Что могло бы привести к умалению правоспособности
Д. Утрата и умаление правоспособности. Умаление гражданской чести
Поскольку полнота правоспособности зависела от наличия трех состояний (свободы, гражданства и семейного состояния), утрата всех или некоторых из них приводила к уменьшению объема правоспособности (capitis deminutio). Римское право предусматривало три степени умаления правоспособности: наибольшее (capitis deminutio maxima), среднее (capitis deminutio media) и наименьшее (capitis deminutio minima). Вот как об этом сказано в Институциях (I.Кн.1.XVI): «Изменения правоспособности есть перемена прежнего положения, и оно происходит тремя способами: оно бывает наибольшим или меньшим, которое некоторые называют средним, или же наименьшим».
Наибольшее умаление правоспособности имело место тогда, когда свободный гражданин терял свободу, то есть становился рабом в результате военного пленения, продажи в рабство за долги, самопродажи в рабство. Естественно, что при этом человек терял все имущественные и личные права.
Среднее умаление правоспособности наступало тогда, когда гражданин, при сохранении свободы, терял право римского гражданства. Это могло происходить при изгнании гражданина за пределы государства в качестве санкции за совершение некоторых преступлений (что традиционно обозначалось термином «лишение огня и воды»). Однако утрата гражданства наступала и при добровольной эмиграции, приобретении статуса латина, что могло быть по самым разным мотивам, в частности, для приобретения провинциальной собственности.
При смене семейного состояния происходило минимальное уменьшение правоспособности. При этом лицо своего права подпадало под власть другого лица: при замужестве женщины, которая до вступления в брак была самостоятельна, при усыновлении гражданина бывшего лицом своего права.
Римское право различало лишение чести и умаление чести. Лишение чести являлось результатом такого уголовного наказания, в результате которого утрачивалось римское гражданство. Умаление чести проявлялось в двух формах: infamia и turpitudo.
Что могло бы привести к умалению правоспособности
Человек для обладания полной правоспособностью во всех областях человеческих отношений (политических, семейных, имущественных) должен соответствовать следующим условиям:
1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;
2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;
3) в отношении семейного положения: не быть подчиненным власти главы семьи.
Правоспособность (caput) определяется тремя состояниями (статусами):
1) status libertatis – состояние свободы;
2) status civitatis – состояние гражданства;
3) status familiae – семейное состояние, в силу которого данное лицо не подвластно главе семейства. Данный статус имел только домовладыка (paterfamilias), ему подчинялась семья, которая представляла собой союз людей, не связанных кровными узами, т. е. члены семьи правоспособности в сфере частного права не имели. Отпадение или изменение одного из этих статусов влекло за собой прекращение, изменение объема или содержания правоспособности.
Всякое изменение правового положения (capitis deminutio):
1) maxima (лишение свободы, попадание в плен, продажа себя в рабство с целью присвоения покупной цены после освобождения;
2) связь свободной с чужим рабом против запрета господина, обращение в рабство за преступление (до Юстиниана);
3) media – утрата римского гражданства (ссылка), но сохранение iuris gentium;
4) minima – изменение семейного положения, не только уменьшение, но и расширение правоспособности.
Таким образом, deminutio следует понимать как прекращение старого статуса и появление нового.
Человек считался субъектом права с рождения, если его правоспособность удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, и до смерти.
Cуществовало положение, установленное юристами, в силу которого еще не родившийся ребенок тоже признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам: «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D.1.5.7). Сюда, например, относится случай наследования неродившимся ребенком имущества отца, если отец умер во время беременности матери.
Римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Умаление чести – лишение равноправия римского гражданина вследствие бесчестия, которое наступало с определенными обстоятельствами. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были:
Intestabilitas – это ограничение правоспособности лица, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание, также в более позднее время ограничение правоспособности лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).
Эти лица больше не могли быть свидетелями и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, что было весьма важно в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. Но постепенно исчезновение старых формальных сделок привело к тому, что intestabilitas утратила свое значение.
Infamia – умаление чести, приводило к особым юридическим последствиям вследствие бесчестья и заключалось в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Основаниями для бесчестья могли быть основания фактические и законные. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица, т. е. это как бы нравственное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitude, устранялось из числа возможных свидетелей (вообще от решения общественно-
нравственных вопросов), возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. Законное бесчестье – это ограничение правоспособности в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Законное бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье лица (mfamia juris immediata) следовало в случае, если это лицо было причастно к осужденному законом образу жизни или поведению (например, проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата) и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчестье (infamia juris mcdiata) наступало в том случае, если лицо совершило какое-либо уголовное преступление (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке. Цензор был вправе вычеркнуть то или иное лицо, например, из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул, который руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению в суде. Когда же контроль цензоров и консулов с падением республики отпал, преторская infamia стала прочным институтом гражданского права.
