Что может дать школа ребенку
Что дает человеку школа?
Путь, длиною в 11 лет, который обязан проделать каждый человек в своей жизни.
Проучившись 11 лет в общеобразовательном учреждении и получив документ о среднем полном общем образовании, как бы невзначай оглядываешься назад, задумываясь о том, что произошло в твоей жизни за все это время. И приходит осознание того, что с 6-7-летнего возраста и до 17-18 лет ребята, прошедшие путь, который длился целые 11 лет приобрели так много!
Школа, конечно, в первую очередь дает те базовые научные знания, которые будут необходимы для поступления в высшее учебное заведение. Но есть такие знания, которые нужны человеку, чтобы он состоялся как личность. Но это не конкретные знания, как в математике, они общеразвивающие. Еще во время учебы в школе можно определиться с тем, склонность к каким наукам развита у подрастающей личности. И далее уже более основательно развивать эту склонность. Это особо может пригодиться во время профессионального ориентирования, когда будет выбираться будущая специальность. Стоит ли говорить о том, что данное образовательное учреждение способствуют творческому развитию за счет своей внеурочной деятельности? Посещение различных школьных кружков и секций дает возможность найти в себе неизведанные стороны и открыть новые возможности.
Кроме этого, школа дает возможность найти новых друзей, которые помогут в дальнейшем в жизни, она сближает людей по интересам. Ведь дружба, созданная в ее стенах, часто остается самой крепкой. Школьные друзья стараются поддерживать друг друга на протяжении всей жизни. К тому же, дороги у всех разные, и бывший школьный друг может стать в настоящем деловым партнером.
Также первые симпатии и привязанности чаще всего возникают в стенах школы. Можно быть уверенным, что школьная любовь не забудется никогда. Часто она заканчивается крепкими союзами, браками на всю жизнь. Можно с уверенностью сказать, что школа полезна тем, что крепко связывает людей друг с другом. Но даже если и союз между молодыми людьми быстро развалится, то, в любом случае, оба человека получат ценнейший опыт в плане знаний в отношениях между полами.
Школа- это ступенька в будущее, но в то же время она оставляет незабываемые воспоминания и позволяет приобрести полезный жизненный опыт, это мир, где проектируются разные ситуации, зачастую не самые комфортные, за счет которых дается возможность растущей личности самостоятельно в них разобраться! Она помогает научиться достигать желаемого. Примером этого может быть даже высокая оценка, полученная за контрольную работу. Не говоря уже о победах в олимпиадах, различных турнирах и соревнованиях. Если человек научился побеждать в подростковом возрасте, можно сказать, что он будет победителем и в жизни.
Всю свою школьную жизнь я думала, что не буду скучать о школе, но я ошибалась. Беззаботные школьные деньки навсегда останутся в моей памяти и будут еще долго греть сердце воспоминаниями о былых годах.
Век учить. Что школа должна дать детям
Со 100-летним юбилеем поздравили родной нижегородский лицей № 8 тысячи его выпускников и нынешних учеников.
Дата значима для всего региона, ведь лицей, выпустивший многих известных нижегородцев, и сегодня является флагманом образования.
Что сейчас самое главное в воспитании подрастающего поколения? Как вырастить детей не только грамотными, но и добрыми, отзывчивыми? Об этом мы беседуем с директором лицея Ириной ЯРЦЕВОЙ.
Школа жизни
– Ирина Николаевна, ваш лицей многие годы считается одним из самых престижных. Как вы считаете, чему самому главному должна научить ребёнка школа?
– Школа – это модель общества. И те отношения, которые построены в школе, ребёнок воспримет как законы общества. Мы учим детей, что важно не просто быть лидером, а быть им ради счастья людей. Это должно быть заложено в воспитании и семейном, и школьном, но в школьном – в первую очередь, ведь мы, педагоги, глубже понимаем суть этого процесса. Нотации и воспитательные мероприятия не приносят результата. Сам взрослый своим примером должен являть образец того, как нужно взаимодействовать с людьми. Воспитывает сама жизнь, которая окружает школьника.
– Ваш лицей известен своим театром имени Николая Хрулёва, издательским центром, лицейским телевидением, ежегодными научно-исследовательскими экспедициями по области и России. Дважды становился победителем приоритетного образовательного проекта, дважды лауреатом премии Нижнего Новгорода, обладателем грантов губернатора и мэра. Это тоже работает на воспитание?
Воспитание чувств
– Как школа может решить проблему материального неравенства, когда дети из менее обеспеченных семей чувствуют себя ущербными из-за того, что у них «не такая» одежда, «не такой» телефон»?
– Мы учим ребят ценить людей не по марке гаджета, а за доброту, характер, трудолюбие. Многие проблемы родители наживают сами, покупая детям дорогие телефоны, ведь для связи достаточно самого обычного, кнопочного. Я сама хожу с таким, убеждая детей своим примером. Что же касается одежды, то у нас всегда была школьная форма, даже в 90-е – это снимает социальную напряжённость в школе.
– Работает ли сегодня социальный лифт, ведь попасть в хорошую школу, а значит, получить хорошее образование, могут не все…
– Именно школа обладает возможностью так называемого социального лифта, когда талантливый трудолюбивый ребёнок из необеспеченной семьи может получить хорошее образование и реализовать себя в любимой профессии, в общественной жизни. Наш лицей не отбирает детей в первый класс, мы принимаем всех, кто прописан на нашем микроучастке.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
– 30 лет назад было выбрано очень перспективное естественно-научное направление развития. Сотрудничество с медицинским университетом позволило с самого раннего возраста прививать ученикам азы профессии и любовь к таким важнейшим дисциплинам, как химия и биология. Время показало правильность этого решения, которое сегодня обогащается внедрением информационных технологий. Хочется поблагодарить руководство школы и педагогический коллектив за труд на благо регионального образования и медицины! Вы настоящие профессионалы своего дела!
Что дает ребенку школа
Одна из задач школы преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить.
Изучение по книгам и при помощи бесед довольно ограниченно. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. Дети усвоят больше арифметических действий за неделю, если дать им возможность обслуживать школьный магазин, подсчитывать сдачу, вести учет, чем они выучат за месяц по книгам с безликими цифрами.
В обширных знаниях мало пользы, если человек не умеет быть счастливым, не умеет уживаться с людьми, не справляется с работой, которой он хочет заниматься. Хороший учитель пытается понять каждого ребенка, чтобы помочь ему преодолеть свои слабые стороны и стать человеком с широким кругозором.
Ребенку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности.
Выскочку и очковтирателя надо научить добиваться признания честным трудом.
Ребенку, не умеющему заводить друзей, нужно помочь стать более общительным и привлекательным в глазах товарищей.
Ребенка, который кажется ленивым, нужно чем-то увлечь.
Школа может добиться успехов лишь до определенного предела, если она пользуется только сжатыми программами, по которым весь класс читает хрестоматию от страницы 17 до страницы 23 и делает упражнения по арифметике на странице 128 учебника. Такое обучение подходит среднему ученику, но для способных ребят оно слишком скучно, а плохие ученики не успевают за программой.
Если ребенок не любит книги, такой тип обучения заставит его искать развлечений на уроке. Такая школьная программа ничем не поможет девочке, которой одиноко, или мальчику, который не умеет считаться с товарищами.
На уроках по естествознанию дети могут делать краски из ягод и красить ими материю или могут выращивать кукурузу. Они могут также делать луки и стрелы и индейские костюмы.
Некоторым людям не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребенок должен научиться делать неприятное и трудное. Но, если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу, если не считать случаев, когда человеку просто везет.
В любой работе есть много скучного и неинтересного, но вы делаете это потому, что видите необходимость и связь рутинной работы с ее увлекательными сторонами. Дарвин был никудышным учеником по всем предметам, но позже он заинтересовался вопросом о происхождении жизни, провел одно из самых трудоемких и тщательных исследований, которое когда-либо знала наука, и разработал теорию эволюции.
Мальчик может не видеть никакого смысла в геометрии, ненавидеть ее и плохо по ней успевать. Но, если он становится военным летчиком, он видит, для чего нужна геометрия, и понимает, что с ее помощью можно спасти жизнь всего экипажа. Тогда он сидит над той же геометрией все ночи напролет.
Как школа помогает «трудным» детям
Интересная, гибкая программа имеет и другие преимущества, кроме того, что она делает школьные занятия увлекательными. Например, мальчику с трудом давалось чтение и письмо в первых двух классах, где обучение велось по предметам. Он остался на второй год. В глубине души ему было стыдно за свою неудачу. Но он в этом не признавался, уверяя, что ненавидит школу. Даже до того, как начались его школьные неприятности, он плохо уживался со своими товарищами. Сознание того, что все считают его тупицей, только ухудшало дело. Самолюбие ребенка было ранено. Иногда он начинал бравировать перед классом.
Учительница думала, что он нарочно плохо себя ведет. На самом деле ребенок пытался таким неудачным способом привлечь внимание коллектива. Это был здоровый импульс избежать исключения из коллектива.
Связь школы с жизнью
Нужно, чтобы школа давала своим ученикам непосредственные знания об окружающей жизни, о местном сельском хозяйстве, о работе фермеров, бизнесменов и рабочих, чтобы они видели связь между знаниями, получаемыми в школе, и реальной жизнью. Школа организует поездки на близлежащие промышленные предприятия, приглашает различных специалистов для бесед со школьниками, поощряет дискуссии, возникающие на уроках. Если тема занятий, например, продукты питания, можно дать возможность классу понаблюдать, как молоко сначала отдаивают, потом пастеризуют, наливают в бутылки и доставляют в магазин.
Ученики старших классов и студенты имеют дальнейшую возможность изучать мир в летних трудовых лагерях, где они работают на фабриках и фермах вместе с учителями, а потом обсуждают увиденное, и им яснее становятся трудности различных специальностей и пути их преодоления.
Демократия способствует дисциплине. Хорошая школа должна учить пользоваться демократией как образом жизни и работы. Если учитель ведет себя как диктатор, никакие книги не помогут ему привить детям демократические убеждения.
Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся ценить друг друга, так они учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.
Все, кто имеет отношение к детям, должны работать сообща. Даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Учитель может также связаться с пионервожатым, с врачом, у которого лечится ребенок, и с другими лицами, связанными с ним. Каждый из них сумеет проделать более успешную работу в контакте друг с другом. Такой контакт особенно важен для ребенка с хроническим заболеванием. Учитель должен знать, в чем суть заболевания, в чем состоит лечение, чем он может помочь и зачем он может понаблюдать, пока ребенок в школе.
Для лечащего врача также важно знать, как болезнь влияет на его занятия в школе, чем школа может помочь ребенку и каково должно быть лечение, чтобы оно не противоречило той работе, которую проводят с ребенком в школе.
Некоторые проблемы воспитания не поддаются разрешению силами только учителя и родителей, несмотря на все их усилия и чуткость. В этом случае нужна помощь специалиста по детскому воспитанию. До сих пор в школах еще почти нет детских психиатров. Но в некоторых школах работают консультанты по детскому воспитанию, психологи или школа приглашает для консультаций педагогов, профессией которых является помогать детям, родителям и классным руководителям понять и преодолеть трудности, которые ребенок переживает в школе. Если такого специалиста в школе нет или учитель считает проблему слишком запущенной, разумнее обратиться к детскому психиатру.
Родители могут принять активное участие в работе родительских советов, регулярно посещать родительские собрания, показать учителям и руководству школы, что им небезразлично, как ведется обучение, и что на их поддержку можно рассчитывать при введении новых, прогрессивных методов обучения. Ни одна школьная система обучения не может быть идеальной, но для усовершенствования ее необходима заинтересованность и активное участие всех ее граждан.
Многие люди не осознают, как много значит хорошая школа в развитии счастливых граждан, полезных своей стране. Они возражают против увеличения бюджета на образование, который можно использовать для повышения заработной платы учителей, для сокращения числа учеников в одном классе, создания школьных лабораторий и мастерских, для внешкольной программы. Не понимая ценности таких мероприятий, многие считают их излишеством, развлечением, средством обеспечить учителей работой. С финансовой точки зрения такое отношение означает экономию в мелочах и расточительность в крупном. Деньги, разумно потраченные на заботу о детях, сторицей возвращаются обществу.
Первоклассные школы, которым удается заинтересовать детей и помочь им почувствовать себя полноправными и полезными членами коллектива, значительно сокращают рост безответственных и преступных элементов. Но ценность таких школ еще ярче проявляется в других детях (которые в любом случае не стали преступниками), которые впоследствии находят свое место в обществе, становятся лучшими работниками, сознательными гражданами, более счастливыми в личной жизни. Разве это не лучший способ расходовать государственные средства?
Что дает школа своим ученикам?
Когда школа создает программу развития и пишет концепцию учебно-воспитательной работы, она, конечно же, думает над «моделью выпускника». Эта модель – представление о том, что дает (или хочет дать) школа ученикам. То что это осуществляется, нет никаких сомнений, поскольку, как давно известно, выпускники разных учебных заведений отличаются друг от друга. И не только по объему полученных знаний, но и по другим своим качествам. В статье хотелось бы порассуждать над результатами того, что получилось после наших опросов, которые проводились среди учеников трех таганрогских школ на протяжении ряда лет.
Что делает школа, по ощущениям учеников?
Почему «по ощущениям»? Это, по нашему предположению, может показать истинную интенсивность тех усилий, которые предпринимает школа по тем необходимым направлениям работы, которые от нее ждет социум.
Итак, перед нами результаты трех школ (см. табл. 1). Безусловно, что все они выполняют свою прямую функцию – учат. При этом школы А и Б еще и развивают способности, что дает основание говорить об успешном применении развивающих приемов или личностно ориентированных технологий обучения. Во всяком случае, о том, что в этих ОУ личность и интересы ученика являются не пустым звуком, можно говорить наверняка. Тогда как в школе В в первую очередь происходит обучение и воспитание. Так как воспитание часто продолжает пониматься взрослыми как «наставление на путь истинный» неразумных детей, то можно сказать, что данная школа в большей степени осуществляет авторитарный метод взаимодействия со своими учащимися. Хотя с другой стороны, если не касаться методов и приемов воспитания, в этой школе учащиеся чувствуют работу учителей, осуществляемую в данном направлении. А значит, деятельность классных руководителей со своим классом проходит в достаточном объеме.
Развивает способности
Раскрывает таланты
Как хотелось бы, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать и пестовать таланты, оказавшиеся в ее стенах. К сожалению, в настоящее время она еще только делает по-настоящему реальные шаги, чтобы воспринять ученика как субъекта обучения, ведь сейчас все еще очень много правил диктуется извне, и они отнюдь не способствуют осуществлению по-настоящему индивидуального подхода при обучении. И все же, если школа ставит своей целью раскрыть не только предметные способности, но и личностную индивидуальность своих учеников, если стремится в организации своей воспитательной работы задействовать разнообразные таланты школьников, то это становится заметно всем (школа Б раскрывает таланты больше, чем другие). Причем разглядеть дарование можно преимущественно во внеклассной, внеучебной деятельности, когда ребенок может реализовать все свои умения, не востребованные в учебной деятельности. Тогда на вопрос: «Какие твои качества никогда не проявляются в школе?» – не прозвучат ответы: талант, творчество, художественные, вокальные способности, общительность, умение готовить мероприятия, юмор, артистизм, педагогические наклонности, вкус и т.д. Так хочется, чтобы в стенах школы (в которых, кстати, скоро наши дети будут проводить 12 лет своей жизни!) способности и таланты замечались умными взрослыми и находили свое развитие и сферу применения! К сожалению, сейчас именно творческие способности являются наименее развиваемыми в стенах массовой школы.
Кстати, при проведении нами теста Торренса, который определяет степень развития творческого мышления, некоторые факты натолкнули на мысль, что для школы главным являются скоростные показатели мышления, и на их развитие так или иначе направлена вся работа учителя. Создается впечатление, будто главный лозунг школы: «Сделай это максимально быстро!», и главное – результат, а не качество этого результата. Все это делает в условиях современной модели обучения проявление истинного творчества затруднительным (когда вынашивается и доводится до совершенства одна идея или проблема – что по тесту Торренса оценивается как «проработка деталей» – один из показателей развитого творческого мышления). Отсюда и общее снижение качества творческого мышления (дети относятся к творчеству недоверчиво и небрежно). Необходимость быстрого исполнения предложенных заданий подрывает и такую основу «качественного» мышления как эстетическая сторона оформления результатов. Ученики теряют потребность в прекрасном и качественном выражении конечного результата своего собственного труда. Отсюда, почти по К. Марксу, происходит процесс отчуждения продукта от субъекта. Если субъект не уважает свой труд, он не имеет желания и трудиться. По сути, должно быть удовольствие от того, «что я сделал». Этим должны любоваться и окружающие. Только в таком контексте мы сможем сформировать потребность у ребенка трудиться и делать это максимально качественно.
По мнению же детей, принявших участие в опросе, школа, развивая их интеллект (умение думать, анализировать, логическое мышление), не задействует в полной мере творческие способности (см. табл. 2).
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.)
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.)
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.);
– Творческие способности
– Творческие способности
– Творческие способности
+ Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
+ Умение правильно общаться, быть вежливым, тактичным (практика)
+ Умение понимать культуру общества
и всего человечества (общекультурные ценности) (теория)
– Умение понимать культуру общества
и всего человечества (общекультурные ценности) (теория)
– Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
– Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
Адаптация в обществе
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию;
+ Умение ориентироваться в мире профессий
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию
– Умение приспособиться к жизни вне школы
– Знание правил и законов взрослой жизни
– Умение ориентироваться в мире профессий
Из приведенной таблицы 2 видно, что система обучения в школах едина (со всеми ее плюсами и минусами), также едины методы обучения в том аспекте, который позволяет развивать учащимся умение отстаивать свою точку зрения и, таким образом, формирует основу личностного развития и адаптации индивида в социуме. Тогда как воспитательные усилия педагогов в разных школах строятся на разных принципах, что приводит к разным результатам. В школе В внимание акцентируется на знания, на теоретический аспект освоения культуры через спецкурсы и факультативы, что делает учащихся высокоэрудированными людьми. В двух других школах важным считается практическое применение культурных навыков. Причем каждое ОУ делает это по-своему, как и отметили школьники в своих анкетах. Поэтому можно говорить, что в современной школе именно воспитательная работа, в конечном счете, определяет те различия, которые отличают учащихся одного ОУ от другого.
Последнее время от школы ожидают то, что она станет институтом, позволяющим не только обучать, но и адаптировать подрастающее поколение к условиям современной жизни. Надо сказать, что эту функцию по мере своих сил школа выполняла, опять-таки посредством опытных классных руководителей, которые стремились работать не только над учебными достижениями класса, но и над личностями своих учеников, выравнивая те крутые изгибы характера, которые приобрел ребенок в семье, часто неблагополучной. Однако, если ОУ ставит адаптацию к условиям жизни в современном обществе как цель при организации учебно-воспитательного процесса, то результаты работы школы могут быть гораздо более существенными, нежели эту цель будет преследовать только группа учителей. Проверить «адаптационную функцию» школы мы решили с помощью своей анкеты. Получились данные, представленные в таблице 3.
1. Учебная сторона (дает школа)
2. Адаптация (дает школа)
Учит конкретным предметам
Учит общению, взаимодействию в группе, в коллективе
Дает возможность общаться со сверстниками
Развивает способности
Дает возможность проявить себя
Учит решать жизненные проблемы
Воспитывает правильное поведение
Человек лучше узнает
сам себя, свои возможности
Разница между 1 и 2
Таким образом, школа А лучше всего именно адаптирует детей, прививает им навыки или знания, необходимые непосредственно в жизни, то есть развивает социально значимые компетенции, что позволяет учащимся чувствовать себя уверенно за стенами школы. Школа Б реализует и функцию обучения, и функцию адаптации, но желательно добавить усилий. Школа В сосредоточилась на обучении (разрыв между функцией обучения и функцией адаптации здесь самый большой). Отсюда, например, неуверенность в своих силах, учащиеся слабо знают свои возможности (это нашло подтверждение при ответе на другой вопрос данной анкеты). Отсюда можно сказать, что приспособленность к жизни за стенами ОУ будет у этих выпускников ниже: обладая большим объемом знаний, им будет не хватать уверенности в их применении на практике.
Какие качества наиболее необходимы ребенку?
Какое качество, необходимое человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников? Давайте посмотрим на наши результаты в таблице 4.
умение общаться (общительность, умение находить общий язык с другими людьми, умение работать в группе, коллективе; доброта, дружелюбие, отзывчивость, понимание, уважение, терпение, справедливость) – 51%;
«личностное ядро» (ответственность; самостоятельность; трудолюбие);
волевые качества: целеустремленность, упорство, настойчивость, решительность, организованность) – 46%;
интеллект (научиться получать знания; развивать ум; интеллектуальные способности) – 22%;
дать необходимые знания (знания, образованность) – 5%;
умение развиваться – 5%;
умение жить, приспособленность к жизни, стремление к лучшему – 2%
умение взаимодействовать с другими (умение общаться, уважать старших и сверстников, умение понимать других и культуру общества, коллективность) – 39%;
интеллект (умение думать, ум, умственное и логическое развитие, сообразительность, умение получать знания) – 36%;
«личностное ядро» (трудолюбие, добропорядочность, целеустремленность, собранность, творческие способности, самостоятельность) – 28%;
умение учиться (дать необходимые знания) – 11%;
спортивные качества – 11%
интеллект (внимание, память, логика, смекалка, творчество, быстрота и нетрадиционность мышления, эрудиция) – 41%;
«личностное ядро»: (терпение честность, трудолюбие, целеустремленность; самостоятельность, индивидуальность, уверенность (в себе, в своих способностях), умение отстоять свою точку зрения, добывать самостоятельно знания, узнать самого себя, развить самобытность, индивидуальность) – 27%;
навыки грамотного общения (коммуникабельность, толерантность (терпимость), доброжелательность, умение общаться с людьми, правила разговора, умение работать в коллективе, взаимопомощь, уважение к людям) – 18%;
культура поведения в обществе – 6%
умение решать жизненные проблемы – 1%
Оказалось, что, несмотря на все разнообразие ответов, они очень хорошо укладываются в три блока, описываемых такими категориями, как: интеллект, умение общаться и «личностное ядро» – набор таких качеств характера, которые характеризуют зрелую, успешную, хорошо адаптированную в социуме личность. С одной стороны – это то, что необходимо детям для их развития. Если мы учим их так, чтобы развить требуемые качества, то выполняем их ожидания. С другой стороны, поскольку общеизвестно, что ответы учеников отражают их непосредственный опыт школьной жизни, следовательно, то, к чему они приучены, находит отражение в их представлении об идеальном (том, как должно быть). Поэтому тот блок, который стоит на первом месте, отражает концептуальную составляющую в организации учебно-воспитательного процесса. А тот блок, который оказывается последним, требует большего внимания.
Так, в школе В реализуется классический подход к обучению. В работе школ А и Б (как на уроке, так и во внеучебной деятельности) используются формы групповой работы, и умение общаться является вполне конкретным навыком для учащихся этих школ. Учащимся школы В не хватает навыков группового взаимодействия и умения работать в коллективе. В школе А необходимо усилить качество преподавания предметов, повысить глубину изучаемого материала. А в школе Б необходимо расширить воспитательную работу, направленную на формирование качеств характера.
В этой связи интересно упомянуть, что, как оказалось по нашим исследованиям, классный руководитель для качественной работы с классом должен выполнять не менее десяти всевозможных функций. Чаще всего упоминается такая функция, как помощь: ученику; классу; в трудных ситуациях; с учебой; в решении школьных проблем. Однако часто классный руководитель заменяет помощь ученикам тем, что берет все на себя; вместо руководства сам организовывает мероприятия в классе. Вместо того чтобы поддержать, понять учеников, учитель преимущественно контролирует их. В то время как, например, в старших классах самая ожидаемая роль взрослого: старший друг и советчик, готовый выслушать, уделить внимание, скоординировать действия класса, подсказать выход из затруднительной ситуации, направить учеников на самовоспитание «правильных» качеств.
Вопросы по поводу деятельности классного руководителя в нашей анкете как раз и призваны помочь учителю с помощью ответов детей отрефлексировать и скоординировать свою деятельность.
И если классный руководитель поработал с классом не формально, а действительно «прожил с ним» школьные годы, то по результатам анкет мы сможем узнать, что работа учителя с классом (как в 11 а классе школы Б) способствовала развитию в первую очередь самостоятельности учащихся (умению отстаивать свою точку зрения, свою позицию), интеллектуальному развитию и развитию творческих способностей. А также умению взаимодействовать с окружающими на основе морально-нравственных ценностей. Таким образом, можно сделать вывод, что целью работы учителя было воспитание зрелой, самостоятельной личности. Его роль заключалась в создании положительного опыта школьной жизни. А достигнутый результат – это дружный, сплоченный классный коллектив. И как же хочется учителю, чтобы его усилия были оценены такими словами в ответ на поставленный вопрос (как в 11 а классе школы Б):
За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?
За развитие ответственности, нравственности и других полезных качеств, которые помогут мне во взрослой жизни.
За то, что научила самостоятельности.
За хорошую дружную атмосферу в классе.
За то, что школа помогла развивать свои способности, научила общаться.
За то, что она научила меня понимать, что стоит делать, а что нет.
За веселую школьную жизнь (поездки, мероприятия).
А классного руководителя называли не иначе как:
Близкий человек в школе.
Человек, ставший за несколько лет родным.
Человек, чья помощь необходима.
Человек, который всегда поддерживает и помогает.
Наш путеводитель в мир знаний и науки.
Человек, полностью отвечающий за своих учеников и много им отдающий.
За что же чаще вспоминают школу выпускники?
За знания – если они были глубокими и преподавались заинтересованными в своем предмете учителями.
За учителей – если в школе подобрались неординарные личности, любящие учеников и старающиеся увидеть в них таланты.
За дружный класс – если классный руководитель смог создать атмосферу сплоченности и взаимопонимания в классе.
Ребята могут уйти из школы, не набрав такого необходимого багажа позитивных впечатлений от всей школьной жизни. Чтобы не разочаровывать своих учеников, нам надо знать, чего они ждут, чего они хотят для себя, чтобы потом предложить им это, не навязывая нашей «взрослой правды». А для этого просто надо задать им несколько вопросов и внимательно вчитаться в ответы. И иметь мужество исправить то, что не идет на пользу развитию нашего подрастающего поколения. И, может быть, тогда, все наши выпускники захотят именно к нам привести своих детей? Жизнь и традиции продолжаются…
Галина ДАНЮШЕВСКАЯ, педагог–психолог МОУ СОШ № 25, г. Таганрог
Анкета для определения значимости приоритетов учебно-воспитательного процесса (9–11 кл.)
1. Привели бы вы своих детей в эту же школу:
— да;
— нет;
— затрудняюсь?
2. Что дает школа человеку (выделите верные, на ваш взгляд, пункты):
— учит конкретным предметам;
— учит решать жизненные проблемы;
— учит общению, взаимодействию в группе, в коллективе;
— воспитывает правильное поведение;
— развивает способности;
— человек лучше узнает сам себя, свои возможности;
— дает возможность общаться со сверстниками;
— дает возможность проявить себя;
— другое?
3. Какое качество, необходимое человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников?
4. Какие качества человека (или твои качества) никогда не проявляются в школе?
5. Легче или труднее жить в школе с классным руководителем? (да – нет) Почему?
6. Классный руководитель – это …
7. В правой колонке таблицы около каждого пункта проставьте оценку в процентах (от 0 до 100).
8. Определи, что делает школа (по твоим ощущениям):
— учит;
— воспитывает;
— развивает способности;
— раскрывает таланты;
— другое?
9. За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?
Способствовала ли школа развитию твоего…
Интеллект (обучение)
— интеллекта (умения думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.) т.е. «быть умным» по-настоящему;
— глубоких представлений об изучаемых предметах (каких)?
Культура (воспитание)
— умения вести себя в обществе социально-приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет);
— умения правильно общаться, быть вежливым, тактичным;
— умения понимать культуру общества и всего человечества (общекультурные ценности);
— умения ориентироваться на общечеловеческие нравственные ценности, отличать добро от зла?
Адаптация в обществе
— умения отстаивать свою точку зрения, свою позицию;
- Что может дать человек обществу
- Что может двигать человеком