Что может рассказать о себе существительное
Внеурочная деятельность по теме: «Что части речи могут рассказать о себе?»
Внеурочная деятельность – «Занимательная лингвистика»
Тема занятия: «Что части речи могут рассказать о себе?» (Существительное, прилагательное, глагол)
Ключевые слова: лингвистика, лингвист, миниатюра, мелодия, морфология, метафора, олицетворение, эпитеты, синквейн, лингвистический этюд.
Эпиграфы: Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский.
«Глагол – царь предложения»,- утверждают учёные.
Прилагательные украшают текст, делают его ярким, выразительным. (Этот вывод делают сами обучающиеся)
1. Организационный этап.
2. Этап формулирования темы и целей занятия. Опираясь на тему занятия, сформулируйте цели, использую подсказки:
● вспомните, что такое…(морфология).
● уточните, какие…(морфологические) признаки имеют …(существительное), …(прилагательное), …(глагол)?
● умейте отличать эти части речи от других.
3. Занятие строится в виде игры-путешествия. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в удивительную страну с таинственным и интересным название «Морфология», посетим и столицу этого государства – Частереченск. А помогать в путешествии нам будут ваши тетради-справочники. (Их обучающиеся завели в начале года и будут продолжать работать до 11 класса. Это своеобразный кладезь знаний, который необходим для повторения теории и практики по русскому языку).
4. Актуализация знаний.
● Тетради-справочники открыты. Мы в стране Морфология, объясните лексическое значение этого слова.
● Какие же части речи населяют Частереченск? Что вы о них знаете?
● Могут ли они жить изолировано друг от друга?
Имя прилагательное – Пушкин скуп на прилагательные, особенно в сказках.
— Служебные: предлоги, союзы, частицы
-Все части речи дружно располагаются на трёх китах. Они живут группами.
1 кит – это общее значение.
2 кит – морфологические признаки.
3 кит – синтаксическая роль в предложении.
● Сегодня мы побываем в гостях у трёх знаменательных, важных частей речи, а именно у существительного, прилагательного, глагола. А чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно отгадать 3 загадки. (Класс предварительно разделён на три группы. 1 – существительное, 2 – прилагательное, 3 – глагол. Каждая команда имеет своё оформление.) Они же и задают загадки друг другу.
Существительное: Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.
Прилагательное: Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.
Глагол: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придет.
— А кто ещё может загадать загадки о частях речи?
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
С существительным я дружу и нисколько не тужу.
Моя основная примета: обозначаю признак предмета.
Лёд какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
-Или: Изменяюсь по родам, числам и по падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?…
5. Лингвистический эксперимент. Обучающиеся побывают в роли учёных-лингвистов, исследователей, которым предстоит внимательно вглядеться в имя прилагательное, имя существительное, глагол, словно под микроскопом, понаблюдать за их жизнью в тексте, узнать, какую роль они выполняют в художественном тексте.
● Итак, перед нами текст миниатюры Д. Зуева «Мелодия весны». Читает дебютантка Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» Смирнова Л.
В каждом времени года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
Алгоритм работы в группе:
— Как эпиграф связан с темой занятия и текстом?
— Какое настроение создает миниатюра?
— Какие образы вы себе нарисовали?
— Когда я читаю этот текст, то представляю, вижу, вместе с автором слышу… Мне кажется, что…
— Каких частей речи в тексте больше и почему?
— Несут эмоциональную нагрузку
— Обладают большими эстетическими возможностями
Примеры: музыка, струйкой, шарики…
— Делают речь образной, выразительной
— Придают речи жизнь
— Действие делает текст живописным. Действительно, глагол – это царь предложения.
6.Учащиеся читают свои синквейны о весне
Радует, восхищает, приветствует
Весна идет сторонкой
6.Презентация на тему «Весна». Степанова Р., Лузанова Д., Еременков Г. и др.
Что интересного было на уроке?
Лингвистика – очень стройная, логичная и красивая наука.
Мы убедились, что части речи могут многое рассказать о себе.
Работу по формированию лингвистического мышления мы продолжим на последующих уроках русского языка и литературы, занятиях внеурочной деятельностью, например, тема весны в прозе и поэзии, в музыке и живописи, в кино, в моем собственном восприятии – продукт исследования – собственное высказывание на заданную тему (лингвистический этюд, синквейн, сочинение…) Важно: уметь «вслушиваться» и «всматриваться» в слово, бережно к нему относиться
Вот так от урока к уроку, от занятия внеурочной деятельностью – к занятию внеурочной деятельностью развивается в учащихся лингвистическое и творческое мышление, а значит – языковая интуиция, и в итоге формируются прочные грамматико-орфографические и речевые умения и навыки, воспитывается бережное отношение к слову, умение осмысливать эстетику языкового художественного текста.
А работа в группе или учебное сотрудничество открывает широкие возможности для формирования коммуникативных компетенций – умения взаимодействовать, распределять обязанности, планировать коллективную работу, осознавать свою роль в общем деле, вести диалог, переживать чувство удовлетворения от коллективного успеха, а в случае неудачи различать поражение и анализировать его причины и т.д.
В заключение обучающиеся подарили книжки-малышки присутствующим учителям. А сами получили сладкие призы.
Существительные, характеризующие человека
Есть существительные, которые подойдут для описания человека. Некоторые из них содержат оценку, другие просто констатируют факт. Условно их можно разделить на несколько групп, которые соответствуют определенной стороне личности.
Интересно отметить, что отрицательных существительных значительно больше, чем положительных. Причем, здесь не приведены оскорбительные слова или сленг, которые часто используют подростки в своем повседневном лексиконе.
Современный сленг включает в себя такие определения внешности, как «чика», «фифа», «цыпочка», «казанова», «крошка», «оторва», «чудик» и т.п.
мальчик, девочка, девушка, подросток, мама, папа, бабушка, брат, сестра, дядя, друг, муж, жена, одногодки, погодки, многоженец, холостяк и пр.
строитель, плотник, ученый, химик, водитель, учитель, ботаник, агроном, физик, дворник, бухгалтер, маркетолог, менеджер, администратор, швея, логист, пожарный, врач, механик, президент, юморист, конструктор, уборщик, ресторатор, писатель, воспитатель, повар, гончар, грузчик, министр, актер и др.
Кроме того, сюда же можно добавить узких специалистов, например: стоматолог, хирург, терапевт, педиатр, кардиолог, пульмонолог, уролог, акушер и пр.
лыжник, боксер, спортсмен, пловец, велосипедист, конькобежец, фигурист, танцор, гимнаст, тяжелоатлет, певец, альпинист, скалолаз, шахматист, гольфист, футболист, баскетболист, волейболист и пр.
Некоторые из этих занятий можно отнести и к предыдущему пункту, если, например, человек занимается профессионально танцами.
рыбак, охотник, автолюбитель, радиолюбитель, коллекционер, садовод, кошатница, книголюб, путешественник, рукодельница и пр.
китаец, англичанин, немец, японец, датчанин, швед, американец, канадец, африканец, француз, финн, араб, еврей, казах, киргиз, украинец, белорус, индус, испанец, итальянец и др.
христианин, буддист, католик, иезуит, мусульманин, квакер, атеист, язычник, демократ, республиканец, коммунист, нигилист и пр.
Таким образом, существительные, характеризующие человека, многообразны. Они могут быть как объективные, касающиеся профессии, так и субъективные, затрагивающие внешность. Субъективные всегда несут в себе оценочный компонент, результатом которого становится определение человека в категорию «хороший» или «плохой».
Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
Самостоятельная часть речи, обозначает предмет.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.
Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.
4 типа существительных по значению
Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.
Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:
Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.
В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.
Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?
А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.
Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.
У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.
Постоянные признаки существительных
Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.
Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.
Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.
У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.
Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.
Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.
Про мертвеца и куклу
Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.
Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.
То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.
Непостоянные признаки
Эти признаки меняются.
Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.
Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.
Запоминалочка падежей
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.
Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.
В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.
Начальная форма существительного
Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.
Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.
Синтаксическая роль
Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:
Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, не очень устали.
Сочинение на тему Имя существительное
Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся.
Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.
Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”,
Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения.
Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно).
Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.
Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”.
Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.
Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевленные – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевленность являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке.
Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.
Related posts:
Имя существительное как часть речи
Содержание:
Имя существительное (далее – ИС) – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Значение имени существительного
По значению ИС делятся на группы.
Основные признаки имён существительных
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | ||
Постоянные | нарицательные / собственное | книга / Волга |