализировав телефонные привычки 700 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, они пришли к выводу, что электромагнитное излучение от мобильных телефонов отрицательно сказалось на способности ребят запоминать информацию, особенно абстрактные образы.

Интересным также оказался тот факт, что более сильное воздействие на память происходит, когда телефон во время разговора находится у правого уха.

Именно поэтому ученые рекомендуют сократить разговоры по телефону или использовать гарнитуру во время звонков.

Недостаток кислорода

Проводя целый день в душном офисе, а затем остаток вечера дома перед телевизором или уткнувшись в экран смартфона, человек лишает свой организм драгоценного кислорода. Недостаточное его количество способствует снижению работоспособности мозга. Это выражается в усталости, плохой концентрации и снижении скорости реакций.

Люди, имеющие привычку укрываться одеялом с головой во время сна, как правило, на утро чувствуют себя более разбитыми и уставшими, чем те, кто спит с открытыми окнами и в хорошо проветриваемых помещениях. Связано это с тем, что, под одеялом человек начинает дышать уже «переработанным» воздухом, насыщенным углекислым газом, тем самым заставляя мозг испытывать кислородное голодание.

Недостаточное количество потребляемой чистой воды

Вода необходима нашему мозгу так же сильно, как и всему живому. Мозг человека на 80% состоит из этой ценной жидкости. Именно с ее помощью происходит доставка питательных веществ, благодаря чему он начинает функционировать более эффективно.

В случае обезвоживания организма мозг начинает страдать одним из первых. Человек начинает испытывать слабость и усталость, у него появляются головные боли и меняется артериальное давление.

Врачи рекомендуют в таких случаях вместо таблетки сначала выпить пару стаканов чистой воды. Как правило, облегчение наступает почти сразу.

Вредные привычки

Существует масса исследований о вредном воздействии сигарет и алкоголя на организм человека.

Мозг курильщика или человека, регулярно употребляющего алкогольные напитки (независимо от степени их крепости), подвергается серьезным нейробиологическим изменениям.

Так, курение способствует уменьшению толщины его коры, вследствие чего снижаются умственные способности и уровень мышления. А этиловый спирт, содержащийся в алкоголе, разрушает связи между нейронами, что также не приводит ни к чему хорошему.

Люди, страдающие вредными привычками, ускоряют процесс старения своего мозга в несколько раз по сравнению с теми, кто ведет здоровый образ жизни.

Недостаточная физическая активность

Спорт и здоровый образ жизни нужны организму для поддержания мышечного тонуса, повышения выносливости и улучшения общего состояния. Благодаря физической работе кровь начинает активно циркулировать по всему телу, насыщая клетки мозга питательными веществами и кислородом. Это самым лучшим образом сказывается на долговременной памяти.

К тому же люди, не занимающиеся никакой физической активностью, часто страдают от лишнего веса. В результате ожирения происходит рост количества свободных радикалов и воспалений, что приводит к сокращению количества клеток мозга. Это, в свою очередь, способствует проблемам с памятью и преждевременному старению самого органа.

Неправильное питание

Мозгу, как и телу, необходимы питательные вещества, которые поступают в организм вместе с едой. Соответственно, если человек употребляет в пищу продукты, не обогащенные витаминами, минералами и другими полезными нутриентами, мозг начинает испытывать их дефицит, что приводит к ухудшению его работы.

Вот список того, что следует избегать:

В идеале следует навсегда отказаться от данных продуктов, поскольку никакой пищевой ценности для организма они не несут. Но в случае, если забыть про любимые гамбургеры или сладости вам не представляется реальным, сократите их потребление до 1 раза в месяц.

Помимо вредной пищи на работе мозга негативно сказываются и строгие диеты, исключающие из рациона основные микронутриенты.

Большой вред главному органу наносит и пропуск завтрака. Ученые, занимающиеся вопросом влияния потребляемой еды на мозг, пришли к выводу, что дети, которые завтракают регулярно, имеют лучшую успеваемость по сравнению с теми, кто пропускает самый важный прием пищи за день.

