Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова

«Азбука» И. Федорова и «Букварь» К. Истомина

Букварь И. Федорова (1574 г.)

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С. П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.

В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. «край строки», или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь.В послесловии о своей роли составителя он написал: «еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения». Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе». Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика

Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это «Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

История создания «Букваря в лицах» К. Истомина

Лицевой – это значит иллюстрированный, с картинками. Именно то, что в нём появляются иллюстрации, которые были вспомогательным средством в учебном процессе, и является отличительной особенностью данного учебного издания, он стал самым замечательным учебником XVII-XVIII вв., резко нарушившим предыдущие традиции.

Сначала Истомин изготовил букварь в двух рукописных экземплярах.

А в 1694 году тиражом 106 экземпляров Истомин выпускает печатную версию своего труда. «Лицевой букварь» имел 44 листа и открывался фронтисписом, на котором текст в фигурной рамке пояснял содержание и назначение книги. Ново и смело звучало обращение автора к ученикам. «Букварь» Кариона Истомина впервые был адресован не только мальчикам, но и девочкам. А ведь тогда считалось, что девочек обучать грамоте ни к чему. В период, когда о женском равноправии не могло идти речи, появление учебника для девочек в том числе, было прогрессивным явлением.

Особенности строения букваря Кариона Истомина

Как же был построен этот «Букварь»? Он отличался от предшествующих и по содержанию, и по структуре. Отсутствовало слогосочетание, из церковных текстов включены только молитвы.

Эта книга не походила ни на какие другие учебники. Всё в ней было наглядно, красиво, живо и увлекательно. Карион Истомин считал, что наглядность как метод обучения поможет гораздо быстрее «отрокам и отроковицам» научиться читать.

Каждой букве посвящалась особая страница, которая расширяла представление ребёнка об окружающем мире. Сам принцип построения иллюстраций букваряимеет следующую последовательность: на каждую букву алфавита первоначально идёт изображение в виде образа человека в доспехах, поза которого напоминает начертание буквы. Далее – следует изображение этой же буквы в формате печатного оттиска. Затем идут образцы написания буквы в разных стилях, а дальше следует соответствующая ей буква латинского, греческого и польского алфавита. Под различными вариантами написания одной и той же буквы следует несколько изображений, наименование которых начинается с данной буквы. Рисунки растений и животных, построек и предметов быта, «звездозаконника» со зрительной трубой, «историографа» с книгой и чернильницей в руках так гармонично сочетаются со следующими ниже стихами, включающими названия изображений, что оставляют яркое зрительное впечатление у детей и способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию.

Рассмотрим внимательно страницу, посвящённую букве «А». Как же хороши и затейливы заглавные и строчные буквы «А»! Они то с завитками, то с лихими росчерками, то совсем скромные. Буквы здесь из латиницы, из греческого, из польского языков. Зачем иностранные буквы здесь, в русском букваре? Это как бы подготовка к усвоению иностранных языков. Когда царский или княжеский отпрыск начнёт их постигать, буквы и некоторые слова уже будут ему знакомы.

Три ряда разных букв «А» существуют не врозь, не каждый сам по себе. Их объединяет фигура человека, полусказочного воина в латах, шлеме с пером, с копьём и трубой в руках. Кто это? Взрослому человеку такая фигура встречалась в древнерусских книгах. Но для ребёнка – настоящее открытие. Рассматривая, он найдёт в фигуре букву «А». Человек–буква. Буква–игра. Разнообразные мужские и женские фигуры – воинов, сокольника, кузнецов, «юнотки» (т. е. юной девушки, знатных особ в определённых, читаемых как буква позах встречают учеников на всех последующих страницах. Фигуры стоят то по одной, то по две или по три, как в букве «Ш», например.

Запоминать слова помогала картинка. Середина каждой страницы отведена нарисованным предметам с подписями к ним. Вот Адам, первый человек, возносит молитву Богу. Адам как бы соединяет Небо и Землю. Над ним «Априлий-месяц». Сам месяц выглядывает из-за облаков, обратившись лицом к Адаму. Завязывается цельная композиция. Рядом с месяцем знаки небесных планет – Афродита (Венера) и Ареа планета, т. е. Марс.

