Что может находиться внутри круглых скобок выражения if
Что может находиться внутри круглых скобок выражения if
Условные конструкции позволяют в зависимости от условия выполнять блок операторов, заключенный в фигурные скобки.
Если условие удовлетворено, то «блок операторов» в теле if выполняется.
Если условие не удовлетворяется, то «блок операторов»в теле if не выполняется.
Если условие выполняется, то выполняется «блок операторов 1».
Если условие не удовлетворено, то выполняется «блок операторов 2».
Условия в операторах if могут быть образованы с помощью операций равенства и отношений. В примере несколько операторов if сравнивают два вводимых пользователем числа. Если в каком-либо из этих операторов условие удовлетворяется (равно true) – выполняется связанный с данным if оператор вывода.
Если внутри условия только один оператор, допустимо не использовать фигурные скобки. Если операторов 2 и более – использование фигурных скобок обязательно.
1.4.2 Логические выражения. Логические операции И, ИЛИ, НЕ (пример 5)
Выражение, находящееся внутри круглых скобок оператора if – логическое выражение. Логическое выражение может принимать два значения – true (истинно) или false (ложно). Рассмотрим еще один пример, который определяет, попала ли точка с координатами x, y в прямоугольник:
В C++ предусмотрены логические операции, которые используются для образования более сложных условий путем комбинирования простых. Логическими операциями являются:
Либо можно было бы воспользоваться оператором НЕ (координата x НЕ лежит внутри прямоугольника):
Таблица показывает все четыре возможных комбинации значений false и true для операций И и ИЛИ с двумя выражениями.
Условные операторы: (if), (?:)
Курс: Основы HTML и CSS
Курс: Разработка на C#
Курс: Python-разработчик с нуля
Осваивайте профессию, начните зарабатывать, а платите через год!
Курсы Python Акция! Бесплатно!
Станьте хакером на Python за 3 дня
Веб-вёрстка. CSS, HTML и JavaScript
Станьте веб-разработчиком с нуля
Инструкция if
Выполняемая инструкций может быть представлена одной строкой или блоком кода (группой строк в фигурных скобках), например:
Примечание: Рекомендуется всегда использовать фигурные скобки, даже если нужно выполнить всего одну строку кода. Это ясно показывает, что должно быть выполнено в каждом случае и улучшает читаемость кода.
Конструкция if. else
Следующий пример выведет соответствующее окно приветствия в зависимости от текущего времени в вашем браузере:
Инструкция else if
Инструкция else if используется в случае, если требуется выполнить один из многих фрагментов кода. Формально это не JavaScript-инструкция, а лишь распространенный стиль программирования, который заключается в применении повторяющихся инструкций if/else :
Тернарный оператор (?:)
Условный оператор (?:) – это единственный тернарный (от лат. ternarius — «тройной») оператор с тремя операндами в JavaScript. Тернарный оператор возвращает свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом.
Читается этот код так: если а больше b, то c = a, иначе c = b.
Можно записать тоже самое через if/else:
Вложенные инструкции if/else, так же можно заменить последовательностью из тернарных операторов:
В предыдущем примере оператор && сначала проверяет выполняется ли временное условие (чему равна переменная time). Если условие выполняется, то в переменную message будет записана соответствующая строка приветствия. В противном случае, в силу побочного эффекта, связанного с неполным вычислением, оператор && выведет false и т.д. Этот метод используется не очень часто, но если вам встретится нечто подобное, то вы теперь знаете, как работают подобные инструкции.
Вам даны две переменные x и y, менять их не нужно. При помощи тернарного оператора сравните их и если x больше, чем y, то выведите фразу: «x больше, чем y», иначе выведите фразу: «x не больше, чем y».
Ответ: «x больше, чем y».
Четное или нечетное число
Пользователь вводит какое-то число (num). Используя конструкцию if..else, напишите код, который делает запрос: «Введите число».
Если посетитель вводит четное число, то выводить «»Число » + num + » четное»», если нечетное: «Число » + num + » нечетное».
Суть решения заключается в том, что проверяется остаток от деления числа на 2. Если остаток равен 0, значит число чётное, иначе – нечётное. Получить остаток от деления в можно с помощью оператора %.
Сколько цифр в числе и его знак
Напишите код, который предлагает пользователю ввести целое число. Нужно вывести на экран сколько в этом числе цифр, а также положительное оно или отрицательное. Например, «Число » + num + » однозначное положительное». Достаточно будет определить, является ли число однозначным, двухзначным или трехзначным и более.
Принадлежность точки окружности
Следует рассмотреть прямоугольный треугольник, один катет которого лежит на любой оси, а другой является перпендикуляром к этой оси из заданной точки A. В этом случае длины катетов треугольника равны значениям x и y, а гипотенуза L является отрезком, соединяющим начало координат O с точкой A. Если этот отрезок L больше радиуса круга R, то значит точка лежит вне окружности.
Длина гипотенузы находится по теореме Пифагора: L = Math.sqrt(x*x + y*y).
Определить существование треугольника по трем сторонам
У треугольника сумма любых двух сторон должна быть больше третьей. Иначе две стороны просто на третью и треугольника не получится.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt длины трех сторон. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, может ли существовать треугольник при таких длинах. Т. е. нужно сравнить суммы двух любых строн с оставшейся третьей стороной. Чтобы треугольник существовал, сумма всегда должна быть больше отдельной стороны.
Найти максимальное число из трех
Определить какое из трех, введенных пользователем, чисел максимальное и вывести его на экран.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt числа. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, какое из введенных чисел является наибольшим.
Найти сумму или произведение цифр трехзначного числа
Пользователь вводит через prompt трёхзначное число. Проверить трехзначное число на четность и найти сумму его цифр, если число четное, или произведение его цифр, если число нечетное.
Чтобы извлечь первую цифру трехзначного числа, надо его разделить на 100 и округлить воспользовавшись побитовыми операторами.
Чтобы извлечь вторую цифру трехзначного числа, можно пойти разными способами. Например, найти остаток от деления на 100, потом разделить на 10 и снова округлить.
Последняя цифра любого числа, обозначающая единицы, извлекается путем нахождения остатка от деления на 10: n % 10.
Проверить число на четность. Найти остаток от деления числа на 2. Для этого использовать оператор %. Если результат равен нулю, значит число четное. Иначе – нечетное.
Конструкция ветвления в C++ — урок 3
Встречаются ситуации, когда программе нужно выбрать, какую операцию ей выполнить, в зависимости от определенного условия.
К примеру, мы вводим с клавиатуры целое число. Если это число больше десяти, то программа должна выполнить одно действие, иначе — другое. Реализуем этот алгоритм на C++ с помощью конструкции ветвления.
Если вы запустите эту программу, то при вводе числа, меньшего десяти, будет выводиться соответствующее сообщение.
Если введенное число окажется большим, либо равным десяти — отобразится другое сообщение.
Оператор if
Внутри фигурных скобок указывается тело условия. Если условие выполнится, то начнется выполнение всех команд, которые находятся между фигурными скобками.
Пример конструкции ветвления
Здесь говорится: «Если переменная num меньше 10 — вывести соответствующее сообщение. Иначе, вывести другое сообщение».
Усовершенствуем программу так, чтобы она выводила сообщение, о том, что переменная num равна десяти:
Здесь мы проверяем три условия:
Такой метод записи выглядит более компактно. Если при выполнении условия нам требуется выполнить более одной команды, то фигурные скобки необходимы. Например:
Данная программа проверяет значение переменной num. Если она меньше 10, то присваивает переменной k значение единицы. Если переменная num равна десяти, то присваивает переменной k значение двойки. В противном случае — значение тройки. После выполнения ветвления, значение переменной k выводится на экран.
Хорошенько потренируйтесь, попробуйте придумать свой пример с ветвлением. Когда поймете, что поняли эту тему, можете смело приступать к следующему уроку.
Урок №64. Операторы условного ветвления if/else
Обновл. 13 Сен 2021 |
На этом уроке мы рассмотрим операторы условного ветвления if/else, а также то, как их можно использовать.
Условные ветвления if/else
Самыми простыми условными ветвлениями в языке С++ являются стейтменты if/else. Они выглядят следующим образом:
if (выражение)
стейтмент1
if (выражение)
стейтмент1
else
стейтмент2
Использование нескольких операций в ветвлениях if/else
Оператор if выполняет только одну операцию, если выражение является true, и также только одну операцию else, если выражение — false. Чтобы выполнить несколько операций подряд, используйте блок стейтментов:
Неявное указание блоков
Если программист не указал скобки для блока стейтментов if или else, то компилятор неявно сделает это за него. Таким образом, следующее:
if (выражение)
стейтмент1
else
стейтмент2
Будет выполняться как:
if (выражение)
<
стейтмент1
>
else
<
стейтмент2
>
По сути, это не имеет значения. Однако начинающие программисты иногда пытаются сделать что-то вроде следующего:
Программа не скомпилируется, и в итоге мы получим ошибку, что идентификатор a не определен. А произойдет это из-за того, что программа будет выполняться следующим образом:
В этом контексте становится понятным, что переменная a имеет локальную область видимости и уничтожается в конце блока, в котором выполняется её инициализация. И, когда мы дойдем до строчки с std::cout, переменная a уже перестанет существовать.
Связывание стейтментов if
Стейтменты if/else можно использовать в связке:
Вложенные ветвления if/else
Одни стейтменты if могут быть вложены в другие стейтменты if:
Обратите внимание, в программе, приведенной выше, мы можем наблюдать потенциальную ошибку двусмысленности оператора else. К какому if относится оператор else: к внешнему или к внутреннему?
Дело в том, что оператор else всегда относится к последнему незакрытому оператору if в блоке, в котором находится сам else. Т.е. в программе, приведенной выше, else относится к внутреннему if.
Чтобы избежать таких вот неоднозначностей при вложенности операторов условного ветвления, рекомендуется использовать блоки стейтментов (указывать скобки). Например, вот та же программа, приведенная выше, но уже без двусмысленности:
Оператор if … else в C++
В этом руководстве мы узнаем об операторе if … else в C++ для создания программ принятия решений с помощью примеров.
В компьютерном программировании мы используем оператор if для запуска блочного кода только при выполнении определенного условия.
Например, выставление оценок (A, B, C) на основе оценок, полученных студентом;
В С++ есть три формы операторов if … else:
Оператор if
Оператор if оценивает условие в круглых скобках ():
Примечание. Код внутри <> является телом оператора if.
Пример 1
Когда пользователь вводит 5, число условия > 0 оценивается, как truth, и выполняется инструкция внутри тела if.
Оператор if..else
Оператор if может иметь необязательное предложение else. Его синтаксис:
Оператор if..else оценивает условие внутри круглых скобок.
Если условие оценивается, как false:
Пример 2: оператор if … else
Здесь мы вводим 4. Итак, условие верно, следовательно, выполняется инструкция внутри тела if.
if … else … else if
Оператор if … else используется для выполнения блока кода из двух альтернатив. Однако, если нам нужно сделать выбор между более чем двумя альтернативами, мы используем оператор if … else if … else.
Примечание: может быть больше одного оператора if, но только один оператор if и else.
Пример 3
В этой программе мы берем номер у пользователя. Затем мы используем if … else if … else, чтобы проверить, является ли число положительным, отрицательным или нулевым.
Если число больше 0, код выполняется внутри блока if. Если число меньше 0, код выполняется внутри блока else if. В противном случае код выполняется внутри блока else.
if … else
Иногда нам нужно использовать в C++ оператор if внутри другого оператора if. Это называется вложенным оператором.
Пример 4
В приведенном выше примере:
Обратите внимание, что 0 также делится на 2, но на самом деле это не четное число. Вот почему мы сначала убеждаемся, что входное число не равно 0 во внешнем условии if.
Примечание. Как видите, вложенные if … else усложняют вашу логику. Поэтому вы всегда должны стараться избегать вложенных if … else.
if … else с одним утверждением
Если в if … else есть только один оператор, вы можете опустить <> в программе. Например, вы можете заменить:
Вывод обеих программ будет одинаковым.
Примечание. Хотя нет необходимости использовать <>, если тело if … else содержит только один оператор, использование <> делает ваш код более читабельным в С++.
Заключение
В определенных ситуациях тернарный оператор может заменить оператор if … else. Если нам нужно сделать выбор между более чем одной альтернативой на основе заданного условия теста, можно использовать оператор switch в C++.