Плохой сон

Плохой сон отрицательно влияет на организм человека и особенно на мозг. После плохо проведенной ночи снижаются концентрация, продуктивность и энергия. Вместо них появляются плохое настроение, апатия и раздражительность.

На качество сна влияет много факторов, среди которых можно выделить:

Во время сна в организме человека вырабатывается важный гормон мелатонин. Благодаря ему замедляется процесс старения, улучшается общее самочувствие и состояние. Мелатонин имеет антистрессовые и противоопухолевые свойства.

Именно поэтому люди, грамотно подходящие к вопросу сна, сохраняют здоровье и молодость мозга надолго.

Мы рассмотрели далеко не весь список привычек и вещей, негативно сказывающихся на мозге, но даже этого вполне хватит, чтобы критически отнестись к своему образу жизни. И теперь, понимая, что именно вредит здоровью мозга, мы можем внедрить в свою жизнь новые, полезные привычки.

Как сохранить здоровье мозга?

Чтобы поддерживать продуктивность работы головного мозга не нужно тратить деньги на дорогостоящие лекарства или собирать консилиум врачей. Сохранить ясность ума под силу каждому из нас, достаточно лишь немного изменить свой образ жизни.

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций:

Введите в свою жизнь такие правильные привычки как здоровое питание, физическая активность, регулярные тренировки мозга и соблюдение режима сна и вы забудете о проблемах с памятью, концентрацией и сохраните здоровье мозга на долгие годы.

Заключение

Несмотря на то, что головному мозгу посвящены тысячи исследований, он по-прежнему остается самым загадочным органом в организме человека.

Понимание того, какие именно привычки и действия негативно влияют на мозг, позволяет нам вовремя скорректировать ситуацию. При правильном и бережном отношении к такому важному органу, он ответит взаимностью и сохранит не только свое здоровье, но и здоровье всего организма в целом.

Источник

Как можно развивать мозг во взрослом возрасте. От этого зависит продолжительность и качество жизни

Мозг человека называют главным компьютером: от его деятельности зависит жизнеобеспечение организма и судьба человека. Были многочисленные исследования квантовых биологов и генетиков, которые доказали: мозг — это приемник, который излучает звуковую волну, потому что клетки в организме — живые, они двигаются и вибрируют. Волна, которая создается при вибрации, считается «роутером» или «маршрутизатором» — она строит маршрут. Получается, если мозг достаточно развит, он издает более качественные сигналы, а человек проживает более насыщенную и интересную жизнь.

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозгаshutterstock.com

Что делать для качественной работы мозга, и к чему приведут последствия, если оставить его без внимания, рассказывает Ольга Бурлакова, специалист по оздоровлению, натуропат, автор метода «Система осознанного оздоровления — СО2».

Зачем развивать мозг

Чем больше мозг по объему в пределах нормы, тем больше клеток, из которых он состоит. Количество клеток головного мозга влияет на количество соединений и размер нейронной сети: чем она крупнее, тем большими способностями обладает человек.

Если человек развивает мозг, он находит выход из трудной ситуации, быстро решает проблемы, создает креативные идеи, отличается творческим и неординарным подходом. Такие люди — разносторонние, востребованные в профессии, хорошо зарабатывают и живут в более комфортных условиях.

Как развивать мозг

Мозг нужно развивать с раннего детства. Ребенок рождается с незрелым мозгом, процесс развития продолжается минимум до семи лет. До этого возраста выстраиваются связи между правым и левым полушарием. Также на развитие мозга влияют травмы: структура клеток нарушается, если были удары по голове, падения, сотрясения.

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозгаshutterstock.com

На развитие мозга влияют движения, чаще — диагональные. Важно, чтобы у ребенка с детства было много мелкой моторики и диагональных движений, например, ползание, где поочередно включается правая нога и левая рука, или левая нога и правая рука. Динамическая гимнастика и плавание также подходят для малышей: перекрестные движения руками и ногами помогают клеткам головного мозга активно развиваться. Поэтому детям важно не только читать книги, но и постоянно двигаться.

