Что может обеспечить внедрение сестринского процесса в практику
Здоровье человека
Лечение, диагностика и профилактика
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1) системность, тщательная продуманность и спланированность предоставляемого сестринского ухода;
2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента;
3) научность, возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента;
6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом;
7) универсальность метода.
Сестринский процесс есть способ (метод) организации деятельности медсестры, содержание этой деятельности не имеет принципиального значения. Это значит, что метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, Домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!
Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях
ГЛОССАРИЙ
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ
Проведение реформ здравоохранения невозможно без развития сестринского дела, которое охватывает вопросы укрепления здоровья, профилактики заболеваний, а также предоставление помощи больным и инвалидам. Целью начавшегося в 90-х годах реформирования сестринского дела является становление его как самостоятельной специальности и превращение медицинской сестры из простого манипулятора в высокообразованного профессионала, осуществляющего свою деятельность в соответствии с принципами сестринского процесса.
Внедрение сестринского процесса в деятельность лечебно-профилактических учреждений требует значительных усилий со стороны всего медицинского персонала, поэтому решение о реформировании должно быть поддержано большинством медицинских сестер и врачей.
Как показывает исследование, основные трудности, встречающиеся на пути реформаторов, связаны с чрезмерной нагрузкой на медицинскую сестру, низкой заработной платой и дефицитом кадров среднего медицинского персонала. Однако вселяет оптимизм то, что лишь около 3 % медицинских сестер, из учреждений в которых сестринский процесс уже внедрен, указывают на отсутствие желания применять его в практической деятельности.
Этапы внедрения сестринского процесса аналогичны тому, что медицинская сестра выполняет в ходе его реализации, а именно: анализ ситуации (обследование), выявление проблем, планирование, реализация и оценка эффективности.
Наша деятельность будет наиболее эффективной, если мы тщательно проанализируем существующее положение, оценим имеющиеся у нас возможности и ресурсы.
Уровни профилактики
Составить план мероприятий по профилактике заболеваний легочной системы с целью укрепления здоровья семьи.
Согласно определению ВОЗ, профилактика заболеваний – это мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьба с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболевания и уменьшение его последствий (ВОЗ, 1999 г.).
Выделяют несколько уровней профилактического воздействия.
Укрепление здоровья – процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить контроль над факторами, определяющими здоровье (ВОЗ, 1986, 1999; Оттавская хартия укрепления здоровья).
Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных групп (региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных) и индивидуумов.
Первичная профилактика заболеваний включает различные компоненты.
1. Меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни, проведение) экологического и санитарно-гигиенического скрининга.
2. Формирование парадигмы здорового образа жизни через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье и уменьшение их воздействия; санитарно- гигиеническое воспитание:
— снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребление алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
— привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
3. Меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм (в том числе профессионально обусловленных), несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма и других.
4. Проведение медицинских осмотров:
— при приеме на работу или поступление в учебное заведение;
— при приписке и призыве на воинскую службу;
— для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов, либо с повышенной опасностью для окружающих;
— для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и другие;
— осмотры так называемых декретированных континентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и других) с целью предупредить распространение ряда заболеваний.
Выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе, поведенческого характера, принятие мер по их устранению.
5. Проведение иммунопрофилактики (вакцинации) различных групп населения.
6. Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.
Профилактические мероприятия должны ориентироваться не только на какой-то один фактор риска, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью факторов.
Вторичная профилактика-комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.
Вторичная профилактика включает:
1.Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболеваний и факторов, влияющих на их течение.
2. Целевое санитарно-гигиеническое воспитание (обучение) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.
3. Проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов:
— использование дополнительных методов диагностики;
— санация хронических очагов инфекции;
— санаторно- курортное лечение;
4. Регулярное диспансерное наблюдение за пациентами групп риска.
Реабилитация или третичная профилактика – это комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности и утраченных вследствие заболевания функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.