Правоспособность и ее элементы. Умаление правоспособности.
Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.
Правоспособный субъект – persona.
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека.
В Риме существовал многочисленный класс людей — рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
Элементы правоспособности:
Ø статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;
Ø статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан;
Ø статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных.
Таким образом, полная правоспособность предполагала:
Ø свободное состояние,
Ø римское гражданство,
Ø самостоятельное положение в семье.
Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства. Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов. В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась.
Изменение правоспособности называлось capitis deminutioи в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться.
Правоспособность возникала:
Ø естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;
Ø искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.
Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта.
Не обладали полной правоспособностью:
Ø женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;
Ø несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).
Существовало изменение правоспособности, в котором различали три степени:
1) утеря лицом статуса свободы и превращение в раба;
2) утрата римского гражданства;
3) изменение семейного положения лица. Для обладания полной правоспособностью
Степени утраты правоспособности:
Ø capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства; (изменение в status libertatis)
Ø capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию); (изменение status civitatis)
Ø capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности) (изменение status familiae)
Существовали следующие виды умаления правоспособности римских граждан:
Ø максимальное (maxima) – римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:
— если римский гражданин попадал в плен к врагу;
— если римский гражданин был продан в рабство;
— при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (рудники).
Ø среднее (media) – римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравнивалась к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:
— в случае переселения к латинам и перегринам;
— если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима (ссылку).
Ø минимальное(minima)–наступало с изменением семейного состояния одного из супругов
Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:
– intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;
– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;
– turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.
Объем правоспособности на протяжении всей истории римского права не был постоянным. Постепенно с развитием общества и государства различия между группами свободного населения стирались. Но это не относилось к взаимоотношениям свободных и рабов, которые оставались в прежнем положении.
Император Римской империи Антонин Каракалла в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве.
14. Изменение статуса
1. Особым обстоятельством, которое ограничивало правовое положение гражданина, являлось умаление в правоспособности.
«Умаление в правоспособности есть изменение положения» i
Различали три вида изменения статуса (capitis deminutio): максимальное, среднее и минимальное.
Источниками рабства были плен, ссылка на рудники.
Минимальное изменение в правоспособности происходило при изменении положения в семье. Лицо либо становилось самостоятельным, либо поступало под власть домовладыки..
По римскому праву был возможен переход в обоих направлениях.
2. На состояние право- и дееспособности оказывала также влияние честь человека, то есть соответствие его поведения морально-этическим нормам общества.
Умаление чести влекло особые юридические последствия в силу причинения бесчестья (infamia).
Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность.
Бесчестье могло наступать по различным основаниям, фактическим, законным.
К бесчестным относились: intestabilitas, infamia, turpitude:
· intestabilitas заключалась в том, что лжесвидетели лишались права прибегать к помощи свидетелей при заключении гражданско-правовых сделок;
· nfamia состояла в том, что лица с сомнительной репутацией не допускались к отправлению некоторых публичных функций, лишались права выступать в суде в качестве представителей, а также быть опекунами;
· умаление чести в связи с занятием некоторыми профессиями (актера, шпиона таможенной полиции, погребальных служителей и т. п.) называлось turpitudo и приводило к ограничению правоспособности.
Состояние бесчестия наступало из-за:
— нарушения правовых норм, касающихся брака (например, вступление вдовы в новый брак до истечения года после смерти первого мужа);
— занятия позорным делом (например, проституция, сводничество и др.).
Гражданин, признанный бесчестным, лишался права представлять интересы других лиц в процессе, не мог ‘вступать в законный брак со свободнорожденным лицом, ограничивался в ряде наследственных прав и т. д.
«Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем» (Д.22.6.21).
«Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто» (Д.23.2.41).
Умаление чести могло быть пожизненным или временным.
В любом случае восстановление могло быть реализовано либо тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.
Покровский И.А. История римского права
§ 48. Status civitatis
Как уже упоминалось раньше, основным принципом древнего римского, как и всякого вообще древнего, права было правило, что только римский гражданин, только civis Romanus может быть поэтому членом гражданского общества и субъектом прав. Всякий негражданин, всякий иностранец, принципиально рассматривался как hostis, как враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен и, таким образом, быть превращенным в раба. Известную защиту он мог приобрести себе только обходным путем в виде клиентела. Это исключение иностранцев от правового общения касалось не только прав политических, но и прав гражданских: правовою защитой пользовался человек только потому, что он гражданин. Вот почему status civitatis являлось в глазах римских юристов непременным условием гражданской правоспособности.
Закон Каракаллы, превратив всех жителей Римской империи в cives, этим самым уничтожил latini coloniarii, но не уничтожил latini Juniani, которые продолжали существовать вплоть до Юстиниана.
§ 49. Status familiae
Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.
Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало-помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personae sui juris и personae alieni juris[565].
В дальнейшем положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться как obligationes naturales. Домовладыка же за них принципиально не отвечает. Исключение составляют и здесь только: a) случай причинения подвластным вреда, где имеет место noxae datio (домовладыка обязан или возместить вред, или выдать виновного для отработки его), и b) случаи actiones adjecticiae qualitatis, которые все в равной мере применимы и к подвластным.
В более позднем праве, однако, положение свободных подвластных начинает уже значительно отличаться от положения рабов. В частности, за ними постепенно признается способность приобретать известные виды имуществ для себя, не только фактически, но и юридически. Вследствие этого, оставаясь в принципе personae alieni juris, они в то же время для известных отношений уже приобретают характер personae sui juris. Но об этом подробнее ниже.
Родство имеет вообще большое значение в области гражданского права; на нем покоится, в частности, все наследование. Древнеримское цивильное право признавало в этом отношении только родство агнатическое; когнаты[570], напротив, совершенно игнорировались. Только преторский эдикт придал некоторое юридическое значение и родству по крови. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на основе родства кровного, когнатического.
§ 50. Capitis deminutio
Юридическое положение человека как субъекта права и члена гражданского общества вследствие известных обстоятельств может быть или вовсе уничтожено, или же в такой или иной степени ослаблено, умалено. Такое умаление гражданской правоспособности на языке римских классических юристов называется capitis deminutio.
Не подлежит, однако, сомнению, что такой вид теория capitis deminutio приобрела лишь в учениях классических юристов; в более раннее время существо capitis deminutio было, вероятно, несколько иное, хотя эволюция этого института во многих отношениях очень спорна[571].
Рассмотрим случаи capitis deminutio и ее последствия несколько ближе.
[561] Ingenuitas – равные прирожденному гражданину. (Прим. ред.)
[562] О Jus Latii см.: Kniep F. Gai Institutiones. I. S. 162 и сл.
[564] Ihering R. v. Entwicklungsgeschichte des römischen Rechts. 1894. S. 92 и сл.
[565] Personae sui juris – «лица своего права»; personae alieni juris – «лица чужого права». (Пер. ред.)
[566] Cum manu – брак с властью мужа; filiae loco – на положении дочери. (Прим. ред.)
[567] aprÒswpoi – «безличные, не имеющие лица» (греч.). (Прим. ред.)
[568] Ex sua persona – «сами по себе». (Пер. ред.)
[569] Ex persona domini – «от имени господина». (Пер. ред.)
[571] См.: Krüger M. Geschichte der capitis deminutio. I. 1887; Eisele F. Zur Natur und Geschichte der capitis deminutio. 1896; Desserteaux F. Etudes sur la formation historique de la capitis deminutio. 1909.
[572] Trans Tiberim – за Тибр, то есть за границу. (Прим. ред.)
[573] Ex jure gentium – по праву народов. (Прим. ред.)
[574] Liber in mancipio – свободный в кабале. (Прим. ред.)
[575] Servorum loco – «на положении рабов». (Пер. ред.)
[576] Civili ratione capitis deminutio morti coaequatur – «по представлениям цивильного права умаление правоспособности равняется смерти». (Пер. ред.)
[577] Societas – договор товарищества. (Прим. ред.)
[578] Qui ab hostibus capti, si reversi fuerint, omnia pristina jura recipiunt – «захваченные врагами в плен в случае возвращения получают назад все прежние права». (Пер. ред.)
[579] Quia postliminium fingit eum, qui captus est, semper in civitate fuisse – «так как возвращение делает того, кто был взят в плен, постоянным жителем государства». (Пер. ред.)
[580] Quasi tunc decessisse videtur, cum captus est – «представляется, будто он умер тогда, когда был взят в плен». (Пер. ред.)
[581] Incensus – уклонившийся от ценза (переписи) с целью избежать призыва на военную службу, что каралось продажей в рабство за границу. (Прим. ред.)
[582] Actio utilis – иск по аналогии. (Прим. ред.)
[583] Civilis ratio civilia quodem jura corrumpere potest, naturalia vero non potest – «правило цивильного права может разрушить цивильные же права, но не естественные». (Пер. ред.)
[584] Amissis bonis et civitate relicta nudus exulat – «потеряв имущество и оставив государство, становится изгнанником». (Пер. ред.)
[585] Jure civili – «по цивильному праву». (Пер. ред.)