Что может служить причиной профессиональной дезадаптации в спорте
Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Профессиональная дезадаптация. Причины и особенности
В последние годы как в России, так и за рубежом исследователи стали акцентировать внимание на различных формах проявления социальной и профессиональной дезадаптации наиболее актуальные исследования посвящены таким её формам как агрессивное поведение и эмоциональное выгорание.
До сегодняшнего дня нет единого мнения в том, что конкретно влияет на возникновение «эмоционального выгорания», личностные особенности человека или же внешние обстоятельства. Однако есть переменные, которые выделены многими исследователями, к ним относятся:
• интенсивное профессиональное общение с большим количеством людей;
• постоянные психологические и физиологические перегрузки во время работы;
• несоответствие личностных особенностей требованиям профессии (например, интровертированный тип личности в сфере, требующей постоянных контактов с людьми);
• «сложные» отношения с непосредственным руководителем, ограниченная степень свободы в принятии решений, несправедливость оценки результатов – всё это влияет на формирование и развитие «эмоционального выгорания».
Под социально-психологической дезадатаптацией исследователи понимают процесс нарушения равновесия между личностью и средой, нарушение способности к приспособлению индивида к внешним условиям, в силу действия тех или иных причин.
Профессиональная дезадаптация, в отличие от социальной, определяется как следствие нарушения динамического равновесия между человеком и его профессиональной средой (М.А. Дмитриева).
В качестве факторов, провоцирующих профессиональную дезадаптацию личности, называют профессионально трудные ситуации, которые С.А. Трифонова предлагает рассматривать с четырех позиций:
1) как систему внешних по отношению к субъекту условий, определяющую его активность и задающую пространственно-временные границы ее реализации;
2) как комплекс условий, опосредующий активность человека;
3) как продукт и результат взаимодействия личности и среды;
4) как состояние субъекта в условиях неопределенности.
Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и (или) отказе от деятельности.
Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:
усталость, утомление, истощение,
негативное отношение к работе,
скудость репертуара рабочих действий,
злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем
отсутствие аппетита или переедание,
негативная профессиональная «Я-концепция»,
агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),
упаднические настроения и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство беспомощности, безнадежности, апатия, депрессия,
переживание чувства вины.
Патологической дезадаптация становится тогда, когда ее действие приводит к необратимой трансформации (изменению, перерождению, распаду) психических и физиологических функции, поведения, к глубокому конфликту личности со средой и с самим собой и даже к аутоагрессии. В профессиональной деятельности основной причиной, по которой дезадаптация может приобрести такой характер, называют длительность непереносимого стресса, сильного травмирующего воздействия и т.д.
Непатологическая дезадаптация, являясь более легкой формой дезадаптации, состоит в том, что человек не может принять ситуацию, которая по смысловому содержанию сильно отличается от ожидаемой, из-за чего человек испытывает чувство субъективной непереносимости существующей ситуации.
Личностные особенности учителей
Психологические особенности учителя могут быть раскрыты и понятны только в связи с особенностями его педагогической деятельности. Деятельность учителя слагается из множества отдельных, взаимосвязанных компонентов. Чаще всего выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, коммуникативный, организаторский.
B работе учителя, большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбора учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработке (трансформации) для изложения учащимся. Вся эта работа, в конечном счете, выливается в подробный конспект урока, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все: содержание, система и последовательность собственных действий, система и последовательность действий учащихся (класса в целом и отдельных учеников). Какими бы общими руководствами (программой методической литературой) ни пользовался учитель, каждый урок зависит во многом от его знаний, его творчества, особенностей мышления, где огромное значение приобретает аналитическая деятельность педагога.
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое неразделимое целое. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями.
Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке, организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.
Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, коллегами по работе. Отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности, эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.
Осуществление индивидуального подхода, как одна из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или, наоборот, помогают ему, и соответственно реагировать на них.
А.И. Щербаков, кроме вышеназванных компонентов, выделяет в педагогической деятельности дополнительные стороны. Это информационная сторона (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Что может служить причиной профессиональной дезадаптации в спорте
ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ
DIAGNOSIS AND DIFFERENTIATED CORRECTION OF DESADAPTATION SYMPTOMS TO MODERN SPORTS LOADS AND COMPLICATED MEASURES SYSTEM FOR THEIR PROPHYLAXIS
All-Russian research institute of physical culture and sport, Moscow
Key words: diagnosis, early signs of desadaptation, factors of risk, correction, prophylaxis.
The given study is devoted to the identification of the weak components in the athletes’s organism’s in the process of urgent training microcycles with a purpose to prevent the pathological states of athletes.
The factors determining the level of athletes’ functional preparadness had been revealed.
ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИЯ СИМПТОМОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ К НАГРУЗКАМ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Доктор медицинских наук, профессор Ф.А. Иорданская
Доктор медицинских наук М.С. Юдинцева
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва
Ключевые слова: диагностика, ранние признаки дезадаптации, факторы риска, коррекция, профилактика.
В основе достижения спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.
В зависимости от специфики вида спорта программа диагностики включала функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций (центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, внутренней среды), физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.
Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах 9 сборных команд основного и молодежного состава, позволили сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых (Ф.А. Иорданская, 1993 ).
Среди этих факторов важное место занимают морфофункциона льные показатели: физическое развитие, функциональные возможности основных физиологических систем организма, иммунный статус, психологический статус, уровень общей и специальной работоспособности ; соотношение их с возрастом и полом.
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов.
Другой группой факторов, формирующих функциональную подготовленность, являются спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность занятий, успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представле на методическими основами организации тренировочного процесса: режимом тренировок, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью, календарем и регламентом соревнований.
И, наконец, немаловажную роль, особенно в последние годы, играют социально-бытовые и эколого-географические условия проведения тренировок.
В определенных условиях и обстоятельствах некоторые из них представляют собой факторы риска заболеваемости: дефицит витаминов, снижение иммунореактивности, несбалансированность пищевого рациона, эмоционально-психический стресс, переохлаждение, перегрев, гипоксия, низкое качество спортивного инвентаря, плохая страховка и т.д. К их числу относятся курение, употребление алкоголя, анаболических стероидов (табл. 1).
Следует отметить, что проблема донозологических состояний у спортсменов и слабых звеньев адаптации к мышечной деятельности впервые была поднята в отделе спортивной медицины в 1982 г. и обобщена в сборнике научных трудов ВНИИФКа.
В настоящее время накоплен большой материал исследований как в лабораторных условиях при тестированиях общей работоспособности, так и в условиях учебно-тренировочной работы при тестировании специальной работоспособности и в процессе оперативного контроля в ударных тренировочных микроциклах.
Хорошо сбалансированная вегетативная регуляция мышечной деятельности позволяет спортсмену при наличии должного уровня мотивации максимально использовать свои функциональные возможности, обеспечивает необходимую экономизацию функций и определяет быстроту восстановительных процессов.
Нарушение вегетативной регуляции служит ранним признаком ухудшения адаптации к нагрузкам и влечет за собой снижение работоспо собности. Клинически вегетативные расстройства проявляются в виде транзиторной головной боли диффузного характера, головокружения, расстройства сна, лабильности вазомоторных реакций. Срыв адаптации вегетативной нервной системы может приводить к нейроциркуляторной дистонии, протекающей по гипертоническому (чаще у юношей и мужчин), гипотоническому (чаще у женщин) или нормотоническому типу. В клинической картине превалирует общеневротический синдром с наличием повышенной возбудимости, раздражительности или, наоборот, астеническо го состояния, сопровождающегося понижением работоспособности, нарушением сна. Возникают функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (гипертензия или гипотония, нарушение ритма сердца), нарушение кровенаполнения и тонуса сосудов головного мозга на РЭГ. Частота нейроциркуляторных дистоний у спортсменов составляет от 6,2 до 19,3 % (З.С. Саблина, 1988).
Структура комплексной программы диагностики вегетативной нервной системы включала изучение исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности, вегетативного обеспечения мышечной работы и послерабочих вегетативных сдвигов.
Одной из ведущих систем организма в обеспечении высокой работоспособности у спортсменов является сердечно-сосудистая система. Существует зависимость между величиной ударного объема кровотока и производительностью сердца, а также максимальной аэробной мощностью. С этих позиций систему кровообращения можно рассматривать как одно из главных звеньев в системе транспорта кислорода при обеспечении максимальной работоспособности. Важную роль в обеспечении высокой работоспособности играет состояние сосудистого тонуса. Несоответствие фактического периферического сопротивления должному может приводить к повышению артериального давления, изменению упругоэластичных свойств сосудов, коронарного кровотока и др.
К ранним симптомам дезадаптации сердечно-сосудистой системы при стресс-эхокардиографической диагностике в динамике тренировочного процесса относят также низкий функциональный резерв сердца.
Срыв адаптации сердечно-сосудистой системы выражается в явлении миокардиодистрофии на почве физического перенапряжения, частота которой составляет у спортсменов от 6 до 16 %.
Из широкого арсенала методов функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы в спортивной медицине применяются эхокардио графия и допплер-эхокардиография; пульсометрия (с помощью спорттестеров расширены возможности оценки тренировочной работы в соответствии с пульсовыми зонами); электрокардиография; поликардиография; реография; ритмокардиография и т.д. Именно они наиболее широко используются в спортивной медицине, особенно в условиях УТС.
В процессе адаптации спортсменов к нагрузкам и поддержания высокой физической работоспособности очень важную роль играют печень и желчевыводящие пути.
Печень участвует в сложных процессах обмена белков и аминокислот, играет существенную роль в обмене липидов. Обмен липидов тесно связан и с желчевыделительной функцией печени, поскольку желчь осуществляет гидролиз и всасывание жиров в кишечнике.
За последние годы возросло число спортсменов, страдающих заболеваниями желчевыводящей системы (по данным разных авторов, достигает 18-22 %). Увеличение данной патологии связано как с возросшими нагрузками, так и с проблемой питания и подчас с бесконтрольным использованием фармакологических средств, перенесенным инфекционным гепатитом.
В целях диагностики наряду с клиническим исследованием используются методы функциона льной диагностики: реогепатография, характери зующая кровенаполнение и тонус сосудов печени, а также более современная диагностика с использованием ультразвуковой аппаратуры. Наиболее надежной диагностической программой с УЗИ стало для спортсменов ультразвуковое исследование печени и желчного пузыря в покое, после пробного завтрака и после физической нагрузки, разработанное М.С. Юдинцевой (1995). Необходимы также клинико-биохимические анализы крови на активность холинэстеразы, щелочной фосфатазы, глюкозы6фосфатазы, билирубина, позволяющие уточнять диагностику желчевыво дящей системы.
К ранним симптомам дезадаптации анализаторных систем, особенно в сложнокоординационных и игровых видах спорта, следует отнести нарушение вестибулярной устойчивости, резкое замедление времени двигательной реакции. Установлено, что первые признаки утомления сопровождаются замедлением ВДР (В.Н. Кузьмина, 1988).
К методам исследования анализаторных систем в функциональной диагностике относятся реакциометрия, треморография, критическая частота слияния световых мельканий, координациоме трия, стабилография, вестибулонистагмография, исследование поля зрения.
Для диагностики нервно-мышечного аппарата (НМА) применяются миотонометрия, исследование упруго-вязких свойств мышц, электростимуляционная электромиография, полидинамометрия.
Фактором, лимитирующим физическую работоспособность спортсмена, как показали исследования электростимуляционной электромиографии, может быть низкая степень надежности функционирования НМП (устойчивость амплитуды Мответа снижалась на 10-15 имп/с) (А.А. Стогова, 1982).
К ранним симптомам дезадаптации НМА следует также отнести резкое повышение тонуса мышц, ухудшение их упруго-вязких свойств.
В видах спорта на выносливость важнейшую роль в обеспечении высокой работоспособности играет система энергообеспечения : состояние внешнего дыхания, легочный газообмен и обмен газов крови, показатели внутренней среды организма, а также система кровообращения (Е.А. Ширковец, Кубаткин, 1975; В.В. Васильева, Н.А. Степочкина, 1986; В.Б. Гилязова, Н.Н. Балашова, 1996 ; А.И. Головачев и др.).
Низкое содержание гемоглобина в крови, снижение аэробных показателей, неэффективность функционирования кардио-респираторной системы, снижение функционального резерва сердца, резко выраженный декомпенсированный ацидоз и другие признаки указывают на ухудшение энергообеспечения работы и функциона льной подготовленности спортсмена.
Признаками, предшествующими развитию симптомов дезадаптации, могут служить кумуляция процессов недовосстановления между тренировочными микроциклами после дня отдыха: высокое содержание мочевины крови в покое; явление метаболического ацидоза; высокие величины КФК; АЛТ или АСТ; снижение содержания Нb; глюкозы; появление нарушений на ЭКГ или другие признаки недовосстановления (один признак или несколько).
Продолжительное недовосстановление может привести к развитию физического перенапряжения и снижению работоспособности.
Одним из проявлений дезадаптации у спортсменов может быть снижение неспецифической резистентности организма (И.Д. Суркина, 1982; Р.С. Суздальницкий, В.А. Левандо, 1985, и др.). Это приводит к увеличению частоты простудных заболеваний, возникновению гнойничковых поражений кожи. В целях профилактики снижения иммунитета на фоне ударных тренировочных нагрузок или формирования спортивной формы целесообразно проводить иммуностимулирующую терапию. Она может проводиться как для всей команды, так и индивидуально. Система мероприятий включает в себя помимо общеукрепляющих процедур прием лекарственных препаратов, а также витаминов, препаратов животного и раститель ного происхождения (маточкино молочко пчел и прополис, женьшень, элеутерококк, радиола розовая, элтон и др.).
При возникновении у спортсменок симптомов дисфункции яичников обязательна консультация гинеколога. Этой группе спортсменок необходима коррекция тренировочного режима в предменструальный период, за 3-4 дня до предполагаемой менструации.
Известно, что перемещение человека в районы с другим поясным временем сопровождается сложными адекватными перестройками функций его организма. Это касается вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой, психофизиологического состояния и других функций.
Таблица 1. Факторы риска заболеваемости в спорте
Раздражающее действие на анализаторы (выстрел, вибрация и др.)
Высокая скорость (горные лыжи и др.)
Неблагоприятные условия ведения тренировочной работы
Низкое качество спортивного инвентаря и покрытий
Страховочные средства
Дефицит витаминов и микроэлементов
Несбалансированность пищевого рациона
Резкая смена временного пояса
Дисбаланс в режиме занятий спортом, учебой и трудовой деятельностью
Злоупотребление лекарственными препаратами, в том числе анаболическими стероидами
Десинхроноз (рассогласование) суточных ритмов вегетативных функций организма спортсменов возникает при дальних широтных перелетах более пяти часовых поясов на запад или восток. Эти вопросы очень значимы с учетом проведения следующих летних Олимпийских игр в Австралии и зимних в США.
Период десинхроноза с новыми датчиками времени длится около 10-14 дней и особенно выражен в первые 2-3 суток.
Для выявления степени десинхроноза используются методы контроля: врачебный осмотр, определение частоты пульса, динамика артериального давления, расчет вегетативного индекса Кердо, температурная кривая, реография сосудов, ЭКГ, интервалокардиометрия, ортостатическая проба, контроль веса тела, биохимический контроль (мочевина крови, гемоглобин, лактат и др.).
Перелет на запад, как правило, переносится легче, чем на восток.
В последние годы возросло число соревнований (в том числе и коммерческих), на которые спортсмены вылетают на 5-10 дней без какой-либо предварительной акклиматизации, сразу после перелета участвуют в соревнованиях. Как показали результаты исследования, напряженная игровая деятельность после дальних широтных перелетов на восток и запад, начиная с первого и третьего дня, затрудняет протекание временной адаптации и усугубляет симптомы острого десинхроноза у волейболистов.
При этом установлено, что легче адаптируются спортсмены более высокой квалификации и те, кто имеет опыт дальних широтных перелетов. Большую роль играют индивидуальные резервные возможности спортсмена и высокий уровень функциональной подготовленности перед перелетом.
Физические средства направленного восстановления предусматривают использование как традиционных средств и методов (все разновидности массажа, гидропроцедуры, электросвето процедуры), так и нетрадиционных (баровоздейс твие, рефлексотерапия и др.), а также общего воздействия (ультрафиолетовое облучение, кислородные коктейли).
Рекомендации по индивидуализации восстановления содержат указания на продолжительность применения восстановительных средств, их сочетаемость с учетом течения восстановления и коррекции слабого звена, этапа тренировки и специфики двигательной деятельности.
В рекомендациях по тренировочному режиму учитывается необходимость его коррекции, например повышение аэробных возможностей, скоростной выносливости, или увеличение интервалов отдыха в тренировке, или временное снижение объема и интенсивности нагрузки.
Эффективность указанных рекомендаций, как показывает опыт работы на УТС, достигается только в том случае, когда они реализуются. А это зависит от совместной работы и взаимопонимания научного сотрудника-медика, врача и тренера команды. В противном случае слабые звенья адаптации предопределяют развитие патологического состояния и формируют хронические заболевания внутренних органов и ОДА, ограничивая спортивную работоспособность.
Тренер, а тем более врач команды должен помнить, что в случаях, когда у спортсмена жалобы и клинические симптомы дезадаптации носят постоянный характер, плохо поддаются коррекции, следует провести специальное обследование, вплоть до стационара.
Комплексная система мер профилактики заболеваний и травм в годичном тренировочном цикле подготовки спортсменов и предупреждения предпатологических состояний должна включать средства и методы первичной и вторичной профилактики (табл. 2).
Таблица 2. Схема комплексной системы профилактики заболеваний и травм в годичном тренировочном цикле подготовки спортсменов
При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации
Дата публикации: 27.05.2014 2014-05-27
Статья просмотрена: 5578 раз
Библиографическое описание:
Санинский, В. И. Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации / В. И. Санинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 870-873. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11294/ (дата обращения: 19.12.2021).
Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Дезадаптация сотрудника в организации негативно сказывается на его рабочей деятельности, в последствии проводя к конфликтам с окружающими, не выполнением своих служебных обязанностей, снижая эффективность свою и всего взаимодействующего с ним коллектива. Своевременная диагностика и профилактика дезадаптации сотрудников позволит повысить эффективность деятельности организации.
Ключевые слова: профилактика, дезадаптация, повышение эффективности
The problem of disadaptation is among social and personal problems. Disadaptation of the employee in the organization negatively affects his working activity, in a consequence carrying out to the conflicts to people around, not performance of the official duties, reducing the efficiency and all collective interacting with it. Timely diagnostics and prevention of disadaptation of employees will allow to increase efficiency of activity of the organization.
Проблема дезадаптации относится к числу социальных и личностных проблем. Она возникает в различных областях жизни современного человека. Исследователи уделяют внимание различным аспектам социальной, школьной, психологической, психосоциальной и патогенной дезадаптации. (Б. Н. Алмазов, С. А. Бадмаев, Б. С. Братусь, Л. М. Аболина, С. А. Беличева, В. Н. Мясищев, А. С. Слуцкий, Н. И. Фелинской) Большинство из них рассматривают вопросы дезадаптации студентов и школьников процессе обучения, а также сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на то, что дезадаптация является фактором влияющим на эффективность деятельности сотрудников в организации, можно обнаружить небольшое число работ, посвященных данному вопросу.
Понятие «дезадаптация» впервые появилось в психиатрической литературе. Оно получило свою интерпретацию в рамках концепции предболезни и рассматривалось как промежуточное состояние. Дезадаптация является нарушением механизмов приспособления сотрудника в результате внутренней или внешней дисгармонии личности и организации, проявляемых в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. (Т. Д. Молодцова). [3]
Дезадаптация активно изучается различными авторами. Например влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б. Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С. А. Бадмаева, Б. С. Братусь, В. Н. Мясищева, А. С. Слуцкого, Н. И. Фелинской и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации — в работах Ю. Е. Алешиной, А. С. Белкина, Т. А. Власовой, А. И. Кочетова и др. В работах Л. М. Аболина, С. А. Беличевой, К. Н. Волкова, А. Е. Личко, Ю. А. Миславского и др. Акцентируется внимание на психологических аспектах дезадаптации. В зарубежной печати имеются работы, описывающие характер проявлений и типологию дезадаптации. Среди них можно выделить исследования С. Аша, посвященные механизму комфортности; труды П. Поппера и И. Раншбурга о социальных факторах развития личности; М. А. Робера и Ф. Тильмана о типологии личности, психологии индивидуального и группового поведения; Е. Галантера, Дж. Миллера и К. Прибрама — о нейродинамических аспектах личности; М. Земска — об адаптации подростков в семье; Г. Лебона — о законах поведения человека в неорганизованной общности людей. В работах неофрейдистов А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Фромма и др. особое внимание уделяется структуре личности, природе комплексов, социальной обусловленности поведения и психики человека. [1]
Теоретический анализ показал, что в современной науке выделяются три основных подхода к пониманию дезадаптации: клинический, социально-психологический и онтогенетический.
С точки зрения клинического подхода (патогенный вид) под дезадаптацией понимается нарушение механизмов психологического приспособления, происходящее в результате эмоционального стресса (острого или хронического), которое активизирует систему защитных реакций (Ю. А. Александровский, В. Я. Семке, С. Б. Семичов).
С позиций социально-психологического (психосоциального) подхода дезадаптация рассматривается как процесс нарушения равновесия личности и среды (Б. Н. Алмазов, С.А Беличева, Т. Г. Дичев, С. Раттер). Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]
Дезадаптация может быть детерминирована различными факторами, внутренними (во взаимодействии с самим собой, чаще всего не выраженных внешне, но способные перерасти во внешние) и внешними (поведенческими, проявляющимися в ответных реакциях, во взаимодействии с окружающим миром).
К внутренним факторам дезадаптации сотрудников относят:
— длительную болезнь; нарушения нервной системы; нарушения анализаторов;
— проявления различных фобий; акцентуации характера;
— неблагоприятные проявления эмоционально-волевой сферы; ограниченные возможности сотрудника к общению;
— длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденную или принудительную) от среды повседневной жизнедеятельности; переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др;
— появление внутренних комплексов; физические и психические переутомления; период личностных неудач; неадекватную самооценку;
— затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;
— агрессивность социального поведения; слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении; профессиональное выгорание и др.
К внешним факторам дезадаптации сотрудников организаций относят:
— деформированные семейные отношения, низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи; высокие требования к выполняемой работе, высокую эмоциональную напряженность;
— недостаточное внимание к общению с сотрудником со стороны семьи, коллег;
— влияние СМИ, формирующее мировоззрение и интересы, пропаганды идеалов социального благополучия и легкости их достижения;
— угнетение личности группой (дезадаптирующая группа) и др.
Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин или они могут быть взаимосвязаны, из одного вытекает другое. Например из-за плохих отношений в семье сотрудник может срываться на подчиненных или вступать в конфликты в коллегами, считая себя не понятым другим, в конечном итоге замкнуться в себе и наоборот, нарушение самооценки может привести к конфликтам на работе, которые будут вытекать на дисгармоничных отношениях в семье и эмоциональном перенапряжении. В данном примере одна причина дезадаптации вытекает из другой.
Дезадаптация может проявляться как спонтанно, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления дезадаптаци:
— ощущение сотрудником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;
— асоциальные формы поведения, проявляется в нарушениях правил поведения;
— изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;
— нарушение норм морали и права;
— потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;
— невыполнение рабочих обязанностей или серьезные затруднения в выполнении рабочих обязательств;
— девиантное поведение (алкоголизм, наркомания);
— увеличение количества нарушений дисциплины (опоздание, прогулы);
— отказ выполнять распоряжения руководства;
— возрастание конфликтов с окружающими.
Понимая негативные последствия дезадаптации на личностях сотрудников, отметим необходимость своевременной диагностики и профилактики дезадаптации. В процессе профилактики дезадаптации в организации необходимо учитывать ряд факторов.Например, внешнюю дезадаптацию легче обнаружить, что облегчает процесс ее профилактики.
Внутренняя дезадаптация в основном связана с нарушениями во внутриличностной среде и может проявляться в виде эмоциональной нестабильности, депрессии, деструктивных реакций, фрустрации. В диагностике внутренней дезадаптации, до ее поведенческих проявлений могут помочь проведения тестирования.
Своевременную диагностику дезадаптации необходимо начинать еще на этапе устройства в организацию и в последующем рабочем процессе. При этом диагностируется:
— эмоционально-психологическое состояние, произвольность деятельности и саморегуляция;
— интеллектуальная сфера: восприятие, внимание, память, мышление; изучение психофизиологические функции;
Комплексная диагностика позволяет в целом обеспечить многоуровневый подход к изучению сотрудника.
Процесс профилактики дезадаптации затруднен тем, что дезадаптация чаще всего встречается как довольно сложное сочетание различных ее форм. Здесь может помочь медико-социальная реабилитация, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-психологической помощи преодоления дезадаптации, возникающей в результате различных психосоматических и нервно-психических заболеваний и патологий. [2]
Очень важно определить, что послужило первопричиной дезадаптации, иначе процесс профилактики будет очень затруднен, если вообще возможен. Сложность в профилактики проявляется в устоявшихся дезадаптивных формах поведения, если со временными, вызванными различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт в семье, на работе, неконтролируемое эмоциональное состояние и т. д.) можно работать, то устойчивые формы дезадаптиции слабо поддаются коррекции и, как правило являются взаимосвязью различных взаимоотношений. К устойчивым формам дезадаптации можно отнести акцентуации характера. Определенную трудность в профилактике вызывают сотрудники более успешные, что нередко сопровождается несдержанностью, эгоизмом, пренебрежительное отношение к руководству и коллегам.
Предупреждению и преодолению последствий дезадаптации способствует создание в организации благоприятной среды. Наиболее благоприятные организационные условия, предусматривающие дифференцированную коррекционную помощь непосредственно в ходе рабочего процесса и вне ее, могут достигаться за счет:
— совместной деятельности, мероприятий, направленных на активную интеграцию в коллектив; небольшой наполняемости отделов;
— комфортного санитарно-гигиенического и психологического климата, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; развивающих занятий с тренерами и специалистами направленных на развитие и коррекцию функций, умений и навыков;
— стимулирования творческой активности, инициативности, самостоятельности сотрудника;
— создания оптимальных рабочих условий; недопущения физических, эмоциональных, умственных перегрузок в процессе работы из-за несоответствия уровня сложности индивидуальным возможностям сотрудника и организации рабочего процесса; поддержки и помощи сотрудникам в адаптации к новым для них условиям (наличие психологов в организациях, разгрузочных комнат, совместных и командных мероприятий);
— побуждения сотрудника к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующего его адаптацию;
— создания доступной специальной службы социально-психологической помощи, для оказавшихся в трудной жизненной ситуации (материальная помощь в случае гибели близких или обнаружения тяжелых форм болезней, путевки в оздоровительные санатории и т. д.;
— обучения руководителей методике работы по предупреждению и преодолению последствий дезадаптации;
— подготовки специалистов для специализированных служб социально-психологической помощи в организации.
Профилактика дезадаптации требует больших усилий, направленных на ее своевременную диагностику и предотвращение на ранних стадиях ее возникновения и развития. Содержание и характер профилактической деятельности определяется факторами, которые привели к дезадаптации. Проблема профилактики дезадаптации у сотрудников в пространстве организации еще недостаточно изучена, что создает значительную область для научного поиска.
1. Змановская Е. В., Новикова И. А., Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности // Вестник психотерапии. — 2009. — № 29(34). — С. 66–80; Котенёв И. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и пост-стрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. — № 1. — С. 76; Ксенофонтов А. М., Беликов И. И., Новикова И. А. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Психо педагогика в правоохранительных органах. — 2010. № 1(40). — С. 54–57.
2. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — N 6 (17). — URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 19.05.2014).
3. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. — № 05 (май). –ART 13099. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.html (дата обращения: 19.05.2014).
4. Смирнова, С. В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф. дисс… канд. психол. н./С. В. Смирнова. — 2005 — Томск.