Что может выдавать ваше эмоциональное состояние при общении с пострадавшим в чс
Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации
Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации
Предлагаем нашим читателям познакомиться с рекомендациями к оказанию срочной психологической помощи пострадавшему, попавшему в ледяную воду, подготовленные нашим коллегой из ГУ МЧС по Красноярскому краю Виктором Долженко. Эти советы будут полезны как специалистам, так и каждому человеку, столкнувшемуся с ситуацией сильного стресса.
У человека, пережившего какую-либо экстремальную ситуацию, могут проявляться различные психические реакции.
Истерический припадок может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Признаки: сознание сохраняется; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания.
Помощь
1. Удалите зрителей. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить пострадавшего (с грохотом уроните предмет, резко крикните на него).
3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном, например: «выпей воды», «умойся». Не потакайте его желаниям.
4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать, наблюдайте за его состоянием.
Одна из самых сильных защитных реакций организма. Она проявляется после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
Признаки:
1. Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи.
2. Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения).
3. «Застывание» в определенной позе, оцепенение или полная неподвижность.
4. Возможно напряжение отдельных групп мышц.
Помощь
1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
2. Кончиками указательных пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, четко над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями.
3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните: необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего!
Все время разговаривайте с пострадавшим, выслушивайте все, что он хочет высказать.В роли пострадавшего, к сожалению, могут оказаться и сами спасатели. Несмотряна то, что они морально и физически подготовлены к подобным экстремальным ситуациям. Поэтому и спасателям также должна оказываться своевременная психологическая помощь
Общение с пострадавшим в очаге ЧС (группа пострадавших «жертвы»)
МЧС РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«1 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО
Утверждаю |
Начальник УП |
подполковник внутренней службы |
С.А.Чураков |
«_____»__________________20 года |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения занятий по дисциплине:
(специальное первоначальное обучение пожарных)
Тема:1.2.2. «Общение с «жертвой» в очаге чрезвычайной ситуации»
Рассмотрено на заседании пед.совета протокол №___
от «___»____________20___ г.
Ижевск
Цель занятия: познакомить слушателей как вести себя при общении с «жертвой» при ЧС
Количество часов: 2 часа
Место проведения: учебный класс
Материальное обеспечение:методическая разработка
Руководящие документы и литература:
1. А.П. Самонов «Психология для пожарных».
2. М.И. Марьин «Профессиография основных видов деятельности пожарных»..
· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов – 8 мин.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 60 мин.
Общие принципы общения с пострадавшими:
1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.
2. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов, так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Следует избегать длинных предложений с множеством связок.
3. Необходимо избегать в речи частицы «не». Важно помнить, что пострадавшим сложно планировать свою деятельность. Поэтому когда специалист им говорит, что не нужно делать, они не всегда могут понять, что же сейчас нужно делать. Гораздо эффективнее будет давать прямые указания.
4. Речь должна быть четкой и достаточно медленной с элементами внушения: «Помощь пришла!», «Слушай меня!». Такая речь может успокоить пострадавшего, сконцентрировать его внимание на специалисте.
5. Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Мы уже говорили о том, что пострадавшие могут неверно интерпретировать или придавать чрезмерное значение отдельным обрывкам фраз, словам. Важно, что пострадавший может неверно истолковать не только речь, обращенную к нему, но и обращать внимание на разговоры специалистов между собой.
6. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Во-первых, это накладывает на вас дополнительную ответственность. Во-вторых, в дальнейшем это может привести к трудностям: если обещание не выполнено, информация об этом может быстро распространиться среди пострадавших, сформировать у них негативное отношение к специалистам.
7. Существует запрет на фразу: «Все будет хорошо!» У многих пострадавших она способна вызвать агрессию. Например, если личностный смысл ЧС для пострадавшего заключается в том, что вся дальнейшая его жизнь разрушена. Это может крайне негативно отразиться на взаимодействии с пострадавшим.
8. Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, паника. Эти интонации может уловить пострадавший, что повлияет на его эмоциональное состояние.
9. Специалист должен осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.
В общении с людьми, находящимися в особом состоянии, имеет большое значение навык конструктивного общения. С помощью него можно эффективнее выстраивать свою работу, сохраняя собственные силы для продолжения профессиональной деятельности. Несомненно, часто деятельность горноспасателей осуществляется в условиях, когда общение невозможно реализовать. В таких случаях особую роль приобретает невербальный контакт с пострадавшим: жесты, позы, зрительный контакт, характер прикосновений и пр. То есть, даже не имея возможности выстроить общение в словесной форме, можно оказать влияние на пострадавшего особым образом выстроенным поведением.
Общение с пострадавшим в очаге ЧС (группа пострадавших «жертвы»)
Сейчас мы рассмотрим основные принципы общения с одной из групп пострадавших – жертвами. Это та категория, с которой горноспасатели чаще всего сталкиваются в ходе проведения работ. Жертвы – группа пострадавших, к которой относятся люди, временно изолированные в очаге ЧС (например, находящиеся под завалом).
Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, которые мы рассмотрели, но имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми включает в себя:
– работу с жертвой в течение проведения аварийно-спасательных работ;
– работу после извлечения (этап, предполагающий «правильную» передачу медицинским работникам или родственникам).
Работа с жертвой (в сознании) в течение аварийно-спасательных работ:
1. Стараться удерживать человека в сознании, чего можно достичь за счет общения с ним.
2. Один из специалистов может быть «заговаривающим» лицом, т.е. общаться с жертвой в течение проведения работ.
3. При возможности необходимо поддерживать физический контакт (взять человека за руку, за ногу). Зачастую также важен и зрительный контакт. Для человека это показатель того, что специалист сконцентрировал свое внимание на нем, поддерживает его.
4. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
Сбор информации о жертве включает в себя:
– информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит);
– информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура), в том случае, если пострадавший изолирован и у вас нет возможности самостоятельно оценить окружающую обстановку;
– информацию о том, кто был с ним во время трагедии;
– информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.
Информация для жертв предоставляется следующая:
– информация о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения;
– информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению;
информация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации;
– информация о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью: закрытых глаз, медленного, неглубокого и через нос дыхания;
– информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему;
– комментирование действий горноспасателей по извлечению пострадавшего.
Тема № 6. «Общение с «жертвой» в очаге ЧС»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)?
Группы пострадавших:
1.Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).
2.Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
4.Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
5.Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с «плохой судьбой» своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.
Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.
6.Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.
7.Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.
«Общение с «жертвой».
Цель: разобрать общие принципы общения с «жертвой» во время проведения аварийно-спасательных работ.
Помимо основных правил общения с пострадавшими в чрезвычайном происшествии, является необходимым выделить правила работы с людьми, чьи жизни находятся на грани, теми людьми, которые напрямую зависят от вовремя и грамотно оказанной им помощи. Например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной аварии или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении. Такую группу пострадавших принято называть «жертвы», то есть люди, находящиеся в очаге ЧС.
Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:
— работа с «жертвой» в течение аварийно-спасательных работ;
— работа с «жертвой» после ее извлечения.
Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека.
Практика самих пожарных, спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу же после вызволения их из очага ЧС, причем, не всегда вследствие полученных травм. Примером может служить ситуация землетрясения, когда в течение двух суток спасатели работали над извлечением из-под обломков, находившегося в сознании мужчины. Они поддерживали с ним связь, работали поочередно, без перерывов. Делалось все для спасения человека. Мужчину удалось извлечь, но не удалось спасти, он умер при передаче его медикам.
Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить…
Что происходит дальше? «Жертва» спасена. Кошмар окончился, он увидел свет. Часто это означает, что человек уже все от него зависящее выполнил, а дальше о нем позаботятся другие (медики). Именно на этом этапе пострадавший снимает с себя ответственность за дальнейшее происходящее – бороться больше не за что, главная цель достигнута. Теперь он может, наконец, расслабиться и …умереть.
Можно предположить, как чувствуют себя в такие моменты пожарные, спасатели. По их словам, бывали случаи, когда по окончании подобной ситуации, долго ведут диалог с самими собой по вопросам: «Все ли я сделал для того, что бы человек выжил? Что я сделал не так?». Подобные диалоги могут перерасти в чувство вины.
Первый этап: Основы работы с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ
1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.
2. Для этого, один из группы работающих пожарных, спасателей является – «заговаривающим», который поддерживает связь с пострадавшим. Теоретически, это психологическая работа, но практически данным видом деятельности приходится заниматься кому-то из пожарных, спасателей, т.к. пока на ЧС задействуются очень небольшое количество психологов, и их естественно не хватает на всех пострадавших. Следовательно, вам необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом.
4. Сбор информации о пострадавшем:
— информация о нем на данный момент: как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит? Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места? И т.д.
— информация о «жертве» иного рода: есть ли дети? чем занимается? что любит? кому он нужен? И т.д. Именно это информация позволит вам найти для этого пострадавшего ресурс и простроить перспективу на будущее.
5. Простройка перспективы на будущее представляет собой не столько настрой на выживание «жертвы», сколько настрой на желание ее жить дальше! Такая простройка осуществляется благодаря информации, предоставленной «жертвой» в процессе их общения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. (Материалы представлены в Приложении10).
Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:
1. | Старайтесь держать человека в сознании |
2. | Обязательно общение – «заговаривающий» |
3. | При возможности – поддерживайте физический контакт |
4. | Сбор информации |
5. | Поиск ресурса, простройка перспективы на будущее |
Упражнение «Общение с жертвой»
Цель: Отработка навыков общения с жертвой.
Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению.
Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается:
— ощущения «жертвы» на разных этапах общения;
— ощущения «заговаривающего» на разных этапах общения с пострадавшим.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на этом этапе занятия, возможно, просмотреть видеоролик по общению спасателей с пострадавшим, а затем провести обсуждение: насколько эффективно было общение? была ли возможность у спасателей общаться с пострадавшим? какие ошибки допустили спасатели при общении с данным пострадавшим? и т.п. Можно проиграть эту ситуацию правильно.
Второй этап: «Общение с «жертвой» после извлечения».
Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается! Основные принципы общения (работы) с «жертвой», после ее извлечения:
— передаете человека другим специалистам (медикам);
— даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.
Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!
Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:
Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:
1.Задайте человеку подряд три вопроса, на которые он однозначно ответит «Да».
2.Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).
В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии.
Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.
Схема выполнения техники «Трех «да»:
Техника пресуппозиции. Предполагает подстройку под совершаемые человеком действия, прогнозирование окончания данного действия, а так же связь прогнозируемого действия с действием или изменением состояния пострадавшего, желательного для вас.
Схема выполнения техники пресуппозиции:
Подстраиваетесь под действие человека: | Он пьет воду |
Прогнозирование дальнейшего действия, которое он наверняка совершит: | Он допьет воду |
Связываете прогнозированное действие с действием или изменением состояния, которое вам необходимо: | Еще до того, как ты допьешь воду, ты станешь сильнее |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. Материалы представлены в Приложении11.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Техники внушения быстры в применении, поэтому паузы и растерянность делают технику не эффективной. Техники внушения целесообразны в применении тогда, когда человек, желающий применить ту или иную технику, будет не просто иметь теоретическое представление о ней, а иметь практический навык неоднократного применения в учебной ситуации.
Упражнение «Техники внушения».
Цель: отработка навыка применения техник внушения.
Содержание упражнения:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Рекомендуется заранее заготовить комплекты. Техники в карточках, вы указываете самостоятельно.
Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ
Нами были рассмотрены общие принципы конструктивного общения, приемы активного слушания, применение которых целесообразно не только в пределах профессиональной сферы, но и вне ее. Эффективное общение с людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию, то есть с людьми, подвергшимися сильному стрессу и находящимися, как правило, в дезадаптивном психическом состоянии, предполагает необходимость соблюдения определенных принципов.
Рекомендации по ведению:На данном этапе работы рекомендуется провести опрос. Примерные вопросы для обсуждения:
— Замечали ли Вы у пострадавших какие-либо особенности поведения? Если да, то какие?
— Было ли их поведение адекватным в традиционном понимании этого слова?
— При общении с пострадавшим, замечали ли Вы какие–либо особенности в их поведении: замедленная реакция, невозможность сконцентрироваться на чем-то, спланировать свою дальнейшую деятельность и пр.?
— Просто ли Вам было общаться с людьми, находящимися в таком состоянии, при выполнении своих профессиональных задач?
— Были ли сложности в установлении контакта с ними? Охотно ли они шли на контакт? Если нет, то почему?
Действительно, очень сложно общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы помочь.
Наряду с приемами активного слушания, которые следует по возможности использовать при общении с пострадавшими, можно назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.
Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ:
1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.
2.В речи специалистов не должно быть сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста, …., не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом Ваших мыслей.
3.При работе в зоне ЧС необходимо желательно избегая в речи употребления частицы «не».
4.Речь должна быть плавной и медленной с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!».
5.Использование приемов косвенного внушения (техники: «три да», «или или», «пресубпозиция»).
6.Использование приемов присоединения.
7.Контроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшими.
8.Не давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить.
9.Запрет на фразу: «Все будет хорошо»! Подобная фраза способна вызвать агрессию со стороны пострадавшего, что в дальнейшем может негативно отразиться в Вашем с ним взаимодействии и общении в целом.
10.Контроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием.
11.Демонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника
Необходимо учитывать тот факт, что случаи неконструктивного или «не совсем удачного» взаимодействия пострадавших даже с одним из сотрудников, способны повлечь за собой недоверие ко всем специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, а так же к службе в целом.
12.Поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшими.
При поиске ресурса, необходимо учитывать несколько факторов:
1. Важно, чтобы найденный ресурс был адекватен для данного человека и для данной ситуации: здесь и теперь. Например, в ситуации землетрясения со значительным количеством жертв, одна женщина сильно переживала по поводу потери всего имущества. Для этой женщины ресурсом стало то, что все её близкие остались в живых и это самая большая ценность. Как Вы понимаете, для многих других пострадавших это ресурсом не стало бы. В этой же ситуации были пострадавшие, для которых утрата имущества стала более значимой потерей, чем гибель родственников.
2. На разных этапах общения возможно нахождение различных ресурсов, так скажем, поэтапное. Например, при крушении самолета пожилая женщина потеряла свою семью и осталась совсем одна. На первоначальном этапе ресурсом являлись необходимость опознания всех своих родных и захоронение их по всем правилам и обычаям. Через какое-то время ресурсом для этой женщины стала активная помощь людям, пережившим подобную трагедию.
3. Нужно помнить о том, что один и тот же ресурс может быть актуальным для одного пострадавшего и не актуальным для другого. Например, для одного человека наличие семьи и детей является мощнейшим ресурсом, ради которого есть смысл продолжать жизнь, а для другого – работа, карьера и социальный статус важнее, чем семья.
Рекомендации по ведению:На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 7).
Рекомендации по ведению:На данном этапе необходимо провести опрос. Опираясь на свой опыт, скажите:
— Как Вы считаете, нужны ли Вам знания, полученные Вами на этом занятии?
— Было ли в занятиях то, что Вы уже использовали и Вам это помогало?
— Какие приёмы хотелось бы использовать в работе?
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется демонстрация видео фрагмента «Общение с пострадавшим 1». Обсуждение. Примерные вопросы:
— Как Вы можете охарактеризовать общение с пострадавшим в видео фрагменте?
— Назовите принципы общения с пострадавшим, которые были нарушены.
— Как можно было бы выстроить общение с этим пострадавшим, применяя названные ранее принципы?
В общении с людьми, находящимися в особом психическом состоянии в момент переживания острой психической травмы, имеет большое значение навык конструктивного общения, который необходимо формировать и поддерживать. С помощью его можно значительно эффективнее выстраивать свою работу, при этом сохраняя собственные силы и ресурсы для продолжения профессиональной деятельности.