Како кто хощет видом си познати

В первых вещей сил будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суше,

Юный, отверзай в разум твоя души.

В колесницу сядь, копием борися,

Конём поезжай, ключом отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Здесь изображены: кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ, корабль, корова, кокошь (курица, колокол. Такая композиция иллюстрации способствует лучшему усвоению материала и запоминанию. С каждой буквой ассоциируется несколько образов.

Всего в «Букваре» более 400 иллюстраций. Все они помогали в обучении грамоте, в быстром усвоении материала, поскольку дело касалось тех предметов, которые встречались учащемуся каждый день. А, например, изображения животных, не встречавшиеся русскому человеку в родных краях, показывали всё разнообразие животного мира, что пробуждало в школьнике интерес к изучению нового, а яркий образ способствовал лучшему запоминанию букв.

Это была первая в России печатная книга для детей с картинками, да ещё цветными! Карион Истоминвпервые на Руси провозгласил истину: малый ребёнок вначале смотрит, а потом читает.Спустя 200 лет поэт Александр Блок подтвердит это тонкое психологическое наблюдение: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. У детей слово подчиняется рисунку».

1. Кизиветтер А. А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

4. Малов В. Книга. Серия «Что есть что», М., СЛОВО, 2002.

5. Немировский Е. Л. Иван Федоров. М., 1985.

6. Немировский Е. Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге «Иван Федоров» М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

8. Тихомиров М. Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федороваПрограмма «Азбука здоровья» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности.

Балаковская азбука А Балаковская АЭС — атомная электростанция, расположенная в 8 км от города Балаково Саратовской области, на левом берегу Саратовского.

Первые учебники для детей: азбука Ивана Федорова Введение. С появлением книгопечатания стали издаваться книги и для детей. Во второй половине XVI века на языке письменности того времени.

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федороваЛэпбук «Азбука цветов» Лэпбук по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Азбука цвета» Цель: Сформировать представления о цветах (желтый, синий, красный,.

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федороваЛэпбук «Азбука настроений» Лэпбук предназначен для занятий с детьми 4-8 лет. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми.

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федороваЛэпбук «Дорожная азбука» Актуальность. Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

Мероприятие для учащихся 1 класса «Прощай, наш Букварь» Мероприятие «Прощай, наш Букварь» Звучит музыка, дети входят в зал и встают у стульчиков. Дети поют песню «Чему учат в школе» Вед: Дорогие.

Презентация «Азбука безопасности» Цель: формирование правил поведения обеспечивающих безопасность детей. Задачи: 1. Предупредить возможные опасные ситуации, если ребенок.

Викторина «Азбука здоровья» Викторина «Азбука здоровья» Цели: Формировать ЗОЖ. Воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Источник

Первые учебники для детей: азбука Ивана Федорова

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова Ольга Яковенко
Первые учебники для детей: азбука Ивана Федорова

С появлением книгопечатания стали издаваться книги и для детей. Во второй половине XVI века на языке письменности того времени было издано 12 детских книг (вернее, столько дошло до нас). Хотя все они предназначались для учебных целей, но выходили далеко за рамки учебника, так как нередко служили книгами для чтения, т. е. заменяли собой беллетристику. Их называли азбуками или грамматиками, но не букварями, так как этим словом до середины XVII века называли учителя, грамотного, начитанного человека.

Печатную азбукутого времени условно можно разделить на три части: азбучную, грамматическую и хрестоматийную. В первой части обычно помещалась азбука (алфавит, в которой в разной последовательности располагались буквы и упражнения для чтения. Вторую часть книги занимали грамматические сведения. Для истории детской литературы наибольший интерес представляет третья, хрестоматийная часть. В ней помещались разнообразные тексты для детского чтения.

В тысяча пятьсот шестьдесят четвёртом году Иван Фёдоров, выдающийся московский первопечатник-просветитель, издал в Москве первую датированную русскую печатную книгу «Апостол». Единственный известный экземпляр находится в США, в библиотеке Гарвардского университета. К сожалению, в книге отсутствует заглавие и титульный лист. В связи с этим нельзя определённо сказать, как она называлась. В настоящее время чаще употребляется название «Азбука».

Учебное пособие, созданное Иваном Фёдоровым, представляет собой книгу, составленную из пяти восьмилистных тетрадей, то есть в ней сорок листов, или восемьдесят страниц, на странице по пятнадцать строк. В книге отсутствует нумерация страниц.

«Азбука» скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками. Концовки представляют собой готические плетенки, одна из них дополнена элементом растительности.

Иван Фёдоров положил в основу книги распространённый в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трёхбуквенных слогов.

«Азбука» Ивана Фёдорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

Автор просит запомнить слова мудрости, распространить их среди людей, не сотворять насилия над бедными, не обижать нищих, вдов и сирот, быть честным, послушным, трудолюбивым, чтить отца и мать.Слово к детям завершается ободряющим призывом: «Поищеши и обрящеши и имети будеши».

2.2. Обращение к родителям более сухое и официальное по стилю. В нем дается совет воспитывать детей «в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлющим друг друга и прощение дарующим». В соответствии с традициями того времени, Федоров не выступает против мер физического воздействия на детей, считая, что если бьют ребенка, то он «не умрет от того», но «душа его от ада избавится». В то же время меры наказания значительно смягчены. Здесь нет требований «сокрушать ребра», «учащать раны», какие встречаются в памятниках того времени.Но и эти умеренные требования как бы снимаются неожиданным для средневековья советом: «Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитайте их в наказании». Под словом «наказание» подразумевается в данном случае убеждение, совет.

2.3. Основной задачей своей жизни Федоров считал просвещение родного народа. Когда ему подарили в собственность целое село, лишь бы только он бросил книгопечатание, то это сильно расстроило Федорова. Он был оскорблен и, как сам об этом рассказывал, все ночи слезами обливал свою подушку, ибо считал, что стыдно ему заниматься земледелием, когда может просвещать народ. Поэтому решил «вместо житных семян духовные семена по вселенной рассевати и всем по чину раздавати духовных сию пищу», что и делал в продолжение всей своей жизни.

На могиле Федороваего современники сделали надпись: «Печатник книг пред тем невиданных». Такой невиданной книгой явилась его азбука, первая печатная книга для детей, которой, пользовались не только в славянских странах,но и за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Дании, Англии.

Азбука, изданная Иваном Федоровым в 1574 г., явилась первым в своем роде опытом московского печатника и, пожалуй, первым печатным учебником грамоты для восточных славян. Только такими обстоятельствами можно объяснить неуверенность Ивана Федорова в названии своей книги, а также его стремление придать этому небольшому элементарному учебнику как можно больше весомости путем заверений, что он писал «не от себе», и ссылок на общепризнанные авторитеты.

По древней русской традиции грамматические статьи анонимного происхождения чаще всего связывались с именем Иоанна Дамаскина, которому приписывался грамматический труд, будто бы переведенный впоследствии на славянский язык. Поэтому ссылка печатника на легендарного грамматиста, как и на творения «божественных апостол», означает лишь, что в первопечатную Азбуку входит «мало нечто», заимствованное из рукописных грамматических статей, а также какие-то церковные тексты.

Выход первопечатной славянской Азбуки из типографии Ивана Федорова в 1574 г. приходится на тот период в жизни печатника, когда он пользовался поддержкой небогатого Львовского мещанства,очевидно членов братских организаций, возглавлявших борьбу украинского народа против польско-католической агрессии в Юго-Западной Руси.

Изучение источников Азбуки Ивана Федорова затруднено тем обстоятельством, что сочинения педагогического и грамматического содержания, обслуживавшие нужды русского просвещения той эпохи, дошли до нас главным образом в списках конца XVI и XVII в.

2.4. Обучение грамоте по буквослагательному методу для русских школьников начиналось с твердого заучивания всех букв славянского алфавита.

В «Книге Константина Философа», составленной южнославянским филологом первой половины XVв. известной также и в Русском государстве, в качестве первого учебного упражнения для обучения чтению рекомендован ряд из 38 букв, в начале которого в алфавитном порядке приведены все славянские буквы греческого происхождения, за ними в такой же последовательности — буквы, отличающие собственно славянское письмо.

Выучив эту азбуку в прямом порядке, ученики по системе Константина Философа должны были усваивать ее в обратной последовательности.

Таким образом, учебник включает цикл необходимых начальных упражнений, позволявших овладеть техникой чтения по буквослагательному методу. В качестве полных и сокращенных слов здесь приведен довольно разнообразный методический материал, при помощи которого

школьники попутно с обучением чтению практическим путем могли усвоить

основные морфологические формы русского языка. Этот материал разделен на три раздела, содержание которых достаточно раскрыто в литературе.

Первый из них, представляет материал для овладения системой надстрочных знаков «просодии», усвоение которых составляло необходимую часть «грамотного учения».

В Азбуке Ивана Федорова этот раздел составлен таким образом, что он дает представление о системе падежных окончаний существительных и прилагательных. Наряду с сокращенными словами в него вошли и несколько полных написаний существительных и прилагательных, таких, как «живот», «зло», «зиждитель», «людьск» и некоторых других, приведенных единственно в качестве образцов склонения.

Во всех трех разделах материал расположен в алфавитном порядке,

благодаря которому учащиеся попутно с прохождением нового должны

были несколько раз повторить буквы. Эта особенность первопечатной

Азбуки в свое время имела большое практическое значение, так как постоянное повторение пройденного являлось одним из необходимых условий буквослагательного метода обучения. Аналогичным практическим путем

2.5. Азбука знакомила учащихся и с цифровой нумерацией. С этой целью

первая часть учебника разделена на мелкие, последовательно пронумерованные параграфы.

Такая своеобразная подача материала, благодаря которой учащиеся

попутно с техникой чтения приобретали практические навыки грамматики

и счета, повторяли пройденное одновременно с усвоением нового, свидетельствует о гибкости и разнообразии методических приемов, практикуемых составителем Азбуки, но отнюдь не об ограниченности задач учебника, как это представлялось некоторым исследователям.

В первопечатную Азбуку вошли кратчайшие выдержки из основных разделов старинной русской грамматики. Как и в грамматических руководствах того времени, понятия о структуре языка даны на конкретных примерах морфологических форм, подобранных почти на все буквы алфавита. При обилии лексического материала основные именные и вербальные формы

русского книжного языка представлены здесь в такой систематической

полноте и порядке, которые не имеют места в статьях аналогичного содержания, известных нам по спискам XVI—XVII вв. Поэтому главные законы русского языка в разделах Азбуки выступают в более стройной и рельефной форме, чем в тех рукописных памятниках, с которыми можно

в настоящее время сопоставлять первопечатный учебник. Благодаря специальному подбору и расположению материала грамматические разделы

Азбуки одновременно выполняют функцию упражнений для обучения

чтению. Специфические особенности старинных руководств по грамматике здесь умело подчинены методике буквослагательного способа обучения грамоте.

такие, как «Символ веры», молитвы Василия Великого и царя Манасия и некоторые другие, также заимствованные из часовника, но взятые из различных его разделов по выбору и приведенные в учебнике в несколько иной последовательности. За

исключением зачала «За молитв святых отец.», все вышеупомянутые молитвы

в редакционном отношении прямо и непосредственно восходят к Часовнику, напечатанному Иваном Федоровым в Заблудове в 1570 г. вместе с Псалтирью 3. Последующие 10 страниц Азбуки отведены поучениям, часть которых непосредственно адресована детям, другая же предназначалась для родителей и воспитателей. Здесь представлены выдержки из Книги притчей Соломона и «Посланий апостола Павла». Раздел начинается двумя короткими отрывками из 22-й притчи. Увещание к детям о внимании,необходимости учения сменяется сентенцией нравственного характера: «Не сотвори насилия убогому.», — которая тематически

объединяется с аналогичным поучением из притчи 23: «Не дотыкайся межей чужих.».

Библейским выдержкам предшествует обращение: «К вам же отцы и учители тако глаголет», которого не отыскать в церковных книгах, оно исходит от составителей учебника.

Текст, помещенный под таким заглавием, является результатом сложной

композиции разрозненных библейских выдержек. Поучения к родителям

изложены в форме связного, стройного, логически законченного наставления, между тем как здесь буквально каждое предложение, а иногда и отдельные его части восходят к различным главам из Книги притчей.

