Что может обеспечить продуктивный характер беседы с родителями трудного ребенка
«Мы и наши трудные дети» беседа с родителями
Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР
«Брянковская общеобразовательная школа I – III ступеней №19»
«Мы и наши трудные дети»
беседа с родителями
Цель: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей; помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
— формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях;
— рассмотреть положительные и отрицательные стороны
воспитательного воздействия родителей на ребенка;
— предложить шаги, советы понимания детей;
— убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей
безусловной родительской любви;
На доске написан афоризм.
Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей.
Не понимаем мы своих детей.
Проведение теста с последующей интерпретацией.
Задание 1 с последующим обобщением.
Задание 2 с последующим обобщением.
Задание 3. «В лучах родительского солнца».
Советы родителям для взаимопонимания.
Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей.
Не понимаем мы своих детей.
Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Уважаемые родители сегодня мы будим говорить о наших трудных детях и о нас. А именно попытаемся ответить на вопрос:
Всегда ли мы понимаем наших детей? И постараемся выстроить путь к пониманию наших детей. Для начала хочу предложить вам тест состоящий из 14 вопросов. Перед вами лежат бланки с вопросами. Вам надо выбрать один из ответов и поставить галочку в строчке ответа.
Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. У вас 2 минуты.
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли дети с вами «по душам», советуются с вами по личным делам?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат, готовят уроки?
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
Обсуждаете телевизионные передачи и книги?
Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Подсчитываем количество набранных вами баллов:
Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными
от 10 до 20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем-то дополнить
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. Итак, Вы все ответили честно, набрали количество баллов. Тем не менее, я предлагаю вам поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему мы их иногда не понимаем?
Задание 1. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.
— согнуть лист пополам;
— еще раз пополам;
— оторвать верхний правый угол;
— оторвать нижний правый угол.
На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
Но быть нужным — это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.
А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.
Задание 2. А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так, как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка. А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям. Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это первый шаг к пониманию.
Задание 3. «В лучах родительского солнца» (заготовить солнце)
— На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?». Например, вы пишете на одном лучике «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем – «Я добрая» и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
— Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев. Итак, мы сделали 2 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь, что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка.
Советы родителям для взаимопонимания:
— Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его.
— Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности.
— Умение слушать и слышать собеседника.
— Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада.
— Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему «громкому» примеру.
— Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ.
— Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи.
— Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной.
— Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.
Завершить хотелось бы стихами.
Не мерь достатком, роскошью все дни,
В пучине сгинет океан страстей,
Тогда поймём, родных своих детей.
Надеюсь, что сегодня вы приобрели для себя что-то новое в отношении со своими детьми. Стали более опытнее и умнее. Общайтесь со своими детьми, радуйтесь вместе с ними, открывайте новое в своем ребенке. Спасибо за внимание.
Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. — М, 1997. — Гл. 1—4.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.— Т. 5.— С. 257 —321.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Вен-гера, В.В.Холмовской. — М, 1978. — Гл. 1, 2.
Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1 —5.
ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —
ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. — М, 1989. — С. 60 — 77.
Классный руководитель 4 класса: Юсеева Елена Владимировна
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Ольга Ткачева,
зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь
Каждый контакт с ребенком группы риска и его родителями постройте так, чтобы вы совместно разрабатывали и реализовывали мини-проект по коррекции поведения подростка. Для этого установите с родителями доверительный контакт, выявите сильные стороны семьи, научите позитивно взаимодействовать с собственным ребенком.
Установите доверительный контакт с родителями
К сведению
За жалобами на своего ребенка скрывается обвинение и обида, страх признать собственную родительскую неуспешность, подавленные чувства к супругам, к своим родителям, собственный детский травматический опыт.
Укрепите ответственность и взрослую позицию родителей
Укрепите родительскую уверенность, снизьте их общую тревогу, выстраивайте общение из позиции взрослого (по Э. Берну). При общении из позиции взрослого говорите спокойным и уверенным тоном, даже при негативных эмоциональных реакциях родителей. Словесно подкрепляйте необходимость обращения за помощью. Убедите родителей, что ситуация с их ребенком – это не редкий случай. Не критикуйте родительские качества, повышайте их самооценку.
Скажите, что вы благодарны за участие, демонстрируйте личную активность, искренность, терпение и внимательность. Родители увидят пример отношений сотрудничества, который они смогут транслировать своему ребенку.
Теория трансактного анализа Э. Берна
Теория представляет структуру личности в трех эго-состояниях: «родитель», «ребенок» и «взрослый». Каждое эго-состояние – определенная привычная структура мышления, чувств и поведения.
«Родитель» – эго-состояние, в котором центральным становятся нормы и правила, долженствования, требования и запреты. Послание «родителя»: «Делай как я!» или «Как я велю делать!». Для педагога школы такая позиция привычна и понятна. Бывает, что педагог из этой позиции выстраивает коммуникацию и с родителями «трудных» детей.
«Ребенок» – эмоциональное начало в человеке, «естественный ребенок» импульсивен, доверчив, увлечен и изобретателен, капризен, обидчив, упрям и агрессивен; «адаптированный ребенок» стремится соответствовать ожиданиям и требованиям родителей: неуверен, робок, стыдлив или склонен к бунтарству против родителей. Чаще всего, встречаясь с родителями детей группы риска, мы сталкиваемся с «ребенком» или «родителем», которые живут в прошлом или будущем, с трудом осознают изменяющийся мир.
«Взрослый» объективно оценивает действительность по информации, которую получает в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. Словарь «взрослого» построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить то, что с человеком происходит в настоящем.
Педагогу необходимо быть готовым остаться во взрослой позиции, суметь противостоять вовлечению в детско-родительскую стратегию и обращаться именно ко взрослому эго-состоянию родителя во время коммуникации. Педагог должен не потакать капризам «ребенка» и не успокаивать разгневанного «родителя», не советовать, как следует поступить, а помогать осознавать истинные желания и потребности, вести к совместному обсуждению конкретных действий. Обращение к взрослому эго-состоянию родителя способствует «его психологическому взрослению», укреплению ответственности за свои действия.
Выявите сильные стороны семьи
Когда родители сосредоточены на негативных чертах ребенка, они перестают видеть в нем положительные качества. Такой же эффект срабатывает и в отношении родителей к самим себе, когда они чувствуют свою родительскую неуспешность. После того как они признают у себя наличие положительных черт, у них возрастет уважение к самим себе и появится дополнительная мотивация к личностным изменениям.
Наличие у родителей или семьи в целом сильных сторон может быть не всегда очевидно для вас и для родителей. Пример сильных сторон: наличие родственников и друзей, которые готовы прийти на помощь; способность удовлетворять базовые потребности при низком уровне дохода; активная позиция родителя в решении поведенческих трудностей ребенка; способность справляться с большим количеством жизненных проблем.
Помогите родителям увидеть свои возможности, которые мотивируют на активное и самостоятельное решение части детско-родительских проблем. Задайте им правильные вопросы.
Вопросы для родителей, которые помогут выявить сильные стороны семьи
Что члены семьи (включая детей) делают хорошо?
Чем они гордятся?
Что порождает в них чувство собственного достоинства и удовлетворения?
С какими трудными ситуациями родители успешно справлялись в прошлом?
Какие ресурсы и адаптивные стратегии использовали?
Как имеющиеся сильные стороны могут быть использованы для решения текущих проблем?
Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сторон и ресурсов?
Какие побудительные мотивы движут членами семьи?
Чего родители хотят для себя и для своего ребенка?
Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?
Чтобы помочь родителям увидеть свои возможности, используйте прием положительного переформулирования личностных качеств. Упрямство переводите в настойчивость, своенравность – в умение отстаивать свою позицию.
Любая дисфункция в семье имеет отрицательную и положительную стороны. Начните с положительного образа ребенка, помогите увидеть вторичную выгоду от его «проблемного» поведения и усилите ответственность родителей за ситуацию. Например, отклоняющееся поведение подростка иногда «спасает» мать от одиночества, а родителей – от развода.
Еще один пример приема – мотивирование положительным результатом. Например: «Если мы учим ребенка справляться со стрессами, учим осознанно отказываться от всех соблазнов, улучшаем наши семейные отношения, то наши дети растут здоровыми, в безопасной атмосфере, умеющими справляться с трудностями. Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного».
Поддержите осознанное отношение родителей к себе
Осознание собственного выбора, ответственной позиции напрямую связано с обращением к своим чувствам, желаниям и потребностям. Родители ищут способы удовлетворения своих эмоциональных потребностей через воздействие на своего ребенка. Они, как и дети, не могут определить, какие чувства испытывают, не осознают, чего на самом деле хотят. Родители могут иметь низкую самооценку, чувствовать себя нелюбимыми и никому не нужными, быть всегда внутренне готовы к тому, что окружающие от них отвернутся.
Иногда родители полагают, что демонстрация детьми счастья, послушания, отзывчивости и признательности за заботу подтверждает детскую любовь и родительскую успешность. А если дети проявляют неблагодарность, грубят, огрызаются или кажутся несчастными, родители могут воспринимать такое поведение как отвержение и личную неудачу. В случае выявленного семейного конфликта на консультациях в условиях школы вы можете совместно с родителями выявить их личностные проблемы, помочь осознать родительские чувства и потребности. Начните с программы семейной восстановительной медиации. Программа состоит из четырех этапов. Этап 1. Сбор и оценка информации о ситуации в семье. Этап 2. Предварительные индивидуальные встречи с членами семьи (минимум две встречи: отдельно с родителем, отдельно с ребенком).
Этап 3. Совместная встреча с членами семьи (родитель(и) и ребенок).
Этап 4. Контроль достигнутых договоренностей. В рамках программы организуйте и проведите индивидуальные и совместную встречи между родителем и ребенком. Встречи должны быть направлены на восстановление конструктивных взаимоотношений. Также на встречах вам нужно совместно с родителями выработать варианты разрешения проблем, которые возникли в результате конфликтных отношений в семье. Алгоритм проведения встреч в конце статьи.
Повысьте компетентность родителей
Чтобы повысить самооценку и уровень компетентности родителей, как можно чаще создавайте ситуации, в которых им удается добиться успеха, постоянно подбадривайте и оказывайте необходимую поддержку. Они могут нуждаться в обучении приемам саморегуляции и способам реагирования в проблемных ситуациях.
Если вы будете позитивно подкреплять стремление применять действенные методы воспитания и терпеливо разъяснять причины детских поступков, то родители
реалистично и эффективно подойдут к решению проблемы отклоняющегося поведения ребенка. Расскажите простым и понятным языком о возрастных нормах поведения детей, приемах конструктивной детско-родительской коммуникации, факторах риска отклоняющегося поведения и способах защиты, законах семейной системы, методах вовлечения детей в различные виды деятельности, которые приносят им обоюдное удовольствие.
Дайте конкретные рекомендации попробовать какой-то способ действия в качестве эксперимента при решении актуальной задачи, при этом родитель сам оценивает и принимает решение о приемлемости такого шага. Вместе с ребенком обучите приемам снятия психоэмоционального напряжения, конкретным шагам решения острой проблемы, приемам открытой коммуникации, стратегиям разрешения конфликтов.
Закрепите позитивный опыт взаимодействия с людьми
Алгоритмы проведения встреч по программе семейной восстановительной медиации
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
1. Установите контакт
Организуйте пространство, которое располагает участников к общению. Выскажите слова ободрения.
2. Мотивируйте участника на сотрудничество
Предложите родителю или ребенку рассказать о конфликтной ситуации или конфликтных отношениях в семье. Помогите вопросами расширить представление о ситуации и осознать ее последствия.
3. Создайте условия для осознания чувств и их принятия
Используя приемы активного слушания, резюмируйте, перефразируйте, отражайте мысли и чувства, особое значение придавайте осознанию чувств обиды и вины. Обучайте навыкам прямого выражения чувств, использованию я-высказываний. Помогите осознать чувства членов семьи, переориентируйте на понимание чувств второй стороны. Используйте вопрос: «Что могли бы чувствовать Вы на месте…».
4. Актуализируйте теплые чувства между взрослым и ребенком
Акцентируйте внимание участника на положительных чувствах, например, любви, заботе, которые он испытывает по отношению к членам семьи.
5. Создайте условия для выражения неосознаваемых потребностей по отношению к другому участнику конфликта
Задайте вопросы, например, «Что Вы хотите чувствовать, когда общаетесь с…», «Какие отношения с… Вас устроят». Используя приемы активного слушания, проясните скрытые потребности члена семьи.
6. Подберите участникам новые варианты взаимодействия
Задайте вопрос: «Что Вы можете сделать для достижения своих целей (удовлетворения потребностей)?». Помогите сформулировать конкретные действия и шаги, направленные на удовлетворение потребностей члена семьи.
7. Предложите участвовать в совместной встрече
Обсудите конфликтную ситуацию или конфликтные отношения членов семьи. При согласии обеих сторон запланируйте провести совместную встречу. Акцентируйте внимание участника на добровольности участия во встрече.
СОВМЕСТНАЯ ВСТРЕЧА
1. Создайте доверительную атмосферу
Рассадите участников, поприветствуйте их. Мотивируйте родителей и детей на сотрудничество.
2. Расширьте представления о ситуации членов семьи
Предложите участникам высказаться о ситуации по очереди: сначала ребенку, затем родителю(ям). Безоценочно выслушайте каждого члена семьи. Используя приемы активного слушания, обеспечьте безоценочное принятие родителем(ями) и ребенком чувств, точек зрения. Стимулируйте членов семьи на общение друг с другом.
3. Стимулируйте участников к высказываниям о неудовлетворенных
эмоцио нальных потребностях, которые являются причинами поступков
Оказывая поддержку и принятие, обеспечьте безоценочность. Помогите членам семьи высказать, какие их потребности не удовлетворяются. Предложите участникам высказаться о том, что он хочет изменить в отношениях с другими членами семьи.
4. Подберите членам семьи способы удовлетворения важных эмоциональных потребностей
Предложите определить конкретные действия и шаги для удовлетворения потребностей членов семьи. Для этого используйте вопросы, например: «Что каждый из вас может сделать для… (удовлетворения потребностей)?».
5. Создайте условия для достижения договоренности о конструктивном
поведении в возможных конфликтных ситуациях
Помогите членам семьи сформулировать правила и общие договоренности о способах реагирования в конфликтных ситуациях, неизбежных в семейной жизни. Обсудите с участниками выполнимость принятого решения и возможности его проверки.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г
Работа с родителями детей девиантного поведения
Галина Алексеева
Работа с родителями детей девиантного поведения
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность «Я»- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий ребенок-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.
Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и детей«, которая проявляется в нестабильности положения ребенка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка,прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т. к. репертуар уже знаком).
Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.
Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения.
Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для милиционера – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети,имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.
Существует множество причин девиантного поведения. Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.).
По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания (28%, употребление алкоголя (24%, отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%, агрессивность, раннее начало половой жизни (16%, непослушание, ложь, токсикомания, воровство (12%).
Основной причиной девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т. е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье.Сюда включают:
— недостаток внимания, контроля со стороны родителей;
— негативный пример, который дают родители детям;
— низкий уровень жизни, нищета в семьях;
— безработица и пьянство родителей;
— снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов, влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
В работе с родителями хорошим примером является история греческого баснописца Эзопа. «В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нём жить».
Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»
Родители должны помнить, что дети растут, но всегда остаются их детьми. Ошибки детей – это бессонные ночи родителей, горькие слезы, отсутствие радости жизни.
Обращаем внимание родителей: «Помните об этом, когда уходите от общения с детьми, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.Вы обязаны знать:
1. с кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
2. Кто его лучший друг или подруга.
3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
3. Требует у вас деньги.
4. Становится зависимым от алкоголя.
5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти».
В своей коррекционной работе мы ставили цель помочь родителю стать активным субъектом воспитательного воздействия через обмен информацией с ребенком. Для этого старались обеспечить прекращение всяких форм насилия, усугубляющих родительско-детский конфликт и девиантное поведение ребенка. Родителям предлагается не делать ничего такого, что будет раздражать ребенка. Если это условие выполняется, то эмоциональные отношения в семье скоро выравниваются.
Кроме того, в работе с родителями предполагается использование родительских ресурсов. Специфика существования ребенка в семье такова, что он в значительной степени зависит от родительских ресурсов, то есть ему нужны деньги, одежда, согласие родителей на то, чтобы он мог покинуть дом на некоторое время. Каждый раз, когда ребенок обращается к родителям за ресурсами, им предлагается делать ему встречное предложение. Мать или отец произносят приблизительно следующую фразу «Хорошо, я выполню твою просьбу, но прежде я прошу тебя уделить мне 15-20 минут». Далее родитель использует это время для беседы, чтения книг и их обсуждения и т. д. Систематическая работа родителя в этом направлении на протяжении нескольких лет приводит к отходу ребенка от девиантного поведения.
Часто распространена реакция протеста (оппозиции). Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего эта реакция возникает у ребенка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению ребенка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у детей в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к ребенку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо. Из-за обиды, после наказания или вследствие чрезмерных претензий родителей ребенок может убежать из дома.
— реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
— оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;
— гармонизацию межличностных отношений в системе «мать и трудный ребенок»и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицам
— коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;
— развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
— формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
В работе с родителями применимы беседы. Беседа с родителямипроводится по следующему плану:
1. Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений). Выяснялось, сколько детей в семье, полная или неполная семья; благополучная или нет; доброжелательная или нет атмосфера; как к друг другу относятся в семье.
2. Взаимоотношения различных поколений в семье. Выяснялись взаимоотношения между близкими родственниками. Часто в семьях возникают конфликты между бабушкой и мамой или бабушкой и отцом, в которые втягивается ребенок.
3. Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.
4. Наиболее распространенные дефекты воспитания, присущие данной семье. Данным семьям присущи в большей степени авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека.
5. Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье. В данных семьях чаще применяется наказание или пущено на самотек.
6. Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье. Практически во всех семьях данный режим не организован.
7. Выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей. Родители часто употребляют алкогольные напитки, работают периодически, бьют членов семьи.
Одной из эффективных форм работы с родителями детей с проблемами в поведении являются собрания, консультации, дискуссии.
1. «Знакомство с родителями учащихся с девиантным поведением».
Это первое собрание необходимо для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы.
2. «Агрессия. Причины и последствия».
Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На данном собрании анализируются причины детской агрессивности; рассматривается вопрос родительской власти, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности. Может проводиться в форме тренинга для детей с девиантным поведением.
3. «Наказания и поощрения в семье».
Здесь рассматриваются вопросы значения наказания и поощрения в семье, анализируются педагогические ситуации и результаты анкетирования детей и родителей. Мероприятие может проводиться в форме дискуссии.
4. «Значение общения в развитии личностных качеств».
Целью данного круглого стола является определение значения общения для детей и родителей; рассмотрение проблемы.
5. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
Задачей педагога на данном собрании является ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи, определение роли семьи в воспитании трудолюбия у ребенка.
6. «Физическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Здесь рассматривается проблема физиологического взросления детей, намечаются пути воздействия на личностные качества ребенка. Формой проведения можно выбрать родительский тренинг.
7. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
Тут используется такая форма проведения как обмен мнениями по теме. Затрагиваются такие вопросы как культурные традиции семьи, влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
8. «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения».
На данном собрании рассматривается значение семьи в период полового созревания ребенка; физиология подростка; пути решения проблем, связанных с половым созреванием.
9. «Воля и пути ее формирования у учащихся».
Рассматриваются вопросы значения семьи по преодолению негативных черт характера у ребенка, роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов. Мероприятие можно провести в форме круглого стола или дискуссии по теме.
10. «Роль семьи в развитии моральных качеств школьника».
В данной лекции может принять участие представитель правоохранительных органов, знакомя родителей с вопросами по теме «Закон и ответственность».
11. «Возрастные и психологические особенности школьника».
На лекции дается анализ взросления детей классными руководителями, а также педагог-психолог знакомит родителей с психологическими и возрастными особенностями ребенка.
12. «Трудный ребенок. Какой он?».
Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На обсуждение этой темы приглашаются классные руководители, представитель инспекции по делам несовершеннолетних, специалисты социально-психологической службы школы.
13. «Курение и статистика».
Целью данного собрания является убеждение родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка, а также предоставление возможности познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.
14. «Наркотики и статистика».
Цель данного собрания совпадает с предыдущим, только здесь говорится о наркомании.
15. «Семья – «Глаза в глаза».
Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной педагогике, физиологии социальной педагогике, юриспруденции.
Работа с родителями в разновозрастной группе МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка, в разновозрастной группе «Лучики». Воспитателями Титовой Светланой Николаевной и Абрамочкиной Натальей Анатольевной,.
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.
Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.
Работа с родителями детей второй младшей группы. Встреча за круглым столом «Вашему ребенку три года» МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области Воспитатель Катунина Любовь Сергеевна Работа с родителями 2 младшей группы.
Фотоотчет «Работа с родителями» Работа с родителями воспитанников занимает одно из главных мест в работе педагогов ДОУ. Родители являются не только помощниками, но и активными.
Фотоотчет «Работа с родителями — буклеты» Буклет – важная, действенная и удобная форма взаимодействия детского сада и семьи, потому что родители не только знакомятся с важной, актуальной.
Работа с родителями детей ясельной группы по изготовлению спортивного снаряда «Обручи» Активный ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать.
Работа с родителями детей старшего дошкольного возраста. Материал для папки к 75-летию Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Приближается 75-летие победы нашего великого народа в Великой Отечественной войне. Предлагаю Вам ширму для работы с родителями.
Работа с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.