Третичная профилактика включает:
— обучение пациентов с хроническими заболеваниями в школах здоровья;
— обучение принципам медикаментозной и немедикаментозной терапии, самопомощи в неотложных состояниях, профилактики обострения заболеваний;
— определение степени утраты трудоспособности;
— протезирование и обеспечение устройствами, замещающими утраченную функцию.
План мероприятий по профилактике заболеваний легочной системы с целью укрепления здоровья семьи
1. Составить медико-социальный портрет семьи:
— состав семьи, наличие беременных, новорожденных, подростков, инвалидов, пожилых членов семьи;
— бытовые условия и материальное обеспечение семьи;
— особенности образа жизни семьи: питание, занятия физическими упражнениями, употребление алкоголя;
— наличие факторов риска развития заболеваний легочной системы: сырое жилище, курение, занятость на производствах с загрязнением воздуха химическими веществами, неблагоприятным микроклиматом («горячие», «холодные» цеха).
2. Выявить семьи с высоким риском развития заболеваний легочной системы: туберкулеза, бронхиальной астмы, онкологической патологии, а также лиц с аллергическими реакциями.
3. При наличии в семье часто болеющих детей и детей, имеющих аномалии конституции проконсультировать родителей по вопросам организации питания режима, рекомендовать направлять детей в санаторные детские сады или специализированные группы детских садов.
4. При наличии в семье беременных, новорожденных, больных туберкулезом члены семьи должны проходить флюорографическое обследование 2 раза в год. Нетранспортабельным больным провести трехкратный забор мокроты для посева на ВК.
5. Провести в семьях беседы о роли закаливания, физкультуры, о вреде курения и алкоголизма, о рациональном питании и режиме при заболеваниях легких.
6. Пациентов, перенесших острую легочную патологию (пневмонию, бронхит) взять на диспансерный учет. Им рекомендовать пройти процедуры по предотвращению хронизации патологии.
7. Выявить семьи, имеющие больных хроническими заболеваниями легочной системы: хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая абструктивная болезнь легких (ХОБЛ), эмфизема легких.
8. Дать рекомендации по ведению здорового образа жизни:
· При наличии в семье курящих – прекращение курения. Оградить от табачного дыма членов семьи. Раздать буклеты для самостоятельного изучения.
· Рациональное питание, закаливание.
· Соблюдение правил личной гигиены и гигиены жилища
· Своевременное лечение ринита, тонзиллита и других видов очаговой инфекции.
9. Пациентов, страдающих бронхиальной астмой, направить в «Школу астмы» для обучения приемам самопомощи, принципам лечения и профилактики неотложных состояний.
10.Диспансерное наблюдение за больными, страдающими хроническими заболеваниями легочной системы, специализированное амбулаторное лечение.
11. Больным с хроническими заболеваниями легочной системы дать рекомендации:
· Отказ от курения, употребления алкоголя
· Устранение контакта с аллергенами, раздражающими веществами дома и на рабочем месте
· Вакцинация против гриппа и внебольничной пневмонии
· Дыхательная гимнастика, массаж, плавание
12. Проведение противорецидивной терапии больным с хроническими заболеваниями легочной системы.
13. Рекомендовать санитарно-курортное лечение больным с хроническими заболеваниями легочной системы
2. Руководство по мед. Профилактике /Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. – М.: ГЭОТАФ –Медиа,2007. – 464 с.
3. Сестринское дело. Профессиональные дисциплины / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 697 с.
4. Дуда И.В., Дуда Вит, И., Дуда Вл. И. Руководство по семейной медицине. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 584 с.
5. Избранные лекции по семейной медицине / Под ред. О.Ю. Кузнецовой. – Спб: «ЭЛБИ-СПБ», 2008-736 с.
Анкета по оценке частоты травм острым инструментом и рисков заражения медперсонала
Вопросы анкеты, которую мы просим Вас заполнить, направлены на оценку частоты травм острым инструментарием и выявление связанных с ними рисков заражения медперсонала. Ориентировочное время для заполнения анкеты составит около 5 минут.
Хотим обратить Ваше внимание на такой важный момент, как полная анонимность данного опроса. При анализе и представлении материала будут использоваться только обезличенные и обобщенные данные, которые позволят получить представление о сводной картине по изучаемому вопросу.
1. Название отделения (подразделения) ЛГТУ, где Вы работаете
3. Ваш общий стаж работы по специальности
4. Когда в последний раз Вы получали травму (т.е. укол пли порез) острым инструментом при выполнении профессиональных обязанностей?
□ Более года назад □ В течение последнего года
□ В течение последнего месяца □ Никогда
5. Если травмы острыми инструментами у Вас случались, то сколько их было за последний год?
6. Сколько примерно инъекций (или других процедур, связанных с использованием острого инструмента) Вы делаете за рабочую смену?
7. Сколько у Вас рабочих смен в месяц?
8. Последняя травма острым инструментом Вами была получена:
□ В процедурном кабинете □ В операционной
□ У постели больного
□ Другое (укажите место)
9. Каким инструментом была нанесена Ваша последняя травма?
□ Иглой шприца □ Инфузионной иглой
□ Иглой от системы для забора крови □Осколком стекла
□ Другое (укажите чем)
10. В какой момент инъекции/процедуры была получена последняя травма?
□ В момент подготовки инъекции/процедуры
□ В момент выполнения инъекции/процедуры
□ В момент разборки шприца
□ В момент надевания колпачка на иглу после инъекции
□ В момент удаления отходов
□ В другой момент (укажите в какой)
11. Была ли последняя полученная Вами травма зарегистрирована в журнале?
12. Проходили ли Вы когда-либо обучение, тренинг или подробный инструктаж по безопасному обращению с острым медицинским инструментом и профилактике профессионального заражения после получения диплома?
13. Какое современное дооборудование/дооснащение рабочего места может снизить риск получения травм и заражения медперсонала?
14. Каков, по Вашему мнению, риск заражения медработника ВИЧ-инфекцией при случайном уколе иглой, которой только что была сделана инъекция пациенту со СПИДом?
15. Укажите два наиболее эффективных мероприятия по защите медработников от профессионального заражения ВИЧ-инфекцией:
□ Скрининг пациентов на ВИЧ-инфекцию
□ Использование индивидуальных средств защиты (т.е. перчаток, масок, очков)
□ Использование дезинфицирующих средств для обработки использованных шприцев и игл
□ Ультрафиолетовое облучение воздуха в медицинских кабинетах
□ Профилактический прием медработником специальных антиретровирусных препаратов после травм с высокой вероятностью заражения.
16. Любые другие ваши замечания и предложения по изучаемому вопросу
Благодарим за участие в исследовании!
Анкета для оценки риска травматизации медработников острым инструментарием
Уважаемый коллега!
В целях планирования программ по снижению риска травм острым медицинским инструментарием просим Вас ответить на следующие вопросы, используя 5-балльную оценочную шкалу
В каждом вопросе отметьте, пожалуйста, тот ответ, который наиболее соответствует Вашей позиции.
Цели и преимущества внедрения сестринского процесса
Цель сестринского процесса: обеспечение максимально возможного для пациентов в его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта.
Преимущества внедрения сестринского процесса:
1. системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;
2. активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечение ухода;
3. возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
4. эффективное использование времени и ресурсов, сосредоточенных на основной проблеме пациента;
5. универсальность метода;
6. повышение компетентности независимости творческой активности медсестринского престижа профессии в целом;
7. экономичность метода.
8. обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медсестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;
9. в уходе за больным, кроме медработников, принимают участие сам больной и члены его семьи.
Пять основных компонентов процесса ухода за больными,
их взаимосвязь и содержание
Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:
1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;
2) постановки медсестринского диагноза;
3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);
4) реализации (осуществления) сестринского плана;
5) оценки качества и эффективности действий медсестры.
Первый этап – сестринское обследование пациента
Уход является квалифицированным в случае, если отвечает трем необходимым требованиям: научности, системности, индивидуальности.
Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.
Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Медсестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.
Необходимые условия:
— профессиональная компетентность медсестры, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных;
— доверительная обстановка, достаточное время;
— участие пациента и, если необходимо, других лиц;
— участие других медработников.
Источники информации
Источники информации о пациенте могут быть первичными и вторичными.
· К вторичным источникам информации (у взрослых) относятся сведения, сообщаемые родными и другими близкими людьми; медицинская документация пациента; теоретические сведения о болезни, извлекаемые из учебников или справочников. Врачебный диагноз и данные лабораторных и инструментальных исследований также вносятся в сестринскую документацию. В процессе беседы весьма полезно сообщение пациенту сведений о лечебном учреждении и отделении, куда он поступил; о консультантах, оснащении отделении и пр. Естественно, медсестра должна начинать беседу с представления себя.
Источники данных:
1) расспрос пациента;
2) расспрос членов семьи и окружающих;
3) информация от членов бригады медпомощи;
4) физиологическое обследование пациента;
5) ознакомление с медкартой пациента и других медицинских документации;
6) чтение медицинской литературы и спецлитературы по уходу.
Содержание первичного сестринского обследования
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Медицинская сестра в современном здравоохранении должна уметь работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом для манипуляционных действий. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. В свою очередь, ведение сестринской документации требует значительных усилий со стороны всего медицинского персонала, поэтому решение о внедрении того или иного элемента сестринского процесса должно быть поддержано медицинскими работниками, а также влиять на качество ухода и удовлетворенность пациентов.
Поэтому целью данного исследования является – анализ мнения медицинских сестёр о возможности внедрения листа сестринского наблюдения в практическую деятельность отделения.
Для достижения данной цели мы поставили и решили следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме внедрения сестринской документации в практическое здравоохранение в России и за рубежом.
Разработать анкеты для медицинских сестер, с целью выявления мнений о внедрении листа наблюдения в практическую деятельность.
Разработать анкету для выявления мнения о степени удовлетворенности пациентов сестринскому уходу в данном отделении.
Провести анкетирование среди медицинского персонала и пациентов.
Провести анализ результатов анкетирование.
Исследование проводилось на базе Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Российского Научного Центра Хирургии имени Академика Бориса Васильевича Петровского Российской Академии Медицинских Наук» отделения Кардиохирургического с 17.09.12 по 15.10.12.
При решении первой задачи мы получили следующие выводы:
В США организация сестринского дела, безусловно, получила больший опыт в развитии, чем в России. К началу 90-х гг. XX в. высшее сестринское образование существовало уже в большинстве стран Европы и других регионов мира.
В России же первые два факультета ВСО были созданы только в 1991 г. в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете.
В настоящее время в отечественное здравоохранение активно внедряются элементы сестринского процесса, такие как сестринская история болезни, сестринский диагноз, должность медицинская сестра-координатор, которая планирует и организует сестринский уход. Как показывают результаты внедрения удовлетворённость пациентов качеством сестринского ухода стали выше, а также отмечается моральная удовлетворённость медицинских сестёр своей профессиональной деятельностью, меняется отношение к их деятельности со стороны врачей и пациентов.
При решении второй и третей задачи мы разработали анкеты для медицинских сестре, и пациентов.
При решении четвертой и пятой задачи мы проанкетировали 30 медицинских сестер получили следующие результаты:
2)Больше половины группы респондентов (67%) работают в должности медицинская сестра, более 1/3 части группы (33%) опрошенных являются старшими медицинскими сёстрами. Большая часть группы респондентов (75%) имеют среднее образование.
3) Большая часть респондентов (63%) знают, что такое сестринский процесс.
4)Около половины части группы респондентов (47%) полагают, что ведение сестринского листа наблюдения – это дополнительная «бумажная» работа. Однако медицинские сестры, которые считают, что введение сестринского листа наблюдения – это способ повышения качества сестринского процесса имеют, в основном, высшее сестринское образование (71%).
5) Большая часть респондентов (67%) считает, что медсестра должна тратить на заполнение сестринского листа наблюдения не более 1-3 минуты.
6) Более половины части группы респондентов (60%) сомневаются в эффективности сестринского листа наблюдения для выявления потребностей пациента, более 1/3 части группы респондентов (40%) считает, что информация, полученная из листа сестринского наблюдения, может помочь сестре эффективнее производить уход и выявлять потребности пациента.
Можно отметить, что более половины части группы респондентов, которые считают, что сестринский лист наблюдения эффективен в уходе и может помочь медицинской сестре в выявлении потребностей пациента имеют высшее сестринское образование (67%).
8) Основная часть группы респондентов (93%) хочет видеть лист сестринского наблюдения, как вкладыш во врачебную историю болезни.
9) Более 1/3 части группы респондентов (40%) считают, что внедрение листа сестринского наблюдения за пациентами увеличит нагрузку на медицинский персонал, так же более 1/3 части из группы полагают, что внедрение листа сестринского наблюдения не изменит нагрузки на медицинскую сестру, 27% анкетируемых из группы полагает, что нагрузки станет меньше. Основная часть группы респондентов (75%), которые полагают, что нагрузки станет меньше – это сестры, имеющие высшее образование и закончившие факультет ВСО.
10) Более 1/3 части группы респондентов (40%) считают, что внедрение листа сестринского наблюдения нужно для организации качественной медицинской помощи. Более половины группы респондентов (67%), полагающие, что внедрение листа сестринского наблюдения нужно для организации качественной медицинской помощи – это сестры, имеющие высшее образование и закончившие факультет ВСО.
По результатам анкетирования 30 пациентов, с целью выявления их мнения о удовлетворенности сестринским уходом мы получили следующие результаты:
1)Основная часть группы анкетируемых пациентов (70%) довольны отношением медицинских сестёр к ним, однако 1/3 часть группы анкетируемых пациентов лишь частично довольны сложившимися отношениями.
2)Основная часть группы респондентов (70%) считает, что им был обеспечен необходимый уход, однако 1/3 часть группы анкетируемых пациентов удовлетворены уходом в отделении лишь частично.
3)Более половины части группы анкетируемых пациентов (60%) удовлетворены вниманием со стороны медицинских сестёр, однако более 1/3 части группы анкетируемых пациентов (40%) лишь частично удовлетворены вниманием со стороны медицинских сестёр.
4)Больше половины группы респондентов (57%) оценивают осуществляющих уход за ним по пятибалльной шкале на 4 балла (хорошо).
5) У основной части группы респондентов (70%) отсутствуют жалобы связанные с уходом, осуществляющимся медицинскими сёстрами.
6)Большая часть группы респондентов (63%) имеют общее представление о сестринской истории болезни.
Таким образом обобщая результаты исследования можно сделать следующие выводы:
медицинские сестры знают о сестринском процессе и сестринском листе наблюдения, но считают внедрение её в отделение будет лишней бумажной работой для них. Однако медицинские сестры с высшим сестринским образованием считают, что использования сестринских листов наблюдения может улучшить качество сестринского ухода.
пациенты отделения кардиохирургического в основном имеют общее представление о сестринской истории болезни и ее назначении Однако их не полностью удовлетворяет сестринский уход в отделении, есть жалобы. Поэтому, по мнению автора данной статьи, внедрение сестринского листа наблюдения в отделение кардиохирургии, возможно, поможет повысить удовлетворённость пациентов качеством сестринского ухода.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского
дела. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 32с.
Ролько В.Т. Современные технологии сестринского процесса –
Гарелик П.В., Жук И.Г., Иодковский К.М. Перспективы развития