Что мешает развитию предпринимательства в россии
Предпринимательство в России: сдерживающие факторы, страхи и другие интересные факты
Аналитический центр Университета «Синергия» представил результаты социологического исследования, в котором приняли участие более 144 000 действующих предпринимателей и тех, кто планирует открыть бизнес.
Большинство существующих предприятий, по данным исследования, функционирует менее 10 лет (84,7 % опрошенных), при этом доля организаций, которые были открыты в последние два года (38,8%), довольно значительна. Это свидетельствует о высокой мотивации на занятие предпринимательской деятельностью в России, считают аналитики.
В основном предприниматели характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6 %), хотя только 8,1 % знают, какие меры нужно предпринимать для стимуляции дальнейшего роста.
Каждый восьмой предприниматель (12 %) признался, что его бизнес сокращается, но лишь 0,9 % опрошенных знает, как выйти из сложного положения.
Факторы, сдерживающие развитие бизнеса
Основная причина — ограниченность финансов и капитала (42,6 %). Еще одна причина — отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5 %), что, как полагают эксперты, говорит о низком уровне предпринимательской грамотности.
Аналогичную картину аналитики отмечают среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Большинство из них называют ключевой проблемой отсутствие стартового капитала (39,6 % среди начинающих и 47,6 % среди потенциальных предпринимателей).
Следующие по популярности барьеры для старта: неспособность выбрать нишу; непонимание, с чего начать; незнание, как привлечь первых клиентов и сформировать команду для работы.
Каких знаний не хватает предпринимателям
Исследование выявило направления, в которых людям, заинтересованным в бизнесе, не хватает знаний. У действующих предпринимателей это маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании.
Те, кто только задумывается о создании бизнеса, заинтересованы в развитии знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками.
Аналитики пришли к выводу, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.
Так, большинство действующих предпринимателей, как правило, имеют высшее образование (76,0 %). При этом каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн руб. в месяц окончил аспирантуру.
Те же, кто получил среднее специальное или вовсе завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 000 руб.
10 интересных выводов о предпринимательстве
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Российский бизнес скорее мёртв, чем жив. Что мешает развитию: менталитет или государство?
Аналитики компании FinExpertiza сопоставили число закрывшихся компаний с открывшимися. Результаты не радуют — российский бизнес умирает. За последние три года количество компаний уменьшилось на 18%. Редакция «Выберу.ру» разбиралась, что не так с российским климатом, почему бизнес не цветёт?
Особенности национального характера
В Америке и Европе малый и средний бизнес является локомотивом экономики. Они приносят стране налоги, они обеспечивают рабочие места и занятость населения. В России рулит крупный бизнес. «Сбербанк», анализируя проблему, назвал главной причиной менталитет. Россияне не склонны заниматься предпринимательством. Власть думает также, говоря, что потенциал у страны большой, но люди не хотят идти в бизнес.
С этим можно поспорить, что и делают эксперты. Они называют основной проблемой не лень, а неблагоприятную среду и большое количество рисков. Крупному бизнесу легче их преодолеть, а малому приходится либо уходить в тень, либо уходить совсем. Показателен недавний пример с застройщиками. Введение эскроу-счетов привело к массовым банкротствам небольших строительных компаний, которые не могут найти средства на строительство: кредиты дорогие, а собственных денег недостаточно.
Держать работников не выгодно
Глобальная задача бизнеса на территории страны — давать рабочие места, платить зарплату, которая потом вольётся в экономику страны, платить налоги в бюджет и взносы в фонды. Если схема работает, то все остаются довольны и всем всего хватает.
Однако российский малый и средний бизнес не торопится нанимать работников. Например, с 2011 по 2016 число предприятий росло, а число работников уменьшалось.
Аналитики это связывают с высокими взносами и платежами за работника. Бизнес платит: в ПФР, ФФОМС, ФСС, НДФЛ. Итого — 43% зарплаты. Если предприниматель наймёт продавца в магазин со средней по России зарплатой в 40 000 рублей, то сверх этого заплатит 17 200. Это не считая взносов «за себя» и налогов на прибыль.
Господдержка работает слабо
Для малого и среднего бизнеса существуют программы господдержки, в том числе и в сфере кредитования. В совокупности это около 600 программ. Но Росстат подсчитал, что пользуются ими только 2% предприятий. Треть опрошенных знают о мерах поддержки, но не знаю как её получить. Проблемой называют бюрократию.
Налог, ещё налог и опять налог
Минфин и налоговая служба не скрывают своих намерений — собрать больше налогов, чтобы выполнить поручения президента. Для этого повысили НДС и ужесточили контроль.
Налоговая ужесточает контроль. Фото: yandex.ru
Кроме этого появилась маркировка, ветеринарный контроль, новые акцизы, торговый сбор, туристический сбор, повысились портовые сборы. Всё это сказывается на общей сумме платежей. Издержки растут. Чтобы рентабельность оставалась на приемлемом уровне, надо повышать цены.
Однако этого не выдержит потребитель и уйдёт. Проблема благосостояния населения признана на высшем уровне. Низкие доходы, высокая закредитованность не дают развиваться покупательской способности.
В итоге Центробанк снижает ключевую ставку в надежде улучшить экономический климат в стране за счёт притока средств из дешёвых кредитов. Но этого мало. Мы видим, что ключевая ставка уже 6%, а инфляция при этом продолжает падать, что отражает застой.
Чтобы исправить ситуацию, нужен комплекс мер, влияющих на все сферы бизнеса. Некоторые депутаты, понимая это, предлагают снизить НДС, а правительство Мишустина обсуждает снижение страховых взносов.
Что мешает развитию предпринимательства в России?
В России взлетел новый авиалайнер с российским двигателем. Мы построили огромные атомные ледоколы. Запустили новую тяжёлую ракету в космос. И, вообще, готовимся построить космический буксир с ядерным двигателем. Урожаи у нас рекордные. И экономика у нас стабильная. Но вот только не растёт она почему-то, несмотря на все достижения.
Поговаривают, что в странах с развитой экономикой, где люди живут богато, её основу составляют малые и средние компании, которые не строят ледоколы и не запускают ракеты, а занимаются более прозаичными делами.
Эти компании и создают основной объём ВВП, о росте которого и мечтает наше правительство, и мы вместе с ним. А если ВВП не растёт, то что-то не так с нашим малым и средним бизнесом?
Почему он не хочет развиваться?
Причин, наверное, много. Но я остановлюсь на одной из главных из них, тормозящей развитие предпринимательства в России.
Начну издалека и простыми словами.
Правительство России развернуло широкомасштабную борьбу с обналичкой денег, с помощью которой предприниматели уходят от уплаты налогов.
В банках внедрена служба финмониторинга, отслеживающая подозрительные на предмет обнала банковские операции предпринимателей. Если подозрительная операция по расчётному счёту обнаруживается, то счёт сразу блокируется со всеми денежными средствами. Блокировка происходит на основании ФЗ-115.
Методика вычисления подобных операций засекречена, банкам запрещено сообщать предпринимателям, по какой причине их счёт заблокирован.
У компании с блокированным счётом банк запрашивает документы, подтверждающие реальность предпринимательской деятельности, такие как: договора, накладные, доверенности и т.п. Список (требуемых для подтверждения деятельности) документов, довольно приличный, так как он сформирован на основе нормативов, в которых описано, где и какой именно бумажкой каждое действие юрлица оформляется.
Я понятия не имею, где это описано, как, впрочем, и львиная доля российских предпринимателей, которые очень часто и не оформляют всех документов по каждому движению, например, доверенности или ттн. Особенно, если идёт взаимодействие с партнёрами, с которыми работаешь не первый день.
Часто вся сделка у малых предпринимателей оформляется в виде переписки в мессенджерах или в почте с уточнениями по телефону. А в конце реально оформляется только один документ: «УПД», или счёт-фактура с товарной накладной (у тех, кто не перешёл на универсальный передаточный документ).
УПД (если без разных нюансов) – это единственный документ, подтверждающий хозяйственную деятельность предпринимателя перед налоговой инспекцией, он попадает в книги покупок и продаж. То есть УПД оформляется всегда и подписывается обеими сторонами сделки.
Но почему-то наличия подписанного УПД абсолютно недостаточно для подтверждения реальности предпринимательской деятельности перед банком. Связи с финмониторингом у предпринимателя нет никакой, нет возможности никого уговорить или хотя бы что-то объяснить.
Предприниматель только подаёт документы в банк и ждёт решения на разблокировку счёта. Документы всегда запрашиваются за несколько месяцев его деятельности. А это десятки и сотни листов ксерокопий (информация для понимания: сколько времени нужно для подготовки ответа банку).
К чему столько текста выше?
К тому, что счета блокируются и по делу и нередко ошибочно. Так как блок выставляет искусственный интеллект, работающий по определённому алгоритму.
А вот документы проверяют люди, действующие на основании должностных инструкций, созданных на основе вышеуказанных нормативов, о которых никто не знает. Поэтому у малых предпринимателей нет ни единого шанса разблокировать свой счёт.
Выход из ситуации только один: закрытие заблокированного счёта и открытие счёта в другом банке с переносом остатков средств на новый счёт.
Каковы последствия?
Кроме того, что банк имеет право отнять у предпринимателя 20 % от заблокированной суммы. А там могут быть (и скорее всего будут) не только деньги предпринимателя, а, например, предоплата покупателя. Так что потеря 20 % суммы может просто обнулить собственный капитал компании.
Работа предпринимателя парализуется от 2 недель до 1,5 месяцев: у кого как получится быстро выйти из кризиса.
А это именно кризисная ситуация, которая иногда заставляет предпринимателя осознано или вынужденно отказаться от предпринимательской деятельности.
После блокировки компания попадает в чёрный список банка. Это означает:
Причём даже как частному лицу.
А есть ещё чёрный список ЦБ. И если компания попала туда, то не один банк вам счёт не откроет. И что вы будете делать с заблокированными деньгами? Это вопрос всех денег! Выводить их предприниматель будет очень долго и хлопотно.
Трудности предпринимателей – это же ерунда. Главное – порядок в стране.
Не важно, что под каток попадают и случайные люди.
Зная нашу страну, могу предположить, что у неслучайных людей, скорее всего, как раз проблем-то никаких и не бывает.
И с кем тогда, по факту, финмониторинг борется? Большой вопрос!
Налоговая инспекция тоже наводит порядок, в первую очередь, по уплате НДС. Так как у налоговой инспекции появилась техническая возможность видеть НДС: откуда он взялся, кем он уплачен, а кто – только сделал вид, что выплатил.
Налоговая – в восторге, предприниматели – в ужасе.
Это проблема средних компаний и даже крупных, у кого обороты миллиарды рублей.
Налоговая предъявляет компаниям к доначислению НДС их поставщиков, которые, по мнению налоговой, выглядят как «помойки». И после такой «помойки» идут по цепочке другие конторы, которые по факту никакого НДС и не платили.
Налоговая берёт цепочку движения НДС и по ней определяет выгодоприобретателя, которому и предъявляет весь НДС за всю цепочку. Копаниям доначисляют НДС десятками и сотнями миллионов рублей. Естественно, предприниматели, продолжая работать, думают уже не о развитии бизнеса, а о спасении денег.
Кривить душой и говорить, что бедные предприниматели не имеют никакого отношения к «помойкам», глупо.
Использование «помоек» для уклонений от налогов – это была регулярная практика, на которую налоговая не обращала внимания.
Зато налоговая обращала внимание на размер уплачиваемых налогов с оборота компании. Это называется – налоговая нагрузка на бизнес. И высчитывается она налоговым калькулятором на сайте налоговой инспекции.
Она включала в себя все налоги. И на сайте указан размер налоговой нагрузки, подлежащий уплате. Если компания платила налоги в достаточных объёмах к своему обороту, то она могла рисовать в своих отчётах всё, что хотела.
И это было правилом игры в экономике.
Компании рисовали себе отчёты. Но следили за размером уплачиваемой налоговой нагрузки. При этом у разных компаний, ставка делалась на разные налоги: кто-то больше платил налог на прибыль, кто-то НДС, кто-то налоги на зарплату.
И вот у налоговой появилась чудо-программа. А вместе с ней появились и новые правила игры!
Только правила игры появились сегодня. А предпринимателей за одно место хватают за дела вчерашнего дня!
А вчера сегодняшние вопросы предпринимателям никто не задавал, и поэтому они сегодня к ним оказались не готовы.
Вообще-то, предприниматели считали, что они налоги платят. И к ним вопросов нет. А оказалось есть. И причём на суммы, превышающие их капиталы в десятки раз!
Всё что написано, это всего лишь присказка. Так сказать, небольшой очерк об условиях работы в России.
Но не это является настоящей проблемой предпринимателей.
Это следствие проблемы, о которой я расскажу в следующий раз.
Развитие малого и среднего бизнеса в России
Трудности развития малого и среднего бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.
— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.
— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.
— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.
Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.
— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.
Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.
— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.
Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.
— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
(Анти)предпринимательский менталитет: что мешает россиянам успешно строить бизнес и как это исправить
старший аналитик Leta Capital
Александр Земляк, старший аналитик Leta Capital, разбирает наиболее насущные проблемы современных российских предпринимателей и предлагает рецепты, как исправить сложившуюся ситуацию.
«Сложная геополитическая обстановка, неустойчивость внутреннего рынка, малая покупательская способность населения, особая роль государства в регулировании предпринимательской деятельности, оторванность страны от социально-экономических процессов в Западной Европе, укоренившийся монополизм и привилегии определенным слоям предпринимателей» — звучит довольно злободневно, не правда ли? Кажется, будто это стенография очередного выступления какого-нибудь предпринимателя, ругающего деловую обстановку в современной России.
Вы удивитесь, но перечисления выше — это описание делового климата в России конца XVII века, детально изложенное в книге М.В. Барышникова «Деловой мир России: Историко-биографический справочник». В частности, там показана история становления и деятельности известных российских купеческих и промышленных династий, банкиров и т.д.
Из другой книги — «1000 лет русского предпринимательства» Олега Платонова — мы можем узнать истории наиболее успешных и богатейших предпринимателей России времен от Древней Руси до Николая II, от отцов Уральской металлургии Демидовых и промышленников Рябушинских до текстильщиков Морозовых и банкиров Гинцбургов.
Если внешние условия сегодня и 300 лет назад схожи, то куда же подевались современные Демидовы, Морозовы, Малютины, Арзамасцевы, Третьяковы и прочие? Неужели 70 лет коммунизма сломали предпринимательский дух российских предпринимателей, закалявшийся со времен Ивана Грозного?
В Leta Capital мы каждый день встречаемся с русскоговорящими предпринимателями, и нам кажется, что далеко не все потеряно и не перевелся еще на Руси «человек-предприниматель».
Масштаб проблемы
Для начала хорошо бы понять, сколько же всего в современной России предпринимателей и ИТ-предпринимателей в частности? Если верить данным Росстата и Сбербанка, в России сегодня зарегистрировано от 3 до 4 млн предпринимателей. Это примерно 3–4% от общего числа экономически активного (трудоспособного) населения.
Много это или мало? Коллеги из РБК говорят, что мало и что вклад МСБ в экономику России в 3–5 раз меньше, чем в Штатах и Европе. При этом интересно, что 35% из всех субъектов МСБ занимаются оптовой и розничной торговлей.
Как думаете, сколько предпринимателей в России занимаются ИТ (разработкой ПО и прочих ИТ-товаров и услуг)? 60 тысяч компаний! Для сравнения, оптовой и розничной торговлей занимается около 1 млн компаний, а строительством — 350 тысяч.
Всего в МСБ трудоустроены 12 млн человек, из них 3,4 млн работают в торговле, 1,5 млн — в строительстве, а в ИТ — 300 тысяч сотрудников по всей стране. Опять же для сравнения: чиновников в России, как говорят, 2,4 млн человек, силовиков — 2,6 млн, врачей — 570 тыс., а учителей 1,3 млн.
То есть на одного айтишника в России приходится 12 торговцев, 5 строителей, 8 чиновников, 9 силовиков, 4 учителя и 2 врача.
Интересно также отметить, что из 75 млн трудоспособного населения, 30 млн — то есть 40% — заняты в госсекторе.
И чтобы завершить терзания читателя цифрами, хочу поделиться еще двумя числами: 455 тысяч и 110 тысяч — именно столько Россия ежегодно производит выпускников-инженеров и айтишников соответственно. По числу инженеров Россия вообще на первом месте в мире, без учета Китая и Индии.
Теперь, когда мы немного оценили масштаб проблематики, у думающего читателя резонно встает целый ряд вопросов: что же не так с российским предпринимательством? Почему так мало людей подаются в бизнес в России? Неужели люди, мечтающие с детства стать космонавтами, поголовно выбирают чиновничьи кабинеты?
Почему при ежегодном выпуске в 110 тысяч айтишников и 455 тысяч инженеров активны всего 60 тысяч малых IT-компаний?
Что мешает действующим ИТ-предпринимателям масштабировать бизнес и выходить на экспорт?
Почему так происходит
Как всегда в таких случаях, чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы, следует рассмотреть целый комплекс проблем. Начнем с головы, а точнее с менталитета и психологии наших предпринимателей, ведь, как справедливо заметил современный писатель Сергей Лукьяненко: «Мы смотрим на мир сквозь очки с толстыми кривыми стеклами, которые нам надели в детстве. Эти очки — воспитание, культура, менталитет. От них не избавиться никогда».
Всему виной — 70 лет коммунизма и 30 лет госкапитализма, а также социокультурный код, по которому термин «предприниматель» до сих пор у многих ассоциируется с нечестностью, обманом, хитростью и жаждой наживы.
В целом ничего удивительного, ведь каждый третий человек в стране — «бюджетник», а 70% населения напрямую или косвенно трудятся в госсекторе.
Начиная с того, как и о чем общаться с зарубежным партнером, и заканчивая выполнением юридических процедур и обязательств, здесь ключевым барьером является замкнутость российского делового сообщества и нежелание учиться ведению бизнеса.
Это следствие влияния коллективистских ценностей: ценность личности индивидуума девальвирована, а индивидуализм не поощряется. Успехи и достижения (победы в спорте, «пятерки» в школе, игра на музыкальном инструменте) для тех, кто родился в СССР, служат заменой базовой самоценности — стабильно хорошей самооценки.
Все это в совокупности мешает российским предпринимателям строить успешный бизнес и проламывать стены, особенно в новой обстановке.
Хотя на самом деле русскоязычные ИТ-предприниматели и разработчики — лучшие в мире (см. исследование Coursera), они привыкли работать при дефиците ресурсов и выживать в сложных условиях.
Существует множество примеров компаний, которые были основаны русскоязычными предпринимателями и стали системообразующими: Google, Telegram, Nginx, Badoo, Veeam, ABBYY, Luxoft и др.
Что же объединяет успешные российские ИТ-стартапы и компании?
Как достичь максимума
Итак, какие выводы следует сделать из вышесказанного и каким образом исправить перечисленные проблемы?
Фото на обложке: Viktor Khanevich / Shutterstock