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозгаshutterstock.com

Активное обучение детей начинается с семи лет: не рекомендуется раньше этого возраста заниматься логикой, математикой, чтением и письмом. В противном случае подавляется правое полушарие, которое отвечает за возможность найти выход из нестандартных, тяжелых жизненных обстоятельств. Другими словами: можно закрыть дорогу для успешной, счастливой жизни, если принуждать ребенка обучаться в слишком раннем возрасте.

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозгаshutterstock.com

В семь лет начинает развиваться левое полушарие, а с ним — логика, внимание, усидчивость, и можно изучать школьные предметы. В этом возрасте полезно пробовать себя в разных видах деятельности. Поэтому родителям не стоит переживать, если ребенок месяц походил на теннис, потом пошел на гимнастику, затем на лепку из глины. Если ему комфортно — пусть познает разное.

Кроме учебы и двигательной активности важно уделять внимание полноценному питанию, которое включает жиры и глюкозу. Мозг потребляет много глюкозы, поэтому дети часто хотят сладкого. Лучше выбирать качественный горький шоколад или фрукты.

В более зрелом возрасте нужно учить стихи, тренировать память и внимание, решать логические задачи, заниматься эрудицией, смотреть сложные для восприятия фильмы, читать научную литературу, изучать иностранные языки. Главное, нужно полноценно отдыхать: если вы не расслабляетесь, мозг войдет в состояние гиперповышенной активности, и функции ухудшатся.

Что будет с мозгом, если его не развивать

Можно заметить различные нарушения у людей, которые не уделяют внимание мозгу. Во взрослой жизни это приводит к тому, что человек становится рассеянным, теряет вещи, забывает о важных встречах, что негативно сказывается на карьере и личной жизни. Такие люди не выполняют обязательства: если нарушена связь между правым и левым полушарием, человеку сложно уследить за временем и самодисциплинироваться, что влечет за собой последствия на работе, в семье, с друзьями, в коллективе. Люди перестают человеку доверять и общаться с ним.

В большинстве случаев, если человек не развивает мозг, это ведет к деструктивным нарушениям во всех сферах: здоровье, финансах, взаимоотношениях с коллегами, начальством и близкими. А это — ключевые вещи, на которых держится жизнь человека.

Что мешает развитию мозга. Смотреть фото Что мешает развитию мозга. Смотреть картинку Что мешает развитию мозга. Картинка про Что мешает развитию мозга. Фото Что мешает развитию мозгаshutterstock.com

Также важно тренировать мозг, потому что он отвечает за молодость клеток и продолжительность жизни. Чем меньше внимания человек уделяет мозгу, тем хуже работают внутренние органы, потому что мозг — центральный процессор, который полностью управляет организмом.

Источник

Как наш мозг мешает развиваться и достигать целей: отрывок из книги «Разум под контролем» Статьи редакции

Книга Роджера Сайпа и Робба Збиерски выходит в издательстве МИФ.

Главный принцип, который мы стараемся красной нитью провести через всю книгу, — наш разум формирует нашу жизнь. Благодаря механизмам, которые мы обсудили ранее, мозг служит главным поставщиком ваших результатов. И то, что разум формирует нашу жизнь, это удивительный подарок! Возможно, лучший подарок, который мы получили, будучи людьми.

Дело, однако, в том, что этому подарку требуются кое-какие настройки, и с этим связаны некоторые значительные трудности. Когда мы рождаемся, то уже приходим с проблемами в настройках по умолчанию, и они будут заставлять наш мозг работать против нас.

По мере нашего взросления эти проблемы только усугубляются, так что к моменту вступления во взрослую жизнь у нас в арсенале уже целый пакет вредных настроек, которые не позволяют идти туда, куда мы хотим попасть. Если вы не будете активно и целенаправленно работать над их исправлением, практически гарантировано, что эти настройки по умолчанию:

Привнесут в вашу жизнь огромное количество лишнего стресса.

Очень важно отметить, что настройки по умолчанию не являются вашими личными чертами характера. Если вы замечаете их за собой или наблюдаете в поведении близких людей или коллег, не надо думать, что вы или они — плохие люди.

У каждого из нас есть подобные склонности, и всё потому, что они — чрезвычайно эффективные механизмы выживания. Понимание истоков подобного поведения поможет вам выработать наилучшую стратегию общения с окружающими вас людьми: руководителями, коллегами, заказчиками, членами семьи, друзьями и так далее.

Если бы вы жили в условиях дикой природы, занимаясь охотой или собирательством, то подобные установки, безусловно, повысили бы ваши шансы на выживание. Но когда речь идет о руководстве бизнесом, достижении целей, да просто о том, чтобы быть счастливым человеком, эти древние механизмы становятся контрпродуктивными. Давайте посмотрим, вспомните ли вы примеры подобного поведения.

Первый устаревший механизм выживания — это настройка, которая заставляет нас переоценивать негативные сигналы от среды и игнорировать или упускать позитивные. Ваш мозг — известно вам или нет — настроен очень чутко реагировать на угрозы. Если вы живёте среди дикой природы, это невероятно полезно: там вас и правда повсюду подстерегают опасности!

Проблема, однако, в том, что вы живёте не среди дикой природы и не подвергаетесь постоянной угрозе смерти. Настройка по-прежнему действует, только теперь она бесполезна. Более того, она создаёт ситуации, которые высасывают вашу энергию.

Если вы не будете активно работать с этой проблемой, то переоценка негативных сигналов заставит вас:

Переживать из-за вещей, которые этого не стоят.

Как только собирается группа из двух и более человек, эти установки моментально создают культуру негативизма — и в мгновение ока из офиса испаряются улыбки и смех. Вам придётся каждый день работать над преодолением этих вредных настроек, если вы хотите, чтобы позитивная энергия помогла улучшить ваши результаты.

Ваш мозг отрегулирован таким образом, чтобы мгновенно переключать ваше внимание на то, что возникает перед глазами.

При этом не имеет никакого значения, что именно возникло перед вашим взором и чем вы были в тот момент заняты, — ваше внимание переключится и потянет вас в ту сторону. Таким переключателем может стать что угодно: телефонный звонок, текстовое сообщение, электронное письмо, случайная мысль, да даже просто белка! Что бы ни случилось в данный момент (особенно если вы это увидели), ваше внимание устремится туда. Звучит знакомо, не так ли?

И опять-таки, изначально эта реакция была полезной: в условиях дикой природы быстрое переключение фокуса чрезвычайно ценно. Мы уже выяснили, что там повсюду медведи гризли, которые хотят вас съесть. И если гризли хочет вас съесть, то когда именно он хочет это сделать? Прямо сейчас! Он не пришлёт вам в календарь приглашение о встрече на следующей неделе — он атакует немедленно! И это значит, что если вы не отреагируете сразу же, то будете съедены.

Вот почему мозг имеет привычку полностью поглощаться внезапными «угрозами». Более того, он вас даже и не спросит о разнице между «срочным» и «важным».

Вы больше не живете в дикой природе, но старые настройки продолжают влиять на вашу жизнь.

Вы когда-нибудь замечали, с какой поразительной легкостью вы отвлекаетесь и теряете нить повествования? Это просто смешно, если поразмыслить: вы на середине презентации перед клиентом, которая сулит вам миллионную сделку в случае успеха, но в комнату в этот момент заходит щенок. Что произойдет? Игра окончена: ваш мозг ушел, даже не извинившись.

Этот пример может показаться глупым, но, по сути, он не так далек от истины. И хотя мы здесь можем шутить о том, как мы отвлекаемся, само по себе это не шутка. Отвлечение может стоить вам очень дорого, и вот почему.

Когда вы отвлекаетесь, происходит несправедливая утечка энергии. Вспомните примеры того, как вы были по-настоящему сосредоточены, а потом что-то заставляло вас потерять фокус. Вашему мозгу достаточно миллисекунды, чтобы сойти с пути.

А сколько потом требуется времени, чтобы вернуться к тому, что вы делали? Чтобы полностью заново погрузиться в прерванное дело, ему нужно от четырёх до двадцати минут! Как мы и сказали, это несправедливо, но это правда.

Подобная разница во времени и энергии может обойтись очень дорого. Припомните, сколько раз за день ваш мозг улетает, ведясь на отвлекающие маневры, и, если вы верите, что время — деньги, ситуация перестаёт быть просто забавным «ах, я такой рассеянный».

На самом деле эта настройка, если вы ей позволите, способна уничтожить вашу продуктивность, подорвать сосредоточенность, вычерпать вашу энергию, уверенность в себе и тянуть вас на дно каждый день.

Если бы мы прямо спросили вас, хотите ли вы прогрессировать, вы бы посмотрели на нас так, словно у нас выросло по три головы. Серьёзно? Что за дурацкий вопрос? Вы бы ответили: «Разумеется, я хочу прогресса! Разумеется, я хочу достичь в этом году больше, чем в прошлом! Конечно, я хочу прийти в лучшую форму. Само собой, я хочу, чтобы у моих детей была жизнь лучше, чем у меня. Зачем бы я вообще стал покупать эту книгу, если бы не хотел прогресса в своей жизни?!»

И знаете, мы вам верим. Мы знаем, что вы хотите двигаться вперед, и мы хотим для вас того же! И ваши результаты — лучшее тому подтверждение. Более того, мы убеждены, что ваша семья, коллеги, ваше окружение — все они тоже хотят прогресса, потому что это единственный способ победить всем вместе. Но проблема не в вашем желании прогресса.

Проблема в том, что это совсем не то, чего хочет ваш мозг. Ваш мозг хочет, чтобы вы оставались там, где вы есть. Рационально вы хотите прогресса, но иррационально, биологически ваш мозг жаждет безопасности.

Давайте снова посмотрим на то, как всё было бы устроено, если бы вы жили среди дикой природы. Как мы уже говорили, в таком окружении ваша физическая безопасность постоянно подвергалась бы угрозам. Она должна была быть вашим самым главным приоритетом, иначе бы вы погибли. Поэтому через поколения, через наставления родителей и серьёзное подкрепление со стороны культуры ваш мозг выработал такую стойкую жажду безопасности, которую невозможно игнорировать.

Если бы вы на самом деле были охотником или собирателем, эта изначальная настройка мозга проявляла бы себя географически. Вы и ваш клан заселили бы маленький клочок земли, который называли бы домом. Эта территория была бы удивительно маленькой — всего десять-двадцать квадратных миль, размером с современный небольшой городок.

И за время вашей жизни вы и члены вашего клана ни за что на свете не покинули бы пределы домашней территории, если бы только вас не вынудили к тому обстоятельства. Этот маленький клочок земли обладал бы для вас огромной силой притяжения. Это разумно, потому что на своей территории вы имеете преимущество, не так ли? Вы знаете, где можно спрятаться, где растут хорошие ягоды и так далее. Для выживания стремление к безопасности — чрезвычайно эффективная стратегия.

Но в наши дни тяга к безопасности проявляет себя психологически, и это работает вам во вред. Собственно, это та установка, которая создаёт зону комфорта. В самом ее наличии нет ничего плохого: такая потребность заложена в нашем мозге. Проблема заключается в том, что вы при этом стремитесь к росту. А в зоне комфорта никакой рост невозможен.

Подумайте вот о чем: всё, что позволяет вам развиваться, либо неудобно, либо рискованно, либо и то, и другое сразу. Например:

Вы хотите, чтобы ваш бизнес вырос? Вам придётся провести исследования и разведку, а это неудобно и выглядит как риск.

Желание двигаться вперёд всегда будет заставлять вас делать выбор между рискованным или неприятным, но ведущим к прогрессу, и тем, что легко, удобно и безопасно, но не сдвинет вас с места. И по умолчанию в 100% случаев ваш мозг предпочтёт легкий и безопасный вариант. Даже не в 90%, а в 100%! Вот почему люди так часто застревают на одном месте, переживают застой и стагнацию и чувствуют себя неспособными вырваться из этого.

Никогда не выбирайте застой сознательно, по своей воле. Вы не проснётесь утром 1 января с торжественной мыслью: «Я искренне хочу, чтобы новый год был таким же дурацким, как и предыдущий». И тем не менее мы постоянно подсознательно выбираем мысли и привычки, которые нам комфортны, знакомы и, следовательно, безопасны. И застой в жизни каждый раз становится побочным продуктом этого выбора.

У вашего мозга есть три основные настройки по умолчанию:

Это то, что будет стоять на пути вашего движения вперед. Признайтесь себе: вы узнаёте проявления этих установок в своей жизни? Надеемся, что да, потому что узнать и понять — это первый шаг к улучшениям. Вы не можете сбежать из тюрьмы, если даже не подозреваете, что находитесь в ней, так ведь?

Плохая новость: эти базовые настройки у вас есть, и если вы им позволите, то именно они будут рулить вашей жизнью. Досадно, но это правда жизни.

Хорошая же новость в том, — и мы просим вас обратить на это пристальное внимание, — что вы однозначно не являетесь жертвой своих базовых настроек. Вы не машина, которая обречена работать так, как ее запрограммировали. Прежде всего вы человек, которому дана свобода делать выбор, совершать поступки и учиться на собственном опыте.

И если вы можете всё это делать — выбирать, действовать и учиться, — значит, вы способны и переписать вложенные в вас программы, чтобы они приносили тот результат, которого хотите вы.

И самая отличная новость: внося даже самые маленькие изменения в эти программы, вы сможете добиться огромных улучшений и обновлений. И именно это мы будем учиться делать.

У вашего мозга, как и у компьютера, есть настройки по умолчанию. Некоторые из них очень полезны в качестве механизмов выживания, но отчаянно мешают вам в достижении прогресса.

Ваш мозг стремится к безопасности больше, чем к прогрессу.

Топи за прогресс! Забей на безопасность!

Нравится мне во всех подобных книгах и лекциях словосочетание «ваш мозг».
Как будто есть некий «Я», У КОТОРОГО мозг.

Это очень наивная и примитивная точка зрения. Это «Я» у мозга, а не наоборот. То есть «Я» – результат сложных процессов, непрерывно протекающих как раз в том самом мозге и даже в рептильной его части. Как именно подобные авторы представляют себе ситуацию, когда процесс, порождённый работой разных зон мозга, собирается управлять тем, продуктом чего он является.

Спасибо вам за интересный комментарий.
Мне кажется что противоречия тут нет, я могу привести аналогию из мира техники. Представим себе hardware (железо которое обеспечивает работу ПО) и software (некое абстрактное ПО запущенное на этом hardware и имеющее доступ к его низкоуровневому API который, в свою очередь, позволяет регулировать различные характеристики) как пример возьмём операционную систему и ту ее способность изменять параметры работы условного процессора/памяти/питания путем внесения изменений в BIOS.

Спасибо вам за комментарий! Не могли бы вы как-то развернуть вашу мысль: почему вы считатет эту аналогию корректной? С такой аналогии – мозг человека как компьютер – начиналась эпоха когнитивных наук. К сожалению, с тех пор эта аналогия уже неоднократно признавалась абсолютно некорректной.

Я посто опираюсь на примерное описание когнитивных процессов в мозге ведущими когнитивистами, которые, как я уже написал, давно отказались от аналогии «мозг – это компьютер». Поскольку я не являюсь специалистом в этой области, то я нахожу странным продвигать подобную аналогию, когда от неё отказались ведущие учёные мира. Поэтому наши с вами рассуждения относительно этой аналогии, попытки найти как нам кажется, сопоставимые элементы и процессы, будут ничем иным, как рассуждениями профанов о том, в чём они не разбираются.

Я понял но мне интересны детали что именно они отвергли: мозг не компьютер как его физическое воплощение процессор-память-ввод/вывод, или: мозг не компьютер как любое ПО которое можно на нём запустить?

Ну они пришли к выводу, что любая аналогия мозга с компом, памяти с ROM-RAM, процессов в мозге с софтом не релевантна вообще. То есть, никакие процессы в мозге не соотвтствуют таковым в компьютере: ни решение задач, ни хранение информации, ни долгосрочная память как таковая, ни распознование, ни ввод зрительной, слуховой и прочей инфы.

К сожалению я вряд-ли сформулирую все настолько же точно, но согласно Канеману, его Нобелевской статье и популярной книге, мы разбиты на две системы, и только одна из них отвечает за характер и намерения, однако, они обе влияют на принятие решений. Вторую систему ещё называют «старым мозгом», что мне кажется весьма странным учитывая отсутствие доказательств, но этот термин используется в полу-психологии, продажах и маркетинге. Надеюсь я хотя-бы частично ответил на ваш вопрос.

Нужно тут учитывать, что Канеман получил «нобелевку» не по психологии, а по экономике. И если вы почитаете или послушаете нейробиологов, то узнаете, что какое-либо деление процессов в мозге на «систему 1 и 2» – это нууу. такое. То есть, нет реально никаких систем, есть паттерны и рефлекторные дуги.

Но дело не в «управлении». А в том, что сознание учится понимать механизмы, которые работают в тех или иных ситуациях. Понимать, осознавать, и действовать иначе. Так формируются новые нейронные связи, которые и формируют новые более эффективные привычки реагирования.

Интересная гипотеза. А есть какие-то научные данные, которые её подтверждают? И, да, хотелось бы узнать определение понятия «сознание», чтобы было понятно, о чём диалог.

Думаю, всем людям, особенно ученым, хотелось бы узнать, что такое сознание

Ну тогда, без определения, было бы странно использовать это понятие в описании каких угодно гипотез, не правда ли?

Спасибо! Однако, ссылка на книги – не самый лучший вариант дискуссии. Вы могли бы привести какое-то рассуждение, которое подкрепляется ссылкой на книгу, в том случае, если в ней содержатся данные научных экспериментов.

Смысл в том, что мозг создает модель непрерывной реальности и то, что в ней живет «кто-то» кроме него. Как-то так вроде.

Ну это уж очень абстрактно и больше похоже на философию познания, чем на нейробиологию 🙂

В результате получается определенная личность со своей историей, которая уж точно неабстрактна, а содержаться в нейронах мозга.

А есть ли данные научных экспериментов? Научные статьи? Или это просто вольные фантазии автора книги?

Результаты последних когнитивных и нейроэкспериментов («резиновая рука», фантомные конечности, связь «мозг — робот»), приводит обширные интервью со специалистами-нейрофизиологами (Галлезе, Хобсон, Зингер), смело привлекает такие неоднозначные темы, как осознанные сновидения, выход из тела в виде «эфирного двойника» и воздействие психоактивных веществ. А в случае выходов из тела Метцингер вдобавок делится богатым, как оказывается, личным опытом.

Ну так себе отсылка к исследованиям. Особенно, называть «последними» «резиновую руку»? В общем, как источник действительно научных теорий эта книга вряд ли может служить.

А вообще, ты с такими мыслями поаккуратнее, а то у людей разрушиться иллюзия о собственном я и наступить экзистенциальный кризис)

Возможно, это будет не самый плохой вариант в текущей ситуации 🙂

Я читал книгу «MindHacking». Там автор такую вещь говорит, что «Вы не ваш мозг». В действительности, мозг это орган. Это уже современный “западный” человек решил, что там в мозгу находится “душа” (сознание) человека.
Конкурент мозга – сердце, о нём тоже очень много говорят, как будто это часть нашего сознания («сердцу не прикажешь», «голос своего сердца», «сердце подсказало», «на сердце»).
Думаю (и кажется, я где-то это слышал), что в других странах и религиях, так могут относится к другим органам.
Вообще, эта путаница может быть связана с неправильной формулировкой «Мозг думают то», «Мозг думает сё». Если сравнивать мозг с компьютером, то компьютер сам по себе бесполезен. Он ни может ничего сделать сам. Но когда за него садится умеющий человек.
Ну и не забывайте про концепции «дух, душа, тело», в которой тело – собственно тело, душа – мозг, со всеми мыслительными и эмоциональными (ментальными) процессами, а дух – это уже то «Я», которое не от мира сего))
Но такие вопросы приводят нас к ещё большим: «Кто всё создал», «Откуда мы?», «Для чего всё это?», «Кто я?», «Есть ли Бог?», «А кто создал Его?», на которые, так вот в комментариях не ответишь)))

Я не совсем понял ваш тезис. Часть вашего комментария адресует к вроде как научной картине мира и научному познанию, другая часть – к мистике и эзотерике. Мне кажется, что совместить эти две системы в одном описании практически невозможно, потому что наука опирается на эмпирический метод познания мира, а мистика – на познание себя или, если угодно, бога, через переживание. Эмпирика там не нужна.

В любом случае, лично мне странно видеть в книгах, претендующих на научно-просветительскую функцию, спекуляции по типу «как наш мозг нами управляет», «как заставить мозг сделать то-то и то-то», «обмани свой мозг» и т.п.

Ну, вот как раз я и имел ввиду, что тоже не считаю эти выражения корректными.
А про эзотерику я вообще ничего не упоминал))

Ну любые рассуждения о таких сущностях как: «душа», «бог», «духовность» и прочее, на мой взгляд, относятся к сфере мистики/эзотерики.

Прочитав комментарии решил вставить свои 5 копеек. Я думаю правы все, а недопонимание происходит, потому что надо копнуть чуть глубже. Простой пример наркомания. Я сейчас даже не о героине, а о тех наркотиках которые вызывают выброс нейромедиаторов, дофамина, серотонина, норадреналина. Самым важный для нас сейчас это дофамин является важнейшей частью системы вознаграждения мозга, вызывая чувство удовлетворения/удовольствия чем влияет на процессы мотивации. В нормальных условиях данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода. Именно из-за того что мозг получает дофамина (читайте удовольствия) гораздо больше на протяжении долгого времени, формируется психологическая зависимость а в худшем случае может начаться патологическое развитие личности. Даже при псих.зависимомти резкая отмена употребления, доводит людей которые решили завязать до суицида или до покупки дозы, если происходит срыв. И вот вопрос: если человек сам решил бросить, то кто кем управлял в момент суицида или следующей покупки? Лично я думаю, что самое главное, что бы каждый СОЗНАВАЛ, что у него есть мозг и это очень важный орган, который надо развивать и тренировать, потому что у мозга есть рычаги ПОДСОЗНАТЕЛЬНО/БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОГО управления, телом, рефлексами, эмоциями человека. А вообще можно сходить в психушку, желательно по жёсче Посмотреть, а ещё лучше пообщаться с постояльцами и пофилосовствовать кто у ког ест.

При развитии патологической личности, кто кем управляет? Псих не скажет, что он псих. И еще дополнить
мозговая деятельность очень энергозатратный процесс, и мозг считая что мы в джунглях и энергия нам нужна для выживания, начинает отлынивать разными способами что бы сэкономить. И кто то получит 5 потому что заставляет мозг работать, а кто-то получит 2, потому что не смог сделать тго и принесём домой мы. И если мозг есть у «вас» а не вы есть у мозга. То дальше объяснять не надо, потому что это всё, только вершина айсберга.

Вот кто этот «кто-то», который «заставляет» мозг работать? 🙂

Что такое «если человек сам решил бросить»? Что значит «решил бросить»? Покрутил в голове мысль о том, что нужно бросить? Или не пошёл за новой дозой? Ясно,что префронтальная кора на то и сформировалась, чтобы тормозить автоматические реакции, сложные схемы по удовлетворению потребностей, но процесс торможения – это нейрофизиолошгический факт, а «я решил» – это просто фраза в голове.

Да и пофилософствовать лучше с теми, у кого деменция и они вооще не понимают, что с ними что-то не так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *