Что может двигать человеком
Что движет человеком? История вопроса
Что движет человеком? История вопроса.
Любой человек знает ответ на этот вопрос. Ссылаясь на общепринятые утверждения психологов, он ответит, что человеком двигает жажда власти, жажда секса и жажда публичного признания. Кто-то добавит, что им должно двигать желание совершенствоваться.
И любой читатель со ссылкой на поэта скажет, что любовь и голод правит миром. Уточним это выражение. Оно принадлежит немецкому поэту Фридриху Шиллеру
(1759-1805) и звучит так:
«Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!»
Стихотворение «Философы» (Перевод Л. Гинзбурга).
Для справки.
В возрасте 32 лет Шиллер заболел туберкулезом. В результате болезни у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулеза.
Вопрос: а почему такая фраза не пришла на ум женщине? Ведь кому, как не ей,
присущ инстинкт безусловной материнской любви, а также забота о воспитании детей? Да и интуиция у женщины развита сильнее. Странно, не так ли?
Но продолжу. Мыслящий читатель будет перечислять мотивы, то есть побуждения к действию. С какой целью? Чтобы все разложить по «полочкам». Ведь человеческому уму свойственно идентифицировать себя в окружающем мире, поэтому он старается классифицировать вещи и явления. И в этом как раз и есть его главное заблуждение. Почему заблуждение? Потому что утвердив какую-либо точку зрения, в силу консервативности, он будет отстаивать ее, пусть даже она будет неверной.
Впрочем, перечислю основные виды мотивов, которые классифицировал человеческий ум. Это: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, внешние мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и ряд других.
Но так ли истинна такая классификация? И каким образом она возникла?
Обратимся к истории вопроса. Авторство термина «мотивация» принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860). Он увлекался мистикой и идеями буддизма. Из книг у Шопенгауэра, по свидетельствам современников, наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь. Безусловно, он был подвержен влиянию этих древнеиндийских философских трактатов.
Для справки.
Весной 1823 года (в возрасте 37 лет) Шопенгауэр проезжал через Тироль в Мюнхен из Италии. Здесь он перенес тяжелую болезнь, вследствие чего почти оглох на одно ухо. Другими словами, полжизни он тяжело болел. Да еще был одинок. Какое у него было отношение к жизни?
Посмотрим, что представляют собой Упанишады. Это священные писания индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.
Не буду углубляться в древнеиндийскую литературу, чтобы не потерять нить повествования. Но уже этой ссылки достаточно для того, чтобы в целом познать мировоззрение Шопенгауэра.
Замечу, что его взгляды его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей. В их числе Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Людвиг Вингенштейн, Эрвин Шредингер (лауреат Нобелевской премии), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии), Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг и другие.
Безусловно, все названные люди являются мировыми авторитетами в области человеческой психологии. Но не будем забывать, что они, как и мы, являются людьми, сотканными из одной ткани мироздания.
Сам Шопенгауэр был старым холостяком. Очень ценил свою внутреннюю и душевную свободу. Свое здоровье ставил на первое место. Он был резок в суждениях, крайне честолюбив и мнителен. Кроме того, он отличался крайней подозрительностью и недоверием к людям. Был подвержен различным страхам.
Соответственно, и в его главном труде «Мир как воля и представление» звучит мотив страха перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх.
И откуда же Шопенгауэр почерпнул знание о страданиях? Конечно, из буддизма.
Вот его главные постулаты. Жизнь состоит из страданий, страдания доставляют неудовлетворенные желания, чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Достигнуть этого можно на так называемом восьмеричном пути.
Но признание того, что написано в Упанишадах и прочих древнеиндийских трактатах не может являться основой для единственного и неоспоримого утверждения о мотивации! Не следует забывать, что Индия располагается в экваториальной зоне, а люди, проживающие там, имеют иную нейрогуморальную конструкцию и цвет кожи, нежели люди, проживающие на Севере. Соответственно, у них другой образ жизни и культура, которые нельзя слепо переносить на европейскую почву.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Не следует забывать о существующей кастовости в Индии. И Упанишиды были написаны не простыми крестьянами, а представителями «чистой» породы – брахманами. Они исторически были жрецами, учителями, монахами, учеными. Другими словами, представляли правящий класс.
Что из этого следует? Только одно – учение о страданиях имело целью сохранения свеого господствующего положения.
Но вот Шопенгауэр ввел в обиход термин «мотивация» и понеслось. С раннего возраста человека начинают одомашнивать по программам, которые придуманы давным-давно, под воздействием неизвестно чего. Ни во времена Шопенгауэра, ни тем более сегодня ведь никто не сможет реально передать дух Упанишад! (YIII в. До н.э.)
Но раз ты вступил в этот мир, то и живи по тем правилам, которые мир тебе предлагает. Человеку все время подсовывает инструкцию по эксплуатации жизни. Он рождается в семье, живущей по определенным правилам в определенном классе общества. Далее он проходит стадии обучения. Это ведь не что иное, как изучение некой инструкции. Он воспитывается в определенной социальной среде. Из нее он извлекает уроки жизни, или правила поведения, нормы морали и т.п. И так во всем.
Вся жизнь – это непрерывное изучение инструкций по эксплуатации чего-либо или кого-либо. Соответственно, у человека просто не остается времени для того, чтобы отказаться от изучения инструкций. И значит, он все время находится в рамках определенных шаблонов, штампов и пр. А шаблон сужает мировоззрение.
Человек не может уделить времени изучению главной инструкции – инструкции по эксплуатации своего организма. Ему не надо думать о себе. Человеку не дают думать о себе. Существуют многочисленные отрасли знаний, предназначенные для объяснения нам главной инструкции. Вряд ли это логично. Вряд ли кто-то из нас давал кому-то право осуждать наше незнание этой инструкции. Когда говорят, что так сложилось, что такова традиция, это не вполне справедливо. Это означает монополию на знания. А монополия приводит к повышению уровня собственной исключительности.
Вот и все.
Спрашивается, а причем тут Шопенгауэр?
Он ввел в культурную жизнь Европы индийское религиозно-философское мировоззрение. Как все переплелось в этом мире? И когда человек идет молиться своему –Б-гу, какому Б-гу он поклоняется?
Что движет тобой в жизни: 5 шагов, чтобы узнать
Поскольку большинство людей занято непосредственным достижением поставленных целей, о мотивации и ее причинах они задумываются редко. Ты просто знаешь, что тебе нужно сделать, и стараешься выложиться на все 100 %. Хотя такой подход может и сработать, он считается далеко не самым эффективным. Когда ты не знаешь, что тобой движет, ты, по сути, используешь для достижения целей только силу воли, а она является исчерпаемым ресурсом. Поэтому так много людей терпит поражение. Если ты не хочешь оказаться в их числе, тебе нужно научиться извлекать как можно больше пользы из своих сильных сторон.
Для того, кто хочет узнать, что движет им в жизни, предлагаем пять шагов, которые помогут осознать истинные причины твоей мотивации.
1. Выпиши занятия, которые будут приносить тебе удовольствие и без денежного вознаграждения
Если тебе повезет, ты получишь много денег, для того чтобы заниматься тем, что мотивирует тебя жить. Только не всем нам дано войти в число таких везунчиков. Есть множество людей, вынужденных делать то, что они любят больше всего, не зарабатывая на этом. В пример можно привести Винсента Ван Гога. Сегодня он величайший художник в истории, но при жизни ему удалось продать всего лишь одну свою картину.
Твоя мотивация может быть завязана на занятии, которое кажется тебе совершенно безнадежным из-за отсутствия финансового вознаграждения. Но мотивация Ван Гога не была связана с тем, уважают ли люди его работу, и не зависела от его способности зарабатывать себе на жизнь. Ван Гог писал картину, потому что любил рисовать. Быть может, сам процесс приносит тебе удовольствие, и если это действительно так, то глупо отказываться от любимого дела.
2. Выпиши сферы деятельности, о которых ты постоянно думаешь
О чём ты думаешь, когда ложишься спать и просыпаешься? Иногда ты движешься в жизни так быстро, что не слушаешь свой внутренний голос. Когда ты проснешься, возьми блокнот и запиши первые пришедшие в голову мысли. Это может быть ключ к пониманию того, что движет тобой в жизни.
Записывай также любые идеи, которые у тебя получится сгенерировать в течение дня. Это поможет понять, чем заняты твои мысли.
К слову, то, что мотивирует тебя в жизни, будет включать в себя деятельность, о которой ты всегда говоришь. Когда ты находишься рядом со своими друзьями и семьей, какие темы ты всегда поднимаешь? Ты оказался в продуктовом магазине, разговаривая с кассиром или охранником на эту же тему? Если это так, то, скорее всего, ты нашел что-то, чем увлечен и мотивирован.
3. Выпиши свои поступки, которыми ты гордишься больше всего
Саморефлексия — это отличный способ узнать, что мотивирует тебя в жизни. Подумай о тех моментах, когда ты больше всего гордился собой. Какими бы ни были эти моменты, запиши каждый из них на листе бумаги. Просмотри свой список и постарайся найти какие-либо общие черты.
Ты был с семьей, выступал перед другими людьми или помогал тем, кому повезло меньше? Как только ты признаешь общность того, что мотивирует тебя, прими меры для подтверждения. Если тебе нравится выражать свое творчество, найди способ сделать это. Мотивирован на помощь нуждающимся? Попробуй себя в волонтерстве и посмотри, как ты будешь себя чувствовать.
4. Выпиши виды деятельности, изучая которые ты теряешь счет времени
Есть ли виды деятельности, изучая которые ты теряешь счет времени? Это верные признаки того, что ты, возможно, нашел что-то, что будет мотивировать тебя в жизни. Если ты читаешь материал, который мотивирует тебя, ты будешь читать и помнить больше, чем было бы в случае с тем, который тебя не мотивирует.
Ключ к мотивации заключается в том, что подталкивает тебя к действию. Всякий раз, когда ты почувствуешь необходимость действовать, обращай внимание на то, что тебя подвигло к этому.
5. Выпиши занятия, которыми ты продолжил бы заниматься, даже не получая одобрения окружающих
Есть вещи, которые ты делаешь в жизни, потому что общество говорит тебе, что это хорошая идея. Общество говорит нам, в какую школу пойти, какую специальность и карьеру выбрать и даже в каком городе мы должны жить. Есть определенные варианты, которые считаются престижными и будут хорошо приняты большинством людей. Кроме всего этого, есть менее «престижный» путь, который выбирает меньшее количество людей. За этот выбор тебя вряд ли похлопают по спине родители и друзья, и окружающие люди вряд ли поймут и оценят твои стремления.
Только ты можешь ответить на вопрос: «Почему я нахожусь на этом пути?» Скорее всего, ты просто видишь в нём возможность реализовать себя в том направлении, в котором тебе бы хотелось.
Статья №188 «Что движет людьми: типология мотивов»
Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.
Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.
Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).
Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.
Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.
Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т.е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.
Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т.п.).
Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:
•мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
•мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
•стремление получить одобрение других людей;
•стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
•мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.
Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.
А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.
Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.
Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:
1.значимость достижения успеха;
2.надежда на успех;
3.субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4.субъективные эталоны достижения.
Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.
Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.
Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.
Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.
Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.
Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
•вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.);
•материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
•социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
•лишение свободы;
•физическое наказание.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.
Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Динамичность иерархии мотивов
Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.
Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.
Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.
Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.
Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Следовательно, общий уровень мотивации зависит:
•от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
•от актуализации ситуативных факторов;
•от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:
1.задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2.увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3.актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.