При сопоставлении библейских притчей из Азбуки

Ивана Федорова с соответствующими текстами «Библии руской» обнаруживается совпадение фразеологических оборотов, характерных для редакции обоих памятников. Тем не менее полного редакционного тождества не наблюдается.

Состав установленных источников и творческий характер их использования первопечатной Азбукой позволяют считать учебник Ивана Федорова оригинальным памятником, отражающим достижения русской педагогики второй половины XVI в. Составителем этого замечательного учебного пособия, судя по формулировке послесловия, явился его издатель, русский печатник Иван Федоров, оказавшийся не только талантливым

мастером книги, но и просветителем-педагогом. Нельзя не согласиться

с существующим общим мнением о том, что такие выражения печатника,

как «сия еже писахъ вам» и «въмале съкратив сложих», указывают на его активное отношение к содержанию издания.

Учебник Ивана Федорова, был составлен во время пребывания печатника во Львове, в 1572—1574 гг. Во всяком случае, окончательная редакционная работа над книгой не могла быть завершена ранее 1570 г.,

так как один из разделов Азбуки отредактирован по заблудовскому Часовнику.

Общий характер содержания издания позволяет поставить его в связь с мероприятиями юго-западнорусских братств, с которыми Иван Федоров всего теснее соприкасался в львовский период своей деятельности. Как уже было отмечено в литературе, издание учебника русской грамоты во Львове в 1574 г. имело исключительно актуальное общественно-политическое значение, ибо распространение литературного русско-славянского языка в условиях Юго-Западной Руси конца XVI

в. являлось одной из форм борьбы за самобытное развитие украинской и белорусской культуры.

Нужно думать, что наш выдающийся мастер книги, посвятивший всю

жизнь распространению печатного слова, сознательно внес свою лепту

в дело русско-славянского просвещения и развития культурных связей

между Юго-Западной и Северо-Восточной Русью. Именно поэтому Аз

буку, изданную на Украине, Иван Федоров до предела насытил грамматическими формами русского книжного языка и посвятил всему

«народу греческаго закона». Такое обращение, подчеркивающее родственную близость всех восточнославянских народов, не только отвечало интересам порабощенных украинцев и белорусов, но и поднимало в их глазах авторитет Русского государства, которому замечательный патриот продолжал служить и в изгнании.

Составитель первопечатной Азбуки был передовым человеком своей эпохи и талантливым русским педагогом, который, опираясь на традиционную методику «грамотного учения», использовал ее лучшие, рационалистические стороны. Убежденный просветитель,

энтузиаст своего дела, он отразил в учебнике последние достижения современной ему русской педагогической мысли, дополнив их некоторыми

оригинальными приемами и новым методическим материалом в соответствии с требованиями обстановки издания. Дополнения, внесенные Иваном

Федоровым в элементарный учебник, были направлены на ускорение и

облегчение процесса обучения русской грамоте и русскому языку. В содержании некоторых использованных им учебных текстов отражена гуманистическая точка зрения на характер воспитания детей. Такие тенденции первопечатной Азбуки, несомненно, были прогрессивным и актуальным явлением для своего времени. Размноженный печатным способом, учебник Ивана Федорова явился выдающимся событием в истории русского и украинского просвещения

Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых» «Дорожная азбука для детей и взрослых» (Проект) Исполнитель: Земская Мария Николаевна, Актуальность.

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ Для детей 6-7 лет. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской.

Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Смотреть картинку Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Картинка про Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федорова. Фото Что могли узнать и чему научиться ученики обучаясь по азбуке ивана федороваЛэпбук «Дорожная азбука» для детей средней группы Для обучения и закрепления знаний,умений,навыков правил дорожного движения я изготовила для детей нашей группы (средняя группа) лэпбук.

Презентация для детей и родителей «Азбука безопасности» Методическая разработка для детей и родителей АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №93» г. Саранск Мелетиева.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей среднего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей среднего дошкольного возраста. Программное содержание: Закрепить и систематизировать.

Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых» Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых» «Кафедра грамотного пешехода – на защите семьи, материнства и детства» 1. Название проекта:.

Проект «Первые шаги к здоровью» для детей старшего дошкольного возраста Автор проекта: Сидорова Татьяна Александровна Актуальность: В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *