Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Главный бухгалтер без права подписи?

Абсолютно все документы имеет право подписывать руководитель фирмы. Полномочия по подписанию документов приказом или доверенностью от имени компании могут быть возложены и на других лиц. В их число главбух может не входить. Это не является нарушением, поскольку допускается практически всеми нормами, которые регулируют учет.

Кто может подписывать первичные учетные документы

Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель (п. 14 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н; информация Минфина № ПЗ-10/2012).

Главный бухгалтер может не входить в указанный перечень. Если же перечень таких лиц не утвержден, это означает, что все первичные учетные документы подписывать только руководитель.

И это не противоречит никаким нормам, поскольку:

В должностной инструкции главбуха, тем не менее, должно быть указано, какие документы он вправе подписывать. Как правило, это учетные регистры, бухгалтерские справки, внутренняя отчетность и др.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Кто может быть уполномоченным лицом

Уполномоченным представителем компании может быть:

Уполномоченный представитель наделяется полномочиями представлять интересы фирмы в налоговых правоотношениях (ст. 27, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ).

С 1 января 2022 года с уполномоченного представителя снимаются полномочия получать электронную подпись для подписания документов и отчетности от имени фирмы. Это право остается только у ее руководителя или иного лица, которое может действовать от имени организации без доверенности. Это предусмотрено Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ (изменение внесено в статью 18 Закона № 63-ФЗ).

Банковские документы

Главный бухгалтер может не обладать правом подписи банковских документов (п. 7.5, 7.6 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И).

Карточку с образцами подписей и оттиска печати заполняют при открытии расчетного счета. Она действует до прекращения договора банковского счета либо до замены этой карточки новой.

Менять карточку придется в таких случаях:

Таким образом, прием на работу главбуха без права подписи никак не повлияет на банковскую карточку.

Если на случай отсутствия руководителя такое право главбуху будет предоставлено, сначала придется издать об этом приказ, а затем заменить на период отсутствия директора банковскую карточку.

Кассовые документы

Кассовые документы в компании могут оформлять (п. 4.2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У):

Таким образом, и кассовые операции разрешено вести и оформлять без участия главбуха. Если это делает руководитель, он же их и подписывает (п. 4.3 Указания Банка России № 3210-У).

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Вправе ли главный бухгалтер без доверенности подписывать исходящие письма от организации?

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенностиЕ. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Вправе ли главный бухгалтер подписывать исходящие письма (например, письмо об уточнении платежа) от организации в рамках своей должности без доверенности?

Ответ

Главный бухгалтер не вправе подписывать исходящие письма от организации без доверенности. Исключением являются случаи, когда возможность подписания каких-либо документов главным бухгалтером установлена законом.

Обоснование

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (пункт 1 статьи 53 ГК РФ).

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, только законный представитель юридического лица имеет право подписывать исходящие документы, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. К таким исключениям, например, относятся счета-фактуры от имени организации, которые подписывают руководитель и главный бухгалтер организации либо иные лица, которым предоставлены такие полномочия (п. 6 ст. 169 НК РФ).

В остальных случаях всем лицам, подписывающим исходящие от организации документы, в том числе письма, необходимо наличие доверенности.

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенностиЕ. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

#Юрист #Юридические вопросы

Возможно, вам будут интересны эти темы:

ВС РФ подготовил проект федерального закона, разрешающий ФНС без суда взыскивать недоимки по налогам.

До 1 марта можно получить электронные подписи юрлиц и ИП на сотрудников, которые действуют по доверенности.

После 1 февраля в регионах, где ввели антиковидные меры, совершеннолетние смогут посещать общественные места при предъявлении удостоверения личности и QR-кода.

Минтруд утвердил, как информировать работников об их правах, в том числе о праве на безопасные условия и охрану труда.

На 2022 год потребность в иностранных работниках, прибывающих на основании визы, утверждена в размере 124 007 человек. Это 121,7% от потребности на 2021 год.

Сейчас дорабатывают сервис для фиксации обращений тех, кто переболел бессимптомно или не обращался к врачу, но положительный ПЦР-тест есть в базе.

Источник

Главбух без права подписи: точно ли он нужен вашему бизнесу? Как оформить, плюсы и минусы

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Главбух — второе лицо компании после директора. Обычно у него не только много обязанностей, но и достаточно руководящих прав, в частности есть право подписи финансовых документов, в т.ч. в банке. Но иногда руководитель по каким-то причинам не хочет, чтобы у главного бухгалтера были такие широкие полномочия, что тогда делать? Главбух без подписи — законно ли это, какие преимущества и недостатки есть в этом случае у сотрудника и бизнеса?

А так вообще можно?

Да, закон позволяет принять на работу главбуха, не давая ему права подписи. Хотя конечно полностью этого права главного бухгалтера обычно не лишают, просто ограничивают перечень документов, которые он должен подписывать.

Вместо бухгалтера, без каких-либо дополнительных приказов и доверенностей, документы может подписывать руководитель. Другим сотрудникам делегирование права подписи происходит на основании распорядительного документа (приказа) или доверенности (обычно на разовые операции, например, подписание договора или получение матценностей).

Итак, давайте посмотрим, какие законы позволяют не давать главбуху право подписи :

Т.е. если в организации есть главбух, то подписывать документы должен он, если при этом есть рядовые бухгалтеры, то право подписи может быть передано им. Если же руководитель сам составляет документы по операциям в кассе, то и подписывать все будет сам.

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Плюсы и минусы главного бухгалтера без подписи

Многие первичные документы и отчетность требовали обязательной подписи главбуха. Но это, во-первых, тормозило работу компании (документы проходили как минимум двойное согласование и визирование — у директора и бухгалтера), а во-вторых, ставили главных бухгалтеров в сложное положение — даже если ты не согласен с каким-то документом, тебе нужно его подписать, иначе его просто невозможно сдать, например, в налоговую.

После того, как подпись главбуха пропала из отчетов и даже баланса, а также перестала быть обязательной в большинстве первичных документов, сразу обозначились плюсы и минусы ее отсутствия.

Плюсы для бухгалтера:

Плюсы для организации:

Минусы для бухгалтера:

Минусы для бизнеса:

Отметим, что нередок случай, когда по факту сотрудник исполняет обязанности главбуха, но должность его звучит иначе, как правило, просто « бухгалтер ». Так руководитель старается обезопасить себя от несанкционированных действий работника и в то же время упрощает вопрос с документами — нет главбуха, значит за него будет расписываться сам директор.

Как оформить главного бухгалтера без подписи

Прием на работу бухгалтера не отличается от этой процедуру для любого другого сотрудника.

Берем заявление о приеме на работу, уточняем, какая у сотрудника книжка — бумажная или электронная, будет ли он писать заявление о переходе на ЭТК, оформляем трудовой договор, приказ о приеме, отправляем форму СЗВ-ТД в ПФР, не забываем познакомить главбуха со всеми существующими положениями компании — о зарплате, подотчете, командировках, провести положенные инструктажи по ТБ и тому подобное.

Сотрудника также надо будет ознакомить с его должностной инструкцией — в нее можно как раз внести и сведения о праве подписи документов. Либо оформить для этого отдельный приказ.

А наказать главбуха без права подписи можно?

Конечно, ведь он как и другие сотрудники может нести материальную ответственность. К примеру, если отвечает за работу с наличными. Будет возмещать ущерб, если его нанес — сломал ноутбук, допустим.

Отказываться же от уплаты штрафа директору не рекомендуем. Обычно его размер не очень большой. Например, за неподачу нулевой декларации — 1000 рублей, за позднюю отправку СЗВ-М с тремя сотрудниками — 1500. Но если при этом на момент подачи отчета не был уплачен налог или нарушение длящееся (к примеру, не пробивали чеки по онлайн-кассе полгода), то и накажут суровее. Кстати, наблюдать за работой онлайн касс можно в одном кабинете — здесь вы сразу увидите, бьются ли чеки, на какую сумму прошли продажи и что именно было продано, все в режиме реального времени.

В итоге выбор — давать главбуху право подписи или нет, лежит на руководителе, а ему следует взвесить все за и против, которые мы привели в статье. Зачастую наделение главного бухгалтера правом подписи позволяет увеличить ответственность сотрудника и сделать его более внимательным к ведению учета.

Источник

Как правильно делегировать право подписи гражданско‑правовых договоров и кадровых документов

Все документы от имени организации вправе подписывать ее руководитель. Это общее правило наверняка известно каждому бухгалтеру. Однако не всегда целесообразно тратить время руководителя на проставление подписи на каждой официальной бумаге. Ведь документооборот в компаниях может достигать значительных объемов. Кроме того, руководитель может уйти в отпуск, заболеть, уехать в командировку и т.п. Во всех этих ситуациях возникает необходимость делегировать право подписи. Порядок оформления этой операции зависит от того, что именно доверяется подписывать третьему лицу. Сегодня мы подробно остановимся на правилах передачи права подписи гражданско-правовых договоров и кадровой документации.

Подписание гражданско-правовых договоров

Общие правила оформления доверенности на подписание договоров приведены в статье 185.1 Гражданского кодекса(заметим, что эти же положения применяются и при оформлении доверенностей для большинства иных целей, например, для налоговых).

Итак, доверенность от имени юрлица выдается в простой письменной форме (за исключением случаев, когда полномочия передаются для совершения сделки, требующей нотариального удостоверения, либо для подписания различных документов, связанных с зарегистрированными объектами недвижимости — в этих случаях доверенность придется заверить у нотариуса). Никаких унифицированных форм для доверенности не установлено. Это значит, что компания может сама разработать необходимые образцы. Утверждать их каким-либо внутренним распорядительным документом не нужно. Объясняется это тем, что доверенность не является первичным учетным документом, так как никаких хозяйственных операций сама по себе не подтверждает. Таким образом, в случае необходимости компания всегда может оперативно дополнить или изменить форму доверенности.

Из обязательных реквизитов для доверенности ГК РФ называет только подпись руководителя организации и дату выдачи документа (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ и п. 1 ст. 186 ГК РФ). Ни срок действия доверенности, ни образец подписи уполномоченного лица, ни основания передачи полномочий не являются обязательными реквизитами, но могут включаться в текст документа, если доверитель считает это необходимым.

Из общих положений о доверенности следует, что она должна содержать суть делегируемых полномочий, а также данные уполномоченного лица и лица, выдавшего доверенность. На практике для идентификации в доверенности юридического лица (как доверителя, так и уполномоченного) указывается его организационно-правовая форма, фирменное наименование, ОГРН и ИНН. А для идентификации физического лица в качестве доверенного — его фамилия, имя и отчество (полностью), дата и место рождения, место жительства, а также данные паспорта (серия, номер, дата выдачи и данные подразделения, выдавшего документ (наименование и номер)). Соответственно, доверенность будет действительна только при предъявлении паспорта уполномоченного лица (где, кстати, имеется и образец подписи — именно поэтому в доверенности он необязателен).

Дополнительно в доверенности можно отразить срок ее действия. Если этого не сделать, то она будет действовать ровно один год с момента выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Обратите внимание, что в доверенности можно указать абсолютно любой срок: ни минимальных, ни максимальных значений законодательство не предусматривает. При этом устанавливать срок доверенности в виде события (например, получение товара или подписание договора) нельзя, так как такой подход противоречит общим правилам статьи 190 ГК РФ. Эта статья разрешает определять срок указанием только на такое событие, которое должно наступить неизбежно, то есть оно не может зависеть от воли и действий сторон (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.02 № 66).

Резюмируем. Право подписывать гражданско-правовые документы от имени организации можно передать любому лицу. Передача оформляется письменной доверенностью за подписью руководителя организации. Унифицированной формы данного документа не установлено. Срок действия доверенности организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.

Подписание кадровой документации

На возможность подписания приказов и других локальных нормативных актов по кадровой тематике не только руководителем организации, но и иным уполномоченным лицом, указывают и подзаконные акты, которые регулируют порядок заполнения первичной учетной кадровой документации. Например, в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1; далее — Указания по заполнению унифицированных форм) сказано, что приказ о приеме на работу (форма № Т-1) может быть подписан не только руководителем, но и уполномоченным лицом. Однако в этих Указаниях не оговаривается, как оформить полномочия такого лица, и какие изменения нужно внести в форму № Т-1, если ее подписывает уполномоченное лицо.

К сожалению, Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» также не дал ответа на вопрос о том, как оформить делегирование права подписи кадровых документов. В пункте 12 этого постановления сказано лишь о том, что представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено соответствующими полномочиями. Другими словами, для того, чтобы передать право подписи кадровых документов, нужно предусмотреть порядок такой передачи в локальном нормативном акте организации или сделать соответствующую оговорку в трудовом договоре, заключенном с уполномоченным лицом. Однако судьи ВС РФ не уточнили, какими конкретно документами можно подтвердить временную передачу полномочий руководителя, и частности, нужно ли оформлять доверенность на уполномоченное лицо.

Формальных оснований для выдачи доверенности в данном случае нет, поскольку трудовое законодательство не содержит такого требования. Нормы статьи 185 ГК РФ о том, что для делегирования полномочий руководителя издается доверенность, не являются обязательными при передаче полномочий по подписанию кадровых документов. Ведь в силу положений статьи 5 ТК РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, которое состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. То есть Гражданский кодекс, содержащий нормы гражданского (а не трудового) права, не является нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения.

Однако суды не всегда признают, что для передачи полномочий руководителя по подписанию кадровых документов достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт (например, приказ). Зачастую арбитры требуют, чтобы в этом случае на уполномоченное лицо была дополнительно оформлена доверенность (см. постановление ФАС Московского округа от 09.01.04 № КГ-А41/10211-03). Хотя иногда организациям все же удается отстоять в суде кадровые решения, принятые уполномоченным лицом, которое действовало только на основании приказа (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.09 № А19-7218/07-57-5-52-Ф02-826/09).

Сделаем вывод. Чтобы избежать оспаривания и признания незаконными кадровых решений, принятых уполномоченным лицом, лучше все же оформить на него доверенность. Тем более что это не противоречит законодательству. Ведь понятно, что уполномоченное лицо, подписывая трудовые договоры, локальные акты и прочие кадровые документы, действует не от своего имени, а представляет интересы организации-работодателя. А законодательное регулирование вопроса представительства интересов юридического лица перед третьими лицами предусмотрено лишь нормами Гражданского кодекса. Поэтому если организация, чтобы избежать рисков, решит оформить доверенность на подписание кадровых документов, то при ее составлении надо учитывать положения ГК РФ о доверенности.

В доверенности, выданной уполномоченному лицу, нужно указать, какие именно действия по «кадровой части» от имени организации оно вправе совершать, и установить срок полномочий. Также целесообразно отметить, что уполномоченное лицо действует от имени организации не как физическое лицо, а как работник организации, занимающий определенную должность. Это не позволит ему злоупотреблять предоставленными правами в случае увольнения, а также ограничит сферу деятельности доверенности «территорией» организации, поскольку для подтверждения его полномочий будет необходима информация из штатного расписания компании.

Формулировка доверенности в данном случае может быть такой:

Общество с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС» в лице директора Николаева Дмитрия Анатольевича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает Петрова Ивана Дмитриевича (указываются паспортные данные, дата и место рождения, место жительства и т.д.), занимающего должность руководителя отдела кадров Общества с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС»,…

Подытожим. Трудовое законодательство предусматривает возможность передачи полномочий руководителя по подписанию кадровых документов третьим лицам. При этом ТК РФ не дает четкого ответа на вопрос о том, как оформить делегирование полномочий руководителя организации, требуя, лишь, чтобы порядок такого делегирования был зафиксирован в локальных нормативных актах или учредительных документах. Судебная практика зачастую требует дополнительного оформления доверенности.

Поскольку уполномоченное лицо в рассматриваемой ситуации представляет интересы юридического лица, а порядок оформления такого представительства зафиксирован в Гражданском кодексе, то в случае делегирования полномочий по подписанию кадровых документов доверенность оформляется по правилам, предусмотренным этим кодексом.

Как оформляется подпись уполномоченного лица

Отдельно остановимся на особенностях оформления самих документов, завизированных уполномоченным лицом.

Когда представитель действует по доверенности, то «шапка» гражданско-правового договора составляется следующим образом. В качестве стороны по договору указывается организация-доверитель, а дальше оговаривается, что от ее лица действует представитель по доверенности. При этом в текст договора вносятся реквизиты доверенности (дата, номер, если есть). Подробные сведения об уполномоченном лице (дата, место рождения, место жительства и т.п.) в договоре можно не указывать. Но иногда это лучше сделать. Например, если речь идет о крупных сделках, либо сделках с недвижимостью, которые подлежат регистрации. Сведения об уполномоченном лице вписываются в договор в точном соответствии с тем, как они указаны в доверенности.

«Шапка» договора, заключенного доверенным лицом от имени организации, может выглядеть так:

Общество с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС» в лице Николаева Дмитрия Анатольевича (при необходимости указываются его паспортные данные, дата и место рождения и т.д.), действующего на основании доверенности от 16.09.2019 года…

Несколько иначе оформляется представительство, когда уполномоченное лицо подписывает от имени доверителя односторонние документы, например, заявления, претензии и т.п. В этой ситуации непосредственно рядом с подписью делается надпись «представитель по доверенности» и отображаются реквизиты доверенности.

Что касается кадровой документации, то и здесь порядок оформления подписи доверенного лица зависит от вида документа. Так, при составлении трудовых договоров применяется точно такой же подход, как и при оформлении гражданско-правовых договоров. То есть в «шапке» трудового договора указывается, что он заключен юрлицом, от лица которого действует уполномоченный представитель. А для подписания уполномоченным лицом иных кадровых документов (например, приказов) можно внести соответствующие изменения в реквизит «подпись» издаваемого документа. То есть в таком приказе будет указано не «Руководитель организации», а «Уполномоченное лицо», а также добавлены поля для отражения реквизитов доверенности.

Но можно пойти и другим путем. Как уже отмечалось, Указания по заполнению унифицированных форм прямо предусматривают возможность подписания таких форм не руководителем, а уполномоченным лицом. Но при этом никаких оговорок о том, что в этом случае надо изменить реквизит «подпись» самой формы в Указаниях нет. Поэтому можно сделать следующий вывод: уполномоченное лицо вправе поставить свою подпись в соответствующей графе вместо подписи руководителя. То есть никаких изменений в форму вносить не нужно. А полномочия подписанта в случае необходимости (по запросу работника, трудинспекции, суда и т.д.) будут подтверждены приказом и доверенностью.

Источник

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Смотреть картинку Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Картинка про Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности. Фото Что может подписывать главный бухгалтер без доверенности

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом самозанятым.
Исполнителю по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета могут быть переданы полномочия на подписание необходимых первичных документов, счетов-фактур, а также налоговой и бухгалтерской отчетности.

Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговой отчетности, первичных и иных бухгалтерских документов лицу, не являющемуся сотрудником организации

По общему правилу право подписи передается путем оформления доверенности (ст. 185 ГК РФ).
При этом ст. 185 ГК РФ не содержит запрета на передачу права подписи отчетности, первичных и иных документов лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией. Не содержат такого запрета и иные нормативные правовые акты, регламентирующие составление и представление подобного рода документов.
В то же время нельзя не отметить, что передача права подписи документов для целей налогового и бухгалтерского учета имеет свои особенности.

Передача права подписи документов, предусмотренных НК РФ

Из пп. 6 п. 1 ст. 21, ст. 29 НК РФ следует, что налогоплательщик может выступать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, как лично, так и через представителя, действующего на основании доверенности. Представителем налогоплательщика по доверенности может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика, перечислены в п. 2 ст. 29 НК РФ. К ним относятся должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Правила НК РФ о представительстве, в том числе на основании доверенности, в правоотношениях, которые регулируются налоговым законодательством, распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 4 ст. 26 НК РФ)
Таким образом, право подписи (как руководителя, так и главного бухгалтера) налоговой отчетности, расчета по страховым взносам, а также документов, предусмотренных НК РФ (к примеру, счетов-фактур (п. 6 ст. 169 НК РФ)) может быть передано лицу, который не является работником организации (в рассматриваемой ситуации лицу, с которым будет заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) на основании доверенности.

Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Подписать бухгалтерскую (финансовую) отчетность должен либо непосредственно руководитель либо иное лицо, которому такие полномочия переданы на основании доверенности.
При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана только лицами, уполномоченными на это:
— законодательством РФ;
— или учредительными документами экономического субъекта;
— или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта (смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N П3-10/2012, письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569@).
Таким образом, самозанятое лицо может подписать экземпляр бухгалтерской отчетности при условии передачи ему полномочий руководителя.

Передача права подписи первичных документов, регистров учета и иных документов

Оформление подписи уполномоченного лица

В налоговой декларации, расчете при представлении их уполномоченным лицом указывается основание представительства:
— наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)) (п. 5 ст. 80 НК РФ).
Начиная с 2007 года в формах налоговых деклараций не требуется подписи главного бухгалтера. При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в представляемой декларации налогоплательщиком-организацией, на титульном листе ставится подпись руководителя организации либо уполномоченного им лица.
Отметим, что и в бухгалтерской отчетности также предусмотрена только подпись руководителя.
Поэтому для подписания самозанятым лицом налоговой и бухгалтерской отчетности такое лицо должно быть наделено правом подписи за руководителя организации.
Первичные учетные документы подписываются лицами (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
— совершившими сделку, операцию и ответственными за правильность их оформления;
— ответственными за правильность оформления совершившегося события.
Закон N 402-ФЗ не содержит перечня должностей лиц, уполномоченных подписывать первичные документы. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. При этом формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Соответственно, если в формах первичных учетных документов организации предусмотрена подпись главного бухгалтера, то в этом случае по указанной строке достаточно проставить подпись самозанятого лица при условии передачи ему полномочий на подписание документов за главного бухгалтера, а также необходимо будет указать реквизиты доверенности.
Если в реквизите подписи формы первичного документа не указана должность лица, обязанного подписывать документ, то в этом случае самозанятое лицо, расписываясь в таком документе, должно указать должность, которая указана в доверенности, исполнение полномочий которых возложено на это лицо.
В отношении счетов-фактур отметим, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подписания счета-фактуры не только руководителем и главным бухгалтером организации, но и иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
В строках «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо» и «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» достаточно проставить подписи уполномоченных лиц и указать их фамилии и инициалы. Возможно также указание дополнительных реквизитов (сведений), в том числе реквизитов доверенности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *